Экстраверсия и интроверсия. Системное понимание
Характеристика понятий «экстраверсия» и «интроверсия»
Интроверсия-экстраверсия - распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Термины интроверсия и экстраверсия впервые были введены Карлом Юнгом, хотя их распространённое понимание и употребление в психологии отличаются от первоначального значения. Экстраверсия проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении, в то время как интроверсия проявляется в более замкнутом и уединённом поведении. Фактически все комплексные теории личности содержат эти характеристики в разной форме.
Экстраверсия и интроверсия обычно рассматриваются как единое пространство измерений. Поэтому высокие показатели одной характеристики подразумевают низкие показатели другой. Карл Юнг и авторы типологии Майерс-Бриггс трактуют понятия по-разному и предполагают, что каждому свойственны черты экстраверсии и интроверсии с преобладанием одних над другими. Скорее фокусируясь на межличностном поведении, Юнг однако определял интроверсию как «поведенческий тип, характеризуемый направленностью жизни на субъективное психическое содежание» (фокус на внутреннюю психическую активность); и экстраверсию как «поведенческий тип, характеризуемый концентрацией интересов на внешних объектах», (внешний мир).
В любом случае, люди всё время неустойчивы в своём поведении, и даже ярко выраженные интроверты и экстраверты не всегда следуют поведению своего типа.
Психологии известно два противоположных типа личности: экстраверты и интроверты.
Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Густав Юнг ставит направление движения либидо. Согласно К. Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт - на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что, в сущности, схожие концепции этих авторов различаются по причине различной верности их авторов. Если первый, по Юнгу, является интровертом, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия-интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции.
Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора - комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк в конце концов определил три.
В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Эмери), и др.
Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях как «Большая Пятерка» или HEXACO.
Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.
Итак, отталкиваясь от вышесказанного, дадим полноценное определение экстраверсии и интроверсии.
Экстраверсия - (англ. extraversion; от лат. extra - вне + versae, versie - поворот; букв.: обращенность вовне) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Как думает Экстраверт: «Мое истинное призвание - общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Экстраверсия рассматривается как противоположность интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Шкала Экстраверсии объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти, если говорить терминами некоторых российских авторов, и формально-динамические, и стилевые, и содержательные личностные свойства. Тем не менее, существует устойчивая традиция трактовать Экстраверсию как свойство темперамента.
Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Это индивидуально-психологический тип человека, для которого характерны активность в общении; склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений на внешний мир и окружающих людей. Экстраверт испытывают потребность в новых учебных речевых ситуациях, стремятся к доминированию в общении, стараются использовать новые слова и выражения, любят групповые занятия, игры.
Интроверсия - (англ. introversion; от лат. intro - внутрь + versae, versie - поворот; букв.: обращенность во внутрь) - комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени Интроверсии характерны для аутизма. К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. Интроверсия рассматривается как противоположность экстраверсии.
Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.
Экстравертам и интровертам присуща разница в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду. Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты. Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия.
Люди сложны и уникальны, и так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное пространство измерений, люди могут иметь совокупность характеристик обоих типов. Человек, который ведёт себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот).
43. Интроверсия - экстраверсия
Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная.Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта.
ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.
Интроверт - человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.
Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.
В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик.
Экстраверсия – это базовая черта личности, которая характеризуется направленностью сознания и внимания личности на то, что происходит вне его: других людей, отношения, социум. Дословно понятие можно перевести как «обращённый вовне», и введено оно было Карлом Гюставом Юнгом.
Экстраверсия в психологии – это совокупность качеств личности, определяющие склонность индивида к активным социальным связям, контактам. Внешне это выражается в хорошей коммуникабельности и адаптивности. Так же можно сказать, что такие личности более ориентируются на социальное окружение и оценку, которое оно даёт, нежели на свой внутренний мир и свою личностную систему ценностей.
Экстраверты направлены на общение и контакты с другими людьми. Они жаждут быть вовлеченными в процесс социального взаимодействия, быть на виду, строить и развивать отношения, знать про отношения других. Их основные качества – эмоциональность, вспыльчивость, оптимистическое отношение к жизни, непродуманность, непостоянство.
Интроверсия и экстраверсия по Г.Айзенку — антагонистические определения личности, вернее – части определения его темперамента. Они подразумевают базовые принципы направленности индивида. Опросники, которые предлагают шкалу интроверсии – экстраверсии, предполагают, что наиболее ярко выраженные личности будут составлять полярные противоположности. А средние значения будут показывать большую или меньшую степень выраженности тех или иных черт. Поэтому, ярко выраженные экстраверты, равно как и интроверты встречаются не так уж и часто. Среди знаменитых таких личностей можно припомнить Наполеона, Жукова, Чапаева.
Однако, при всех позитивных моментах, крайняя степень выраженности экстраверсии может иметь неприятные моменты как для окружающих, так и для самой такой личности. Стремление человека быть всегда в центре внимания, может несколько утомлять и при этом становиться просто навязчивой идеей. Кроме того, склонность заводить большее количество новых знакомств и взаимоотношений, может делать эти самые отношения более поверхностными, без глубокой эмоциональной вовлеченности. Потому что ярко выраженным экстравертам одних отношений всегда мало. Они слишком вовлечены в «игры субъектами», что могут полностью потерять своё личное Я. Опасность же такого отношения сводится к совершенному пренебрежению к личным установкам и внутренним мерам вещей. Утрированно может получиться, что экстраверт любит не то, что действительно нравится ему, а что нынче крайне популярно и востребовано в окружающей его действительности.
Именно поэтому, яркого экстраверта можно выделить не только по манере преподать себя или по манере общения, но и по манере одеваться. Невозможно представить себе такого полярного индивида в классической одежде «вне времени». Экстраверт «дышит новыми веяниями». Поэтому его одежда может быть не всегда высокого качества, но всегда самых актуальных тенденций. В исключительных случаях, полярных экстравертов можно назвать «рабами модных новинок».
«Степени выраженности»
Движущей силой экстравертов, несомненно, являются внешние факторы. Поэтому, если вы узнаёте в вышеизложенных описаниях своего ребёнка, помните, что взывать к его разуму и говорить: «подумай сам» — абсолютная трата сил и времени. Экстраверт считывает настроение толпы. И то, чем живёт его ближайшее окружение, тем будет жить и такой человек. Поэтому, либо вы сами должны стать для него «внешним фактором», который детерминирует его активность. Либо приложите силы, чтобы это самое окружение было вам по душе.
Есть ещё один интересной феномен, связанный с экстравертированными личностями. Направленность на взаимоотношение с другими объектами настолько ценно для них, что они сами для себя повышают ценность самих объектов и этих взаимоотношений. Это значит, что близкие люди и семья могут искренне недоумевать о необходимости знать все мелкие нюансы небольшого события. Для кого-то со стороны это может просто напоминать «мышиную возню». При этом событие и ситуации могут быть не связанны с реально близкими людьми. Тем не менее, ярко выраженный экстраверт будет всецело вовлечён в процесс.
Дело в том, что сам процесс не только забирает энергию экстраверта, но и сам заряжает его энергией. Моменты вынужденного «простоя» и бездействия просто сводят человека с ума. Это всё равно, что посадить кого-то в тюрьму.
Хотя в связи с высокими энергетическими затратами и постоянным «движением этой самой энергии», периодически отдыхать экстраверт любит в полном одиночестве, но не слишком долго. По большому счёту происходит его «перезарядка».
Однако, по Юнгу, экстраверсия и интроверсия встречается не только как свойство личности, но и определённое проявление в природе. Экстраверсия в этом смысле заключается в высокой скорости воспроизводства, низкой степенью защитных механизмов и, как следствие – низкой продолжительностью существования. А интроверсия, наоборот, определяется высокими приспособительными способностями, длинной продолжительностью существования и низким воспроизводством.
Кстати, Юнг впоследствии отказался от понятия «экстраверт» и говорил про экстраверсию — доминантную функцию чего-либо: мышления, ощущения, интуиции.
Также экстраверсия, интроверсия и нейротизм являются шкалами теста Айзенка, определяющими темперамент. Помимо направленности личности на внутренний или внешний мир, определяется уровень эмоциональной напряженности и тревожности. На одном полюсе находятся эмоционально устойчивые личности. А на другом – ярко выраженные напряжённо-тревожные личности. Сочетание факторов направленности и выраженности тревожности создают неповторимую комбинацию, определяющую темперамент человека.
Подводя итог что такое экстраверсия, можно сказать, что это безусловное превалирование концентрации внимания на объекте, обращённость вовне.
Характеризуется экстраверсия открытостью, общительностью, и как следствие — высокой степенью адаптации. С этой стороны экстраверсия вполне может выступать как очень позитивная особенность личности. Ведь умение свободно общаться, быстро и безболезненно наладить контакт с кем угодно – являются очень важными и нужными качествами для многих профессий, да и просто – для выхода из многих скользких жизненных ситуаций.
Однако крайние степени проявления экстраверсии могут приводить к потере значимости личного мнения и личной оценки человека, излишняя фиксация его на реально малоценных вещах и объектах, растворение его в процессе постоянного общения со всеми. Кроме того, это может привести к постоянной потребности быть в центре внимания «любой ценой» и неспособности выделить одни наиболее ценные отношения.
Естественно, что такая позиция может существенно влиять на личностно-интимную сферу жизни человека. И получается, как в знаменитой фразе: «столько знакомых, а человек одинок». Естественно, подобная ситуация в первую очередь может тяготить саму личность. А во-вторых, невозможность сконцентрироваться на одних отношениях обижает наиболее близкого партнёра или члена семьи и часто приводит к размолвкам и разрывам. Ведь встречаться с «душой компании» и «всеобщей звездой» очень здорово, но строить семью получается не слишком.
Психотерапия
Стоит так же помнить, что экстраверсия не является приобретённой чертой. Психологи склоняются к базовости такой особенности, а, следовательно, предпосылки заложены. Но, при этом не стоит забывать, что существует понятие «степени выраженности». А вот её во многом можно корректировать.
По крайней мере, осознавая те особенности, которые вам могут мешать и, понимая, с чем это может быть связано, вы можете постараться сами менять свои действия. А ещё лучше – обратиться к специалисту: психологу или психотерапевту, чтобы он помог вам выделить и проработать проблемные моменты.
Любая особенность нашей личности может быть использовано во благо нам самим и наших близких. И, если есть хоть малейший дискомфорт, подобные вещи лучше обсудить со специалистом. Потому что накопившиеся проблемы требуют гораздо больше сил и времени для решения.
Экстраверсия – это в психологии свойство индивида, которое характеризует направленность личностной установки наружу. Термин «экстраверсия» происходит от латинского «extra», что значит вне и «versae», «versie» - обозначающее поворот, выходит – обращенность вовне. Понятие «экстраверсия», как и «интроверсия» было введено швейцарским психологом и философом Карлом Гюставом Юнгом для различения двух типов личности.
Экстраверсия это в психологии комплекс личностных качеств, которым определяется склонность человека к активным социальным контактам, что выражается в коммуникабельности, активной разговорчивости с разными людьми и общительности. Также с помощью этого комплекса выражается ориентация человека на внешнее социальное окружение, а не на собственный внутренний мир.
Экстравертированные личности часто сами себя представляют и считают, что их истинное призвание заключается в и созидании.
Экстраверсия определение этого свойства у включает личностную озабоченность всеми происходящими событиями вокруг. Сам экстраверт всегда у всех на виду, это прекрасный собеседник и хороший друг.
Экстраверсию характеризуют такие качества, как оптимизм, импульсивность, изменчивость, беспечность.
Экстраверсия это в психологии свойство, которое имеет антагонистичное к себе качество – интроверсию. Экстраверсия, вместе с интроверсией составляют единую психодиагностическую шкалу в личностных опросниках Г. Айзенка, методике «Большой пятерке», в факторном опроснике Р. Кеттела. Проходя такие опросники, большинство людей зарабатывают по шкале «экстроверсии-интроверсии» (обычно, просто название шкалы «экстраверсия») средние оценки, что говорит о том, что «чистых» экстравертов не так уж много.
В шкале экстраверсии объединены достаточно неоднородные характеристики. Так, некоторые психологи экстраверсию характеризуют через формально-динамические, стилевые и содержательные свойства и характеристики личности. Но большинство психологов склоняются к тому, чтобы традиционно трактовать экстраверсию, как качество темперамента.
Экстраверсию характеризуют через постоянную потребность получения различных дополнительных внешних фактов и сведений. Базируясь на их основе, строится вся дальнейшая деятельность индивида.
Зная, какими существенными различиями обладают свойства экстраверсии и интроверсии, можно грамотно определить социотип человека. В литературе и в истории встречаются известные примеры экстравертированных социотипов, среди них: Наполеон, Дон Кихот, Гамлет, Гюго, Штирлиц, Жуков, Джек, Гексли.
Что такое экстраверсия
Экстраверсия это в психологии определенной тип установки человека. Понятие экстраверсия включает человека, постоянно пребывающего в экстравертированном состоянии, всегда готового непосредственно и резко реагировать на внешние стимулы. Его психологическая энергия очень ярко выражается в устремлении на окружение и на все внешние предметы, процессы и явления.
Экстраверсия – является определенной установкой сознания, которой обусловливается отношение к объектам и миру.
Экстраверсия, как и , являются психологическими способами приспособления личности к ее окружающему миру, обе установки могут быть свойственными не только одному человеку. Обе категории – экстраверсия и интроверсия по Юнгу проявляются в природе. Особенность первой категории заключается в высокой скорости производительности, сопровождающейся низкой продолжительностью жизнедеятельности индивида и слабостью его защитных механизмов.
Поведение экстравертов в природе, главным образом проявляется в размножении и распространении своей энергии во всех сферах жизнедеятельности. Интроверсия выражается в том, что индивид, главным образом делает то, что направляет всю свою энергию на защиту своей жизнедеятельности от любых внешних воздействий, которые потенциально могут нести вред или просто воздействовать на индивида, чего он категорически не желает, при этом затрачивая минимум энергии.
Экстраверты направляют весь свой интерес во внешний мир и принимают его из этого мира. Таким образом выражается их внешняя реальность. Для личностей с качествами интроверсии интересным является их внутренний мир, то есть внутренняя реальность.
Экстраверсия и интроверсия по Юнгу определяют два различных типа личностей. Человека-экстраверта Юнг описывает через ценностное отношение к внешним объектам, взаимодействие с этими предметами, возможность воздействия на них и так далее. Такому индивиду нет необходимости фиксироваться на глубоких внутренних содержаниях, ему по душе взаимодействие с окружающими.
Установки экстраверсия и интроверсия по Юнгу обозначают отдельные очень сложные по своей структуре личностные характеристики, имеющие мало общих примет с выразительными признаками поведения человека. К. Юнг разделял человеческую психику на четыре элемента, каждый из которых он определял, как экстравертированного или интровертированного.
Экстравертированный человек обладает либидо, которое обращено вовне, эта психическая энергия направляется на объекты, находящиеся в окружении (других людей и различные предметы) и на всевозможные связи с ними. Пребывая в экстравертированном состоянии, индивид воспринимает, ощущает, мыслит и действует согласно каждому имеющемуся объекту действительности.
В сущности экстраверсии лежат не только личностные черты, но и определенная установка , которая, как уже говорилось выше, обращена на объект, тогда, как в интроверсии она обращена на субъект, то есть на самого себя, так считал К. Юнг.
Если направление по объекту и объективному данному превалирует настолько, что самые важные варианты решения или действия определяются объективными обстоятельствами, а не субъективными воззрениями, тогда точно речь идет о человеке экстравертированного типа. При этом К. Юнг анализирует возможные отклонения или психические нарушения в рамках самой экстраверсии. Слишком сильная экстравертированная личностная установка способна до такой степени прекратить считаться с самим субъектом, что тот предстанет «жертвой», именуемого объективным требованием. Опасность такого состояния для экстраверта в том, что через такое глубокое вовлечение в объекты, он может совершенно потерять в них самого себя.
Ориентируясь в знаниях по основам психологии, человек может четко понять или разграничить качества, присущие или интровертированному или экстравертированному типу личности.
Экстраверсию характеризуют такие черты, как повышенная ценность объектов, с которыми взаимодействует человек, расширение объектных отношений. Экстраверт считает людей пустыми, если он может их только наблюдать, но не взаимодействовать с ними. Поскольку сама ценность людей для экстраверта невысокая, то он пытается самостоятельно ее повысить. Несмотря на большую активность и огромный заряд энергии, у экстравертов наблюдается очень быстрая утомляемость. Так, как почти всю энергию они расходуют на общение с людьми, то предпочитают отдыхать и восстанавливаться в одиночестве.
Экстраверсия – это подвижность, откровенность, уживчивость личности с другими людьми, легкая приспособляемость к сложившейся ситуации. Экстравертированный тип личности содействует ее быстрому и свободному созданию социальных связей и привязанностей. Такой человек очень легко может себе что-то внушить и так же легко отбросить плохие предчувствия или опасения, что способствует хорошей ориентировке человека в незнакомой ситуации и быстром принятии рисковых решений.
Интроверсия же, в свою очередь, характеризуется рефлективным, колеблющимся характером человека, стремлением к одиночеству, сохранению личных границ, удалению от объектов и пребыванию в оборонительной позиции относительно к внешним влияниям.
Для экстраверта движущей силой восприятия, воззрений и действий являются внешние факторы. В то время как интроверт является абсолютной противоположностью такому порядку вещей.
Для человека с доминированием экстраверсии другой индивид с иным типом психологической установки представляется, как скучный, предсказуемый и портящий веселье. В то же время интровертированная личность, стремящаяся быть самодостаточной, воспринимает экстравертов, как поверхностных, капризных, надоедливых людей, которые только то и делают, что стремятся привлечь к себе внимание других любыми допустимыми способами.
Психолог Г. Мюррей, также занимающийся изучением экстраверсии и интроверсии человека, говорил, что юнговские утверждения охватывают целый перечень отдельных частных признаков, которые могут изучаться и оцениваться свободно друг от друга. Также он предложил новые наименования для этих измерений. Одно ид них он назвал «экзокатексия - эндокатексия», которое наделил функцией отражения сравнительного значения, которое предается человеком внешнему миру в противоположность к внутреннему, то есть собственным переживаниям, идеям, фантазиям, образам и так далее.
Другое измерение он назвал «экстрацепция-интроцепция», оно главным образом, связано с детерминантами оценки, восприятия и поведения. Понятием «экстрацепция» он наделил тенденцию человека руководствоваться конкретными, четко наблюдаемыми, физическими обстоятельствами. Понятием «интроцепция» он определял тенденцию следования более субъективным факторам (помыслам, чувствам, стремлениям).
Исследования ряда значительными учеными в области изучения факторного анализа – Раймонда Кеттела, Ганса Айзенка, Дж. Гилфорда, свидетельствуют о возможности выделения отдельных независимых компонентов измерения «экстраверсии – интроверсии». Их данные представляют согласованные признаки существования общего измерения, которые достаточно хорошо сочетаются с представлениями К. Юнга и охватывают множество специфических индивидуальных отличий, присущих человеку.
Так, экстраверсия интроверсия по Айзенку (наряду с нейротизмом) представляются, как параметры задающие тип личности. Человек, обладающий экстраверсией – это индивид, который любит общение, обожает проводить свое время в шумных и веселых компаниях, предпочитает иметь широкий круг знакомств, не определяя кого-то из них, как самого близкого.
Экстраверсия интроверсия по Айзенку определяется с помощью его авторского теста. По данному тесту экстраверсия выделяется, как характеристика поведения. Поэтому интроверт способен вести себя, как экстраверт, но не быть им таковым по сути.
Тест Айзенка имеет следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия и нейротизм. Нейротизм также рассматривается, как уровень тревожности человека. Данный тест также способен с очень высокой точностью выявить определенный психологический тип человека, что в некоторых случаях необходимо для того чтобы выбрать наиболее правильный подход к пациенту и корректировать направление психотерапии.
Структура теста имеет 57 вопросов, с помощью которых определяется поведение в повседневной жизни. Вопросы дихотомические, то есть нужно отвечать просто, или «да» или «нет». После ответов на вопросы необходимо сравнить данные с ключом, за совпадение ответа с ним насчитывается один балл. Сама интерпретация проводится с помощью круга, в котором по направлению слева направо приумножается степень выражения экстраверсии, а сверху вниз – понижается уровень нейротизма.
В такой науке, как соционика, используется определение категорий экстраверсия и интроверсия по Юнгу. Так, экстраверсия является представлением о направленности человека на внешний мир, относительно к миру внутреннему. Соционика предполагает, что если в личности определяется первая (базовая) функция, как экстравертированная, тогда и весь соционический тип будет определяться, как экстравертен.
Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, любящее людей зрение – это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему звук – вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.
Часто мы пытаемся объяснить поступки человека тем, что он интроверт или экстраверт. Эти понятия, плотно вошедшие в нашу обиходную речь, впервые были введены швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Его определения звучали следующим образом:
Интроверсия - дословно «обращенность внутрь». Предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям.
Экстраверсия - дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.
Однако еще при жизни Юнга эти термины были подвергнуты критике. Основным доводом критиков являлось указание на слишком широкий, всеобъемлющий характер этих определений.
И действительно, так ли часто про человека можно однозначно сказать, интроверт он или экстраверт? Рассмотрим пример, чтобы ответить на этот вопрос.
Вот мы видим красивого статного мужчину. Мощное телосложение, горящий ясный взгляд, умные глубокие глаза. Он приятен в общении, добр и открыт, любит детей, хорошо понимает женщин, в то же время любит посидеть в тихом уголке с книжкой, любит послушать хорошую музыку, и большое удовольствие ему доставляют ночь и уединение. В одни моменты он кажется интровертом, а в другие - экстравертом. Как же быть?
Системно-векторная психология позволяет точнейшим образом понять природу такого человека. В рассмотренном примере мы имеем дело с анально-кожно-мышечным снизу, . В состав его капсулы живого вещества входят как экстравертированные вектора, так и интровертированные. Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, наблюдающее и познающее этот мир, сопереживающее другим людям, любящее людей - это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему и ищущий смысла во всем происходящем звук - вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.
Экстраверты и интроверты в чистом виде наблюдаются лишь в случае, когда в состав одной капсулы живого вещества (одного человека) входят только вектора-экстраверты или только вектора-интроверты.
Например, мы имеем дело с чистым анальным звуковиком. Всю жизнь он сидит у себя дома и читает научную фантастику, если он не реализован. А если реализован, то он, как Перельман, настолько погружен в науку, что его совершенно не интересуют никакие проявления внешнего мира. При этом в отличие от читающего научную фантастику звуковика, Перельман делает гениальные научные открытия - и работает тем самым на все человечество.
Примером чистого экстраверта является (так же как и кожно-зрительный мужчина). Не сидит на месте, все время в движении, легкая воздушная походка, глаза большие и глубокие, полные в разные моменты то безмерной любви, то печали и сострадания, огромная эмоциональная амплитуда, стремление ко всему живому и общительность. И это только некоторые ее черты.
Системно-векторная психология выделяет четыре вектора-экстраверта и четыре вектора-интроверта. Вместе они образуют четыре полные квартели, которые, как и все в этом мире, имеют внешнюю и внутреннюю части.
Квартель времени. Внешняя часть - уретральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - анальный вектор (интроверт).
Квартель пространства. Внешняя часть - кожный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - мышечный вектор (интроверт).
Квартель информации. Внешняя часть - зрительный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - звуковой вектор (интроверт).
Квартель энергии. Внешняя часть - оральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - обонятельный вектор (интроверт).
Тезис Юнга о противоположности экстраверсии и интроверсии верен лишь отчасти. Если ориентироваться на внешние проявления вектора - общительный он или нет, предпочитает находиться в обществе или нет и т. п. - то это так. Но если смотреть с точки зрения системно-векторной психологии, понимая видовую роль каждого вектора, становится понятно, что внутри каждой квартели и все вместе они образуют необходимую целостность, взаимно дополняя друг друга.
Глубже понять проявления экстраверсии и интроверсии, а также узнать о механизме их взаимодействия при нахождении в одном человеке вы сможете на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Корректор: Галина Ржанникова
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »