Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства
Предисловие
– это важный, еще не до конца изученный вопрос в истории. Ведь причины появления государства у восточных славян, появление Киевской Руси кроются в общности интересов и целей народа и закрепляют это соединение какой-либо связующей формой общественного и государственного строя. Поэтому важно знать, каким образом и как шло формирование государственности у Восточных славян, ведь в дальнейшем Киевская Русь создала культурные и политические предпосылки для создания и дальнейшего развития Российского государства. Так же этот вопрос актуален и тем, что сегодня идет пересмотр решающей роли норманнов в создании государства у восточных славян, и это тоже очень важно, ведь важно знать для самосознания Русского народа, что государственность появилась не благодаря скандинавам-германцам, а вследствие развития собственных социально-экономических отношений. В данной работе я прослежу развитие государственности у восточных славян, начиная от военных союзов (первых догосударственных объединений славян) до расселения восточных славян на Русской равнине, и следствия этого расселения, благодаря которым восточные славяне попали в ряд новых местных условий, которые, в свою очередь, создали дальнейшие предпосылки к возникновению государственности.
Военные союзы – догосударственные образования у славян
Важно заметить, что догосударственные образования, в виде военных союзов, возникают у славян еще до их размежевания на западных и восточных славян. Главная же причина появления этих союзов заключается в необходимости защиты от других народов, таких как авары, франки, хазары, и в набегах на Византийскую империю.
Ярким известным примером военного союза является объединение богемских славян под предводительством некоего вождя Само в 623 году, который был избран в цари. Под его предводительством богемские славяне сбросили аварское иго и даже смогли противостоять франкам, разгромив их многочисленное войско под предводительством короля Дагоберта. В дальнейшем это догосударственное образование распалось после смерти самого Царя Само.
Другим военным союзом, интересующим нас больше, потому что он объединял главным образом именно восточных славян, был военный союз славян на Карпатах в VI веке, именно он находился на юго-западе Русской равнины, на северо-восточных склонах и предгорьях Карпат.
Здесь главным объединяющим фактором были военные походы на Византийскую империю, причем важно отметить, что в отличие от германских племен которые вторгались на территорию Западной Римской империи целыми племенами, славяне совершали набеги вооружёнными дружинами, выделяющимся из разных племен. Такие дружины и становились боевой связью отдельных племен.
О об этом союзе повествует и «Повесть временных лет», упоминая, однако, только одно племя дулепов, хотя существовали и другие племена, например поляне, северяне, древляне, кривичи, хорваты, уличи, радимичи, дреговичи, вятичи и др. Так повесть рассказывает о нашествии аваров на дулепов в VI-VII в.в. Упоминание имени одних дулепов можно объяснить следующим. В 1040 годах арабский писатель Масуди в своём географическом сочинении «Золотые луга» писал о восточных славянах. Он говорил о неком племени валинана (волынян), которое господствовало некогда над другими племенами, и вождь их был одновременно и царем всех восточных славян, но затем пошли раздоры и союз распался на отдельные племена, каждое из которых выбрало уже своего царя. А из «Повести» Нестора мы знаем, что волыняне – это те же дулепы. И «Повесть», упоминая про аварское нашествие, говорит о дулепах только потому, что всех восточных славян называли по имени главного племени, как впоследствии Русью называлась только Киевская область, а потом уже все восточные славяне.
Расселение восточных славян по Русской равнине, как следствие появления условий для создания государства
Дальнейшее расселение восточных славян по Русской равнине в VII веке из-за Аварского нашествия обособило Восточных славян, и в действие уже вступили новые особые местные условия, которые и влияли на их жизнь многие столетия.
Что же прежде всего способствовало появлению государства у славян? Это распад родового строя, который был вызван, прежде всего, колонизацией, так Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе, но колонизация и особенности края, куда они отправились, разрушали совместную жизнь родичей. Таким образом, распадался родовой строй, где родственники жили отдельными поселками и не вперемежку с чужеродцами.
Родовой союз держался на двух столбах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Но власть старшины в ходе колонизации русской равнины не могла простираться с одинаковой силой на все родственные дворы, разбросанные по обширным лесам и болотам. Таким образом, место родовладыки в каждом дворе занимал домовладыка, хозяин семьи. Самое важное – то, что хоть родичи и могли помнить своего одного предка, кровное родство, общие обычаи, в области права и имущественных отношениях связь между родичами все больше слабела. Таким образом, появилась соседская община, взамен родовой, что способствовало развитию более совершенных общественных отношений. В соседской общине хоть и сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, семье уже выделялись в пользование участки пахотной земли. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая и получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.
Развитие орудий труда и обособление общины порождало накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Вследствие этого происходило расслоение общины и рост имущественного неравенства, накопление богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало. Таким образом, имущественное расслоение порождало дальнейшие предпосылки для создания государства у восточных славян.
Еще важнее для создания государства у восточных славян, были экономические предпосылки, в частности – торговое движение по Днепру. Если посмотреть, как размещала «Повесть временных лет» славянские племена, нетрудно заметить, что основная масса племён занимала западную часть Русской равнины. Это объясняется, прежде всего, тем, что в то время Днепр был удобнейшей торговой дорогой для западной полосы Равнины, пронизывая её с севера на юг. Этот торговый путь достаточно подробно описан Нестором в «Повести временных лет»: «И бе путь из варягъ в грекы и из грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ по Ловоти, и по Ловоти внити въ Илмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево; и того озера внидеть устье в море Варяское; и потому морю внити доже и до Рима; а от Рима прити по тому же морю къ Цесарюграду, и от Царяграда прити в Понт море, в неже втечеть Днепръ река”. Также параллельно пути из «варяг в греки» существовал путь через Волгу и Каспий, так называемый путь из «варяг в персы». Таким образом, восточные славяне, сев на Днепре, оказались втянуты в сложное торговое движение. Днепр открыл дорогу для восточных славян к черноморским и каспийским рынкам. Благодаря торговле началось активное освоение естественных богатств занятой земли. С тех пор главными предметами внешней торговли были пушнина, мед, воск. Эта торговля начинается с конца VII века, на это указывают найденные клады в области Днепра, наибольшее количество которых находили IX и X века, ко времени наибольшего развития торговли на Днепре. Оживленная торговля усилила имущественное расслоение славян и создала дальнейшие предпосылки для создания городов, и, соответственно, для появления первых государственных образований.
Появление городов у восточных славян
Следствием успешной торговой деятельности восточных славян стало появление древнейших торговых городов, это, например, такие города, как Киев, Преславль, Смоленск, Чернигов, Любеч, Новгород, Полоцк, Ростов. Если посмотреть на географическое размещение этих городов, то становиться ясно, что они были созданы успехами внешней торговли, так как большинство этих городов возникло по главному речному пути «из варяг в греки». Создание этих больших торговых городов являлось завершением сложного экономического процесса. Так восточные славяне расселяются по Днестру одинокими дворами, с развитием торговли среди этих, ранее обособленных дворов, возникают сборные торговые пункты, куда славяне сходились для торговли. Эти торговые пункты назывались погостами.
Такие мелкие рынки стремились к более крупным, возникающим на особо бойких торговых путях. И в дальнейшем наиболее крупные погосты-рынки становились посредниками между иноземными торговцами и туземными промышленниками, в результате чего они превращались в города.
Города служили главными торговыми центрами и складами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. В дальнейшем города начали вооружаться: для защиты своей торговли и торговых путей возводились стены, вводилось военное устройство, города запасались ратными людьми. Так к IX веку стал складываться военно-промышленный класс, в состав которого входили так называемые варяги. Варяги имели иной характер на Руси, чем Западе. Здесь они выступали, прежде всего, как торговцы или же шли в Византию, чтобы наняться Императору или пограбить богатых греков. Варяг
на областном русском лексиконе означает мелкий розничный торговец в больших торговых городах. Варяги смешивались здесь с туземным классом вооруженных купцов, нанимаясь охранять русские торговые пути. После формирования из местных и иноземных элементов военно-промышленного класса в городах, экономическое подчинение городу подкреплялось военным подчинением промышленных округов и, соответственно, племен, обитавших в этих округах. В IX веке образуется первая местная политическая форма – городовая область, называлась она так же, как и главный город. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переясловская и Киевская. Таким образом, вооружённые города образовывались именно среди тех племен, которые наиболее активно участвовали во внешней торговле, подчиняя себе соплеменное окрестное население, для которых они прежде служили торговыми сосредоточениями, а также подчиняли другие соседние племена, не имевшие городов.
Появление Варяжских княжеств
Варяжские княжества являются вторичной политической формой, после городовых областей на Руси. Варяжские княжества возникали в тех городах, куда с особой силой приливали варяги. Когда они набирались в достаточном количестве, варяги легко становились вместо наёмников-охранников торговых судов в правителей. Таких княжеств мы встречаем на Руси несколько: так во второй половине IX века на севере княжество Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворово в Изборске, Аскольдово в Киеве. В X веке Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяте, причем существование последних двух княжеств было упомянуто в «Повести временных лет» мимоходом. Можно предположить, что подобные княжества возникали и в других местах и исчезали бесследно. Также важно упомянуть и «Сказание о призвании князей», если отбросить идеалистический покров и буквальное значение «Сказания», станет ясно, что оно говорит не о прошении новгородцев править над ними, а о найме для защиты торговли от других норманнов или каких-либо внешних врагов, за определенную плату. Но, видимо, охранители хотели больше плату, тогда произошло восстание, подавленное бывшими наёмниками, ставшими уже властителями, а наёмное жалование превратилось в обязательную дань. «Сказание» демонстрирует переход городовой вольной области Новгородского княжества в Варяжское княжество.
Несостоятельность Норманнской теории
Также важно упомянуть, что варяги не принесли на Русь каких-либо умений политического управления и не явились основателями Русского государства, как утверждают норманисты, например такие, как Карамзин, Шлецер, Миллер и др. Основываясь на высказывании Нестора: «Древляне, живяху звирминным образом, ядяху вся не чисто…» Ломоносов, Щербатов, Татищев опровергли эту теорию, но до сих пор мнения ученных расходятся. И я больше всего согласен с антинорманнистами.
На несостоятельность Норманнской теории указывает, прежде всего, то, что время Норманнского нашествия началось позже формирования городов на Руси. Об этом говорит то, как называли скандинавы Древнюю Русь – «Гардарикой», что в переводе означает страна городов. И главное, уже был сформирован военно-промышленный класс в городах, варяги только влились в него, об этом говорят также арабские источники: Еврей Ибрагим – путешественник и торговец, оставил записку в сочинениях Арабского писателя XI в. Аль-Бекри, в первой половине X века он писал, что «племена севера (варяги) завладели некоторыми из славян и до сей поры живут среди них, даже усвоили их язык, смешавшись с ними».
Это также подтверждают и археологические раскопки, например, Гнездовских курганов: в погребениях состоятельных дружинников наблюдаются следы обрядов, в устройстве курганов и в утвари – разнообразные сочетания скандинавских со славянскими признаками, при явном преобладании славянских.
Что касается заимствований слов, то из скандинавского языка оно минимально. В свою очередь в скандинавском языке много заимствований из русского. В него вошли такие русские слова, как «торг», «толк» (перевод), «ладья» и другие, обозначающие важные понятия цивилизации.
Большинство политических терминов было исконно русского происхождения. Вот некоторые из таких терминов – власть, государство, закон, право, вина, суд, воин, рать, дань, стол (престол).
Наиболее состоятельно мнение о том, что действительно первые Русские государства, т.е. города – городовые области, образовывались в результате внутреннего общественно-экономического развития, а не под воздействием внешних обстоятельств, но вливание варягов в военно-промышленный класс городов, ускорило процесс становление первых государств.
Образование великого княжества Киевского – первой формы Русского государства
В ходе дальнейшего углубления экономических и политических изменений, рассмотренных выше, появилась третья политическая форма на Руси. Это великое княжество Киевское, которое появилось из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей. Объединение городовых областей вокруг Киева было неслучайным. Прежде всего, благодаря своему географическому выгодному положению, Киев замыкал цепь торговых русских городов по пути из варяг в греки, тем самым он становился сборным пунктом русской торговли. И тем самым Киев делал зависимым от себя все остальные торговые города. Поэтому именно общий торговый интерес соединял прибрежные торговые города под властью Киева, и под властью Киевского князя. Став Варяжским княжеством, Киев уже не мог оставаться, в силу своего экономическо-географического значения, княжеством местного значения. Начался процесс объединения вокруг Киева других русских городов, заинтересованных в общем торговом интересе, а в дальнейшем, в ходе укрепления власти Киевского князя, происходит насильственное подчинение тех племён, которые не хотели добровольно поддержать киевских князей, так как находились в стороне от главных торговых путей. И я считаю поэтому, что призвание Рюрика в Новгород нельзя считать началом появления Русского государства, оно основывалось на деятельности Аскольда (и Дира) и потом Олега в Киеве, именно при этих правителях из Киева пошло политическое объединение всего русского восточного славянства, и именно поэтому можно признать Киевское великое княжество первоначальной формой Русского государства.
В подтверждении этого можно указать на то, что первым общерусским военным мероприятием, вызванным общим интересом, был поход на Царьград Аскольда и Дира в 860 году, направленный не только на грабёж Византии, но и на достижение выгодных торговых договоров. Дальнейшие походы Русских князей преследовали ту же цель.
Ярким признаком возникновения государственности мы видим в возникновении системы налогообложения. Как только Олег утвердился в Киеве, он занялся установлением порядка сбора дани с подвластных племен Существовали несколько способов налогообложение: повоз – подвластные племена сами подвозили дань в Киев, полюдье – административно-финансовая поездка князя для сбора дани по подвластным племенам, в дальнейшем система была реформирована Ольгой, ведены «Уставы и оброки, дани и погосты», то есть учреждались сельские судебно-административные округа и устанавливались податные оклады.
Заключение
В данной работе я проследил основные моменты возникновения государственности у восточных славян. Можно сделать вывод о том, что способствовало появлению государственности. Во-первых, то, что в ходе переселения восточных славян на Русскую равнину славяне попали под действие новых экономических условий, вызванных, прежде всего, характером освоения края, а в ходе освоения нового края произошла смена родовой общины соседской. Во-вторых, на возникновение государственности большое влияние оказало оживлённое торговое движению по Днепру, вследствие чего возникали погосты между дворами, которые превратились сначала в крупные торговые города, в них сформировался военно-промышленного класс для защиты своей торговли, а затем из городов выросли городовые области. И, в-третьих, объединение городовых областей происходило под властью Киева, а именно под властью Киевского князя, который возглавлял военно-промышленный класс. Поэтому одним из главных факторов сближения разрозненных княжеств был экономический интерес, и этим экономическим фактором была торговля, дань, шедшая Киевскому князю, питающая внешнюю торговлю Руси. Этот же экономический интерес направляет и внешнюю деятельность первых русских князей: Олега, Игоря, Святослава, Владимира и Ярослава к главным двум целям: приобретению заморских рынков и к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам. Таким образом, можно сказать, что в образовании Русского государства принимали участие оба фактора – это общий интерес и вооружённая сила. Как только в Киеве утвердилась вооруженная сила, в лице князя с дружиной, способная удовлетворить потребность в охране торговли, то этой силе добровольно подчинились все торговые города Руси с их областями, соответственно князь с вооружённой дружиной превращался в политическую власть. В дальнейшем пользуясь поддержкой дружины и заинтересованных в торговле племен, князь покорил другие племена, не разделяющего этого общего интереса, тем самым было завершено политическое объединение восточных славян, и одновременно возникновение государственности у восточных славян.
Использованная литература: Н.М. Карамзин История государства Российского; В.О. Ключевский Русская история от древности до нового времени; История государства и права России: Учебник для вузов под редакцией С. А. Чибиряева – 2002- С 528.
Введение
Основная часть:
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян
2. Основные этапы складывания древнерусского государства
3. Особенности образования государства восточных славян
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.
Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства – Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.
Глобальные перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. В их изучении на смену традиционным взглядам все активнее пробиваются новые точки зрения, вводятся свежие комплексы источников, меняются тематические приоритеты.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения государства у восточных славян.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :
1. предпосылки возникновения государства у восточных славян;
2. основные этапы складывания древнерусского государства;
3. особенности образования государства восточных славян.
Объект исследования – возникновение государства у восточных славян.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением возникновения государства у восточных славян.
Основная часть
1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.
Духовные предпосылки.
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным .
Внешнеполитические предпосылки.
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.
Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности .
Социально-экономические предпосылки.
Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Социально-политические предпосылки.
Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.
2. Основные этапы складывания древнерусского государства
На первом этапе образования древнерусского государства (8 – середина 9 вв.) происходило вызревание предпосылок, а также складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. К 9 в. восходило появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.
На втором этапе (2-ая половина 9 – середина 10 в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов) .
Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.
Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. "норманнской теории", разработанной в 17 в. немецкими учеными на русской службе.
А) Духовные предпосылки
— Общая языческая религия.
— Схожие обряды, обычаи.
— Схожая общественная психология.
Б) Социально‑экономические предпосылки
— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.
В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.
— Преобладание свободного труда над рабским.
В) Социально‑политические предпосылки
— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.
— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.
— Формирование племенных союзов.
Г) Внешнеполитические предпосылки
— Угроза нападения внешних врагов.
— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.
— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.
Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.
Особенности и историческое значение образования государства восточных славян
— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.
— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.
— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.
Основные этапы складывания древнерусского государства
I этап. Вторая половина IX — конец X в. (начальный этап — вызревание предпосылок и складывание межплеменных союзов и их центров; княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени — «полянский», «радимический», «кривичский» и т. д. В конце VIII — начале IX в. возникают межплеменные союзы, «союзы союзов», представлявшие собой раннегосударственные объединения с центрами в Киеве, Новгороде. В результате межплеменных и внутриплеменных конфликтов были призваны в 862 г. варяги, чтобы они пришли княжить на земли славян и «учинили мир». После этого Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор обосновался в Избор‑ске. Вскоре Рюрик собрал под своей властью земли, образовав обширное Новгородское княжество. Между Новгородом и Киевом возникло соперничество. Оба центра стремились поставить под свой контроль торговые пути и включить в сферу своего влияния, сделать данниками соседние племена. Преемником Рюрика стал Олег, он организовал поход на юг, захватил Смоленск, а затем спустился по Днепру к Киеву. В 882 г. Олег захватил Киев, объединив Киев и Новгород.
Олег (Вещий) — первый реальный правитель Древней Руси, провозгласивший Киев столицей древнерусского государства. Упрочил внешнеполитическое положение Руси; в 907 г. совершил удачный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси мирные договоры 907 и 911 гг.
Игорь (Старый) — расширил границы древнерусского государства, подчинив племя уличей, способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отражал набеги печенегов, организовал военные походы против Византии (в 941 г. — неудачный; в 944 г. — заключив взаимовыгодный договор).
Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.
Ольга правила во время малолетства сына Святослава и его военных походов. Впервые установила четкий порядок сбора дани путем введения «уроков» и погостов. В 957 г. поездка в Византию завершилась принятием Ольгой христианства. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.
Святослав — инициатор и руководитель многих военных походов: 965 г. — разгром Хазарского каганата; 968-971 гг. — походы в Дунайскую Булгарию и войны с Византией; 969-971 гг. — военные столкновения с печенегами; 971 г. — договор с Византией.
Итоги княжения первых Рюриковичей:
а) расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей);
б) защита славянских племен от внешней экспансии и сбор за это дани — полюдья;
в) защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников‑печенегов;
г) военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми народами.
Среди основных признаков древнерусского государства конца X в. выделяют следующие:
1) система данничества;
2) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;
3) простейший государственный аппарат (дружина и наместники князя);
4) династическая (родовая) княжеская власть;
5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян:
— создаются благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли;
— формируется социальная структура (выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев);
— формируется древнерусская культура, создается единая идеологическая система общества;
— происходит складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
II этап. Конец X — середина XI в. (расцвет — процесс складывания государства; княжение Ярополка, Владимира, Святополка Окаянного, Ярослава Мудрого).
В 972-980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава — Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.
Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980-1015):
1) изгнание из Киева варягов‑наемников;
2) 980 г. — языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;
3) 988 г. — принятие христианства;
4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей — таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;
5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;
6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.
Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского государства. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского государства.
1015-1024 гг. — вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира — Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.
Годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054) — время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, централизация государства, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель. В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.
Внутренняя перестройка государства связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. — образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. — назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород‑Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно‑славянский и древнерусский языки.
Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:
— завершение формирования территории государства;
— перенос внимания княжеской власти на завоевание земель, на их освоение и удержание под контролем;
— внедрение и распространение государственной религии и идеологии — христианства;
— широкое использование дипломатических методов решения международных проблем, рост цивилизованности государства;
— расцвет древнерусской культуры.
III этап. Середина XI — начало XII в. (упадок и распад на отдельные княжества; княжение Изяслава, Всеслава, Святослава, Всеволода, Владимира Мономаха, Мстислава).
При сыновьях и внуках Ярослава Киевское государство постепенно утратило свое единство и превратилось в ряд отдельных волостей. Члены княжеского рода находились в постоянной вражде и междоусобии. После многих лет борьбы князья в 1097 г. в г. Любече на общем съезде рассматривали вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Однако и после съезда смуты не кончились, постановление съезда не было соблюдено. В 1113 г. во время народного восстания в Киеве был призван на княжение Владимир Мономах из Переяславля.
Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) — князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125), он:
— организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;
— ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;
— устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;
— ограничил взимание процентов при займе;
— продолжил политику укрепления династических связей с Европой;
— организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;
— занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;
— написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Мстислав Великий (1125-1132) — внук Владимира Мономаха, владел Новгородом Великим, являлся держателем Ростовской и Смоленской земель, княжил в Белгороде‑Киевском и являлся соправителем отца в Киеве. В 1125 г. Мстислав стал великим русским князем, он:
— воевал с половцами (1093, 1107, 1111, 1129); особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127 г.; сражался с чудью (1111, 1113, 1116, 1130), Литвой (1121);
— воевал с русскими князьями‑мятежниками; разгромил в 1096 г. войска черниговского князя Олега Святославича, чем прекратил его захватническую деятельность и сохранил единство государства;
— способствовал возведению в Новгороде, Ладоге и Киеве многих каменных построек, вел крепостное строительство;
— по мнению ученых, являлся последним редактором «Повести временных лет».
После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы. Киевское государство было раздроблено на десятки самостоятельных княжеств.
Форма правления и государственного устройства Древней Руси
Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета‑вассалитета, а структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.
Во главе древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть («Правда» Ярослава, «Устав» Владимира и др.), исполнительная власть, он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, заключал различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме; выполнял судебные функции. Князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству.
При князе сложился совет, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха, в который входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжьи мужи. Существовало в древнерусском государстве и вече. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово‑вотчинной.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения. Так на Руси сложилась система «кормления» (была отменена лишь в середине XVI в.).
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина (мужи княжи и бояре). Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла внутреннюю и внешнюю политику князя. Младшая дружина носила общее название гридней; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными.
В Древней Руси судебные функции выполняли представители администрации, включая великого князя (например вирники, которые собирали уголовные штрафы за убийство, церковь и вотчинную юстицию).
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили систему налогов, дани. Уплата дани стала признаком подчинения (отсюда слово «подданный», т. е. находящийся под данью, обложенный ею). Дань собиралась путем полюдья.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.
Принятие христианства
Принятие христианства на Руси — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Причины принятия христианства:
1) Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2) Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен — единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
4) Решение экономических вопросов жизни государства, вопросов дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.
Принятие христианства имело огромное историческое значение:
— способствовало преодолению языческого изоляционизма восточных славян, объединению их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности;
— сыграло большую роль в идеологическом обосновании и укреплении власти киевских князей;
— христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов, формировала уважение к власти, ускорилось отмирание пережитков брачного права;
— повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось в просвещении, книгоиздательском деле. Принятие христианства способствовало зарождению каменного зодчества, возникновению иконописи, фресковой живописи. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Крупные церковные храмы (Софийский собор в Киеве и др.) становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси;
— ускорило развитие феодального способа производства;
— оказало влияние на развитие техники, ремесел и т. д.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. Православная церковь укрепляла светскую власть, что в итоге открывало дорогу деспотии.
Основные итоги
Киевская Русь — раннефеодальное государство с монархической формой правления. В течение IX-XIII вв. власть пережила сложную трансформацию. На этапе становления государства сложилась дружинная форма государственности: на базе княжеской дружины образовался примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Центральной фигурой этой формы государственности является великий князь, который больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. На этапе подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках великого князя, на решение князя влияет лишь часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии — бояре, которые составили совещательный орган — боярский совет.
Ведущее место в экономической жизни Киевского государства занимало сельское хозяйство. В лесостепной зоне в практику вводится паровая система земледелия с двупольным и трехпольным севооборотами. В лесной зоне распространялись подсечная и переложная системы.
Развивалось ремесло. Оно было распространено как в городах, так и в сельском хозяйстве. В XI-XII вв. начали появляться артели, корпорации ремесленников. Это обусловило развитие торговли. Крупнейшими торговыми путями в это время были: «греческий», связывавший Русь с балтийскими и черноморскими рынками; «соляной» и «железный», ведущие в Европу и на Кавказ. Торговля способствовала оживлению денежного обращения, начали чеканить собственные деньги — сребреники и золотники.
Определяющие черты этого этапа истории Киевской Руси:
— завершение формирования территории государства, перенос внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на их освоение и удержание под контролем;
— слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиление централизованной власти;
— замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным;
— активная реформаторская деятельность великих князей;
— внедрение и распространение государственной консолидирующей идеологии — христианства;
— появление писаного кодифицированного права;
— использование дипломатических методов решения международных проблем;
— рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.
Теории возникновения государства у восточных славян
- Норманнская (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев): создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян.
- Антинорманнская (славянская) (М. В. Ломоносов, Б. А. Рыбаков): отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.
- Центристская (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.): возникновение древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов.
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Первые упоминания о Руси.
Первое государство в землях восточных славян получило название “Русь”. По имени его столицы - города Киева ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто “Русь” или “Русская земля”. Откуда же возникло это имя?Первые упоминания имени “русь” относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к
V - VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки - росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы - русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.Проходят годы, имя “русь” все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В
IX в. имя “русь” упоминается в трудах польским пограничьем. В IX в. имя “русь” упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз. г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.От этого же времени доходят сведения об имени “русь” и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в “Повести временных лет” и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.
Летопись под
862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси”. Далее автор пишет, что “те варяги назывались русью”, точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет “русью”. “Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги
- это пришельцы, “находники”, а коренное население - словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, “сидят” на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. “А словеньский язык и русский одно есть”,
- пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.Таким образом, имя “русь” появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.
Надо вспомнить, что славянские племена овладели в
I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием “русины”, т. е. русые люди, в отличие от блондинов - германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих “русинов” передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает “адрес” этих русов-варягов - южные берега Балтики.Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то “ряд” или договор и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей. Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.
Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифического, как, например, весьма распространенная притча о трех братьях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.
На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в
XVIII -XX вв. создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры - именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников.Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до “призвания варягов”. Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на
том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в
IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться.“Военная демократия”. В
VIII - первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем -племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые “отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия
- война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет, - война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать - главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.Военный дух пронизывает весь строй жизни этого переходного
общества. Грубая сила, меч лежат в основе выделения одних и начавшегося принижения других. Но традиции старого строя еще существуют. Действует племенное собрание
- вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной. Сами выборы со временем превращаются в хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.Сам этот народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли “люди”
- “людины”. Это определение означает в единственном числе “свободный человек”. У восточных славян в таком же смысле использовалось название “смерд”, что означало “добрый человек”, т. е. зажиточный, свободный. Но среди “людей”, “смердов” стали выделяться “вой”, которые имели право и обязанность участвовать в войске и в народном собрании - “вече”. Вече в течение долгих лет оставалось верховным органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами - тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. В обществе, где преобладал ручной тяжелый труд, такими людьми были мужчины, главы больших патриархальных семей, так называемые “мужи”, они среди “людей” стояли на высшей общественной ступеньке. Женщины, дети, другие члены семьи {“челядь”} подчинялись “мужам”. Уже в это время в семье появился слой людей, находившихся в услужении, - “слуги”. На нижних ступенях общества обретались “сироты”, “холопы”, которые не имели семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых называли “убогими”, “скудными”, “нищими” людьми. На самом низу социальной лестницы находились “рабы”, занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении определенного срока отпускали их на волю и они оставались жить в составе племени.Таким образом, весь строй племенной жизни периода “военной демократии” был сложным, разветвленным. В нем четко наметились социальные различия.
Два русских государственных центра: Киев и Новгород. К концу
VIII - началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки. Этому способствовало и дальнейшее развитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиозная общность: большинство славян к этому времени молились уже одним и тем же языческим богам, и необходимость объединять военные усилия для отпора внешним врагам и организации дальних завоевательных походов.Центрами такого притяжения и объединения стали среднее
Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где группировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, по берегам Волхова, т. е- близ ключевых пунктов пути “из варяг в греки”. Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали лишь все более и более выделяться среди других крупных племенных союзов восточных славян.У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности. В основе этого лежало наиболее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках-ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тянулась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пунктом, прекрасно укрытым лесами от степных кочевников. В ту пору леса подходили к самому Киеву, и летописец отмечал, что здесь был “бор велик”. Здесь раньше, чем в других славянских землях, сложилась княжеская власть, заиграли мускулами боевые дружины.
На рубеже
VIII - IX вв. в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь. Точно так же его называли византийские, немецкие, арабские авторы.Боевые походы на юг и восток. К этому времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Руссы передвигались на быстроходных ладьях, которые могли идти и на веслах, и под парусами. Таким образом они покрывали огромные расстояния по рекам, Черному, Азовскому, Каспийскому морям. Из одного водоема в другой суда перетаскивались волоком, для чего использовались специальные катки.
С моря руссы повоевали южное побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Здесь с русским вождем приключилась беда. Победителя поразил недуг: лицо его “обратилось вспять”. И только прекращение насилий и грабежей, освобождение пленных по просьбе местных христиан привело к чуду: князь выздоровел и тут же принял крещение. До нас, пусть в легендарной форме, доходит известие о первом крещении
Руси, которое, несомненно, отразило общее стремление народов Европы к переходу к христианству вслед за принятием этой религии Франкской империей, королевствами Англии, другими государствами Европы. Русь в пору своих первых государственных шагов, задолго до создания единого государства, не стала здесь исключением. IX в. полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.Через несколько лет воинственные руссы вновь предприняли поход к черноморским берегам. На этот раз объектом нападения стал богатый византийский порт Амастрида
- тогдашний “Багдад” Малой Азии. Русская рать овладела городом, но затемзаключила мир со здешними жителями и ушла восвояси. В Малую Азию русское войско пришло на судах, пройдя мимо пролива Босфор, т. е. мимо стен Константинополя, штурмовать который русские вожди еще не решались.
Оба эти похода указали на то, что в Среднем Поднепровье рождалась новая мощная держава, которая сразу же определила свои основные военно-стратегические интересы, тесно связанные и с торговыми интересами, защитой и отвоеванием новых торговых путей.
Первое направление
- это овладение землями вдоль всего течения Днепра, затем движение к византийским колониям в Крыму, вдоль берегов Черного моря, которое с IX в. стало называться Русским морем. Все чаще через Северное Причерноморье русские дружины проходили в Приазовье и, минуя хазарские заставы, в низовья Волги, на Северный Кавказ и в Закавказье. Здесь Руси еще предстояло столкнуться с Хазарией.Второе направление
- это овладение землями вдоль западного побережья Черного моря, движение к устью Дуная с последующим нападением на Константинополь. 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли со стороны моря, высадились у самых стен византийской столицы и осадили город. Со страхом взирали вышедшие на крепостные стены греки, как по глади Босфора проплывали все новые и новые вражеские суда и новые толпы врагов лавиной шли на город. Они проходили мимо наглухо запертых ворот, мимо могучих константинопольских стен, по которым могла проехать боевая конница.Руссы застали греков врасплох. Их разведка донесла, что в это время византийская армия во главе с императором и флот ушли на борьбу с арабам-и. Но взять город у руссов не хватило сил
- их попытки взобраться на стены были отбиты. Началась осада, которая продолжалась ровно неделю. Затем начались мирные переговоры. Греки пошли на уступки: уплатили нападавшим огромную контрибуцию, обещались платить ежегодные денежные платежи, дали руссам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках. Был заключен мир между Русью и Византией, начался отсчет их дипломатических отношений. Русский князь и византийский император в личной встрече скрепили условия этого мира. А через несколько лет согласно этому же договору византийские священники крестили вождя руссов и его дружину. Это было уже вполне историческое крещение. В это же время - в 864 г. принял христианство и князь Болгарии Борис, которого также крестили византийские священники.Вскоре после этого русская рать появилась на берегах Южного Каспия. Это был первый известный нам поход на Восток по ставшей потом проторенной дороге: Днепр
- Черное и Азовское моря - Волга - Каспийское море.Одновременно киевские правители ведут борьбу с появившимися в причерноморских степях печенегами, предпринимают поход против дунайской Болгарии.
Киевские дружины появляются и на севере
- они пытаются подчинить полянам верховья Днепра, овладеть Полоцком, контролирующим путь по Западной Двине в Прибалтику. К этому времени киевские князья стали именовать себя титулом “каган” - точно так, как это делали суверенные правители Аварского и Хазарского каганатов.События в новгородских землях. Рюрик. В это время в северозападных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в верховьях Днепра назревали события, которым также суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых стали при-ильменские словени. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских правителей.
Варяги были изгнаны, но “встал род на род”,
- рассказывает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя -со стороны.Выбор пал на варяжских князей. Почему именно на них? Во-первых, рядом не было другой организованной военной силы. Во-вторых, варяги, являвшиеся, видимо, либо балтами, либо славянами с южного побережья Балтики, были близки ильменским словенам по языку, обычаям, религии. В-третьих, их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские
земли.Летописные источники под
862 г. сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить у ильменских словен, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде, где он “срубил” крепость; второй - в землях веси на Белоозере, а третий - во владениях кривичей в городе Изборске.Историки не раз обращали внимание на легендарный характер этих сведений, которые напоминают сказание о пришествии на правление трех братьев и у других европейских народов. Фольклор здесь допустим. Но ясно и то, что появление варяжского правителя в северо-западных землях является историческим фактом.
По некоторым летописным данным новгородские словени начали против Рюрика борьбу, которая, вероятно, разгорелась после того, как он превысил свои полномочия “арбитра”, “наемного меча” и взял всю полноту власти в свои руки. Но Рюрик подавил восстание и утвердился в Новгороде. После смерти братьев он
объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.
Таким образом, в восточнославянских землях к 60-м гг.
IX в. образовалось по существу два сильных государственных центра, каждый из которых охватывал огромные территории: Средне-Днепровский, полянский, во главе с Киевом и северо-западный во главе с Новгородом. Оба они стояли на знаменитом торговом пути, оба контролировали стратегически важные пункты, оба складывались с самого начала как многоэтнические государственные образования. Оба они со временем стали называть себя Русь: Русь южная, где в Киеве утвердилась местная полянская династия, и Русь северная, где власть взяли выходцы из южной Прибалтики.Соперничество за руководство над всеми славянскими землями между Новгородом и Киевом началось едва ли не сразу после создания этих двух государственных центров. Сохранились сведения о том, что часть славянской верхушки, недовольной Рюриком, бежала в Киев. В то же время Киев повел наступление на север и попытался отвоевать у Новгорода земли кривичей с Полоцком. Рюрик также вел войну за Полоцк. Назревало историческое противоборство между двумя складывающимися русскими государственными центрами.