Фз 48 об установлении опеки и попечительства. Опека и попечительство согласно Федеральному закону: основные положения
Не каждый человек, оформляя опекунство, задумывается над юридической составляющей вопроса. Ведь прежде, чем оформить опеку, нужно ознакомиться со всеми законами, регламентирующими действие.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Опека и попечительстве подразумевают в себе немало нюансов и особенностей.
Компетентные органы
В России над недееспособными людьми и несовершеннолетними детьми возможно установить опеку, то есть защищать их личные и имущественные интересы. Такое действие необходимо для защиты законного права и получения образования в случае детей.
В соответствии с такой целью в Российской Федерации организовались субъекты – органы опеки и попечительства. Их деятельность, а также обязанности, закрепляются на законодательном уровне.
Орган опеки и попечительств – это субъект исполнительной власти всех регионов Российской Федерации, который занимается установлением опеки, выявлением неблагополучных семей и улучшением материального положения подопечных.
Деятельность таковой структуры касается помощи в получении образования, информирование граждан, решивших стать опекунами, выполнять взаимодействие с иными государственными структурами.
Орган опеки и попечительства становится гарантийной защитой прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей.
Деятельность государственного органа оговаривается в «Об опеке и попечительстве», которое было принято в 24.04.2008 с изменением 22.12.14 года.
Закон регулирует все отношения по установлению опеке и случаи прекращения действий.
Федеральный закон оговаривает все права и обязанности попечителей, а также права самих опекаемых. Прописывается в статье и правовой статус подопечного. Помимо попечителей, закон действует и на организации, в которых пребывают подопечные.
Задачи и полномочия
Задачи и полномочия органов опеки и попечительства оговариваются в статье 7 Федерального Закона Российской Федерации №48.
В соответствии с данным законом инстанция обязана:
- обеспечить защиту прав и интересов своих подопечных;
- осуществлять контроль за тратами опекуна и присматривать за тем, как выполняются обязательства с его стороны;
- обеспечить сохранность недвижимости и имущества, принадлежащего подопечного.
Также орган опеки и попечительства выполняет иные функции, которые возлагаются на него со стороны государства и правовых актов.
Все вопросы, которые касаются подопечного, в том числе установление опекунства, снятие его, сопровождаются оформлением документации в виде актов.
Документы могут оспариваться в судебном порядке заинтересованными лицами.
У государственной инстанции также существует ряд полномочий:
- анализ, составления перечня людей, нуждающихся в опеке;
- подача заявки в судебную инстанцию с целью признания человека недееспособным;
- установление опеки и попечительства;
- предоставить позволение на проведение операции, связанной с имуществом подопечного;
- предоставить разрешение на раздельное проживание ребенка и попечителя;
- анализ условий жилплощади, на которой планируется проживать подопечному;
- защита всех интересов подопечных по отношению к иным лицам.
В случае опекунов государственный орган вправе:
- контролировать траты и иную деятельность;
- отстранять и освобождать от возложенных обязательств;
- содействовать в воспитании подопечного и охранять его интересы.
Помимо вышеперечисленного, закон об опекунстве говорит о других функциях организации. То есть он обязывает инстанцию вести учет, подготовку и подбор граждан, которые желают стать опекунами. Закон об опекунстве РФ говорит о возможных видах устройств несовершеннолетних граждан в семью и каковы условия.
Орган опеки может назначить подопечного не одно, а сразу нескольких. Также возможно и иной порядок – одному подопечному сразу несколько попечителей.
В разных регионах страны местный орган самоуправления может устанавливать различные функции для опеки.
Закон об опекунстве
Закон об опекунстве позволяет регулировать взаимоотношения между сторонами и разрешать конфликтные ситуации.
Самым основным законопроектом в данном случае является ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве». Начиная с 3 главы, заканчивая 6 главой, регулируется порядок действий по установлению опеки, оговаривает права и обязанности сторон, ситуации, при которых прекращаются правоотношения.
Глава 20 Семейного кодекса регулирует права и обязанности попечителя, а также требования к опекунам.
Все отношения по опеке и попечительству регулируются и Гражданским кодексом статьями 31–40.
Над детьми
Оформление сопровождается обязательным заключением соглашения между опекуном и родителем.
Мало того, если ребенок достиг возраста 10 лет, то он должен также дать согласие на опеку. Если же возраст меньше заявленного, то согласие может быть на добровольной основе.
В случае, если родитель находится в местах лишения свободы или лишен прав, то разрешения не требуется.
Регулируются такие моменты ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» главой 3. Заявление подается вместе с подтверждающими документами.
Над пожилым человеком
Устанавливается только в случае признания его . Действие производится только в судебном порядке. Подается исковое заявление со справкой с медицинской экспертизы, в которой присутствует факт признания недееспособным.
Недееспособность – это невозможность принимать решение и соответственно, обеспечивать себя всем необходимым.
Когда человек признается недееспособным, то согласие на опекунство его не нужно.
Чаще всего опекуном устанавливается родственник. Регулируется данный вопрос также Федеральным законом №48 главой 3.
Над недееспособным
Недееспособность гражданина устанавливается в судебном порядке.
Как только судом выносится решение, попечитель вправе предоставить документы в органы опеки и попечительства и оформить соответствующее заявление.
В течение месяца будет проанализирован , документы проверены. Как только будет принято решение, попечителя известят и передадут необходимые документы.
Закон об опекунстве над недееспособным – ФЗ №48.
Порядок оформления
И попечительства сопровождается множеством особенностей и нюансов. Поэтому, прежде чем приступить к оформлению, нужно изучить законодательную базу.
Порядок действий:
- Попечитель должен посетить отделение органов опеки и попечительства по месту регистрации подопечного. Если последний не выбран, то можно обратиться по месту регистрации заявителя.
- Там проконсультируют по поводу необходимого , а также по поводу процедуры оформления. При возникновении вопросов каждый человек может задать их специалисту.
- Затем, после получения консультации, заявитель собирает необходимый пакет документов.
Для минимизации временных расходов, он может обратиться к юристу, который за определенную плату совершит все операции за него. Именно специалист позволит ускорить процесс оформления и при необходимости станет представителем в судебной инстанции.
Затем представители органов опеки и попечительства посещают заявителя по месту проживания и анализируют жилищные условия. При этом составляют акт проверки. В течение 10 дней после проверки выносится решение.
Постановление высылается заявителю в течение еще трех дней с оригиналами документов.
Необходимые документы
Для оформления опекунства нужно предоставить определенный список документов. Оговаривается как на стенде органов опеки и попечительства, так и на сайте Госуслуг.
Заявителям нужно предоставить:
- документ, удостоверяющий личность;
- пенсионный билет;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- лицевой счет из банка;
- свидетельство о браке и рождении детей;
- справка с места работы о заработной плате и трудовом стаже;
- характеристика с места работы и автобиография;
- медицинское заключение о здоровье опекуна;
- справка об отсутствии задолженности;
- справка о месте регистрации по форме 6, правоустанавливающие документы на собственность;
- согласие всех членов семьи на опекунство.
На ребенка или другого подопечного нужно предоставить:
- свидетельство о рождении или паспорт;
- правоустанавливающие документы при имении собственности;
- письменное согласие, если подопечный старше 10 лет;
- согласие родителей в случае установления опеки над ребенком;
- медицинская справка о здоровье подопечного;
- справка из учреждений образовательного или лечебного типа;
- справка о регистрации ребенка или иного подопечного;
- решение судебной инстанции о недееспособности человека или лишения прав, свидетельство о смерти родителей.
Документы необходимо подготавливать и проверять заблаговременно. Это позволит сэкономить время на походы в государственные инстанции.
Отличие опеки от попечительства
Многие люди до сих пор путают два понятия «опека» и «попечительство».
Отличие в следующем:
- Опека устанавливается над ребенком, не достигшим возраста 14 лет. После того, как ему исполняется 14, опека автоматически переходит в попечительство. Оформление дополнительных справок и документов не требуется.
- Попечительство устанавливается над ребенком 14–18 лет. При этом возможно оформление попечительства над подростком 18–23 лет, если он обучается на очной форме высшего образовательного заведения.
На видео о законодательстве
1. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:
1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;
2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;
3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.
2. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.
3. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.
4. При обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
5. Правила, установленные частью 3 настоящей статьи, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная практика по статье 21 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ
Решение № 2-5569/2018 2-5569/2018~М-4514/2018 М-4514/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-5569/2018
Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные
Опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных...
Решение № 2-3082/2018 2-3082/2018~М-2462/2018 М-2462/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 2-3082/2018
Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные
Также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Аналогичные положения предусмотрены ст. 21 Федерального закона от N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно ч. 4 ст. 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой...
Постановление № 5-595/2018 от 20 июля 2018 г. по делу № 5-595/2018
Димитровградский городской суд (Ульяновская область) - Административные правонарушения
Через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения, то есть не позднее 10.05.2018, в указанный срок данную обязанность не выполнил. 21 . 02.2018 постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Димитровградского судебного района Ульяновской области начальник отдела опеки и попечительства администрации г.Димитровграда Ульяновской области Шамеева Л.В. привлечена...
Решение № 2А-252/2018 2А-252/2018~М-257/2018 М-257/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 2А-252/2018
Кемский городской суд (Республика Карелия) - Гражданские и административные
Принадлежащего несовершеннолетнему Р. со ссылкой на положения статьи 60 Семейного кодекса РФ, статей 28, 37 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 части 1 статьи 20, статьи 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Закон Республики Карелия от 21 октября 2011 года № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности...
Решение № 2-2674/2018 2-2674/2018~М-2636/2018 М-2636/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 2-2674/2018
Центральный районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные
При этом, согласно ч. 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени...
Решение № 2-1303/2018 2-1303/2018~М-806/2018 М-806/2018 от 17 июля 2018 г. по делу № 2-1303/2018
Канский городской суд (Красноярский край) - Гражданские и административные
Заочного производства. Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя истца, находит, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», для совершения сделок по сдаче имущества в наем, в аренду, в безвозмездное пользование или...
Решение № 2А-648/2018 2А-648/2018~М-482/2018 М-482/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-648/2018
...или опекуны. Порядок управления имуществом подопечного определен Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в силу части 1 статьи 21 которого, опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в...Федеральный закон №48 определяет порядок опеки и попечительства. Положение с изменениями на этот год имеет некоторое дополнение. Многих интересует, какое право или обязанность дает законодательство в отношение к ключевым понятиям. Стоит подробнее изучить вопрос об опёке, опираясь на этот правовой акт.
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, закон
Официальный текст положения ФЗ 48 проводит установление единого порядка для общения с ребенком, и будет регулировать задачи, полномочия и обязанности, которые имеет гражданин, как подопечный, ребенок, родитель или опекун. В гражданском праве устанавливается отдельное внимание на такую часть взаимоотношений в обществе, поэтому воспитание детей и их патронаж вошел в гражданский кодекс и в этот закон.
Положение содержит такие разделы:
- Общие понятия;
- Российский орган контроля и полномочия;
- Социальный и семейный статус, который имеет попечитель или опекун;
- Имущество подопечного и ответственность сторон;
- Прекращение отношений;
- Законный порядок поддержки и защиты.
Чем опека отличается от попечительства?
Стоит проявить интерес, чтобы узнать, что это такое, и чем это отличается от попечительства. Первое понятие актуально, если ребенок не будет достигать четырнадцать лет или если он признанный как недееспособный. Внесение вердикта, что сила ребенка ограничена, может устанавливаться только через суд. Защита такого человека полностью переходит в обязанность опекуна. Если же идет о заботе над несовершеннолетними детьми, которые старше 14 лет, и на свой настоящий возраст будут являться частично дееспособными, то по ГК стоит предусматривать осуществление попечительства. В этом случае семья не полностью будет принимать все решения за ребенка, а лишь позаботится, чтобы совершеннолетняя подопечная или подопечный были благополучными силами этой семьи.
Над кем устанавливается опека и попечительство, условия
Министерство социального развития и его отдел поддерживает постановление правительства в его определении отличий на каждый отдельный вид взаимоотношений. Поскольку цель опеки в РФ – это полный контроль и устройство ребенка в обществе, ее могут назначать, когда ему необходима помощь, в связи с небольшим возрастом или недееспособностью по любым причинам. Если ребенок пребывает в возрасте более 14 лет или не дееспособен по причине злоупотребления алкоголем, можно вступать в попечительские отношения. При этом порядке главная работа попечителей направлена на то, чтобы дать образование, вносить свои советы, сделать подростку хорошее имя и оставаться в близких отношениях.
ФЗ 48 об опеке и попечительстве, изменения 2018,
– это основной документ, который Федерация будет использовать для регулирования подобных отношений среди населения. На январь и апрель этого года действует последняя редакция положения. Здесь департамент внес несколько дополнений. Например, пункт ст. 14 был изменен в формулировании. Также статья получила новый пункт, в котором упоминаются недееспособные лица под надзором организаций и сироты без попечения. Изменена форма статьи 27 и некоторые пункты.
Отдел опеки и попечительства официальный сайт
Важные органы и управление в РФ имеет свой сайт. Информация из портала доступна для каждого региона, включая город Москва, Самара, Тюмень, Тула, Уфа, Барнаул, Оренбург, Орел, Рязань, Воронеж, Череповец, Пенза, Краснодар, Омск, Красноярск и другие города.
Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской обл
Служба доступна во всех регионах РФ и на большой части прежнего Советского союза. Также на этот год можно просмотреть новости службы в Иркутской обл., Курской и Орловской области, Хабаровского края, Ленинского и Кировского района в Перми, Калининского и Октябрьского района, Куйбышева, а также любого другого края, СПб и Московская область.
(ООП) 48 Федеральным законом, состоящим из 32 статей и 8 глав. В нем разъясняются общие понятия, права и обязанности уполномоченных лиц (опекунов, попечителей) и прочие нюансы. Утвержден нормативно-правовой акт 24 апреля 2008 года. Для соответствия нынешним реалиям правительство ежегодно вносит коррективы в законодательную базу. Увидеть изменения в законах, официальные комментарии уполномоченных лиц и готовящиеся законопроекты можно на сайтах, посвященных правовой тематике.
Состоит ФЗ №48 из следующих глав:
Номер главы | Количество статей и их нумерация | Описание |
---|---|---|
1 | 5 (1-5) | Общие моменты |
2 | 4 (6-9) | Задачи и полномочия, назначенных сотрудниками ООП опекунов и попечителей. |
3 | 7 (10-16) | Правовой статус лиц, обеспечивающих , и особенности их назначения. |
4 | 7 (17-23) | Защита имущества подопечных |
5 | 5 (24-28) | |
6 | 2 (29-30) | Аннулирование опеки или попечительства |
7 | 1 (31) | Государственная поддержка |
8 | 1 (32) | Вступление в силу закона |
За изменениями в законодательстве можно следить на сайте Государственной Думы. В первой главе 48 ФЗ приведены общие понятия, моменты, связанные со сферой применения данного закона, особенности государственного регулирования . Выяснить подобные нюансы желательно до подачи заявления на оформление опекунства и при возникновении вопросов касаемо прав и обязанностей опекуна и подопечного. Изложенные в правовом акте сведенья относятся не только к уполномоченным ООП представителям, но и к учреждениям, где содержатся люди, нуждающиеся в покровительстве. В законе дано определение нескольким основным понятиям:
- Опекун требуется малышам до 14 лет и гражданам, признанным судом недееспособными. Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.
- Попечитель назначается несовершеннолетним подросткам от 14 до 18 лет и людям, частично потерявшим недееспособность. В обязанности уполномоченного лица входит наставление подопечных и защита их имущества от 3 лиц.
- Подопечный – это человек, которому требуется опека или попечительство. Занимаются назначением лица, обязанного выполнять опекунский или попечительский долг, сотрудники ООП.
- Недееспособным признается человек, который не в силах принимать взвешенные решения из-за расстройства психики. Степень дееспособности определяется в судебном порядке на основе медицинской экспертизы. Если к человеку отчасти или полностью вернулась возможность здраво мыслить, то сотрудники ООП подают повторное заявление в суд.
После разбирательства над человеком могут оформить патронаж или вовсе признать его полностью дееспособным. Процессы, связанные с опекой и попечительством, контролируются следующими правовыми актами:
- Отношения, возникающие между уполномоченным органами опеки представителем и подопечным, регулируются Гражданским кодексом.
- Процесс опеки контролируется Семейным кодексом.
- Аннулирование прав опекуна или попечителя происходит по статьям 48 ФЗ.
За сотрудниками ООП, утверждающими кандидатов в попечители или опекуны, закреплены законом следующие обязанности:
- предоставлять опеку нуждающимся;
- защищать права опекаемых;
- гарантировать хорошие условия проживания подопечных;
- следить за действиями выбранных представителей;
- помогать организациям, содержащим нуждающихся людей.
Уполномоченные органы обязаны следовать таким принципам:
- охранять интересы и имущество опекаемого;
- выбирать опекуна по общепринятым критериям;
- контролировать соблюдение прав опекуна и подопечного.
Задачи и полномочия
Перед органами опеки стоят следующие задачи:
- Защитить интересы людей, над которыми установлена опека или попечительство.
- Следить за добросовестным выполнением долга по уходу за нуждающимися гражданами опекунами и попечителями, а также учреждениями, за которыми закреплены аналогичные обязанности (детскими домами, приютами).
- Контролировать сохранность имущества подопечных.
Перечень полномочий сотрудников ООП выглядит следующим образом:
- Искать граждан, нуждающихся в опеке.
- Обращаться с иском в суд для лишения или возвращения дееспособности.
- Устанавливать опеку (попечительство).
- Следить за выбранными представителями и учреждениями, где содержаться нуждающиеся в опеке граждане.
- Отстранять от работы опекунов (попечителей).
- Одобрять или отклонять сделки между опекающим и подопечным.
- Составлять договор на управление имуществом опекаемого, согласно статьям Гражданского кодекса.
- Защищать права подопечных при недобросовестном выполнении долга их опекунами.
- Давать согласие на проживание в отдельной жилплощади несовершеннолетним детям (старше 16 лет) от своих попечителей.
- Подготавливать и регистрировать людей, за которыми будут закреплены опекунские права и обязанности.
- Наблюдать за выполнением долга опекунов или попечителей и предоставлением подопечным необходимых условий проживания.
- Помогать назначенным представителям.
Для поиска граждан, нуждающихся в помощи, а также кандидатов в опекуны, сотрудники ООП вправе сотрудничать с учебными и медицинскими учреждениями. Если опекаемый человек вынужден сменить место проживания, то его документы передают в другое отделение органов опеки. Срок передачи составляет 3 дня.
Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство
Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.
Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.
На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.
Подтверждаются правовые отношения между опекуном и человеком, находящимся под его покровительством, путем составления договора. В документе указывается время предоставления опеки, права и обязанности
сторон и дополнительная информация. Оплата предусматривается при наличии соответствующего пункта или в качестве компенсации затрачиваемого времени. Последний пункт актуален при уходе за инвалидами и пожилыми людьми (старше 80 лет). Расходы на содержание компенсируются доходами (пособиями, алиментами) подопечного. Отдельно можно указать пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве награды за хорошее исполнение обязанностей. Оспаривается договор в судебном порядке. Вправе подать исковое заявление родственники опекаемого гражданина.
Также сотрудники ООП могут подыскать . Стороны составляют соглашение сроком на 2 месяца. Права, обязанности и прочие пункты остаются прежними.
Особенности процедуры назначения опекуна
Согласно 13 статьи ФЗ, назначается опекун по ходатайству подростка или его родителей в таких ситуациях:
Составленное неправильно заявление может быть отклонено уполномоченными органами. Если кандидат уже утвержден и началась процедура оформления документов, то сотрудники ООП не вправе безосновательно останавливать процесс. Уполномоченный представитель будет обязан выполнять свои обязанности, озвученные в договоре, бесплатно и добросовестно.
Защита имущества
Подопечный не вправе претендовать на имущество опекуна, который, в свою очередь, не может стать наследником или вольно распоряжаться собственностью и доходами опекаемого человека. Правомерными являются случаи безвозмездного пользования общим имуществом или собственностью опекуна, давшего свое одобрение. Лица, выполняющие опекунский долг, не могут в личных целях пользоваться имуществом подопечных без соответствующего разрешения от органов опеки.
Собственность ребенка или недееспособного человека описывается с целью ее сохранения. Проводится процедура при участии заинтересованных лиц и сотрудников ООП. По окончании описи стороны подписывают документ. Один из его экземпляров дается опекуну, а второй хранится в органах опеки.
Составление договора доверительного владения имуществом подразумевает использование собственности на благо опекаемого. Если прочие лица неправомерно владеют имуществом подопечного, то опекун может потребовать его вернуть, допускается даже обращение в суд.
Случаи, когда опекун может использовать имущество подопечного
Пользоваться собственностью и денежными средствами опекаемых граждан опекуны могут только после получения одобрения от ООП. Любые осуществляемые с имуществом действия должны быть направлены на удовлетворение нужд подопечного. Получить кредит уполномоченное лицо может лишь на покупку жилой площади гражданину, находящемуся под опекой. В залог допускается предоставить собственность подопечного лишь для ипотеки. Ближе к концу года в уполномоченные органы представляется отчет о растратах и использовании имущества опекаемого гражданина. Сделки по отчуждению, то есть продаже, аренде и обмену недопустимы. Исключением являются следующие случаи:
Получение предварительного разрешения на пользование имуществом подопечного
Действия, направленные на уменьшение доли имущества и ее стоимости, требуют получения предварительного согласия от органов опеки. Получить одобрение или отказ опекун может в течение 2 недель с момента подачи запроса. Отклонение прошения сотрудники ООП должны аргументировать. Их согласие даст возможность осуществить сделку. Оспорить отказ или одобрение может прокурор, лица, имеющие свой интерес в данном деле, или сам человек, назначенный выполнять опекунский долг.
Если уполномоченные лица выявят сделку, совершенную без одобрения ООП, подопечный вправе или напрямую суд (при частичной дееспособности) с ходатайством о возврате имущества. Выявленные в ходе судопроизводства корыстные цели станут основанием для вынесения вердикта о возвращении имущества и денежных средств. Убытки должен будет покрыть гражданин, обязанный ухаживать за подопечным.
Ответственность уполномоченных лиц
Гражданин, которого назначили сотрудники ООП осуществлять опеку или попечительство над ребенком или недееспособным гражданином, отвечает за действия, совершаемые подопечным. Если опекаемый нанесет ущерб имуществу другого человека, то опекун будет расплачиваться своими средствами. Похожая развязка в случаи, когда уполномоченное лицо виновато в уменьшении стоимости или имущественной доли собственности подопечного. Вопросы касаемо наказания и размера штрафов регулируются УК, АК и Гражданский кодекс Российской Федерации. В роли надзирателей выступают сотрудники органов опеки и попечительства. Контролируются такие нюансы:
Для совершения внеочередной проверки подопечные должны пожаловаться сотрудникам ООП. Заметить произвол опекунов или попечителей и подать прошение в соответствующие органы могут также врачи, педагоги, воспитатели, соседи и прочие люди, контактирующие с опекаемым гражданином.
Под особым контролем находятся денежные средства, выдаваемые на содержание ребенка или недееспособного гражданина, и имущество подопечного. До 1 февраля уполномоченное лицо обязано подать отчет о расходах и использовании собственности опекаемого. Документ тщательно проверяется сотрудниками органов опеки. Затем его подтверждает начальник местного отделения и заносит в личное дело опекаемого.
Согласно постановлению правительства от 15 июля 2013 года, контролирует деятельность органов опеки служба по надзору в области образования и науки. Если по вине сотрудников ООП опекаемый гражданин получит ущерб, то они обязаны будут заплатить штраф и компенсировать убытки.
Аннулирование прав
Основания для отстранения уполномоченного лица приведены в 29 статье ФЗ №48:
Отстраненный опекун должен представить отчет о растратах и использовании имущества подопечного в течение 3 дней с момента прекращения исполнения опекунских обязанностей. Сотрудники ООП изучат документ. При выявлении нарушений будет подано исковое заявление.
Государственная поддержка
В 31 статье ФЗ «Об опеке и попечительстве» говорится о праве использования государственной поддержки:
Пункт статьи | Описание |
---|---|
1 | Лица, назначенные сотрудниками ООП, и опекаемые на законных основаниях могут претендовать на государственную поддержку. |
2 | Пособия, алименты и прочие выплаты на содержание нуждающегося в опеке гражданина допускается тратить лишь на нужды подопечного. |
3 | Выплаты, предоставляемые в качестве премии или компенсации времени, опекун или попечитель вправе тратить на свое усмотрение. |
4 | В некоторых субъектах РФ (городах федерального значения, республиках, областях, округах) устанавливаются свои дополнительные выплаты и формы поддержки. |
Информация о вступлении в силу ФЗ №48 представлена в его 32 статье:
- Действовать закон начинает с 1 сентября 2008 года. Распространяется он на правовые отношения, начиная со дня вступления в силу.
- По отношению к взаимосвязям, утвержденным до 1 сентября 2008 года, ФЗ №48 применяется в части прав и обязанностей, возникшим после его вступления в силу.
- Документы, подтверждающие передачу ребенка приемным родителям и на , подписанные до 1 сентября 2008 года, остаются действительны. При желании воспитатели или опекуны могут переоформить заключенный договоры.
Последние правки
С 29 июля 2017 года актуальна новая редакция ФЗ «Об опеке и попечительстве». Коснулись изменения сферы защиты прав детей, не достригших 18 лет. Биологические родители или усыновители теперь вправе заранее выбрать опекуна на случай внезапной смерти. В предыдущих версиях закона подавать подобное ходатайство в органы опеки допускалось лишь одному оставшемуся в живых родителю. Обоснованы изменения частыми случаями смерти матери и отца ребенка одновременно.
Заявление подается сотрудникам ООП. При изменении выбранного кандидата в опекуны необходимо проходить процедуру заново. Вступили в силу изменения с 10 августа 2017 года.
В Федеральном законе №48, утвержденном 24 апреля 2008 года, приведены основные моменты, связанные с установлением опеки и попечительства над нуждающимися гражданами. Состоит он из 32 статей и 8 глав для лучшего восприятия и быстрого поиска информации. Периодически правительство дополняет или изменяет нормативно-правовой акт.
Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.
Суть 48 ФЗ
Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.
Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:
- В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
- В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
- В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
- В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
- В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
- В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
- В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
- В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.
Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Последние поправки
Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии . Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.
Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.
В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.
В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.
В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.
Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:
- Принудительное взыскание на законных основаниях;
- Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
- Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.
Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.
В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.
Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:
- Смерти одной из сторон;
- Оформленных в статье 40 ГК РФ;
- Освобождения от обязанностей опекуна;
- Когда в акте о попечительстве окончился срок.
Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.
Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности
Текст действующей редакции закона
Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.