Способ обеспечения исполнения контракта выбирает. Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия
В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
Согласно п. 4 , 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно
Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 500 000 руб.;
2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:
- при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
- при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
- при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;
- при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
- при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
- при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
- при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
- проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
- когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
- когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
- когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.
Способы обеспечения контракта
Исполнение контракта может обеспечиваться:- предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44‑ФЗ ;
- внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д 28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата - обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ ).
Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ , то есть должна:
- выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
- быть безотзывной;
- быть включенной в реестр банковских гарантий;
- содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
- обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.
Размер обеспечения
В соответствии с п. 6 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять:- от 5 до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки;
- от 10 до 30% НМЦК, если НМЦК превышает 50 млн руб. Размер обеспечения должен быть не менее размера аванса (если контракт предполагает выплату аванса);
- сумму аванса, если аванс превышает 30% НМЦК.
Бухгалтерский учет
Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.
Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609 ). Согласно разд. V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи 610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 - 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н ).
В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н ).
В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10
Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения | 3 201 11 510 | 3 304 01 730 | 200 000 |
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю | 3 304 01 830 | 3 201 11 610 | 200 000 |
Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).
Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта - два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.
В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта | 10 | 170 000 | |
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась | 10 | 170 000 |
Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?
Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее - Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.
Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:
- в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, - учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
- после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, - учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.
Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.
Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили на лицевой счет учреждения денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта | 3 201 11 510 | 3 304 01 730 | 40 000 |
Перечислен аванс исполнителю | 4 206 26 560 | 4 201 11 610 | 40 000 |
Предъявлено требование в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта | 4 209 30 560 | 4 206 26 660 | 40 000 |
Удержан аванс за счет денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта в сумме удовлетворения требования залогодержателя | 3 304 01 830 | 3 304 06 730 | 40 000 |
Уменьшена дебиторская задолженность в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контракта | 4 304 06 830 | 4 209 30 660 | 40 000 |
Перечислена удержанная сумма обеспечения исполнения контракта в счет невозвращенного аванса со счета, предназначенного для учета средств во временном распоряжении, на лицевой счет | 3 304 06 830 | 3 201 11 610 | 40 000 |
4 201 11 510 | 4 304 06 730 |
При предъявлении требований в адрес исполнителя о возврате аванса при расторжении ранее заключенного контракта заказчик также вправе предъявить дополнительное требование об уплате процентов за пользование чужими средствами. Названная операция отразится в бухгалтерском учете по дебету счета 2 209 40 560 и кредиту счета 2 401 10 140 .
Суммируя вышеизложенное, отметим следующие основные моменты:
- кроме отдельных случаев, установление в контрактной документации требования о предоставлении участником закупки, с которым планируется заключить контракт, обеспечения исполнения контракта является обязанностью заказчика;
- контракт заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта;
- исполнение контракта может быть обеспечено путем предоставления банковской гарантии или внесения денежных средств на указанный заказчиком счет;
- денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 как денежные средства, полученные во временное распоряжение;
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?
В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено
Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других - только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.
По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.
Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ
В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.
Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Электронный аукцион и конкурс
Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.
Запрос котировок
При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).
Запрос предложений
В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.
Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:
- Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
- Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011 .
- Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
У единственного поставщика
При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.
Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .
При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.
Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:
- закупки у естественных монополий (п.1),
- у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
- контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
- закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
- выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
- контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826 ; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
- закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
- закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
- поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
- закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
- произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
- закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
- заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
- направление работника в служебную командировку (п.26)
- закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
- заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
- аренда помещений на территории других государств (п.32),
- контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
- закупки для органов внешней разведки (п.40),
- закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
- заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
- закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
- услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
- закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
- и другие.
Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)
Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.
Среди них:
- наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации ; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
- проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
- при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) - применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
- для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).
Федеральный закон 44-ФЗ существенно изменил порядок и условия работы системы заключения контрактов. Затронули изменения и обеспечение исполнения контракта, которое теперь регулируется преимущественно ст. 96 данного закона. Новый закон позволил серьезно структурировать и сделать более понятными все процессы, касающиеся конкурсных закупок, он регламентирует возможности, обязанности и права всех сторон сделки.
Что такое обеспечение исполнения контракта?
Обеспечение исполнения контракта – это внесение исполнителем залога, выступающего страховкой того, что его обязательства будут выполнены, либо ущерб за их невыполнение будет возмещен. В отличие от обеспечения участия в торгах данный вид гарантии применяется уже непосредственно после победы в тендере, а срок действия гарантии не может быть меньшим, чем срок действия контракта.
На данный момент заказчик обязан требовать обеспечение исполнения контракта при всех видах закупок за исключением случаев:
- когда исполнителем является казенное учреждение;
- когда контракт относится к оборонной сфере, поскольку в таком случае он регламентируется и регулируется законом 275-ФЗ;
- если закупки выполняются только одним исполнителем, заказчик может требовать обеспечение, но это не обязательное условие.
В случае если закупка происходит в форме котировки или запроса цен, то заказчик не обязан, но имеет право включить в документацию обеспечение исполнения контракта (ч.2 ст. 96 44-ФЗ).
В любых других ситуациях по закону без применения данного инструмента обойтись невозможно.
Определение размера обеспечения
По действующему законодательству для разных сделок размер обеспечения исполнения контракта может различаться. В целом, он равен 5-30% от его максимальной суммы (ч.6 ст. 96 44-ФЗ), однако есть определенные тонкости, в частности:
- если предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть меньшим его значения;
- минимальный размер обеспечения составляет 10% в тех случаях, когда стоимость контракта превышает 50 миллионов рублей;
- если в ходе торгов произошло падение по отношению к начальной цене контракта на 25 и больше процентов, размер обеспечения высчитывается с применением коэффициента 1,5 к указанному в контракте значению.
Относительно последнего пункта следует отметить, что, если исполнитель способен подтвердить собственную добросовестность, он может избежать повышения обеспечения. Подтверждение можно получить в реестре контрактов, их необходимо показать заказчику перед подписанием проекта контракта. Таким подтверждением послужит факт, показывающий, что на протяжении года до подачи текущей заявки исполнитель выполнил минимум три контракта без каких-либо нарушений и штрафных санкций.
Предоставление и оформление обеспечения
После победы в конкурсе или на тендере исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта. На данный момент существует два варианта выполнения этого требования:
- Можно внести средства в требуемом размере на депозит заказчика. Этот способ не нужно оформлять никакими дополнительными соглашениями, однако его повышенная рискованность для исполнителя очевидна даже без глубокого анализа.
- Гораздо более распространенным и надежным является предоставление банковской гарантии. Банк, который принимает на себя гарантийные обязательства, должен присутствовать в опубликованном на официальном сайте перечне Минфина. Также он обязан предоставлять данные о гарантиях государственному казначейству, вносящему их в отдельный реестр. Следует отметить, что выбирать банк-гарант имеет право исключительно исполнитель.
Если вы являетесь исполнителем по коммерческому, муниципальному или госконтракту, и вам требуется помощь в получении банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта, обращайтесь в Независимую финансово-правовую компанию. Мы решим вашу проблему максимально быстро и качественно!
Со вступлением в силу с 01.01.2014 года Федерального закона 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок, работ, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в действующей системе заключения контрактов появились некоторые изменения.
Они коснулись и вопроса обеспечения исполнения контракта, который теперь регламентируется статьями 37, 45, 93, 96 данного закона. 44-ФЗ достаточно понятно и прозрачно раскрывает правила, действующие при проведении конкурсных закупок, регламентирует права и обязанности участников этого процесса.
Понятие обеспечения
Под данным термином подразумевается внесение исполнителем залога, который будет определенной страховкой его ответственности за обязательства, взятые на себя перед заказчиком по контракту.
Сегодня для предприятий малого бизнеса выиграть тендер – большой успех и перспектива дальнейшего развития. Однако нужно помнить, что перед подписанием придется внести обеспечение исполнения контракта (ОИК).
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (ст. 96) заказчик обязан требовать при любой закупке. Имеются исключения:
- Если исполнитель имеет статус казенного учреждения, такое требование не выставляется.
- Закупки, относящиеся к оборонной сфере, обычно регламентируются законом 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», при этом данный закон будет иметь приоритет.
- Если закупки осуществляются у единственного исполнителя и предусмотрены пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.
Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК.
Видео с пояснениями когда требуется обеспечение по 44-ФЗ:
Взаимодействие заказчика и исполнителя
На торгах контракт, помимо прочей информации, должен содержать требование ОИК (кроме тех случаев, когда это не предусмотрено). Исполнитель, выигравший конкурс, обязан внести обеспечение, после чего происходит подписание контракта. Если оно не предоставлено, поставщик будет признан уклонившимся, и контракт подписан не будет.
Срок возврата отдельно оговаривается в контракте, но не может быть меньше срока действия контракта. Обеспечение возвращается поставщику после исполнения всех взятых на себя обязательств.
Стандартный алгоритм действий победителя торгов по 44-ФЗ:
Размер обеспечения исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается стандартно в пределах 5% — 30% от начальной (максимальной) суммы контракта. Однако есть нюансы:
- Если контрактом предусмотрен аванс, величина ОИК не может быть меньше размера аванса.
- Если начальная стоимость более 50 000 000 рублей, то нижний порог обеспечения составляет 10%.
- Если в процессе торгов произошло снижение стоимости заказа на 25% и более, то исполнитель обязан предоставить обеспечение, в полтора раза превышающее сумму ОИК, указанную в контракте. У исполнителя есть возможность избежать такого повышения, если он представит доказательства своей добросовестности. Доказательства добросовестности берутся из реестра контрактов и предлагаются заказчику при подписании проекта контракта. Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице:
Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей. Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей.
Пример 3. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 20 000 000 рублей. Сумма ОИК, требуемая заказчиком — 20 000 000 рублей.
Пример 4. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей, требуемая сумма ОИК 12 000 000. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000. Сумма ОИК, которую должен заплатить исполнитель: 12 000 000 * 1,5 = 18 000 000 рублей.
Пример 5. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей, аванс 20 000 000 рублей. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000. Сумма ОИК, которую должен заплатить исполнитель: 20 000 000 рублей.
Пример 6. Начальная сумма контракта 60 000 000 рублей. В процессе торгов стоимость была снижена до 45 000 000 рублей. Победитель предоставляет информацию, что в течение предыдущего года он добросовестно выполнил 4 заказа, сумма одного из них составляет 15 000 000 рублей. ОИК для данного поставщика — 12 000 000 рублей.
Варианты предоставления и оформления
Победитель конкурса перед заключением контракта должен предоставить ОИК. Для этого он может использовать два варианта по своему выбору.
Вариант 1 . Внести необходимую сумму на депозит заказчика.
Такой способ никаким дополнительным договором не оформляется.
Вариант 2 . Предоставить банковскую гарантию.
Берущий на себя гарантийные обязательства банк должен входить в список Минфина (публикуется на сайте Министерства финансов) и предоставлять информацию в Казначейство для помещения ее в реестр банковских гарантий. У заказчика нет права выбора банка, который его устроит. Если банк присутствует в списке Минфина, то заказчик обязан принять соответствующим образом оформленную гарантию такого банка. Гарантия должна быть безотзывной, а срок ее действия должен заканчиваться не раньше, чем через месяц после окончания действия контракта. Право заказчика — установить и больший срок, но это должно быть оговорено в контракте.
Подписание контракта возможно только после внесения исполнителем обеспечения.
Видео — вебинар «Обеспечение по 44-ФЗ»:
Сроки предоставления
Поставщик обязан предоставить ОИК в срок, который определен для заключения контракта, иначе будет считаться, что он уклонился от подписания.
Обычно подписание контракта по итогам открытого конкурса происходит в интервале от 10 до 20 дней после публикации протокола рассмотрения заявок. Для электронного аукциона этот временной промежуток составляет 10-13 дней.
Если ОИК предоставляется в виде банковской гарантии, то заказчику на ее рассмотрение отводится 3 рабочих дня, продлить этот срок заказчик не может.
Возврат обеспечения исполнения контракта
По новому 44-ФЗ (ст. 34) в контракте обязательно должен содержаться пункт о сроках возврата обеспечения, который устанавливается заказчиком самостоятельно.
Подавая заявку, исполнитель должен внимательно изучить данную информацию, так как, подписывая контракт, он соглашается и со сроком возврата ОИК, который там указан. Наличие такой информации – обязательно, а ее отсутствие является нарушением и может служить поводом для обращения в Федеральную антимонопольную службу.
В 44-ФЗ предусмотрена возможность замены в процессе исполнения контракта одного вида ОИК на другой. Исполнитель может заменить внесенное денежное обеспечение на гарантию банка и наоборот. В первом случае заказчик вернет внесенные ранее денежные средства. Если часть работ была уже выполнена, то при замене ОИК есть возможность уменьшить размер обеспечения на эту величину.
Если победитель внес ОИК, но в течение 30 дней в силу обстоятельств, не зависящих от него, контракт не был подписан, то в течение 5 рабочих дней ОИК возвращается на счет исполнителя.
Что нужно знать представителям малого бизнеса, собирающимся стать исполнителями контрактов по 44-ФЗ
Подавая заявку, внимательно знакомьтесь с документацией и предоставьте требуемый пакет документов. Если заявка содержала ошибку, то нельзя подавать новую, это повлечет за собой исключение из участия в конкурсе. Исправляйте свою неверную заявку внесением изменений.
При подписании документов нужно помнить о том, что стоимость заказа, сроки, условия, размер ОИК – величины не изменяемые.
Определенная сложность для представителей малого бизнеса состоит в поиске банка, который предоставит гарантию. Это процесс не быстрый, и если не получилось сразу найти нужный банк, разумно ОИК внести деньгами, а позже заменить их банковской гарантией.
Если срок возврата ОИК значительно превышает срок контракта, а ОИК внесено в виде денежных средств, то исполнителю не выгодно что его деньги долго будут заморожены. В данном случае целесообразней заменить денежные средства банковской гарантией.
Заказчик вправе инициировать расторжение контракта, если докажет, что поставщик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, и если такая возможность прописана в контракте. В этом случае ОИК поставщику не вернется. Если обеспечением служила банковская гарантия, то банк выплатит оговоренную сумму заказчику и взыщет эти средства с исполнителя (а если это невозможно, то – с поручителей).
Если заказчик долгое время не возвращает ОИК после оговоренного срока, то необходимо направить ему письменное требование, после чего придется обратиться в суд.
Выводы
В целом, Федеральный закон 44-ФЗ явно добавляет конкурентоспособности представителям малого бизнеса, достаточно четко определяет механизм обеспечения исполнения контракта, его размер, сроки внесения, варианты предоставления и оформления, а также процесс возврата.
Главное – правильно рассчитывать свои возможности и принимать взвешенные решения. Имея уверенность в своих силах и руководствуясь знанием законодательной базы, представители малого бизнеса могут смело участвовать в системе контрактных закупок и смотреть в будущее с оптимизмом.
Обеспечение исполнения контракта - это гарантия того, что поставщик исполнит свои обязательства перед заказчиком. Предоставлять его нужно не во всех закупках. Далее расскажем, в каких случаях и в какой срок возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ.
Возврат обеспечения исполнения контракта
Заказчики обязаны требовать с поставщиков обеспечение контракта при закрытых закупках. Иногда закон дает заказчикам право устанавливать условие о предоставлении обеспечения на свое усмотрение. Сюда относится проведение запроса котировок,а также закупки без аванса.
О необходимости предоставить обеспечение исполнения контракта заказчик сообщает в документации о закупке. Если такая обязанность установлена, победитель процедуры должен внести предоставить его любым способом: внести деньги на счет или направить банковскую гарантию. Сделать это необходимо до подписания контракта иначе победителя признают уклонистом. За подобные нарушения грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков .
Размер обеспечения исполнения контракта может быть от 5 до 30 процентов от начальной цены. Если она более 50 млн руб., нижнюю планку поднимают до 10 процентов. В любом случае обеспечение всегда больше предоплаты. Если она превышает треть от НМЦК, то и обеспечение устанавливается на том же уровне, несмотря на то, что верхний предел суммы установлен на 30%. Точный размер заказчик прописывает в закупочной документации.
Мы составили удобную инструкцию - как выбрать один из пяти методов обоснования начальной цены и что делать, если ни один из методов не подходит. Теперь не нужно делать закладки в законе - мы собрали все в одной статье
Когда возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронный аукцион
Возврат суммы обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ при проведении электронного аукциона происходит следующим образом: оператор ЭТП прекращает блокировку средств на счете участника. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ по требованию участника процедуры возможен, только если средства не заблокированы. Просьба направляется оператору ЭТП. Она рассматривается до 3 дней.
Срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Говоря о сроке возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ, нужно определить, когда заканчивается период исполнения обязательств по контракту. Фактически он считается исполненным, когда стороны подписывают акт выполненных работ, оказанных услуг или товарную накладную. Если предусмотрен гарантийный период, сроки возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ сдвигаются до его истечения.
Информация о сроке возврата обеспечения контракта должна быть включена в госконтракт. Таково требование закона. Порядок возврата зависит от способа определения поставщика. Например, в конкурсах и закрытых аукционах сделать это обязаны в течение 5 дней. А при электронных процедурах - в течение одного дня.
Письмо о возврате обеспечения контракта по 44-ФЗ
Чтобы получить возврат суммы обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ, поставщик должен направить заказчику письмо с уточненными реквизитами. Это необходимо для того, чтобы напомнить госучреждению об обязательстве, в том числе о сроках возврата обеспечение исполнения контракта, а также облегчить себе жизнь: в таком случае заказчик точно не перепутает реквизиты.
В письме о возвращении обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должна быть следующая информация:
- наименование компании-поставщика;
- ФИО представителя поставщика;
- данные о предмете контракта, его номере и сроке действия;
- реквизиты акта приемки;
- формулировка «просит осуществить возврат денежных средств».
Нередко перед заказчиками встает вопрос: возвращать ли обеспечение, если поставщик незначительно, но все же нарушил условия, сорвал сроки и т.д. На такой случай в контракте стоит прописать, что заказчик вправе удержать неустойку с обеспечения. Это позволит избежать разногласий.
Если возврат обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ так и не произошел, с заказчика можно потребовать пени за пользование чужими деньгами. Взыскать их можно через суд.
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
Если конкурс не состоялся, срок возврата обеспечения - в течение пяти рабочих дней. При этом причина, что закупка не состоялась, – стороны не подписали контракт в течение 30 дней из-за решения суда или других непреодолимых обстоятельств. Такое правило закреплено частью 9 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Если контрагент нарушил условия контракта или исполнил его без нарушений, узнайте в рекомендации эксперта.