Категорический императив гласит поступай. Учение иммануила канта о категорическом императиве
Но и личности следует быть такой, чтобы не поддаваться подавлению и тем более не соглашаться на него. Не позволять обращаться с собой, как с вещью, и не допускать в отношении себя какого бы то ни было произвола.
Такова одна из основных моральных обязанностей человека, сформулированных Иммануилом Кантом. Другой стороной этого требования является запрет на отношение к другим, как к вещи, т.е. использование их в качестве средства для достижения своих частных целей. «Безоговорочное отвержение рабства и беспощадное осуждение продажно-рабского образа мысли» утверждаются Кантом на основе учения о категорическом императиве - основополагающем принципе нравственности, нравственном законе.
Кант создал одно из наиболее проработанных деонтологических* учений о морали. В нем мораль предстает как опыт долженствования.
Человек по-разному побуждается к поступкам. Он может побуждаться в своей воле субъективно, т.е. произвольно выбирать правила совершения поступков, или объективно - с помощью разума. Субъективные правила воления Кант называет максимами, объективные - императивами.
Все императивы выражаются через долженствование. Однако характер их воления может быть разным. Совершение одних поступков необходимо ради достижения определенного практического результата; совершение других ценно и важно само по себе, безотносительно к какой- либо практической цели. Первый тип императивов Кант называет гипотетическими . Это императивы умения (указывающие, что надо сделать, чтобы достичь определенной цели) и благоразумия (указывающие, к каким целям надо стремиться, чтобы стать счастливым) . Императивы такого рода зависят от преходящих внешних или внутренних обстоятельств.
Второй тип представлен одним императивом - категорическим. Особенность категорического императива заключается в том, что он не ориентирует на какую-либо цель, но требует определенного рода поведения как ценного самого по себе. Категорический императив ничего не говорит о содержании поступка или его следствиях; он не говорит, к чему стремиться и что делать. Предмет категорического императива - принципы, обусловливающие поступок; он указывает, как надо делать и из чего при этом исходить. Это и есть моральный закон.
Первый практический принцип гласит: «Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» . В этом принципе находит отражение надситуативный и надличностный характер нравственного воления, в чем заключается его универсальность, или всеобщность. Поступая определенным образом в отношении конкретного лица человек как бы предполагает, что он поступил бы таким же образом в отношении любого другого лица и в отношении него любому другому лицу следовало бы поступить так же.
Второй практический принцип гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество и в своем лице, и в лице всякого другого человека также как цель, но никогда - только как средство» . Человек не может утверждать в качестве всеобщих какие угодно правила. По- лагание правила как всеобщего должно одновременно соотноситься с целью самой по себе. Такой целью является человек. Из этого принципа следует недопустимость утилизации кого-либо, точно так же, как недопустимость утилизации самого себя. Второй принцип категорического императива по-своему ограничивает первый принцип: всеобщность оказывается не единственным качеством моральности поступка. Моральный поступок еще и содержательно определен: он должен быть ориентирован на человека как такового безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам.
Третий практический принцип задает характер категорического веления. Утверждая некую максиму в качестве всеобщей, человек полагает ее как органичную часть «всеобщего законодательства» и тем самым выступает в качестве законодателя. Но, задавая закон, человек и подчиняется закону. Посредством третьего практического принципа Кант, не давая его строгой формулы, утверждает, что воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)» .
Существенным моментом третьего практического принципа категорического императива является то, что он отражает автономию воли нравственного субъекта. Как и идея цели самой по себе, идея автономии воли содержится в представлении о безусловности долженствования. По замечанию Канта, многие мыслители связывали моральное долженствование с законом, но эта мысль не доводилась до положения, что это - закон, который человек устанавливает для себя сам, но устанавливает как всеобщий закон. Канту, можно сказать, принадлежит заслуга введения этого важного этического понятия - «принцип автономии воли», который он противопоставляет принципу гетерономии*. Принцип автономии доброй воли в наиболее абстрактной форме представляет традиционную для моральной философии идею незаинтересованности морального мотива, или бескорыстия.
Итак, долг, по Канту, это «практически безусловная необходимость поступка» . Поступок из долга безотносителен к конкретным обстоятельствам его совершения - он не выводится из опыта и не оправдывается опытом. Это действие не ради пользы и не из симпатии. Поступок из долга совершается не ради некой цели, которая посредством него достигается, а ради самого долга. Лишь совершение поступка из долга придает поступку нравственное достоинство.
Различные действия людей по-разному относятся к долгу. Некоторые действия могут быть хорошими, т.е. быть положительно значимыми для человека, полезными, но при этом не соответствовать долгу. Например, для действующего лица полезны, но противоречат долгу эгоистические действия, в которых интересы лица ставятся безусловно выше интересов других лиц. Есть действия, которые внешне соответствуют долгу, но не являются нравственными по существу; так, люди из корысти могут совершать действия, сообразные долгу. Наконец, люди могут совершать действия, сообразные с долгом, но не из долга, а из склонности и благорасположения. Такие поступки, говорит Кант, заслуживают похвалы и поощрения, но не нравственного одобрения. Лишь совершение поступка из долга придает поступку нравственное достоинство.
Моральный закон - единственный фактор, определяющий нравственную волю извне, уважение к закону и предопределяющий поступки человека, соответствующие долгу. Поэтому исполнение долга всегда предпочитается следованию каким-либо склонностям. Моральную ценность поступка определяет само по себе стремление исполнить закон, а не полученный результат.
Противопоставление долга и склонности - одна из характерных черт кантовской этики. Под склонностью Кант понимал любые влечения и порывы, которые отвечают потребностям, материальным интересам или душевному настрою человека. Даже благодеяние, оказанное только из симпатии, участливости или благорасположения, хотя и полезно благодетельствуемому, мало свидетельствует о моральности благодетеля. Совершение благодеяния есть долг, поэтому моральность человека, оказывающего благодеяния, определяется, по Канту, не самим фактом благодеяния, а тем, руководствуется ли он долгом.
Этот вывод может показаться странным с точки зрения практики реальных человеческих отношений. Но для Канта в первую очередь важно показать значимость беспристрастности и объективности морального мотива.
Как можно видеть, Кант в трактовке моральной императивности отвлекается от той стороны морали, которая представлена через общественную организацию, социальные институты, коммуникативные механизмы упорядочения поведения, и полностью переносит внимание на человека. Кант как будто бы говорит о том, что представляет собой моральный закон. Но по сути его речь не о «моральном законодательстве», не о правилах поведения, а о том, каким должен быть человек, чтобы моральное законодательство заработало. Человек должен быть неподневольным, способным мыслить неподражательно и принимать самостоятельные, ответственные решения. Как разумный и свободный субъект человек принадлежит не «земному», «материальному» миру явлений, где царит физическая причинность, а миру умопостигаемому, или «ноуменальному» - миру чистых смыслов.
В такой абстрактной форме Кант передал одну из наиболее важных и сложных для понимания характеристик морали, а именно, ту, что в морали (посредством морали) человек, будучи членом различных общественных объединений, включенным в социальные связи и зависимости, руководствуется собственным мнением. Это мнение принципиально - оно не подвержено переменам настроений, предпочтений, интересов; оно универсализуемо - высказывается в предположении, что может быть принято любым разумным существом в аналогичной ситуации. Не авторитет, не корысть, не нужда, а свободно принятые принципы становятся определяющим фактором решений и действий. Сообразно с этими принципами человек судит о себе и о других.
ТЕМА. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В к.18 – н.19 вв. центр европейской философской мысли переместился из Англии и Франции в Германию. Там выдвинулась целая плеяда крупнейших мыслителей, разработавших выдающиеся философские учения, получившие название «немецкая классическая философия». К ним относятся учения Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха. Этих мыслителей сближают общие теоретические корни, преемственность в постановке и решении фил.проблем. Термин «классическая» философия означает высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией классических философских проблем.
Нем.кл.фил.я явилась завершением новоевропейской философской классики, за ней начинается другая эпоха – эпоха неклассической философии.
Время: к.18 – н.19 вв. Германия. Это влиятельное течение философии Нового времени.
Представители: И. Кант, Г. Гегель, И.Фихте, Ф.Шеллинг,Л.Фейербах
Основная идея – разработка диалектического метода познания и преобразования мира. Нем.клас.фил.я создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе и процессе познания.
Характерные черты нем.клас.фил-и:
1. Особое понимание роли философии в истории человечества и мировой культуры – философия – есть душа культуры.
2. Смещение акцентов философского анализа природы – на исследование мира человека.
3. Разработка целостной концепции философской диалектики.
Основные проблемы: 1. Проблема познания (Гносеология).
И.Кант – основоположник нем.клас.фил. – совершил переворот в философии, в решении проблемы познания: он рассматривал познание как деятельность, протекающую по своим законам. Основную задачу философии Кант видел в практическом исследовании познавательных способностей человеческого разума. Творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический.
В докритический Кант занимался космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. Второй – критический – основной период – связан с целью – критически проанализировать познавательную деятельность разума и узнать, что в действительности он способен познать и с помощью каких механизмов познание осуществляется. Поэтому свое учение Кант назвал «критической философией». (работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Человек у Канта - как субъект познания. Т.о. познание у Канта – активная, целенаправленная деятельность субъекта. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы:1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?
В ответах на эти вопросы – сущность его философской системы.
Разработал учение о «вещи в себе « и «явлении». В познании человек имеет дело не с самими вещами, а только с их явлениями, т.к. вещи существуют вне нас. «Явления», по Канту – это внешняя сторона вещи, а не сами вещи. Сами вещи скрыты от нас, недоступны в полной мере человеческому познанию – он называл эту недоступность познанию «вещью в себе». Вещь в себе, т.е сущность вещи - неуловима и непознаваема. Он писал: «О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления». Т.О.Кант оторвал явления от вещей, объявил вещи чем-то запредельным для познания.
Гноселогическую концепцию Канта называют философским агностицизмом.
Теория познания Канта основана на признании существования 2-х форм знания:
Опытное (апостериорное) знание, т.е все то знание, что дает нам чувственное восприятие. Рассудок, переходящий за границы опыта – это уже разум. Это знание имеет случайный, отрывочный, разрозненный, неорганизованный характер, поэтому оно не является подлинным, не имеет всеобщего и необходимого значения.
Подлинное знание дает нам другой вид знания – осуществляется с помощью априорных форм рассудка, т.е. вв
Доопытного и внеопытного (априорного ) знания, т.е. врожденного знания. Это всеобщие познавательные формы, присущие рассудку. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Такие априорные формы рассудка составляют, по Канту, основу рассудка.
Идеи Канта развивал Иоганн Готлиб Фихте . Его концепция называлась «наукоучение». Он ситал, что философия – это осоновополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало.
Моральное учение И. Канта: категорический императив
Вместе с проблемами познания Кант активно исследовал проблемы морали, вопросы нравственной деятельности людей, вопросы человеческого поведения.
Этим вопросам он посвятил работы «Критика практического разума» - главная работа; «Основы метафизики нравственности»; «Метафизика нравов».
1. Главная цель Канта - установить объективную основу нравственного действия, определяющую подлинно нравственный характер поступков людей.
Он поставил задачу: вывести всеобщий моральный закон, следуя которому люди всегда поступали бы нравственно.
Этот закон он назвал «категорический императив».
Императив - т.е. повеление.
Что же повелевает людям закон? Какой образ действия он им предписывает?
Смысл этого предписания состоит в следующем: человек должен поступать так, чтобы его поступок мог быть принципом, общей нормой поведения и всех других людей.
Если он может стать таким принципом, то он является правильным, нравственным и его необходимо совершать. Если же не может, то от него необходимо удержаться.
Эту идею он рассматривал на конкретных примерах:
1. Допустима ли ложь? Кант говорит: «Может ли это быть образцом для других людей? Но тогда будет общество лгунов, отсюда - ложь не может стать нормой поведения других, отсюда - воздержись от лжи».
2. Можно ли присваивать себе чужую вещь? - нет и др.
2. Но категорический императив содержит в себе и другое требование - из него вытекает еще одна максима, которая гласит: «Действу так, чтобы ты никогда не относился к другому человеку, как к средству, а всегда только как к цели».
Более кратко Кант формулирует этот принцип так: «Человек должен быть целью, и никогда не средством» , т.е. человек есть наивысшая ценность. Таким образом человеку предписывается не использовать других людей в качестве орудия для достижения своих корыстных интересов.
3. Кантовское учение о категорическом императиве имело весьма существенное значение. Оно состояло в том, что оно во-1) установлено равенство всех людей перед моральным законом (пастух или король - закон один); вся мораль в обществе должна основываться на чувстве дома; во-2) утверждало идею ценности каждого человека, каждой отдельной личности.
Но моральное учение Канта в целом страдало большим формализмом . Кант считал нравственными только такие поступки, которые совершаются человеком из одного лишь сознания долга.
Если к ним примешиваются какие-либо личные чувства, личные склонности, даже как сострадание, стремление к добру, они, по Канту, нравственного значения не имеют. Кант требовал чисто формального исполнения долга, человек должен действовать только и только по велению долга, по обязанности, а не по склонности.
Г.Гегель – один из выдающихся философов своего времени. Философия его – вершина западноевропейской философской мысли.
Величайшая заслуга Гегеля - в разработке проблем диалектики. Он превратил диалектику в цельное законченное учение, всесторонне разработал и обосновал принципы диалектического метода, а также дал классические образцы их применения в исследовательском процессе. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, от низших к высшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал непревзойденную систему всех категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность и содержание, общее и часть, необходимость и случайность, форма и содержание и др. Эти категории органично переходят друг в друга.
Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (из 3-х элементов):
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественного изменения в качественное.
3. Закон отрицания отрицания.
Важнейшие философские труды: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики»; «Энциклопедия философских наук»; «Философия духа»; «Философия права».
В философии Гегеля различают 2 стороны:
1. метод - диалектический.
2. система - идеалистическая.
Но они не противоречат - учение о диалектическом саморазвитии мировой идеи, Духа.
Исходное понятие философии Гегеля - понятие мировой идеи . Это некое сверхприродное сознание . Мировая идея является причиной и основой всего существующего. Она существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества, весь действительный мир. Сначала она существует сама в себе как чистая идея, но в ходе развития своего порождает всю действительность .
Таким образом Гегель строил свое миропонимание на основе объективного идеализма. Творец действительности у него - идея, дух. Но в этой идеалистической концепции мира содержалась плодотворная мысль о развитии.Гегель представляет идею как непрерывный процесс развития. С его точки зрения все в мире находится в постоянном движении, изменении, развитии. Гегель сформулировал 3 основных закона диалектики:
1 закон – определяет источник развития: он заключается в противоречиях, присущих каждому предмету и явлению. Закон единства и борьба противоположностей. Противоположные стороны в каждом предмете и явлении сосуществуют в единстве и одновременно борятся между собой. Эта борьба – источник развития действительности.
1. Эмпирический мир. Мир ноуменов
Они :
Находятся вне пространства, времени, причинности;
Не зависят от восприятия людей;
Основным их свойством является свобода.
Человек ничего не может представить вне пространства, времени, пpичинности, которые он воспринимает как свой чувственный опыт. Ноумены, воздействуя на сознание людей, порождают явления внешнего эмпирического мира - "вещи для нас", феномены .
Доступны пониманию людей;
Субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей.
Эмпирический мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости.
Каждый человек одновременно принадлежит миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное).
В надэмпирическом мире человек:
Обладает свободой воли;
Подчиняется нравственному закону;
Верит в Бога и бессмертие души.
Существование мира ноуменов - постулат, "точка зрения, которую разум вынужден принять вне явлений для того, чтобы мыслить себя практическим" (И. Кант).
Человек имеет право выбора: подчиняться эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума.
2. Кант выделял императивы:
- гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;
Этот закон:
Носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;
Не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;
Является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;
Утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным.
Кант дал несколько формулировок категорического императива.
"Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеоб-щим законом " (максима - субъективный принцип поведения).
Это зна-чит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было :
Одобрено всеми людьми;
Воспроизведено всеми людьми.
В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не кон-центрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального по-ведения Кант считал благо всего человечества.
"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству ".
Кант утверждал, что любой человек:
Обладает достоинством;
Абсолютно ценен;
Является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.
Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.
Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характе-ристики только благодаря доброй воле . Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного суще-ства поступать согласно законам.
Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремле-нию воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.
Кант сформулировал принцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.
Субъективным принципом нравственности является долг, который зак-лючается в :
Чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нрав-ственный закон);
Твердости нравственных убеждений.
Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоин-ство личности.
В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому своей этической теории:
Моральный закон основан на абсолютной необходимости;
Нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать ни-кому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив которые, человек теряет достоинство.
Развитие этической мысли Нового времени. Этическая концепция Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) развивал теорию диалек-тики, определил значение этики в системе общественных отношений. Свои этические взгляды философ изложил в трудах "Философия пра-ва", "Феноменология духа", "Энциклопедия философских наук". Гегель разграничил понятия "мораль" и "нравственность". Нравственность - это объективный аспект поступков человека, то, ка-кими они являются на самом деле.
Нравственность:
Совпадает с нравами общества на данном этапе его развития, является общественной природой человека;
Объединена с политическим сознанием людей;
Не связана с волей индивида;
Это преодоление человеком своей естественной природы, подчинение индивидуальности интересам государства. Формами развития нравственности являются : семья, общество, госу-дарство.
Основными нравственными ценностями Гегель считал труд и силу духа, выраженную в деятельности человека. Человек, занятый созидательным трудом, является двигателем исторического прогресса. Гегель развивал идею Канта о нравственности как преодолении есте-ственной природы индивида. Поскольку общественный интерес выше интересов индивида, то общественная нравственность выше индивиду-альной нравственности.
Гегель, полемизируя с Кантом, утверждал, что нельзя возводить убеж-дения и совесть индивида в ранг закона. "Единство субъективности и объективного в себе... есть нравственность". Содержание нравственности - моральные законы, которыми руковод-ствуются члены общества.
Гегель считал, что с переходом в каждую новую историческую эпоху нравственность поднимается на более высокую ступень развития.
Мораль - субъективный аспект поступков человека, какими он их видит. Это сфера личностных убеждений, оценок, переживаний. Мораль явля-ется результатом современного классового общества, в котором люди разъединены, отчуждены от государства. Они должны руководствовать-ся юридическими нормами и выполнять определенные обязанности. Вне юридического принуждения возможны моральное сознание (воля и долг) и моральный выбор.
Согласно Гегелю моральность - это форма соотношения индивида и общества, свойственная данному историческому периоду, ступень раз-вития общества.
Гегель утверждал, что на качественно новой ступени развития будут возрождены античные идеалы :
- свободное развитие всех слоев общества;
Преодоление атомизации интересов;
Слияние нравственности с законом государства и др.
Зло Гегель считал движущей силой исторического развития и рассматривал как положительный фактор.
Гегель разграничивает понятия "свобода" и "произвол".
Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности.
Свобода - это :
Соединение разума и воли;
Познанная необходимость;
Замена эгоистических интересов всеобщими.
философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. imperativus - повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. По Канту, императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первый выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью (например, стремлением к утилитарной выгоде); второй высказывает безусловное повеление. Это различие двух видов императива Кант дал в работе “Основоположение к метафизике нравов” (1785). К. и. предписывает каждому действовать по правилу, относительно к-рого действующий мог бы хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.
Отличное определение
Неполное определение ↓
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, "поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы" или "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству"). Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К.И. Канта определяет, т.о., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.
Т. о., место субъективной цели (при всей антропологической ее значимости) в этике заступает объективная цель, ценная не по личной прихоти полагающего ее, но совершенно независимо от содержания любого произвола - цель, метафизически самобытная и потому ценная сама по себе. Такова, по крайней мере, цель сохранения самого субъекта всех целей - человека в его всеобщем, или родовом бытии, как человечества в человеке. Эта разумная природа человечества и всякого вообще разумного живого есть цель сама по себе. Поэтому формальное качество всякой нравственной воли должно быть таково, чтобы в этой воле всегда и необходимо полагалась ценность разумной человечности как цель самой этой воли и условие принятия всех прочих целей, которые в отличие от этой цели приходится признать лишь субъективными.
Итак, содержание или материя нравственного целеполагания определяется из соотнесения реального целеполагания с его модальной формой. Это подведение есть суждение, и потому нравственная действительность воли опосредуется моральной способностью суждения. Формальный принцип этой способности, определяющий отношение ее субъекта к нравственной форме воли (к категорическому императиву), дает завершающее определение нравственной воли, в котором признается компетенция субъекта повиноваться лишь тому, что он сам свободно признал за чистую ценность (не иметь иных законов личной воли, кроме удостоверяемых судом совести); этический закон с такой позиции предстает как категорический императив автономии (см. Автономия и гетерономия) Формулировки категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (Кант. Соч. в 6 т., т. 4, ч. l. M., 1965, с. 347). «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (там же, с. 270); каждый должен относиться к самому себе и к другому в соответствии с «идеей человечества как цели самой по себе» (там же). Для совершенной в добродетели воли категорический императив, по признанию самого Канта, силы не имеет: из нормы воли он превращается в описание естественной для нее формы воления. См. лит. к ст. «Критика практического разума».
Отличное определение
Неполное определение ↓
Одним из базовых понятий немецкой философии является категорический императив Иммануила Канта, суть которого изложена в его труде «Критика чистого разума». Кант делит практические принципы на максимы (субъективные) и императивы (объективные) . Императив, в свою очередь, он подразделяет на категорический и гипотетический. Категорический императив — это абсолютный моральный закон, который не сопряжен ни с какой целью, и, в отличие от гипотетического, выступает как совет предосторожности и может существовать только в определенных условиях.
Категорический императив строится по формуле: должен, потому что должен. Данная формула придает ему всеобщий, устойчивый и неизменный характер, который позволяет существовать моральному закону в любых ситуациях. Поэтому человек должен помнить, что его субъективные максимы не могут быть всеобщими, и его задача упорядочить их и сделать максимально близкими к категорическому императиву. Моральный закон один, но существует несколько его формулировок. Представляется, что для современного общества более полезной будет следующая трактовка: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В погоне за выгодой человек часто забывает, что кроме его максимы есть максимы других. А реализуя свою субъективную цель, он может предать, обмануть и обидеть других, используя их. Например: человек может поссорить друзей, сказав им неправду в своих интересах. Чтобы этого не произошло, он должен следовать категорическому императиву, о чем и свидетельствуют две другие формулировки, которые призывают нас поступать так, чтобы субъективное волеизъявление стало объективным законом.
Эти три способа внешнего выражения закона подчеркивают его многогранный смысл, обращая внимание на отдельные аспекты. Существование этих формулировок отражает такой важный принцип морального закона, как его автономность. Ее смысл заключается в том, что категорический императив предписывает нам сама воля, при этом, не требуя обоснования его обязательности. Но императив был бы бесполезен, если бы ни одно важное условие – свобода . Именно она, как говорит Кант, открывает путь автономии. Свобода делает нашу волю «законодательной» и не зависящей от внешних факторов, позволяя ей самоопределяться, основываясь на форме закона, а не его содержании.
Доказательством этому выступает такое чувство, как «угрызение совести». Например: мальчик увидел, как его друг украл кошелек у девочки, но не сказал никому, потому что тот его об этом попросил. И как бы в этой ситуации не убеждал себя человек, что не мог предать друга, несмотря на эти обстоятельства, его все равно будет мучить совесть, потому воля обладает свободой. Из всего вышесказанного, можно сформулировать следующее определение: категорический императив — это абсолютный, объективный, всеобщий моральный закон, необходимым условием которого является свобода, а основным принципом автономность, обеспечивающая его устойчивый и неизменный характер.
Итак, подводя итог, хочется отметить, что роль категорического императива в нашей жизни велика, потому что он учит нас поступать правильно в любых ситуациях. Кроме того, позволяет нам уважительно относиться к другим людям и является, в какой-то мере, нашим внутренним регулятором поведения. Каждый человек, в идеале, должен следовать этому моральному закону, важность которого можно сравнить с высказыванием Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», — и с золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».