Информационное право как отрасль права российской федерации. Информация как объект права, понятие и признаки Информационные права и свободы человека и гражданина
Тема 2. Понятие и система информационного права.
5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.
1. Понятие и основные признаки информационного права.
Информационное право
рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правоотношений.
Информационное право имеет несколько аспектов:
Как направление правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, то есть подотрасль административного права;
Как направление правоотношений в гражданском праве (как подотрасль гражданского права);
Как комплексная отрасль права.
Большинство современных исследователей информационного права больше склоняются к пониманию информационного права как комплексной отрасли права не исключая при этом существования информационного права и как подотрасли административного права, и как подотрасли гражданского права.
Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.
Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.
Информационное право представляет собой комплексную отрасль права. До недавних пор информационное право являлось подотраслью административного права. Выделение информационного права в подотрасль признавалось не всеми учеными и произошло сравнительно недавно. В свою очередь, как новая отрасль права, не успела в полной мере устояться.
Информационное право - новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права.
Откуда появилось понятие «информационное право»? Что оно означает? Существует ли такое право вообще? А если да, то каково его содержание? На все эти и другие подобные вопросы мы попытаемся дать ответ.
На чем зиждется информационное право? Естественно, на общественных отношениях, возникающих при взаимодействии с информацией, - сложнейшем и уникальнейшем с точки зрения права объекте. К сожалению, этот объект недостаточно исследован правовой наукой. Недостаточно исследован он и информатикой - наукой, изучающей естественнонаучную сущность информации. Сегодня мало внимания уделяется правовой информатике и правовой кибернетике - наукам, изучающим информацию в правовой сфере. Думается, что комплексное исследование информации методами правовой науки и естественных наук позволит изучить ее в полной мере как объект правоотношений.
В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можно отнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «право на доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационное право» и «информационное право» (см. работы А.Б. Агапова, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, М.М. Рассолова, Ю.А. Тихомирова и многих других авторов).
Термины, определяющие содержание этой новой отрасли (или ее составных частей), одним из первых обсудил Ю.М. Батурин. Он проанализировал термины, применяемые разными авторами, - «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» (в узком и широком его понимании). В последнем случае информационное право и компьютерное право рассматриваются как два множества отношений, возникающих в этих областях. В широком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как сумма или объединение множеств отношений, составляющих «информационное право» и «компьютерное право», т.е. производное множество, в которое входят все отношения и первого, и второго множества, а в узком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как произведение двух множеств, т.е. производное множество, в которое входят только те отношения, которые одновременно присутствуют и в первом, и во втором множестве.
2. Предмет информационного права.
Ядром предметной области информационного права являются общественные отношения. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:
1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации, интеллектуальной собственности);
2) отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа);
3) отношения, связанные с передачей и распространением информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и др. глобальных информационных сетей);
4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела).
Таким образом, предметом информационного права будут является все вышеперечисленные общественные отношения, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.
3. Метод информационного права.
Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.
Повеление
- возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер.
Запрет
- возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве.
Дозволение
- разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).
В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном - метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.
Для метода диспозитивного регулирования
, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны:
равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли;
самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;
самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.
Методу императивного регулирования
, применяемому при регулировании информационных отношений, присущи:
использование властеотношений «команда - исполнение» или «власти - подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);
строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах пред оставленных законом полномочий - «закрытый» перечень полномочий);
позитивное обзывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей);
возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения;
сочетание убеждения и принуждения.
Императивные методы
регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:
при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;
при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;
при регулировании информационных отношений в области массовой информации;
при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;
другие виды деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.
4. Понятие и система принципов информационного права.
Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Выделяют следующие основные принципы.
1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.
3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.
4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.
6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.
7. Принцип ответственности.
8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).
9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.
5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.
Наука информационного права только лишь формируется. Исследования в области информационного права материализуются в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.
Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.
Основные направления:
Изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;
Исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;
Исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;
Исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;
Изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц - участников информационных правоотношений, юридических фактов;
Изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;
Исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;
Изучение источника информационного права - информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;
Систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;
Разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;
Исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права.
Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.
Основные направления
здесь:
разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;
разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;
разработка методологии оценки знаний в области информационного права;
проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук в области информационного права.
Отличительной особенностью преподавания информационного права можно считать «внедрение» информационных технологий непосредственно в учебный процесс. Например, проведение семинарских занятий основывается в том числе и на активном использовании компьютерных технологий. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС. С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. Компьютеры используются студентами при построении моделей структур информационного права и алгоритмов поведения субъектов правоотношений.
В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернет.
6. Система информационного права.
Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».
Структурно система информационного права подразделяется на две части - Общую и Особенную.
В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права, системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.
Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов: институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами, например банковской тайны, служебной тайны и т. п.
Итак, система информационного права выглядит следующим образом.
Общая часть
Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.
Предмет и метод информационного права. Принципы информационного права. Источники информационного права. Система информационного права.
Информационные правоотношения. Информация как объект информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.
Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм профилактики информационных конфликтов.
Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.
Особенная часть
Правовое регулирование информационных отношений интеллектуальной собственности.
Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации.
Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.
Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.
Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.
Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.
Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.
Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.
Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.
Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.
Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация , производные от нее продукты и связанная с ними деятельность .
Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте "и" ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации ( пункт "б" части первой ст. 72 Конституции РФ).
Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.
Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.
В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.
Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.
Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.
На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права , что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ.
Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т.п.
В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены проблемы необходимости развития информационного права в Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности информационного права, его историческое развитие, а также указана общая неразвитость данной отрасли по сравнению с рядом иностранных государств. Выявлена и обоснована необходимость развития информационного права как неотъемлемой части современной правовой структуры.
ABSTRACT
In this article considered problems of necessity of development the informational law in Russian Federation. Analyzed characteristics of informational law, it’s historical way and its general underdevelopment in comparison with a number of foreign states. Identified and justified the necessity of the development of the informational law as an integral part of the modern legal structure.
Одним из важнейших свершений человечества было создание первой электронной вычислительной машины в прошлом веке. Начиная с этого момента, всё стремительней начала происходить информатизация общества. Под информатизацией стоит понимать глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, а также организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов . Казалось, что, следуя примеру других отраслей, закономерным развитием данного явления стало бы постепенное модифицирование и урегулирование возникших отношений, однако по какой-то причине государство не сделало этого. Более того, органы власти решили, что необходимости в создании отдельного правового сегмента нет, а возникшие проблемы правового характера в информационной среде можно решить и урегулировать уже существующими отраслями права. Оправдана ли подобная позиция государства? Ведь, следуя теоретическим основам, для выделения информационного права в отдельную отрасль требуется самостоятельный предмет регулирования; методы, которые присущи только информационному праву; понятийный аппарат. При этом имеются труды ученых, которые выделяют и дают формулировки данным элементам. Так, О.А. Баранов утверждает, что «информационное право представляет собой отраслевую юридическую науку, предметом изучения которой является система норм права, регламентирующая информационные отношения в обществе» . В свою очередь, М.С. Демкова считает, что информационное право представляет собой систему социальных норм и общественных отношений, охраняемых государством и возникающих в информационной сфере, а именно в сфере процессов создания, преобразования и использования информационных ресурсов . Почему же, имея необходимые предпосылки для выделения информационного права в отдельную отрасль, государство не делает этого, почему не занимается развитием данной отрасли, позволяет ей оставаться в зачаточном состоянии, не стремится развивать ее? Вследствие возникших вопросов авторами был проведен анализ научной литературы, посвященной информационному праву как отдельной и самостоятельной отрасли права в Российской Федерации. Рассмотрена современная позиция законодателя в урегулировании информационных правоотношений, а также упомянуто отношение иностранных государств к данной отрасли права.
В первую очередь, для полноты понимания происходящих процессов стоит обратить внимание на исторический аспект развития информационного права. Стоит отметить, что формирование и развитие информационного права является сложным с технической точки зрения и противоречивым по отношению к уже сформировавшимся отраслям. Отмечается, что «наибольший интерес в научной среде вызывают такие вопросы, как формирование информационного общества, становление и развитие информационного права, а также проблемы понятийного аппарата в данной научной сфере. В своих научных трудах исследователи высказывают различные точки зрения касательно возникновения исторических истоков понятия «информационное право», указывая наиболее объективные причины его возникновения» . Таким образом, имеются различные, порой противоречащие друг другу, точки зрения с самого «рождения» данной отрасли.
Отходя от теоретически-исторического нюанса и переходя к настоящему времени, отмечается, что на сегодняшний день основной вопрос, который стоит перед теоретиками, – это закрепление структуры информационного права, то есть распределение отношений, которые будут подотчетны непосредственно данной области. Так, одним из авторов предлагается выделение таких подотраслей, как «Право информационной безопасности», «Медиаправо», «Компьютерное право», «Интернет-право» . Другие же, выделяя лишь основной столп, взяли как основу оборот информации и обозначили четыре раздела: основные понятия и определения, основу оборота информации, обращение открытой общедоступной информации, обращение информации ограниченного доступа . Третьи же и вовсе обозначают данную деятельность неразумной ввиду общей неразвитости отрасли, указывая, что «Научно обоснованная постановка и правильное проведение систематизации информационного законодательства требуют разработки общетеоретических проблем информационного права. Вместе с тем, указанное обстоятельство осложнено общей неразвитостью теории этой отрасли» .
Казалось бы, в таком состоянии потенциальную отрасль оставлять нельзя и необходимо со стороны государства провести систематизацию и кодификацию информационного права и законодательства, тем более что подобные попытки имели место с принятием Федерального закона от 27 апреля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . К сожалению, дальше принятия закона дело не пошло, что позволило другим отраслям регулировать информационные правоотношения в ином ключе. Отсюда наблюдается явное отставание от растущей базы отношений информатизации самых различных сфер жизни современного общества, присутствует законодательная непроработанность вопроса интеллектуальной собственности, отсутствует должное внимание к проблеме включения в интеллектуальную собственность исключительных прав на информационные ресурсы, что, в свою очередь, приводит к росту преступности в данной сфере .
При рассмотрении зарубежного опыта в идентификации информационного права стоит отметить, что США, в частности, представляет себе информационное право как блок права, посвященный контролю за информацией, поступающий из различных источников, а касательно урегулирования данного вопроса с точки зрения права занимает следующую позицию: «Единственным доводом в пользу контроля за новыми технологиями остается необходимость контроля за распространяемым содержанием (для защиты несовершеннолетних и других уязвимых групп от порнографической, непристойной или подстрекающей информации). При рассмотрении вопроса о наилучшей защите прав журналистов на сбор информации и сохранение конфиденциальности источников и неопубликованных материалов законодателям приходится сталкиваться со следующей дилеммой. С одной стороны (американская точка зрения), наилучший закон о средствах массовой информации – отсутствие закона вообще, поскольку в Конституции ясно сказано, что государство не вправе ограничивать свободу слова и печати» .
С другой стороны, Германия интегрирует информационные технологии в действующую правовую систему. Таким образом, информационное законодательство становится фундаментом, на котором закреплен основной правовой пласт: гражданское право, уголовное и так далее. Однако стоит отметить, что «примерно 65% местных органов власти признают, что им не хватает квалифицированных сотрудников для работы над проектами «электронного правительства». Помимо этого, муниципальные власти порой сталкиваются с некоторым сопротивлением служащих и законодательных собраний, не одобряющих расширение услуг для граждан с помощью сети Интернет» .
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что на данный момент сложилась крайне негативная ситуация, связанная с состоянием информационного права. Отрасль информационного права не развивается, большая часть отношений, которую она должна контролировать, отнесена к компетенции других отраслей. Законные и подзаконные акты не систематизированы и представляют собой лишь «заплатки» для особо острых ситуаций, требующих полноценной работы законодателя. В сравнении с подобной отраслью права зарубежных стран заметна слабая позиция в постановке основных приоритетов и направлений, которыми будет заниматься информационное право Российской Федерации. В связи с этим предлагается введение образовательной программы для будущих юристов по предмету «Информационное право», так как в настоящее время большинство высших учебных заведений этот предмет игнорируют. Необходимо также повысить общетеоретический уровень знаний о данной отрасли путём проведения семинаров, лекций, круглых столов и т. д. Следует обратить внимание законодателя на необходимость систематизации актов, затрагивающих отрасль информационного права, и выработать государственную политику в отношении информационного права, то есть определить пути развития данной отрасли и её цели на законодательном уровне.
Список литературы:
1. Баранов О.А. Система принципов информационного права // Правовая информатика. – 2006. – № 2. – С. 5.
2. Демкова М.С. Электронное управление – путь к эффективности и прозрачности государственного управления // Информационное общество. – 2004. – С. 9.
3. Идрисова З.Н. Историко-правовой анализ этапов становления информационного права // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 101 (07). – С. 56.
4. Идрисова З.Н. Проблемы теоретического закрепления и законодательного развития информационного развития информационного права в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. – 2014. – № 3 (35). – С. 121.
5. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники [Электронный ресурс] // Готовимся к экзамену информатика. – Режим доступа: http://www.infosgs.narod.ru/27.htm (дата обращения: 30.05.2017).
6. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Германии // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 2 (158). – С. 282.
7. Копылов В.А. Информационное право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
8. Прокопенко А.Н. Правовая защита информации: курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: Изд-во БелЮИ МВД России. – 2005. – С. 52, 92-94.
9. Тедеев А.А Проблемы и условия правового регулирования интернет-отношений // Информационное право. – 2008. – № 4. – С. 23.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 07.06.2017) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” / СПС Консультант Плюс. 2017
11. Шаров В.И. Структура информационного права // Юридическая техника. – 2013. – № 7 (2). – С. 876.
ИП - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. Признаки: 1. Комплексная. Алексеев: основные отрасли ГП, КП, АП имеют четкий режим регулирования, а комплексные таковыми являются в связи с тем, что входящие в них нормы не связаны единым методом или механизмом регулирования, все они имеют прописку в основных отраслях, однако, по своему предмету и иным особенностям вторично не нарушают архит. основных отраслей и, не исключая из их состава ни одной нормы, объединяются в особую общность. Т.о. комплексность ИП заключается в двух обстоятельствах: объединяющее свойство норм, использование комплексных методов регулирования. 2. Регулирует общественные отношения в информационной сфере. Предмет ИП - та часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов и их конкретных объектов, с управлением в области формирования и использования информационного ресурса в обществе и его отдельных структурах, с развитием и использованием новых технологий работы с информацией и технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением и реализацией мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, а также с юридической ответственностью субъектов права в названных областях. Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. В теории государства и права выделяют следующие признаки правоотношений: 1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле – индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. К основным элементам информационного правоотношения относятся: 1. субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов; 2. поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия); 3. объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения; 4. право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
XIX век был веком производства, XX век - веком управления, а XXIвек по праву называют веком информации. Возрастание информации во всех без исключения сферах деятельности обусловило развитие новой отрасли права - информационного права.
Предметом информационного права выступают общественные отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также отношения, возникающие в сфере управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.
Из специфики предмета информационного права вытекают его методы, т.е. совокупность способов правового регулирования отношений. Различия правового положения субъектов информационного права, а также разнообразие информационных правоотношений предусматривают применение двух взаимно противоположных базовых метода: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (метод субординации) используется при регулировании отношений власти-подчинения и распространяется в области охраны информации, обеспечения информационной безопасности, защиты сведений, составляющий государственную тайну и др.
Диспозитивный метод (метод координации) основан на равенстве участников отношений, он применяется в процессе заключения соглашений относительно обмена информацией, предоставления информации на платной основе и т.д.
Обозначив предметную область и методы правового регулирования информационного права, перейдем к определению понятия информационного права и основных начал, на которых базируется данная отрасль.
Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на комплексной основе область общественных отношений, связанных с поиском, получением, передачей, распространением информации и производных от неё продуктов.
Легальное определение информации закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно ст. 2 указанного Закона информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Из этого определения следует ряд признаков, характеризующих легальную формулу информации:
Во-первых, содержательность информации. Этот признак проявляется через отождествление информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания, полученного из внешнего мира.
Во-вторых, независимость формы представления сведений. Он проявляется через возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме: устной, письменной, визуальной, акустической и т. п.
Термин «информация» активно используется как самостоятельно, так и для конструирования ряда родственных, смежных понятий.
Одним из основополагающих понятий в информационной сфере является понятие документированной информации. Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержится еще ряд основополагающих понятий, так или иначе связанных с термином «информация».
Информационно-телекоммуникационная сеть - это
технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования.
Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Приведенные в законе понятия отнюдь не исчерпывают перечня терминов, связанных с информацией. В международном, федеральном и региональном законодательстве содержатся определения других явлений, связанных с информационной тематикой.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом ;
установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
достоверность информации и своевременность ее предоставления;
неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.