Творческое мышление и методы его активации. §3
Процесс Управления Релизами состоит из следующих видов деятельности:
разработка политики в отношении релизов и их планирование;
компоновка и конфигурирование релизов;
тестирование и приемка релизов;
планирование развертывания релизов;
оповещение, подготовка и обучение;
распространение и инсталляция релизов.
В действительности эти виды деятельности не располагаются в хронологическом порядке. Определение политики и планирование релизов могут проводиться раз в полгода или в год, в то время как другие действия могут проводиться ежедневно.
Управление релизами
Успешное проведение Управления Релизами зависит от входной информации, поступающей из других процессов ITIL, и от взаимодействия с этими процессами (рис.
1). Главными являются интерфейсы со следующими процессами.
Управление Конфигурациями
Управление Конфигурациями отвечает за регистрацию доступных версий программного и аппаратного обеспечения в базе данных CMDB в качестве Базисных Конфигураций. Программы, включаемые в Библиотеку DSL, и аппаратные средства для DHS регистрируются в CMDB с согласованным уровнем детализации. Мониторинг статуса, выполняемый Процессом Управления Конфигурациями, отражает статус каждой Конфигурационной Единицы, например, «В активном использовании». «В разработке», «В тестировании», «В запасе» или «В архиве».
Управление Изменениями
Деятельность по распространению (тиражированию) релизов контролируется Процессом Управления Изменениями. Кроме того, Управление Изменениями гарантирует, чтобы было проведено адекватное тестирование релизов. Управление Изменениями также принимает решение о количестве изменений, которые могут быть скомбинированы в одном релизе. Управление Изменениями определяет процедуры, обеспечивающие авторизацию изменений, включая анализ степени воздействия и анализ необходимых ресурсов. В большинстве случаев Руководитель Процесса Управления Релизами несет ответственность за внедрение программных и аппаратных изменений и он обычно участвует в работе Консультативного комитета по изменениям.
Управление Уровнем Услуг
ИТ‐сервис обычно включает в себя инфраструктурное аппаратное обеспечение вместе со стандартным или разработанным собственными силами программным обеспечением. Управление Релизами отвечает за ввод в работу программных и аппаратных средств и отслеживает соглашения о доступности программных средств, заключенные в рамках Процесса Управления Уровнем Услуг.
Виды деятельности
На рис. 2 показаны виды деятельности в рамках Процесса Управления Релизами и их связи с жизненным циклом изменения.
Виды деятельности по управлению релизами
Виды деятельности
Выработка политики в отношении релизов и планирование Руководитель Процесса Управления Релизами разрабатывает политику в отношении релизов, определяя когда и каким образом производится конфигурирование релизов. Значительные релизы могут планироваться заранее, одновременно с присвоением номера версии, чтобы в определенные моменты времени можно было рассмотреть возможность внесения изменений. Руководитель Процесса Управления Релизами также определяет, на каком уровне Конфигурационные Единицы могут распространяться независимо друг от друга (релизные единицы). Это зависит от:
Потенциального воздействия релиза на другие компоненты.
Количества человеко‐часов и времени на компоновку и тестирование
раздельных изменений, в сравнении с усилиями, необходимыми для их объединения и одновременного внедрения.
Трудности инсталляции на местах пользователей. Возможно, что инсталлировать полную программу легче благодаря наличию для этого стандартных методов.
Сложности взаимосвязей между новым программным и аппаратным обеспечением и остальной частью ИТ‐инфраструктуры ‐ чем легче изолировать программные или аппаратные средства, тем легче их тестировать. Перед планированием релиза необходимо собрать информацию о жизненном цикле внедряемого продукта, а также обо всех подготовленных к сдаче в рамках данного релиза продуктах, описании соответствующих ИТ‐услуг и их уровней и данные об авторизации соответствующих Запросов на Изменения (RFC) и т. д. При планировании релиза рассматриваются следующие вопросы:
координация содержания релиза;
разработка графика ввода релиза;
согласование графика, территориальных объектов, на которых произойдет распространение релиза, и организационных единиц;
посещение объектов для определения реально используемых аппаратных и программных средств;
разработка плана оповещения (коммуникаций);
согласование ролей и ответственностей;
получение подробных коммерческих предложений и переговоры с поставщиками о новых аппаратных и программных средствах, а также услугах по их инсталляции;
разработка планов на случай возврата к исходному состоянию;
разработка плана обеспечения качества релиза;
планирование приемки релиза руководством и пользователями.
Результаты этой деятельности представляют собой часть плана проведения изменения и включают планы релиза, планы тестирования и критерии приемки.
Проектирование, компоновка и конфигурирование
Рекомендуется выработать стандартные процедуры проектирования, компоновки и конфигурирования релизов. Основой релизов могут быть наборы компонентов (Конфигурационных Единиц - CI), разработанные внутри организации или закупленные у третьей стороны и прошедшие этап конфигурирования. Руководства по инсталляции и конфигурированию релизов должны рассматриваться как часть релиза и в качестве Конфигурационных Единиц должны включаться в число объектов, находящихся под контролем Процессов Управления Изменениями и Управления Конфигурациями. Перед инсталляцией на месте рекомендуется настроить и протестировать все аппаратное и программное обеспечение в «лабораторных условиях». Компоненты программных и аппаратных средств необходимо тщательно конфигурировать и зарегистрировать, чтобы обеспечить возможность их многократного воспроизведения. Необходимо разработать рабочие инструкции таким образом, чтобы каждый раз воспроизводился один и тот же набор компонентов. Часто в резерве имеются стандартизированные аппаратные средства, которые используется только для компилирования или создания образов ПО. Для надежности желательно, чтобы эта часть процесса была автоматизирована. Необходимые для этого программные и аппаратные средства также попадают в сферу действия Процесса Управления Релизами. В среде разработки программ такая деятельность называется Управлением Компоновкой и входит в зону ответственности Управления Релизами.
План возврата к исходному состоянию
В плане возврата к исходному состоянию на уровне релиза в целом определяются действия, необходимые для восстановления услуг в случае сбоя во время внедрения (имплементации) релиза. Ответственность за разработку планов возврата несет Процесс Управления Изменениями, но Управление Релизами должно оказывать в этом помощь для обеспечения практической реализуемости этих планов. В частности, при внедрении пакетного релиза, объединяющего несколько Запросов на Изменения (RFC), может возникнуть необходимость координации различных планов возврата для этого релиза. Если возникает сбой Полного релиза или Дельта‐релиза, рекомендуется свернуть релиз полностью до Прежнего стабильного состояния. На случай невозможности полного свертывания релиза должны существовать Планы восстановления на случай чрезвычайных обстоятельств для возобновления предоставления услуг. Требования плана возврата к исходному состоянию, такие как создание резервных копий и обеспечение запасного сервера, рекомендуется выполнять заранее. В случаях, если внедрение может занять больше времени, чем предполагается, и если задержка может поставить под угрозу нормальное предоставление услуг, в план возврата должен включаться крайний срок, определяющий время приведения в действие плана возврата. Это требуется для своевременного возобновления услуг (например, не позднее 7:00 в понедельник). План возврата к исходному состоянию должен включаться в анализ рисков изменения и должен быть одобрен пользователями. Реальная компоновка релиза может включать компилирование и связывание программных модулей, или наполнение баз данных тестовыми данными, или такими данными, как таблицы почтовых индексов, налоговых ставок, часовых поясов и валютных курсов, а также информацией о пользователях. Часто это выполняется автоматизированными инсталляционными скриптами, хранящимися в Библиотеке DSL вместе с планами возврата. Полные релизы должны отражаться в базе CMDB как Стандартные Конфигурации для облегчения конфигурирования в будущем. Планы тестирования должны включать тестирование и приемку по качеству программного и аппаратного обеспечения, процедур, инструкций по операционной деятельности и сценариев (скриптов) развертывания перед выходом релиза и, возможно, оценочные испытания после внедрения релиза. Должно также проводиться тестирование инсталляционных скриптов. Для этого требуется следующая информация:
определение релиза;
график ввода релиза;
инструкции по конфигурированию и компоновке релиза;
описание позиций, требующих приобретения или лицензирования, с
приложением графиков закупки;
автоматизированные инсталляционные скрипты и планы тестирования;
исходные копии кодов программ для включения в библиотеку DSL;
планы возврата к исходному состоянию.
Планирование внедрения
Составленный на предыдущих этапах план теперь дополняется информацией о действиях по внедрению.
Планирование развертывания релиза включает:
составление графика, а также перечня задач и требуемых людских ресурсов;
составление перечня инсталлируемых и снимаемых с использования Конфигурационных Единиц, с указанием способа вывода из операционной среды;
составление плана действий для каждого территориального объекта с учетом запаса времени на развертывание и часовых поясов, если речь идет о географически распределенных организациях;
рассылку уведомлений о релизе и другие контакты с вовлеченными сторонами;
составление планов закупки аппаратного и программного обеспечения;
закупку, размещение на хранение, определение и регистрацию всех новых CI для данного релиза в базе CMDB;
планирование встреч с руководством, управляющими подразделениями, персоналом по Управлению Изменениями и представителями пользователей.
Существует несколько способов осуществления развертывания:
полное развертывание релиза ‐ подход «большого скачка»;
поэтапное развертывание релиза, включающее несколько разновидностей:
- функциональное наращивание, когда все пользователи получают
одновременно новые элементы функциональности;
- наращивание по объектам, когда развертывание ведется от одной группы
пользователей к другой
- эволюционное развертывание с поэтапным расширением
функциональности.
Оповещение, подготовка и обучение
Персонал, находящийся в контакте с заказчиками (Служба Service Desk и Управление Взаимоотношениями с Заказчиками - CRM), операционный (обслуживающий) персонал и представители пользователей должны быть в курсе планов внедрения и его возможных последствий для повседневной деятельности. Для этого можно организовать совместное обучение, сотрудничество и совместное участие в приемке релиза. Необходимо согласовать распределение ответственностей, с соответствующим уведомлением каждого. При поэтапном развертывании релиза пользователи должны быть проинформированы о планах и времени, когда для них будут доступны новые функции. Необходимо заранее информировать весь задействованный персонал об изменениях в Соглашения> об Уровне Услуг (SLA), Операционных Соглашениях об Уровне Услуг (OLA) и Внешних Договора> (UC).
Распространение релизов и инсталляция
Управление Релизами осуществляет мониторинг процессов логистики/материально‐технического обеспечения по закупке, хранению, транспортировке, поставке и передаче программного и аппаратного обеспечения. Этот процесс поддерживается процедурами, регистрационными записями и такими сопроводительными документами, как упаковочные листы, что необходимо для предоставления достоверной информации в Процесс Управления Конфигурациями. Склады аппаратного и программного обеспечения должны быть надежными и доступными только для авторизованного персонала.
Для распространения и инсталляции программного обеспечения рекомендуется, по возможности использовать автоматизированные инструментальные средства. Это позволит сократить время, необходимое для распространения ПО, и повысить качество при сокращении затрат на ресурсы. Часто такие инструментальные средства также облегчают проверку успешности инсталляции. Перед началом любой инсталляции необходимо проверить, удовлетворяет ли среда, где предполагается внедрение релиза, необходимым требованиям, таким как достаточное дисковое пространство, безопасность, требованиям к окружающей среде или ограничениям эксплуатационных условий, например кондиционирование воздуха, площадь помещения, источники бесперебойного питания (UPS), сете вое питание и т. п.
После инсталляции необходимо обновить информацию в базе данных CMDB для облегчения проверки лицензионных соглашений.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ |
Рубрика (тематическая категория) | Логика |
ЛЕКЦИЯ № 3
3.1.МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
Случай при решении творческих задачи и (изобретательстве) имеет большое значение. Но для того, чтобы случайность состоялась, крайне важно, чтобы она произошла с подготовленным человеком и в том момент, когда он решает соответствующую случаю задачу. Чтобы увеличить вероятность встречи с нужной случайностью, следует увеличить количество собственных действий, экспериментов и проб.
Метод проб и ошибок - ϶ᴛᴏ самый древний метод создания технических систем (метод решения любых творческих задач). Метод подкупает своей простотой и надежностью – взял, примерил, отбросил и т.д. Метод проб и ошибок и сегодня остается самым распространенным среди изобретателей и рационализаторов.
Выявлено, что для того, чтобы сделать этим способом хотя бы одно изобретение среднего уровня, требуется совершить многие сотни и даже тысячи проб. Талантливый изобретатель успевает в уме за короткое время перебрать десятки, а то и тысячи вариантов.
Т.Эдисон, использующий в своем творчестве в основном метод проб и ошибок. Чтобы увеличить эффективность данного метода А. Эдисон создал целый институт экспериментаторов, которые искали нужный материал для нити накаливания электрической лампы, провели многие тысячи опытов.
Но к середине ХХ века стало очевидно, что даже самое полное использование людских ресурсов не может обеспечить необходимых темпов производства изобретений.
Возникла крайне важно сть в разработке технологии (методологии) производства изобретений.
Долгое время внимание исследователей было сосредоточено на психологии изобретательства. Считалось (да и по сей день считается), что главное - ϶ᴛᴏ мыслительные процессы, происходящие в мозгу изобретателя. Исследуя их, надеялись понять, как проявляется новая идея. Но существенных успехов на этом пути не было достигнуто. Нужен был другой подход.
3.2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. В случае если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки).
Метод прямой мозговой атаки. Основателем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном деле, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.
А Осборн считал, что творческие способности есть у всех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.
Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив , состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа ʼʼгенераторов идейʼʼ только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа ʼʼэкспертовʼʼ выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.
В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением.
В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта.
В группу генераторов идей желательно включить:
Специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;
Людей ʼʼсо стороныʼʼ, не имеющих никакого отношения к решаемой задачи;
Женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.
Правила для участников мозговой атаки таковы:
Нужно стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в т.ч. фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. ʼʼБезумныеʼʼ идеи - ϶ᴛᴏ катализаторы, без которых не возникнут ʼʼцепныеʼʼ реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям;
Во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей;
Способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры;
Нужно стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи;
Между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.
Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака.
Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.
Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1,5 – 2 часа, из которых:
1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки;
3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут;
4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей.
Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за ʼʼкруглымʼʼ столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем.
Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта͵ который требуется улучшить.
Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в чересчур прагматическом и узком направлении. Вместе с тем, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса.
После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.).
Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы:
1) наиболее приемлемые и легко реализуемые;
2) наиболее эффективные и перспективные;
3) малозначимые.
Двойная прямая мозговая атака. Суть метода состоит в следующем. Всем участникам заранее высылаются пригласительные билеты, в которых указана цель и основные правила предстоящей сессии. Оптимальное количество участников от 20 до 60 человек. Продолжительность сессии 5-6 часов. Работа идет в четыре этапа:
1 этап : осуществляется постановка творческой задачи.
2 этап : коллективное генерирование идей по правилам прямой мозговой атаки.
3 этап: во время перерыва (1,5 – 2 часа) участники сессии в непринужденной обстановке обсуждают и критикуют идеи, высказанные на втором этапе.
4 этап: после перерыва вновь происходит коллективное генерирование идей, но с учетом высказанных в перерыве критических замечаний.
Метод обратной мозговой атаки. В его базе лежит закономерность прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, согласно которой переход к новым образцам и поколениям техники происходит путем выявления и устранения недостатков (дефектов) в уже существующих. В отличие от метода прямой мозговой атаки, целью этого метода является составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта путем всесторонней, ничем не ограниченной критики. На сеансе обратного мозгового штурма ведется анализ слабых мест и дефектов объекта (технологического процесса, машины или ее узла и т.д.), которые крайне важно устранить. После рекомендаций экспертов проводится прямой мозговой штурм по ликвидации и устранению вскрытых недостатков.
Метод обратной мозговой атаки направлен в основном на усовершенствование и доработку имеющихся технических решений.
Метод массовой атаки. Метод предназначен для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы (5-6 человек в группе). При этом назначается руководитель всей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Оперативные группы проводят самостоятельные сессии по методу прямого мозгового штурма. Обычно для работы групп дают 15 минут. Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать время, выделенное для их генерирования.
Основной недостаток метода: большие ʼʼинформационные шумыʼʼ и ответвление внимания отдельных участников из-за большого количества людей, присутствующих в аудитории.
3.3.МЕТОД ИНВЕРСИИ
Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Стоит сказать, что для него характерны выражения: перевернуть вверх ʼʼногамиʼʼ, вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата͵ если будем его исследовать изнутри. В случае если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.
Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.
Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.
К примеру, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, к примеру, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.
Другой пример.
Размещено на реф.рф
Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассматривать данный же объект с внутренней стороны.
Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести ʼʼВне Землиʼʼ он писал, что ʼʼпридумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…ʼʼ.
Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины ʼʼобъединяетʼʼ в процессе мышления ʼʼсвязанные противоположностиʼʼ анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта͵ увеличение или, напротив - уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), в случае если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала.
Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.
Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" 2017, 2018.
Методы поиска идей и принятия решений
Именно методы и системы "думания" позволяют умным людям находить новые идеи и решать возникающие проблемы. Освоив способы мышления умных людей, даже вы, извините, сможете делать тоже самое - решать и изобретать.
Существует множество методов поиска новых идей и решения проблем. С условно их можно разделить на три группы:
1. Методы активизации мышления.
2. Методы систематизированного поиска.
3. Методы направленного поиска.
Каждый из приведенных в данном разделе методов имеет целью облегчить поиск идеи для решения стоящей задачи по сравнению, методом "Три П"(пол, потолок, палец) или с методом "набивания шишек"("проб и ошибок"), которыми обычно пользуется основная масса населения. Целесообразность применения того или иного метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи и личных предпочтений человека. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.
Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.
Методы психологической активизации мышления
Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.
Методы поиска новых идей и решений
«Современные технологии управления персоналом». 2003. № 3. Стр. 37-43.
«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».
Альберт Эйнштейн
Самые сильные идеи и элегантные решения представляются простыми, очевидными, «лежащими на поверхности" только после того, как кому-то уже пришли в голову. Мы с завидным постоянством бьемся о стену собственных стереотипов, не замечая открытых выходов и новых возможностей. Сколько же шишек было набито падающими с деревьев яблоками, пока, наконец, одно счастливое яблочко не упало на нужную голову?
Как вообще рождаются на свет новые идеи? Каковы механизмы творческого озарения? Что делает человека гением? Дар ли это Божий, особая ли комбинация генов, результат ли счастливо сложившихся жизненных обстоятельств либо все вместе, либо что-то принципиально иное?
Увы, несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок , названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.
Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для бизнеса. В самом деле, кто же откажется придумать новый продукт, который сразу же привлечет внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? Например, супер-Солонку.
Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты - Если сделать так?… нет это уже было. Или так?… тоже не то. А если этак?… не подходит. И так далее. И мучиться ему до тех пор, пока однажды он не проснется с воплем «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события, даже возможно, что столько не живут.
Что делать? Пожалуй, стоит обратиться к сокровищнице опыта человечества, ведь изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы:
- Методы, основанные на психологической активизации творческого мышления
- Методы, систематизирующие и активизирующие перебор вариантов
- Методы целенаправленного решения творческих задач
Психологическая активизация творческого мышления
Все методы этой группы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. Наиболее широко известен метод «мозгового штурма» , предложенный А. Осборном (США) ещё в 40-х годах. "Мозговой штурм" - это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея - снятие боязни «ляпнуть что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально «заряжает» всех участников.
Собираем группу заинтересованных в создании супер-Солонки товарищей, запираем их в помещении и - «время пошло!». Кульминационный момент штурма - его пик, когда идеи начинают бить ключом, а краснолицые возбужденные участники орут, перебивая друг друга, что явно свидетельствует о раскрепощении их сознания. Все идеи, включая самые бредовые, фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков», скрупулезно отделяя зерна от плевел. Согласно статистике, около 15 % идей должны оказаться перспективными для создания супер-Солонки.
Еще можно провести "Корабельный совет" , который также является методом коллективного поиска идей, но отличается от «мозгового штурма» меньшей демократичностью и более строгим соблюдением установленных правил. Слово участникам по очереди предоставляет «Капитан» согласно их статусу. Свои соображения по поводу супер-Солонки высказывают последовательно помощник менеджера, менеджер, старший менеджер, главный менеджер и т.д.
«Капитан» задаёт вопросы, отбирает лучшие идеи, предоставляет слово для критики и подводит итоги. От «Капитана», главным образом, и зависит успех «Корабельного совета» - от того, насколько он сумеет настроить участников на активный поиск решения проблемы, создать деловую и творческую обстановку. «Корабельный совет» оказывается подходящим средством при решении проблем в экстремальных ситуациях, при дефиците времени, например, при условии, что в понедельник всех уволят, а лучше, вздернут на рее, если новой идеи получить не удастся.
К менее известным методам психологической активизации творческого мышления относится использование аналогий, в том числе метод «Синектика». Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году, он использует свойство нашего мозга устанавливать ассоциативные связи (вспомним героиню Агаты Кристи Мисс Марпл, которая лихо раскрывала самые запутанные преступления, основываясь на аналогиях). Известно несколько видов аналогий, и каждая может быть использована для поиска идеи супер-Солонки.
Прямая аналогия - используются готовые решения аналогичных задач в других областях знаний, с последующей их адаптацией. Подумаем, что может быть аналогом солонки, например, в медицине? Да физраствор (та же поваренная соль, но растворенная в воде), который обычно вводится в организм через иглу из шприца или капельницы. Ну, вот уже и получили идею новой солонки с концентрированным солевым раствором, который выдавливается через узкое отверстие, причем эту плодотворную идею можно развивать дальше.
Личная аналогия - предлагается войти в роль изобретаемого объекта, сконцентрироваться на ощущениях и путях решения проблемы. Воображаем себя общепитовской солонкой с дырявой металлической крышкой на голове и прислушиваемся к внутренним переживаниям. Да, не очень-то приятно, когда тебя трясут вниз головой над тарелкой с горячим супом. Куда комфортнее находиться в естественном положении. Есть! Новая солонка должна иметь дозатор и отверстие с нижней стороны - нажимаешь сверху на кнопочку, снизу открывается крышечка и адекватная порция соли высыпается в тарелку. Очень интеллигентно и никакого риска ошпариться.
Фантастическая (сказочная) аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи. Присаживайтесь поудобнее, я расскажу Вам сказку. Случилось это в те далекие времена, когда не было еще у людей солонок. И когда им нужна была соль, приходили они к великану Соленому утесу и откалывали от него огромными топорами куски каменной соли, а дома потом дробили эти куски молотком на более мелкие кусочки. В одной бедной семье кончилась соль, но некому было пойти к Утесу, потому что папа работал, а мама заболела. Тогда двое маленьких детей пошли к Утесу сами, да только не хвалило у них сил отколоть даже самого крошечного кусочка. Погоревали они сначала, а потом подумали и решили спеть Утесу неприличные частушки. Засмеялся Утес, захохотал, да так, что слезы брызнули из его глаз, и каждая слеза его превратилась в соленую бусинку. Собрали умные дети эти бусинки и отнесли их домой. Вот так и появилась на свет еще одна идея.
Да уж, не так-то это легко, пользоваться аналогиями, и, главное, этот прием не избавляет от мучительных творческих поисков. А нет ли какого-нибудь способа попроще, чтобы не очень напрягаться? Конечно, есть - для этого и существуют психотехники активизации творческого мышления . «Вы отдыхаете, а Ваше подсознание делает всю работу за Вас!».
Особенно эффективными для активизации творческого мышления могут быть техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), и самой простой из них является «якорение ресурсов» . Суть этой техники в том, чтобы сознательно и в нужный момент вызывать и использовать свои психологические ресурсы, например, состояния творчества, мастерства, совершенства. Для того, чтобы создать «якорь», необходимо вспомнить случаи из своей жизни, когда такой ресурс проявлялся наиболее интенсивно. Для наших целей подходят ситуации, в которых мы фонтанировали идеями, легко генерировали блестящие решения, были переполнены творческими силами и вдохновением. Затем погружаемся в воспоминания, воспроизводим то свое ресурсное состояние и переживаем его заново. Выбираем якорь - своеобразную «кнопочку», которая будет запускать нужное состояние. Это может быть тактильное ощущение, звук, зрительный образ. Далее проделываем следующее.
Возвращаемся ещё раз в переживание ресурсного состояния творчества и, дождавшись пика его интенсивности, ставим якорь, например, прикасаемся к точке на кисти руки. Повторяем несколько раз. Проверяем - если якорь установлен - прикосновение к выбранной точке на кисти руки автоматически воспроизводит ресурсное состояние творчества. Далее - фонтанируем идеями.
Более глубинной техникой является рефрейминг . Слово "рефрейминг" дословно означает «вставить в новую рамку», оно используется в НЛП для обозначения процесса изменения восприятия ситуации. "Выход за рамки" своих и коллективных стереотипов - основа любого творчества. Для проведения рефрейминга нужна уже некоторая подготовка или помощь НЛПера, но и результаты, право же, того стоят.
Один из постулатов НЛП гласит, что то, что способен сделать хоть один человек на свете, способен повторить и другой. НЛП-еры изучают творчество выдающихся деятелей и снимают с них модели. Очень полезной может быть Стратегия творчества Уоллта Диснея , описание которой можно найти в специальной психологической литературе. Суть ее в том, что как при «мозговом штурме», процесс генерации новых идей отделяется от их критики, чем снимаются внутренние барьеры. Уоллт Дисней мысленно расставлял по углам своей комнаты трех персонажей - Мечтателя, Критика и Реалиста. Затем воплощался поочередно в каждого из них. Встав на место Мечтателя, он придумывал новые идеи, предавался фантазиям. Переместившись в угол Критика, искал недостатки и слабые места, в пух и прах разбивая радужные замки Мечтателя. Переходя в угол Реалиста, Дисней взвешивал все «за» и «против» и искал оптимальный вариант. Эффективность такой стратегии доказана всей карьерой У. Диснея, проделавшего путь от бедного мультипликатора до создателя многомиллиардной империи и ставшего одним из самых успешных бизнесменов мира.
Ещё более глубинные техники, основанные на невероятных возможностях нашего подсознания, основаны на использовании трансовых состояний . Со стороны это выглядит следующим образом. Сформулирована цель - придумать супер-Солонку. После нескольких туманных фраз, сказанных специалистом или самим подопытным, на непродолжительное время происходит «отключение» последнего от реальности, а затем его возвращение назад уже с готовой идеей великолепной супер-Солонки. Обыкновенное чудо свершилось.
Тем же, кто не ищет лёгких путей, привык действовать осознанно и с опаской относится к вышеописанным манипуляциям, можно порекомендовать использовать
Большинство из методов активизации творческого мышления (методов поиска идей) зародилось в теории решения изобретательских задач и с успехом используется для поиска новых альтернатив решения.
Метод мозгового штурма , который известен также под названиями «мозговая атака», «коллективная генерация идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями», предполагает коллективную генерацию большого количества идей, которые могут рассматриваться как альтернативные решения проблемы. 50 Этот метод был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном. 51
Рассматриваемый метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение.
Для того, чтобы метод мозгового штурма был максимально результативным, необходимо строгое соблюдение ряда условий:
Во-первых , всех участников решения проблемы необходимо предварительно разделить на две группы: «генераторов идей» и «критиков». Это связано с тем, что одни люди больше склонны к генерации идей, другие к их критическому анализу. Задача «генераторов идей» - выдвинуть как можно больше предложений по поводу решаемой проблемы. Среди полученных идей может оказаться много фантастических и даже абсурдных.
Задача «критиков» заключается в систематизация и критическом анализе полученных предложений с последующим отбором среди них наиболее ценных идей, используемых для решения проблемы.
Во-вторых , при проведении мозгового штурма необходимо придерживаться определенных правил: 52
Полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений;
Отказ от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение;
Требование высказывать как можно больше разных идей;
Рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства;
Краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования;
Право каждого из участников выступать много раз;
Предоставление слова прежде всего тем лицам, у которых возникла идея под влиянием предыдущего выступления;
Запрет на зачтение списка предложений, подготовленных заранее.
Выделяются шесть основных этапов проведения мозгового штурма : 53
1. Подготовительный этап. На этом этапе формируются группы участников мозгового штурма. Как показывает опыт, оптимальная численность группы «генераторов идей» составляет 10-15 человек. Группа «критиков» может насчитывать до 20-25 человек. Наиболее жесткие требования предъявляются к персональному составу первой группы. Главными критериями отбора в эту группу являются широкая эрудиция, гибкость мышления, воображение, склонность к фантазированию, а также разнообразие профессий, квалификации и опыта участников. Группа «критиков», как правило, формируется из числа узких специалистов, обладающих аналитическим складом ума и трезво оценивающих реальные возможности осуществления предложенных идей.
2. Постановка проблемы, в ходе которой участники мозгового штурма должны ознакомиться с решаемой проблемой и настроиться на активную мыслительную деятельность, для этого организаторы предоставляют им подробное описание проблемной ситуации.
З. Генерация идей. Организаторы мозгового штурма должны создать атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Обстановка, в которой проводится обсуждение, должна способствовать открытому и свободному высказыванию различных идей, мнений и предположений.
Вначале каждый член группы работает самостоятельно, обдумывая поставленную проблему. Затем ведущий дискуссии просит участников высказываться. При этом он может использовать принудительный опрос, чтобы быстрее их активизировать. После этого процесс генерации идей развивается, как правило, спонтанно и лавинообразно. Очередной выступающий зачитывает свои идеи, остальные слушают и записывают на отдельных карточках новые идеи, возникшие под влиянием услышанного. Поток новых идей нарастает подобно снежному кому. Идеи каждого из участников порождают в умах остальных специфическую реакцию, которая в силу запрета критики формируется как новая, отсутствующая идея. Наибольшую ценность имеют идеи, которые непосредственно связаны с ранее высказанными мыслями или возникли в результате их объединения.
Эффективность мозгового штурма поразительна. Исследования показывают, что коллективное мышление в условиях запрета критики производит на 70% больше ценных идей, чем простая сумма идей, полученных индивидуально. За 1 час работы группа может выдвинуть до 150 новых идей [Джонс, 1986]. Это объясняется основной концепцией мозгового штурма - дать новым идеям выход из подсознания.
4. Систематизация идей, для этого необходимо выполнить следующие действия:
Составить общий список всех высказанных идей;
Сформулировать каждую идею в общепринятых терминах;
Выявить повторяющиеся и дополняющие идеи, которые затем следует объединить в одну комплексную идею;
Сформулировать признаки, по которым различные идеи можно объединить в группы;
Систематизировать и сгруппировать идеи;
В каждой группе идеи записываются от более общих к более частным, дополняющим или развивающим общие идеи.
5. Критика идей. Здесь начинает работать группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, благодаря чему происходит «разрушение» неперспективных и нереалистичных идей. Основной принцип - рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые опровергают обсуждаемую идею.
6. Разработка альтернатив . Это заключительный этап, на котором производится оценка всех полученных идей, контр-идей и критических замечаний, с тем, чтобы составить окончательный список практически приемлемых альтернатив, направленных на решение проблемы. С этой целью разрабатывается перечень показателей для оценки реалистичности и приемлемости каждой идеи. Например, идеи могут оцениваться по таким показателям, как оперативность, человеческие ресурсы, технологии, затраты финансовых средств, полезный эффект, этические и правовые аспекты. В окончательный список попадают только такие идеи, которые удовлетворяют всем установленным ограничениям. Эти идеи играют роль альтернативных вариантов выбора и предъявляются ЛПР для более глубокого анализа и принятия решения.
Пример возникновения идей в процессе мозгового штурма представлен ниже (печатается по 54)
В книге Дж. Диксона «Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений» приведены протоколы нескольких мозговых штурмов. Вот отрывок из одного протокола, зафиксировавшего решение задачи о том, как при сортировке отделить зеленые (незрелые) помидоры от созревших:
Том: Мы сортируем их по цвету. В данном случае, вероятно, нужно применить индикатор цвета.
Эд: Излучательная или отражательная способность. Зеленый помидор должен иметь большую отражательную способность, чем созревший.
Дейв: Твердость. Мы надавливаем на них слегка или притрагиваемся к ним.
Дик: Электропроводность.
Том: Сопротивление электрическому току.
Дейв: Магнетизм!
Дик: Размер. Разве зеленые помидоры не меньше по размеру?
Эд: Вес. Созревшие помидоры будут тяжелее.
Том: Размер и вес должны быть связаны друг с другом.
Дейв: Размер и вес дают плотность.
Эд: Удельный объем.
Том: В зрелых помидорах много воды, потому они имеют удельный объем воды.
Дейв: Они плавают или тонут?
Дик: Может быть, сортировать их по плотности – в зависимости от того, плавают они в воде или тонут?
Необязательно в воде, может быть, и в другой жидкости.
Метод мозгового штурма имеет много разновидностей и модификаций. В частности, одним из его вариантов является так называемый метод 635 , характеризующий фиксированным числом участников и определенной процедурой взаимодействия между ними на этапе генерации идей.
В работе группы принимают участие 6 человек. Каждому из них выдается специальный бланк сбора идей. Все участники записывают в свой бланк по 3 основные идеи и передают его по кругу следующему участнику, который изучает полученный бланк и дополняет его тремя новыми идеями и т.д. После 5 итераций (повторов) все бланки заполняются и в итоге содержат 108 идей, которые передаются «критикам». Практика использования метода 635 показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными. 55
Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с их коллективной оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом: каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней.
В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.
Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение - всеми членами группы. 56
Метод лестницы – метод поэтапного «связывания идей», в ходе которого участников процесса принятия решения стимулируют высказать свои идеи. 57 В начале 2 человека самостоятельно работают над задачей и затем встречаются, чтобы представить полученные результаты и вместе обсудить их. Между тем третий человек также работает над задачей и на следующем этапе представляет свои результаты группе из двух человек и так дальше, до тех пор, пока не соберется вся группа, чтобы вместе прийти к какому-либо решению. Новый участник группы должен представить свои идеи, независимо от того, что уже знает группа, которая уже обсудила подлежащую обработке задачу.
Метод лестницы приводит к успеху тогда, когда у самостоятельно работающего человека достаточно времени для работы над задачей до ее представления группе, и у группы достаточно времени на дискуссию. Преимущество этого метода в том, что каждый участник группы должен генерировать собственные идеи, при этом он не испытывает на себе влияние группы. С другой стороны, преимущество существует и для группы - у нее есть возможность не останавливаться на одном решении, а постоянно получать новые точки зрения.
Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относятся: метод синектики, метод фокальных объектов, метод генерирования случайных ассоциаций.
Метод синектики - это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой атаки», так и метода аналогий и ассоциаций. Данный метод предназначен для разработки альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогий решаемой задаче. Само слово «синектика» - неологизм, означающий объединение разнородных элементов. 58
Разработчиком метода синектики является У.Гордон, который, проанализировав записи групповой работы изобретателей, заметил, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни. 59
В отличие от мозгового штурма целью синектики является не увеличение количества идей, а формирование небольшого набора альтернатив (даже единственной альтернативы), решающих данную проблему.
План действий при использовании метода синектики заключается в следующем:
Тщательно подбирается группа «синекторов», состоящая из 5-7 человек, которые отбираются по критериям гибкости мышления, диапазона знаний и практического опыта (предпочтение отдается людям, менявшим профессии и специальности), контрастности их психологических типов, общительности и подвижности.
Этой группе предоставляется возможность попрактиковаться в использовании аналогий, чтобы ориентировать активность мозга на решение предложенной проблемы.
После выработки навыков совместной работы группа синекторов приступает к систематическому решению сложных проблем, которые передаются ей руководителем организации; на решение каждой проблемы методом аналогий обычно требуется несколько недель при полном рабочем дне.
Результаты работы «синектической» группы представляются заказчику (руководителю) для оценки и внедрения.
В процессе работы «синекторы» используют аналогии четырех типов:
- Прямые аналогии (реальные). Их часто находят в природе путем наблюдения и изучения биологических процессов в животном и растительном мире. Например, наблюдение за полетом птиц, вероятно, привело человека к идее создания первых самолетов.
- Субъективные аналогии (телесные). Эти аналогии порождаются двигательными рефлексами и ощущениями человека, которые по своей природе хорошо организованы, и их осмысление может подсказать интересную идею. Например, можно вообразить свое тело на месте нового технического устройства, «почувствовать себя им» и представить, как бы мы работали и что бы испытывали в этом качестве.
- Символические аналогии (абстрактные). К ним относятся метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, и возникает новое качество, понятие или процесс, например устье реки, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить конкуренцию и т.д.
- Фантастические аналогии (нереальные). Использование таких аналогий означает попытку представить вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, хотелось бы, чтобы компьютер легко воспринимал человеческую речь и мгновенно по нашему желанию решал задачи любой сложности, или хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля.
Пример использования синектического метода приводится по учебному пособию Шеметова П.В. и коллектива авторов. 60
Одна швейцарская фирма попросила ученых из компании Meyer-Hentschel помочь сделать ее магазины более удобными для пожилых покупателей. А как понять, что нужно старушке? Для этого был создан Age Explorer – костюм, похожий на наряд мотогонщика, имитирующий болезни и проблемы пожилых людей. В шлем вмонтированы затычки для ушей, перед глазами – защитное стекло, которое делает мир мутным и уныло желтоватым. Более того, все суставные соединения костюма сделаны тугими, а перчатки имитируют артрит. Испытателями стали 4500 человек. Большинство – представители бизнеса. Оно и понятно: мир стремительно стареет и бизнесмены изучают новый рынок – делают ортопедические лыжные ботинки и мобильные телефоны, удобные для пораженных артритом пальцев. Но есть у Age Explorer и другое предназначение. Ученые надеются, что они научат молодежь понимать, как несладко приходится в этом мире пожилым.
Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.
Метод фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и потому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, способов управления. 61 Ряд авторов считают метод фокальных объектов частным случаем синектики.
Пример использования метода фокальных объектов приводится по учебному пособию Шеметова П.В. и коллектива авторов. 62
Принцип использования метода фокальных объектов
При разработке номера с дрессированными животными в цирке в качестве слов – объектов переноса использовались различные слова, среди которых было и слово «шуба». В результате номер представлял из себя следующее. На арену выходит женщина в столь великолепной, украшенной лисьим воротником шубе, что невольный вздох восхищения проносится по рядам зрителей. Но вдруг звучит хлопок – и «шуба», распадаясь на множество живых зверьков, стремглав исчезает за кулисами. Туда же с большим достоинством удаляется и недавний «воротник».
Метод генерирования случайных ассоциаций (метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА)) является развитием метода фокальных объектов. Автором метода является Буш Г.Я., разрабатывавший приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач.
Метод предполагает наличие двух списков: списка объектов и списка признаков. На основании этих списков формируется третий список – список связей объектов и признаков. Используются случайные комбинации объектов и признаков, в результате чего формируются случайные ассоциации.
Метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий также достигается за счет использования синонимов объекта.
Таким образом, в состав методов активизации творческого и ассоциативного мышления входят:метод «мозгового штурма», «метод 635», метод «коллективного блокнота», метод «лестницы», методы «ассоциаций и аналогий».
Задание 3 . Каким образом можно использовать метод ассоциаций при решении задачи выпуска нового вида продукции в организации?
Как вы думаете? Мы часто слышим этот риторический вопрос, но никогда не задумываемся о его сути. А действительно – как? В раннем детстве родители помогают нам научиться ходить, говорить, в школе педагоги учат писать, читать, считать. Но учат ли нас думать? Это случается крайне редко, потому что большинство педагогов просто не знают, как этому научить.
А ведь согласитесь, мышление – очень важный психический процесс, можно сказать, определяющий нашу человеческую сущность. Но, может быть, человек от рождения обладает этой способностью и учить его ничему не нужно, просто кто-то рождается более умным, кто-то менее?
В различной литературе и на сайтах интернета можно найти много информации о том, как правильно организовать внимание, как научиться эффективно использовать , а вот об управлении информации практически нет. Почему? Потому что и сами ученые толком не разобрались в том, что такое мышление.
Тайна рождения мысли
Определение мышления как опосредованной психической деятельности по анализу, обобщению и синтезу информации не делает этот процесс понятнее. Как рождается мысль – до сих пор остается тайной.
Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Прохождение импульса вызывает возникновение связей между волокнами нервных клеток и образование нейронных сетей. Чем больше импульсов проходит по цепям нервных волокон, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).
Это все кажется вполне понятным. Но где здесь мысль? Вот это-то до сих пор и неясно. Ведь наши мысли – это сложные системы образов, чувств, слов, они подвижны и чрезвычайно разветвлены. Человек очень редко думает только об одном, обычно в его мозгу крутятся сразу несколько мыслей. Одна выходит на первый план, но остальные не исчезают в глубине нейронных сетей. Мы можем думать одновременно над темой доклада на совещании и о том, что пора бы начальнику подкинуть премию, потому что сыну надо новую спортивную форму, и не забыть бы обновить абонемент в свой спортклуб, а еще вспоминаем, что у свекрови день рождения. И так далее. Мысли накручиваются друг на друга как снежный ком и не поддаются попыткам их организовать.
Можно ли это сделать, если мы не понимаем, как вообще протекает мышление, как рождаются мысли? Без всякого сомнения, можно.
Выдающийся английский физик и математик Оливер Хевисайд писал: «Разве должен я отказаться от обеда лишь потому, что не понимаю, как происходит процесс пищеварения?»
Что нужно для организации мышления
Мышление и его эффективность зависят не только и не столько от наших , сколько от стимула, то есть от потребности в мыслительном процессе. Наш мозг не любит тратить энергию по пустякам. Если в решении задачи нет, то возникает ситуация, описанная в поговорке про барана и новые ворота. Чтобы включить, активизировать наше мышление, заставить мозг работать – требуется 3 условия.
Проблема
Мысль рождается там, где есть проблема, которая требует решения. Причем не тот, кто нашел ответ на сложный вопрос, а тот, кто его поставил. Недаром говорят, что правильно сформулированная задача – это половина ее решения.
Мы часто мечтаем о спокойном, беспроблемном существовании, а оно не только уныло, но и грозит умственной деградацией. Наличие же проблем стимулирует мыслительную деятельность, поддерживает мозг в тонусе. Оказавшись перед необходимостью решить сложную задачу, наш мозг начинает активно работать:
- накапливает нужную информацию;
- сопоставляет ее с имеющейся в памяти;
- анализирует;
- сравнивает;
- ищет наиболее подходящие пути решения.
Не случайно креативы – люди с высоким творческим потенциалом – постоянно ищут и ставят перед собой новые, все более сложные задачи. Им без этого скучно.
Кстати, жизненно важная или просто интересная проблема активизирует не только мышление, но и подстегивает деятельность всех физиологических систем организма: сердце работает энергичнее, живее бежит насыщенная адреналином кровь, повышается общий тонус, даже иммунитет улучшается. То есть проблема бодрит, а найденное верное решение еще и приносит удовлетворение и чувство гордости.
Информация
Наш мозг постоянно получает и обрабатывает не только данные, поступающие извне, но и уже имеющуюся информацию:
- любое знание – это база, строительный материал для мышления;
- информация – то, с чем совершаются мыслительные операции.
Это горючее для мозга. В настоящее время у человека большие возможности в получении новых знаний. Часть из них, конечно, оседает в нашем мозгу непроизвольно. Мы смотрим сериалы, читаем новости, общаемся с друзьями в сети. Но если мы поступающую к нам информацию не осмысливаем, не включаем в мыслительную деятельность, она в нашей памяти не сохраняется, так как мозг оценивает ее как ненужную. Наиболее ценны сознательно полученные знания, нужные, полезные, участвующие в решении проблем.
Конечно, наши умственные способности не связаны напрямую со знаниями и тем более не тождественны им. Эрудированный вовсе не значит умный. Но без знаний умственные способности просто не проявятся, а мышление останется примитивным и непродуктивным. Каким бы талантливым ни был кулинар, он не испечет пирог без муки. А человек, не обладающий знаниями, не придумает ничего стоящего.
Техника
Мышление, как любая деятельность, требует навыков, то есть владения приемами, методами, какими-то особыми «фишками». Поиски эффективных техник мышления начались еще в эпоху Античности, более 3 тыс. лет назад. Но особенно энергично это направление в психологии мышления стало развиваться с начала прошлого века.
Именно тогда перед людьми встали такие проблемы, решение которых требовало повышения интенсивности мыслительного процесса, а старые методики оказались уже малоэффективными. Требовалось что-то особенное, такие методы, которые позволили бы мысли вырваться за рамки привычных шаблонных решений. В середине XX века разработкой методов активизации мышления занимались лаборатории при военно-промышленном комплексе, конструкторские бюро крупных фирм, закрытые НИИ. В настоящее время эти методы не только доступны всем желающим повысить эффективность мышления, но и активно популяризируются.
Инструментальные методы
Инструменты – это некие приспособления, которые облегчают человеку деятельность. Например, забить гвоздь кулаком сложновато, а молотком – без проблем. Да и землю копать проще не руками, а лопатой, а еще лучше экскаватором.
Вот инструментальные методы и есть набор таких схем, инструментов, которые помогают решить стоящие перед человеком задачи. Их удобно использовать, чтобы применить готовую схему, не требуется интеллект гения, вполне достаточно среднего уровня.
Но у инструментальных методов есть свои недостатки – они узкоспециализированные, то есть предназначены для решения проблем одного типа или в одной области. Универсальными эти методы не назовешь:
- «Теория решения исследовательских задач» (ТРИЗ) Г. Альтшуллера предназначена для проблем научно-технического или конструкторского характера.
- Методика «Бином фантазии» Дж. Родари работает преимущественно в области литературного творчества.
Но все же пользоваться инструментальными методами активизации мышления не только можно, но и нужно, так как они организуют наше мышление, создают условия и для решения задач, и для саморазвития человека. Вот примеры таких «инструментов».
Метод алгоритма
Этот метод не только самый известный, но и один из старейших. Его разработку связывают с именем узбекского ученого IX века Аль-Хорезми. Первоначально метод алгоритма применяли только для решения арифметических задач, но позднее его стали использовать значительно шире. Он опирается на логику, а эта строгая наука очень высоко ценилась, как и логическое мышление.
Метод алгоритма сводится к решению задач поэтапно, следуя четкой последовательности действий. Имея готовый алгоритм, можно с легкостью решить сложную задачу, переходя от одного простого действия к другому. Это очень удобный метод, и часто мы, столкнувшись с какой-то проблемой, обращаемся к справочникам, спрашиваем совета у друзей, занимаемся поисками информации на сайтах в надежде найти тот самый алгоритм – правильную последовательность простых действий, необходимую для решения нашей проблемы. Но метод алгоритма имеет целый ряд недостатков.
- Универсального алгоритма для решения любой проблемы нет, хоть его искали не одну сотню лет.
- Алгоритмы строго специализированы и служат для решения только стандартных однотипных задач.
- Метод алгоритма, так же как и строгое логическое мышление, не годится для решения творческих задач, не имеющих однозначного и единственно верного решения.
Однако этот метод успешно используется и в современном мире, а в школьном обучении он едва ли не единственный способ активизации мышления.
Метод фокальных объектов
Этот более оригинальный и интересный метод, разработанный немецким математиком Ф. Кунце, предназначен для решения проблем, связанных с усовершенствованием какого-то объекта с целью придания ему новых качеств и свойств. В настоящее время он эффективно используется в изобретательском деле и в разработке новых видов товаров народного потребления. Суть метода состоит в том, чтобы путем присоединения к исходной вещи свойств или признаков случайных объектов усовершенствовать или видоизменить ее.
Например, мы хотим усовершенствовать настольную лампу. Для того чтобы придумать что-то интересное и оригинальное, нужно выполнить следующие мыслительные действия:
- Поместить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию в фокус внимания. Фокальный объект у нас – лампа.
- Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу, просто назвав наобум и т. п.). Допустим, это будут роза, одеяло, мобильный телефон.
- Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Роза – красивая, пахнет, растет, имеет колючки и т. д. Одеяло – теплое, мягкое, им можно укрываться, оно прямоугольное. Мобильник – переговорное устройство, есть дисплей, можно выйти в интернет, можно слушать музыку и т. д.
- Полученные признаки перенести на фокальный объект и получить новые сочетания. Например: лампа красивая, хорошо пахнет, имеет колючки, может расти.
- Новые сочетания осмыслить, проанализировать, добавить что-то еще. Зафиксировать все интересные идеи.
- Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации.
- В итоге у нас может получиться настольная лампа, совмещенная с обогревателем, ароматизатором и аудиопроигрывателем.
Перебор вариантов можно продолжить, выбрав другие случайные объекты и наделив фокальный объект новыми свойствами. Рано или поздно обязательно найдется какое-нибудь гениальное решение и будет изобретена вещь с уникальными свойствами и качествами. А до этого можно поразвлекаться занимательной, веселой игрой, в которую превращается метод фокальных объектов. Как показывает опыт, в нее с увлечением играют как дети, так и взрослые.
К инструментальным методам относится:
- морфологический анализ, разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки;
- решетка ФКБ Р. Вона;
- «Бином фантазии» Дж. Родари;
- ТРИЗ Г. Альтшуллера.
Подобные техники помогают решать задачи в определенных сферах, но не являются универсальными.
Универсальные или психологические методы
Эти методы не дают готовых рецептов, но они действительно активизируют мышление, заставляют нашу мысль свернуть с проторенной дороги стандартных, шаблонных решений. Психологические техники направлены на изменение типа нашего мышления с логического на творческое. В результате этого они позволяют решать казалось бы неразрешимые задачи и находить пути выхода из безвыходной ситуации.
Эти методы необычны, нередко они вызывают недоумение, но главная их цель – воздействовать не только на сознание, но и на подсознание, подключить к поиску решения воображение и интуицию.
Маевтика Сократа и SCAMPER
Одним из первых универсальных методов стала маевтика, разработанная еще Сократом. Маевтика с древнегреческого – «повивальное искусство». С помощью этого метода, как считал Сократ, можно помочь человеку родить идею, решение, скрытое от его самого знание, так же как повивальная бабка помогает роженице произвести на свет ребенка.
Суть данного метода в том, чтобы задавать себе вопросы, касающиеся проблемы. Правильно поставленные вопросы:
- помогут человеку организовать мышление;
- прекратят беспорядочное, а нередко и паническое метание мыслей;
- помогут найти правильное решение сложной задачи.
В XX веке метод вопросов Сократа неоднократно дорабатывался, в результате чего появилось несколько родственных ему методик. Вся сложность в том, чтобы правильно подобрать вопросы. В результате получил распространение список универсальных вопросов А.Осборна, позднее объединенных в систему SCAMPER.
Техника SCAMPER основана на убеждении, что все новое – вариация уже существующего. Каждая буква в этой аббревиатуре представляет собой отдельный метод, по которому вы можете работать с характеристиками проблемы.
В русском варианте это могут быть следующие вопросы:
- Что вы можете заменить?
- Как вы можете скомбинировать вашу проблему с чем-то другим или скомбинировать отдельные подпроблемы?
- Что вы можете адаптировать к вашей проблеме? Можно ли как-то изменив ситуацию адаптировать проблему к себе?
- Что вы можете добавить к чему-то существующему?
- Что вы можете заменить в уже существующем порядке?
- Как вы можете применить эту идею в другом месте?
- Что вы можете исключить из этой идеи?
- Как можно изменить порядок?
- И что произойдет, если посмотреть на проблему с другой стороны?
Прежде чем применять схему SCAMPER, необходимо четко определить проблему, которую требуется решить, или идею, которую необходимо разработать. Это может быть все что угодно: проблема в личной жизни, в бизнесе, продукт, процесс, сервис, который вы хотели бы усовершенствовать.
Стратегия «трех стульев»
Создателем этого метода является У. Дисней – основатель всемирно известной студии мультфильмов. Дисней был творческим человеком и тогда, когда он не был еще известен и богат, разработал методику, позволяющую не просто заставить человека мыслить творчески, но и активизировать его мышление.
Одна из трудностей решения сложных проблем состоит в том, что человек видит задачу только с одной стороны, изменить ракурс зрения бывает крайне сложно. Дисней предлагает интересный способ.
Представьте, что в вас живут три личности со своими взглядами на мир и конкретно на стоящую перед вами проблему:
- Мечтатель. Он способен рождать самые фантастические и бредовые идеи, полет его фантазии ничем не ограничен. Посмотрите на проблему взглядом Мечтателя, предложите самые невероятные мысли и способы ее решения.
- Реалист. Это человек дела, он прагматик и с этой точки зрения смотрит на проблему и фантастические идеи Мечтателя. Он анализирует каждую из них и примеряет к проблеме.
- Критик. Он ищет трудности, подводные камни в каждом варианте, предложенным Реалистом и Мечтателем. Он должен не просто дать оценку возможности реализации идей, а постараться найти все, что может этому помешать.
Разделить свою личность на три составляющие может быть весьма непросто, поэтому Дисней советует воспользоваться тремя стульями. Поставив их в разных углах комнаты, привязать к каждой позиции и по мере необходимости пересаживаться со стула Мечтателя на стул Реалиста, а с него на место Критика.
На стратегию У. Диснея похожа методика «Шесть шляп мышления» известного исследователя творчества Э. де Боно. Только применяется она чаще при групповом обсуждении проблемы.
К психологическим методам можно отнести:
- «рефрейминг» и ассоциативные методики;
- метод аналогий и визуализацию;
- «мозговой штурм» и интеллект-карты Т. Бьюзена;
- метод кластеров и синектику.
А еще больше появляется модификаций этих методов и совершенно новых разработок. Ведь психологические способы не только активизируют мышление, но и развивают творческие способности личности, повышают уровень креативности и пробуждают потребность к .
Что же в итоге: мы управляем мышлением, или оно нами? Узнайте из видео.