Курсовая работа на тему новейшие методы исследования в географии. Какие методы географических исследований вы знаете
Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений. К географическим методам (способам) исследований относятся: традиционные – экспедиционный, описательный, картографический, сравнительно-географический, математико-статистический, и новые методы–экспериментальные, моделирования, дистанционные (аэрокосмические), географический мониторинг, географический прогноз, ГИС технологий и др.
Далеко вглубь веков входит основополагающий метод географических исследований, первоисточник всех географических знаний – экспедиционный метод. Многое, что люди узнали о Земле, о ее великом природном разнообразии и богатстве, они узнавали в ходе своих странствий и путешествий, а на современном языке – экспедиций.
Фиксация путешественниками увиденного привела к возникновению метода описания. Само название науки - география (от греч. geо – Земля и grapho – описываю), предложенное древнегреческим ученым Эратосфеном, свидетельствует о важности этого метода. Описание включает не только сбор информации об объекте исследования, но и ее систематизацию, объяснение и построение теории. В XVIII в. начало развиваться научное описание, которое включало элементы анализа, сравнения, объяснения. Особенно важен этот метод в работах страноведческого характера, где он развился от поэлементного описания стран (природа, население, хозяйство и т. д.) к комплексной страноведческой характеристике. В настоящее время описание не обязательно связано с фиксацией информации на бумаге. Его можно наговорить на диктофон, применение электроники позволяет передавать описание на большие расстояния, хранить, редактировать. Большое значение для запоминания и эмоционального восприятия имеет литературно-художественное описание (литературные произведения И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и др.). Выделяют следующие виды географических описаний: констатирующее (констатация фактов); описание динамических процессов и явлений; описание причинно-следственных связей; прогнозные описания.
С возникновением описания появился и особый географический способ изображения и систематизации знаний об исследуемой территории – различные «чертежи», схемы, карты. Так возник очень важный и нужный географии картографический метод исследований.
В настоящее время картографический метод кроме составления карт исследуемой территории включает визуальный поиск и анализ объектов на карте; измерение по карте расстояний, площадей, высот и т. д.; сопоставление различных географических явлений и исследование их связи и причины; анализ карт путем построения профилей и др. Необходимость описывать новые страны, территории и сравнивать их с уже существующими, известными способствовала развитию сравнительного метода исследования, который успешно используется до наших дней. (Кто из знаменитых географов успешно использовал метод сравнения? Кто первым применил исторический метод при изучении географических явлений?)
Геоинформационная система (географическая информационная система , ГИС ) - система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
Понятие геоинформационной системы также используется в более узком смысле - как инструмента (программного продукта), позволяющего пользователям искать, анализировать и редактировать как цифровую карту местности, так и дополнительную информацию об объектах .
Геоинформационная система может включать в свой состав пространственные базы данных (в том числе, под управлением универсальных СУБД), редакторы растровой и векторной графики, различные средства пространственного анализа данных. Применяются в картографии, геологии,метеорологии, землеустройстве, экологии,муниципальном управлении, транспорте, экономике,обороне и многих других областях. Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования геоинформационных систем изучаютсягеоинформатикой.
Данные в геоинформационных системах описывают, как правило, реальные объекты, такие как дороги, здания, водоемы, лесные массивы. Реальные объекты можно разделить на две абстрактные категории: дискретные (дома, территориальные зоны) и непрерывные (рельеф, уровень осадков, среднегодовая температура). Для представления этих двух категорий объектов используются векторные и растровые данные.
Метод (греч. methodes ) в науке – это способ достижения поставленной цели, образ действий; способ познания, исследования явлений природы и общества.
Методы, используемые в экономико-географических исследования разнообразны и могут быть подразделены на две основные группы: общенаучные и частнонаучные (специальные).
Результативность и достоверность экономико-географических исследований и формулируемых наукой выводов зависит от полноты опоры на методический инструментарий и корректности его выбора (тщательный отбор наиболее эффективных методов) для каждого конкретного исследования.
Общенаучные методы:
- описание (древнейший метод из применяемых географами);
- картографический метод (это графический способ изложения информации о размещении и развитии природных демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории). Картографический метод часто не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Баранский Н.Н.: «… от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается, карта – второй язык географии». Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков. Виды картографических (картоаналитических ) методов:
o картодемонстрационный (карта служит демонстрацией результатов, полученных другими методами);
o картометрический (карта служит для получения исходной информации и вывода конечных результатов);
o центрографический (карта дает исходную информацию и используется для демонстрации конечного результата);
- компаративистский (сравнительный) метод (служит для выявления многообразия форм и типов человеческой деятельности в природных и социально-экономических условиях). Сравнительный метод состоит в сопоставлении стран, районов, городов, результатов хозяйственной деятельности, параметров развития, демографических особенностей. Данный метод – основа для прогнозирования по аналогии развития социально-экономических процессов;
- исторический (способствует осмыслению территориальных объектов в пространстве и времени, помогает учитывать временной фактор в процессах территориальной организации общества). Исторический метод заключается в анализе генезиса системы (размещения производительных сил): возникновение системы, становление, познание, развитие;
Количественные методы:
o метод балльных оценок (применяется для оценки естественных ресурсов и анализа экологической ситуации);
o балансовый метод (применяется в исследованиях динамических территориальных систем с устоявшимися потоками ресурсов и продукции). Балансовый метод – это уравнивание количественной информации о различных аспектах развития исследуемого объекта явления или процесса. Особое значение в экономико-географических исследованиях имеет модель межотраслевого баланса (МОБ). МОБ был впервые разработан советскими статистиками в 1924-1925 гг. В 1930-е гг. В. Леонтьев (США) предложил свой вариант этой модели, адаптированный к условиям капиталистической экономики (модель «затраты-выпуск»). Основное назначение этой модели заключается в обосновании рационального варианта отраслевой структуры экономики региона на основе оптимизации межотраслевых потоков, минимизации затрат и максимизации конечной продукции;
o статистический метод (операции со статинформацией о социально-экономических процессах в регионе). Особенно широко применяются методы исчисления индексов и выборочного изучения, корреляционный и регрессионный анализ, метод экспертных оценок;
- моделирование , в т.ч. математическое (моделирование миграционных процессов, городских систем, ТПК). Моделирование – одна из основных категорий теории познания, суть которого состоит в исследовании явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность;
o материальные модели (макеты, компоновки, муляжи и т.д.);
o мысленные (идеальные модели) (зарисовки, фотографии, карты, чертежи, графики);
- эконометрический метод . Эконометрика изучает количественные стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа;
- геоинформационный метод (создание ГИС – средство сбора, хранения, картографирования и анализа разнообразной информации о территории на основе геоинформационных технологий);
- экспедиционный (сбор первичных данных, работа «в поле»);
- социологический (интервьюирование, анкетирование);
- метод системного анализа (это комплексное изучение структуры хозяйства, внутренних взаимосвязей и взаимодействия элементов. Системный анализ – наиболее развитое в экономике направление системных исследований. Для проведения такого анализа требуется следовать таким приемам систематизации, как:
o классификация (группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно по количественным признакам, а качественное различие отражает динамику развития объектов и их иерархический порядок);
o типология (группировка изучаемых объектов по совокупностям (типам), устойчиво различающимся между собой по качественным признакам);
o концентрация (методический прием при исследовании сложных географических объектов, при котором либо увеличивается, либо уменьшается количество дополнительных по отношению к основному объекту элементов, связанных с ним и в разной степени влияющих на полноту исследования);
o таксонирование (процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны);
o районирование (процесс таксонирования, при котором идентифицируемые таксоны должны отвечать двум критериям: критерию специфики и критерию единства)).
Частнонаучные методы:
Районирование (экономическое, социально-экономическое, экологическое);
Метод «ключей» (преимущественное внимание уделяется конкретным локальным или региональным объектам, рассматриваемых в качестве типичных или базовых применительно к данной территориальной системе);
Методы «игры масштабов» (когда исследуемое явление анализируется на различных пространственно-иерархических уровнях: глобальном, государственном, региональном, локальном);
Цикловой метод (метод энергопроизводственных циклов, метод ресурсных циклов);
Дистанционные аэрокосмические методы (Земля или другие космические тела изучаются на значительном расстоянии, для чего используются воздушные и космические аппараты):
o аэрометоды (визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов; аэросъемка, основной вид – аэрофотосъемка с 1930-х гг. – основной метод топографической съемки):
o космические методы (визуальные наблюдения: прямые наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, земных объектах):
Сравнительно-географический (география, в отличие от большинства естественных наук, лишена своего основного метода – эксперимента. Метод, заменяющий ксперимент в географии – сравнительно-географический. Суть метода состоит в изучении нескольких ерриториальных систем, существующих в реальной действительности. В процессе развития этих систем происходит гибель (стагнация) одних и развитие, преуспевание – других. Следовательно, изучив группу аналогичных систем, можно выявить те, местоположение которых обеспечивает благоприятные условия для их успешного развития, и отбросить заведомо проигрышные варианты. То есть необходимо изучить исторический опыт и выявить причины, обеспечивающие положительные или отрицательные результаты в сравниваемых вариантах и выбрать оптимальный).
Таким образом, основными методами географических исследований являются: метод системного анализа, картографический, исторический, сравнительный, статистический и другие.
Литература:
1. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузв. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.
2. Дружинин А.Г., Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая): 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 15-17.
3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учеб. для студ. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. С. 55-158.
4. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пос. М.: Высшее образование, 2009. С. 44-50.
5. Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 19-22.
Корреляционый анализ – совокупность методов, основанных на математической теории корреляции, обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.
Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным.
Таксон – территориальные (геоториальные и акваториальные) единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками. Равнозначные и иерархически соподчиненные ячейки территории. Типы таксонов: район, ареал, зона.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта -; уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.
4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения
5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.
6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.
8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.
9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.
10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.
2. Учёные утверждают, что Антарктида богата полезными ископаемыми, однако природные особенности этого материка затрудняют его освоение. Каковы эти особенности? Как уровень развития науки и техники влияет на возможности использования богатств Антарктиды?
На территории Антарктиды по утверждениям учёных имеются огромные залежи многих полезных ископаемых. Однако добыча их затруднена, прежде всего, огромным ледниковым панцирем, достигающим 2,5-4,7 километровой толщины и тяжелейшими климатическими условиями. Ведь в центральные районах Антарктиды средние температуры опускаются ниже -60°С и здесь дуют самые сильные ветры в мире (до 80 м/сек.). Сползающий в море лёд постепенно передвигает многие полярные станции на берега Антарктиды, поэтому стации периодически приходится переносить в глубь материка.
Развитие авиации, техники, появление специальных материалов для техники и одежды человека, выдерживающих сверхнизкие температуры, помогает человеку в исследовании и освоении богатств Антарктиды.
3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий чёрной металлургии (по выбору учителя).
Для предприятий чёрной металлургии главными факторами размещения являются:
1) Сырьевой фактор является определяющим для большинства металлургических комбинатов полного цикла, потребляющих огромное количество сырья и технологического топлива - кокса, поэтому большинство металлургических комбинатов строилось либо у месторождений железных руд (Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Старый Оскол), либо у месторождений коксующихся углей (Новокузнецк).
2) Потребительский фактор характерен для передельной металлургии, использующей в качестве сырья металлолом (Москва, Электросталь, Выкса, Кулебаки, Колпино, Волгоград, Таганрог, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре), а также для производства труб (Москва, Волжский, Альметьевск).
3) Транспортный фактор размещения имеет только Череповецкий металлургический комбинат, использующий железные руды Кольско-Карельского района и КМА, коксующиеся угли Печорского и Донецкого бассейнов, и отправляющий готовую продукцию - сталь и прокат - в Санкт-Петербург, Москву, в другие машиностроительные центры и на экспорт.
4) Экологический фактор в нашей стране при сооружении предприятий чёрной металлургии ранее практически не учитывался, что пагубно влияет на окружающую среду и здоровье человека.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Билет № 1
Билет методы географических исследований и основные источники географической.. билет общая.. определите по статистическим материалам сравните показатели прироста населения в различных частях страны по выбору..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Форма, размеры, движения Земли и их географические следствия
Ещё древнегреческий учёный Аристотель предположил, что Земля, как и все другие планеты, имеет форму шара, однако более точно форму Земли можно назвать - геоид.
Земля - небольшая планета Со
Определите по климатической карте и объясните различие климата городов Санкт-Петербурга и Якутска
Города Санкт-Петербург и Якутск находятся примерно на одной широте (60° с. ш. и 63° с. ш. соответственно), оба в умеренном климатическом поясе, однако имеют разные типы климата. Санкт-Петербург на
БИЛЕТ № 3
1. Россия - многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России.
На территории нашей страны проживает более 160 н
Составьте по картам характеристику географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)
Используя настенные карты или карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по следующему плану:
1) Положение региона на карте России.
2) Ра
БИЛЕТ № 4
1. Южная Америка: рельеф, полезные ископаемые, их связь со строением земной коры.
Большую часть Южной Америки занимают равнины: Оринокская, Амазонская и Ла-Платская низмен
Определите по топографической карте указанные направления и расстояния
Топографическая карта сориентирована на север, поэтому в верху карты будет север, внизу - юг, слева - запад, справа - восток.
Для более точного определения направления используется азиму
БИЛЕТ № 5
1. Климат Африки: климатообразующие факторы, климатические пояса.
Основным фактором, формирующим климат Африки, является расположение большей части материка в жарком тепло
Определите по карте факторы, влияющие на размещение предприятии химической промышленности (по выбору учителя)
На размещение предприятий химической промышленности оказывают влияние несколько факторов.
1) Сырьевой фактор характерен для размещения предприятии горно-химической промышленности (добыча
Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия
Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу.
На формирование рельефа оказ
Определите факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий цветной металлургии (по выбору учителя)
На размещение предприятий цветной металлургии оказывают влияние три фактора.
1) Энергетический фактор размещения характерен для производства лёгких цветных металлов (алюминий, титан, магн
БИЛЕТ № 7
1. Электроэнергетика России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Электроэнергетика - отрасль народного хозяйства, занимающ
Определите по статистическим материалам и сравните среднюю плотность населения отдельных регионов России (по выбору учителя)
Используя данные о численности населения и площади территории заданных вам регионов России, рассчитайте среднюю плотность населения этих регионов по формуле:
П = Н: Т,
где П -
БИЛЕТ № 8
1. Географическая оболочка, её составные части, взаимосвязи между ними.
Географическая оболочка - совокупность всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биос
БИЛЕТ № 9
1. Пищевая промышленность России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Пищевая промышленность, являясь частью агропромышленн
Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий машиностроения (по выбору учителя)
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохоз
БИЛЕТ № 10
1. Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства.
Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрна
БИЛЕТ №11
1. Реки Северной Америки: различия по характеру течения, типу питания и режиму. Хозяйственное использование рек, экологические проблемы.
Крупнейшими реками Северной Америк
Сравните по статистическим материалам обеспеченность трудовыми ресурсами двух районов России (по выбору учителя)
Трудовые ресурсы - это население, способное к физическому и умственному труду. Трудовые ресурсы характеризуются двумя главными показателями: количеством и качеством.
Количество трудовых ре
Австралия. Общая физико-географическая характеристика
Австралия - самый маленький материк Земли. Её площадь составляет всего 7,7 млн. км2.
Главной особенностью географического положения Австралии является её удалённость от других материков н
Определите по карте географические координаты географических объектов (по выбору учителя)
Используя градусную сеть карты, определите географические координш,>iгеографических объектов, указанных учителем. Для этого вспомните, что географические координаты определяются географической ш
БИЛЕТ № 13
1. Поволжье: экономико-географическая характеристика.
В состав Поволжского экономического района входят республики Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская,
Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя)
Дайте сравнительную характеристику хозяйства двух регионов России по следующему плану:
1) значение регионов в хозяйстве России;
2) уровень развития хозяйства каждого региона;
Местное и поясное время. Решите задачи на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя)
Каждый соседний часовой пояс отличается по времени ровно на 1 час. К западу время вычитается, к востоку - прибавляется.
Для решения задачи необходимо по карте часовых поясов определить но
БИЛЕТ № 15
1. Химическая промышленность России: значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её прод
Составьте по картам и статистическим материалам сравнительную характеристику двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя)
Используя приведённый план, дайте характеристику заданных вам районов добычи нефти природного газа или угля:
1) географическое положение районов;
2) величина запасов, размеры добы
БИЛЕТ № 16
1. Чёрная металлургия России: хозяйственное значение, основные районы развития, проблемы охраны окружающей среды.
Чёрная металлургия - одна из важнейших отраслей народного
Городское и сельское население России. Крупнейшие города и агломерации. Роль крупнейших городов в жизни страны
Население по месту проживания делится на городское и сельское.
Город - это населённый пункт, отличающийся большой численностью населения (как правило, более 12 тыс. человек), и где больша
Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)
Высотная поясность - это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый километр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возрастает количество
Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности
Используя различные карты атласа «Климатическая карта России», «Почвы России», «Агроклиматические ресурсы России» и другие, дайте оценку агроклиматических ресурсов своей местности по следующему пл
Многообразие стран современного мира, их основные типы
На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.
Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров С
Комплексная географическая характеристика своей местности
Составьте описание своей местности по плану:
1) Географическое положение.
2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.
3) Климатический пояс и краткая характе
Комплексная географическая характеристика США по картам атласа
Соединённые Штаты Америки - крупнейшая экономически развитая страна мира. По площади территории США (примерно 9,5 млн. км2) занимает 4 место в мире, уступая России, Канаде и Китаю. США - федеративн
Определите тип климата по климатограмме
Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур.
Для экваториального климата характерны
Комплексная географическая характеристика одной из стран Европы по картам атласа (по выбору учащегося)
Комплексная географическая характеристика Финляндии.
Финляндия - экономически развитая страна, одна из крупнейших по площади (около 340 тыс. км2) стран зарубежной Европы. Столица - Хельси
Сравните по картам режим двух рек (по выбору учителя) и объясните причины различий
Режим реки напрямую зависит от типа питания реки, а тот в свою очередь от климата.
Реки приэкваториальных регионов (Амазонка, Конго) полноводны в течение всего года, так как в экваториаль
БИЛЕТ № 23
1. Международные экономические связи России, её место в международном географическом разделении труда.
Главными видами международных экономических связей России являются м
Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России
Основные тенденции изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека носят преимущественно негативный характер. Значительно усиливаются экологические проблемы, связанные с истоще
Составьте характеристику климата страны (региона России) по климатической карте (по выбору учителя)
Внимательно рассмотрите карту климатических поясов, климатические карты, укажите причины формирования климата на данной территории и основные его характеристики: средние температуры января и июл
Составьте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух районов (по выбору учителя)
Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану:
1) Размеры территории.
В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).
Методы географических исследований можно разделить на три группы. Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.
Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.
Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.
Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.
География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.
Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.
Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные – отбрасываются.
Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.
Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.
С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.
Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).
Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.
К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.
Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования – этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.
Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor – предупреждающий) – это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке – в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.
Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов – разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция – это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.
Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной целью. Например, прогноз комплексного освоения новых территорий.
Связь географии с другими науками Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами. Но каковы бы ни были программные требования и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе. Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок - это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников. На своих уроках каждый из нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции. В своём докладе я попытаюсь привести часть возможных элементов.
Физика География: 6 класс При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии. География: 7 класс При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика. География: 8 класс При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.
Математика География: 6 класс При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. География: 8 класс Определение уклона и падения реки, коэффициента увлажнения. География: 10 класс Анализ половозрастной пирамиды. Расчет ресурсообеспеченности отдельных видов полезных ископаемых. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.
Биология География: 7 класс Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме «Австралия» интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией. География: 8 класс Изучение темы в 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека - связь с биологией. Изучение растительного и животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.
Химия География: 6 класс Изучение газового состава атмосферы. Негативные последствия хозяйственной деятельности и загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек») Данные о составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.
История Географические открытия. История заселения и освоения территорий. История происхождения географических принадлежностей: компаса, карты, глобуса и т. п.
Экология География: 8 класс При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека. География: 10 класс «Земельные ресурсы, проблемы использования» Показать, что подлинное богатство человечества - это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты - одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.
Рисование Использование репродукций, фотографий Рисование иллюстраций (например, к сказке о круговороте воды). Рисунки к «разминке» в 6 классе.
Информатика На уроках географии осваиваются и успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы
ОБЖ Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.
Музыка Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима». На одном из уроков, пока дети наносят географические объекты на контурную карту Антарктиды, использую в качестве фона песню «В Антарктиде льдины землю скрыли...» Прокомментируйте песню: «Ветер с моря дул, ветер с моря дул... Нагонял беду, нагонял беду...» О каком явлении идёт речь в песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.)
Литература В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.
Поговорки и пословицы: Объясните поговорку: «Много снега - много хлеба». Почему та или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь - начало сезона дождей) - Южная Америка.
Приметы погоды - народный календарь Стихи о временах года Чтение отрывков из художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.
Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.
Человека всегда интересовало всё, что его окружало: минералы, горные породы, вода, огонь, воздух, растения, животные.
Древние учёные собирали факты, а затем их систематизировали и устанавливали закономерности. В своей работе они пользовались различными способами и приёмами, т. е. методами (от греческого слова «методос» - путь исследования, теория, учение).
Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Рассмотрим некоторые из них.
Географическое описание
Этим методом обычно пользовались землепроходцы, мореплаватели, путешественники, записывавшие первые сведения об открытых землях и населяющих их народах. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности?
Сейчас этим методом широко пользуются участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, а также Арктику и Антарктиду.
Картографический метод
Карта - это особый источник географических знаний. Она отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний.
Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.. Шло время. Карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.
Картографы создают различные карты - географические, климатические, полезных ископаемых и др. Таким образом, картографический метод исследования представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений. Он является неотъемлемой частью большинства географических изысканий.
Сравнительно-географический метод
Сравнительно-географический метод - один из старейших в географии. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.
Аэрокосмический метод
В настоящее время этот метод стал одним из важнейших в географии. Наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций позволяют не только составлять очень точные карты, но и находить новые месторождения полезных ископаемых, следить за , за деятельностью человека, загрязнениями земной поверхности, получать информацию о других планетах Солнечной системы, о Галактике, Вселенной.
Статистический метод
Статистический метод используют для анализа статистических - количественных и качественных - данных. Статистический учёт вёлся ещё в глубокой древности. Например, в Древнем Китае проводились переписи населения. В настоящее время статистический метод применяют практически во всех отраслях. В географии статистический материал представлен в тексте учебников, в картах, а также в виде диаграмм, графиков, таблиц.
- Как древние люди изучали Землю?
- В чём заключается метод географического описания?
- Какую роль играет в наше время картографический метод?
- Что даёт современной географии аэрокосмический метод?
- Применяют ли в век компьютерных технологий методы географических исследований, которыми пользовались учёные древности?
Земля - уникальная планета: только на ней существует жизнь. тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, - - делят на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.
Называют естественными науками. К ним относят астрономию, физику, химию, географию, биологию, геологию, экологию.
Образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: физическую и социально-экономическую географию.
Специальными методами географических исследований являются географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.
Основные понятия и термины раздела:
- живая природа
- неживая природа
- явления природы: физические, биологические
- естественные науки
- физическая география
- социально-экономическая география
- методы географических исследований
Поиск по сайту.