Информация о казначейском сопровождении контракта 44 фз. Казначейское сопровождение контрактов
При операциях со средствами, направляемыми из федерального бюджета, важной задачей государственного уровня является их целевое использование. Иными словами, необходима эффективно работающая система, при которой деньги расходуются только на то, на что они выделены, и в том количестве, которое необходимо.
При этом должен обеспечиваться требуемый результат. Если деньги выделены на строительство объекта, то объект должен быть построен в том виде и в те сроки, которые были установлены государственным контрактом.
Если средства выделены на приобретение каких-либо товаров, эти товары требуемого качества и в требуемом количестве должны быть поставлены в оговоренный срок и с предоставлением оговоренных гарантий.
В порядке совершенствования системы контроля использования бюджетных средств Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 №1552 введен порядок казначейского сопровождения некоторых сделок, финансируемых из госбюджета целевым образом.
Теперь, после начала действия этой нормы, поставка оплачиваемых бюджетными деньгами ценностей в некоторых случаях может осуществляться только с казначейским сопровождением бюджетных средств.
Среди этих случаев – госконтракты головного поставщика и соисполнителей по обеспечению федеральных нужд в соответствии с законом 44-ФЗ на сумму, превышающую в рублях 100 млн. Помимо этого, сопровождению подлежат договоры о субсидировании и бюджетном инвестировании, а также финансируемые за счет этих поступлений договоры поставки, вкладов и прочие.
Госконтракты, связанные с исполнением Гособоронзаказа, казначейскому сопровождению не подлежат, так как в их отношении уже давно действует похожее по функциям банковское сопровождение через систему уполномоченных банков.
Суть казначейского сопровождение заключается в том, что авансовые платежи по контракту теперь поступают не на расчетный счет поставщика в коммерческом банке, а на его специальный лицевой сче т в филиале Федерального казначейства, его поставщик обязан открыть исключительно для исполнения данного контракта.
Спецсчет этот открывается в учреждениях Центробанка. Чтобы его открыть, поставщик представляет подписанный договорной документ, в текст которого уже включены положения о необходимости казначейского сопровождения.
После того, как лицевой счет открыт, для поступления бюджетного авансового платежа нет никаких препятствий. Можно надеяться, что с внедрением этой системы проблема несвоевременных платежей со стороны государственного заказчика станет менее животрепещущей. Но получить деньги на лицевой счет мало, надо их использовать, а сделать это теперь стало сложнее.
Согласно требованиям законодательства, казначейство не имеет права переводить деньги на чьи-либо счета в коммерческих банках за некоторыми исключениями, среди которых:
- Оплата обязательств по валютному законодательству, требующая движения денег с расчетного счета в коммерческом банке.
- Перечисление денег на банковский счет для выплаты зарплаты и сопутствующих отчислений в фонды социального страхования. Следует отметить, что перечисляться будет только сумма, соответствующая доле зарплаты и отчислений в себестоимости товара (услуги), поставляемой по данному госконтракту.
- Оплата соисполнителю (субподрядчику) за поставленный товар или оказанные услуги при условии предоставления полного комплекта документов, подтверждающих поставку (выполнении работ). Известны случаи, когда сотрудники казначейства требовали даже предоставления подтверждающих фотографий и видеоматериалов.
- Возмещение относящихся к данному госконтракту затрат юрлица, ранее понесенных со своего счета в коммерческом банке, при условии предоставления документов, подтверждающих платеж и выполнение договорных обязательств.
Помимо этих основных, есть и другие исключения, касающиеся поддержки отечественного кинематографа и использования субсидий для авансирования некоторых работ. Но всех этих исключений для нормальной работы недостаточно.
Для того чтобы вести нормальную деятельность, нужен механизм, позволяющий проводить платежи, в том числе авансовые, своим соисполнителям и субподрядчикам.
Такой механизм в системе казначейского сопровождения реализован за счет того, что казначейство акцептует каждый платеж, проверяя его на обоснованность и наличие затрат по этой статье в смете, соответствия цены и количества товара.
Для этого казначейство вправе затребовать разнообразные документы, включая подробную смету затрат с календарными графиками, перечень соисполнителей и субподрядчиков с копиями заключенных с ними договоров, расчет прибыли по госконтракту и прочие.
Оценивая последствия введения нового порядка, следует отметить усложнение процедуры участия в закупках. Из положительных моментов можно рассчитывать на отсеивание недобросовестных поставщиков и уменьшение задержек с получением бюджетных денег на целевые расходы.
Финансовое сопровождение применяют в по 275-ФЗ. Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на счет, открытый в одном из уполномоченных банков. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам.
На крупные контракты с авансами, заключенные в 2016 году, действуют правила казначейского сопровождения из постановления правительства от 04.02.2016 № 70 .
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552 . Кроме отдельных случаев, которые устанавливает правительство, казначейское сопровождение сейчас распространяется только на закупки с авансами:
- если НМЦ больше 100 млн. руб.,
- если на аванс нет обеспечения,
- на субконтракты с авансами в рамках контракта с генподрядчиком.
Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:
- Указать, кто станет его субподрядчиками.
- Открыть себе и субподрядчикам счета в казначействе, на которые будут перечислять деньги из бюджета. Получать деньги на текущие банковские счета юрлица можно только в отдельно оговоренных случаях.
- Предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
- Указывать в платежных и расчетных документах по закупке .
Если законопроект примут, то заказчик будет вносить информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.
Как работает казначейское сопровождение?
- У каждого территориального казначейства есть счет в Центробанке. На него заказчик перечисляет аванс победителю конкретной закупки.
- В свою очередь победитель закупки и его субподрядчики открывают счета в территориальных казначействах.
- На эти счета казначейство по запросу исполнителя переводит деньги, убедившись, что деньги расходуются на товары и работы в рамках контракта.
Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.
Открытие счета
Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.
Основные до-кументы- для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.
Оплата работ
По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.
Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.
- Как взносы в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика),
- На депозиты,
- На банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)
Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:
- При предоплате поставщик приносит до-говор с подрядчиком и выставленный им счет. Казначейство его оплачивает.
- При постоплате поставщик предоставляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на собственные счета в банках.
До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.
Полномочия казначейства
При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:
- Соответствие объемов исполнения контракта по документов и по факту,
- Соблюдение предусмотренных сроков,
- Факт поставки товара (приемку могут зафикисировать с помощью фото- и видеосъемки),
- Соответствие цены товара его себестоимости по структуре затрат,
- Размер прибыли на соответствие предельному размеру прибыли, установленной контрактом.
На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.
Плюсы и минусы казначейского сопровождения
Сначала о рисках:
- Чтобы получить деньги, придется оформлять дополнительный пакет документов. Каждую поставку, выполнение работ и услуги подрядчиков нужно дополнительно подтверждать. Это усложнит участие в закупках.
- Представительств казначейства в России — около 2000, но все-таки они есть не в каждом городе. Если не будет возможности вести электронный документооборот, придется тратить время на визит в ведомство.
- Из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в казначействе, общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.
Попробуем найти хорошее в сопровождении:
- Повысит открытость и прозрачность исполнения контрактов. Это актуально для закупок, на которые привлекают много субподрядчиков.
- Отпугнет недобросовестных конкурентов.
- Гарантирует, что деньги на целевые расходы можно будет получить без отговорок со стороны заказчика «из бюджета не перечислили», «уже потратили на другие закупки» и т.д.
Законопроект входит в дорожную карту мероприятий «по обеспечению поэтапного перехода к казначейскому сопровождению». Но пока в его тексте четко не сказано, на какие закупки будет распространяться сопровождение. Возможно, новые правила будут действовать только на крупные контракты с авансом, на стратегически важные закупки или на контракты с единственным поставщиком.
1. Что такое казначейское сопровождение
Казначейское сопровождение контрактов
- можно рассматривать также как и сопровождение
банком, различие составляет оплата договора от Заказчика происходит не на определенный банковский счет, а на ЛС, который открывает победить в казначействе
.
Сопровождение казначейством начало свою работу с 1 января в 2018 году в отношение заказчиков федерального уровня.
В 2018 году, работает с поставкой товара на нужды государства, суммарная стоимость которых составляет не более 100 млн.р.. Если быть более точными, то данный вид сопровождения
подлежит платежам с авансом от государственных контрактов
и прочим сделкам и закупкам, которые производятся в рамках исполнения таких контрактов
.
Впрочем, пока этот закон не стал обязательным для исполнения всеми организациями, Центра Поддержки Предпринимательства предлагает свои услуги по:
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
2. Как работает сопровождение казначейством
Несколько особенностей о работе казначейства
:
- Каждое казначейство имеет свой счет в Центробанке, на который заказчик переводит авансирование выигравшему конкурсанту в закупке.
- На счета, которые были открыты исполнителями, казначейством осуществляется перевод денежных средств для исполнения контракта .
- Все платежные документы имеют идентификатор, через который можно узнать, куда и на что были потрачены авансированные денежные средства.
А исполнители и подрядчики открывают счета в территориальном казначействе
.
Рассмотрим пошагово, как происходит работа с казначейством
:
Шаг 1. Открываем счет.
Распределители бюджетных средств за 21 день со дня подписания договора, издают нормативный законодательный документ о том, какое из казначейств
закреплено за данным договором и на что должен быть потрачен аванс.
Ключевыми документами для открытия ЛС в казначействе будут являться правительственные договора и обращение юрлиц. Согласно откликам участникам, это происходит в срок до 2 дней.
Шаг 2. Оплачиваем работу.
Согласно заявлению подрядчика, казначейство
переводит ему финансы с аванса. Финансы можно приобрести только в казначействе, на счет основного поставщика либо субподрядчика. В отдельных вариантах - на их ЛС в банке.
Заказчик оплачивает только главные расходы, которые прописаны в договоре, это может быть - выплата зп, закупка материалов или техники.
Главными расходами не являются:
- Переводы на депозиты
- Переводы на ЛС в банке поставщику (исключение тут составляет выплата зп), субподрядчика (исключением является коммунальные расходы, электричество, авиация и железнодорожные билеты)
- Перевод можно осуществить в случае выполнения работы по факту:
- Казначейство должно оплатить счет в случае, если поставщик предоставляет контракт с подрядчиками и выставляет счета.
- На ЛС в банке можно получить денежные средства, если поставщик предоставить документ, подтверждающий выполнения работы и доставку товара.
Взносами в фонды или перевод иным лица.
До возникновения таких потребностей, денежные средства хранятся на банковском счету казначейства. Сроки перевода денег указаны в постановление под номером 70 и составляют не более 2 дней. В 1552 постановление рамок для перевода денежных средств нет.
Испытываете сложности с участием в торгах?
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
3. Полномочия казначейства.
Перед тем, как начать сопровождение контрактов казначейство
может выполнить проверку:
- Соотношение размеров выполнения договора согласно бумагам и по факту.
- Выполнение предустановленных сроков.
- Факт доставки продукта.
- Соотношение стоимости продукта его себестоимости согласно структуре расходов.
- Объем дохода в соотношение ограниченному объему дохода, учрежденной договором
Выбор подрядчиков остается правом государственных заказчиков, казначейство
к этому отношения - не имеет.
4. Плюсы и минусы казначейского сопровождения.
Начнем с минусов:
Для того, чтобы получить доступ к финансам, необходимо оформлять вспомогательный комплект бумаг. Любую поставку, осуществление работы и услуга подрядчика необходимо заверять отдельно.Это может осложнить участие в закупке.
Офисов казначейства
в РФ порядком 2000, однако они имеются не во всех городах. В случае если не будет способа производить оборот документов в электронном формате, будет необходимо расходовать время и посещать данные учреждения.
Из-за не имения навыка и внутренних распорядков в казначействе , взаимодействие с работниками казначействе может оказаться недостаточно быстрой.
Посмотрим на плюсы казначейского сопровождений:
- Повысит доступность и ясность выполнения договоров. Данные условия важны в закупках, поскольку притягивают немало количество субподрядчиков.
Отпугнет бесчестных соперников.
Дает гарантию того, что денежные средства будут поступать без задержек и отговорок.
5. Видео-инструкция механизм казначейского сопровождения
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
- Попенченко Ольга Владимировна , студент
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет
- ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ КОНТРАКТОВ
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- БАНКОВСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
- КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
В статье рассмотрены основные характеристики Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов на основе нормативно-правовых актов. Проведен сравнительный анализ особенностей Казначейского и Банковского сопровождения государственных контрактов, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
- Оценка конкурентоспособности торговых центров г. Якутск
- Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
- Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России
На сегодняшний день эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. В связи с этим, появляется новая тенденция - сопровождение контрактов федерального, регионального и муниципального уровней.
Договорные отношения в РФ регулируются гражданским кодексом (глава 27 ГК РФ) в части примерного содержания договора, понятия договора, видов, цены, порядка действия, условий, случаев недействительности договора и т.д. (статьи 420-431 ГК РФ).
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд подробно описывается в параграфе №4 главы 30 ГК РФ. В данном параграфе рассматриваются статьи 525-534 :
- основания поставки товаров;
- основания заключения контракта;
- порядок заключения контракта;
- исполнение контракта;
- оплата товаров по договору;
- возмещение убытков, причиненных при выполнении или расторжении контракта
- отказ от поставленных товаров.
Особенность государственных и муниципальных контрактов заключается в том, что одной из сторон является государство или местное самоуправление в лице уполномоченных органов.
Сопровождение государственных и муниципальных контрактов создается в целях снижения рисков потерь бюджетных средств. В соответствии с законодательством сопровождение разделяют на банковское и казначейское.
Банковское сопровождение
В 2014 г. было подписано Постановление Правительства РФ № 963(далее постановление). В соответствии с этим постановлением: "сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом. Однако данный документ содержит условия только о банковском сопровождении. ссылка
"Банковское сопровождение контракта" - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.
В постановлении устанавливаются случаи включения условия банковского сопровождения для государственных контрактов, а также рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям для включения данного условия, в контракты, которые они заключают. К сожалению, на сегодняшний день услуга ещё не имеет должной известности и понимания её содержания.
Суть слуги банковского сопровождения заключается в следующем: при заключении контракта, банк должен обеспечить открытие отдельных счетов для всех участников исполнения контракта, контроль за целевым расходованием денежных средств, мониторинг расчетов и предоставить отчеты заказчику. Результатом служит оперативное получение информации о ходе расчетов по реализуемым проектам и наличие возможности своевременно принять решения управленческого характера.
Банковское сопровождение предоставляет ряд возможностей, таких как:
- Обеспечение целевого использования средств;
- Обособление инвестиционного потока от текущей хозяйственной деятельности;
- Оценка и анализ хода реализации проекта;
- Осуществление контроля за расходованием средств всех уровней кооперации;
- Формирование отчетности по расходованию средств на отдельных счетах участников проекта;
- Снижение рисков неплатежей.
На данный момент выделяют 2 вида банковского сопровождения простое и расширенное. При простом банковском сопровождении информация об обособленных счетах участников предоставляется заказчику банком, чтобы осуществлять контроль за исполнением контрактов. В случае расширенного сопровождения помимо мониторинга расчетов, банком осуществляется функция контроля за целевым расходованием денежных средств по всем отдельным счетам участников проекта. Сначала банк проводит экспертизу обосновывающих документов и только после этого акцептирует платежи.
Нормативная база банковского сопровождения контрактов состоит из:
- Федерального закона от 22 марта 2014 №44-ФЗ статья 35;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 №963.
Помимо основных терминов в постановлении представлены требования, предъявляемые к банкам, имеющим право на сопровождение контрактов. На самом деле требование всего одно – банк, должен быть включен в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Однако на практике доказывается, что помимо основного законодательного критерия существует и дополнительный – опыт.
Также в постановлении перечислены требования к контрактам и рекомендации, попадающим под процедуру обязательного банковского сопровождения. Само сопровождение делится на два вида, соответственно и требования к разным видам контрактов – разные.
В случае мониторинга расчетов (простого сопровождения) он применяется, если контракт, заключаемый в соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает закупку товара или работы, должен иметь начальную (максимальную.) цена контракта превышающую 10 млрд. рублей.
Банковское сопровождение осуществляется в случае, если цена контракта, заключенного с единственным поставщиком на основании актов, превысит 10 млрд. рублей и акт предусматривает привлечение заказчиком банка для осуществления процедуры банковского сопровождения, а также не устанавливается обязанность заказчика включить в контракт условие об обеспечении его исполнения.
В том случае, когда банковское сопровождение контракта (расширенное), предусматривает оказание банком услуг, позволяющих обеспечивать соответствие принимаемых товаров, работ, услуг условиям контракта, сопровождению подлежат:
- контракт, заключенный в целях строительства на основании акта, которым не устанавливает обязанность заказчика включать в данный контракт условие его обеспечения, если его цена превышает 10 млрд. руб;
- контракты, относительно которых предусмотрена обязанность привлекать банки для осуществления банковского сопровождения и начальная цена контракта превышает 15 млрд. руб.
В соответствии с пунктом 4 уже упомянутого постановления рекомендации имеют различия, как и требования к контрактам в зависимости от вида сопровождения.
Рекомендации написаны для исполнительных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления. В случае, если они осуществляют закупки для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд им рекомендуется включать в контракт условие о банковском сопровождении контракта, при условии, что цена данного контракта составит:
- более 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), более 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условия для включения простого банковского сопровождения;
- более 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее расширенное сопровождение.
Казначейское сопровождение
Помимо банковского сопровождения, существует ещё и казначейское.
По мнению государственных и муниципальных органов основная проблема – это растрата целевых денежных средств. Данная проблема, в первую очередь связана с фрагментарностью государственного финансового контроля целевого расходования бюджетных средств. Для решения данной проблемы в качестве «эксперимента» в ФЗ № 384-ФЗ от 01.12.14 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017» и Постановлении Правительства РФ № 1563 от 27.12.14 было предусмотрено введение нового механизма финансового контроля, осуществляемого Федеральным Казначейством Российской Федерации. Не смотря на то, что казначейское сопровождение осуществляется уже в течение 2-х лет, законодательно закрепленное определение у данного термина до сих пор отсутствует. Поэтому для лучшего понимания его сути, целесообразно будет рассказать о целях казначейского сопровождения:
- Обеспечить прозрачное движение целевых бюджетных средств;
- Непрерывно осуществлять финансовый контроль за расходованием бюджетных средств;
- Развить экономику через доведение средств бюджета до намеченного сектора экономики;
- Своевременно исполнять договорные обязательства;
- Повысить дисциплину исполнителей и заказчиков.
Нормативно правовая базой для казначейского сопровождения служат:
- Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". Статья 5. Особенности использования в 2016 году средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета;
- Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 (ред. от 04.07.2016) "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения".
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 359-ФЗ устанавливаются требования к контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению:
- договор или соглашение на предоставление субсидий юридическим лицам или государственным корпорациям, исключая субсидии федеральным бюджетам и автономных учреждениям;
- договор о взносах в уставный капитал юридического лица, при условии, что источник их финансового обеспечения – субсидии из пункта 1;
- контракт или договор на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключаемый юридическим лицом, попадающим под условия из пунктов 1 или 2;
- контракты/ договоры заключенный в целях исполнения контрактов/договоров из пункта 3, при наличии условия об авансовых платежах;
- государственный контракт для обеспечения государственных муниципальных нужд, имеющих сумму, превышающую 100 тысяч рублей, при условии, предусмотренных авансовых платежей, кроме контрактов в рамках оборонного заказа или подлежащих банковскому сопровождению;
- государственные контракты/контракты/договоры на осуществление отдельных работ или услуг, закупки товаров в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Информация, изложенная в законах и постановлениях, не редко может быть слишком обширной и сложной для понимания и восприятия. На основе всего вышеизложенного можно привести упрощенную краткую сравнительную характеристику по основным пунктам банковского и казначейского сопровождения.
Банковское сопровождение |
Казначейское сопровождение |
||
расширенное |
|||
условия сопровождения контракта |
цена превышает 10 млрд. руб. |
цена превышает 15 млрд. руб. |
|
|
цена более 5 млрд. руб. |
||
открытие отдельных счетов |
в банке, исполняющем сопровождение |
в Центральном банке |
|
взимание комиссии (в процентах от цены) |
|
Таким образом, банковское и казначейское сопровождение снижает риски потерь бюджетов разных уровней при организации исполнения государственных и муниципальных контрактов, однако есть ряд вопросов, которые требуют дальнейшего урегулирования.
В первую очередь, это слабая законодательная база, так например, в законодательстве отсутствует термин «казначейское сопровождение». Также усовершенствований требует и законодательство банковского сопровождения, а именно нормы в части требований к субъектам и объектам сопровождения. Стоит прислушаться к мнениям многих авторов и вернуть нормативные требования к собственному капиталу банка. Практика показывает, что к дополнительным критериям можно отнести опыт банка. При отсутствии экспертизы могут начать происходить задержки платежей и повлечь за собой срыв сроков, вплоть до остановки проекта.
Сопровождение контрактов можно назвать относительно новым механизмом финансового контроля. Хоть данный метод и является достаточно действенным и эффективным, но на его пути уже имеется ряд проблем, связанных с его недолгим применением. Наиболее важной является недостаточный уровень развитости информационной базы, а также неудобства, вызванные необходимостью открывать подрядчикам и субподрядчикам счета в других банках.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст.3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26.01.1994 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст.410.
- Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 №963.
- Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14.12.2015 N 359-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" от 04.02.2016 N 70. (ред. от 04.07.2016).
- Федерального закона от 22 марта 2014 №44-Ф.
- Практикум по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» / М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т, Каф. гос. и муниципал. финансов; [сост. Н.Г.Иванова и др.]; под ред. Н.Г. Ивановой и М.И. Канкуловой.- Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2014 .- 83 с.
4 февраля текущего года Правительством России было принято постановление № 70. Документ ввел систему казначейского сопровождения контрактов, заключаемых в рамках закона . Непосредственным участникам процедуры следует изучить нормативный акт предельно внимательно. Основанием для внесения корректировок в существующую систему стали положения 359-ФЗ (закон о бюджете РФ).
Краткий обзор нововведения
С 16 февраля 2016 года казначейское сопровождение признано обязательным в отношении договоров одной из указанных категорий:
1) Субсидии
Поднадзорными признаны сделки, совершенные организациями с использованием любых субсидий. Исключение составляют закупки, осуществляемые автономными, либо федеральными бюджетными учреждениями. В категорию подконтрольных лиц включены государственные корпорации, а также компании, привлекшие инвестиции в рамках БК РФ.
2) Цена контракта свыше 100 миллионов
Казначейское сопровождение стало неотъемлемой частью закупок на суммы, превышающие установленный лимит. Условием реализации механизма является включение в текст соглашения оговорки об авансовых платежах. Исключение составляют сделки, подписанные в целях реализации оборонного заказа, а также договоры, курируемые банковскими структурами.
3) Особый перечень
Принимая постановление, Правительство РФ сохранило место для маневра. В числе подконтрольных были указаны договоры по приобретению товаров, услуг или работ, перечисленных в специальных нормативных актах. При необходимости сфера надзора будет оперативно расширена.
Закупочная процедура с казначейским сопровождением
Внедрение новой системы повлияло не только на закупочную процедуру. В перечисленные выше договоры необходимо включать особые оговорки и формулировки. Так, например, все операции, направленные на выполнение обязательств, теперь осуществляются через лицевые счета. Открыть их можно лишь в территориальных представительствах Казначейства РФ.
В отдельных соглашениях могут прописываться требования к видео- или фотосъемке. Материалы послужат свидетельством фактической передачи товаров, результатов работ или услуг.
В завершение отметим, что выявление нарушений в процессе казначейского сопровождения является основанием возврата документов недобросовестному контрагенту. Последствием такого решения становится отказ в оплате.