Сообщение об индейских племенах. Индейцы
Восточные индейцы проживали на территории между Великими озерами на севере, Миссисипи на западе, Мексиканским заливом на юге и Атлантическим океаном на востоке. Северная часть этой территории принадлежала в период прихода европейцев различным племенам алгонкинской языковой группы.
На побережье Атлантики алгонкинские индейцы занимались рыболовством, в других местах возделывали кукурузу или фасоль. Для алгонкинских индейцев главным источником существования являлся дикорастущий в воде рис. Одно из этих алгонкинских племен, живущих у Верхнего озера, вписало золотыми буквами свое имя в историю национально-освободительной борьбы индейцев Северной Америки. К алгонкинским племенам относилось и . Важная роль принадлежала в индейских войнах также представителям других, говорящих по-алгонкински племен, объединившихся в XVII веке в Повхаттанскую конфедерацию. Именно с этими индейцами сталкиваются и ведут борьбу первые британские поселенцы.
В лесистой северной части востока нынешних США мы встречаемся с еще одной группой воинственных индейских племен - ирокезами. Эти индейцы занимались сельским хозяйством (выращивали кукурузу, подсолнух, арбузы, горох и фасоль), охотой на лесных зверей (лосей, бобров и особенно на оленей). Говорящие по-ирокезски племена (онейда, сенека, могауки, каюга, онондага) создали во второй половине XVI века самое сильное объединение в истории Северной Америки - Лигу ирокезов, к которой в 1722 году присоединилось еще шестое, проживающее южнее, племя ирокезской языковой группы тускарора.
Ирокезская лига, что удивительно, в главных антиколониальных боях североамериканских индейцев активно не участвовала. Заслуга в этом, конечно, принадлежит вождю умеренных взглядов Тайенданеге (белые называли его Джозеф Брант), по происхождению могауку.
Благодаря этому обстоятельству ирокезы до сих пор живут на своей первоначальной родине.
А многие ирокезы, особенно многочисленные сенека, проживают сегодня в крупнейшем городе Америки Нью-Йорке.
На юге восточной части Северной Америки во времена прихода белых жили менее воинственные племена, к которым судьба была жестока. Почти все здешние индейцы, за исключением остатков , вынуждены были отправиться в первой половине XIX века в ссылку за Миссисипи или были полностью уничтожены.
Большинство юго-восточных племен принадлежали к мусконской языковой группе (чикасавы, крики, чоктавы, алабама и другие). Эти индейцы были прекрасными земледельцами, жили в отстроенных крупных деревнях, поддерживали торговые отношения с отдаленными областями Северной Америки и Мексики.
Из немусконских племен юго-востока необходимо вспомнить хотя бы живших в Джорджии и Каролине «двоюродных братьев» ирокезов - племя чироков. Эти индейцы в XIX веке создали первую свою письменность, печатали индейские книги и газеты, создали парламент и т. д. Однако и они были в первой половине XIX века изгнаны за Миссисипи.
Индейцы прерий
Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.
Это - бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.
Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только - где-то в семнадцатом веке - индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.
Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей - индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.
Индейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.
Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку - травотс, носили знаменитые леггинс - кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.
Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки - военные топоры.
Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее - в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).
Индейцы Юго-Запада
В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).
Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются - также принадлежащие к атабаской языковой семье - их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.
Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.
На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,- несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло - оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.
В деревне пуэбло - всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище -«пуэбло».
Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах - «месы» - в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.
Индейцы калифорнии и северо-западного побережья
Калифорнию населяло множество малочисленных индейских племен самых различных языковых групп. Культура индейцев Калифорнии и северо-западного побережья Тихого океана (нынешних североамериканских штатов Орегон и Вашингтон) была гораздо более примитивной, чем культура всех других индейских групп Северной Америки.
Здешние индейцы добывали себе пропитание, собирая плоды и семена дикорастущих растений, жили в полуподземных хижинах землянках. Племена, живущие непосредственно на побережье, занимались еще ловлей рыбы и морских моллюсков. Многочисленные племена тихоокеанского побережья в XVII-XIX веках полностью вымерли.
Сегодня здесь осталось около тридцати индейских племен и небольших групп, из которых только диегено, принадлежащие к языковой группе юма, насчитывают 9000 человек. Другие здешние племена имеют лишь по несколько семей.
На разных этапах освоения Североамериканского континента его заселяли представители разных народов, в 1 веке нашей эры сюда приплывали даже викинги, основали свое поселение, но оно не прижилось. После того как Колумб «открыл Америку», начался период европейской колонизации этих земель, сюда хлынул поток переселенцев из всех уголков Старого Света, это были испанцы, и португальцы, и англичане и французы, и представители скандинавских стран.
После захвата земель вытеснения с их территории коренного населения Северной Америки - индейцев, которые в начале европейской экспансии даже не владели огнестрельным оружием и были вынуждены под угрозой полного уничтожения уступить свои земли, переселенцы стали полновластными хозяевами обширных площадей Нового Света, обладающих огромным природным потенциалом.
Коренные народы Северной Америки
К коренным народам Северной Америки относят жителей Аляски и арктической части континента эскимосов и алеутов (северные регионы США и Канады), индейское население, в основном сосредоточенное в центральной и южной части материка (США, Мексика), также гавайский народ, живущий на острове Гавайи в Тихом Океане.
Считается, что эскимосы перебрались на территорию Северной Америки из Азии и далеких просторов Сибири в то время, когда еще Аляска и материк Евразия не были отделены друг от друга Беринговым проливом. Передвигаясь вдоль юго-восточного побережья Аляски, древние племена двигались вглубь Североамериканского континента, так около 5-ти тысяч лет назад эскимосские племена заселили арктическое побережье Северной Америки.
Эскимосы, жившие на Аляске, в основном занимались охотой и рыболовством, если позволяли погодные условия - собирательством. Охотились на тюленей, моржей, белых медведей и других представителей арктической фауны, например на китов, причем вся добыча использовалась практически без утилизации, в дело шло все - и шкуры, и кости, и внутренности. В летний период жили в чумах и ярангах (жилище из шкур животных), зимой в иглу (тоже жилище из шкур, но еще дополнительно утепленное блоками из снега или льда), занимались оленеводством. Жили небольшими группами, состоящими из нескольких родственных семей, поклонялись злым и добрым духам, был развит шаманизм.
Племена алеутов, жившие на Алеутских островах в Баренцевом море, издавна занимались охотой, рыболовецким промыслом и охотой на китов. Традиционное жилище алеутов - улягам, большая по размерам полуземлянка, рассчитанная на большое количество людей (от 20 до 40семей). Оно находилось под землей, внутри размещалось нары, отделенные занавесками, посредине стояла огромная печь, спускались туда по бревну, в котором были вырезаны ступеньки.
К моменту появления европейских завоевателей в Северной и Южной Америках насчитывалось около 400 индейских племен, имевших отдельный язык и знавших письменности. Впервые с коренными жителями этих земель столкнулся Колумб на острове Куба и, думая, что попал в Индию, назвал их «Los indios», с тех пор они и стали так называться - индейцы.
(Северный Индеец )
Верхняя часть Канады была заселена северными индейцами, алгонкинскими и атапасскими племенами, охотившимися на оленей-карибу и ловившими рыбу. На северо-западе континента жили племена хайда, салиши, вакаши, тлинкиты, занимались они рыболовецким промыслом и морской охотой, вели кочевой образ жизни, жили небольшими группами из нескольких семей в чумах. На калифорнийском побережье в мягких климатических условиях жили племена индейцев, которые занимались охотой, ловлей рыбы и собирательством, собирали желуди, ягоды, различные травы. Жили в полуземлянках. Восточную часть Америки заселяли индейцы Вудленда, это такие племена как крики, алгонкины, ирокезы (считались очень воинственными и кровожадными). Занимались оседлым земледелием.
В степных областях Североамериканского континента (прерии, пампасы) жили охотничьи племена индейцев, которые охотились на бизонов и вели кочевой образ жизни. Это племена апачи, осейджи, кроу, арикара, кайова и др. Были очень воинственны и постоянно конфликтовали с соседними племенами, жили в вигвамах и типи, традиционных индейских жилищах.
(Индейцы племени Навахо )
В южных областях Североамериканского континента жили племена навахо, пуэбло и пима. Считались одними из наиболее развитых, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, причем используя методы искусственного орошения (строили каналы и другие ирригационные сооружения), разводили крупный рогатый скот.
(Гавайцы даже отправляясь в лодке не забывают украсить себя и даже свою собаку национальными венками )
Гавайцы - коренное население Гавайских островов относятся к полинезийской этнической группе, считается, что первые полинезийцы приплыли на Гавайские острова с Маркизских островов в 300 году, а с острова Таити чуть позже (в 1300 году н.э). В основном поселения гавайцев размещались около моря, где они строили свои жилища с крышей из пальмовых веток и занимались рыбным промыслом, плавая на каноэ. К тому времени, когда Гавайские острова были открыты английским исследователем Джеймсом Куком, население островов насчитывало около 300 тысяч человек. Жили они большими семейными общинами - оханами, в которых существовало деление на вождей (алии) и общинников (макааинана). На сегодняшний день Гавайи входят в состав США, являясь 50-ым по счету штатом.
Традиции и обычаи коренных народов
Северная Америка - огромный континент, ставший домом для представителей большого количества разных народностей, каждый из которых по своему самобытен и уникален, имеет свои собственные традиции и обычаи.
(Эскимос демонстрирует национальный танец )
Эскимосы живут небольшими семейными общинами, придерживаются принципов матриархата (главенство женщины). Муж входит в семью жены, если она умирает - муж возвращается в дом родителей, дети с ним не уходят. Родство считается по линии матери, браки заключаются в раннем возрасте по предварительной договоренности. Часто практикуется обычай временного обмена женами как дружеский жест или в знак особого расположения. В религии развит шаманизм, шаманы - руководители культа. Тяжелые природные условия, постоянная угроза голода и смерти в случае неудачи на охоте, ощущение полного бессилия перед мощью суровой арктической природы, все это заставляло эскимосов искать утешение и спасение в проведении обрядов и ритуалов. Широкой популярностью пользовались заговоренные амулеты, обереги, использование различных магических заклинаний.
Алеуты поклонялись духам умерших животных, особенно ими почитался кит, когда в селении умирал мужчина-охотник его хоронили в пещере, положив между двумя ребрами кита.
Индейские племена Северной Америки верили в сверхъестественное происхождение мира, который, по их мнению, создали таинственные силы, у племен сиу они назывались вакан, ирокезы говорили - оренда, алгонкины - маниту, а Китчи Маниту был тот самый верховный дух, которому все подчинялось. Сын Маниту Ва-са-ка из красной глины вылепил племя людей, обучил их охоте и земледелию охотиться, научил танцевать ритуальные танцы. Отсюда и особое почитание индейцами красного цвета, красной краской они натирали свое тело и лицо по особо торжественным случаям, как например девушки в племенах Калифорнии и Северной Дакоты на свадебной церемонии.
Также индейцы, пройдя путь развития многих народов мира, обожествляли природу и её силы, поклонялись божествам Солнца, Неба, Огня или Неба. Также они почитали духов, покровителей племен (различные растения и животные), которые носили название тотем. Такой дух-покровитель мог быть у каждого индейца, увидев его во сне, человек сразу возвышался в глазах своих соплеменников мог украсить себя перьями и ракушками. Кстати боевой головной убор из орлиных перьев надевался вождями и выдающимися воинами только в очень торжественных случаях, считалось, что он имеет большую духовную и лечебную силу. Также символом доблести любого мужчины воина считался специальный топорик с длинной рукоятью из рога оленя-карибу - томагавк.
(Древний почитаемый ритуал индейцев - трубка мира )
Одной из известных индейских традиций является древний ритуал раскуривания трубки мира, когда индейцы садились в большой круг и предавали друг другу своеобразный символ мира, благополучия и процветания - трубку мира. Начинал ритуал самый уважаемый человек в племени - вождь или старейшина, он раскуривал трубку, затягивался пару раз и предавал её дальше по кругу и все участники церемонии должны были сделать тоже самое. Обычно этот ритуал проводился при заключении мирных договоров между племенами.
Знаменитыми гавайскими традициями и обычаями считаются вручение цветочных гирлянд (лей), которые вручают вместе с поцелуем в щеку всем приезжим прекрасные девушки-гавайки. Потрясающие по красоте леи могут быть сделаны из роз, орхидей и других экзотических тропических цветов, причем снимать гирлянду по легенде можно только в присутствии того человека, который её подарил. Традиционное гавайское алоха, означает не только слова приветствия или прощания, оно отражает всю гамму чувств и переживаний, им можно выразить и сочувствие, и доброту, и радость, и нежность. Сами коренные жители островов уверены, что алоха, это не просто слово, а основа всех жизненных ценностей народа.
Культура острова Гавайи богата суевериями и приметами, в которые народ до сих пор верит, например, считается, что явление радуги или дождя это знак особого расположения богов, в особенности хорошо, когда свадьба проходит под дождем. А еще остров знаменит завораживающим танцем хула: ритмичные движения бедер, изящные пассы рук и уникальные костюмы (пышная юбка, сделанная из волокон пальмы рафии, венки из ярких экзотических цветов) под ритмичную музыку на барабанах и других ударных инструментах. В древние времена это был ритуальный танец, исполнявшийся исключительно мужчинами.
Современная жизнь народов Северной Америки
(Современные улицы США на месте бывших родных мест индейцев, коренных народов Америки )
На сегодняшний день общая численность населения Северной Америки составляет около 400 миллионов человек. Основная масса - потомки европейских переселенцев, в Канаде и США в основном проживают потомки английских и французских колонизаторов, южное побережье и страны Центральной Америки заселяют потомки испанцев. Также в Северной Америке проживает боле 20 миллионов представителей негроидной расы, потомки негров-рабов, когда-то завезенных с Африканского континента европейскими колонизаторами для работы на сахарных и хлопковых плантациях.
(Индейские традиции поглотила урбанистичная культура выросших городов )
Индейское население, сохранившее свою популяцию около 15 миллионов человек (существенное снижение численности населения за счет болезней, различного рода ущемлений, а также полного вытеснения с коренных земель обитания в резервации), размещается на территории США (5 миллионов человек - 1,6% всего населения страны) и Мексики, разговаривают на своих языках и наречиях, чтут и хранят обычаи и культуру своего народа. По разным данным в доколумбовский период на территории Северной Америки проживало до 18 миллионов индейцев.
Алеуты, как и прежде, живут на островах Алеутского Архипелага, считаются исчезающей нацией, на сегодняшний день их популяция около 4-х тысяч человек, а в 18-ом веке достигала до 15 тысяч.
В своей "Энциклопедии индейских войн 1850-1890 гг" Грегори Ф. Мично приводит интересные данные о том, какие племена оказали самое серьезное сопротивление армии США. Впрочем, под "армией" он вполне справедливо понимает не только войска Федерального правительства, но и территориальные части времен Гражданской войны (именно такой полк, кстати, несет ответственность за знаменитую резню на Сэнд-Крик), войска Конфедерации и всякого рода военизированные формирования, находившиеся на государственной службе, вроде Техасских рейнджеров, волонтеров и т. д. В качестве показателя "опасности" Мично предложил достаточно убедительный критерий: отношение числа потерь убитыми и ранеными, понесенных армией в сражениях с племенем (или племенным союзом) к собственно числу боевых столкновений. Разного рода набеги на гражданских, убийства белых женщин и скальпирование их детей сюда не вошли.
Итак, на первом месте - Кикапу (Kickapoo) . Формально они занимают эту позицию вполне справедливо: 100 убитых и раненых у армии на 5 боев. Соотношение - 20 . Однако, на самом деле их можно смело исключить из таблицы. Кикапу были одним из "цивилизованных" племен, живших в резервации. Они действительно очень старались стать "хорошими индейцами" - учили английский, осваивали земледелие и скотоводство, словом, были абсолютно мирным народом. Однако, когда началась Гражданская война, племя, опасаясь, что мужчин отправят воевать за Конфедерацию, решило эмигрировать к родне в Мексику. ну, примерно как большая часть советских саамов в 1944-1945. Но если саамов никто не трогал, то Кикапу не повезло забрести в Техас. Вернее, миновать Техас им было сложно, но они шли абсолютно законно, имели все бумаги в порядке и полагали, что им ничего не грозит. Они ошибались. Командир одного из отрядов Техасских волонтеров полагал что хороший индеец - это исключительно мертвый индеец. Разведчики предупреждали его, что кочующие в Мексику индейцы - это не команчи, а дружественные и абсолютно мирные Кикапу, которых до этого даже самый предвзятый расист не мог обвинить в нападениях на белых. Но командир ответил, что де в его понимании мирных индейцев быть не может, и приказал напасть на лагерь. Нападение было произведено в лучших традициях техасских псевдовоенных идиотов: вразнобой, без разведки и толпой. При этом первыми под огонь попали женщины и дети. Кикапу несколько раз на хорошем английском пытались обратиться к техасцам, но всех парламентеров те убивали. Когда из лагеря выехал мужчина с двумя детьми за спиной (так он пытался показать, что не хочет боя), его пристрелили, а потом убили детей. Тут Кикапу, какими бы мирными они ни были, несколько озверели. С винтовками у них все было в порядке, поэтому в последовавшем бою волонтеры потеряли убитыми и ранеными около 100 человек. Кикапу могли бы перебить всех, но когда техасцы сбежали, индейцы поспешили снять лагерь и устремились к границе. Так Техас на ровном месте нажил еще одного врага. Да, все сочные подробности об убийстве женщин и детей происходят как раз от уцелевших волонтеров, которые, не стесняясь в выражениях, рассказывали, какой замечательный у них командир. Оставшиеся 4 сражения произошли уже в 80-е годы 19-го века, когда армия США ходила через границу в Мексику наказывать Кикапу за набеги, и в конце концов вернула их в резервацию. в США. Эти стычки были в одни ворота
На втором месте - мои любимые Не Персе (Nez Perce) .
Сражений и стычек - 16, потери армии убитыми и ранеными - 281 человек. Соотношение - 17,5
. Все сражения и потери армия понесла во время так называемой "Войны Не Персе" лета 1877 года, когда четыре клана племени Не Персе и один клан племени Палуза отказались отправиться в резервацию в Орегон и три месяца бегали от армии США, нанося последней адские потери. Пикантность заключалась в том, что они при этом гнали стада и вообще путешествовали с семьями - детьми, женщинами и стариками. Американцы с некоторой гордостью говорят, что тактику Не Персе они изучают в военных училищах до сих пор, как понятный и хорошо исследованный образцовый пример партизанской войны. Как-нибудь я про них напишу.
Кто на третьем месте? Ну конечно же, несравненные Модоки (Modocs)
.
Эти зайчики обладают уникальным достижением за всю историю индейских войн - убили больше солдат, чем потеряли воинов. Сражений - 12, потери армии - 208, соотношение - 17,5
. Подробней напишу потом.
Четвертое место - ну, тут ничего удивительного. Это Сиу (Sioux)
.
Боев - 98, потери армии - 1250, соотношение - 12,7
. Литтл-Бигхорн, конечно, тут играет немалую роль, но общее количество потерь, понесенных армией, впечатляет.
Пятое место - Юты (Ute)
.
Боев - 10, потери - 105, соотношение - 10,5
. Правда, надо отметить, что в отличие от 2-4 мест, они сражались не столько с регулярной армией, сколько с разного рода военизированными мормонскими формированиями. Хоть и официальными.
Шестое заслуженное место - Паюты (Paiute)
.
33 схватки, потери армии - 302, соотношение - 9,2
. На Паютах следует остановиться особо. Эти племена охотников и собирателей презирались абсолютно всеми - белыми, которые дали им насмешливое название "диггеры" из-за того, что выкапывание съедобных корешков доставляло значительную часть съестных припасов племени. Соседними индейцами за то, что Паюты были бедны, не имели лошадей и ружей. Ружья и лошади к ним действительно попали очень поздно, и во время войны Снэйков лук и стрелы долго были основным оружием Паютов
И все же диггеры сумели за себя постоять, как никто другой. Эта война велась в тяжелые времена 1864-1868 гг, обе стороны не знали пощады, и военных преступлений против Снэйков армия совершила куда, как больше, чем против других, более известных племен (и при этом Паюты считали, что синие солдаты - весьма гуманный народ, по сравнению с гражданскими!) Просто этот конфликт мало известен. В результате войны погибла половина племени. Остальные, впрочем, примирились с белыми и потом жили сравнительно неплохо.
Остальные племена распределяются так:
Племя Сражения Потери армии Соотношение
Рог (Rogue) 23 196 8,5
Чейены (Cheyenne) 89 642 7,2
Шошоны (Shoshone) 31 202 6,5
Арапахо (Arapaho) 6 29 4,8
Команчи (Comanche) 72 230 3,1
Кайова (Kiowa) 40 117 2,9
Хуалапай (Hualapai) 8 22 2,7
Апачи (Apache) 214 566 2,5
Навахо (Navajo) 32 33 1
Обратите внимание, в своих работах Ю. Стукалин писал, что Апачи де на голову превосходили степных индейцев в тактике партизанской войны, и вообще были куда опаснее. Практика показала, что в реальности сиу взгрели синих солдат куда сильнее, чем южные индейцы.
После открытия Американских континентов и освоения новых земель, которое зачастую сопровождалось порабощением и истреблением коренного населения, европейцы были поражены методами борьбы индейцев. Племена индейцев старались запугать чужеземцев, и потому в ход шли самые жестокие способы расправы над людьми. Более подробно об изощренных методах умерщвления захватчиков расскажет этот пост.
"Боевой клич индейцев представляют нам как нечто настолько ужасное, что его невозможно выдержать. Его называют звуком, который заставит даже самого отважного ветерана опустить свое оружие и покинуть шеренгу.
Он оглушит его слух, от него застынет душа. Этот боевой клич не позволит ему услышать приказ и почувствовать стыд, да и вообще сохранить какие-либо ощущения, кроме ужаса смерти".
Но пугал не столько сам боевой клич, от которого стыла кровь в жилах, сколько то, что он предвещал. Европейцы, сражавшиеся в Северной Америке, искренне чувствовали: попасть живыми в руки чудовищных раскрашенных дикарей означает судьбу пострашнее смерти.
Это вело к пыткам, человеческим жертвоприношениям, каннибализму и снятию скальпов (и все имело ритуальное значение в культуре индейцев). Это особенно способствовало возбуждению их воображения.
Самым ужасным было, вероятно, зажаривание заживо. Одного из британцев, выживших в Мононгахела в 1755 г., привязали к дереву и сжигали заживо между двумя кострами. Индейцы в это время танцевали вокруг.
Когда стоны агонизирующего человека стали слишком настойчивыми, один из воинов пробежал между двумя кострами и отсек несчастному гениталии, оставляя его истекать кровью до смерти. Тогда завывания индейцев прекратились.
Руфус Путмен, рядовой из провинциальных войск Массачусетса, 4 июля 1757 г. записал в своем дневнике следующее. Солдата, схваченного индейцами, "нашли зажаренным самым печальным образом: ногти на пальцах были вырваны, губы отрезаны до самого подбородка снизу и до самого носа сверху, его челюсть обнажилась.
С него сняли скальп, грудь рассекли, сердце вырвали, вместо него положили его патронную сумку. Левая рука оказалась прижатой к ране, томагавк оставили у него в кишках, дротик пронзил его насквозь и остался на месте, был отрезан мизинец на левой руке и маленький палец на левой ноге".
В том же году иезуит отец Рубо встретил группу индейцев племени оттава, которые вели через лес несколько пленных англичан с веревками вокруг шеи. Вскоре после этого Рубо догнал боевой отряд и поставил свою палатку рядом с их палатками.
Он увидел большую группу индейцев, которые сидели вокруг костра и ели жареное мясо на палочках, словно это был барашек на небольшом вертеле. Когда он спросил, что это за мясо, индейцы оттава ответили: это зажаренный англичанин. Они указали на котел, в котором варились остальные части разрубленного тела.
Рядом сидели восемь военнопленных, перепуганных до смерти, которых заставили наблюдать за этим медвежьим пиром. Люди были охвачены неописуемым ужасом, подобным тому, который испытывал Одиссей в поэме Гомера, когда чудовище Сцилла уволокло с борта корабля его товарищей и бросило их перед своей пещерой, чтобы сожрать на досуге.
Рубо, пришедший в ужас, пытался протестовать. Но индейцы оттава не захотели его даже выслушать. Один молодой воин грубо сказал ему:
- У тебя французский вкус, у меня - индейский. Для меня это хорошее мясо.
Затем он пригласил Рубо присоединиться к их трапезе. Похоже, индеец обиделся, когда священник отказался.
Особую жестокость индейцы проявляли к тем, кто сражался с ними их же методами или почти усвоил их охотничье искусство. Поэтому нерегулярные лесные караульные патрули подвергались особому риску.
В январе 1757 г. рядовой Томас Браун из подразделения капитана Томаса Спайкмена рейнджеров Роджерса, одетых в зеленую военную форму, получил ранение в бою на заснеженном поле с индейцами племени абенаков.
Он ползком выбрался с поля боя и встретился с двумя другими ранеными солдатами, одного из них звали Бейкер, вторым был сам капитан Спайкмен.
Мучаясь от боли и ужаса из-за всего происходящего, они подумали (и это была большая глупость), что могут безопасно развести костер.
Почти мгновенно появились индейцы-абенаки. Брауну удалось уползти от костра подальше и спрятаться в кустарнике, из которого он наблюдал за развернувшейся трагедией. Абенаки начали с того, что раздели Спайкмена и сняли с него скальп, пока тот был еще жив. Затем они ушли, прихватив с собой Бейкера.
Браун говорил следующее: "Видя эту ужасную трагедию, я решил уползти по возможности дальше в лес и умереть там от полученных ран. Но так как я был близко к капитану Спайкмену, он меня увидел и умолял, ради всего святого, дать ему томагавк, чтобы он мог покончить с собой!
Я отказал ему и уговаривал его молиться о милосердии, так как он мог прожить всего еще несколько минут в этом ужасающем состоянии на замерзшей земле, покрытой снегом. Он просил меня передать его жене, если я доживу до того времени, когда вернусь домой, о его страшной гибели".
Вскоре после этого Брауна схватили индейцы-абенаки, вернувшиеся на место, где они сняли скальп. Они намеревались насадить голову Спайкмена на шест. Брауну удалось выжить в плену, Бейкеру - нет.
"Индейские женщины раскололи сосну на мелкие щепки, подобные небольшим вертелам, и вонзили их в его плоть. Затем сложили костер. После этого приступили к совершению своего ритуального обряда с заклинаниями и танцами вокруг него, мне приказали делать то же самое.
По закону сохранения жизни пришлось согласиться... С тяжелым сердцем я изображал веселье. Они перерезали на нем путы и заставили бегать вперед и назад. Я слышал, как несчастный молил о милосердии. Из-за непереносимой боли и мучений он бросился в огонь и исчез".
Но из всех индейских практик самое большое внимание ужасающихся европейцев привлекало снятие скальпов, которое продолжалось еще и в девятнадцатом столетии.
Несмотря на ряд нелепых попыток некоторых благодушных ревизионистов утверждать, будто снятие скальпов зародилось в Европе (возможно, среди вестготов, франков или скифов), совершенно понятно: оно практиковалось в Северной Америке задолго до того, как там появились европейцы.
Скальпы играли серьезную роль в североамериканской культуре, так как они использовались в трех различных целях (а возможно, служили всем трем): для "замещения" мертвых людей племени (вспомним, как индейцы всегда беспокоились о тяжелых потерях, понесенных на войне, следовательно, об уменьшении численности народа), чтобы умилостивить духов погибших, а также для смягчения скорби вдов и других родичей.
Французские ветераны Семилетней войны в Северной Америке оставили много письменных воспоминаний об этой страшной форме увечья. Приведем отрывок из записей Пушо:
"Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой - нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти".
Приведем и ценный рассказ очевидца-француза, который известен только по своим инициалам - Ж.К.Б.: "Дикарь немедленно схватил свой нож и быстро сделал надрезы вокруг волос, начиная с верхней части лба и заканчивая затылком на уровне шеи. Затем он встал ногой на плечо своей жертвы, лежащей лицом вниз, и двумя руками стащил скальп за волосы, начиная с затылка и перемещаясь вперед...
После того как дикарь снимал скальп, если он не боялся, что его начнут преследовать, он вставал и начинал соскребать с него кровь и плоть, оставшиеся там.
Затем он делал обруч из зеленых ветвей, натягивал на него скальп, словно на тамбурин, и какое-то время ждал, чтобы он подсох на солнце. Кожу красили в красный цвет, волосы собирали в узел.
Затем скальп прикрепляли к длинному шесту и триумфально несли на плече в деревню или в то место, которое выбиралось для него. Но при приближении к каждому месту на своем пути он издавал столько криков, сколько у него было скальпов, извещая о своем прибытии и демонстрируя свою отвагу.
Иногда на одном шесте могло оказаться до пятнадцати скальпов. Если их было слишком много для одного шеста, то индейцы украшали скальпами несколько шестов".
Невозможно ничем приуменьшить значение жестокости и варварства североамериканских индейцев. Но их действия следует рассматривать и в рамках контекста их воинственных культур и анимистических религий, и в рамках более крупной картины общей жестокости жизни в восемнадцатом столетии.
Жители городов и интеллектуалы, которые испытывали благоговейный ужас от каннибализма, пыток, человеческих жертвоприношений и снятия скальпов, с удовольствием посещали публичные казни. А при них (до введения гильотины) приговоренные к казни мужчины и женщины умирали мучительной смертью в течение получаса.
Европейцы не возражали, когда "предателей" подвергали варварскому ритуалу казней через повешение, утопление или четвертование, как в 1745 г. казнили повстанцев-якобитов после восстания.
Они особенно не протестовали, когда головы казненных насаживали на колы перед городами в качестве зловещего предупреждения.
Они терпимо переносили повешение на цепях, протаскивание матросов под килем (обычно это наказание завершалось фатальным исходом), а также телесные наказания в армии - настолько жестокие и суровые, что многие солдаты умирали под плетью.
Европейских солдат в восемнадцатом столетии заставляли повиноваться военной дисциплине плетью. Американские туземные воины вели борьбу за престиж, славу или за общее благо клана или племени.
Более того, массовые грабежи, мародерство и общее насилие, следовавшие за большинством успешных осад в европейских войнах, превосходили все, на что оказывались способны ирокезы или абенаки.
Перед холокостами террора, подобного разграблению Магдебурга в Тридцатилетней войне, бледнеют зверства в форте Уильям-Генри. В том же 1759 г. в Квебеке Вульф был полностью удовлетворен обстрелом города зажигательными ядрами, не беспокоясь о том, какие страдания пришлось переносить невинным мирным жителям города.
Он же оставлял после себя опустошенные районы, применяя тактику выжженной земли. Война в Северной Америке была кровавым, жестоким и ужасающим делом. И наивно рассматривать ее как борьбу цивилизации с варварством.
Помимо сказанного, специфический вопрос снятия скальпов содержит в себе и ответ. Прежде всего, европейцы (особенно - группы нерегулярных войск, подобные рейнджерам Роджерса) отвечали на снятие скальпов и причинение увечий по-своему.
Тому, что они смогли опуститься до варварства, содействовало щедрое вознаграждение - 5 фунтов стерлингов за один скальп. Это была ощутимая добавка к денежному жалованию рейнджера.
Спираль зверств и встречных зверств головокружительно вознеслась ввысь после 1757 г. С момента падения Луисбурга солдаты победоносного Хайлендерского полка отрубали головы всем индейцам, попавшемся им на пути.
Один из очевидцев сообщает: "Мы убили огромное количество индейцев. Рейнджеры и солдаты Хайлендерского полка никому не давали пощады. Мы снимали скальпы повсюду. Но нельзя отличить скальп, снятый французами, от скальпа, снятого индейцами".
Эпидемия снятия скальпов европейцами стала настолько безудержной, что в июне 1759 г. генералу Амхёрсту пришлось выпустить чрезвычайный приказ.
"Всем разведывательным подразделениям, а также всем остальным подразделениям армии под моим командованием, несмотря на все представившиеся возможности, запрещается снимать скальпы у женщин или детей, принадлежащих противнику.
По возможности их следует забирать с собой. Если такой возможности нет, то их следует оставлять на месте, не причиняя им никакого вреда".
Но какая польза могла быть от такой военной директивы, если все знали, что гражданские власти предлагают премию за скальпы?
В мае 1755 г. губернатор Массачусетса Уильям Шерл и назначил 40 фунтов стерлингов за скальп индейца-мужчины и 20 фунтов - за скальп женщины. Это, казалось, находилось в согласии с "кодексом" дегенеративных воинов.
Но губернатор Пенсильвании Роберт Хантер Моррис проявил свою склонность к геноциду, нацелившись на детородный пол. В 1756 г. он назначил вознаграждение, равное 30 фунтам стерлингов, за мужчину, но 50 фунтов - за женщину.
В любом случае, презренная практика назначения вознаграждения за скальпы аукнулась самым отвратительным образом: индейцы пошли на мошенничество.
Все началось с очевидного обмана, когда американские туземцы приступили к изготовлению "скальпов" из лошадиных шкур. Затем была введена практика убийства так называемых друзей и союзников только для того, чтобы делать деньги.
В достоверно документированном случае, произошедшем в 1757 г., группа индейцев чероки убила людей из дружественного племени чикасави только ради получения вознаграждения.
И, наконец, как отмечал почти каждый военный историк, индейцы стали экспертами в "размножении" скальпов. Например, те же чероки, по общему мнению, сделались таким мастерами, что могли изготовить четыре скальпа с каждого убитого ими солдата.
Американские индейцы имеют уникальную и трагичную историю. Ее уникальность состоит в том, что они смогли пережить период заселения континента европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и белым населением. Несмотря на все это, история индейского народа полна оптимизма, поскольку, лишившись львиной доли исконных земель, они выжили и сохранили свою самобытность. На сегодняшний день они являются полноправными гражданами Соединенных Штатов.
Основной вопрос статьи: где живут индейцы? Следы этого населения прослеживаются на двух материках. Многие названия в США связаны с этим народом. Например, Массачусетс, Мичиган, Канзас и тому подобное.
Немного истории, или кого называют индейцами
Для того чтобы понять, где живут индейцы, необходимо определиться с тем, кто это такие. Впервые про них европейцы узнали в конце 15 века, когда в поисках заветной Индии добрался до берегов Америки. Мореплаватель сразу же назвал местных жителей индейцами, хотя это и был совсем другой континент. Так название закрепилось и стало общим для множества народов, которые населяли два материка.
Если для европейцев открытый континент был Новым светом, то сотни жили здесь около 30 тысяч лет. Вновь прибывающие европейцы стали вытеснять коренных жителей в глубь страны, занимая пригодные для жизни территории. Постепенно племена были изгнаны ближе к горам.
Система резерваций
К концу 19 века Америка была настолько заселена европейцами, что свободных земель для индейцев не осталось. Для того чтобы понять, где живут индейцы, следует узнать, что такое резервации. Это земли, плохо пригодные для ведения сельского хозяйства, куда были вытеснены индейцы. Живя на этой территории по соглашениям с белыми людьми, они должны были получать припасы. Однако зачастую это было только на словах.
Еще хуже дело стало обстоять, когда каждому коренному жителю правительство выделило по 160 акров земли. Индейцы не были готовы заниматься фермерством, к тому же на непригодной для этого земле. Все это привело к тому, что к 1934 году индейцы потеряли третью часть своих земель.
Новый курс
В первой половине прошлого века Конгресс США сделал индейцев гражданами страны. Это стало большим толчком вперед относительно примирения между народами, хотя и довольно запоздалым.
Места, где живут американские индейцы, как и они сами, стали интересовать американцев не с точки зрения наживы, а с точки зрения культурного наследия своего государства. В Соединенных Штатах появился дух гордости за разнообразие своего населения. У многих возникло желание компенсировать потомкам индейцев то несправедливое отношение, которому были подвержены их предки.
Где живут индейцы?
Индейцы проживают в двух основных географических областях. Это Северная Америка и Латинская Америка. Чтобы не возникало путаницы, стоит отметить, что Латинская Америка - это не только Южная Америка, но Мексика и ряд островов.
Территория расселения в Северной Америке
Где живут индейцы на территории Северной Америки? Данная географическая область состоит из двух крупных государств - США и Канады.
Регионы проживания индейцев:
- субтропические регионы;
- прибрежные районы северо-западной части материка;
- Калифорния - это популярный штат, где живут индейцы;
- юго-восточная часть Соединенных Штатов;
- территория
Теперь понятно, где живут индейцы, фото которых представлены в статье. Осталось указать, что все они занимаются на своих землях ловлей рыбы, охотой, собирательством, выделыванием ценного меха.
Половина современных индейцев проживает в крупных городах и сельской местности по всей территории Соединенных Штатов. Другая часть живет в федеральных резервациях.
Индейцы в Калифорнии
Когда слышишь вопрос, где живут ковбои и индейцы, первым приходит в голову штат Калифорния. Связано это не только с вестернами, но и со статистикой. По крайней мере, по отношению к индейцам.
Наибольшее количество индейского населения проживает в штате Калифорния. Это подтвердила и перепись населения за прошлые десятилетия. Конечно, потомки индейцев этого региона смешанного происхождения.
Как же живут материка в Калифорнии? За долгие годы большинство из них утратили знание родного языка. Так, более 70 % не владеют никаким языком, помимо английского. Только 18 % хорошо говорят на языке своего народа, так же как и на государственном.
Калифорнийские индейцы имеют льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако большинство из них ими не пользуются. Среднее образование получают около 70 % детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 11 %. Чаще всего представители коренного населения заняты в обслуживающем труде или сельском хозяйстве. Среди них также существует большой процент безработицы по отношению к средним показателям.
Четвертая часть индейцев Калифорнии живет за чертой бедности. В их домах часто нет водопровода и канализации, многие вынуждены жить в очень стесненных условиях. Хотя более 50 % все же имеют собственное жилье.
Существуют в Калифорнии и резервации индейцев. В 1998 году в них суд разрешил коренным жителям заниматься игорным бизнесом. Это разрешение со стороны властей было значительной победой. Но оно было связано не с тем, чтобы выделить благосклонное отношение к индейцам, а потому что на территории резервации невозможно заниматься привычными промыслами. Правительство пошло на этот шаг, чтобы дать людям возможность получать средства для жизни, занимаясь игорным бизнесом.
Помимо подобных уступок, резервации в Калифорнии имеют свое самоуправление, суды, правоохранительные органы. Они не починяются законам штата Калифорния, при этом получают государственные субсидии и гранты.
Территория расселения в Латинской Америке
Существует группа индейцев, проживающая в Латинской Америке. Где сейчас живут индейцы в этой географической местности, читайте ниже:
- на территории всей Латинской Америки проживают ацтеков и тех, кто обитал на территории Центральной Америки до прибытия европейцев;
- отдельной общностью являются индейцы бассейна Амазонки, которые отличаются своим специфическим мышлением и устоями;
- индейцы Патагонии и Памп;
- коренные жители
После этого уже не секрет, где живут Они в своем развитии были очень властными и имели собственный государственный устрой задолго до прибытия европейцев.
Ответить однозначно, где живут индейцы в наше время, достаточно сложно. Многие из них все еще придерживаются своих традиций, устоев, живут сообща. Но немало и тех, кто стал жить, как большинство американцев, забыв даже язык своего народа.