Командировка: как отказаться без нежелательных последствий.
Путешествия – это не только про позагорать на пляже и сделать селфи на фоне достопримечательностей. Наши герои всегда готовы отправиться в любую точку мира, чтобы заключить выгодную сделку или получить новый опыт на крутой международной конференции. Совместно с Visa – надежной платежной системой для путешественников – мы подготовили полезные тревел-лайфхаки от тех, для кого бизнес-поездки вошли в привычку.
ДЕНИС КОСТУСЕВ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА ITRANSITION
– В командировки езжу практически ежемесячно. В пиковые месяцы бывает до 14 перелетов. Например, недавно я вернулся из США, а весь март пробыл в Денвере, Колорадо. Скоро собираюсь в наш лондонский офис. До этого был в Москве, Калифорнии, по Европе колесил – география поездок обширная.
Когда-то на заре Itransition я лично бронировал билеты и присматривал гостиницы, сейчас этим занимается служба офис-сервисов. Я подаю заявку на командировку, а коллеги бронируют все, что необходимо. Вещи я собираю за час-два до отъезда, вне зависимости от пункта назначения. И вот полезный лайфхак: бери с собой правильный рюкзак, так называемый «travel light». Он идеально подходит для отделения с ручной кладью, и в него вмещается достаточно вещей на недельную командировку. Так ты сэкономишь не только деньги, но и драгоценное время на его сдачу и получение. У меня есть любимый рюкзак от компании Red Oxx, который со мной уже лет шесть. Рюкзаки этого бренда разработаны человеком, который всю жизнь занимался логистическими перевозками в самолетах. Он выработал оптимальную форму ручной клади для погрузки в салон. Шьют их бывшие морские пехотинцы в Монтане из специальных материалов, поэтому рюкзаки получаются очень прочными. А еще они предоставляют пожизненную гарантию на свои изделия.
Любимые сервисы по трекингу авиаперелетов – Skyscanner и Matrix Airfare. Они интегрированы с максимальным количеством перевозчиков и предоставляют полную информацию о наличии билетов, цене и времени перелетов. Начиная знакомиться с новым местом командировки, использую стандартные источники: TripAdvisor, HomeAway, Airbnb. Пользуюсь и самым нужным в жизни путешественника приложением – . Если к интернету подключиться невозможно, на помощь приходят офлайн-карты maps.me.
Для поездок заграницу хорошо подойдет золотая карточка . Она предоставляет больше возможностей оплаты, бонусные программы, а также кэшбек. Это очень кстати, когда много путешествуешь, – накапливаешь мили, получаешь баллы и компенсируешь затраты. Тем, кто часто летает, рекомендую стать участниками авиакомпаний, таких как Aeroflot Bonus, Lufthansa Miles&More.
Как-то после деловой встречи в Амстердаме мы с моим другом решили посмотреть город. У нас совершенно закончились наличные и оставались только командировочные, зачисленные на карт-счет. Карточка принадлежала другу, только он знал пин-код. После прогулки по городу около часа ночи мы подошли к своей машине, которая, как оказалось, была заблокирована за парковку в неположенном месте. Прибывшая в скором времени парковочная служба пообещала снять капсулу за 250 евро. При попытке расплатиться картой оказалось, что друг забыл пин-код, и первые две попытки его ввода оказались неудачными. Нам было холодно, перспектива остаться без денег посреди города рядом с машиной, на которой невозможно уехать в отель, просто ужасала. На третьей попытке ввода пин-кода нервы были на пределе. К счастью, транзакция прошла успешно, и мы были спасены.
КАТЯ САКОВИЧ
ДИРЕКТОР DIGITAL-АГЕНТСТВА GETBOB
– Стараюсь раз в сезон выезжать на конференции в другие страны, чтобы вдохновляться кейсами коллег, посещать воркшопы и подхватывать глобальные тренды. Поиск билетов организую через агрегаторы (Skyscanner, Momondo), либо напрямую через сайты авиаперевозчиков. Жилье стараюсь выбирать на Airbnb. Учитываю не только внешний вид и расположение, но и профиль хоста, так как полезный и интересный нетворкинг может начаться, не выходя из дома. Так, например, в Нью-Йорке популярны коливинги по интересам (дизайн, геймдев, стартап-тусовка и другие), в которых ты должен пройти небольшое собеседование, чтобы получить возможность арендовать комнату. Иногда можно отследить хорошие предложения на Booking. Так нам повезло в Бельгии снять номер в отеле, который находится в замке. До города, где проходила конференция, пришлось добираться на машине, но даже дорога доставляла ежедневное эстетическое удовольствие.
Уровень продуктивности имеет прямую зависимость от уровня комфорта. Учитывая, что посещение насыщенных обучающих мероприятий требует максимального включения и ресурсов (ранний подъем, частая смена тем и спикеров, профессиональная лексика, плотный нетворкинг на афтерпати до утра), лучше не экономить на себе и исключить выматывающие пересадки, некомфортное жилье и фастфудные перекусы. Всегда стараюсь прилететь за день и осмотреть территорию, найти парковку, места для ланча, чтобы к старту быть подготовленной и свежей.
У меня есть несколько карточек, так как в зависимости от страны бывают нюансы по скорости обработки транзакций. В США не любят дебетовые карты. Однако самая простая зарплатная Visa принималась везде: как в Европе, так и в США. Наличные деньги нужно иметь обязательно. Конференции любят проводить в небольших городах, где во многих заведениях картой рассчитаться нельзя, а в магазинах оплата по карте возможна только от какой-то крупной суммы. Тем не менее, всегда удавалось найти банкомат и снять кэш.
Как-то в такой поездке после афтерпати на обучении в Вильнюсе я потеряла кошелек со всеми картами. Через неделю зашла в Одноклассники (не спрашивайте, зачем!) и обнаружила там сообщение от женщины, которая нашла мой кошелек и спрашивала куда его отправить. Так я вернула свою потерю со всеми картами и деньгами, а заботливой спасительнице отправила коробку беларусских конфет.
МЕЛИТИНА СТАНЮТА
ГИМНАСТКА
– Часто езжу заграницу, чтобы провести мастер-классы по художественной гимнастике для детей. Это популярный вид спорта, поэтому приглашают дать уроки: обруч, мяч, булавы, лента.
Путешествовать предпочитаю налегке. Даже не всегда беру ноутбук, если понимаю, что все необходимое есть в телефоне.
Условия, на которых я провожу мастер-классы, – это перелеты и проживание. Сама почти не занимаюсь этими вопросами, когда еду по рабочим делам. Но если все же приходится найти или купить что-то самостоятельно, то помогают карточки с налетанными милями. Есть любимые аэропорты, но чаще всего главным аргументом в пользу выбора билетов становится наименьшее количество – очень не люблю терять время в аэропорту.
Для поиска авиабилетов чаще всего использую Lufthansa или приложения Аэрофлота. К сожалению, они не всегда присылают чек, который нужно потом предъявить приглашающей стороне, поэтому иногда покупаю билеты в авиакассах. Для поиска жилья использую самое популярное приложение –Booking.
В Америке и Европе проще использовать безналичный расчет, поэтому валютная карта у меня уже давно. Но после поездки в Нью-Йорк я задумывалась о второй карте. Как-то после чекаута мою единственную карту со всеми деньгами заблокировали. Из налички осталось буквально $100, а в планах было съездить в Центральный парк. В итоге пришлось долго и сложно добираться на метро. Поэтому я бы советовала брать с собой две карты. И хорошо, если есть немного наличных, даже если на карте достаточно денег.
Фото by palasatka , unslpash.com и из личного архива героев
ООО «ПиАрСиАй»
УНП 192019397
Офисные работники, бизнесмены, рядовые работники предприятий, часто совершают деловые поездки, связанные с деятельностью предприятия, либо с развитием собственного бизнеса. ? Выезд в командировку всегда воспринимается болезненно. Командировка для любого человека всегда означает непредвиденные расходы с собственного кошелька, отрыв от семьи, временное изменение привычного образа жизни, страх перед тем, что ждет человека в поездке, страх не справиться с возложенной на него задачей.
Для того, чтобы поездка была успешной и приятной, необходимо постараться обустроить в себе чувство психологического комфорта, душевного спокойствия. Вспомните, что в любой поездке имеется масса плюсов для Вас. Всегда присутствует элемент романтики, необычности ощущений и переживаний, особенно если Вы совершаете полет на самолете. Вы побываете там, где еще не были ни разу.
Если место командировки Вам уже знакомо, подумайте о том, что бы Вы хотели сделать, в каких местах города Вы хотели бы побывать. В свободное время можно навестить друзей, родственников, проживающих близко к месту Вашей поездки. Помните, что возможность сменить обстановку, вырваться из офиса, увидеть что то новое, выпадает не так уж и часто, тем более, если выезд оплачивается работодателем, а не с Вашего кармана.
Чтобы успешно съездить в командировку, необходимо тщательно подготовиться к ней.
Самый первый шаг – правильно оформить командировочные документы . В поездке, при себе необходимо иметь приказ о направлении в командировку формы Т 9 (Т 9А), командировочное удостоверение унифицированной формы Т 10, служебное задание по форме Т 10 А, включающее в себя задание руководителя, в которое вписывается краткий отчет о его выполнении.
Согласно статье 166 ТК РФ, командировкой считается поездка на определенный срок для выполнения служебного задания вне места постоянной работы. Статья 168 ТК РФ прописывает расходы, которые компенсирует работодатель. Работодатель обязан компенсировать расходы на проезд, пролет, к месту выполнения поручения, проживание в гостинице, прочие расходы, связанные с выполнением поручения. Согласно статье 139 ТК РФ, расчет заработной платы во время командировки производится исходя из среднего заработка работника.
Служебное задание выдается по распоряжению руководителя. В свою очередь, служебное задание является основанием для издания приказа о направлении работника в командировку. После издания приказа о направлении в командировку, работнику выдается командировочное удостоверение.
День выезда и прибытия определяется по соглашению с работодателем. Если выезд пришелся на выходной день, он засчитывается как рабочий. Выходные дни при нахождении в командировке, в качестве рабочих не засчитываются, за исключением случаев выполнения производственных заданий во время отдыха.
Если выезд в командировку для молодых работников всегда вызывает восторг и прилив романтических чувств, то у опытных работников, чувства и эмоции весьма неоднозначны. Молодые люди меньше всего думают о том, как оформить поездку, составить план, как действовать в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Выезд в командировку является более нелегкой обязанностью, чем романтическим времяпровождением. Чтобы , необходимо учитывать, что в процессе поездки могут возникнуть неожиданные ситуации. Непредвиденные обязанности могут возникнуть в любой сфере, связанной с Вашим пребыванием в чужом городе и выполнением задания руководителя.
Проблемы в командировке
— Опоздание самолета, поезда при прибытии на место.
— Резкое ухудшение погоды, срыв планов на свободное время в командировке.
— Свободное время в командировке на практике оказывается намного меньше, чем предполагалось ранее. Времени на себя остается на много меньше по причине незнания города, трудностей в работе общественного транспорта, пробок. Кроме того, деловые встречи могут быть неожиданно сорваны, перенесены, могут продлиться больше времени, чем планировалось.
— Ухудшение самочувствия, простуда. Повышенная стрессовая нагрузка предрасполагает к обострению болезней, повышенной утомляемости.
— Стрессовая нагрузка в командировке значительно выше, чем дома. Резко возрастает количество телефонных звонков, СМС. Во время моих поездок в Москву особенно радовали звонки из Хабаровска, где разность во времени с Москвой составляет семь часов. Привыкнув к разности во времени, я рад был в час ночи по Москве, отвечать на звонки из Хабаровска, особенно когда они начинались с приветствия типа «доброе утро».
— Обязанности в командировке растут как снежный ком, если выясняется, что для выполнения задания необходимо составить еще несколько договоров, съездить в офисы, расположенные в разных краях незнакомого города.
— Накладные расходы, скорее всего, будут значительно выше, чем Вы планировали. Дороговизна питания, стоимость проезда, необходимость прикупить лекарства для поправки здоровья, могут значительно облегчить кошелек.
— Возможность кражи денег, документов. Вероятность кражи всегда высока, по этому следует предпринять меры не только по присмотру за личными вещами, но и продумать варианты действий в случае, если кража состоялась.
Подготовка к командировке
Как успешно съездить в командировку ? В идеале, романтические ожидания от командировки необходимо сочетать с тщательностью подготовки к ней, иметь представление о трудностях, которые могут возникнуть, заранее подготовиться к ним, продумать различные варианты решения возможных проблем.
Забронировать авиабилеты , выбрать и забронировать гостиницу , можно с использованием поисковой системы, которая подскажет наиболее дешевые и удобные для Вас варианты перелетов. Если необходимы пересадки, то время вылета стыковочного рейса должно выбираться с запасом времени не менее двух часов после прилета в аэропорт стыковки. Чем больше времени между пересадками, тем выше вероятность того, что Вы не опоздаете на стыковочный рейс.
Необходимо заранее составить список вещей, которые нужно иметь с собой. Много с собой не унесешь, по этому, комплект нужно собрать так, чтобы было все необходимое, и не взять при этом ничего лишнего.
Составьте список дел в командировке. Разделите план на первоочередные дела, и дела, которые можно отложить на более позднее время.
Выезжая из дома, возьмите с собой все документы, пенсионное свидетельство, медицинский полис, не забудьте паспорт. Сделайте ксерокопии документов, храните их отдельно от оригиналов. Самые важные документы, деньги, лучше всего упаковать в небольшую сумку, которую следует всегда иметь при себе.
Наведите справки о наличии в городе пребывания банкоматов, обслуживающих Вашу пластиковую карту. Перепишите контактные данные Вашего банка, указанные на пластиковой карте. В случае, если в чужом городе банкомат съест карту, и не захочет отдать ее обратно, у Вас будет возможность позвонить в Ваш банк. На этот случай лучше всего иметь в заначке наличность.
Узнайте у Вашего оператора роуминговые тарифы на сотовую связь. Сэкономить можно, если купить СИМ – карту на месте командировки для местных звонков. Звонки с Московской СИМ карты на домашний регион чаще всего намного дешевле, чем роуминговые звонки.
Друзья и знакомые, проживающие в регионе Вашей командировки, могут оказать помощь, по этому, необходимо иметь с собой их координаты.
Используйте возможности интернет. С развитием интернета можно, не выходя из дома, отыскать план города, определить место нахождения вокзала, куда Вы прибываете, место, где находится нужный Вам офис, место нахождения гостиницы, где Вы остановитесь. Просмотрите маршруты общественного транспорта, номера маршрутов, в какую сторону нужно двигаться, сколько остановок. Это спасет Вас от назойливых таксистов, самая малая беда Вам от которых в том, что они возьмут с Вас значительную сумму за короткую поездку.
Особенно развиты подобные сервисы по Москве. Используя, например, Яндекс – карты, можно легко составить план проезда из аэропорта, маршруты, варианты пересадок. Распечатку плана города с названиями остановок, лучше иметь с собой на готове. Так же необходимо иметь при себе схему метро.
Необходимо знать точное название и адрес гостиницы, где Вы планируете остановиться. Гостиниц с похожими названиями может быть много.
Для передвижений по Москве, метро является самым быстрым и доступным видом транспорта. В метро невозможно заблудиться. Кроме того, заплатив за проезд один раз, можно сделать неограниченное количество пересадок, по этому, можно добраться в любую точку города, не переплачивая за проезд.
Как вести себя в командировке
Чтобы успешно съездить в командировку
, необходимо выработать в себе определенные навыки поведения в незнакомом городе. Тщательная подготовка определяет успех всей поездки. Но при этом, необходимо не паниковать, принимать решения на холодную голову.
В крупных городах для поездок из аэропорта в город лучше всего пользоваться поездами – аэро экспрессами, чем другим видом транспорта. Мои впечатления от процесса взлета и посадки самолета были детским лепетом по сравнению с впечатлением от полета на переднем сидении маршрутного такси, по мокрой дороге, с ледяной коркой от аэропорта Домодедово до ближайшей станции метро.
Водитель – настоящий кавказский джигит, моментально довез полную маршрутку до конечной остановки со скоростью 170 километров в час. На мои вопросы джигит ответил, что медленнее здесь даже старухи не ездят, на что я возразил, что мы не то что быстро ехали, а просто, низко летели. К дождю наверное..
Прилететь в Москву значительно проще, чем вылететь оттуда. На регистрацию в аэропорт лучше всего явиться за полчаса до начала регистрации. Полчаса ожидания не слишком утомят, и позволят сориентироваться в здании аэропорта, найти стойки регистрации, определиться с местами выхода на посадку. Если в Хабаровском аэропорту все на ладони, то находясь в Домодедово, Хабаровский аэропорт покажется Вам подсобной хозяйственной постройкой. Столичные аэропорты напоминают города, в которых можно легко заблудиться, особенно, если лететь приходится в первый раз.
Покушать в Московском аэропорту перед вылетом может только арабский шейх. Я просто прослезился, когда с бурчащим желудком долго смотрел на тощую сардельку в тесте, лежащую под ценником, за который в Хабаровском кафе можно было купить обед на всю семью. Перекусил в итоге не дорого, вне здания аэропорта. Для перекуса в аэропорту, лучше иметь пару бутербродов с собой.
Любая авиакомпания, несмотря на свой имидж и репутацию, может подложить Вам неприятный сюрприз. Вылетая из Москвы через аэропорт Домодедово, я имел при себе билет на рейс ВИМ – авиа до Хабаровска, тогда они часто летали на внутренних рейсах. Подошло время регистрации, но через двадцать минут после начала регистрации, по громкой связи, наш рейс так и не был объявлен.
Поплутав с сумками по аэропорту, я не увидел на стойках регистрации мой рейс, но нашел билетные кассы, одна из которых принадлежала ВИМ – авиа. Тетушка в кассе любезно разъяснила, что регистрация на мой рейс давно уже идет на стойке номер … там где светится указатель рейса на Новосибирск. Найдя нужную стойку, я увидел указатель – Новосибирск. Как только сам не догадался? Деревня..
Подошел к очереди под вывеской Новосибирск, задал умный вопрос – это на Хабаровск? И получил не менее умный ответ, что это действительно рейс на Хабаровск. До конца регистрации оставалось 20 минут, и чтобы убедиться, что это действительно мой рейс, я подошел к стойке и наблюдал за работой регистраторов. К счастью, действительно, под вывеской Новосибирск, регистрировали именно мой рейс.
Прошел досмотр, и направился в сектор для посадки. Сектор нашел без проблем по указателям, но выхода к рейсу на Новосибирск так и не нашел. Пока я с сумками плутал по сектору посадки, авиакомпании договорились о совмещении рейсов Хабаровска и Братска из за малого количества пассажиров. Кто бы мог подумать, что зарегистрировавшись под вывеской Новосибирска на рейс до Хабаровска, посадку придется производить под вывеской рейса на Братск..
О том, что я лечу в Хабаровск уже не под вывеской Новосибирска, но с дополнительной посадкой в Братске, я узнал от милой девушки, которая стояла в секторе посадки и раздавала справки бедолагам, потерявшим свой рейс. Девушка консультировала пассажиров совершенно другой авиакомпании, и хотела было меня послать, но увидев мое лицо, она задумалась, пообщалась с рацией, и сказала, что на Хабаровск полетит рейс, выход к которому находится под табличкой «Братск».
Далее – по той же схеме, что и на регистрации. Нашел выход с табличкой «Братск», задал умный вопрос – Хабаровск? Умный ответ – да, Хабаровск, что тут не понятного то. Работники авиакомпании сделали скидку на мое немосковское происхождение, и быстро простили мне мою бестолковость, так же простили и остальных пассажиров, некоторые из которых просто орали матом на работников авиакомпании.
На этом мои приключения вроде бы закончились, далее сплошная романтика – разбег самолета, взлет в ночное небо. Солнце за горизонтом едва спряталось, но окончательная темнота так и не наступила. Вспомнил про белые ночи, которыми славится Петербург, ведь он совсем недалеко от Москвы. В небе было светло, было ощущение того, что закат солнца длился всю ночь.
Ночные сумерки плавно и незаметно для меня, перетекли в рассвет. Виды из иллюминатора были просто потрясающими. Массы багровых облаков в самых причудливых и изменяющихся формах. Полет в сказочно красивых, серебристо – розовых облаках напоминал полет на белом драконе в детском фильме «бесконечная история».
На земле были хорошо видны очертания гор, реки, озера, огни городов. Стихи лезли просто сплошным потоком. В этот момент, я простил авиакомпании все, что накипело в душе за время посадки в самолет, но желание написать романтический стих гвоздиком на спинке кресла все таки оставалось.
Благодаря неожиданной промежуточной посадке в Братске, я еще раз смог насладиться процессом взлета и посадки, посмотрел панораму города, где ни разу не был и вряд ли буду когда нибудь. Виды братской ГРЭС и огромного водохранилища были просто оглушительными.
Вся романтика камнем рухнула в аэропорту Братска, когда нас выгнали из самолета, заявив, что его будут заправлять. Трахтор без бензина не летает. Кто бы мог подумать. Вещи предложили оставить в салоне. Помня приключения в Домодедово, мы отловили пробегавших мимо летчиков и взяли с них честное слово, что они не улетят без нас с нашими вещами. Хорошо, что додумались взять с собой билеты и документы, по сколько нас привезли не в зал вылета, а в общий зал ожидания. Из за этого пришлось проходить досмотр и контроль документов повторно.
Аналогичные приключения могут ждать Вас с любой авиакомпанией. Многим запомнился недавний случай в Хабаровском аэропорту, когда рейс S7 из Владивостока с промежуточной посадкой в Хабаровске, завернули на Пекин, выгнав из самолета пассажиров внутреннего рейса. Впечатления пассажиров от внеплановой ночевки в Хабаровском аэропорту были сильны, не смотря на бесплатную гостиницу и питание. Всякое случается, даже то, что не придумаешь нарочно.
За время ожидания рейса в Домодедово, я слышал не менее двух десятков объявлений о совмещении рейсов, по этому, находясь в чужом аэропорту, необходимо не только слушать объявления, но и самостоятельно принимать меры, если время вылета уже подходит. Рассчитывать надо только на себя.
Не следует терять голову на всем протяжении командировки. Производственные задания тяготят не меньше, чем окружающая обстановка. Мыслить следует четко, здраво. Всегда следует помнить, что Вы хотите, где находитесь, в каком месте города, в какую сторону нужно ехать, сколько остановок. Держите в кармане карту города с разворотом того места, где находитесь в данный момент. Лучше всего иметь при себе карту со схемой метро.
Таким образом, я ходил по Москве. Не зная города, я ориентировался по карте, как летчик по приборам, и благодаря карте, в свободное от дел время, я посмотрел Москву, Красную Площадь, Третьяковку, Кремль, Арбат, побывал на киностудии Мосфильм.
Поездки в чужом городе, среди толпы, множества народных артистов в подземных переходах, попрошаек, навязчивой рекламы по громкой связи и постоянными поучениями соблюдать правила пользования метро, и уступать места беременным детям, очень сильно стресуют, что сбивает с толку и затрудняет ориентацию.
Выезжая на деловую встречу в чужом городе, лучше всего предварительно позвонить в офис, подсказать, что Вы выехали, еще раз уточнить, где они находятся и как туда добраться от ближайшего метро. Если в процессе поездки по городу, Вы потерялись, следует перезвонить в офис, рассказать, где находитесь, уточнить, куда ехать дальше. Спрашивать местных не рекомендуется. Приезжих не особо любят, а то, что Вы находитесь в командировке, на лбу у Вас не написано. Передвигаясь по Москве, лучше всего иметь при себе паспорт и командировочное удостоверение на случай общения с правоохранителями.
Для того, чтобы успешно съездить в командировку , лучше всего соблюдать элементарные здравые правила поведения. Не выпивать, не спорить, вести себя спокойно и вежливо. Разговаривать с незнакомыми людьми можно только на самые общие, нейтральные темы, например, о погоде. Если у Вас просят помощи, помогать стоит только в разумных пределах. Следует быть осторожным, чтобы не попасть на уловки мошенников, и прочих «разводил».
После прибытия из командировки, работник оформляет авансовый отчет, заполняя форму А0-1. Сохраняйте все квитанции, оплату гостиницы, посадочные талоны на самолет, которые являются отчетным документом при приобретении электронного авиабилета. Заполняя бланк отчета, Вы прикладываете все копии квитанций, по которым Вы оплачивали услуги и проезд. Все данные, указанные в платежных документах, должны без ошибок совпадать с данными в Ваших удостоверениях личности. Сумма, потраченная Вами на командировку, будет значительно больше той суммы, которую Вам выплатят после отчета. Не все расходы Вы сможете подтвердить.
Работодатель компенсирует только расходы на жилье, проезд, подтвержденные расходы, связанные с выполнением производственного задания. К этой сумме будет добавлена сумма суточных, умноженная на количество дней в командировке. Тратить деньги в командировке следует с расчетом на то, какая сумма будет компенсирована, помнить о том, сколько дней останется жить до следующей зарплаты.
Когда потенциальный работодатель спрашивает вас, готовы ли вы к командировкам, лучше ему ответить «да». Ведь если вам задают такой вопрос, значит, велика вероятность значительного числа поездок, связанных с работой. Настолько значительного, что это может повлиять на вашу домашнюю и личную жизнь.
Лучший способ отвечать на вопросы работодателя - воодушевлённо и с энтузиазмом. Другое дело, действительно ли вы готовы сказать «да»?
Идеально, если вы ответите на собеседовании, что будете делать всё возможное, чтобы выполнять свою работу на «отлично», но вам нужна определённая информация, прежде чем вы сможете принять окончательное решение.
Задайте некоторые вопросы, ответы на которые помогут вам определиться.
1. Сколько времени будет занимать дорога?
Это довольно существенная информация, которая вам понадобится для принятия решения. Какая часть рабочей недели будет потрачена на дорогу? Одна ночь в неделю вдали от дома - это совсем не одно и то же с работой, в которой командировки занимают 75% рабочего времени.
2. Как рассчитывается время в командировке?
Если работодатель говорит, что путешествия будут составлять 25% вашей работы, проследите за тем, как рассчитывается это время. Означают ли эти 25%, что вы будете отсутствовать дома подряд 4 месяца в году или что поездки будут назначаться один – два раза в неделю и так каждую рабочую неделю года? Между этими вариантами огромная разница.
3. Все ли расходы оплачиваются?
Выясните также, какие расходы в командировке покрывает работодатель. Спросите:
Придётся ли вам использовать в поездках собственный автомобиль?
Полагаются ли бонусы или оплата сверхурочных за ночные переезды?
Сколько суточных вы будете иметь для покрытия таких затрат, как еда и непредвиденные расходы?
4. Путешествует ли с вами семья?
Вопрос не только в том, что ваш супруг или другие члены семьи должны хорошо себя чувствовать вместе с вами в командировке. Хотя и это тоже важно для семейной гармонии, но дело в другом: можете ли вы обеспечить родным полноценную заботу, комфорт. Например, если вы все вместе находитесь несколько дней в неделю в командировке, детям может понадобиться дополнительный детский сад.
Если в вашей семье один автомобиль, но он будет использоваться для работы, это может означать, что будет нужен другой автомобиль или альтернативный план передвижения. Когда дело дойдёт до интенсивного графика рабочих поездок в вашей домашней жизни, придётся взвесить все «за» и «против».
Ответы могут быть такими.
Всегда важно быть честным. Нет смысла говорить, что вы готовы к командировкам, когда вы к ним не готовы, потому что если вы получите эту работу, вам всё равно придётся от неё отказаться.
Если вы кандидат на начальном уровне без обязательств и семьи, то вашим хорошим ответом может быть следующий: «Я могу много путешествовать. И у меня есть в этом большой опыт за студенческие годы и за то время, когда я путешествовал по миру после университета».
Более опытные семейные кандидаты могут ответить так: «Я готов ездить в командировки в течение недели, но мне нужны выходные, чтобы проводить время с семьёй. Нужно ли будет путешествовать по выходным? Если да, то как часто?».
На собеседовании ваш ответ в любом случае должен быть положительным (вы же читали условия работы?), в противном случае не тратьте своё время и время работодателя. Если вам предлагают работу, используйте информацию, которую вы собрали во время собеседования. Возможно, вы даже сможете обсудить более высокую заработную плату или, например, большую сумму командировочных в обмен на время, проведённое в дороге.
Работали ли вы когда-нибудь на должности с большим количеством командировок? Или у вас было предложение такой работы, но вы вынуждены были отказаться? Почему?
Вы желаете с самого первого студенческого дня неуклонно двигаться в сторону работы с обилием командировок. Как вам действовать?
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
Шанс повидать мир лишь во время каникул или отпуска устроит далеко не каждого. Многие из вас хотели бы сочетать интересную работу с не менее интересными - а главное, регулярными! - путешествиями, причем не отпрашиваться у начальника, а ехать по его же настоянию. С другой стороны, подрастает немало и «домашних» ребят, которых категорически не устроила бы необходимость трудиться вдалеке от родных и близких. Давайте же изучим воображаемое табло со «служебными рейсами»!
Выбирая вуз
Итак, вы абитуриент и желаете с самого первого студенческого дня неуклонно двигаться в сторону работы с обилием командировок. Так вот, представьте себе, что выбранный вами вуз, известный налаженным сотрудничеством с зарубежными университетами и помогающий уехать на стажировку за границу, подобного - «полузарубежного» - стиля работы впоследствии совершенно не гарантирует! Место учебы - это одно, а характер будущей работы - это другое. Вы действительно можете провести незабываемые недели в каком-нибудь чешском, а то и североамериканском университете, приняв участие в программе по обмену, но потом - прочно осесть в российской компании, у которой нет филиала даже в соседнем городе.
Так, после иняза или любого транспортного вуза вы можете попросту оказаться принимающей стороной - размещать прилетевших иностранцев в отечественных гостиницах или работать с прибывшими грузами, в то время как ваши бывшие однокашники будут колесить по миру. Так что вместе с чемоданом, рассчитанным на много-много перелетов, следует выбирать не столько тот или иной университет, сколько конкретное направление подготовки и ряд возможных мест работы.
Кем быть
Этот вопрос для будущего командированного, конечно, более важный и более точный.
- Вы хотите заниматься фармацевтикой (читайте " ") и продвигать новые медицинские препараты по всей стране?
- Или вас больше привлекает экология и выезд на объекты (читайте " ")?
- Или манят внешнеэкономическая деятельность и поездки на иностранные фабрики?
- Желаете ли вы то и дело летать в глубинку в качестве корреспондента газеты, мгновенно составлять себе впечатление о новом месте и через сутки отправлять в редакцию очередной очерк о региональных диковинках (читайте " ") ?
- А может быть, ваш выбор - сфера и вы готовы в рамках промотуров дотошно проверять качество зарубежных гостиниц, которые ваша фирма собирается включать в свой каталог?
- Или вы станете и посвятите значительную часть своего времени выездным обследованиям бизнесов?
- А вдруг вы будущий ?
- А если спортсмен?
Кстати, пример с командировками спортсменов, за чьей работой всё-таки многие болельщики наблюдают с самого своего детства, показывает, что помимо желания странствовать нужны еще особые способности и привычка к регулярному труду. По большому счету, и в других профессиях, щедрых на командировки, всё точно так же. Различать подобные занятия имеет смысл по характеру выполняемой работы да по географии поездок.
Так, специализирующийся на российском праве, вполне может выехать в другой город на заседание суда, но вряд ли его пошлют с аналогичным поручением за границу. Даже многие звезды эстрады лишены гастролей за рубежом (исключение - места массового проживания эмигрантов из России, где регулярно бывают подобные концерты), зато артисты, представляющие русское народное искусство, наоборот, распевают хором и отплясывают во всех уголках мира. А профессионалы, чья деятельность связана с экспедициями, не отправятся туда, где «нечего копать» или, к примеру, не обнаружены следы обитания интересного малочисленного народа.
А если вы не хотите никуда ехать, будьте внимательны еще на этапе профориентации!
Вот мечтаете вы стать инженером-строителем и целыми днями чертить в AutoCAD. И становитесь, и принимаетесь чертить - а тут оказывается, что надо ехать на согласование в соседнюю область и ходить там в резиновых сапогах по грязи.
Обычно сам сотрудник компании не выбирает места, куда его командируют. Однако возможны исключения!
Ориентируйтесь на масштабы
Один из самых изысканных и оригинальных способов выбора профессии подсказан именно логикой командировок. Сначала вы прикидываете, в какой стране вы хотели бы чаще появляться. Затем - ищете сайты с международными отраслевыми выставками, которые эта страна проводит (ведь если вам нравится эта страна, то вы уже немного владеете ее языком, наверное). Далее - находите на этих сайтах списки организаций-участников и обращаете внимание на то, чтобы на этих отраслевых выставках присутствовала Россия - в текущем году, в прошлом, в позапрошлом… Чтобы она была стабильным участником! В лице каких компаний она представлена? А теперь ищите самые обычные российские сайты этих компаний и размышляйте, выпускников каких вузов и факультетов они берут к себе на работу. Если какой-то из этих факультетов вас действительно заинтересовал и если набор ЕГЭ для поступления туда соответствует вашим любимым предметам хотя бы на 75%, дело за малым - подготовиться и поступить!
Впрочем, персонал в командировку отправляют далеко не только для участия в выставках. К тому же тот, кто действительно хотел бы проводить собственные трудовые будни в разных городах и странах, как правило, не гонится за подобными показательно-праздничными мероприятиями - напротив, его интересует самая обычная жизнь, он хотел бы последовательно сравнивать ее с деловым ландшафтом, изо дня в день наблюдаемым на малой родине. Скорее, он полетит в сибирский или уральский филиал своей крупной и важной компании, чтобы на месте решать непростую локальную проблему. Знаете, что дома и стены помогают? Так вот, желающий разъездов профессионал должен иметь иной склад характера и не рассчитывать на чью-либо поддержку даже в знакомой обстановке. Лучше так: пришел, увидел, победил… Нет-нет: приехал, увидел, победил! Вот каким должен быть этот человек.
Если такой человек придет работать в небольшую компанию, откуда в командировки вообще никого никогда не посылали, то вскоре случится так, что он помчится по стране самостоятельно организовывать региональную сеть филиалов. И станет менеджером по развитию бизнеса в регионах.
Бонус: тем, кто чаще ездит в командировки, больше платят. Нет, необязательно основной оклад такого сотрудника окажется повышенным. Зато время пребывания в командировках будет «тарифицировано» иначе, нежели обычное хождение на работу в знакомый офис, а по возвращении работника могут ожидать премия и дополнительный выходной. Уж во всяком случае оклад за сотрудником в таких случаях сохраняется, а командировочные расходы - возмещаются.
Быт не забыт
Выездная работа не позволит вам сосредоточиться исключительно на узких профессиональных обязанностях. Так, переводчик-синхронист не сможет витать в облаках, размышляя об оттенках лексических значений, когда ему придется утрясать вопрос с размещением иностранцев в гостинице незнакомого города, а гид-экскурсовод обязательно отвлечется от дум об истории культуры, если отправление автобуса задержится на час и туристы примутся нервничать. Мало какому командированному не приходилось самостоятельно решать, что бы такого элементарно поесть вдалеке от дома - только не фастфуд, только не это! - и как работает этот непонятный автомат по продаже проездных у нас-то, мол, совсем другая система! Подумать придется и об отметках в командировочном удостоверении: работы с документами тоже никак не избежать.
Путаетесь в карте родного города и не знаете всех его районов, а злые языки даже говорят о вашем пространственном идиотизме? Если вы хотите ездить в командировки, преодолевайте этот недостаток. Поднажмите на школьную географию, ставьте себе задачу каждую неделю отыскивать там, где вы живете, очередной музей или выставку, ходите с классом в походы, помогайте родителям разрабатывать детальные маршруты совместных поездок на отдых - и запомните, что мох растет с северной стороны деревьев (там, где вообще имеет смысл говорить о севере как о севере).
Разъезды, карьера и семья
Многие не желают ездить в командировки только потому, что не представляют себе, как совместить странствия по городам и весям с будущей «оседлой» семейной жизнью и воспитанием детей. Но на самом деле некоторые отрасли учитывают этот фактор и гибко подходят к тому, сотрудника какого возраста и в каком статусе лучше отправить с поручением в другой город. Так, аудиторы могут увлекаться поездками в начале карьеры и во время ее расцвета, а между этими периодами не возбраняется и перерыв, в который как раз можно уделить больше внимания ребенку.
Однако если, допустим, мужчина обожает командировки и оттого решает за ближайший год успеть посетить все российские города - а детьми и домом, мол, пусть занимается жена, - то при таком стиле жизни есть риск потерять семью: подобная отстраненность от общих забот не проходит даром! Поэтому семейному человеку лучше не принимать решения об отъезде единолично - впрочем, и отказываться от поездки только ради интересов семьи, забывая о себе, не стоит. Здесь нужно искать баланс, ведь если командировки помогут главе семейства продвинуться по службе, выгодно это будет и его родным и близким!
На карьерный рост командировки влияют по-разному. Иногда сотрудника посылают из регионального подразделения в основной столичный офис крупной компании. Там его может заметить высшее руководство, оценить его заслуги - и в итоге он вернется домой с повышением в должности. И напротив, неуловимый менеджер, которого не покидает «чемоданное настроение», не только рискует быть не замечен в многочисленных офисах сети, раскинувшейся по стране, но и на непосредственном месте работы может оказаться попросту забытым.
Если человек, активно ездящий в командировки, переходит работать в другую компанию, уже во время собеседования он производит впечатление человека ответственного и знающего, стрессоустойчивого, способного быстро приступить к активной работе. Такой не поленится ради интересов дела успеть на ранний поезд или ночной самолет, покинув привычную зону комфорта. Может быть, подобная репутация не обеспечит ему сразу быстрого роста, однако она уж точно упрочит его положение на новом месте. А ему самому при первых переговорах с работодателем стоит уточнить, сколько процентов рабочего времени занимают здесь командировки. Цифры обычно варьируются: кто-то выезжает лишь в отдельные дни, а кто-то проводит в разъездах чуть ли не по полгода. А бывает и так, что год на год не приходится. Если штат компании большой и в принципе и без вас есть кого отправить в важную поездку, можно «торговаться», настаивая на том, чтобы уделять командировкам то количество времени, которое устроило бы именно вас.
Как оформить командировку, если работник отправился туда на личной, служебной или попутной машине? Действующее законодательство не дает готовых Поэтому мы подготовили подборку решений с учетом мнения чиновников из Роструда.
Командировка на машине нескольких сотрудников
После возвращения из командировки на личной машине работник сдает в бухгалтерию авансовый отчет, служебную записку и первичные документы, подтверждающие затраты и использование личного транспорта (п.7, 26 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).
О том, какие документы должны представить пассажиры, в действующих правилах отдельно не сказано. Мы считаем, что можно ограничиться авансовым отчетом, служебной запиской и первичкой, подтверждающей затраты (если они были).
Путевые листы пассажиры оформлять не должны. Ведь Правила дорожного движения требуют наличия такого документа исключительно у водителя (п. 2.1.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090). Чеки на бензин тоже не понадобятся, если на заправке расплачивался водитель, а не кто-то из попутчиков.
Служебная записка нужна, чтобы определить даты начала и окончания поездки. Поэтому такой документ должен представить каждый из командированных работников вне зависимости от того, управлял он машиной или нет.
Той же логики безопаснее придерживаться, если речь идет о служебном транспорте или арендованной машине. В Положении № 749 порядок оформления документов прописан только для личных машин и мотоциклов. Но если сотрудник ездит в командировку на арендованном или служебном автомобиле, то компании все равно нужен документ, подтверждающий срок поездки. Это нам подтвердили и в Минфине, и в
Конечно, водитель служебной машины оформит путевой лист. Но, во-первых, его могут выдать на несколько дней, а сотрудник вернется раньше. Во-вторых, помимо водителя в машине могут быть и другие сотрудники. Тогда у них на руках не останется первички, подтверждающей срок поездки.
Правило об оформлении служебной записки для тех работников, которые ездят в служебные поездки на арендованной или служебной машине, стоит закрепить во внутреннем положении о командировках или в любом другом документе, принятом у вас в компании. Готовые формулировки и образец документа смотрите в электронном «Главбухе» №6, 2015.
По дороге работник поймал попутку
Довольно часто работников подвозят к месту командировки на своем транспорте знакомые или случайные попутчики. В такой ситуации у работника не будет расходов на проезд.
Тем не менее безопаснее взять с работника служебную записку. Ведь объяснить, как он добрался до места командирования, все равно нужно. Иначе проверяющие из Роструда могут заподозрить, что компания не возмещает работникам расходы на проезд, хотя обязана (ст. 168 ТК РФ). За это предусмотрен штраф до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Пусть сотрудник напишет, во сколько он выехал и во сколько прибыл в место командировки. В записке можно так и объяснить: отправился в командировку машине, которая ехала попутно. Марку и государственный номер машины сообщать не обязательно. Если в один конец он ехал на общественном транспорте, то к авансовому отчету надо будет приложить и билеты, и записку.
То, что работник побывал в другом городе, подтвердят счета из гостиницы и чеки местных организаций, которые работник приложит к авансовому отчету. Дополнительных документов никто не потребует.
Тот же порядок действий, если работник отправился в поездку на транспорте контрагента, например подрядчика или заказчика. То есть помимо авансового отчета и приложений в виде первички и чеков работник представит служебную записку.
Изменился срок командировки
Уважительные причины задержки в командировке: заболел, поломался транспорт, плохие погодные условия и др. Эти обстоятельства тоже нужно отразить в служебной записке. За время вынужденной задержки надо выплатить суточные и возместить расходы на проживание (п. 14, 19, 21 Положения № 749).
Если работник болел, то ему нужно выплатить пособие. Конечно, если он принес листок нетрудоспособности. При этом средний заработок за дни болезни не сохраняется (п. 25 Положения № 749).
Если сотрудник задержался по другим уважительным причинам, то дополнительные дни включаются в период командировки и за них надо начислить средний заработок.
Другое дело, если уважительных причин для задержки не было. В таком случае средний заработок работника можно не сохранять, суточные не выплачивать и расходы по найму жилья не возмещать. Решающее слово за Проверяющие скорее всего будут против таких расходов.