Как пишут тезисы? Что такое тезисы и как не ошибиться при их написании.
К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.
и как их писать
Неопытные студенты полагают, всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.
Строение тезисов. Тема
Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.
Вступление. Новизна
Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.
Основной текст. Примеры и доказательная база
Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.
Заключение
Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.
Доклад на конференцию
На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.
Особое внимание следует обратить на процедуру формулирования тезиса. В том случае, когда мы анализируем готовый текст, последовательность операций при вычленении тезиса выглядит так: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего текста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание, и задачи речи. При этом важно не исказить смысл речи оратора, стремиться передать именно его взгляды и убеждения, поэтому по возможности необходимо использовать слова самого автора. С другой стороны, формулировка тезиса не должна оказаться чересчур громоздкой, ведь предполагается, что тезис - это та мысль, которую выступающий постоянно держит в голове, чтобы сохранить цельность высказывания.В том случае, когда мы сами работаем над созданием речи, последовательность действий окажется обратной: 1) Определение цели речи: убеждающая речь. 2) Определение задачи речи (в чем оратор хочет убедить аудиторию?): убедить аудиторию в том, что правительство сознательно разваливает экономику. 3) Определение тезиса речи (и почему мы считаем, что это делается сознательно?): правительство намеренно вносит противоречия в законодательство, чтобы затруднить самостоятельную деятельность предприятий и проводит антирыночную финансовую политику. 4) Деление тезиса на смысловые части.При создании высказывания вовсе не требуется, чтобы тезис был четко сформулирован в одном месте и предъявлен аудитории целиком, в готовом виде. Разумеется, тезис у оратора обязательно должен быть, но он обычно растворяется в речи.Тезис - это законченное по смыслу суждение, полное предложение с субъектом и предикатом. При создании тезиса речи (несмотря на то, что это делается только для себя, и он никому не будет предъявлен в таком виде) необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в нем не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов, омонимии, мысль необходимо выразить четко и непротиворечиво и т. д. Эта процедура (равно как и четкое формулирование темы и задачи речи) поможет оратору точно определить для себя стратегию будущей речи, убережет от распространенной ошибки уклонения от тезиса.
18.Формы уклонения от тезиса.
Важно помнить о том, что тезис в речи всегда один, то есть в каждой речи должна быть только одна главная мысль.Каковы же конкретные формы уклонения от тезиса в ораторской практике?
Потеря тезиса. Тема оказалась слишком сложной, и оратор не может ее раскрыть, но поскольку он должен говорить, то освещает более знакомый или простой вопрос. Сюда же относятся случаи, когда выступающий неправильно понял тему и говорит не о том, что в ней предполагалось рассматривать. Эти случаи трудно разграничить, поскольку слушатели не могут определенно оценить, намеренно или случайно оратор уклоняется от тезиса.
"Лоскутное одеяло". В одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько мало связанных между собой вопросов. При этом каждая проблема более или менее четко формулируется, но не аргументируется.
"Утопленный тезис". У оратора есть единая основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется в неумелых рассуждениях, либо воспринимается как два разных тезиса.
Привет, на связи снова Павел Ямб!
А давно мы с вами не обсуждали теорию, не находите? Ну вот, сегодня я исправляюсь и предлагаю вашему вниманию очень полезную статью, как писать тезисы. Я не буду забираться в научные дебри, а расскажу вам об этом исключительно в практическом приложении. Я с ними сталкивался и в универе, и на научных конференциях, ну и, конечно же, в процессе работы над сайтами.
Что это такое
Прежде всего хочу предупредить: если вы думаете, что тезисы – это краткий пересказ по пунктам какого-то более глобального текста, то вы правы. Однако правы также и те, кто думают, что это самостоятельная статья, только в миниатюре.
Слово «тезис» используется в нескольких значениях. Чаще всего мы слышим о нем применимо к научной деятельности.
В научном мире тезисы докладов, представленных на конференции, часто издают в информационном бюллетене и их ценность для представителей науки достаточно велика: такая публикация засчитывается при соискании более высокого научного звания.
Однако это не единственная сфера, пользующаяся тезисами. Если говорить о тезисах в качестве интернет-продукта, то они призваны рассказать вкратце о главной тематике сайта, блога или его раздела. Кроме того, в контент-бизнесе очень часто заказчики предлагают не план, а короткие утверждения, которые должен раскрыть копирайтер. Так что видите – под этим коротким словом может скрываться много чего интересного.
Основные требования
К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими.
Умение правильно писать тезисы в идеале мы должны получать еще в школе. Однако далеко не все в этом возрасте способны понять, что это нужно не учительнице и маме с папой, а прежде всего нам самим. Потому – вспоминаем:
Когда нужно не написать, а раскрыть
А теперь вернемся к копирайтерским делам. Например, мы получили заказ, в котором заказчик уже сформулировал, о чем должна быть написанная статья. Тезисы будут примерно такими:
- Что это за продукт?
- Кто его производит?
- Какие его особенности и качества?
- Чем он отличается от других?
- В чем его преимущества?
- Для чего (или кого) подходит больше всего?
Так как мы берем общую схему, то ограничиваемся вопросами. Если же заказ делает компания-производитель, то некоторые ответы в общих чертах они предоставляют копирайтеру, задача которого – умело расписать и раскрыть особенности продукта, бренда или услуги.
Если вдруг вы получили заказ, но не очень хорошо знаете продукт, то можно задать эти вопросы в качестве уточняющих. Редкий заказчик откажется отвечать тому, кто выполняет его же задание. Ну, или если с заказчиком работа не сложилась, то можно найти ответы на вопросы самостоятельно.
Опора для построения текста
И напоследок обсудим, что такое тезисы, которые являются исключительно опорным материалом – для доклада, раздела, сайта.
Главная задача таких тезисов – сформулировать короткие, емкие утверждения, которые впоследствии можно развить дальше.
Чтобы было понятно, я подберу опорные тезисы прямо к этой статье.
- Тезисы бывают разные.
- Они широко используются в научной сфере.
- Такие тезисы представляют собой короткий анализ научного труда с примерами.
- Они могут быть на готовый материал или наоборот: материал составляется, согласно тезисам.
- Есть вопросы, подходящие для тезисного плана продающей статьи.
- Опорный тезис это основная мысль, которую можно развить дальше.
С такой шпаргалкой я могу представлять эту статью на любой конференции копирайтеров: теперь я не забуду, о чем хочу сказать.
А с какими тезисами приходилось иметь дело вам? И зацените этот репчик в тачке.
Рассказать о случае из жизни.
Образ-аналогия.
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).
|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||
В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис-аргумент» было полным.
Основная часть
Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», ответите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.
Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!
Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.
Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».
Примерное вступление | У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизненного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по неверной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд |
Тезис | Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результатов |
Теперь об аргументах.
Элементы 1-го аргумента | Пример | |
Обращение к произведению | На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гончарова «Обломов». | |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть автора) | Илья Ильич Обломов - помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, проблема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим - только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фальшивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матвеевны, где он и находит свой «покой» | |
Микровывод | Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд | |
Элементы 2-го аргумента | Пример | |
Обращение к произведению | Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | |
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) | Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее | |
Микровывод | Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека - величайший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни |
Связки между абзацами (микротемами)
Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично. Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение - поэтому всё не «так же», а совсем по-другому. Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически связанными с тезисом примерами.
Примечание. В итоговом сочинении допускается приводить аргументы на основе зарубежной литературы. Об этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова и председателя совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Д. Солженицыной. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.
Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.
Существует несколько способов закончить сочинение:
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).
Заключение - выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Варианты заключения | Примеры |
Вывод | Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, являются двигателями прогресса и общества в целом |
Призыв | Подводя итог, хочется верить, что каждый человек должен ставить перед собой высокие и благородные цели. Всегда нужно задумываться о том, нужно ли мне это вообще? Нельзя бездействовать, ведь это и называется дорогой в никуда. Не нужно бояться ошибок на протяжении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, «раз вы сбились с пути - значит, путь у вас есть, человек, который никуда не идёт, не может заблудиться» |
Выражение надежды | Хочется надеяться, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно должна быть очень актуальна в наше время. И если мы будем этому вопросу уделять как можно больше внимания, не забывать о таких важных понятиях, как благородство, доброта, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее! |
Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведён такой рассказ).
Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
Например:
«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин).
«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К. Рерих).
«Природа - творец всех творцов» (И.В. Гёте).
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин).
«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).
«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский).
«Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский).
«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).
«Нет счастья в бездействии...» (Ф.М. Достоевский).
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).
Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа»), и не учитывать её общий смысл.
Редактирование текста
Перед тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно проверить и отредактировать. Как это сделать?
Читаем текст по частям.
Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.
Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и будете приводить аргументы.
Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чём-то близком теме сочинения.
«Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.
Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.
Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаём вопросы ко всем второстепенным членам. Долго и нудно? Но зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. Одновременно обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.
Читаем каждое слово по слогам. Так вами лучше будет усваиваться услышанное - сразу будут активизироваться разные виды восприятия (слуховое, зрительное). Причём лучше читать текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нём, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Это известный
способ проверки «с конца».
После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума, иначе работу не засчитают. Бывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учитывать.
- В речи по делу Мироновича Н. П. Карабичевский развивает мысль о вероятной причастности Семеновой к преступлению, опираясь на данные медицинской экспертизы: «В своем… блестящем и вместе с тем научном заключении профессор Белинский… доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исключает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяжелого преступления, особливо если подобной натурой руководит другая, более сильная воля…» К мнению профессора Белинского… присоединился другой эксперт, психиатр-практик Чечот, остановившись на… строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяжкого преступления. Такой человек, при известных условиях, способен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения совести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель». Психопат – тип, лишь недавно установленный в медицинской науке. Этот субъект безусловно ненормальный и притом, как доказано, неизлечимый… Таким психопатическим субъектом эксперты-психиатры считают Семенову».
- В работе «О развитии революционных идей в России» А. И. Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью… Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».
- Выступая на так называемом «школьном процессе», адвокат В. Л. Россельс, в частности, сказал: «Директор школы – человек, личные нравственные качества которого нам не внушаю сомнений, но его педагогические приемы, методы воспитания вызывают тревогу… Школьники Болотов и Карев одобряют избиение Зорина. Узнает об этом директор и не находит лучшего способа бороться с открыто выраженным мнением подростков, как исключение их из школы. Но это не все. Для того, чтобы вновь быть принятыми в школу, от обоих исключенных требуется очень немногое. Они должны подать письменное заявление, что “осознали” неправильность своих высказываний и “раскаиваются”. И что же?! Чуть ли не на следующий день они подают заявления, что “осознали”, “раскаялись” и они возвращаются в школу. Такова награда за лицемерие! Школьники получили предметный урок того, что действительные убеждения следует скрывать, а открыто высказывать то, в чем ты, может быть, и не убежден, но что угодно начальству, и “жизнь твоя будет сладка и приятна”».
- Герой романа У. Митчела «Живи с молнией» Э. Горин следующим образом обсоновал свое предположение, что именно его собеседник, Арни С. Хэйр, предложил кандидатуру Горина для работы в крупном государственном учреждении: «Арни подумал, потом растянул губы в лягушечью улыбку. – Ладно, Эрик, я вам скажу. Но сначала ответьте на один вопрос. Почему вы пришли ко мне? – Очень просто. Вчера вечером, как вам, вероятно, известно, мы с Хольцером пили коктейль. Я не понимал, в чем дело, пока он не упомянул о моем фрезерном станке. Откуда он мог о нем узнать? Это пустяки, конечно, но все-таки довольно странно. Только два человека могли ему об этом рассказать – вы и Тернбал. Сегодня утром я выяснил, что Тернбала он не знает. – Вы правы, все это, конечно, сущие пустяки. – Да, но к этому надо прибавить, что вы нисколько не удивились, когда я вам позвонил. Правда, вчера днем вы меня видели на улице, но все-таки следовало бы меня немножко расспросить. Вы этого не сделали, потому что вам чертовски хорошо известно, зачем я тут».
- «Мне снова, уже не впервые, пришло в голову, что причина и следствие в организации Тивериджа почему-то никогда не сопровождают друг друга немедленно. Джо был убит через двое суток после того, как показал коричневую бумагу в Ливерпуле. Предупреждение мне по телефону последовало через два дня после того, как я начал распространяться о проволоке, погубившей Билла. Для истории с фургоном потребовалось не менее суток. Бристольская проволока была натянута для меня через два дня после моей экскурсии в контору "Такси Маркони". Можно было подумать, что утренние телефонные звонки Тивериджа к Филдеру – единственное средство связи между ними и что Филдер не имеет других путей для передачи срочной информации своему "председателю" или получения инструкций от него» (Фрэнсис Д. Фаворит).
- «Вот ваше письмо, – начала она (Авдотья Романовна), положив его на стол… Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. Вы слишком ясно намекаете, вы не смеете теперь отговариваться. Знайте же, что я еще до вас слышала об этой глупой сказке и не верю ей ни в одном слове. Это гнусное и смешное подозрение. Я знаю историю и как и отчего она выдумалась. У вас не может быть никаких доказательств. Вы обещали доказать: говорите же! Но заранее знайте, что я вам не верю! Не верю!.. – Что же касается до вашего брата, то что я вам скажу? Вы сейчас его видели сами. Каков? – Не на этом же одном вы основываете? – Нет, не на этом, а на его собственных словах. Вот сюда два вечера сряду он приходил к Софье Семеновне. Я вам показывал, где они сидели. Он сообщил ей полную свою исповедь. Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу, у которой и сам закладывал вещи; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету, нечаянно вошедшую во время убийства сестры. Убил он их обеих топором, который принес с собою. Он их убил, чтоб ограбить, и ограбил; взял деньги и кой-какие вещи... Он сам это всё передавал слово в слово Софье Семеновне, которая одна и знает секрет, но в убийстве не участвовала ни словом, ни делом, а, напротив, ужаснулась так же, как и вы теперь. Будьте покойны, она его не выдаст» (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание).
- «Всем известна история другого философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи. И он успешно доказал ее тем, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха. К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научалось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей самой непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаях из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру падало в огонь, или погибало от удушья. В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста).