Икона умягчение злых сердец описание. Молитва семистрельной божьей матери «Умягчение злых сердец
19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец ». Впервые увидела ее в частном собрании рогожского старообрядца в 1990-е гг. Тип иконы — Одигитрия. Она была «украинских писем»: лик Богоматери круглый, с мягкими чертами лица, также был круглолиц и Богомладенец с книгой в руке. Их одежды багрового цвета были богато украшены жемчугом и золотным шитьем, а на груди Богоматери висел медальон с Крестом. Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Эти вопросы давно меня мучили, и, наконец, пришло время разобраться, в чем же тут дело.
В старообрядчестве и новообрядчестве (да простят мне читатели столь условные термины) под одним и тем же названием почитаются две совершенно разные по иконографии иконы. В староверии икона «Умягчение злых сердец» восходит к древней, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Она позднее получила название «Ченстоховской», что отсылает нас к истории Польши. К слову сказать, кровь русского человека — река национальностей, и аз, многогрешная, не исключение. Влился в мою реку, якобы, и ручеек из польской крови. Может, поэтому Матка Боска Ченстоховска, как называют поляки самую почитаемую на их родине икону Богоматери, так притягивает к себе? А еще ее называют «Черная Мадонна» из-за почерневшего от времени лика.
Удивительно, но икона почитается и католиками, и православными. Краткая история образа такова. Святая равноапостольная Елена получила древнюю икону в дар. Она привезла ее в Константинополь и установила в часовне царского дворца, где святой лик простоял пять столетий. В конце XIII века с великими почестями образ был перенесен на Русь двоюродным братом Александра Невского князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским Львом Даниловичем (что документально не подтверждено). Однако святыня уже тогда прославилась чудесами. Когда земли западной части Украины отошли к Польше, князь Владислав Опольский во время осады замка Белз татарами обратился за помощью к чудесному образу. Он вынес его на стену замка, и на татар, по легенде, спустилось густое облако. Перепугавшись, татары бежали. Затем Владислав во сне увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. По указанию Девы Марии князь вывез туда икону в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери там и находится.
Некоторые считают, что популярностью данного образа в среде староверов мы обязаны ветковцам. Как известно, старообрядцы бежали в XVII в. от правительственных гонений в Польшу и поселились на Ветке — городе на р. Сож (ныне Гомельская обл.), в землях, принадлежавших Халецким и другим представителям польской шляхты. Икона очень полюбилась русским людям. Она писалась, например, ярославскими иконописцами Романова-Борисоглебска. В статье Татьяны Игнатовой о выставке « » в Российской академии художеств говорится о ведущем художнике того времени Максиме Федоровиче Архиповском. В частности, приводится его иконный образец Богоматери «Умягчение злых сердец» начала XIX века.
Иначе выглядит икона «Умягчение злых сердец», почитаемая в новообрядческой среде и называемая «Семистрельная». Икона изображает Богоматерь без Младенца, с семью стрелами в руках, прижатых к груди. Мечи трактуются как символ печали и сердечных мук, которые испытывала Богоматерь в земной жизни. По преданию, икону в XVIII в. обрел хромой крестьянин из Кадниковского уезда Вологодской губернии. Во сне он увидел Богоматерь, велевшую отыскать Ее икону на колокольне Иоанно-Богословской церкви, расположенной на берегу р. Тошни. Преодолевая боль, крестьянин поднимался на колокольню, а когда споткнулся и перевернул последнюю ступень, то обнаружил икону Божией Матери с семью стрелами.
Чаще всего говорят о католических корнях данной иконографии, восходящих к юго-западной части Руси, что особенно видно, например, на иконе «Васильковская». Сказание об этой иконе гласит, что однажды некий слепец Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне ему явилась Богоматерь, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку, в которой Василий найдет воду. Богородица повелела ему омыть этой самой водой глаза, и тогда он прозреет. Так Василий и сделал, и тотчас прозрел. Тут он увидел в кустах икону с образом Пречистой, именно такой, в котором Она явилась ему во сне. Иконография этой иконы отличается от Семистрельной: здесь изображен один меч, вонзенный в середину груди Богоматери. На Ее голове корона, плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.
Но вернемся к Ченстоховской иконе. Как мы уже говорили, образ из Ченстоховы — это тип Одигитрии. Как считают ученые, он является списком с константинопольской иконы, написанной в XII веке. В 1430 году икона «получила рану» от иконоборцев-таборитов — последователей Яна Гуса. Через четыре года икону написали на старой доске, изобразив на щеке Богоматери рану от меча. Принадлежавший ордену паулинов монастырь на Ясной горе в 1621-1633 гг. был огражден мощными стенами. Именно благодаря этому шведы, вторгшиеся в Польшу в 1655 году, не смогли взять Ченстоховскую крепость, несмотря на то, что уже взяли Варшаву и Краков. Неудачная осада крепости стала переломом в военных действиях — шведы потерпели поражение. 1 апреля 1656 г. польский король Ян Казимеж торжественно провозгласил Богоматерь Ченстоховскую покровительницей и заступницей Польши, «Польской королевой».
Царь Алексей Михайлович Тишайший вел переговоры с Яном Казимежем и выступил на его стороне против шведов. Вероятнее всего, именно в XVII веке об иконе и ее чудесах узнали и на Руси, т.е. до раскола и появления ветковцев в Польше. Исследователь древнерусской живописи Ирина Бусева-Давыдова указывает, что списки с польской святыни стали появляться у нас в 1670-е гг. Так, в обширный свод сказаний о чудотворных иконах, составленный сторожем Кремлевского Успенского Собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг., включено сказание о Ченстоховском образе. Последнее, в свою очередь, заимствовано им из книги украинского писателя и проповедника Иоанникия Голятовского «Небо новое с новыми звездами», вышедшей в Киеве в 1665 г. Бусева-Давыдова подчеркивает, что гравюра Григория Тепчегорского, сопровождавшая текст, была исполнена с неизвестного польского оригинала, изображавшего Богоматерь на стенах Ченстоховской обители. Так иконография польской иконы укоренилась в русской иконописи.
На вопрос, почему старообрядцы чаще икону называют не Ченстоховской, а «Умягчение злых сердец», исследовательница отвечает, проанализировав семейный образ Богоматери середины XVIII в. Икона принадлежала Варваре Ивановне Челищевой — двоюродной племяннице императрицы Елизаветы Петровны. На ней имеется надпись:
Идеже бо Творящеся Железо от блата; Дева Вселися Дражайша Злата. Да людемъ Жестокия Нравы умягчаетъ; И железные К Богу Сердца обращаетъ.
По-русски это звучит так:
Там, где от болота творится железо, поселилась Дева, которая дороже золота, чтобы умягчать людям жестокие нравы и обращать к Богу железные сердца.
Эти строки взяты из Дмитрия Ростовского. Дело в том, что в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии, где шла выплавка болотной руды, была обретена чудотворная икона Богоматери Рудненской, являвшаяся списком с Ченстоховской иконы. Дмитрий Ростовский на обретение иконы откликнулся «эпиграммой», слова из которой приведены нами выше. В Малороссии и западнорусских землях иконы с одной и той же иконографией зачастую имели разные названия. Так за Ченстоховской укрепилось название «Умягчение злых сердец».
С мягкой иронией Бусева-Давыдова отмечает, что тема «умягчения злых сердец» для простого русского человека всегда была актуальной. В каноне за единоумершаго есть пронзительные слова:
Молим Тя, безначальне Отче и Сыне и Душе Святыи, злобою душу злобнаго мира озлобленную и к Тебе Зиждителю, пришедшую, во адово дно не отрини, Боже Спасе наш.
Это троекратное повторение о злобе ввергает в тяжелые размышления. В каноне иконе Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец» есть много умилительных просьб «спасти от злых человек». Действительно, два качества в людях неизменно пугают — злоба и жадность, однако куда страшнее наблюдать эти страсти в себе. Искренно молясь канон, мы не только призовем к себе в защитники от замышляющих нам зло людей и духов злобы поднебесной Саму Богоматерь, мы просто станем добрее…
В православии, как ни в какой другой религии мира, почитаются иконы. На них изображаются лики святых угодников, Христа, Богородицы или события из Святого Писания. К иконам человек обращается в надежде получить защиту или благословение в тяжелой жизненной ситуации, святым образам возносятся молитвы и песнопения.
Одним из самых почитаемых святых ликов является икона Царице Небесной. Таких икон существует несколько. Самые знаменитые из них - «Казанская», «Владимирская», « », «Семистрельная».
Наибольшую любовь в народе из всех перечисленных по праву завоевала «Семистрельная» икона, или, как еще ее называют, «Умягчение злых сердец».
«Семистрельная» икона Богородицы
Этот образ представляет собой изображение Девы Марии , пронзенной семью стрелами или мечами. Эти семь стрел символизируют собой семь самых страшных человеческих грехов, которые Божия Матерь без труда угадывает в каждом и способна исцелить от них.
Есть другое толкование этого образа. В Священном Писании число семь символизирует полноту чего-либо, в этом случае полноту всего горя и страдания, которые выпали на долю Марии матери Христа.
Святыни «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» имеют некоторые отличия, несмотря на то что в молитвенной практике никаких различий не делают, так как и иконографический тип и значение они имеют одинаковые.
Разница заключается в том, что в первом случае стрелы, пронзающие Деву Марию, расположены с двух сторон (три слева и четыре справа), а во втором - с трех (три слева, три справа, одна снизу).
Самая сильная и самая теплая наша покровительница перед Богом - это Пресвятая Богородица «Семистрельная». В чем помогает этот образ и молитва ему, должен знать каждый православный человек, так как икона поистине чудотворна и помогает каждому, кто с искренней верой к ней обращается.
Молитва Матери Божией
Молитва Богородице «Семистрельной» (««) защищает:
- от вражды и ненависти к человеку и человеческому достоинству;
- от непримиримости к людской доброте;
- от пороков, не позволяющих человеку построить духовный мир угодный Богу;
- от лицемерия;
- от жадности до чужих богатств и талантов;
- от предательства;
- от прелюбодеяния.
Этим иконам человек молится о мире и любви, благополучии в семье, о прекращении сор и неурядиц, о смягчении сердец наших врагов, а часто и усмирении наших собственных сердец тоже. Пречистая Дева Мария, по молитвам перед ликом «Семистрельной» помогает больным и увечным, пострадавшим во время эпидемий и войн. Имеющие такой образ в доме знают, что они сами и их кров находятся под защитой Царицы Небесной.
Для того чтобы молитва была услышана и воплощена в жизнь наиболее быстрым и верным способом, рекомендуется соблюдение некоторых правил при обращении к Богоматери:
- посетить храм;
- зажечь перед образом Царицы Небесной свечу за здравие;
- произнести молитву перед ликом Иисуса Христа сына Божьего;
- приобрести свечку, для домашнего молитвенного правила;
- оказавшись дома, зажечь перед ликом Богородицы свечу и попросить пресвятую деву Марию о помощи в делах, тревожащих душу и сердце.
Существует множество молитв, которые произносят перед образами Богородицы, среди них есть и молитва, читаемая такой святыне, как «Семистрельная» икона Божьей Матери.
Молитва самая сильная, чтобы быть услышанной ей: «О многострадальная Матерь Божья, Превысшая всех дочерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земле перенесенных, прими многоболезненные воздыхания наши и сохрани нас под кровом Твоей милости. Иного ибо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, как имущая дерзновение ко Иже из Тебе рожденному, помоги и спаси нас молитвами Своими, да непорочно достигнем Царствия Небесного, идеже со всеми святыми воспевать будем в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Кроме молитв , в православной церкви существует еще и такое понятие, как акафист. Акафист - это хвалебные песнопения, которые, так же как и молитвы посвящаются святым угодникам, Спасителю или Богородице. Акафист, посвященный Царице Небесной, направлен на получение тех же благ, что просятся в молитвах:
- наладить семейные отношения;
- устранить распри с родственниками;
- получить защиту в семейных или общественных неурядицах;
- исцеление от недугов (как физических, так и душевных).
Читать акафист рекомендуется в утренние часы, когда голова еще не загружена повседневными хлопотами, а тело не отягощено едой. Чтение происходит обязательно стоя и вслух, желательно перед святым ликом, которому посвящены песнопения. При чтении акафиста «Умягчение злых сердец» текст учить наизусть не обязательно, его можно читать с молитвослова или расположить написанный текст на расстоянии перед собой. Ежедневное повторение текста приведет рано или поздно к его запоминанию. Самое главное условие при чтении акафиста это внимание к каждому произносимому слову, четкое понимание его сути, а также искренность и вера.
Акафист состоит из двадцати пяти песен , которые расположены в порядке греческого алфавита. Такое молитвенное делание проводится с благословения священника на протяжении сорока дней. В текст акафиста входят кондаки и икосы с первого по тринадцатый и двумя молитвами в заключение.
Образ «Семистрельной» можно размещать в квартире или доме. Как для защиты семейного очага и людей, в нем пребывающих, так и в тех случаях, когда посещение церкви, где есть эта святыня невозможно или очень затруднительно (например, при проблемах со здоровьем). В таком случае необходимо соблюсти некоторые рекомендации.
История святого образа и дата празднования
Достоверный возраст «Семистрельной» Пречистой Девы неизвестен, существуют только предположения, да и те разнятся между собой. Одни придерживаются мнения что икона насчитывает около пяти столетий, другие утверждают что намного больше.
Однозначно известно лишь старорусское происхождение образа «Семистрельной» девы Марии: Иоанно-Богословская церковь близ города Вологда.
Согласно преданию, жил в тех местах один крестьянин, страдающий «хромотой и расслабленностью», и в одном из снов ему явилась дева Мария и повелела пойти в колокольню Богословской церкви и разыскать там лик Пречистой Матери, помолившись на который, крестьянин мог получить исцеление.
Попасть в колокольню хромому удалось не сразу, а лишь спустя некоторое время, да и то с большими уговорами местных монахов. Оказавшись внутри и буквально на брюхе проползав все ступени колокольни, больной нашел образ Пречистой, который использовался монахами в качестве ступеньки, так как расположен был ликом вниз. Эта икона и была «Семистрельной» Божьей Матерью.
Ужаснувшись такому использованию иконы Пречистой Царицы Небесной, священнослужители привели образ в порядок и отслужили молебен перед ним. После этого хромой крестьянин, помолившись перед святыней, обрел полное исцеление. Так храм получил чудотворную икону.
Празднование приуроченное «Семистрельной» иконе Пресвятой Божьей Матери совершается раз в году 26 августа, в честь чудесного избавления Вологды от эпидемии холеры в 1830 году, когда жителями города был совершен крестный ход вокруг города с образом Небесной Царицы, пронзенной семью стрелами.
Среди православных верующих укоренилась традиция называть Богородицу по имени икон - например, Семистрельная Божья Матерь. Каждому образу действительно пишется отдельная молитва - учитывая его исторические особенности. Но при этом Богородица остается одной.
Молитва Матери Семистрельной
Такое широкое почитание Божия Матерь заслужила еще при жизни. Первые христиане очень любили ее, признавая уникальную духовную высоту, которой она отличалась с самого детства. «Семистрельная» очень хорошо отражает непростую участь, которая ждала Марию во время божественного плана спасения людей.
Образ относится к редкому типу, на котором Богородица изображена одна, без Младенца или святых. Таким способом подчеркиваются ее чувства, выдвигаются на первый план. Когда архангел Гавриил явился юной Деве и объявил, что это именно она станет той, которая родит Спасителя - это было неожиданно. Об этой девушке Мария читала в Священном Писании, мечтала о том, чтобы только быть служанкой у нее. Но оказалось, что честь оказывается ей самой.
Она согласилась на все, что пожелал Господь. И это не только почетная обязанность, сделавшая ее известной всему миру, но огромная тяжесть мук:
- смотреть, как Сын умирает на кресте;
- снимать с креста и хоронить Его тело;
- долгие годы пребывать на земле без Него.
Поэтому к Семистрельной Божьей Матери, которая умягчает самые злые сердца, молятся, когда нужна поддержка в испытаниях. Образ помогает примирить тех, кто в ссоре, успокаивает ожесточение в душах. Можно наладить отношения в семье: примирить разногласия между мужем и женой, детьми и старшим поколением. Ведь Непорочная Дева тоже входит в небесную семью, членами которой являются все христиане.
Композиция
Икона божьей матери «Семистрельная» показывает момент, когда страдания, словно острые мечи, вонзаются в сердце Пречистой Девы. Этот момент хорошо описан в Евангелии: мудрый пророк принимает на руки маленького Христа. Благочестивый старец Симеон благодаря озарению Божиему сумел понять, кто перед ним. Тогда он и предрек Деве Марии, что ей суждено много страдать. Ее утешением была молитва, вера в то, что Бог благ.
Легко ли было молодой девушке путешествовать пешком за много сотен километров? Ее преследовали солдаты царя Ирода, семье суждено было отправиться в незнакомую страну, чтобы сберечь Сына. И это только самое начало испытаний. Что ощущала Дева Мария, когда Христос оставил ее, чтобы пойти на проповедь? Ведь Она знала, чем это должно закончиться. Ни слова протеста или раздражения не слетело с ее уст. Ни уныние, ни осуждение были не свойственны той, кого избрал Господь.
Страдания изображены в виде мечей, которые вонзаются в нежное тело с разных сторон. Существует два вида извода, на обоих количество оружия равно семи. Немного различается их положение, но сам образ сегодня считается идентичным, только может называться еще «Симеоново проречение».
- Голова Пречистой Девы наклонена вправо.
- Руки она держит перед собой на уровни сердца, либо сложив ладони, либо указывая на свои раны, иногда руки скрещены в знак покорности воли Божией.
- На Богородице красный омофор, полностью скрывающий фигуру, кроме кистей рук. Он красного цвета, который означает страдания.
Образ «Семистрельная» показывает Божию Матерь во время страданий. Но следует обратить внимание, что и в этот момент лик ее исполнен мудрости, тишины, хотя в глазах видна грусть. Молитва стала ее прибежищем, вера дала силы.
Образец для подражания
Многому могут поучиться современные женщины у простой еврейской девушки Марии. Разве она требовала от мужа украшений, от сына - постоянного внимания, от окружающих - признания своей уникальности? А ведь она умна, образована, красива и достойна всяческой похвалы. Но ее уделом была молитва и труды во славу Божию. И не потому, что кто-то заставил - ее призывало к этому сердце. Божия Матерь на иконе «Семистрельная» тоже стоит перед Богом. Ее голова слегка наклонена, руки в молитвенном жесте.
Лицо ее не искажено криком или отчаянием, хотя сердце пронзено семью стрелами. Правда, традиционно их изображают в виде обоюдоострых клинков. Видимо, так иконописец хотел подчеркнуть особую остроту тех страданий, которые терпела Пречистая. Ведь для ее непрочного сердца, любой грех кажется невыносимой ношей.
Божия Матерь, как она изображена на иконе «Семистрельная», и сегодня дарит свою молитву людям. Ее также ранят наши грехи. Пусть Христос уже на небесах, восседает рядом с Отцом, душа ее болит за всех христиан. Обиженные, оставленные, обездоленные - все найдут приют и защиту от злых сердец.
О чем молиться
Что может утешить в трудном положении, когда кажется, что выхода нет, силы на исходе, не видно просвета? Молитва Семистрельной Божьей Матери заставит вспомнить, что существует другой, невидимый нам мир. Там совершенно другие законы и страдание помогает обретать нетленные сокровища. Не зря они посылаются Богом - через боль мы взращиваем терпение, мужество, учимся молиться. Если даже Пречистой Деве они посылались, то что говорить о других людях, которые духовно намного менее совершенны.
«Семистрельная» Божия Матерь почитается и в католической церкви. Только там образ носит другое название, хотя композиция такая же. По молитвам около него за столетия произошло множество чудес. Перед своей смертью Богородица обещала не оставлять своим попечением земной мир, что постоянно доказывает чудесной помощью. Многие больные, обездоленные находят у нее защиту. Такова сила всенародной любви. Но не стоит забывать и Господа в своих молитвах, ведь именно Ему посвятила святая Мария всю свою жизнь от самой колыбели.
Текст молитвы Иконе Семистрельная
Тропарь, глас 5-й:
Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши. Hа Твой святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.
Кондак:
Избранной Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Его же даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.
Молитва:
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Слушать молитву иконе Семистрельная
Молитва Семистрельной Божией Матери - читать и слушать was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub
Среди многочисленных икон одной из самых необходимых в каждом доме считается икона «Умягчение злых сердец». Осуществляя молитву перед этим образом, вы защищаете себя от собственного гнева и раздражительности, что являются не лучшими человеческими качествами. Кроме того, в молитве перед иконой просят о семейном перемирии или о том, чтобы не было вражды между соседями, а также о мире между целыми государствами. В нашей культуре образ Матери Божьей, у которой грудь пронзена стрелами, является одним из наиболее эмоциональных и выразительных в иконописи. Он дает возможность почувствовать милосердие и сострадание.
Происхождение иконы
Икона «Умягчение злых сердец» полностью окутана тайной, поэтому точное ее происхождение до сегодняшнего дня неизвестно. Согласно одному предположению она пришла с Юго-Западной части Руси, а согласно другому - с Запада, поскольку этот образ является почитаемым и в католицизме. Помимо данного названия, образ имеет и иное - «Симеоново проречение». Согласно повествованию евангелиста Луки, почитаемого старца Симеона Богоприимца посетил Дух Святой, который предсказал, что не сможет он покинуть этот мир, пока не увидит Мессию. Когда на сороковой день рождения Иисуса принесли в храм, туда поспешил и Симеон. Взяв на руки Младенца, он произнес слова, которые сейчас нам известны как молитва, звучащая на каждой вечерней Именно в этих словах он указывает на то, что душу Пречистой пронзит страдание и боль, полноту которых символизирует число семь.
значение образа
На этой изображена одна. Ее пронзают семь мечей, символизирующие полноту сердечной болезни и печали, которые испытаны Пресвятой Девой Марией на земле. Эти семь мечей передают пророчество Симеона, так как данное число в Святом Писании характеризует полноту чего-либо. Существует еще и другая икона, имеющая подобное значение - «Семистрельная». Многие не признают различий между этими образами, однако они есть, хоть и незначительные. Так, на иконе, описываемой в статье, три меча пронзают Деву Марию справа, три слева, и один - снизу. Что же касается иконы «Семистрельная», то на ней изображена Божия мать, которую пронзают три меча слева, а четыре справа. В молитвенной практике не проводится различий между этими иконами, так как они имеют одинаковый иконографический тип.
Икона «Умягчение злых сердец» имеет и другое толкование относительно семи мечей, согласно которому они передают полноту скорби Божьей Матери, но не из-за мук Сына, распятого на кресте, а из-за наших грехов. символизирует количество главных греховных страстей человека, отражающихся болью в ее груди. Но Она готова просить своего Сына за каждого, кто просит Ее святого заступничества.
Почитаемые списки иконы
Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» находится в одноименном храме, который возвышается в небольшом селе Бачурино в Подмосковье. До недавнего времени этот образ являлся частной собственностью московской семьи Воробьевых. В 1998 году Воробьевы отнесли свою икону в Покровский женский монастырь, так как хотели приложить ее к мощам Блаженной старицы. Сразу же после этого икона стала мироточить. К этой семье со всех уголков стали ехать паломники. Такого количества людей они не могли принять у себя дома, поэтому икона «Умягчение злых сердец» была отдана в храм. Подобный образ находится и в односменной церкви в п. Каменка. Мироточивый список этой иконы есть и в Венеции.
Молитва, обращенная к Семистрельной Божьей Матери “Умягчение злых сердец” (другие названия — “Семистрельная”, “Симеоново проречение”), направлена на умиротворение и успокоение враждующих людей. Перед иконой Богородицы “Симеоново пророчение” молятся за своих недругов, просят смягчить их сердца. Икона Семистрельной Богоматери помогает также облегчить душевные муки, преодолеть враждебность в отношениях, поселяет в людских сердцах милосердие.
Молиться Пречистой Богородице перед иконой её “Семистрельная” (“Умягчение злых сердец”) нужно с помощью следующих текстов:
Описание иконы Пресвятой Богородицы “Умягчение злых сердец” (“Семистрельная”)
Лик Богоматери “Умягчение злых сердец” очень похож с “Семистрельной” иконой Пресвятой Богородицы, поэтому обе они объединены названием “Семистрельная”. Отличие между ними заключено в расположении стрел:
- у “Семистрельной” стрелы, пронзившее сердце Богородицы, расположены по две стороны: три — с одной стороны, четыре — с другой;
- у Божьей Матери “Умягчение злых сердец” расположение стрел следующее: три — слева, три — со стороны правой, одна — снизу.
На иконе “Умягчение злых сердец” Пречистая Богоматерь изображена в одиночестве, с пронзенным семью мечами (стрелами) сердцем. Иногда встречается и разновидность, где Пречистая Дева написана с младенцем Христом на коленях. Семь мечей (стрел) выступают символом пророчества, данного святым Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме во время Сретения. Он предсказал, что на долю Богородицы уготовано много испытаний, печали и горя при виде того, как страдать будет Сын её. Мечи выбраны не случайно: они означают кровопролитие.
Символическим значением наделена и сама цифра 7. В Священном Писании 7 — это знак полноты, избытка чего-нибудь. В случае с иконой — это полнота горя и сердечных мук, выпавших на долю Пресвятой Девы Марии в течение её земной жизни, полнота её скорби. Богородица страдает не столько из-за мук Иисуса Христа, сколько из семи смертных человеческих грехов, пронзающих ее душу. Таким образом, мечи (стрелы) выступают ещё и символом греховных страстей.
Происхождение иконы “Семистрельной” Божьей Матери (“Умягчение злых сердец”)
Икона “Семистрельной” Богоматери чрезвычайно почитаема среди верующих. Родиной иконы считается Вологодчина. Первоначально она пребывала в Иоанно-Богословской церкви, расположена которая была на берегу реки Тошни. Протекает эта река недалеко от Вологды. О её происхождении сохранилось одно любопытное предание.
Рассказывает предание об одном крестьянине из Кадниковского уезда, который многие годы мучился от неизлечимой хромоты. Однажды ему привиделся сон, в котором Божественный голос поведал о том, что его хворь будет исцелена, если он найдет в колокольне Богословской церкви икону Пресвятой Богоматери, с верою помолится ей, попросит излечения.
Крестьянин пришел в храм, поведал о своем сне, попросил впустить его внутрь колокольни, но священнослужители отказались выполнять его просьбу, и так 2 раза. Мужчина пришел и в третий раз, и его упорство с настойчивостью сделали свое. Крестьянину разрешили подняться на колокольню, и он сразу же отыскал образ “Семистрельной” Богоматери.
Икона выполняла функцию лестничной ступени, и звонари просто ходили по ней, ни о чем не подозревая. Ужаснувшись случайному кощунству, церковнослужители хорошо отчистили и отмыли образ, привели в надлежащий вид, а затем отслужили молебен, в процессе которого крестьянин усердно молился. Сразу после этого случилось чудо: болезнь его отступила, он полностью исцелился. Так православная церковь обрела ещё одну икону — образ “Семистрельной” Пречистой Девы Марии.
Особенную славу образ “Семистрельной” Богоматери получила в 1830 году, когда в Вологде бушевала эпидемия холеры. Жители города провели крестный ход вокруг городских стен во главе с иконой. После этого болезнь пошла на убыль, а вскоре эпидемия прекратилась окончательно.
Чудотворная икона исчезла из Иоанно-Богословской церкви после рокового 1917 года. С 1930 здесь не проводились богослужения. Приход возобновил свою деятельность в 2001 году, но икона “Семистрельной” Богоматери так до сих пор и не вернулась на родину.
В каких случаях обращаться к иконе Пресвятой Богородицы “Умягчение злых сердец”?
Читая сильную молитву перед образом Пресвятой Богоматери “Умягчение злых сердец”, можно добиться улучшения отношений между членами семьи, между родственниками и близкими людьми, между мужем и женою, между детьми и их родителями.
“Семистрельная” Богородица способна защитить от вспышек гнева, злости и раздражения (как собственных, так и других людей), от чужой нетерпимости. Помогает икона при любой вражде между членами семьи или общества. К Богоматери с молитвой обращаются и во время военных действий: её просят о защите от неприятельского нападения.