Белый пудель читать краткое содержание по главам. «Белый пудель
Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
– Что́ поделаешь?.. Древний орга́н… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орга́н к мастеру – и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
– Что́, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…
Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.
Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.
Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.
– Ты что́, Сережа? – спросил шарманщик.
– Жара, дедушка Лодыжкин… нет никакого терпения! Искупаться бы…
Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.
– На что бы лучше! – вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря. – Только ведь после купанья еще больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…
– Врал, может быть? – с сомнением заметил Сергей.
– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…
Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
– Что́, брат песик? Тепло? – спросил дедушка.
Собака напряженно зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.
– Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь… Сказано: в поте лица твоего, – продолжал наставительно Лодыжкин. – Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а все-таки… Ну, пошел, пошел вперед, нечего под ногами вертеться… А я, Сережа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орга́н вот только мешает, а то, кабы не работа, лег бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полеживай себе. Для наших старых костей это самое солнце – первая вещь.
Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду – на клумбах, на изгородях, на стенах дач – яркие, великолепные душистые розы, – все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.
– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!
– Иди-иди, дурашка, чего рот разинул! – подталкивал его шутливо старик. – Погоди, вот дойдем мы до города Новороссийского и, значит, опять подадимся на юг. Там действительно места, – есть на что посмотреть. Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно – пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.
– Ей-богу? – радостно удивился Сергей.
– Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон… Видал небось в лавочке?
– Просто так себе и растет в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша… И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, всё в халатах и с кинжалами… Отчаянный народишка! А то бывают там, братец, эфиопы. Я их в Батуме много раз видел.
Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. Вроде ничего особенно не было ну, захотела барыня своему сыну пуделя и что? Кто может заплатить за прихоть тот и прав. Здесь Куприн затронул не только социальное неравенство, но и дружбу человека и животного, взаимопонимание людей между собой и неумение и не желание воспитывать детей.
Невозможно не симпатизировать детям, вышедшим из низших слоев. Это же настоящие маленькие труженики. Они не понаслышке знакомы с трудом, холодом и голодом, а так же с преданной дружбой. Бродячие артисты с пуделем с трудом зарабатывают себе на жизнь. В отличие от сына барыни, который без конца капризничает и требует и выполнения своих желаний. Пудель для него просто игрушка, а для артистов полноправный член труппы участвующий в заработке. Между всеми троими очень добрые отношения. Несмотря на то, что мальчик собственно совсем посторонний человек дедушке Лодыжкину но, сколько тепла и ласки сквозит во взгляде и мыслях старика, когда он разглядывает купающегося мальчика.
Писатель очень хорошо показал различие между мальчиком артистом и сыном барыни. Артист Сережа мыслит по взрослому, заботится о дедушке и о собаке Артоше. Барский сынок изводит всех требованиями, истериками, полным равнодушием к окружающему его миру. На первом плане только его исполнение желаний, которым и потакает его мать
А.И. Куприн в рассказе показал, что преданность и дружба вовсе не нуждается в деньгах. Все зависит от состояния души человека. История заканчивается хорошо, а ведь могло быть совсем иначе. Автор специально так сделал, чтобы у ребят формировалось понятие, что добро сильнее зла. Дети должны знать, что не все можно купить на свете. К таким вещам относятся любовь и дружба.
Анализ рассказа Белый пудель 2
В каждом произведении Александра Ивановича Куприна раскрывается отношение авторской привязанности к животным, обездоленным людям, детям и природе. Он искренне радуется их удачам, подчеркивает проявление лучших человеческих качеств.
С точки зрения построения, рассказ "Белый пудель" не вызывает затруднения для понимания. В этом немалую роль играет кольцевая композиция произведения. Изображение автором троих героев в начале рассказа сохраняется и в конце. Их количественный состав меняется в центральной части, совпадающей с кульминацией рассказа.
Сюжет прост. Дружную компанию: старика, мальчика и пуделя время от времени посещает удача. Заработанных с помощью акробатических трюков и музыкального сопровождения денег хватает на пропитание и ночлег. Случай, произошедший на юге Крыма, на одной из дач богатой семьи, стал проверкой артистов на прочность отношений. Желание барского сына присвоить собаку для развлечения привело к похищению ее дворником. Ради спасения друга мальчик Сережа совершает рискованный поступок.
Благодаря действиям героев произведения, их речи, поведению, А.И. Куприн раскрывает бескорыстные взаимоотношения настоящих товарищей, которые не променяли собаку ни на что. Они согласны на дальнейшее нищенское существование, сохраняя совместные выступления в полном составе.
Автор изображает опыт, мудрость представителя старшего поколения. Однако, несмотря на свой возраст, сирота удивлял старика разумными рассуждениями, терпением, присущими взрослому человеку. В рассказе демонстрируются бесценные чувства любви, верности, доверия не только к людям, но и к животным.
Отношения героев, проявление их настоящих чувств и эмоций складывается вокруг пуделя Арто. Это преданная, умная собака, ради которой люди рисковали жизнью. Благодаря ей в рассказе раскрылись истинные качества людей.
Образ двенадцатилетнего Сережи - отважного, трудолюбивого, знающего цену заработанным деньгам, противопоставлен сыну барина - Трилли, избалованному, капризному мальчику. Именно за счет изображения разного мировосприятия героями, автор поднимает тему социального неравенства. Имея разный статус в обществе, одни сохраняют, преумножают в разных ситуациях духовные богатства, человеческие качества. Другие - эгоистично относятся к окружающим, не зная цену ни дружбе, ни деньгам.
Все события рассказа выстраиваются на фоне пейзажа Крымского полуострова. Южная природа вызывает неподдельный восторг Сережи, подчеркивая его открытость миру, жизнелюбие, доброту. Он радуется теплому морю, цветущим магнолиям, виноградникам и розам. Дачные участки, где расположилась барская семья, не привлекает особого внимания оранжереями и цветниками местных жителей. Равнодушие к природе одних героев противопоставляется положительным эмоциям других.
Рассказ привлекает удивительным пониманием автора души ребенка, трогательным отношением к животным и пожилым людям, стремлением показать победы любви и доброты над скупостью и эгоизмом.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс
Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно
- Собака Травка из рассказа Кладовая солнца Пришвина характеристика и образ
Травка - собака лесничего Антипыча, является одним из центральных героев повествования. Через нее автор показывает преданную душу собаки, безумно тоскующую по своему хозяину
- Анализ рассказа Чехова Смерть чиновника
Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей
- Быков
Сочинения и анализ по рассказам Быкова
В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе
По Крыму путешествовала маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто.
В тот день артистам не везло. Они ходили от дачи к даче, обошли весь посёлок, но ничего не смогли заработать. На последней даче с табличкой «Дача Дружба», Мартын надеялся на удачу. Артисты были уже готовы для выступления, как тут из дома выскочил мальчик лет восьми, а за ним ещё человек шесть. Мальчик визжал, катался по полу, дрыгал руками и ногами, а остальные пытались его уговорить принять микстуру. Мать мальчика хотела прогнать артистов, но мальчик пожелал увидеть представление.
После выступления, мальчик потребовал, чтобы ему купили собаку. Мать предложила немыслимые деньги за Арто, но Лодыжкин отказался. Прислуга выгнала артистов на улицу.
Через некоторое время бродячую труппу нашёл дворник дачи Дружба. Он сообщил. что барыня даёт триста рублей — трактир можно купить — за пуделя, но Лодыжкин непреклонен. Торгуясь, дворник накормил Арто колбасой.
После скудного ужина артисты заснули. Перед этим Лодыжкин мечтал, как купит Серёже красивое трико, в котором он будет выступать в цирке.
Проснувшись, они обнаружили, что Арто исчез. Теперь без собаки, у артистов упадут заработки. В полицию Лодыжкин не заявил, поскольку жил по чужому паспорту.
Артисты остановились на ночлег в кофейне. Далеко за полночь Сережа вышел на улицу. Дойдя до дачи «Дружба», он перелез через чугунный изящный забор. В одной из пристроек возле дома Серёжа нашёл Арто. Увидев мальчика, Арто громко залаял и разбудил дворника. Испугавшись, Серёжа бросился прочь, Арто побежал за ним. Интуитивно мальчик нашёл в заборе лазейку, но дворник был всё ближе и ближе. Подхватив пуделя, маленький акробат перелез через стену и спрыгнул на дорогу. Дворник остался в саду.
В кофейне Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и облизал ему лицо. Хорошенько расспросить Серёжу старик не успел — тот уже крепко спал.
Название произведения:
Белый пудель
А.И. Куприн
Год написания:
1903
Жанр:
рассказ
Главные герои:
Арто
- дрессированная собака, Сережа
– маленький циркач, Мартын Лодыжкин
- бывший акробат.