Жилет сигнальный описание. Сигнальные жилеты
Ни один автомобилист не застрахован от случайных остановок на дороге вне населенных пунктов. Причин тому может быть масса, и уж не дай Бог, чтобы это была поломка автомобиля или авария. И в этом случае сразу же возникают вопросы пассивной безопасности водителя и его пассажиров, которые оказываются на обочине дороги. Наверное, все автомобилисты уже слышали про новые требования правил дорожного движения, вступившие в силу с 18 марта 2018 года. А они как раз и регулируют данные вопросы, и определяют, какие меры пассивной безопасности при остановках вне населенных пунктах должен соблюдать водитель. Вот про это и поговорим в нашей новой статье.
Световозвращающий жилет
Итак, в ПДД был добавлен новый пункт, под номером 2.3.4
2.3. Водитель транспортного средства обязан: .... 2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Иными словами, у каждого автомобилиста в машине должен быть как минимум один световозвращающий жилет (а лучше по количеству мест в машине, мало ли какие случаи бывают). Да не простой жилет, а по ГОСТу!
Правда, ездить без жилета нам никто не запрещает, и проверять наличие жилета работники ГИБДД не имеют права (согласно текущей редакции ПДД). Наличие жилета необходимо только в случае, когда вы вынужденно останавливаетесь в темное время суток или в условиях ограниченной видимости за пределами населенного пункта, и выходите из машины на проезжую часть. То есть нужно, что бы совпало сразу несколько событий: находится за пределами населенного пункта в темное время суток, вынужденно остановиться на проезжей части или обочине и дополнительно выйти из машины. Но такое легко может произойти, например у вас пробило колесо, или заглохла машина. Вы бы могли сидеть в машине, ждать вызванную по телефону помощь и не выходить на проезжую часть без жилета, если бы вам не нужно было срочно выставить знак аварийной остановки. Получается, если в темное время суток у вас случится неприятность на трассе, то жилет вам необходим, хотя бы за тем, что бы выйти и поставить знак аварийной остановки. Сами посудите, хотите вы ночью ходить по трассе в темной одежде, и надеяться, что пролетающие мимо машины смогут вас своевременно увидеть? Новые правила в первую очередь направлены на безопасность водителя и его пассажиров, поэтому нужно уже сейчас позаботится о наличии нужного количества световозвращающих жилетов в вашем авто.
Но, прежде чем бежать в магазин и покупать первый попавшийся жилет, давайте посмотрим, какие к нему предъявляются требования.
Перечитывать весь ГОСТ 12.4.281-2014, согласно которого должен быть выполнен жилет, не имеет смысла, достаточно просто прочитать основные требования к жилету, а именно п. 4.2.
4.2.3 Изделия должны иметь следующее число световозвращающих полос:
б) куртки, жилеты и жилет-накидки - две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от низа изделия. 4.2.7 Жилет-накидка должна быть спроектирована таким образом, чтобы во всех размерах изделий боковой зазор между материалами составлял не более 50 мм.То есть, жилет согласно ГОСТа должен быть таким:
И еще пункт 5, с требованиями к фоновому материалу:
5.1.1 Фоновый материал
Цветовые характеристики фонового материала должны соответствовать одной из пар допустимых координат цветности в соответствии с таблицей 2.
Если опустить лишние подробности по яркости и координатам цветности, то из ГОСТа следует, что основание жилета должно быть одного из трех флюоресцентных цветов:
Желтый флуоресцентный
- Оранжевый флуоресцентный
- Красный флуоресцентный
Таким образом, правильный жилет, согласно ГОСТ, должен содержать две горизонтальные полосы вокруг торса и две полосы, проходящие через плечи и соединяющиеся с горизонтальными полосами, а также иметь флуоресцентный фон одного из трех вышеуказанных цветов. Полосы должны быть шириной не менее 30 мм, отступ между полосами и от низа жилета не менее 50 мм.
Купить жилет, полностью соответствующий ГОСТу можно, например, или
Но в ГОСТе есть некоторые послабления, отступления от правил. Так, согласно п. 4.2.3 подпункта "в" допускается частичное отступление от основных требований. А именно:
в) куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь одну горизонтальную полосу световозвращающего материала вокруг торса и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край горизонтальной полосы должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или короткой куртки.
То есть, допускается одна горизонтальная полоса вокруг торса, при наличии двух плечевых полос.
Или, согласно подпункту "г", альтернативно допускается две горизонтальные полосы вокруг торса, без плечевых полос:
г) куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или жилета-накидки (при необходимости).
Меньше полос - удешевление жилета. Предложений с такими жилетами намного больше и цены на них меньше. Например вот и вот .
А вот такие жилеты использовать при вынужденной остановки на дороге нельзя, так как они не попадают под требования ГОСТа:
Знак аварийной остановки
Про жилет, мы думаем, знают уже почти все. Но не все знают, что уже два года действуют новые требования и к знаку аварийной остановки. И если за использование знака "старого" образца никакой ответственности не предусмотрено, то при техосмотре с большой долей вероятности у вас проверят наличие знака именного нового образца, к которому также предъявляются требования согласно ГОСТ Р 41.27. Отличие старого знака от нового кроется в одном подпункте 6.1:
6.1. Полый в центре предупреждающий треугольник (знак аварийной остановки) имеет красную кайму, состоящую из наружной светоотражающей полосы и внутренней флуоресцирующей полосы, причем все приспособление должно находиться на определенной высоте над поверхностью проезжей части. Полый центр, флуоресцирующие и светоотражающие полосы ограничиваются контурами в форме концентрических равносторонних треугольников.
1 - красная светоотражающая часть; 2 - красная флуоресцирующая часть. Общая площадь не менее 315 см2; 3 - полая часть; 4 - кромка необязательно красного цвета шириной не более 5 мм
То есть основное отличие старого знака от нового, в наличии флуоресцирующей внутренней части. Чтобы было проще понять, вот так выглядит "старый", не правильный знак аварийной остановки:
А новый (правильный) знак должен выглядеть так, на нем должна быть внутренняя флуоресцирующая часть:
Купить правильный знак можно или
В заключении статьи, хотелось бы напомнить о пассивной безопасности пешеходов, и особенно детей.
С 1 июля 2015 года в ПДД были внесены поправки, согласно которым пешеходы, при движении в темное время суток по краю проезжей части, обязаны иметь световозвращающие элементы. Пункт 4.1 "Обязанности пешеходов" был дополнен следующим абзацем:
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
И даже штраф за это предусмотрели, 500 рублей. Но на практике мало кто из пешеходов знает об этом, а еще меньше пешеходов соблюдают эти правила. Очень часто пешеходы не понимают всей опасности, и ведут себя в темное время суток и в условиях плохой видимости беспечно. Не редко встречаются случаи, когда водители не видят идущего по краю проезжей части человека в темной одежде до самого последнего момента. Очень часто такие случаи заканчиваются трагедией.
Ваша безопасность и безопасность ваших детей зависит только от вас. И мы убедительно советуем носить на одежде световозвращающие элементы не только за пределами населенных пунктов, но и в городах и поселках. Можно купить
Это элемент защитной одежды, специально выполненный в ярких цветах, чтобы человека в нем можно было легко увидеть. Они бывают ярко-салатовые, желтого и оранжевого цветов, преимущественно со светоотражающими полосами, которые обеспечивают дополнительную видимость.
Когда используют сигнальный жилет?
Подобные элементы одежды требуются людям, которые работают в условиях плохой видимости. Это относится к работам в темноте, в ночное время, в условиях задымленности или тумана, на резких поворотах дороги. Также яркие защитные изделия надевают при работе в шахтах и тоннелях.
Сигнальные жилеты чаще всего используются:
- при транспортировке людей в темное время суток, их надевают как водители, так и пешеходы, машинисты;
- дальнобойщиками, просто водителями, передвигающимися в темноте или выполняющими ремонт своего транспортного средства в вечернее и ночное время;
- сотрудниками автозаправочных станций и водителями, перевозящими опасный груз;
- работниками коммунальных служб, дорожно-ремонтных работ;
- на стройке;
- на всех транспортных узлах: аэропортах, железнодорожных вокзалах, в морских портах, а также станциях метро;
- при добыче полезных ископаемых, заготовке леса, других опасных работах;
- полицейскими, особенно дорожной полицией, сотрудниками аварийных и спасательных служб, пожарными;
- школьниками , которые поздно (в темноте) возвращаются домой, переходят дорогу, особенно это актуально в зимнее время.
Жилет дорожный сигнальный обязательно надевают при ремонте трасс. Яркая одежда помогает вовремя заметить человека, оберегает его от травм, нередко спасает жизнь. С помощью таких изделий можно предотвратить аварийные и опасные ситуации, происшествия. Такая спецодежда необходим не только на работе, но пригодится и в повседневной жизни, как мужчинам, так и женщинам, детям.
Классы защиты в сигнальных жилетах
Эти изделия относятся к средствам индивидуальной защиты. Независимо от места, страны производства, каждая такая спецодежда имеет, так называемый, класс защиты. Он показывает условия, в которых его следует использовать. Всего различают 3 типа сигнальных жилетов. Чем выше этот показатель, тем больше защитный уровень.
Изделия первого класса изготавливают из светящихся (флуоресцентных) тканей, обладающих достаточно высокой плотностью и прочностью. У средств защиты 2 и 3 уровня предусмотрено наличие светоотражающих лент. Это дополнительный сигнальный маркер для водителей. Их ширина обязана быть не менее 5 см (чем больше, тем лучше). Даже если на человека в спецодежде на большом расстоянии движется автомобиль, то от света фар полоски будут светиться, его легко можно будет заметить.
1 класс защиты
Это самый простой сигнальный жилет, обеспечивающий лишь незначительную защиту. Он представляет собой элемент одежды яркой расцветки без светоотражающих полосок. Фиксируется при помощи пуговиц или липучек. Чаще всего такую одежду создают из бязи. Не самый лучший вариант, поскольку без светоотражающих полос не очень хорошо различим в темноте.
2 класс защиты
Самый популярный тип спецодежды, оптимальный по соотношению цены и степени защиты. Качество ткани среднее. Он отличается наличием светоотражающих полос, они занимают меньшую поверхность, нежели у 3 класса.
Две из них могут быть вертикальные, шириной в 5 см и одна горизонтальная также шириной 5 см или две горизонтальные шириной 5 см без вертикальных полос. Изделие прочное, выдерживает эксплуатацию при различных погодных условиях, нормально переносит перепады температур. Такая спецодежда подходит для работников ночных смен на железных дорогах, автомагистралях, для тех, кто работает с механизмами.
3 класс защиты
Сигнальные жилеты светоотражающие этого типа обеспечивают наибольшую защиту тому, кто их носит, особенно в темное время суток. Достигается это за счет яркого цвета и большего числа светоотражающих лент. Их на изделии две горизонтальных, расположенных на расстоянии 5 см друг от друга, а также 2 вертикальных, нашитых на плечах. Светоотражающая поверхность в такой одежде занимает больше площади, чем у продукции 2 класса. Такое оснащение помогает сразу различить силуэт человека, определить его параметры, «опознать» при работе в ночное время.
Правила использования сигнальных жилетов
Принципы применения такой спецодежды основываются на таких факторах как параметры человека, удобство, сфере эксплуатации.
Поэтому, прежде чем приобретать сигнальный жилет, необходимо учитывать такие требования:
- Изделие должно соответствовать росту. Детские варианты одежды выпускают от 24 до 34 размера, для взрослых предусмотрены размеры от 34 до 62. Для лета можно выбирать спецодежду четко по своим параметрам, а на зиму - на 1-2 размера больше с учетом того, что его придется надевать поверх куртки.
- Он не должен сковывать движения, мешать работе. Есть специальные модели с карманами. Без застежек, надевающиеся через голову, покупать не стоит - это не самый удобный вариант.
- Цвет не имеет значения, важно ориентироваться на его уровень защиты в зависимости от целей, для которых он предназначен.
- Защитный жилет надевают поверх одежды.
- Снимать его следует только после того, как человек покинул опасную зону.
Чем лучше качество и выше степень защиты, тем дольше прослужит изделие и тем безопаснее будет в нем работать или передвигаться. Поэтому купить предпочтительнее сигнальные жилеты 2 или 3 класса, а при необходимости дополнять брюками со светоотражающими полосами.
Вопрос от Дмитрия:
Добрый день! Подскажите, требуется ли стропальщикам сигнальный жилет и нарукавная повязка? если можно со ссылкой на НПА.
Ответ для Дмитрия:
Здравствуйте.
Новые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения» (далее — ФНП ПС), утверждённые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом № 533 от 12.11.2013 г. и зарегистрированные Минюстом РФ 31.12.2013 г за № 30992, требуют обеспечивать стропальщиков отличительными знаками (см. п.221 г) ФНП ПС), но не дают определение, что является отличительным знаком стропальщика.
При использовании подъёмных сооружений на опасных производственных объектах очень важно, чтобы машинист крана хорошо видел стропальщика. Поэтому стропальщики должны быть одеты в сигнальную одежду.
Согласно «Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утверждённых приказом Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 16.07.2007 г. № 477, (далее — Типовые нормы), стропальщик должен быть одет в костюм сигнальный 3 класса защиты.
Кроме того, согласно Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.04.2006 г. № 297, стропальщикам полагается дополнительно жилет сигнальный 2 класса защиты.
Специальная сигнальная одежда повышенной видимости должна производиться в соответствии с «Одежда специальная сигнальная повышенной видимости», гармонизированным с Европейским стандартом EN 471-94.
Кроме того, согласно п. 6.4. «ГОСТ 12.3.009-76. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности»: «При наличии опасности падения, предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов», окрашенные в сигнальную окраску.
Устанавливается три основных цвета (желтый, оранжевый, красный) фоновых материалов для изготовления специальной сигнальной одежды, каждый из которых обеспечивает оптимальную видимость при дневном освещении на фоне практически любого городского или сельского ландшафта. Окончательный выбор цвета осуществляет работодатель, который должен учитывать превалирующий окружающий фон, при котором должна выполняться защита, и выбрать цвета, дающие наибольший контраст. См. Примечания к Типовым нормам. Таким образом, в нашем случае под отличительными знаками следует понимать специальную сигнальную одежду повышенной видимости, удовлетворяющую требованиям. Какого цвета будет иметь сигнальная одежда и защитная каска стропальщиков, должен определять работодатель.
Теперь что касается нарукавной повязки.
Обращаемся к Типовой инструкции по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов, а именно к пункту 1.9.:
Для подвешивания груза на крюк грузоподъемных кранов мостового типа, управляемых из кабины, должны быть назначены стропальщики, прошедшие надлежащее обучение, аттестацию и имеющие удостоверение на право производства работ по обвязке грузов. Во время работы стропальщик должен иметь отличительную нарукавную повязку или жетон.
На вопрос ответила моя помощница Светлана Подберезина.
На этом всё. Ставим звёздочки и оставляем комментарии;)
Изготовление светоотражающего жилета регламентируется ГОСТом Р12.4.219-99.
Сигнальную спецодежду выполняют из тканей яркой, притягивающей взгляд расцветки - оранжевой и лимонной. Лимонный является традиционным цветом сигнальной экипировки сотрудников правоохранительных органов (МВД, ГИБДД), тогда как сотрудники ремонтных, строительных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных служб и МЧС обычно выбирают оранжевый.
Помимо люминесцентного основного цвета, сигнальные жилеты оснащаются световозвращающими элементами, обычно это продольные и поперечные полос, четко выделяющие силуэт в ночное время суток и при плохой видимости. От количества, ширины и расположения этих СОП на сигнальных жилетах зависит, к какому классу защиты они относятся.
Первый сигнальный класс наименее эффективен. Расположение и количество светоотражающих элементов произвольно, суммарная площадь их не менее 0,1 м2. Обычно это один широкий или два узких элемента. Тогда, когда видимость достаточно слабая, применение жилета нецелесообразно.
Второй сигнальный класс является самым востребованным, он обеспечивает видимость своего обладателя и в дневное, и в ночное время. Такой жилет должен отвечать следующим требованиям ГОСТа Р12.4.219-99: не менее 0,5 м2 световозвращающего материала, что обычно составляет по 2-3 СОП на каждой стороне. Ширина светоотражающей ленты не менее 50 мм, расстояние между лентами и от ленты до края изделия не превышает 5 см. Допустимо два варианта расположения полос: все горизонтальные или одна горизонтальная и две вертикальные на плечах, перекрещивающиеся на спине. К примеру, у сигнальных жилетов “Спектр” производства компании “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” второй защитный класс.
Третий сигнальный класс выполняет максимальную светоотражающую функцию и потому используется в условиях, когда видимость минимальна и в местах наибольшей опасности: на дорогах в вечернее и ночное время, в метрополитене, на железной дороге, при выполнении шахтовых работ. Сигнальный жилет этого класса защиты имеет не менее 0,8 м2 светоотражающей ткани, что составляет 4-5 СОП на каждой стороне изделия. Ширина светоотражающей ленты 50-80 мм. Расположение полос комбинированное, несколько горизонтальных полос дополнены вертикальными. Жилеты “Спектр Плюс ” и “Спектр Премиум ” соответствуют всем требованиям, предъявляемым к данному классу защиты.
Кому нужен сигнальный жилет
Сигнальные жилеты со светоотражающими элементами находят применение в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Без них не обходятся ни дорожно-эксплуатационные, ни дорожно-монтажные организации. Наличие сигнальных жилетов необходимо для сотрудников полиции и медперсонала машин скорой помощи, рабочих лесозаготовительной и горнодобывающей промышленности. Работниками ЖКХ и коммунальными службами, как и сотрудниками автотранспортных, ремонтных и строительно-монтажных предприятий обычно используется оранжевый жилет со вторым классом защиты. Экипировка сотрудников МЧС, служащих ЖД и метрополитена, оперативных служб, ГИБДД диктуется временем суток и уровнем видимости. Использование спецодежды со светоотражающими элементами помогает значительно снизить риск случайного травмирования работника и уменьшить количество наездов на пешеходов.
Светоотражающие жилеты для автовладельцев и пешеходов
Сигнальные жилеты второго и третьего классов защиты рекомендуются всем участникам дорожного движения. В настоящее время на рассмотрении находится проект закона об обязательном наличии в автомобиле сигнального жилета оранжевого цвета второго класса защиты. На жилете не должно быть каких-либо знаков принадлежности к оперативным или дорожным службам, дабы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Если водитель будет надевать жилет, выходя из автомобиля в случае аварийной остановки, это значительно снизит вероятность того, что другие автомобилисты не заметят его и совершат наезд. Сейчас это требование носит рекомендательный характер.
Подавляющее большинство аварий с участием пешеходов совершается в условиях ограниченной видимости - в темноте, сумерках или при осадках - потому, что водитель не заметил человека или увидел его слишком поздно. Флуоресцентный жилет, снабженный СОП, возвращает свет фар, и пешеход становится заметным издалека. Использование световозвращающих жилетов могло бы снизить число несчастных случаев на дорогах в десятки раз.
Сигнальные жилеты высокого качества выполняются из прочного износостойкого флуоресцентного полиэстера, не теряющего своей формы, цвета и светоотражающих характеристик даже после многократных стирок. Компания “СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА” предлагает именно такие модели с застежкой на липучку, на пуговицы и на молнию. В жаркую погоду оптимальным будет жилет, выполненный из сетки. Такая модель прекрасно пропускает воздух, не допуская перегрева.