Материальная ответственность водителя судебная практика.
Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании - диаметрально противоположные.
Для большинства работодателей водитель - лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина - это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.
Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».
Материальная ответственность - это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.
Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно , она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия ().
Кроме «императивной категории», существуют и такие должности, с которыми работодатель вправе заключить соглашение о полной материальной ответственности (). Обратите внимание, в отличие от «императивной» группы, при отсутствии договора, работнику ничего, кроме обычной матответсвенности в размере месячного заработка, не грозит.
«Закрыто-открытый» перечень
Правило об «ограниченной» материальной ответственности касается тех, чья работа непосредственно связана с обслуживанием или использованием имущества, в частности денежных или товарных ценностей. Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему. Сюда относятся работники, осуществляющие, в частности, перевозку денег и иных ценностей, и другие сотрудники, чей труд связан с транспортировкой наличности или других ценных вещей, например, получение, заготовка, хранение, учет, выдача материальных ценностей (см. постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85).
Получается, что, с одной стороны, перечень строгий, «закрытый», а с другой - у работодателей все-таки есть возможность подойти к вопросу установления полной матответственности «творчески», и «повесить» ее на сотрудника, не указанного в Перечне, но которому для выполнения трудовых функций доверено дорогостоящее имущество компании. И, как показывает практика, довольно часто такими «счастливчиками» становятся именно водители. Ведь чересчур предусмотрительные работодатели стараются заставить их держать «полномасштабный ответ» не только за груз, который они перевозят, но и за сам автомобиль.
Неприятный инцидент
Именно в такую ситуацию и попал водитель-экспедитор одной компании в Санкт-Петербурге. После подписания трудового контракта, с новоиспеченным сотрудником был заключен договор о полной материальной ответственности. Согласно этому документу, работник принял на себя полную ответственность за недостачу, утрату, повреждение вверенного ему имущества, в том числе транспортного средства, отданного ему на основании путевого листа.
С водителя нельзя взыскать упущенную выгоду. Подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.
По прошествии некоторого времени водитель получил для перевозки к заказчику автомобиль с полуприцепом. И, произведя разгрузку, поставил автомашину на стоянку на дороге, откуда она была похищена, и хоть ТС было в дальнейшем возвращено, но увы, в поврежденном состоянии.
А спустя некоторое время, работодатель решил воспользоваться условиями договора о матответственности, и обратился в суд с иском о взыскании полного ущерба, указывая, что в результате грубого нарушения должностных обязанностей водителем-ответчиком, вверенный ему автомобиль поврежден, а стоимость восстановительного ремонта «встала» фирме в крупную сумму.
Не «вверенное», а «используемое»
Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины ( и 242 ТК РФ).
На заметку
Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.
Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае - не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она - не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.
Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство - незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля - неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).
Другая зона риска
Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления () - например, при самовольном использовании транспорта. «Обратите внимание, - поясняет адвокат Александр Павлов, - факт совершения преступления может быть установлен только судом.
Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться - подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».
Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, - напоминает г-н Павлов, - в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя ».
Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать . Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода - бесполезно: компенсировать ее не удастся.
Марина Скудутис
и Анна Мишина
, для журнала «Расчет»
Правильный договор
Договор - обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор».
Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
1. Общие положения.
1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.
1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.
1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.
2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.
3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).
3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.
3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.
Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.
4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).
4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче). Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре. Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.
4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.
а) умышленного причинения ущерба;
б) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
г) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
д) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.
Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель. Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.
Трудовой кодекс (далее также – ТК РФ, Кодекс) определяет ответственность участников трудового контракта. В частности, ст. 232 Кодекса регламентирует, что сторона трудового контракта, нанесшая ущерб противоположной стороне, возмещает причиненные убытки в полном размере в соответствии с нормами трудового и гражданского законодательства.
Является ли водитель, заключивший договор с работодателем, материально ответственным лицом, и подлежит ли заключению с ним договор о материальной ответственности?
Аб. 2 ст. 232 Кодекса определяет, что ответственность участников трудовых правоотношений может быть общей и специальной . Общие меры наказания устанавливаются Кодексом и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, специальные же – договором сторон.
Соглашение сторон может конкретизировать меры ответственности в случае нанесения ущерба. Однако договорная ответственность сотрудника не может быть выше, чем это предусмотрено законодательством.
Материальная ответственность водителя, равно как и другого работника, наступает только в случае прямой взаимосвязи между виновными действиями сотрудника компании (или бездействием) и причиненным ущербом. При этом сторона, пострадавшая в результате виновных действий или бездействия, обязана привести доказательства размера причиненного вреда.
ТК РФ разделяет ответственность трудящихся по трудовому контракту на две разновидности : ограниченная и полная.
Ограниченная применяется в общем случае – если с трудящимся не был заключен отдельный договор о полной материальной ответственности (далее – ПМО). В этом случае работник обязан возместить ущерб любого вида только в пределах своего среднемесячного дохода.
Иначе, при ПМО, на работника накладывается обязанность по полной компенсации причиненных убытков, вне зависимости от размера среднемесячного заработка.
Ст. 242 Кодекса более подробно раскрывает нюансы компенсационной выплаты работодателю за нанесенный сотрудником материальный ущерб. Так, на основании аб. 1 указанной статьи при ПМО работник обязан компенсировать организации-работодателю только прямой действительный убыток.
Под прямым действительным убытком понимается:
- уменьшение денежных наличных активов компании в результате противоправных действий сотрудника;
- ухудшение состояния вверенного работнику имущества (в том числе, если оно находится во владении или пользовании у третьих лиц).
Может ли работодатель возложить на своего водителя ПМО и заключить соответствующий договор? Профессия водителя непосредственно связана с управлением служебным автомобилем, а значит – и с риском его повреждения/утраты в результате действий/бездействия (в том числе, и противоправных) со стороны работника.
Ответ на данный вопрос есть в Постановлении Минтруда РФ от 31 декабря 2002 года №85 «Об утверждении перечней должностей и работ…№ (далее – Постановление).
Аб. 2 настоящего Постановления регламентирует, что договор о ПМО может быть заключен с лицами, осуществляющими инкассаторские функции, в том числе, и перевозку (транспортировку) денежной наличности. Таким образом, к лицам, с которыми работодатель может заключить договор о ПМО, относятся водители-инкассаторы.
Аб. 12 Постановления гласит, что с работниками, осуществляющими доставку грузов, багажа, почтовых отправлений или прочих ценностей, работодатель имеет право заключить соглашение о ПМО. Значит, еще одна категория водителей подпадает под полную мат. ответственность – экспедиторы, дальнобойщики и др.
Наконец, аб. 13 Постановления устанавливает, что должности, предполагающие реализацию работ по перевозке драгоценных и полудрагоценных металлов, камней, синтетического корунда и иных материалов, являются должностями с полной материальной ответственностью.
Особенности для экспедитора, при перевозке груза
На основании аб. 12 Постановления водители-экспедиторы могут быть полностью материально ответственными гражданами . Для этого работодателю необходимо заключить с такими лицами соответствующий договор.
В силу ч. 1 ст. 243 Кодекса ПМО возлагается на водителя в случае, если в соответствии с ТК РФ и другими принятыми согласно нему ФЗ на работника возлагается ПМО за ущерб, причиненный работодателю. Как видим, в Постановлении указано, что работодатель может, но не обязан заключить с водителем-экспедитором такой договор.
Работодатель вправе заключить договор о ПМО с экспедитором за сохранность перевозимого груза как на основании ч. 1 ст. 243 ТК РФ , так и в силу положений ч. 2 этой же статьи.
Анализируя положения законов, можно сделать вывод, что дальнобойщик несет ответственность за :
- техническое состояние управляемого им транспортного средства;
- комплектность и состояние перевозимого груза.
ПМО для экспедитора наступает не только при недостаче груза, обнаруженной на конечной точке пути, но и при:
- преднамеренном нанесении повреждения транспортному средству и/или грузу;
- нанесении вреда при нахождении в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения;
- использовании грузовика вне рабочего времени или в своих личных целях.
Ст. 244 ТК РФ определяет, что работодатели, решившие заключить со своими водителями контракты о ПМО, и проверившие, что выполняемые водителем работы включены в перечень Постановления, в отношении которых может быть наложена ПМО, обязаны заключать соглашение по унифицированной (типовой) форме .
Типовая форма состоит из двух разделов : особенная часть и общая.
В особенной части указываются следующие сведения:
- наименование организации-работодателя;
- руководитель организации или заместитель;
- название документа, на основании которого работодатель осуществляет свою деятельность (Устав, Положение и др.);
- ФИО работника или его должность.
В общей части приводятся условия договора о ПМО. Они могут различаться в зависимости от специфики выполняемых водителем работ, конкретной должности и др.
В типовой форме содержится перечень прав и обязанностей работника и работодателя по договору в общем случае. Контрагенты вправе вносить в типовую форму собственные коррективы. Заполнение может осуществляться от руки и при помощи машинописной техники.
В конце документа указываются адреса сторон, ставится дата заключения договора. Каждый из контрагентов расписывается. Работодатель дополнительно ставит свою печать (при наличии таковой).
29.03.2018, 15:07
Под материальной ответственностью понимается обязанность сотрудника восполнить причиненные убытки. В случае с водителями, которые работают на арендованном или предоставленном на определенных условиях автомобиле, матответственность выражается в возмещении ущерба от порчи транспортного средства (ТС). Договор материальной ответственности водителя за автомобиль заключается либо одновременно с трудовым контрактом, либо в другое время по соглашению сторон.
Разновидность возмещаемого ущерба водителем
Согласно ст. 241 ТК РФ каждый сотрудник несет матответственность в размере своей месячной зарплаты. Это общее положение, которое не зависит от размера причиненного убытка.
Взыскание соразмерного ущерба предусматривается лишь в том случае, когда был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя. С другой стороны, подобные соглашения можно заключать далеко не со всеми категориями сотрудников. Ст. 244 ТК РФ содержит полный список профессий, с которыми можно заключать подобные договора. Это должности, предусматривающие непосредственный контакт с деньгами, драгоценностями и иными материальными ценностями. Договор материальной ответственности с водителем заключается в том случае, если работник занимает должность шофера инкассаторской машины или аналогичную профессию. Иначе соглашение заключить не получится.
Казалось бы, можно смело утверждать, что с людей, которые не подписывали соглашение о полном возмещении ущерба, его невозможно потребовать. На самом деле это не так. Возмещение ущерба проводится независимо от привлечения работника к какой-либо категории профессий или от факта подписанного договора, что характерно для следующих ситуаций:
- преднамеренное причинение убытка;
- состояние опьянения сотрудника, которое привело к ущербу;
- преступные действия, доказанные судебными органами;
- убыток нанесен в результате административного правонарушения;
- ущерб нанесен во внерабочее время.
Данные пункты оговорены в ст. 243 ТК РФ.
Процедура заполнения договора
Образец договора о материальной ответственности с водителем – это специальная форма, утвержденная Минтруда 31.12.2002 года. Согласно документу, работник обязан:
- бережно относиться к вверенным объектам;
- вовремя оповещать руководителя о проблемах с материальными ценностями;
- вести учет вверенных ценностей;
- участвовать в инвентаризации.
Последний пункт говорит о том, что при смене материально ответственного лица проводится инвентаризация при участии прежнего сотрудника.
Обязанности работодателя:
- создание условий для оптимальной работы и обеспечения сохранности объектов;
- предоставление нормативных актов, касающиеся полной матответственности работника;
- участие в инвентаризации.
Образец приказа о материальной ответственности водителя включает дополнительные пункты:
- на работника не возлагается ответственность, если убыток нанесен не по его вине;
- действие договора начинается с даты подписания и длится на протяжении всего периода;
- договор составляется в двух экземплярах;
- внесение изменений и досрочное прекращение действия договора возможно с согласия обеих сторон.
Следует помнить, что заключенный договор с водителем, чьи полномочия не предусматривают материальную ответственность, не будет иметь юридической силы. Проводка удержания недостачи в таком случае будет незаконной, а «обычный» водитель имеет право оспорить действия работодателя в суде. Далее вы можете скачать образец договора о материальной ответственности за автомобиль на 2018 год.
Материальная ответственность сотрудника - механизм возмещения ущерба работодателю.Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить работодателю причиненный ущерб. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?
Ограничения
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.
Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.
Ответственность водителя-экспедитора
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.
Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:
- форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
- когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.
Договор материальной ответственности водителя экспедитора: образец
В случае, если доставкой (сопровождением) груза занимается не один, а два шофера, отвечать за причиненный вред вверенному грузу они будут солидарно.
Аналогичный вид ответственности за вверенный груз, товары возлагается на лиц, управляющих грузовыми автомобилями, курьеров, занимающихся перевозкой товаров.
Договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль (бланк) можно скачать в конце статьи.
Учитывая, что в Перечне упоминаются прием и выплата платежей при продаже услуг, а таксисты получают денежные средства от пассажиров, следовательно, в обязанности таксиста входит получение от клиентов денежных средств, в том числе наличных, о которых он обязан отчитываться. Следовательно, заключается договор о полной материальной ответственности водителя такси за переданные ему денежные средства, получаемые от клиентов.
Важно! Транспортное средство, используемое при совмещении любых должностей, предметом договора о полной материальной ответственности являться не может.
Механизм взыскания
До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:
- установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246 , 247 ТК РФ ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
- запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.
Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (ст. 248 ТК РФ ).
Если водитель передумал исполнять условия договора о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.
В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе (ст. 233 ТК РФ ).
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3-8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.