Эгоизм, больной и здоровый. Согласны ли вы с тем, что здоровый эгоизм полезен
Отступы вокруг формы
В современной научной психологии довольно много спорных и до конца не решённых вопросов. У каждого психологического направления есть своя теория личности, от которой оно и отталкивается, пытаясь объяснить и обосновать различные проявления характера и поведения человека. Но, несмотря на многие противоречия, кое в чём большинство психологических теорий полностью единодушны.С давних пор общественная мораль и религия учат людей любить своих ближних, заботиться о них и жертвовать своими интересами ради общего блага. Большинство народных легенд, сказок и былин, передаваемых из поколения в поколение, несут в себе идею: чем сильнее в обществе тенденция жертвенности во благо ближнего, тем оно жизнеспособнее. С одной стороны, всё это верно, но вот с другой… Может ли привести к положительным результатам, попытка напрочь искоренить в человеке все проявления здорового эгоизма?
Большинство психологических теорий, на основании многочисленных наблюдений за поведением человека, пришли к выводу, что любой поступок имеет в своей основе чисто эгоистические мотивы и совершается исключительно ради удовлетворения личных потребностей. Какие бы красивые, бескорыстные и благородные мотивы не приписывал человек своему поступку, на самом деле, если копнуть поглубже, всегда можно обнаружить, что этот поступок обоснован исключительно собственной выгодой.
Но человеческий эгоизм, как утверждают психологические теории - совершенно нормальное явление! В каждом человеке от природы заложен инстинкт самосохранения, и бороться с эгоизмом, значит восставать против этого самого базового инстинкта, обеспечивающего выживание человеческой единице. Общественная мораль издревле навязывает человеку различные ограничения и утверждает, что он должен подавлять многие свои желания и потребности в угоду обществу, в котором живёт. Но всегда ли права человеческая мораль? Ведь известно, что большинство моральных установок претерпели с течением веков довольно серьёзные изменения, а то и вовсе перестали быть актуальными.
Поборники общественной морали убеждены, что эгоизм - основа всех проблем общества, поэтому он должен быть искоренён на корню. Но так ли уж справедливо это утверждение? Наверное, не совсем… Здоровый эгоизм помогает человеку выживать, бороться за своё место под солнцем и самоопределяться в жизни. Человек, абсолютно лишённый эгоизма, просто перестанет бороться за своё выживание и будет обречён на исчезновение с лица земли. Но, в то же время, каждый здравомыслящий человек прекрасно понимает и осознаёт, что он является членом общества, и что чем лучше будет устроено это общество, тем лучше будет и самому человеку. Но это самое общество может быть жизнеспособным только в одном случае - если сумеет предоставить каждому отдельному человеку нормальные условия существования, а также возможность полноценной самореализации! В животном мире, и то принято соблюдать законы стаи, так как зверь инстинктивно понимает - в одиночку ему не выжить. А человек, во много раз умнее зверя!
Извечный конфликт между человеком и обществом, приводящий ко многим кровопролитным войнам, основывался в первую очередь на несоответствии между требованиями этого общества и здоровым инстинктом самосохранения человека. Да, были в истории человечества святые люди, вполне сознательно отрёкшиеся от жизненных благ и личного счастья и посвятившие свою жизнь другим людям. Но ведь не каждый человек изначально способен стать святым и отказаться от реализации своих естественных потребностей и желаний.
Святой человек становится святым не потому, что таковым хочет видеть его общество, а только из личных душевных побуждений, ни в чём при этом не насилуя собственную природу. Поэтому он, в своей святости, чувствует себя счастливым и удовлетворённым. Но много ли людей смогут быть счастливы, стараясь соответствовать всем требованиям святости? Насилуя свою природу, в угоду общественной морали, святым стать не получится. Святыми становятся только по повелению собственного сердца!
Поступки святого человека обоснованы не канонами общественной морали, а его внутренним желанием делать добро людям и его абсолютной любовью ко всему сущему. Так что святой, посвящая свою жизнь служению добру, как и любой другой человек, следующий собственным желаниям, обретает при этом своё личное счастье и получает удовольствие от своих поступков. Можно стремиться к святости, но насиловать при этом свою природу - бессмысленно.
Благодаря одним только поступкам, святым стать невозможно. Чтобы жить и поступать так, как живёт и поступает святой, нужно, в первую очередь, чувствовать и желать то, что чувствует и желает святой. Поступки человека являются следствием его чувств и желаний, а не наоборот!
Общественная мораль, желая сделать из каждого человека святого, стремится полностью истребить в людях здоровый эгоизм, а заодно и собственную индивидуальность. Но ведь общество, лишённое индивидуальностей, само станет безликим! Да и кто сказал, что здоровый эгоизм и желание делать добро своему ближнему противоречат друг другу?
Чтобы общество могло благополучно функционировать, людям из которых оно состоит, вовсе не обязательно поступаться своими желаниями и жертвовать собственными интересами. Счастливое общество может состоять только из счастливых людей. Тем более, что в каждом человеке изначально заложено ощущение себя членом общества, вне которого он не только не смог бы обрести личное счастье, но и просто бы, не выжил. Личное счастье человека тесно переплетено с общественным. Человек заинтересован в благополучии общества, в котором живет, а общество - в счастье людей, из которых состоит.
Зигмунд Фрейд, доказав, что сексуальный инстинкт человека является базовым, сделал очень доброе дело, избавив многих людей от внутреннего конфликта и постоянного переживания вины за свою сексуальность. Недаром есть поговорка: «Гони природу в двери - она влетит в окно». Силы и энергию, употребляемые на бесконечную и бессмысленную борьбу со своими естественными желаниями, человек может употребить на куда более полезные и интересные вещи, например, на раскрытие собственных талантов и способностей, на самопознание, на реальную помощь другим людям.
В каждом человеке есть здоровый эгоизм, и не нужно стыдиться своих естественных желаний. Любой человек хочет быть красивым, богатым, успешным и иметь рядом с собой любимого человека. Так что же в этом плохого?
Многие, неправильно воспитанные люди, стараются не быть, а казаться альтруистами и бессеребренниками только для того, чтобы получить одобрение общества, в котором живут. В то время, как большинство богатых и успешных людей, не привыкших подавлять собственные желания, делают много добра другим людям только из побуждений собственной души.
Человек, отказавшийся от самореализации из страха перед общественным мнением и наступивший на горло собственной песне из желания соответствовать общественному стандарту и не вызвать на себя осуждение соседей по подъезду - всегда глубоко несчастен. А разве может несчастный и внутренне обозлённый человек любить общество, которое его таким сделало?
Иметь здоровый эгоизм - совсем не означает давить окружающих, заботясь только о благе собственного кошелька и желудка. В человеке изначально заложено не только стремление вкусно поесть и позаниматься сексом, но и любовь к другим людям, которая выражается, в первую очередь, в искреннем сострадании к другим людям и в желании видеть их счастливыми.
Все инстинкты и базовые потребности человека, заложены в него Создателем, а поэтому, подавлять их и считать греховными, значит обвинять Бога в том, что он создал человека неправильным и несовершенным. На самом деле Бог не имеет ничего против счастья человека. Человек, убивающий свои желания, убивает в себе и любовь к Богу, а заодно, любовь к другим людям и к самому себе, становясь воистину несчастным. И чтобы как-то компенсировать себе отсутствие счастья, он начинает гордиться своей так называемой святостью, презирая и ненавидя окружающих за то, что они живут не по его правилам. Такой человек уверен в том, что он намного лучше и чище других людей - а это уже гордыня!
Но почему же тогда люди, идущие на поводу у своих желаний, не знающие меры в еде, сексе и стремлении к обогащению, тоже практически не бывают счастливыми? А потому, что преклонение перед желаниями и отказ от них - две стороны одной и той же медали, когда не человек управляет своими желаниями, а желания человеком. Человек, ставший рабом своих желаний, неминуемо деградирует, а человек, подавивший их, становится несчастным и озлобленным. Желания нужно не убивать, а воспитывать. В самих желаниях нет зла. Зло есть только в неумении человека управлять своими же собственными желаниями и побуждениями, подчиняя их своей воле. Именно в обладании разумной волей - главное отличие человека от животного. Когда человек становится хозяином, а не рабом своих желаний, исполняя и реализуя их, он может сделать счастливым не только себя, но и общество, в котором живет.
И человек, слепо следующий общественной морали, и человек, восстающий против законов общества, попадают в одну и ту же ловушку. Вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью и наслаждаться счастьем, такие люди пытаются что-то доказать окружающим, или подстроившись под них, или пытаясь подстроить их под себя. Эти люди, обычно, внутренне глубоко несчастны, но не понимают, что причина всех их проблем находится не в окружающем мире, а в них самих, и заключается в их неправильном глубинном мировосприятии и мировоззрении. Даже если бы такой человек смог полностью подстроиться под общество или изменить его в соответствии со своими представлениями, он всё ровно бы не стал счастливее ни на йоту. Этим людям, чтобы обрести счастье и душевный покой, нужно прежде всего убрать свои внутренние претензии к миру и к себе, а также позволить себе и окружающим быть самим собой.
Есть категория людей, которые осознанно становятся эгоистами, подчиняя все свои поступки только удовлетворению своих личных потребностей, оставаясь при этом равнодушными к счастью или горю окружающих. Такие люди, ради достижения желаемого, если уверены в том, что окажутся безнаказанными, могут пойти буквально на всё. С одной стороны, равнодушие к людям - их сознательный выбор. Главное, чтобы такой человек не пошел ради своей выгоды на преступление и не стал социально опасен. Но может ли быть по настоящему счастливым человек, не имеющий в сердце любви к людям? Над этим стоит задуматься…
Да, в каждом человеке есть здоровый эгоизм, и каждый человек, совершая тот или иной поступок, действует исходя из своих собственных мотивов и побуждений. Но эти мотивы и побуждения напрямую зависят от сидящих глубоко в подсознании человека установок. Наверное не зря мировые религии утверждают, что по настоящему счастливым человека может сделать только любовь, причём, в самом широком смысле этого слова. Чем больше в человеке любви, как ко всему живому, так и к самому себе, тем он счастливее. Любить себя самого нужно обязательно! Но далеко не все, к сожалению, это умеют. Психологи убеждены, что человек, не любящий и не уважающий сам себя, не способен на любовь и уважение и к другим людям. Если в человеке присутствует любовь, то его здоровый эгоизм будет способствовать как его собственному успеху, так и счастью окружающих его людей. Только в таком случае добрые поступки человека будут мотивированны не страхом перед общественным мнением, а исключительно его собственным желанием.
Отступы вокруг формы
«Я эгоист»: заявить способен себе не каждый. Это слово всегда заставляет немного расправлять плечи, ощущать прилив сил, радость и много других приятных ощущений. Но сложность в том, что в наше общество подавляет, ограничивает компетенцию собственного «Я» других людей. Так проще контролировать и воспитывать «послушных граждан», когда они лишены волеизъявления. Нас воспитали так, что мы научаемся дисциплине сами и научаем этому наших детей.
Часто каждый себя спрашивал: «Правильно ли я поступаю?», «А что обо мне подумают другие?», «Не принесу ли я вред другим, когда так сделаю?». Таким образом, каждый себя загоняет под стандарты, нашей целью становится поиск «тихого уголка» и попытки доказать, что мы хоть чего-то стоим. Но человек пришёл в мир, чтобы властвовать. А власть предполагает эгоизм. Но стоит сразу оговорить, что здесь речь идёт о здоровом эгоизме, а не больной его форме.
Болезненная эгоцентричность (читайте статью по теме ) описывает человека, который живёт с установкой, что весь мир ему обязан и сильно злится, когда Вселенная не выполняет любую его прихоть. Обычно это прерогатива избалованных детей, которые жили как потребители. Такие персонажи идут «по головам», в желании «урвать» любые блага, попадающиеся на их пути. Понятие ответственности для таких субъектов не известно. Они не осознают собственные потребности, желания, а, следовательно, и собственные действия.
Здоровый эгоизм не предполагает «хождения по головам». Человек берёт от жизни что ему необходимо, не нарушая при этом баланса в диаде «человек - мир». Здесь стоит разграничить такие понятия, как «взять» и «урвать». В первом случае, человек берёт, но не теряя при этом достоинства, он уверен в себе и в своих силах. Во втором же варианте, он словно не уверен в собственных возможностях и пытается быстрее схватить что-то и убежать, чтобы не успели забрать другие. Здоровый эгоист осознаёт свои действия, он понимает, что можно взять, почему он хочет это взять, как добиться того, что для него пока недосягаемо. В этом месте чувствуется ощущение ответственности.
Есть анекдот, который отлично отражает позицию жизни больных и здоровых эгоистов.
Величественные белые птицы улетали на юг. И тут они встретили маленькую серую птичку и предложили полететь вместе с ними. Птичка ответила: «У вас, вон, какие большие крылья, а я со своими не смогу долететь!». И тогда они предложили полететь ей, сидя у них на спине. Птичка снова: «У вас тёплое оперение, а я замёрзну со своим!». Тогда, они предложили укрыться в их перьях. Она снова заладила: «Вы сильные, вы сможете добыть себе пищу, а я нет!». Те снова пошли ей на уступку и уверили, что будут её кормить. Тогда маленькая птичка хотела было снова возразить: «Аааа, у вас…!». Большие птицы перебили: «Да пошла бы ты, маленькая серая птичка!», и улетели.
Отличная демонстрация того, как человек не стремится выходить из зоны комфорта, насколько он труслив и ограничен своим маленьким мирком, в котором состоялся и дальше перспектив не видит. Большие птицы смотрят на мир иначе. Они знают, что он широк и они способны его взять, оценив при этом свои собственные ресурсы и прочие нюансы. В этом деле без адекватной доли эгоизма никуда.
Будучи свободным и уверенным в собственных намерениях мы даём себе шанс прожить свою уникальную жизнь, а не реальность, которую нам навязывает общество, родительские программы и т.д. Но любое своё решение необходимо отстаивать и без разумной доли эгоизма, себялюбия, адекватной агрессии это не удастся.
Как стать эгоистом?
В первую очередь вам стоит понять, насколько глубоко вы засели в болото под названием «быть тише воды». Стоит осознать все свои ограничения. И в этом месте важно видеть разницу между личными границами и ограничениями.
Первые живут по принципу: «Мне так не нравится, и я так действовать не стану!», вторые: «Мне так не нравится, но я должен так поступить, чтобы понравится другим!». Стоит выйти из состояния жертвы, полюбить себя и взять на себя ответственность.
Далее необходимо определить свои истинные потребности и желания. Обычно, у всех этот этап проходит с удивлением на лице: «Я правда этого хочу? Да, именно так мне нравится!». Привыкайте задавать себе вопросы и давать честные, здравые ответы. Необходимо научится искать свои выгоды: «Зачем я это делаю?». Если в каком-либо действии их нет, то спрашивайте себя: «Как долго я способен поступать в ущерб себе?».
Ещё одним важным моментом являются временные рамки. Научитесь ставить их себе, так как это границы вашего альтруизма. Это поможет не попасть в ловушку «жертвы»: «Я готова действовать в ущерб себе месяц!», «Я смогу подождать решения ещё 2 дня!» и т.д.
Не бойтесь быть эгоистами - это прекрасно.
/ / Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Мы привыкли говорить об эгоизме как отрицательном человеческом качестве. Под эгоизмом принято подразумевать равнодушие, сосредоточенность только на себе, на своих интересах.
Антоним эгоизма - альтруизм. Под альтруизмом мы разумеем готовность служить людям, жертвенность, пренебрежение своими интересами.
В чистом виде эгоисты и альтруисты встречаются очень редко. Чаще всего эгоистическое и альтруистическое начала уживаются в одном человеке с некоторым превосходством того или другого. Человеческая природа когда-то давно была повреждена, и себялюбец неминуемо поселяется внутри каждого человека и диктует ему в любой ситуации искать выгоду, в первую очередь для себя. Однако альтруистическое начало подсказывает многим, что благо только для себя не доставит особой радости, тем более если это может повредить кому-то. Нормальному человеку приятно, когда радуются и другие люди. Такой эгоизм называют здоровым. Здоровый эгоизм подразумевает, что личные интересы одного человека не должны противоречить интересам других.
Эта проблема занимала и русских писателей.
Значительное место теории разумного эгоизма отводится в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. По мнению представительницы «новых людей» Веры Павловны, разумный эгоизм свойствен человеческой природе. Именно поэтому, когда мы жертвуем своими интересами во благо других людей, мы заботимся больше о себе. Мы неохотно совершаем эту жертву, но подсознательно в этом нежелании мы устремлены к счастью. Ведь только сознание, что кому-то хорошо благодаря тебе доставляет настоящую радость. Получается, стремление ко благу других - стремление к собственному счастью. И может ли быть счастлив человек, наблюдая несчастье ближних? Польза разумного эгоизма предназначена не только для одного человека, но и для всего общества. Таков разумный эгоизм Чернышевского.
Простые эгоисты могут быть обаятельны, украшены умом, образованием, наделены сильным характером, но червоточина крайнего себялюбия обесценивает эти положительные качества личности. В литературе тому есть примеры.
Так, («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) наделен многими дарами от природы, но несчастен сам и делает несчастными других, так как использует их для своих прихотей, тешит самолюбие. Не задумываясь, погубил Бэлу и разбил сердце Мэри. Равнодушие к страданиям других омертвило душу Печорина и делало его несчастным. Он копался в себе, зацикливался на себе, но не видел источника своих страданий - крайнего эгоизма.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать заключение, что разумный эгоизм Чернышевского превосходит так называемый здоровый эгоизм, поскольку первый предполагает жертвенность, тогда как здоровый эгоизм останавливается на не ущемлении чужих интересов. Но это тоже очень неплохо для общества, гораздо лучше, чем пошлое себялюбие.
Плохо ли любить себя? Нет, всем уже давно известно, что каждый человек должен уважать и любить собственную персону, так как без этого в человеческом обществе прожить практически невозможно.
Однако, чрезмерная склонность к самолюбованию может существенно навредить любому человеку. К примеру тот, кто слишком сильно любит себя и не привык заботиться о других, рискует навсегда лишиться возможности завести семью, и в результате всю жизни прожить одиноким. Все это, конечно, печально. К тому же, эгоисты довольно некрасиво выглядят со стороны.
Любое достоинство можно превратить в недостаток, если злоупотреблять им. Любой недостаток можно превратить в достоинство, если знать меру. Эгоизм, на самом деле, едва ли не самое полезное качество.
Именно эгоизм толкает нас вперед, заставляя добиваться успеха. Не тщеславие, и не упорство – это лишь вспомогательные факторы. Двигателем всегда и во всем является эгоизм. Исключительно из любви к себе, мы начинаем бороться с миром, высвобождая для себя удобное место под солнцем. Неправильное отношение к эгоизму может расставить неправильные акценты – и тогда все в нашей жизни рискует быть испорченным.
Приведем пример. Допустим, люди, страдающие избыточным весом из-за переедания, на самом деле не любят себя, хотя каждодневно ублажают собственное тело. Съедая большое количество сладостей и жирной пищи, они радуют свое тело, одновременно убивая его. Всем известно, как пагубно влияет ожирение на качество нашей жизни, да и постоянные насмешки, неудобства с выбором одежды и проблемы со здоровьем никому не придутся по вкусу. Но, несмотря на все это, некоторые продолжают есть так же, как и раньше. Думаете, они любят себя? Нет! На самом деле, они просто ненавидят себя. Человек, который любит себя по-настоящему, никогда не станет сознательно вредить себе. Тот, кто любит себя так, как нужно – перестанет переедать и начнет вести здоровый образ жизни, чтоб начать лучше себя чувствовать.
Такой принцип справедлив во всем. Те, кто гонится за собственными удовольствиями, не задумываясь о последствиях, на самом деле просто ненавидят себя. Человек, который знаком с хорошим эгоизмом, всегда думает о последствиях. Человек, который знает, как правильно себя любить всегда движется вперед. Желая себе всего самого лучшего, мы никогда не станем обижать тех, кто рядом с нами, так как мы живем среди людей, и любая подлость обязательно вернется к нам. Тот, кто считает, что любит себя, но продолжает жалеть себя и просто стоять на месте – на самом деле ничего хорошего себе не желает.
Эгоизм не так плох, как его представляют люди. Просто у этого человеческого свойства много личин, и найти правильную – не так-то просто.
Тема : «Согласны ли вы с тем, что здоровый эгоизм полезен?»
Введение : Мы привыкли думать, что эгоизм - это отрицательное качество человека, забота исключительно о собственном благополучии, игнорирование интересов других людей. Эгоист заслуживает осуждения. Но как быть с понятием «здорового эгоизма»? В каких случаях эгоизм может быть оправдан и, более того, полезен? Стремление помогать другим, иногда жертвуя собственным интересам - одно из важнейших качеств.
В любые времена человек обязан откликаться на горе других людей, протягивая им руку помощи - и не только потому, что и ему однажды понадобиться чья-то помощь. Однако готовность оказать поддержку ближнему не исключает наличия небольшой доли заботы о собственном благе. Здорового эгоизма. Здоровый эгоизм полезен. Он является камертоном человеческой души, в отличие от «вредного» эгоизма. Заботиться о себе нужно, но в меру. Если ты эгоист в меру, то ты не причинишь вреда другому, но и не сделаешь что-либо в ущерб себе.
Аргументы : В отечественной литературе зачастую можно увидеть лишь примеры «вредного» эгоизма. В романе а « » мы знакомимся с Григорием Печориным, отмеченным доброй долей эгоизма. Печорин, олицетворяющий собой человека эпохи, готов возвести в культ любую свою малейшую прихоть. Без труда он похищает красавицу Бэлу, завоевывает доверие юной княжны Мери и высмеивает обиженного серой шинелью юнкера Грушницкого.
Удовлетворяет свою потребность в распоряжении чужими судьбами, но вскоре сам оказывается жертвой своей игры. Узнав о дуэли Печорина с Грушницким, Вера выдает свою сердечную привязанность к герою, вынуждая своего мужа увезти ее. Печорин расстается со своей возлюбленной навсегда. Эгоизм Печорина не ведет ни к чему хорошему. Отчасти потому, что он не может проявить милосердие по отношение к окружающим его людям, отчасти - потому что идет на поводу у собственных желаний.
Не становится преимуществом и неутолимое стремление героя романа Ф. М. Достоевского « » Родиона Раскольникова доказать, что он способен изменить ход истории. Теория Раскольникова не оправдывает себя. Люди «глядящие в Наполеоны» увлекаются идеей, забывая о самом главном. О том, что все люди изначально равны. терпит крах, как «вершитель судеб», подобно Печорину. Какой же из него Наполеон, если он не может распорядиться даже собственной судьбой? Очевидно, самозабвенное стремление ослепляет его настолько, что он не способен здраво рассуждать. Героя увлекает идея, и он уверен в ее абсолютной правдивости. Эта уверенность и губит его, как теоретика.
Заключение : На примере литературных героев мы рассмотрели примеры «вредного» эгоизма. Теперь отвечая на поставленный ранее вопрос, мы с уверенностью можем сказать, что человек не вполне может понять, что является здоровым эгоизмом. Безусловно, здоровый эгоизм полезен. Но люди просто не способны достичь золотой середины - они либо полностью отдаются своему стремлению угодить каждому человеку, либо оказываются опьянены собственной алчностью, желая достичь выгоды.