Исчисление сроков. Сроки и их исчисление В какой срок со дня
Избирательное законодательства оперирует собственными правилами исчисления сроков, заметно отличающимися от общепринятых.
Статья 11.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах
1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Таким образом, слова «не позднее (не ранее) чем за Х дней до дня голосования » означают, что последним (первым) днем соответствующего периода является (Х−1 )-й день. Например, слова «за 1 день до дня голосования » соответствуют пятнице.
Формулировки пункта 4 являются крайне неаккуратными, судебная практика исходит из того, что слова «не позднее чем через N дней после даты Т» означают период длительностью (N+1) день, начинающийся со следующей за указанной даты. Например, период «не позднее чем через 1 день после дня голосования» имеет длительность в два дня: понедельник и вторник.
В 2014 году ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации издал Методические рекомендации по разработке календарных планов , где разъяснил особенности исчисления сроков в зависимости от используемых формулировок.
Для практических целей окажется полезным калькулятор сроков избирательных действий .
Сокращение сроков [ ]
При проведении досрочных выборов закон допускает сокращение сроков избирательных действий, но не более чем на одну треть (). Такое же сокращение возможно при назначении повторных выборов ().
- Поскольку это сокращение является предельным, то округление до целого числа дней должно производиться в сторону увеличения срока (т. е. в сторону уменьшения начала временного интервала или в сторону увеличения его окончания).
- В законе отсутствует запрет на непропорциональное сокращение сроков отдельных действий: например, срок одних действий может быть сокращен на треть, а других - лишь на четверть или вовсе оставлен неизменным.
- Для отдельных действий закон может прямо устанавливать особый предельный размер сокращения сроков (см., например, ).
Суды о сроках [ ]
В пп. 23−26 постановления Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» даются разъяснения относительно того, какие виды сроков для обращения в суд являются пресекательными (то есть не допускающими восстановления судом даже при уважительных причинах просрочки).
Судебная практика [ ]
Особое внимание следует уделять тому, является ли срок избирательным или процессуальным: избирательные сроки исчисляются по описанным в начале статьи правилам; процессуальные сроки исчисляются по правилам ГПК Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации , которые более соответствуют общепринятым представлениям, во-первых, и продляются в случаях, когда окончание срока выпадает на выходной день, во-вторых.
- Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.09.2013 № 74−АПГ13−27 : Срок подачи жалобы об отмене регистрации кандидата, установленный и , (не позднее чем за 8 дней до дня голосования), исчисляется по правилам (т. е. завершается в пятницу).
- Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.09.2012 № 32−АПГ12−26 : Срок обращения в суд, предусмотренный, (в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения) является процессуальным, поэтому при попадании дня (Х+10) на выходные срок продляется до понедельника.
- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.09.2009 № 5−Г09−104 : Принятие комиссией решения по жалобе в день Т+11 после подачи жалобы в соответствии с п. 4 ст. 11.1 ФЗГ Федеральный закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является своевременным.
Правила расчета сроков в гражданско-правовых отношениях схожи, но отличаются от налоговых.
Сроки считают в календарных днях. Пример - оплатить товары покупатель должен 7 июня. Либо срок можно определить периодом, который может исчисляться, например, неделями, месяцами или годами (ст. 190 ГК РФ). Скажем, если поставщик отгружает товары в течение двух недель после поступления заявки от покупателя.
Эти правила применяются, только если в договоре не указано, что срок определен в рабочих днях. В налоговом законодательстве правила другие. Налоговые сроки считают в рабочих днях, исключение - если в Налоговом кодексе РФ прямо прописано, что срок определяется в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Таким образом, если вашей компании удобнее определять сроки поставки или оплаты в рабочих днях, это нужно прописать в договоре.
Срок рассчитывают со следующего дня после календарного дня, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Например, поставщик отгрузил товары 5 апреля. Оплату за товары нужно перечислить в течение 10 дней с даты отгрузки. Значит, срок оплаты товаров нужно считать с 6 апреля. При этом оплатить товары нужно не позднее 15 апреля.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Если в этом месяце нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Однако данные правила сформулированы не совсем четко. Поясним на примере. Согласно договору покупатель должен перечислить оплату за товары в течение месяца с даты поставки. Поставщик отгрузил товары 10 октября. Срок оплаты нужно считать с 11 октября. При этом неясно, должен ли покупатель оплатить товары по 10 октября включительно или срок платежа истекает 11 октября.
Среди юристов есть разные мнения на этот счет. Судьи нередко придерживаются первой позиции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2013 г. по делу № А56-26329 /2012). То есть в данном примере товары нужно оплатить не позднее 10 октября.
Другой пример - договор поставки заключен 30 января. Поставщик должен отгрузить товары в течение месяца. Значит, срок поставки - с 31 января по 28 февраля.
Но поскольку в законодательстве правила нечеткие, лучше не откладывать платежи и другие обязательства по договору, иначе с контрагентом могут быть споры. Либо можно указывать в договоре конкретную дату исполнения обязательств. Тогда сложностей не будет. Однако нужно учитывать, что расчет сроков зависит также от того, как сформулированы условия договора. Примеры условий договора для оплаты товаров приведены в таблице ниже. Аналогично вы можете определить сроки поставки, а также исполнения других обязательств по договору.
Как подсчитать срок по договору
Срок, который выпадает на нерабочий день, переносится на следующий рабочий день (ст. 193 ГК РФ). То есть как в налоговом законодательстве.
Срок, который зависит от действий стороны, начинается со следующего дня после того, как контрагент исполнит свою обязанность. Например, в договоре установлено, что подрядчик выполняет работы после того, как заказчик перечислит предоплату. При этом срок уплаты аванса в договоре не установлен.
Главбух
В Гражданском кодексе РФ все сроки установлены в календарных днях. Но эти правила применяются, только если в договоре не указано, что срок считается в рабочих днях. Не путайте: налоговые сроки считают в рабочих днях, исключение - если в Налоговом кодексе РФ прямо прописано, что срок определяется в календарных днях.
Раньше судьи нередко высказывали мнение, что срок выполнения работ в этой ситуации не согласован. Следовательно, контрагент может не платить заказчику неустойку за просрочку работ. Но судьи ВАС признали эту позицию неверной. В данном случае период работ определен, при этом считается, что заказчик должен перечислить предоплату в разумный срок. Если же заказчик аванс не уплатит, подрядчик вправе не исполнять обязательства по договору (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165). А с 1 июня 2015 года возможность устанавливать в договоре такие условия прямо прописана в Гражданском кодексе (п. 1 ст. 314)
Таким образом, компании могут ставить срок выполнения работ в зависимость от действий заказчика. Но в договоре безопаснее установить срок уплаты аванса. Иначе возможны споры по этому поводу. Другой вариант - указать конкретные сроки работ без привязки к уплате аванса.
Срок в договоре не прописан. Тогда действует срок семь календарных дней после того, как кредитор потребует исполнить договор. Например, оплатить услуги (п. 2 ст. 314 ГК РФ). То же самое относится к ситуации, когда в договоре срок определен моментом востребования.
Эти правила применяются к договорам оказания услуг или подряда, если не установлены сроки их оплаты. А вот для оплаты товаров есть специальные нормы, которые действовали и раньше. Покупатель должен оплатить товары непосредственно после их получения с учетом сроков банковского перевода. Срок банковского перевода составляет не более трех рабочих дней. На эти сроки нужно ориентироваться при оплате товаров. Просрочка платежа возникнет после того, как пройдет три рабочих дня со дня, следующего за днем получения товаров (
В требовании указан срок 10 дней.Если мы считаем 10 рабочих дней, то на основании какой статьи?Благодарю.
В соответствии с п.3 ст.93 Налогового кодекса РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. В данной норме не уточняется, в каких (календарных или рабочих) днях исчисляется срок представления документов в ходе проверки.
При этом согласно п.6 ст.6.1 Налогового кодекса РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Так как в п.3 ст.93 Налогового кодекса не указано, что документы представляются в течение 10 календарных дней, то на основании п.6 ст.6.1 Налогового кодекса РФ срок представления документов, истребованных в ходе проверки, принимается равным 10 рабочим дням.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Налоговый кодекс. Часть вторая и первая
Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
«6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.»*
Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
«3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней* (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.* В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.»
2. Ситуация: Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке
Порядок подачи документов по требованию проверяющих в рамках камеральной проверки отличается от порядка подачи письменных и устных пояснений, запрошенных инспекцией в рамках указанной проверки.
Форма подачи документов
Документы, которые инспекция вправе потребовать в ходе камеральной проверки, организация должна представить:
На бумаге (в виде копий или подлинников);
в электронном виде (если документы, которые затребованы у организации, составлены в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.
Срок подачи
Документы, которые инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки, организация должна представить в инспекцию в течение 10 рабочих дней со дня получения требованияоб их представлении (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).*
Требование о представлении документов может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае отсчет срока начинается со дня, следующего за датой, которая указана в электронной квитанции о приеме требования. Если инспекция не получит от организации такую квитанцию, она направит требование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов 15, 16 и 19 Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Пример определения предельного срока на представление документов по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки
17 сентября 2012 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 15 октября 2012 года организация получила из налоговой инспекции требование о представлении документов для проведения камеральной проверки по уточненной декларации по транспортному налогу. Предельный срок на подачу документов по требованию – с 16 по 29 октября 2012 года включительно.
Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа по статье 126 Налогового кодекса РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ. Если в течение 12 месяцев организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа увеличится вдвое и составит 400 руб. (200 руб. ? 2) за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ (п. 2, 3 ст. 112, п. 4 ст. 114НК РФ).
Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
О.Д. Хороший
Государственный советник налоговой службы РФ III ранга
В конце декабря 2013 года Пленум ВАС РФ обобщил судебную практику по вопросу исчисления процессуальных сроков (Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 " ", далее – Постановление № 99). Высший судебный орган уже рассматривал некоторые нюансы правильного исчисления сроков – например, для целей подачи апелляционной жалобы (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 г. № 36 " ") или обжалования решения суда о привлечении к административной ответственности (Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 " ").
Однако комплексного обобщения практики по этому вопросу до недавнего времени не существовало. Посмотрим, к каким выводам пришел ВАС РФ.
Общие вопросы
ВАС РФ еще раз напомнил об общих правилах :
- процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, при этом в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни ();
- течение процессуального срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало процессуального срока ().
Суд сопроводил свои разъяснения несколькими примерами, которые можно обобщить в виде следующей таблицы.
Таблица 1. Примеры исчисления процессуальных сроков (по Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 "О процессуальных сроках")
Календарная дата | Процессуальный срок | Начало течения срока | День окончания срока |
25 декабря 2012 года | Один год | 26 декабря 2012 года | 25 декабря 2013 года |
Один месяц | 25 января 2013 года | ||
10 дней | 16 января 2013 года (с учетом того, что нерабочими днями были 30-31 декабря 2012 года, 1-8, 12-13 января 2013 года) | ||
Для упрощенного производства по делу | |||
10 декабря 2012 года | Не более двух месяцев () | 11 декабря 2012 года | 18 февраля 2013 года (с учетом того, что 1-8 января – Новогодние каникулы и Рождество Христово) |
ВАС РФ также продублировал правило об исчислении сроков направления документов через систему "Мой арбитр" , содержащееся в , утвержденном Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80: момент подачи документов определяется не по часовому поясу, в котором находится суд-адресат, а по московскому времени.
Если же в результате этого дата подачи документов будет более поздней, чем дата, определяемая по месту нахождения суда, то срок подачи документов не считается пропущенным ().
Перерыв в судебном заседании
ВАС РФ пояснил, что перерыв может быть объявлен как в основном, так и в предварительном судебном заседании (). Кроме того, перерыв может быть объявлен несколько раз , но общая продолжительность перерыва в одном судебном заседании не должна превышать пяти дней – при этом в соответствии с в срок перерыва не включаются нерабочие дни ().
Суд уточнил также правила извещения о перерыве лиц, которые считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва. Если судебное заседание возобновляется в тот же день, таких участников дела извещать не нужно. Если же продолжение судебного заседания назначено на иную дату, арбитражный суд не позднее следующего дня размещает в "Календаре судебных заседаний" на своем официальном сайте информацию о времени и месте продолжения судебного заседания (если перерыв объявляется на один день, соответствующая информация должна быть размещена до окончания дня объявления перерыва).
Размещение информации о возобновлении заседания на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений подтверждает надлежащее извещение участников дела о перерыве ().
Отложение судебного разбирательства
ВАС РФ разъяснил, что отложение судебного разбирательства – так же, как и перерыв – может объявляться судом не один раз . При этом срок каждого отложения судебного разбирательства по общему правилу не должен превышать срок, установленный , а общий срок, на который судебное разбирательство было отложено, учитывается при определении разумного срока судопроизводства . Кроме того, разбирательство может быть отложено и после истечения срока рассмотрения дела ().
Арбитражный суд вправе вынести протокольное определение об отложении судебного разбирательства, и в этом случае информация о месте и времени возобновления судебного разбирательства размещается не позднее следующего дня в "Календаре судебных заседаний".
Дополнительно к этому, если заседание отложено более чем на 10 дней либо участники дела не присутствовали при вынесении определения об отложении, суд вправе продублировать эту информацию по электронной почте или иным способом (если суд располагает сведениями об адресе электронной почты, номере телефона, факса участника дела). Если же по техническим причинам разместить на сайте информацию о возобновлении разбирательства не получается, то извещение участников дела альтернативными способами становится обязательным и производится с учетом времени, необходимого для явки ().
ВАС РФ подчеркнул, что отложение может быть использовано и при проведении предварительного заседания – в этом случае срок отложения также не включается в общий срок рассмотрения дела ().
БЛАНКИ
ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (арбитражный процесс) |
ходатайства о восстановлении срока подачи кассационной жалобы (арбитражный процесс) |
ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы |
ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора |
ходатайства о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора (арбитражный процесс) |
ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о пересмотре решения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам |
С другими формами, образцами и бланками документов по арбитражному судопроизводству можно ознакомиться в разделе " "
Продление срока рассмотрения дела
Применительно к продлению срока рассмотрения дела ВАС РФ пришел к следующим основным выводам:
- не допускается продление срока рассмотрения дела после его истечения ();
- удовлетворение заявления о продлении срока рассмотрения дела само по себе не препятствует подаче заявления об ускорении его рассмотрения ();
- вопрос о продлении срока рассмотрения дела до шести месяцев () решается председателем арбитражного суда (либо лицом, замещающим председателя в случае его отсутствия) без вызова участников дела и без проведения судебного заседания , но не позднее следующего дня со дня получения мотивированного заявления судьи. Определение о продлении срока судебного разбирательства не может быть обжаловано отдельно от основного судебного акта , которым заканчивается разрешение дела ();
- участие в судебном разбирательстве иностранных лиц само по себе не означает, что дело является особо сложным, поэтому не предполагает автоматического продления срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании ().
ВАС РФ подчеркнул также, что по смыслу , во взаимосвязи со не исключается отложение судебного разбирательства и в тех случаях, когда срок рассмотрения дела продлен . При этом срок, на который откладывается судебное разбирательство, не включается в продленный срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства ().
Суд также дал разъяснения относительно продления сроков рассмотрения отдельных категорий дел – мы обобщили их в таблицу.
Таблица 2. Особенности продления сроков рассмотрения отдельных категорий дел (по Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 "О процессуальных сроках")
Категория дел | Правила продления сроков | Обоснование |
Дела о привлечении к административной ответственности | 1.
Возможность продления срока установлена специальной нормой
, что исключает применение (таким образом, срок продлевается не более чем на месяц). 2. Если срок давности привлечения к административной ответственности истекает раньше, чем срок рассмотрения дела при его продлении на основании , то срок рассмотрения дела продлению не подлежит | |
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия , и их должностных лиц | Срок рассмотрения дела может быть продлен до шести месяцев () | |
Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица ФССП России , об оспаривании решений административных органов , о взыскании обязательных платежей и санкций | Срок рассмотрения дел этих категорий не может быть продлен на основании , поскольку в , и не содержится прямого указания на такую возможность. | |
Дела о несостоятельности (банкротстве ) | Семимесячный срок рассмотрения дела о может быть продлен до 10 месяцев , то есть увеличен на три месяца применительно к . При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о банкротстве. |
Исчисление и восстановление сроков на обжалование судебных актов
Дела о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы наиболее часто встречаются среди всех споров о процессуальных сроках и их соблюдении. ВАС РФ еще раз подчеркнул, что срок для обжалования исчисляется именно с момента изготовления судебного акта в полном объеме, а не направления его копии (), а ходатайство о восстановлении срока невозможно оставить без движения (абз. 2 ). Кроме того, Суд затронул следующие неоднозначные вопросы.
1. Разногласия в датах подачи направленной по почте жалобы на квитанции о приеме письма и штемпеле на конверте. Ранее ВАС РФ уже отвечал на аналогичный вопрос, но только в отношении правил подачи апелляционных жалоб. Теперь соответствующее разъяснение возведено в ранг общего правила для всех видов жалоб: в подобной ситуации датой направления апелляционной или кассационной жалобы является более ранняя дата (абз. 3 ).
2. Учет довода заявителя о пропуске срока на подачу жалобы вследствие нарушения срока размещения судебного акта на официальном сайте суда. Отношение арбитражных судов к размещению текстов судебных актов на arbitr.ru и других официальных сайтах судов неоднозначно.
С одной стороны, иногда подчеркивается, что судебное решение или определение было общедоступно, любое заинтересованное лицо могло беспрепятственно с ним ознакомиться, и следовательно, нарушение срока на обжалование того или иного акта допущено полностью по вине заявителя ( ФАС Центрального округа от 15 ноября 2010 г. по делу № А68-1093/2010). С другой стороны, попытку исчисления срока на обжалование с момента опубликования документа на сайте суды пресекают ( ФАС Волго-Вятского округа от 13 ноября 2012 г. по делу № А43-179/2011, постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2012 г. № Ф03-1080/2012 по делу № А51-13339/2011).
ВАС РФ оказался более конкретен и лоялен к участникам дела. В абз. 2 Суд подчеркнул, что несвоевременное размещение судебного акта на официальном сайте автоматически не продлевает срока на его обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока . При этом суду необходимо оценить продолжительность просрочки, допущенной судом и заявителем, а также установить, имел ли заявитель достаточное время для подготовки и подачи жалобы в установленный срок.
3. Особенности исчисления срока на подачу кассационной жалобы. ВАС РФ исходил из общего правила , в соответствии с которым решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционного суда либо апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока обжалования (так называемое "правило последовательного обжалования судебных актов" ).
Применительно к исчислению процессуальных сроков ВАС РФ интерпретировал эту норму следующим образом (абз. 2 ):
- отказ апелляционного суда в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы не может быть основанием для исчисления заново срока подачи кассационной жалобы ();
- такой отказ не является уважительной причиной для восстановления срока подачи апелляционной жалобы, если она была подана после истечения срока подачи кассационной жалобы .
4. Возможность обжалования судебного акта после истечения шестимесячного срока. ВАС РФ четко разделил всех заявителей на две группы:
- надлежащим образом извещенные о первом судебном заседании (напомним, после этого в соответствии с участники дела самостоятельно получают информацию о ходе его рассмотрения);
- лица, не участвующие в деле, о правах и обязанностях которых принят судебный акт , либо лица, не принимавшие участия в судебном разбирательстве по причине ненадлежащего извещения их о времени и месте заседания.
Для заявителей первой группы восстановление срока на обжалование после истечения шестимесячного срока, установленного , не допускается . Заявителям второй группы, напротив, не может быть отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной или кассационной жалобы исключительно по причине истечения шестимесячного срока со дня, когда они узнали о нарушении их прав обжалуемым актом.
Отметим, что для лиц, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых принят судебный акт, и ранее содержалась оговорка об исчислении шестимесячного срока со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав ( , ) – но ВАС РФ добавил к ним и участников дела, которые не были надлежащим образом извещены о судебном заседании.
5. Уважительные и неуважительные причины пропуска срока для обжалования . Суд подчеркнул, что к уважительным причинам нарушения срока на подачу жалобы может относиться, в частности, отсутствие по не зависящим от участника дела обстоятельствам сведений об обжалуемом судебном акте (). В качестве примеров неуважительных причин пропуска срока ВАС РФ привел следующие:
- необходимость согласования вопроса о подаче жалобы с руководителем или вышестоящим органом;
- нахождение представителя заявителя в командировке или отпуске;
- кадровые перестановки (назначение представителем другого человека);
- отсутствие в штате организации юриста;
- смена руководителя или его нахождение в длительной командировке, отпуске;
- иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с жалобой.
К слову, суды и раньше отказывали в восстановлении процессуального срока, пропущенного по аналогичным причинам, – например, из-за необходимости проведения консультаций с компанией, находящейся в другом городе, а также изучения действующего законодательства (постановление ФАС Центрального округа от 5 октября 2009 г. по делу № А64-2190/09).
Отметим также, что в случае установления факта пропуска процессуального срока после принятия жалобы к рассмотрению и при признании причины пропуска неуважительной суд обязан прекратить производство по жалобе по ().
Объединение и выделение дел При объединении дел в одно производство срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново со дня поступления в суд искового заявления (заявления) по последнему из дел, которые были объединены. Такие дела на основании передаются судье, который раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда. В случае выделения требования в отдельное производство срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново только при рассмотрении выделенного требования. Общая продолжительность судебного разбирательства для целей определения разумного срока судопроизводства исчисляется с учетом периода времени, истекшего до объединения или выделения дел |
6. Особенности исчисления срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием оставления жалобы без движения. и устанавливают правило, по которому "обездвиженная" жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству в том случае, если обстоятельства, из-за которых она была оставлена без движения, будут устранены в установленный судом срок.
ВАС РФ разъяснил нюансы применения указанных статей в случае, если исправленная жалоба направляется по почте. В частности, Суд подчеркнул, что направление документов незадолго до истечения установленного судом срока без учета нормативов доставки и контрольных сроков пересылки корреспонденции , что повлекло нарушение указанного срока, не может расцениваться как своевременное исполнение требований суда – поскольку в соответствии с требования суда считаются исполненными в момент поступления документов в суд.
На случаи направления документов в электронном виде через систему "Мой арбитр" это ограничение, конечно, не распространяется – заявитель может подать их до 24 часов последнего дня процессуального срока ().
Фактически ВАС РФ обязал участников дела планировать свои действия с учетом нормативов работы почтовых организаций, установленных Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160 " "). Кроме того, участвующие в деле лица обязаны предпринимать все зависящие от них меры для поступления в суд соответствующего документа (например, в электронном виде) либо информации о направлении такого документа (телеграммы, телефонограммы и т.п.) ().
Одновременно, при отсутствии сведений об исправлении недостатков, судам предписано проверять, имелся ли у заявителя – с учетом даты получения им копии определения – достаточный срок для устранения недостатков и поступала ли от него информация о позднем получении определения или иных объективных препятствиях (либо ходатайство о продлении срока оставления жалобы без движения в связи с наличием таких препятствий).
Если срок для устранения недостатков был достаточным и информация об объективных препятствиях (или соответствующем ходатайстве) отсутствует, то суд возвращает жалобу . Если же суд не располагает никакой информацией об устранении недостатков, он обязан еще раз установить срок для их устранения – и в случае, если ситуация повторится, вынести определение о возвращении жалобы (). Аналогичные правила установлены и для возврата искового заявления ().
Конечно, суды и раньше признавали неудовлетворительную работу почтовых организаций в качестве уважительной причины продления процессуальных сроков при наличии соответствующего ходатайства ( ФАС Центрального округа от 3 сентября 2012 г. по делу № А14-12328/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2012 г. по делу № А82-7379/2009, ФАС Московского округа от 25 августа 2010 г. № КА-А40/9514-10,А,Б по делу № А40-95643/09-17-678), равно как и нарушение судом первой инстанции срока направления копии судебного акта по почте ( ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2010 г. по делу № А43-17748/2009).
29.07.2016 - О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.
В ст. 33 Конституции Российской Федерации право на обращение закреплено как право гражданина. Право на обращение традиционно относится к числу политических прав .
Закрепленное в ст. 33 Конституции России право граждан может быть определено как право на индивидуальное или совместное (коллективное) обращение в публичные (государственные и муниципальные) органы. На международно-правовом уровне это право соотносится с положениями ст. 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 19 Международного пакта от 16.12.1966 г. о гражданских и политических правах.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») - основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .
Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.
Значение установленных сроков заключается в том, что они:
- устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей;
- призваны дисциплинировать работников государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
По общему правилу, - государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним . Рассмотрение обращения гражданина и подготовка мотивированного ответа по существу поставленных в обращении вопросов может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока . То есть, в случае если ответ на обращение был передан в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным .
Важно отметить, что сам Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков . При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.
Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и других отраслей права.
Согласно положениям ст. ст. 190, 191, 193, 194 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок. В случае если последний день установленного законом срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Нерабочими днями, учитываемыми при окончании срока, являются выходные и праздничные дни. В большинстве своем организации работают с пятидневной рабочей неделей. Выходными днями считаются суббота и воскресенье. Однако если последний день срока приходится на воскресенье, а в организации, где должно быть совершено процессуальное действие, выходными днями являются воскресенье и понедельник (например, отделы ЗАГС), то днем окончания срока будет считаться вторник.
Официальные праздничные дни устанавливаются в нормативном порядке. Если праздничный день выпадает на выходной день, он переносится на следующий (после праздничного) рабочий день.
В силу ч. 3 ст. 107 ГПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Аналогичные положения исчисления сроков закреплены и в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 356 УПК РФ).
Теперь, подробнее о 30-дневном сроке рассмотрения письменного обращения .
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить внимание!
На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .
Подробнее о сроке, а точнее - о сроках:
3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение - это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).
В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. +10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение, что подтверждается и судебной практикой (например: Апелляционное определение Московского областного суда от 13.07.2016 г. по делу № 33А-18787/2016, Апелляционное определение Московского областного суда от 11.07.2016 г. по делу № 33А-18607/2016, Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 16.03.2016 г. № 4а-211/2016 по делу № 5-439/2015-8, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2015 г. № 33-9474/2015 по делу № 2-1527/2015, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.08.2014 г. по делу № 33-11386/2014, Определение Ленинградского областного суда от 04.04.2013 г. № 33-1386/2013, Апелляционное определение Пермского краевого суда от 09.12.2013 г. по делу № 33-11961 ).
Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
В случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
Если это электронное обращение, то здесь никакого дополнительного времени на доставку не требуется.
В случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. Без учета почтовой доставки.
В случае перенаправления обращения, с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения: +30 дней к максимальному сроку, который рассчитан выше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня . Без учета почтовой доставки.