Синтаксическая схема или. Учимся писать грамотно: синтаксический разбор предложения — пример сложных оборотов
Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.
Правила разбора словосочетаний
Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:
- Согласование - это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
- Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы - поливать из лейки; освобождение города - освобождение армией.
- Примыкание - это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.
Пример синтаксического разбора словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.
Схема синтаксического разбора простого предложения
Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:
- В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный.
- Далее следует выделить грамматическую основу предложения - подлежащее и сказуемое.
- Следующий этап - описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
- Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
- Завершающий этап - объяснение поставленных в предложении знаков препинания.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".
- Предложение повествовательное и невосклицательное.
- Главные члены предложения: девушка - подлежащее, лежала, слушала - сказуемые.
- Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
- Разбор всех слов предложения:
- «девушка» - выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
- «лежала» - в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
- «на» - это предлог, служит для связи слов;
- «пляже» - отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
- «и» - союз, служит для соединения слов;
- «слушала» - второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
- «прибой» - в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.
Обозначение частей предложения на письме
При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:
- Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
- Далее выделяют грамматические основы в предложении.
- Следующий шаг - определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
- Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
- Следующий этап разбора - это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
- В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.
Связь частей сложного предложения
Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:
- Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: "Солнце светило, а облака плыли".
- Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: "Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча".
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.
Единицы синтаксиса
Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.
Зачем нужен синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.
Члены предложения
Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .
Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .
Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.
если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.
Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.
Характеристика предложения
Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать
- по цели высказывания;
- по интонации;
- по количеству грамматических основ и так далее.
Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.
По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
По интонации: восклицательное или невосклицательное.
Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.
По количеству грамматических основ: простое или сложное.
По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.
Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.
По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.
Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.
Осложнённое предложение
Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.
Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».
Если предложение сложное
Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.
В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.
Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:
шерстяная юбка - прилагательное;
юбка из шерсти - существительное;
юбка отглаженная - причастие;
привычка побеждать - инфинитив…
Пример синтаксического разбора предложения
Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .
Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.
Теперь подчеркиваем второстепенные члены :
Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.
Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.
Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.
Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.
По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.
Что мы узнали?
Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 84.
Синтаксический разбор – одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.
Синтаксический анализ словосочетания
Во-первых, из предложения необходимо вычленить интересующее нас словосочетание из контекста. Во-вторых, необходимо определить, какое слово является главным, а какое – зависимым. Определите, какими частями речи является каждое из них. Назовите тип синтаксической связи, присущий этому словосочетанию (согласование, примыкание или управление).
Синтаксический разбор словосочетания является относительно простым анализом в разделе синтаксиса. Приведем пример разбора словосочетания "складно говорит". В этом словосочетании главное слово "говорит". Говорит как? Складно. "Складно" - это зависимое слово. Главное слово "говорит" является глаголом настоящего времени в изъявительном наклонении, третьем лице, единственном числе. "Складно" - это наречие. Тип связи в словосочетании - примыкание.
Синтаксический анализ предложения
В этой части статьи постараемся доступно рассказать, что такое синтаксический разбор предложения и из каких этапов он состоит. Синтаксический разбор предложения – это анализ, направленный на изучение структуры предложения и отношений между его компонентами. Синтаксический анализ состоит из нескольких последовательных операций.
Схема анализа простого предложения
- Необходимо определить, каким является предложение по цели высказывания. Все предложения в этом отношении делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Если в конце предложения стоит восклицательный знак, необходимо отметить это и указать, что предложение является еще и восклицательным.
- Найти грамматическую основу предложения.
- Опишите строение предложения. Односоставное – только сказуемое или только подлежащее в грамматической основе. В этом случае укажите, какое именно это предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное или назывное. Предложение может быть и двусоставным – имеется и подлежащее, и сказуемое. Укажите, нераспространенным или распространенным является предложение, то есть, имеются ли в предложении дополнения, определения, обстоятельства. Если они есть (второстепенные члены), то предложение распространенное; если нет - нераспространенное. Также нужно указать, полным или неполным является предложение. Если неполное, то нужно указать, какой именно член предложения в нем отсутствует.
- Определить, осложненное предложение или неосложненное. Осложненным является то предложение, в котором есть однородные члены, приложения, обращения, вводные слова.
- Определить, каким членом предложения является каждое слово и какой частью речи они выражены.
- Если в предложении есть знаки препинания, поясните их расстановку.
Теперь мы объясним, что такое синтаксический разбор простого предложения, на примере предложения: "Девушка загорала на пляже и слушала музыку".
- Повествовательное, невосклицательное.
- Грамматическая основа: девушка - подлежащее, загорала - сказуемое, слушала - сказуемое.
- Двусоставное, распространенное, полное.
- Предложение осложнено однородными сказуемыми.
- Девушка - подлежащее, выраженное существительным жен. рода в ед. ч. и им. падеже; загорала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; на - предлог; пляже - обстоятельство, выраженное существительным муж. рода в ед. числе и предлож. падеже; и - соединительный союз; слушала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; музыку - прямое дополнение, выраженное существительным женского рода в ед. числе и винит. падеже.
На примере разбора словосочетания и простого предложения мы объяснили Вам, что такое синтаксический разбор. Также существуют синтаксические разборы сложных предложений.
Порядок синтаксического разбора простого предложения
1. Определить тип предложения по цели высказывания
(повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске
(восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения
и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное
(определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное
(указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное
(указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены
(сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему
предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
1) Мой костер в тумане светит
(А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит
мой
, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане
, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в
.
Схема предложения . В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут
. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые
, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января
, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в
, и обстоятельство образа действия хорошо
, выраженное наречием.
Схема предложения [ , ]. В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Синтаксический разбор простого предложения
Простое предложение разбирается по следующей схеме:
По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
По количеству грамматических основ — простое,
По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное.
2) односоставное. С главным членом
а) подлежащим — назывное;
б) сказуемым:
— определенно-личное,
— неопределенно-личное,
— обобщенно-личное,
— безличное.
По наличию второстепенных членов:
— распространенное,
— нераспространенное.
По наличию пропущенных членов:
— полное,
— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
По наличию осложняющих членов:
1) неосложненное,
2) осложненное:
— однородными членами предложения;
— обособленными членами предложения;
— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
— прямой речью;
— обращением.
Подчеркнуть члены предложения.
Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС.
Сделать описательный разбор по следующей схеме:
Приведем образец разбора простого предложения.
Образец синтаксического разбора простого предложения:
Швейцар , вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки во двор покурить , затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан , но почему-то не сделал этого и остановился , глуповато улыбаясь (М. А. Булгаков).