Срок утверждения прокурором постановления о прекращении. Направление уголовного дела прокурору
Комментарий к статье 1. Предусмотренная гл. 31 УПК система действий прокурора в связи с поступлением уголовного дела с обвинительным заключением - это автономный этап досудебного производства по уголовному делу. Он не является частью предварительного расследования, так как последнее включает период от возбуждения уголовного дела до его направления прокурору с обвинительным заключением.
2. Представив в ч. 1 комментируемой статьи варианты возможных решений, закон отвел для принятия решения прокурору всего 5 суток. За это время он обязан изучить материалы уголовного дела, объективно их оценить и принять решение. Для того чтобы принять законное и обоснованное решение, прокурор в ходе изучения материалов дела должен во всяком случае уяснить:
1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;
3) произведено ли предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;
4) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;
5) предъявлено ли обвинение по всем установленным предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого;
6) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления;
7) надлежащими статьями УК квалифицировано преступление;
8) правильно ли избрана мера пресечения;
9) приняты ли меры обесценения гражданского иска;
10) обеспечены ли процессуальные права участникам уголовного судопроизводства;
11) выявлены ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;
12) нет ли по данному делу обстоятельств, исключающих уголовное преследование или влекущих прекращение уголовного дела;
13) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК;
14) соблюдены ли органами предварительного следствия все иные требования УПК.
3. Приказом Генерального прокурора РФ от 05.07.2002 N 39 прокурорам предписано при утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) с особой тщательностью изучать соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК.
4. Только убедившись в том, что все вопросы, перечисленные в п. 2 и 3 коммент. к этой статье, получили надлежащее разрешение в процессе расследования, а обвинительное заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 220 УПК, прокурор своей резолюцией утверждает обвинительное заключение.
5. Решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования прокурор принимает при наличии оснований, указанных в ст. 24, 25, 28, 427 УПК (см. коммент. к ст. 24, 25, 28, 212, 213, 427). Дело или уголовное преследование может быть прекращено полностью либо частично в отношении всех обвиняемых или отдельных лиц.
6. Необходимость решения вопроса о возвращении следователю дела для производства дополнительного следствия возникает, когда прокурор, изучив материалы дела, приходит к выводу, что: а) в процессе расследования установлены не включенные в постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого факты преступной деятельности; б) следователем дана неправильная юридическая оценка (квалификация) установленных фактов преступной деятельности; в) материалами дела установлено совершение другого преступления, по которому обвинение не предъявлено; г) при совершении преступления группой лиц не дифференцировано обвинение, предъявленное каждому из соучастников; д) одному или нескольким обвиняемым вменены действия, не доказанные материалами, либо не указаны в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого доказанные преступные деяния; е) за деяния, предусмотренные гл. 23 УК, привлечение к уголовной ответственности осуществлено вопреки правилам ст. 23 УПК - при отсутствии соответствующего заявления и при невыяснении согласия руководителя коммерческой или иной организации; ж) в обвинительном заключении указаны преступные действия, обвинение в которых обвиняемому не предъявлено.
Уголовное дело возвращается следователю для дополнительного расследования также и в случаях, если в результате изучения материалов дела выявлены: неполнота или односторонность расследования; неправильное соединение или выделение уголовных дел; наличие оснований для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся от ранее предъявленного; нарушение права обвиняемого на защиту и другие существенные нарушения уголовно-процессуального закона.
Кроме того, оно может быть возвращено для пересоставления обвинительного заключения.
7. Возвращая дело для дополнительного расследования, прокурор обязан указать в письменной форме: в чем состоят допущенные при расследовании дела нарушения; каким образом их необходимо устранить; какие дополнительные обстоятельства должны быть установлены при доследовании; какие следственные действия требуется произвести и какие при этом выяснить обстоятельства. При повторном ознакомлении с делом после доследования прокурор должен проверить, выполнены ли его указания, и, если они окажутся невыполненными, вновь вернуть дело для дополнительного следствия.
8. Принимая решение о том, кто будет производить дополнительное расследование, прокурор руководствуется интересами обеспечения наиболее полного и объективного расследования. Дело, поступившее с обвинительным заключением от следователя, прокурор, как правило, возвращает для доследования тому же следователю. Передавая дело другому следователю, необходимо соблюдать правила подследственности (ст. 151). Кроме того, в решении должны быть указаны основания такой передачи дела (см. п. 8 и 9 ч. 2 ст. 37).
9. Любое дело, поступившее с обвинительным заключением и подлежащее, по мнению прокурора, дополнительному расследованию, он вправе принять к своему производству.
10. Отсутствие нового обвинительного заключения после дополнительного расследования, а равно направление дела после расследования (даже если оно заключалось в выполнении одного процессуального действия) в суд, минуя прокурора, рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона (БВС РСФСР. 1973. N 7. С. 13).
11. Если содержащиеся в обвинительном заключении положения противоречат материалам дела или недостаточно точно сформулировано каждое обвинение, а также неполно представлены сведения по другим вопросам, перечисленным в ч. 1 и 2 комментируемой статьи, прокурор возвращает дело органу расследования и предлагает следователю вновь составить обвинительное заключение.
12. Разновидностью решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, является направление уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Такая практика существовала и прежде, но она не регулировалась федеральным законом.
13. Прокурор, утверждая обвинительное заключение, вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также изменить квалификацию преступления, применив закон о менее тяжком преступлении. При этом в случае необходимости составляется новое обвинительное заключение. Если же требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного обвинения, прокурор возвращает дело следователю для предъявления нового обвинения.
14. Постановление об изменении обвинения прокурор выносит, когда: а) исключается часть обвинения без изменения квалификации или с изменением квалификации на более мягкую; б) деяния квалифицируются новым законом, не более тяжким по своим правовым последствиям, а фактический состав обвинения остается неизменным; в) при неизменности фактического состава обвинения и его юридической оценки (квалификации) исключаются указания на отдельные квалифицирующие обстоятельства и при этом не нарушается композиция обвинительного заключения, не исключается мотивировка сделанных в нем выводов. Однако в каждом из этих случаев прокурор вправе составить новое обвинительное заключение.
15. Принимая решение об изменении обвинения, прокурор не вправе ухудшать положение обвиняемого. В связи с этим следует четко представлять, когда имеет место изменение обвинения на более тяжкое.
16. Изменением обвинения на более тяжкое в любой ситуации следует считать случаи, когда: а) применяется другая норма уголовного закона (статья, часть статьи или пункт), санкция которой предусматривает более строгое наказание; б) в обвинение включаются дополнительные, не вмененные обвиняемому действия, влекущие изменение квалификации преступления на закон, предусматривающий более строгое наказание, либо увеличивающие объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного (Сб. пост. Пленумов. Спарк. С. 465).
При определении большей или меньшей тяжести преступления следует оценивать не только вид и размер уголовного наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК, но и иные обстоятельства, имеющие уголовно-правовое значение (количество эпизодов обвинения, размер причиненного ущерба и т.п.).
17. Существенно отличающимся по фактическим обстоятельствам от первоначального (и потому влекущим возвращение дела для производства дополнительного следствия) является: а) всякое более тяжкое обвинение, если оно сопряжено с изменением состава преступления; б) обвинение, в котором вместо одних деяний (ранее вмененных) вменяются в вину другие, хотя бы по объему обвинения не превышающие первые; в) обвинение, содержащее любые ранее не предъявленные обвиняемому факты преступной деятельности; г) обвинение, в котором те же данные получают дополнительную квалификацию по закону об аналогичном по тяжести или менее тяжком преступлении; д) обвинение, переквалифицированное на статью закона о менее тяжком преступлении, которое, однако, относится к другому роду преступлений.
18. Прокурор вправе сам предъявить новое обвинение. Однако, как правило, он этого не делает, так как при изменении обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального требуется дополнительное расследование.
19. Вывод о необоснованности части обвинения прокурор может сделать, оценив собранные доказательства. Вынося в таком случае постановление о частичном прекращении дела либо уголовного преследования, прокурор тем самым фактически изменяет обвинение на менее тяжкое.
20. Несоблюдение порядка изменения обвинения приводит к нарушению законности и ущемлению права обвиняемого на защиту. Изменение обвинения путем учинения прокурором на обвинительном заключении соответствующей резолюции нельзя признать правильным, поскольку закон требует вынесения в таких случаях постановления (см. ч. 4 комментируемой статьи).
21. При изучении дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор обязан проверить: а) имелись ли основания для избрания меры пресечения; б) в достаточной ли мере учтены тяжесть содеянного и личность обвиняемого; в) не отпали ли основания избрания меры пресечения к моменту окончания расследования.
Прокурор должен отменить меру пресечения, избранную им самим или следователем, если дело прекращено производством (по любому основанию).
22. Прокурор вправе изменить меру пресечения не только на более мягкую, но и на более строгую. Основанием к этому могут быть: нарушение обвиняемым избранной ему меры пресечения, совершение им действий, препятствующих установлению истины, и т.п. (см. коммент. к ст. 97, 108, 110).
23. Решая вопрос об изменении списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, прокурор руководствуется ст. 73 УПК.
24. Предусматривая возможность рассмотрения судом первой инстанции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в отсутствие подсудимого (см. коммент. к ст. 247), закон вполне обоснованно предоставил возможность прокурору как обвинителю, проявляя инициативу, ходатайствовать об этом перед судом.
Составление обвинительного заключения следователем и направление материалов уголовного дела прокурору является формой окончания предварительного расследования, открывающей доступ к правосудию. Основанием для окончания предварительного расследования в рассматриваемой форме является убеждение следователя в том, что все необходимые следственные действия по уголовному делу произведены и собранных доказательств достаточно для составления обвинительного заключения (ч. 1 ст. 215 УПК).
Составлению обвинительного заключения должно предшествовать выполнение следователем следующих процессуальных действий.
- 1. Уведомление обвиняемого, защитника, законного представителя обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей об окончании следственных действий и разъяснение указанным лицам права на ознакомление с материалами уголовного дела. Формой уведомления обвиняемого является протокол, составляемый в порядке, предусмотренном ст. 166,167 УПК. Необходимо отметить, что отсутствие надлежащего уведомления обвиняемого об окончании следственных действий и разъяснения ему прав, предусмотренных ст. 217 УПК, рассматривается как нарушение уголовно-процессуального закона, которое может повлечь за собой отмену вынесенного приговора.
- 2. Ознакомление участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела. Первыми с материалами уголовного дела знакомятся потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в случае, если они заявят соответствующее ходатайство. При этом необходимо учитывать, что гражданский истец, гражданский ответчик и их представители знакомятся с материалами дела в той части, которая относится к гражданскому иску (ч. 1 ст. 216 УПК). Если указанные лица по уважительной причине не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенный срок, то следователь откладывает их ознакомление на срок не более пяти суток (ч. 3 ст. 215 УПК). По истечении этого срока следователь переходит к ознакомлению обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела осуществляется независимо от наличия или отсутствия ходатайств с их стороны. В случае невозможности защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела следователь в течение пяти суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника. При наличии ходатайства он должен принять меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в соответствии со ст. 51 УПК является обязательным (ч. 4 ст. 215 УПК). Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления с уголовным делом, то следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления иных участников процесса, указанных в ч. 2 ст. 215 УПК, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору (ч. 5 ст. 215 УПК).
Обвиняемый и его защитник могут знакомиться с материалами уголовного дела вместе или раздельно. В том случае, если по делу имеется несколько обвиняемых, то последовательность их ознакомления с материалами дела устанавливает следователь (ч. 1 ст. 217 УПК), в необходимых случаях составляется график ознакомления.
В процессе ознакомления с материалами дела обвиняемый и его защитник вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе и с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую уголовным законом тайну, хранятся при уголовном дела и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства (ч. 2 ст. 217 УПК).
Для ознакомления участникам уголовного процесса предъявляются не только материалы уголовного дела, но и вещественные доказательства. По просьбе обвиняемого и его защитника им предъявляются фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. При невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление, которое объявляется участникам уголовного процесса (ч. 1 ст. 217 УПК).
Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом для ознакомления с материалами уголовного дела. Предельный срок данного процессуального действия может быть установлен судом по ходатайству следователя в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК, в том случае, если обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 217 УПК). Если обвиняемый содержится под стражей, то материалы оконченного расследования должны быть предъявлены ему и его защитнику для ознакомления не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей. Если после окончания предварительного следствия материалы были предъявлены обвиняемому с нарушением указанного срока, то по истечении срока содержания под стражей он подлежит немедленному освобождению, при этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела (ч. 5, 6 ст. 109 УПК).
- 3. Разрешение ходатайств и иных заявлений участников уголовного процесса осуществляется после их ознакомления с материалами уголовного дела. Каждое заявленное ходатайство подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 159 УПК. Если ходатайство о дополнении предварительного расследования было удовлетворено, следователь производит необходимое следственное действие, дополняет материалы уголовного дела и уведомляет об этом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, обвиняемого и его защитника (ч. 1,
- 2 ст. 219 УПК), при этом указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с дополненными материалами уголовного дела. В случае отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит мотивированное постановление, которое объявляется заявителю с разъяснением порядка обжалования принятого решения (ч. 3 ст. 219 УПК).
- 4. Разъяснение обвиняемому права на заявление ходатайств, связанных с выбором формы судебного разбирательства. После ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника следователь в соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать:
- 1) о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных п. 1-3 ч. 1 ст. 31 УПК. При этом следователь обязан разъяснить обвиняемому не только саму возможность рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей, но и процессуальные последствия такого решения, как в части формы самого судебного разбирательства, так и в части особенностей обжалования принятого судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей, то следователь должен решить вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности принятия такого решения все уголовное дело будет рассматриваться судом с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 217 УПК);
- 2) рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК, т.е. по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях;
- 3) применении особого порядка судебного разбирательства в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК. В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2006 г. № 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел" невыполнение соответствующей обязанности следователем влечет нарушение права обвиняемого на защиту и является основанием проведения предварительного слушания для решения вопроса о возвращении уголовного дела прокурору;
- 4) проведении предварительных слушаний в случаях, предусмотренных ст. 299 УПК.
По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь составляет протокол, в котором указываются: даты начала и окончания ознакомления; материалы дела, с которыми ознакомился участник процесса; заявленные ходатайства и иные заявления; делается запись о разъяснении обвиняемому каждого его права, предусмотренного ч. 5 ст. 217 УПК (ст. 218 УПК).
Выполнив все вышеперечисленные процессуальные действия, составляющие содержание этапа окончания предварительного следствия, следователь составляет обвинительное заключение.
Обвинительное заключение - итоговый процессуальный документ, завершающий стадию предварительного расследования, проводимую в форме следствия, содержащий вывод следователя о доказанности обвинения и необходимости привлечения лица к уголовной ответственности.
Процессуальное значение обвинительного заключения состоит в том, что оно: 1) определяет пределы судебного разбирательства, поскольку суд при рассмотрении дела по существу не вправе выйти за рамки указанного в обвинительном заключении обвинения и не вправе рассматривать уголовное дело в отношении лиц, не указанных в нем (ст. 252 УПК); 2) систематизирует материалы предварительного расследования, что позволяет сторонам подготовиться к участию в судебном разбирательстве; 3) при его утверждении прокурором является основанием для направления уголовного дела в суд; 4) является средством процессуального контроля за качеством проведенного расследования, поскольку утверждается прокурором лишь после того, как тот убедится, что предварительное следствие проведено в достаточном объеме, а качество обвинительного заключения отвечает установленным законом требованиям; 5) является гарантией права обвиняемого на защиту, поскольку ему в обязательном порядке вручается копия обвинительного заключения (ст. 222 УПК).
Обвинительное заключение состоит из вводной и описательной частей и имеет приложения.
Вводная часть содержит наименование документа; номер дела, по которому составлено обвинительное заключение; фамилию, имя, отчество обвиняемого или обвиняемых; данные о личности каждого из них. К данным, характеризующим личность обвиняемого, относятся: дата и место рождения, место жительства или регистрации, гражданство, образование, семейное положение и состав семьи, место работы или учебы, отношение к воинской обязанности, наличие или отсутствие судимости, сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющим личность обвиняемого, иные данные, позволяющие точно установить личность подсудимого в подготовительной части судебного разбирательства, как того требует ч. 1 ст. 265 УПК.
Описательная часть обвинительного заключения содержит существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы и цели, наступившие последствия и иные обстоятельства, имеющие значение для определения виновности лица. В этой части обвинительного заключения дается уголовно-правовая квалификация деяния, указываются перечень и краткое содержание доказательств, на которые ссылаются сторона обвинения и сторона защиты, приводятся обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, данные о потерпевшем, гражданском истце и гражданском ответчике. Необходимо отметить, что анализ доказательств в обвинительном заключении не приводится. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" следователь в описательной части обвинительного заключения приводит лишь перечень доказательств, делая ссылку на источники доказательств и излагая их краткое содержание, поскольку в силу ч. 1 ст. 74 УПК доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу. При обвинении лица в совершении нескольких преступлений сведения отражаются либо в хронологическом порядке, либо в зависимости от тяжести деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 220 УПК обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления.
Приложения к обвинительному заключению включают в себя:
- 1) список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание со стороны обвинения и стороны защиты, с указанием адресов и листов дела, на которых изложены их показания или заключения;
- 2) справку о движении дела, в которой указываются: сроки следствия, избранные меры пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественные доказательства, сведения о гражданском иске и мерах по его обеспечению и обеспечению возможной конфискации имущества, процессуальные издержки, при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - меры по обеспечению их прав. Приведенные сведения сопровождаются ссылкой на соответствующие листы уголовного дела.
После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно направляется прокурору (ч. 6 ст. 220 УПК).
Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, обладает следующими полномочиями по делу, поступившему с обвинительным заключением: 1) утвердить обвинительное заключение и направить уголовное дело в суд; 2) возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) направить уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Одно из указанных решений должно быть принято прокурором в течение 10 суток со дня поступления уголовного дела с обвинительным заключением от следователя (ч. 1 ст. 221 УПК).
Необходимо отметить, что с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"" полномочия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, претерпели значительные изменения. Сфера прокурорского надзора была существенно сужена посредством исключения из перечня соответствующих полномочий прокурора: составления нового обвинительного заключения по делу; прекращения уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично; избрания меры пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и заключения под стражу; дополнения или сокращения списка лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты; ходатайства перед судом о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК. Сужены права прокурора по отмене или изменению ранее избранной обвиняемому меры пресечения. Так, в действующей редакции ст. 221 УПК, установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221 УПК).
В случае несогласия следователя с решением прокурора возвратить уголовное дело для дополнительного расследования он вправе с согласия руководителя следственного органа обжаловать данное решение вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. Обжалование решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков приостанавливает его исполнение (ч. 5 ст. 221 УПК).
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей, а также разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания уголовного дела (ч. 1 ст. 222 УПК). Копия обвинительного заключения вручается прокурором обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом (ч. 2 ст. 222 УПК).
В случае удовлетворения судом жалобы на процессуальное решение нижестоящего прокурора при отсутствии оснований для оспаривания решения суда отменять незаконный акт в течение 10 дней с момента поступления необходимых материалов.
1.23. Каждое полугодие обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования.
Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4 , пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.
1.23.1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК РФ , обсуждать в рамках координационной деятельности и выносить на рассмотрение коллегий, оперативных совещаний, научно-консультативного совета.
1.23.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о результатах анализа надзорной деятельности на указанном направлении информировать подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с установленной компетенцией по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 января и 20 июля соответственно.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три самостоятельных формы прокурорского надзора за законностью прекращения уголовного преследования:
Дача прокурором согласия на прекращение уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. 25, 26, 28 УПК РФ. Эта форма надзора обеспечивает устранение прокурором нарушений закона в ходе прекращения уголовного преследования еще до вынесения решения об этом. Отказывая в даче согласия на прекращение уголовного преследования, прокурор должен дать письменное указание следователю о проведении дополнительных следственных действий, устранении допущенных нарушений уголовно-процессуального закона.
В законе не определен момент получения согласия прокурора на прекращение уголовного преследования. На практике возникает вопрос о том, должно ли согласие подозреваемого, обвиняемого быть получено ранее согласия прокурора. Как было указанно выше, согласие обвиняемого следователь, дознаватель получают в процессе расследования уголовного дела. Согласие прокурора - это окончательное решение об освобождении от уголовной ответственности конкретного лица или прекращения производства по уголовному делу в целом.
«Сплошная» проверка прокурором законности решения следователя о прекращении уголовного преследования во всех остальных случаях. Согласно ч. 1 ст. 213 УПК РФ при прекращении уголовного дела следователь направляет прокурору копию постановления о прекращении уголовного дела. В этой связи прокурор, не ограничиваясь проверкой законности и обоснованности по существу принятого решения, должен обращать внимание и на соблюдение формы постановления о прекращении дела. Если такое постановление содержит существенные нарушения или не соблюдена процессуальная форма, то прокурор должен возвратить постановление следователю для пересоставления, указав на имеющиеся ошибки. В случае установления незаконности принятого следователем решения, он своим постановлением отменяет постановление о прекращении уголовного дела и возобновляет по нему производство (ст. 213 УПК РФ). При этом постановление, составленное прокурором, должно быть мотивированным, т. е. прокурор должен объективно оценить собранные по делу доказательства и указать какие ошибки привели следователя к неверному решению и какими доказательствами опровергаются его выводы.
Проверяя законность и обоснованность прекращения уголовного дела, прокурор должен особое внимание уделять новым сведениям, которые не были оценены в ходе предварительного расследования. Как правило, такие сведения могут содержаться в жалобах и ходатайствах заинтересованных в исходе дела лиц. Подчас такие сведения, после их тщательной проверки, могут изменить принятое по делу решение.
Получив жалобу на незаконное прекращение уголовного преследования, прокурор рассматривает её в течение трех суток. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы, либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Представляется, что в случае необходимости прокурор с целью проверки доводов жалобы вправе вызывать её заявителя либо следователя, прекратившего уголовное преследование по делу.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Признав постановление следователя о прекращении уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление уголовного преследования возможно, только если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, что также должно учитываться прокурором при вынесении решения по жалобе.
Окончание предварительного расследования – это его заключительный этап, на котором принимается итоговое для данной стадии решение.
Итоговое решение определяет виды окончания расследования (ч. 1 ст. 158 УПК):
1) Прекращение уголовного дела,
* с обвинительным актом, если по делу проводилось дознание в общем порядке,
* с обвинительным постановлением, если по делу производилось дознание в сокращенной форме,
* с обвинительным заключением, если по делу проводилось предварительное следствие,
* с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, если следствие проводилось в отношении невменяемого.
На этапе окончания предварительного расследования стоят следующие задачи:
* проверить качество проведенной досудебной подготовки материалов для формирования окончательного обвинения или отказа от него;
* обеспечить права сторон на ознакомление с делом, на выдвижение своей позиции и представление собственных доказательств;
* в необходимых случаях дополнить материалы расследования и устранить допущенные процессуальные нарушения.
2. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
Прекращение уголовного дела - это итоговое решение стадии предварительного расследования, которым уголовное дело разрешается по существу.
Прекращение уголовного преследования - это отказ стороны обвинения от продолжения процессуальной деятельности по изобличению подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Уголовное преследование может прекратить только орган уголовного преследования, а уголовное дело вправе прекратить и суд. Преследование прекращается в отношении конкретных подозреваемых и обвиняемых, в то время как уголовное дело прекращается в целом по всем фактам. Прекращение уголовного дела всегда означает и прекращение уголовного преследования в отношении всех подследственных, а прекращение преследования в отношении одного из нескольких обвиняемых не влечет прекращение всего уголовного дела.
Классификация оснований для прекращения дела и преследования производится по нескольким основаниям:
По структуре УПК основания делятся на три группы:
* для отказа в возбуждении дела и основания для прекращения дела (ст. 24),
* для прекращения уголовного преследования (ст. 27),
* прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования (ст. 25, 28, 28.1.).
По юридическим последствиям основания бывают:
* реабилитирующими (влекущими реабилитацию – восстановление в правах) и
* нереабилитирующими. Нереабилитирующие основания предполагают доказанность совершения обвиняемым (подозреваемым) деяния, которое, как правило, содержит признаки преступления, и применяются при условиях: согласия самого обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях – согласия руководителя следственного органа или прокурора.
По юридической природе основания делятся на группы:
* Фактические (указывающие на неубедительность доводов обвинения): отсутствие события преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
* Юридические процессуальные: имеется неотмененное решение по данному обвинению, отсутствует заявление потерпевшего по делу частного или частно-публичного обвинения, отсутствует согласие специальных органов на преодоление служебного иммунитета;
* Юридические уголовно-правовые: отсутствие состава преступления, смерть обвиняемого (подозреваемого), истечение давности, амнистия, наличие оснований освобождения от уголовной ответственности.
По степени усмотрения правоприменителя основания группируются на:
* Обстоятельства, исключающие производство по делу, подчиненные правилу «законности обвинения». Орган расследования обязан отказать в возбуждении или прекратить дело при установлении одного из обстоятельств этой группы;
* Обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности, подчиненные правилу «целесообразности обвинения». Орган уголовного преследования вправе, но не обязан прекратить уголовное дело при примирении с потерпевшим, деятельном раскаянии, возмещением вреда по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Прекращение дела допускается по преступлениям небольшой или средней тяжести (по общему правилу) с согласия руководителя следственного органа или прокурора и отсутствии возражений обвиняемого.
Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования включает в себя совокупность действий по:
* выбору основания для прекращения дела,
* вынесению постановления и отмене мер принуждения,
* обеспечению прав сторон по ознакомлению и обжалованию данного решения и принятию в необходимых случаях мер по реабилитации обвиняемого или подозреваемого.
Отменить постановление о прекращении дела или уголовного преследования, вынесенное в стадии предварительного расследования, и возобновить производство по делу может руководитель следственного органа - постановление следователя, а прокурор – постановление дознавателя или органа дознания.
3. Основания и порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением
Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением – это заключительный этап стадии предварительного расследования, на котором формулируется окончательное обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.
Основанием для окончания следствия составлением обвинительного заключения является:
* Производство всех следственных действий и достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;
* Обеспечение явки обвиняемого в суд путем обоснованного применения мер принуждения;
* Обеспечение процессуальных прав сторон, прежде всего стороны защиты (например, обязательного участия в деле защитника).
Процессуальный порядок окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения включает в себя следующие этапы:
1) систематизация материалов уголовного дела (приведение их «в подшитый и пронумерованный вид» - ч. 1 ст. 217);
2) уведомление сторон об окончании предварительного следствия и разъяснение им права на ознакомление с материалами дела (ч. 1, 2 ст. 215);
3) ознакомление с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей при наличии соответствующего ходатайства (ст. 216);
4) ознакомление обвиняемого и его защитника, законного представителя с материалами уголовного дела (ст. 217);
5) составление обвинительного заключения (ст. 220) и направление дела прокурору (ч. 6 ст. 220);
6) действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221-222).
4. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами оконченного предварительного следствия
Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела является этапом окончания предварительного следствия, предшествующим составлению обвинительного заключения (ст. 217 УПК).
Ознакомление проводится вне зависимости от просьбы обвиняемого совместно с защитником (если не заявлено их ходатайство о раздельном ознакомлении).
Следователь обязан отложить на срок до 5 суток ознакомление с делом при неявке защитника по уважительной причине. По истечении 5 суток следователь предлагает обвиняемому пригласить другого защитника или принимает меры по назначению защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то закон допускает предъявление ему материалов дела для ознакомления без участия защитника (кроме случаев, когда его участие является обязательным).
Если обвиняемый содержится под стражей, то ознакомление должно быть начато не позднее 30 суток до истечения соответственно 6, 12 или 18 месячного предельного срока содержания под стражей (ч. 5 ст. 109 УПК).
Для ознакомления предъявляются материалы дела в полном объеме, за исключением сведений о личности свидетелей и потерпевших, в отношении которых приняты меры безопасности в соответствие с ч. 9 ст. 166 УПК, сведений о заключенном по данному делу досудебном соглашении о сотрудничестве, а также громоздких вещественных доказательств.
Время ознакомления включается в срок предварительного следствия (ст. 162) и в срок содержания под стражей (ст. 109), а ограничение продолжительности ознакомления не предусмотрено, кроме как по судебному решению в отношении обвиняемого, который явно затягивает ознакомление. Если обвиняемый содержится под стражей, то средством против «затягивания» ознакомления с делом является формально не ограниченная возможность продления срока содержания под стражей. Если обвиняемый, несодержащийся под стражей, не является для ознакомления с делом без уважительных причин, или иным образом уклоняется от ознакомления, то следователь через 5 суток ожидания вообще не знакомит обвиняемого с делом.
При ознакомлении обвиняемого с делом следователь разъясняет ему право ходатайствовать о:
* дополнении материалов следствия;
* формировании списка свидетелей, специалистов и экспертов, подлежащих вызову в судебное заседание и допросу для подтверждения позиции стороны защиты;
* рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, если дело ему подсудно.
* рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей в соответствии с подсудностью;
* согласии с предъявленным обвинением с тем, чтобы его дело было рассмотрено в особом порядке путем сокращенного судебного следствия (по главе 40 УПК);
* проведении предварительных слушаний. Основания для их проведения разъясняются обвиняемому.
По окончании ознакомления с материалами уголовного дела следователь составляет протокол.
5. Обвинительное заключение
Обвинительное заключение – это процессуальный документ, оформляющий итоговое для предварительного следствия решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано окончательное обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.
Значение обвинительного заключения раскрывается в справочно-техническом и юридическом смысле. Справочно-техническое значение состоит в том, что в обвинительном заключении систематизируются и анализируются материалы уголовного дела. Юридическое значение обусловлено окончательным обвинением, которое определяет пределы дальнейшего производства по делу по лицам и фактам. В дальнейшем положение обвиняемого не может быть ухудшено. Окончательное обвинение является основой для осуществления функции защиты по уголовному делу.
В обвинительном заключении указываются со ссылками на листы и тома дела следующие сведения (ст. 220 УПК):
* Данные о личности каждого из обвиняемых;
* Существо обвинения, место и время совершения преступления, его мотивы и цели (объем обвинения или фабула дела);
* Формулировка предъявленного обвинения в отношении каждого из обвиняемых, с определением точной квалификации преступления с указанием пункта, части, статьи УК РФ.
* Перечень и краткое содержание доказательств, подтверждающих обвинение.
* Перечень и краткое содержание доказательств, на которые ссылается сторона защиты.
* Обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание в отношении каждого обвиняемого (ст. 61 и 63 УК);
* Данные обо всех установленных потерпевших, характере и размере причинном им вреда;
* Данные о гражданском истце и ответчике.
Обвинительное заключение дополняется приложениями, которые состоят из списка лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения и со стороны защиты, и справки о движении дела.
Обвинительное заключение изготавливается с копиями, для вручения их обвиняемому, защитнику и потерпевшему, а также для оставления копии у прокурора.
После подписания обвинительного заключения следователь не вправе чем-либо дополнить материалы следствия. Он с согласия руководителя следственного органа обязан немедленно направить дело прокурору.
6. Деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением
Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, составляют заключительный этап досудебного производства, на котором утверждается окончательное обвинение. Этот этап обладает определенной самостоятельностью, так как для него установлены свои задачи, срок и итоговые решения (ст. 221–222).
По результатам проверки прокурор принимает одно из четырех решений.
1. Утвердить обвинительное заключение и направить уголовное дело в суд в порядке ст. 222 УПК. При направлении дела в суд прокурор вправе ходатайствовать перед судом о проведении судебного разбирательства в отсутствии подсудимого в соответствии с ч. 5 ст. 247 УПК, а также вынести представление об особом порядке проведения судебного заседания в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.5 УПК). Прокурор обязан вручить копии обвинительного заключения обвиняемому, а при наличии соответствующего ходатайства – защитнику и потерпевшему (ч. 2 ст. 222) и письменно уведомить стороны о направлении дела в суд. Если обвиняемый уклоняется от получения копии обвинительного заключения, то оно ему не вручается.
2. Возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.
Такое решение прокурора следователь с согласия руководителя следственного органа вправе обжаловать вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. В период рассмотрения жалобы исполнение обжалуемого решения прокурора приостанавливается. Вышестоящий прокурор в течение 10 суток отказывает в удовлетворении жалобы следователя либо отменяет решение нижестоящего прокурора, утверждая обвинительное заключение и направляя уголовное дело в суд. При этом срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа в пределах до одного месяца (ч. 6 ст. 162).
3. Направить дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Прокурор обязан отменить меру пресечения в виде содержания под стражей в связи с истечением срока ее действия (ч. 2 ст. 10 УПК).
Если к моменту направления уголовного дела прокурором в суд срок содержания под стражей или под домашним арестом оказывается недостаточным для подготовки судом судебного заседания, то прокурор вправе возбудить перед судом ходатайство о продлении этого срока до 30 суток (ч. 2.1. ст. 221 УПК).