Суд присяжных сколько человек. Сколько выбирается присяжных заседателей в суде и как проходит уголовный процесс с их участием? Формирование предварительного списка
Присяжные заседатели и их зарплата за участие в судовых процессах интересует многих граждан России, поскольку каждый может быть выбран на эту роль. Благодаря случайному выбору компьютерной программы письмо-приглашение о выполнении гражданского долга может получить любой психически и физически нормальный среднестатистический гражданин в России. Платят ли новым присяжным заседателям зарплату в 2019 году?
В 1917 году в России советское правительство ликвидировало суды присяжных, и снова вернулись к этому виду судебного процесса с 1993 года. Целью создания суда стало стремление изменить устоявшуюся систему, включая в себя коррумпированность и человеческий фактор. Была создана Концепция судебной реформы.
Законодательство в сфере суда присяжных с тех пор понесло немало изменений, вопрос же оплаты труда присяжных практически не изменился. Регулируется согласно ст. 11 Закона России «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Как находят присяжных для судебного процесса?
Судей из народа избирают после проведения федеральных выборов. Присяжным может стать практически каждый. В случае согласия гражданина приступить к обязанностям заседателя ему предоставляется право на освобождение от выполнения обязанностей в дни работы в суде, выплата жалования. Что касается нетрудоустроенных граждан, им оплачивается 50% от заработка судьи, в суде которого идет разбирательство.
Из основных требований – физическое и психологическое состояние присяжного должно быть нормальным, а также заседатель не может иметь какой-либо государственной должности и быть судимым. Этот вопрос является не таким простым, как кажется, на первый взгляд, поэтому для получения более детальной информации и достоверных знаний о тонкостях назначения, участия и оплаты труда заседателя вы можете получить в юридических конторах вашего города.
Также у вас есть возможность получить бесплатную консультацию квалифицированного юриста 24 часа в сутки без выходных на нашем сайте, вам достаточно написать свой вопрос в форму внизу или в статье, и опытные юристы с радостью Вам ответят.
Как начисляется зарплата судьям из народа?
Согласно ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в России» от 20.08.2004 года выбран порядок, который определяет распределение денежных средств для избранных народных судей. Также существует методика, по которой должна оплачиваться заработная плата данным лицам, которая осталась без изменений состоянием на 2019 год.. Выделяются средства на заработную плату заседателей, канцелярские потребности, на отправку почты, публикацию списков заседателей, оплачивается и их проезд в общественном транспорте из региональных бюджетов. Впоследствии, планируется данные затраты финансировать из Москвы.
Денежные средства казной страны начисляются относительно фактического количества набранных служителей Фемиды и дней их работы за год. Лимит затрат на канцелярию урегулирован на уровне 10 рублей на одного судью и 50 рублей для отправки почты для одного заседателя на срок определенного процесса.
Судебный департамент Верховного суда осуществляет выплаты заседателям на протяжении рассмотрения дела в суде. Зарплата присяжных приравнивается к размеру заработной платы народного заседателя к зарплате на его основном месте работы. На практике многие не идут на должности заседателей, поскольку работодатели основную сумму заработных плат выплачивают неофициально, в связи, с чем и потеря будет значительнее. Заработная плата для нетрудоустроенных граждан в 2019 году составляет 320 руб. в день. Получают зарплату и те, кто присутствовал на суде, и явился сюда по повестке, но не оказался в основном списке народных избранников.
Есть мнение о том, что, возможно, присяжным установлены слишком высокие зарплаты. Но случаи отказа принимать участие в работе суда присяжных из-за отсутствия компенсационных выплат либо низкого его уровня нередки. В результате отказа одного заседателя от работы, для вынесения справедливого решения избираются новые присяжные заседатели, и начинается слушание судебного дела сначала. Согласно закону существуют запасные судьи, которыми заменяют выбывших присяжных.
Отбор присяжных заседателей
Составление списка кандидатов на должности присяжных заседателей происходит в Высшем исполнительном органе власти в России при помощи использования личных данных граждан регионов. Когда судья обусловленного суда назначает дату судебного разбирательства с участием заседателей, работником судебной системы с помощью программы случайного выбора определяются фамилии народных заседателей. Данным лицам направляются повестки с приглашением для участия в судебном процессе. Лицо, получившее повестку, имеет право на отказ от участия в судебном процессе.
Причины отказа могут быть такими:
- кандидат на протяжении года был участником суда присяжных;
- кандидат является опекуном недееспособного ребенка либо имеет на иждивении ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста;
- ограничение по возрасту до 60-65 лет;
- болезнь;
- командировка;
- религиозные ограничения.
Таким образом, гражданин для отказа от введения его в список присяжных заседателей пишет заявление о самоотводе и обращается с ним в префектуру.
Особенности условий работы присяжных и оплата за их труд
Гражданин, выбранный для суда присяжных, обязан оставить основное рабочее место на время заседания в суде, теряя заработную плату. Его потери в заработной плате компенсируются государством. Работодатели зачастую не желают отпускать подчиненных для выполнения гражданского долга в рабочее время, что также регулирует закон. Данным законом на такого работодателя ложится обязанность по освобождению от работы выбранного судебного заседателя.
Законом четко определен статус гражданина выбранного в качестве присяжного по отношению к действиям работодателя. А именно:
- Народный судья в день судебного процесса либо на срок рассмотрения дела в суде освобождается от работы и имеет право на сохранение за ним средней зарплаты. Начисление проводится, не учитывая его отсутствие на рабочем месте.
- Не имеет права работодатель каким-либо образом менять условия труда работника в его отсутствие: увольнять, понижать по должности.
- Дни работы гражданина в качестве присяжного заседателя считаются рабочими днями и указываются как рабочие дни в стаже и при начислении трудовых отпусков.
- Работник не лишается своих льгот на основном рабочем месте.
Помимо, заработной платы на основном рабочем месте присяжные получают компенсацию за принятие участия в судебном процессе из бюджета.
Оплата присяжного, согласно нормативам, равняется ½ от оклада профессионального судьи России.
Размер оклада разделяется в пропорциональном порядке на число дней участия в суде. Что касается цифр, состоянием на 2019 год, в Москве и Санкт-Петербурге, размер оклада судьи – 25-30 тысяч рублей. В одном заседание народный судья получает примерно 850-1000 рублей.
В случае нахождения в далеком от места жительства населённом пункте, государство также оплачивает проезд до места проведения судебного процесса. В результате наличия данных гарантий выбранный заседатель не лишается заработной платы, а получает дополнительные оплаты, в виде компенсации.
Зарплата присяжных заседателей в других странах
Система института присяжных в Америке имеет несколько другую структуру, нежели в России. Коллегию присяжных заседателей в процедурах по тяжким и особо тяжким правонарушениям называют Большое жюри. Помимо правил регулирующих отбор кандидатов, правила делятся, в зависимости от расы. Наличие в жюри афроамериканцев и представителей белой расы должно быть на одном уровне.
Стоит отметить что, в США с оплатой присяжных дела обстоят лучше, поскольку за 1 день работы судья из народа получает примерно 50 долларов в день. Правда, в небольших городках США плата присяжным меньше 10 долларов. Присяжные также имеют право на льготную парковку своего автомобиля возле здания суда, без финансовых затрат на заправку автомобиля, питание. Также они не оплачивают звонки с мобильных устройств во время процесса в суде.
А, к примеру, жители Казахстана считают, что заседатель заслуживает на ежемесячную выплату половины заработного оклада государственного судьи, поскольку несет подобную ответственность. Сумма зарплаты судьи в Казахстане составляет — 50 тысяч тенге, что эквивалентно 11 тысячам рублей.
Валерий Исаев
Валерий Исаев окончил Московский государственный юридический институт. За годы работы в адвокатской сфере провел множество успешных гражданских и уголовных дел в судах различной юрисдикции. Большой опыт в юридической помощи гражданам в различных областях.
Судебное производство заканчивается вынесением решений. Законодательство определило порядок назначения судей и судейских коллегий. В уголовном судопроизводстве возможно разрешение дела при участии присяжных. В их состав входят обычные граждане, соответствующие установленным требованиям. Какие вопросы решает суд присяжных заседателей? Что делать, если нет желания участвовать в уголовном судопроизводстве?
Понятие этого вида суда
Суд присяжных рассматривает дело вместе с профессиональным составом судей. Участники - обычные люди, не имеющие юридического образования. После рассмотрения дела они должны ответить на конкретные вопросы. На основании их вердикта профессиональные судьи применяют присуждение наказания.
Суд представлен как конституционная гарантия гражданского права. Граждане имеют право на справедливое правосудие. Суд присяжных - гарантия независимости и самостоятельности судебного процесса. Такой период ведения судопроизводства призван поспособствовать воспитанию правосознания населения. Граждане могут оценить справедливость законов. Среди положительных моментов работы этого суда на заседании называют следующие:
- судебная власть представляется простыми гражданами, что способствует демократичности процесса;
- присяжные независимы от государственного обвинителя, не преследуют цель назначить обвиняемому самое строгое наказание;
- участникам группы заранее неизвестны обстоятельства дела, что позволяет сохранить их непредвзятость.
Участие суда присяжных имеет некоторые отрицательные факторы для судопроизводства. Граждане, входящие в состав группы, не имеют специального юридического образования. Такое положение лишает процесс рассмотрения дела абсолютного юридического значения. Влияние на правосудие производится посредством красноречия, индивидуального психологического расположения. Применение суда заседателей в судебном производстве достаточно затратная процедура.
Кто может быть присяжным
Сколько лиц могут быть приняты в состав группы? Кто может стать присяжным? Согласно российскому законодательству количество лиц, выбранных для участия в группе, достигает 12 гражданских лиц. Во главе состава находится председательствующий судья или коллегия.
Многие граждане интересуются, могут ли они стать заседателями. Заблаговременно позаботиться о том, чтобы войти в состав группы, невозможно. Присяжные выбираются случайным образом из граждан, которые состоят среди потенциальных кандидатур. Состав кандидатов меняется каждые 4 года. Подбор граждан осуществляет Высший исполнительный орган госвласти. Он создает два списка для выбора кандидатов.
Стать заседателем может каждый гражданин, достигший 25 лет. Он не должен иметь судимость, которую не сняли или не погасили. Если человек состоит на психоневрологическом или наркологическом учете, он не может стать присяжным. В состав не войдет человек, которого на момент отбора подозревают или обвиняют в совершении правонарушения. Он также должен быть здоров. Если он представит свидетельства, что проблемы с физическим или ментальным здоровьем помешают ему выполнить обязательства на суде, он не войдет в состав группы. Одним из главных условий является владение русским языком.
Отбором лиц для группы занимается непосредственно помощник судьи. Выбранные граждане получат повестку не позднее 7 дней до предварительного слушания. Приглашенные граждане могут не войти в окончательный состав. Во время этого слушания стороны отбирают присяжных. Они могут заявить отвод кандидатуры не более 2 раз. Если человек за последние 12 месяцев уже был заседателем, он не вправе снова стать им.
Перечень прав и обязательств
Лицо, вошедшее в состав группы заседателей, обязан ответить на заданные вопросы во время отбора и представить личную информацию по первому требованию. Все требования председательствующего судьи должны быть выполнены присяжными. Они обязаны участвовать на каждом заседании при рассмотрении дела.
Отсутствие в зале суда без серьезных причин считается правонарушением. Распоряжение о наказании выносится на заседании. Штраф достигает суммы, равной минимальному размеру оплаты труда. Опротестовать решение судьи невозможно. Оно приобретает законную силу сразу после его вынесения. Законодательство РФ наделило граждан, согласившихся стать заседателями, следующими правами:
- принимать участие при разборе доказательств, оценивать их значение для дела;
- осматривать представленные доказательства, свидетельства;
- составить вопросы участникам дела и передать их через председательствующего судью;
- запросить теоретическую юридическую информацию касательно неясных обстоятельств и понятий;
- принимать участие в судопроизводствах раз в год в 10-дневный период или на протяжении всего процесса;
- делать записи на слушании дела;
- получать вознаграждение за проведенное количество дней в суде в размере половины оклада судьи в субъекте РФ, но не меньше среднего заработка на основном месте работы гражданина.
Лицо, согласившееся стать присяжным, не должен:
- выходить из зала заседания во время разбирательства;
- разговаривать с гражданами, которые не являются присяжными;
- заниматься сбором материалов самостоятельно.
Если отобранные лица нарушат процессуальные обязательства, они будут отстранены от рассмотрения производства.
Что рассматривает суд присяжных
Назначение этого суда производится для рассмотрения дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. Осужденный вправе ходатайствовать о проведении дела с группой присяжных. УПК РФ (ст.254) обязывает присяжных по истечении разбирательства ответить на ряд вопросов:
- Есть ли доказательства наличия неправомерного деяния?
- Установлено ли, что преступление совершил обвиняемый?
- Совершил ли подсудимый рассматриваемое преступление?
Эти вопросы могут быть объединены в один. Количество вопросов, заданных каждому присяжному, может быть увеличено за счет частных вопросов к каждому доказательству. Они призваны увеличить или уменьшить степень вины человека. Если обвиняемого призвали виновным, присяжные могут просить о снисхождении ему.
Суд присяжных не рассматривает вопросы, подразумевающие юридическую оценку. Они не вправе выносить оценку серьезности преступления, предлагать меры пресечения. Присяжным запрещено обвинять подсудимого в деянии, которое не было поддержано обвинителем.
Формулировка вопроса разрешена, если положение подсудимого от характеристики деяния присяжным не ухудшается. Присяжный должен ответить на вопросы по каждому обвиняемому. Вопрос должен быть понятен лицам, выбранным для участия в группе.
Не все граждане желают стать присяжными. Они ищут возможности отказаться от этого испытания. Законодательство обозначает эту обязанность как гражданский долг. У многих лиц есть естественные препятствия к исполнению обязанностей. Увольнение во время пребывания в суде запрещено ФЗ «О присяжных заседателях» (ст.11). Однако если количество дней судопроизводства значительное, это не понравится начальнику и внесет определенные трудности в рабочий процесс.
Вознаграждение присяжным производится в соответствии с окладом судьи. Если у гражданина основная заработная плата небольшая, участие на процессе выгодно. Присяжные имеют право на получение некоторых льгот. Если заработок или премиальные выплаты на работе значительные, эта обязанность принесет убыток.
Вынесение приговора человеку - моральная ответственность. Необходимо быть достаточно стойким и душевно сильным человеком, особенно учитывая серьезность и тяжесть уголовного дела. Присяжный может стать объектом угроз и нападок со стороны обвиненного человека или его родственников. Если желание отказаться велико, нужно пройти определенную процедуру.
Законодательство РФ не предусматривает ответственности за желание отказаться от обязанностей присяжного до момента его ввода в группу. Если гражданин был назначен присяжным, затем не явился на заседание, на него наложат наказание по КоАП. Чтобы отказаться от участия в заседаниях, нужно подать ходатайство о самоотводе, в котором указать причины отказа:
- достижение 60-летнего возраста;
- наличие малыша до 3 лет;
- наличие религиозных причин (статус священнослужителя);
- работа на значимой должности, оставление которой вызовет значительные проблемы (должность учителя, срыв рабочего процесса);
- пребывание в должности военного, госслужащего и других.
Заявление об отказе можно усилить дополнительными документами и справками (из медучреждения, с места работы). Решение по ходатайству выносится не позднее 5 дней после его поступления. Тонкости судебной системы известны квалифицированному юристу. Эксперт на сайте в кратчайшие сроки подготовит индивидуальную консультацию по вопросу соискателя. Задать вопрос можно по телефону или через онлайн-форму.
В озможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия. Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ« О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации(далее — УПК РФ). Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ« О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .
Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве. Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек. Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.
Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации(далее — УК РФ): ст. 105(убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111(умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277(посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295(посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317(посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357(геноцид). Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.
Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого. Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.
Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов. Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям. Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс. приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано. А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных . . Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.
С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей. В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ(In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей. Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 голосов, а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах. Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора. Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость. Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков. К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов(со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.
В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины. В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д. См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»
Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием. Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.
Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.
Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало. В 2013 году(примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц. Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан» См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/ . . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.
По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации(далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных. Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции« Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы. Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране». Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно« обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.
Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.
Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.
Почему Путин предложил сократить число присяжных с 12 до 5 - 7? Когда ожидать реформы суда присяжных? Есть ли справедливость в судах присяжных?
Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года высказал предложения по совершенствованию института присяжных заседателей:
«Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. А с учетом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать, - я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят из того, что это должно быть именно 12 заседателей, но, повторяю, непросто сформировать эту коллегию, да и стоит это немало, если честно сказать, - можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти - семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений».
Уменьшение количества присяжных увязано с целью «укрепить роль института присяжных заседателей». Однако собственно укрепление произойдет не за счет изменения числа присяжных, а за счет расширения их полномочий и увеличения возможностей по формированию коллегий присяжных.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Для неподготовленного слушателя президентская инициатива о сокращении числа присяжных стала полной неожиданностью. Ведь суд присяжных появился в России еще в результате судебной реформы 1864 года, и уже тогда присяжных было 12 (и 6 запасных, теперь запасных двое). Однако тема суда присяжных обсуждается на самом высоком уровне уже более года. О расширении полномочий суда присяжных заговорили еще в декабре 2014 года на встрече Президента РФ с обмудсменами и членами Совета по правам человека. В апреле этого года дискуссия продолжилась: стало известно о том, что Совет по правам человека выступает против предложения Верховного суда РФ о сокращении числа присяжных заседателей . Генпрокурор РФ Юрий Чайка уже тогда отмечал, что надо уменьшить число присяжных, так как в некоторых регионах «очень сложно набрать эту скамейку присяжных (14 человек)».
Тот факт, что идея сокращения числа присяжных прозвучала из уст Президента РФ, свидетельствует о том, что вопрос решен, дальнейшие дискуссии бесполезны. Президент также дал поручения . Администрации Президента совместно с Верховным Судом РФ подготовить и представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих:
Увеличение числа составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей;
5 ИЛИ 12 ПРИСЯЖНЫХ - ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?
Мнения по вопросу о необходимом и достаточном числе присяжных разделились: позиция власти - уменьшить количество присяжных, позиция правозащитников - оставить 12 присяжных. Позиция власти представлена такими «титанами», как Верховный Суд РФ (в лице зампреда Суда Владимира Давыдова), Генеральная прокуратура РФ (в лице Юрия Чайки), а теперь и глава государства. Против сокращения числа присяжных пока выступил только СПЧ. Причем если изначально СПЧ выступал только за расширение полномочий суда присяжных и разрабатывал соответствующий законопроект, то потом, когда к этой теме добавился вопрос о количестве присяжных, Совету пришлось отбиваться от этой идеи. Такое впечатление, что свое дело сделал кризис, государство собирается экономить буквально на всем (а заодно создавать любыми ).
Какие аргументы у сторон? Президент назвал два аргумента за сокращение количества присяжных с 12 до 5 - 7 человек: дороговизна суда присяжных, сложность в формировании коллегии из 12 присяжных. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов говорит о том, что сократить число присяжных необходимо до семи человек, исключительно в «технических целях» и «при условии, что все вопросы присяжные разрешают совместно с судьей-профессионалом ». Введение в состав суда присяжных профессионального судьи для консультирования присяжных по вопросам права - еще один из важных вопросов реформы суда присяжных.
Владимир Давыдов считает не принципиальным, сколько присяжных должно быть в коллегии: «восемь, семь, шесть, пять, главное - сократить для того, чтобы у судов была возможность в разумные сроки сформировать коллегию присяжных ». Пять или восемь присяжных будет решать судьбу человека, который обвиняется в совершении преступления? Или двенадцать? Есть ли разница? Разница есть. Если присяжных 12, то для признания вины человека нужно минимум 7 голосов, а для оправдания - 6 голосов присяжных. Как гласит закон, если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ (In dubio pro reo - все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Если присяжных 8, то при существующих правилах для признания вины нужно 5 голосов. Если присяжных 7 человек, то 4 голоса; если их 5, то всего 3 голоса. А три голоса - это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям Уголовного кодекса РФ или апелляции в вышестоящих судах, или та же тройка из судьи и двух народных заседателей. С той разницей, что присяжные заседатели - не профессиональные юристы, а представители народа. В качестве аргументов приводят также данные по западным странам: мол, у них количество присяжных разное, бывает и по пять человек, и ничего, это общемировая практика.
Похоже, об этом представители власти не думают - о том, что судьбу человека будут решать фактически всего трое присяжных. Да, это дешевле, чем если бы для этого требовалось три профессиональных судьи с их большими социальными гарантиями и приличными зарплатами. Но при такой численности коллегии присяжных (пять человек) суд присяжных превращается в профанацию.
У сторонников сокращения количества присяжных, похоже, даже нет финансово-экономического обоснования: сколько денег сэкономит бюджет, если присяжных будет не 12, а 7, и сколько - если их будет 5. Если бы на первом месте был бы вопрос экономии бюджетных средств (это действительно актуально сейчас), то сначала посчитали бы «прибыль». Но расчетов нет. Хотя экономия видится чуть ли не основной целью реформы. Вероятно, расчеты появятся в сопроводительных материалах к соответствующему законопроекту.
Второй аргумент: сложно сформировать коллегию присяжных. Из 20 тысяч человек, вызванных в суд, приходит 10 - 12, и это в Москве, где людей много. Из 10 - 12 тоже не все могут подойти на роль присяжного. В малонаселенных субъектах Федерации явка еще хуже. Поэтому есть предложения даже в районных судах образовывать составы из пяти присяжных и одного судьи, а также восстановить институт народных заседателей (два присяжных и судья).
Если сократить количество присяжных в коллегии, но увеличить количество коллегий (потому что их будет легче сформировать), то никакой экономии средств не будет: общая численность присяжных увеличится, а вместе с ней - и расходы бюджета.
Еще непонятно: если сейчас сложно собрать коллегию присяжных, означает ли это, что подсудимым приходится долго ждать суда с участием присяжных, или что им приходится вообще отказываться от суда присяжных? Или подсудимых уговаривают не ходатайствовать о суде присяжных? Или им отказывают в удовлетворении ходатайств? По-видимому, проблема с судами присяэных шире, чем сообщается в СМИ.
Основные аргументы против уменьшения числа присяжных сводятся даже не к тому, что три голоса присяжных будут решать судьбу человека. Главное то, что на 5 - 7 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Суды присяжных были введены в Англии Великой хартией вольностей 1215 года, в том числе в ней упоминается именно 12 присяжных, хотя число присяжных могло варьироваться.
Присяжные ведут свою «родословную» от свидетелей, которые привлекались к участию в суде. Кроме того, Великая хартия вольностей содержала передовую норму, согласно которой чиновник не мог привлекать кого-либо к ответу, основываясь лишь на устном обвинении: он должен был привести свидетелей (статья 38). Из Англии суды присяжных распространились по всей Британской империи, включая Америку, а после Французской революции присяжные появились и в других европейских государствах. В России суд присяжных появился с введением Судебных уставов 1864 года. Присяжные рассматривали дела только по тяжким уголовным преступлениям. Процедура избрания присяжных была сложной, тогда как сейчас кандидатов в присяжные заседатели определяют с помощью случайной выборки по спискам. Конституция РФ гарантирует право на суд присяжных, однако число присяжных там не установлено, что и позволяет изменить их количество.
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
Присяжных заседателей нет в обычных районных судах: они рассматривают дела в Верховном Суде РФ и судах субъектов РФ, например, областных судах. Круг дел ограничен Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В прошлом году ряд дел по тяжким уголовным статьям был передан в компетенцию районных судов, чтобы разгрузить областные суды. Это привело также к уменьшению количества дел, рассматриваемых судом присяжных (рис. 1).
Какие дела рассматривает суд присяжных? Это уголовные дела об убийстве с отягчающими обстоятельствами, похищении человека, бандитизме, незаконном производстве наркотиков в особо крупном размере, диверсии, обо всех преступлениях против мира и безопасности человечества и других. Человек имеет право на суд присяжных, если ему грозит наказание в виде пожизненного лишения свободы (или смертной казни). Рассмотрение дела судом присяжных осуществляется не автоматически в каждом случае, когда подсудимый проходит по соответствующей статье, а только по его ходатайству.
Рис. 1. Судебная статистика по делам с участием суда присяжных за первую половину 2015 года и первую половину 2014 года (данные Судебного департамента Верховного Суда РФ)
Из данных Судебного департамента известно, что за первое полугодие 2015 года присяжные рассмотрели 142 дела. На фоне общего количества уголовных дел - 484471 дело - это выглядит несущественным: присяжные участвовали в рассмотрении 0,03% всех уголовных дел. При этом очевидно, что процент оправданных судом присяжных выше - 14,5% подсудимых было оправдано. Процент оправданий в судах без присяжных составляет 0,48% (рис. 2).
Рис. 2. Общая судебная статистика по уголовным делам за первую половину 2015 года и первую половину 2014 года (данные Судебного департамента Верховного Суда РФ)
КАКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ СУД ПРИСЯЖНЫХ?
Перед судом присяжных ставится три основных вопроса по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый. Согласно статье 339 УПК РФ это такие вопросы:
1) доказано ли, что деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Теоретически, на первые два вопроса может быть ответ «да», а на третий - «нет». Да, совершил, но невиновен. Для сравнения, перед судом при постановлении приговора ставится 17 вопросов, включая указанные выше (статья 299 УПК РФ). Суд присяжных решает только вопросы факта, он не квалифицирует содеянное и не назначает наказания - все это делает профессиональный судья.
Если присяжные признали подсудимого виновным, то они могут также определить, требует ли он снисхождения. Оправдательный вердикт обязателен для председательствующего судьи.
ВЫВОДЫ:
1. Законопроект, расширяющий полномочия суда присяжных и изменяющий их количественный состав, пока не разработан. Существующий проект СПЧ вряд ли можно считать окончательной редакцией, в свете Послания Президента. Следует ожидать, что к 15 марта 2016 года «президентский» проект закона уже появится.
2. Идея сокращения числа присяжных, скорее всего, будет воплощена в жизнь, так как она озвучена в поручении Президента РФ.
3. Плюсы, ожидаемые от реформы суда присяжных, могут быть нивелированы ударом по независимости суда, который будет нанесен в результате сокращения числа присяжных. Поэтому может случиться так, что реформа в целом принесет гражданам больше вреда, чем пользы. Вряд ли опытные Верховный Суд РФ и прокуратура, которые поддерживают инициативу сокращения численности коллегии присяжных, не понимают, что они делают.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок, согласно которым предлагается расширить применение института присяжных заседателей. Состав коллегии присяжных заседателей областных и равных им судов предложено сократить с 12 до 8 человек, следует из текста законопроектов. Присяжные появятся и в районных судах — там их будет шесть. Они будут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях против личности.
Президент внес в Госдуму предусматривающий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ законопроект о расширении применения института присяжных заседателей (№ 1016453-6). Также внесены связанные с этим документом еще три законопроекта, которые предлагают изменения в законы «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (№ 1016480-6), «О применении положений Уголовного кодекса (УК) и УПК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (№ 1016488-6) и «О военных судах РФ» (№ 1016471-6).
«Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований ч. 3 и 5 ст. 343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ» — говорится в пояснительной записке. Планируется, что с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии также упростится процедура их отбора, потому как «отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков». Кроме того, сократятся сроки судебного разбирательства «за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели», а также сократятся расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве. Общее количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (ч. 4 ст. 325 и ч. 3 ст. 327 УПК РФ), поясняется в документе.
Помимо этого также вносятся изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ), что «позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии». Как отмечается в законопроекте, поправки предлагаются для «дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду».
Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2017 года. Однако исключение составляют положения о порядке рассмотрения уголовных дел о преступлениях, подсудных районному суду и гарнизонному военному суду. Их вступление в силу намечено на 1 января 2018 года.
Правительство поддерживает законопроект, о чем говорится в его заключении.
Юлия Буйная, Закон.ру