Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин Общие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
1. К управлению грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, а также к подвешиванию грузов на крюк машин могут допускаться лица не моложе 18 лет из числа рабочих, пользующихся этими машинами, после прохождения инструктажа и последующей проверки навыков по управлению машиной и строповке (обвязке) грузов в соответствии с установленными нормами и правилами.
2. Инструктаж лиц по управлению грузоподъемной машиной и безопасным способам строповки грузов производится мастером смены, а проверка усвоения инструктажа и допуск к работе - начальником участка; мастер и начальник участка должны быть аттестованы организацией на знание соответствующих разделов правил Госгортехнадзора как лица, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами.
3. Инструктаж по управлению грузоподъемной машиной, управляемой с пола, способам строповки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться в сроки, предусмотренные для прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения данной Инструкции.
4. Настоящая Инструкция выдается всем лицам, работающим с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, под расписку, указания в ней обязательны для выполнения. Лица, не выполняющие Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.
Специальные требования безопасности
Перед началом работы.
5. Правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости защитные средства (очки, щиток, рукавицы и т.п.).
6. Проверить исправность грузозахватных приспособлений:
а) наличие на них бирок или клейм с указанием номера, грузоподъемности и даты изготовления;
б) наличие обрыва отдельных проволочек троса, износа и коррозии сверх установленных норм для строп, изготовленных из стальных тросов наличие вытяжки и износа свыше 10% первоначального диаметра звена или трещин для строп, изготовленных из цепей.
7. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъемной машины:
а) наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочной станции;
б) свободу перемещения кнопок управления в гнездах;
в) состояние троса и правильность его намотки на барабан;
г) состояние крюка (износ в зеве от грузозахватного приспособления не должен превышать 10%, отсутствие трещин, разогнутость, наличие шплинтовки и свободное проворачивание крюка в крюковой подвеске).
После указанных проверок включить рубильник;
д) работу тормоза контрольным. грузом или грузом, близким к грузоподъемности механизма, подъемом данной машиной, на высоту 200...300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин;
е) работу ограничителя высоты подъема крюка.
8. Проверить исправность и достаточность освещения места работы.
9. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания ее немедленно сообщить мастеру и без его указаний к работе не приступать. Устранять самому какие-либо неисправности механизмов и электрооборудования запрещается.
10. Во время работы пользоваться только теми грузоподъемными машинами, на которых разрешено работать после получения соответствующего инструктажа.
11. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.
12. Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.
13. Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей каната или цепи и угла их наклона.
14. Канаты и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
15. Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную в паспорте. В сомнительных случаях надо узнать у мастера массу данного груза.
16. Не допускать подъема крюка грузоподъемной машины до ограничителя высоты подъема. Ограничитель высоты подъема крюка предназначен для аварийных целей.
17. При обвязке груза с острыми ребрами (углами) применять прокладки для предохранения строп от повреждения. Обвязывать надо так, чтобы исключалась возможность выпадения отдельных частей груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.
18. Мелкоштучные грузы перемещать в специально предназначенной таре при загрузке ее не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (номер, грузоподъемность, собственная масса и назначение).
19. При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, железнодорожного вагона, станка и другого оборудования, следить за тем, чтобы между грузом и указанными частями здания и оборудования не было людей и не находиться там самим.
20. Не поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный или залитый бетоном.
21. Механизмы подъема груза грузоподъемных машин, транспортирующие ядовитые вещества, сосуды под давлением воздуха или газа, должны иметь два тормоза.
22. При подъеме груза, близкого по массе к разрешенной грузоподъемности, следует его предварительно поднять на высоту 200...300 мм и проверить надежность действия тормоза. Во всех случаях перед подъемом груза надо убедиться, что груз надежно закреплен и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки.
23. При обнаружении неисправностей и ненадежной обвязке или зацепке груза опустить его и произвести строповку вновь. Помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.
24. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше лежащих на пути предметов. Груз следует поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.
25. Не переключать движение механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.
26. Не перемещать груз над людьми. Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии; не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.
27. При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.
28. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.
29. Не подтаскивать груз по земле, полу или по рельсам при косом натяжении грузового каната грузоподъемной машины. Для этой цели пробовать установки специальных блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузового каната.
30. На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.
31. Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.
32. При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.
По окончании работ
33. Поднять крюк грузоподъемной машины и выключить рубильник.
34. Убрать съемные грузозахватные приспособления в отведенное для их хранения место. О всех неполадках, замеченных во время работы, сообщить мастеру и сменщику.
Стоит понимать, что работа с грузоподъемными механизмами
отличается повышенной опасностью. Несоблюдение правил эксплуатации или небрежное отношение к своим обязанностям специалистов, которые работают с таким оборудованием, могут привести к различным непредвиденным ситуациям, в том числе повреждению самой техники, другого имущества, а также нанесению вреда для жизни и здоровья людей. Таким образом, до начала работы с подобными устройствами, необходимо ознакомиться с правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Кроме того, стоит учитывать, что для выполнения таких работ допускаются лишь лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и инструктаж.
Требования к индивидуальным средствам защиты
Требования охраны труда при эксплуатации грузоподъемных механизмов предполагают наличие у сотрудников, которые занимаются такелажными работами, специального защитного инвентаря и униформы. Прежде всего, индивидуальные средства защиты зависят от отрасли и типа груза, с которым выполняют манипуляции. В то же время, есть общие правила, которых нужно придерживаться в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ:
- при использовании подъемно-транспортного оборудования, а также средств малой механизации, необходимо надевать каски;
- при работе с пылящимися объектами сотрудникам следует носить пыленепроницаемые очки и респираторы (фильтр меняют как минимум 1 раз в смену);
- для работы с ручными механизмами необходимы перчатки;
- во время выполнения манипуляций с газовыми баллонами необходимо иметь при себе противогазы;
- нельзя работать с легковоспламеняющимися веществами в синтетической спецодежде, а также униформе из других материалов, способных накапливать статические электрозаряды;
- хранить, дезинфицировать, стирать, ремонтировать и т. д. спецодежду можно лишь в соответствии с действующими стандартами.
Описание вспомогательных защитных средств
Для безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов необходимо также наличие вспомогательных защитных средств. Они предназначены для того, чтобы защищать сотрудников от случайных падений с высоты, а также неблагоприятного светового, теплового, механического, химического и электрического воздействия. Сюда включают такие элементы, как:
- предохранительные пояса;
- страхующие канаты;
- средства индивидуальной защиты (для органов зрения, дыхания, тела, рук, головы) и т. д.
Особенности грузоподъемных механизмов с тормозами и стопперами с ограничителями
Для того чтобы повысить промышленную безопасность грузоподъемных механизмов, такое оборудование оснащают тормозами и стопперами. При потере контроля над грузом или самим устройством, работа будет остановлена автоматически, а груз фиксируется в текущем положении. Таким образом, снижается вероятность падения груза и другие возможные ситуации. Встроенные стопперы и тормоза характерны для монорельсов, тельферов, а также ряда других блочных систем. На сайте вы увидите широкий выбор с возможностью поднимать грузы весом от 125 кг до 10 т со встроенными тормозами, которые гарантируют безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.
![](https://i2.wp.com/grmeh.ru/image/catalog/Images-articles/NewImage/2.2.jpeg)
Где нельзя выполнять грузоподъемные работы
Правила безопасности при работе с грузоподъемными механизмами говорят о том, что нужно правильно выбрать место, удаленное от всех участков, которые могут представлять потенциальную угрозу для груза, сотрудников, оборудования, а также имущества и здоровья третьих лиц. Не рекомендуется выполнять грузоподъемные работы в непосредственной близости от:
- электротехнической аппаратуры;
- открытых инженерных трасс;
- опасных и легко воспламеняемых веществ;
- стройматериалов.
Основные сигнальные жесты при работе с грузами
В силу того, что при работе грузоподъемные механизмы издают много шума, а также в результате удаленности специалистов между собой, разработана специальная система жестов. Прежде всего, она необходима для общения стропальщика и крановщика. Среди самых основных жестов стоит выделить:
- стоп. Основной жест, который подают в том случае, когда что-то пошло не так (например, груз плохо закреплен). Для его подачи делают резкие горизонтальные движения рукой вправо-влево;
- вверх и вниз. Используют для начала поднятия груза. Ладонь, повернутую вверх, плавно поднимают. Перед подачей команды важно проверить надежность крепления. Для опускания груза вниз сигнал аналогичный (только рука движется вниз, а не вверх);
- вправо. Слегка приподнятую правую руку сгибают и разгибают в направлении движения груза;
- влево. Аналогичный жест, только выполняется левой рукой.
![](https://i2.wp.com/grmeh.ru/image/catalog/Images-articles/NewImage/2.3.jpeg)
Лица ответственные за грузоподъемные механизмы
Важно, чтобы ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов обладал высокой квалификацией. В качестве ответственного лица назначают мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров. В случае выполнения складских работ такие функции ложатся на начальника склада.
Стоить принять во внимание: назначить ответственное лицо можно лишь после проверки у кандидатов необходимых знаний правил и должностных обязанностей. Делает это комиссия при участии инспектора из Госгортехнадзора. После вступления в должности, такие проверки проводят каждые 3 года.
Для ответственного лица необходимо знать:
- правильные способы строповки;
- порядок допуска сотрудников к работе с грузами;
- обязанности и должностные инструкции остальных рабочих;
- требования к таре и грузоподъемным механизмам;
- порядок складирования грузов;
- особенности монтажа грузоподъемных устройств;
- знаковые жесты, а также другие правила инструкции для ответственных лиц.
Как итог, хочется еще раз подчеркнуть, что соблюдение охраны труда по работе с грузоподъемными механизмами - это залог безопасного и эффективного функционирования подобной техники.
Регистрация данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов
Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности
В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.
В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.
Описание отступлений от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.
Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.
Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению, должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.
Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.
Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должна быть составным элементом указанных зарегистрированных данных.
К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации, в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. №606.
Грузоподъемные машины должны отвечать:
1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).
2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 (ПБ 10-371(157)-00).
3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10‑611-03).
4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) и др.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.).
Грузоподъемные машины существенно облегчают труд, однако нужно помнить и о том, что они - потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Вот почему работодателю следует предпринять ряд мер для обеспечения безопасности работающих. Какие - читайте в статье.
Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов
Справочно:
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (далее - Госпромнадзор).
Документ:
Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756.
Грузоподъемные машины очень часто используются в различных производствах для механизации операций по подъему и перемещению грузов.
Вопросы безопасного выполнения работ с помощью грузоподъемных машин регулирует специальный государственный надзорный орган - Госпромнадзор. В целях регламентации требований по грузоподъемным машинам разрабатываются и утверждаются правила, например Правила № 37, которые распространяются на наиболее часто используемые в нашей стране грузоподъемные машины, так называемые технические устройства с машинным приводом.
Документ:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).
Есть и отдельные правила, которые разработаны на грузоподъемные машины для шахт, речных судов, на электро- и автопогрузчики, краны-трубоукладчики, грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.).
Документ:
Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями (ПБМИП), утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Республики Беларусь от 12.02.1996 (далее - ПБМИП).
Для ручных талей, грузоподъемных кранов и лебедок с ручным приводом рекомендуется применять разд. 4.5 «Тали ручные и кошки», 4.4 «Лебедки» ПБМИП.
Грузоподъемная машина
Отметим, что «грузоподъемная машина» более широкое понятие, чем «грузоподъемный кран». Так, согласно определениям, приведенным в приложении 1 к Правилам № 37, грузоподъемная машина - это техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, а грузоподъемный кран - это грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка.
Вместе с тем грузоподъемные краны - это и грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, и лебедки с машинным приводом, предназначенные для подъема груза, людей, и электрические тали, и подъемники крановые (п. 2 Правил № 37). Таким образом, понятие грузоподъемного крана включает в себя понятие и грузоподъемной машины, и грузоподъемного механизма, так как согласно определению лебедки, приведенному в приложении 1 к Правилам № 37, - это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана. Таль является также грузоподъемным механизмом, смонтированным или не смонтированным в одном корпусе с приводом.
Однако в технической литературе, в прежних правилах Госгортехнадзора, предшественника Госпромнадзора, применяется более обобщающий термин для надзорной деятельности - «подъемные сооружения», к которым относятся грузоподъемные машины (краны), лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры.
В настоящей статье мы не будем касаться кранов-манипуляторов, определение которых в Правилах № 37 дано весьма расплывчато.
Любопытно упоминание в этом документе кранов-экскаваторов, используемых для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, что является отголоском тяжелого послевоенного периода, когда не хватало грузоподъемных кранов и экскаваторы переоборудовались в грузоподъемные машины.
Регистрация грузоподъемных машин
В целях надзора за грузоподъемными машинами Госпромнадзор проводит их регистрацию, но не всех, а машин с наиболее высокими характеристиками. До пуска в работу такие грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы в органах Госпромнадзора.
Справочно:
в настоящее время на учете в Госпромнадзоре находится 15 146 грузоподъемных кранов, находящихся на балансе 3 451 субъекта хозяйствования, причем 75,9 % кранов отработали нормативный срок службы.
В органах Госпромнадзора не подлежат регистрации грузоподъемные механизмы (электрические тали, лебедки для подъема груза и людей) и небольшие грузоподъемные машины (мостовые и козловые краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола, краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно, с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота). Такие различия, обусловленные грузоподъемностью различных типов кранов, связаны с их различной устойчивостью, необходимым условием безопасной эксплуатации.
Краны стрелового типа имеют изменяющуюся в зависимости от вылета стрелы грузоподъемность, поэтому для таких кранов наиболее вероятны случаи их опрокидывания. Исчерпывающий перечень грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, дан в п. 331 Правил № 37.
Грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах Госпромнадзора, регистрирует ответственное лицо по надзору на предприятии в журнале регистрации под инвентарным номером.
Справочно:
регистрационный номер, полученный в Госпромнадзоре, наносится на табличку, которая крепится на кране.
Справочно:
грузоподъемные машины, механизмы и приспособления, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на грузоподъемных элементах (узлах) четкие надписи (или металлические бирки) с указанием на них инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания (п. 4.1.2 ПБМИП).
Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
Рассмотрим наиболее важные практические моменты безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.
Эксплуатация крана подразумевает использование его по назначению, а также транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Рассмотрим, как организовать безопасную работу стационарных грузоподъемных машин, установленных в цехах и на погрузочных площадках.
Для этого на предприятии должны быть назначены ответственные лица и обслуживающий персонал, разработаны технологические регламенты и производственные инструкции для обслуживающего персонала.
Остановимся подробнее на данных требованиях.
Итак, на предприятии должны быть назначены 3 категории ответственных лиц:
1) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;
2) ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;
3) ответственные за безопасное производство работ кранами.
Правилами № 37 определено, что проверка знаний законодательства в области промышленной безопасности ответственных специалистов должна проводиться в объеме его выполняемой работы, однако, эксплуатация самоходных и башенных кранов, стационарных кранов, нерегистрируемых в Госпромнадзоре, не относится к области промышленной безопасности.
Документ:
Инструкци я о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2 (далее - Инструкция о порядке проверки знаний).
Все назначенные специалисты должны пройти обучение и проверку знаний в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний, т.е. в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих его разрешение.
Практика показывает, что подавляющее число назначенных специалистов проходят проверку знаний после соответствующего обучения, которое не всегда соответствует специфике выполняемой работы.
Справочно:
ответственные лица не реже 1 раза в 3 года должны проходить проверку знаний и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.
Справочно:
проверка знаний законодательства работников в области промышленной безопасности должна проводиться в объеме его выполняемой работы.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности).
Справочно:
Закон о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Требования, к обслуживающему персоналу
Обслуживающий персонал (машинисты кранов, стропальщики, слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры, операторы, кранов управляемых с пола) должен пройти обучение в учреждениях образования.
Если в прежних редакциях Правил № 37 к работе стропальщика, к управлению крана с пола допускались рабочие основных профессий, квалификационными характеристиками которых предусматривалась работа с грузоподъемными механизмами, например, монтажник, вулканизаторщик, то сейчас они должны иметь удостоверение стропальщика или оператора (иногда используется слово «машинист»), пройти обучение на курсах.
Например, к выполнению работ по зацепке, обвязке, строповке, навешиванию и перемещению груза с помощью грузоподъемных машин допускаются лица, прошедшие обучение по профессии стропальщика и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии стропальщика, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала проводится не реже 1 с раза в 12 месяцев в объеме производственной инструкции.
Инструкции по охране труда для обслуживающего персонала
Следует сказать, что до создания Департамента государственной инспекции труда инструкций по охране труда для обслуживающего грузоподъемные машины персонала не существовало, их роль выполняли производственные инструкции для машинистов различных типов кранов и для стропальщиков. Типовые инструкции для них утверждал Госгортехнадзор, а затем Проматомнадзор.
Нынешний надзорный орган в области промышленной безопасности ушел от такой практики, но не отказался от требования разработки производственных инструкций на предприятии, предполагая указывать в них обязанности работника. В итоге предприятие должно разрабатывать 2 похожие инструкции с разными названиями, так как инструкции по охране труда разрабатываются на основании типовых производственных инструкций.
Справочно:
для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).
Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).
Разработка технологических регламентов
Справочно:
ППР - проект производства работ.
Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин разрабатывают технологические регламенты. Если в строительной отрасли таким регламентом являются ППР и технологические карты, требования к составлению которых даны в Правилах № 37, а их наличие проверяется при пуске башенных кранов в эксплуатацию, то в других отраслях, как показывают проверки, такие регламенты отсутствуют. Изредка разрабатываются обязательные технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава. Упущением является и тот факт, что в проектных документах не оговариваются условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях, в случаях, когда зоны действия кранов пересекаются.
Основные моменты безопасной работы
Рассмотрим основные моменты безопасной работы грузоподъемных машин при перемещении грузов.
Пункт 399 Правил № 37 определяет случаи, когда ответственный за безопасное производство работ кранами непосредственно должен руководить работами:
При загрузке и разгрузке полувагонов;
При перемещении груза несколькими кранами;
Вблизи линии электропередачи;
При перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;
При перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки (на основании письменного разрешения);
В других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.
Ответственный за безопасное производство работ кранами также должен указывать крановщикам место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линии электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале.
Кроме того, на рабочем месте должна быть вывешена схема строповки, но как показывает практика, если схема и есть, то она далека от реальности и не отражает поднимаемые грузы и используемые съемные грузозахватные приспособления.
Справочно:
к сожалению, в республике нет нормативно утвержденных схем строповки, поэтому почти в каждой организации эти схемы составляются с ошибками.
Итак, на месте работы грузоподъемной машины должны быть вывешены схемы строповки (выданы на руки стропальщикам), список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы.
Стропальщики должны иметь и применять сигнальный жилет (хорошо видимый в темное время суток), средства индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца).
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.
При работе крана груз предварительно поднимается на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.
При горизонтальном перемещении груз или грузозахватное приспособление предварительно поднимаются на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.
Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.
Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 000 мм от уровня площадки.
Типичные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
Отметим типичные неочевидные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.
Очень часто в зоне работы мостовых кранов размещают бытовые помещения, комнаты мастеров без разработки мер безопасности. Предприятия часто монтируют тельферы на надземных путях, без разработанного проекта заводом изготовителем или специализированной организацией.
При эксплуатации кранов мостового типа редко применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку, включающий электрическую цепь управления краном.
При эксплуатации кранов, управляемых с пола, не всегда обеспечивается свободный проход для рабочего, управляющего краном.
Не всегда правильно трактуется п. 149 Правил № 37, согласно которому аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1 000 до 1 500 мм от пола. Здесь заложено требование этой высоты при удерживании аппарата при работе, а не в нерабочем состоянии. В результате неправильной трактовки такая длина не позволяет лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза.
В настоящее время готовится новая редакция Правил № 37, в которой, мы надеемся, требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин будут изложены более четко и системно.
Владимир Новожилов
, главный технический инспектор труда
Белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности
Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации груз-оподъемных кранов". Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов , приспо-соблений и тары.
Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.
б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;
в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;
г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ , такой список должен быть выдан на руки;
д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;
е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;
ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;
з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;
и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами.
Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов , которым должны быть обучены стропальщики. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки - стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана. Схемы строповки и кантовки грузов их перечень применяемых грузозахватных приспособлений. Должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и территории предприятия
В целях обеспечения сохранности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного проведения планово-предупредительного ремонта с учетом специфических условий содержания, приказом по предприятию должны быть установлены права и обязанности инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений. На предприятии должна регламентироваться система осмотра зданий и сооружений, а также установлены правила содержания отдельных сооружений и инженерного оборудования. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться или на специальную службу или на ОКС, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика , энергомеханический отдел и др. Все производственные здания и сооружения или части их (этаж, пролет и др.) приказом руководителя предприятия закрепляется за цехами, отделами и другими подразделениями предприятия. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, сохранностью своевременный ремонт. Все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, при частном - отдельные части комплекса, отдельные конструкции или виды оборудования. Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.
При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий, выполняемому в летний период. Необходимо:
- проверить состояние несущих и ограждающих конструкций;
- установить дефектные места, требующие длительного наблюдения;
- проверить механизмы и открывающиеся элементы окон, дверей, ворот и других устройств,
- проверить состояние и привести в порядок водостоки , отмостки и ливнеприемники .
При осеннем техническом осмотре необходимо:
- проверить несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений и принять меры по устранению всякого рода щелей и зазоров;
- проверить подготовленность покрытий зданий к удалению снега, а также состояние желобов и водостоков;
- проверить исправность и готовность к работе в зимних условиях элементов окон, ворот, дверей и других устройств.
Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для производственных зданий, возведенных на подработанных подземными выработками территориях, на просадочных грунтах, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации. Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых соответствующем плановом порядке, определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта Производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.
Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников (ИТР), ответственных за сохранность этих объектов. С этой целью все производственные здания и сооружения организации или их части (пролет, этаж) закрепляются приказом работодателя за цехами, отделами и другими подразделениями организации, занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений (цеха, отдела и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий и сооружений или отдельных помещений.
Производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных норм и санитарных норм проектирования промышленных предприятий. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.
В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.
Каждое отдельно стоящее здание или сооружение должно иметь паспорт установленного образца. К паспорту прилагается соответствующая документация. Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации. Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.
Производственное помещение должно иметь не менее 15 м³ объема и 4,5 м² площади на каждого работающего в нем.
Территория организации должна быть ограждена и постоянно охраняться. На территории организации должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки , проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Подъездные дороги, пожарные проезды, отмостки, тротуары на территории организации должны содержаться в исправности, их поверхность должна быть ровной, без выбоин и обратных уклонов. Дороги не должны загромождаться строительными материалами, оборудованием, мусором, тарой и т. п. Проезды для транспорта должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между зданиями цехов, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. Искусственные сооружения на дорогах должны быть доступны для периодических осмотров и повседневного ухода.