Сергей есенин, краткая биография. Есенин Сергей Александрович – краткая биография
Имя: Сергей Есенин (Sergey Yesenin)
Возраст: 30 лет
Место рождения: Константиново, Рязанская область
Место смерти: Санкт-Петербург, СССР
Деятельность: поэт - лирик
Семейное положение: был в разводе
Сергей Есенин - биография
Великий певец русской природы Сергей Есенин, наверное, смог бы написать ещё больше прекрасных поэтических произведений, проникнутых любовью к России, если бы не ранний уход из жизни.
Детские годы, семья поэта
Сергей Александрович родился в Рязанском селе Константиново. Семья не была образованной и богатой. Крестьянский быт многодетной семьи запомнил поэт на всю жизнь. И тёмным пятном в его биографии бедная семья никогда не была. Кроме Серёжи, который был единственным сыном, Есенины Александр и Татьяна воспитывали ещё двух дочерей. Мальчика отдали в земское училище, а потом в церковно-приходскую школу.
Школу Сергей окончил, почти сразу принял решение уйти из дома и отправился в столицу. В Москве устроился работать в мясную лавку, а потом нашёл место в типографии. Раньше можно было получить образование в качестве вольнослушателя. Есенин поступил, используя этот шанс, на историко-философское университетское отделение.
На пути к творчеству, стихи
Есенин продолжал свою работу, посещал кружок Сурикова, где собирались поэты и музыканты. Первые стихи начинающего рифмоплёта публиковались в журнале для детей. Вскоре Есенину посчастливилось прибыть в Петроград. Он сразу же показал свои работы Александру Блоку. С 1916 года Сергей попадает по призыву на военную службу в санитарный поезд императрицы Александры. Этот период сделал Есенина знаменитым, как поэта, так как он продолжал создавать свои произведения и даже читал их государыне.
Есенин ищет себя в поэзии, посещает разные места: Средняя Азия, Урал, места в округе Оренбурга. Везде поэт читает свои стихи и имеет большой успех у публики. Ташкент, Самарканд гордится своими чайханами, в которых довелось побывать великому поэту.
Сергей Есенин - биография личной жизни
У Есенина первый брак был гражданским. Он познакомился на работе в типографии с корректором Анной Изрядновой . Женщина родила от поэта сына Юрия. Прожили они вместе недолго, так как Сергей увлёкся актрисой . Они сыграли свадьбу в гостинице, а свидетелями на бракосочетании были простые крестьяне с купеческим сыном во главе. Родились дочь Таня, которая продолжила литературную стезю отца, став писательницей, и сын Костя. Сыну тоже передалось умение владеть пером, хотя профессия у него инженер по строительству. Есенина от ухода из семьи не удержали даже дети.
Поэт обещал заботиться о сыне и дочери, подал на развод и ушёл. Детей усыновил второй муж Зинаиды Мейерхольд. Поэт живёт в доме своей секретарши Бениславской пять лет, потом женится на С. Толстой.
Однажды Есенин повстречал свою любовь. Его пленила танцовщица , они ходили на свидания друг к другу полгода и решили пожениться. Не говоря на одном языке, влюблённые понимали друг друга. У молодой пары было свадебное путешествие по странам Европы: они посетили Германию, Францию, Бельгию, Италию и Соединённые Штаты Америки. По возвращению из такой продолжительной поездки супруги расстались.
Вернувшись в столицу, Есенин снова знакомится с актрисой Миклашевской, которая на время вдохновляет его на написание красивых поэтических строк. Редко с кем поэт встречался больше года, он часто заводил новые знакомства. Следующей возлюбленной стала поэт и переводчица Надежда Вольпин. Она родила Есенину сына Александра, который сейчас стал математиком и жив-здоров до сегодняшних дней.
И опять через год очередного гражданского брака поэт официально женится на Софье Толстой. Лев Николаевич Толстой приходился ей родным дедом. Счастливым этот брак не был, скорее Сергей чувствовал себя одиноким. Но супруга многое сохранила из личных вещей поэта, она издала все произведения мужа, написала о нём воспоминания.
Другая деятельность поэта
Кроме сочинительства Есенин занимается изданием книг и их продажей. Для этих целей он арендовал книжную лавку. Путешествия так и остались самым главным увлечением поэта. Три раза был на Кавказе, часто посещал Петербург, в родном Константиново был 7 раз. Бродил по улочкам Азербайджана. В местах, в которых побывал Есенин, открыты музеи или установлены мемориальные доски. Поэт, наконец-то, определил для себя, что направление имажинизма неспособно передать весь сгусток чувств, которые бурлили в нём с самого рождения.
Объявляется роспуск группы, которая работала в этом поэтическом русле. Раньше друзья Есенина не позволяли себе оскорбительных высказываний и рассказах о его пьяных драках и недостойном поведении. Теперь же все газеты пестрели обвинительными заголовками, обвиняя поэта в хулиганских выходках. У Сергея Александровича наступил трудный период. Его пьянством занялись даже представители власти, отправив Есенина на принудительное лечение. Ничего не помогало.
Сергей Есенин - причина смерти
В гостинице Ленинграда нашли тело Есенина. Своё последнее письмо он писал кровью, не имея в гостиничном номере чернил. По версии патологоанатомов о причине смерти Есенина: Сергей Александрович находился в депрессии, он только что убежал из психической клиники. Это послужило поводом - причиной к самоубийству. Его нашли повесившимся у себя в номере.
Есенин Сергей Александрович (1895 - 1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Среди биографий поэтов особое место занимают жизнеописания тех гениев, чья кончина была трагической. Краткая биография Есенина относится именно к этой категории.
Краткая биография Есенина
Есенин справедливо ставится на один пьедестал с величайшими поэтами России: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком и Ахматовой. Прочитав краткое изложение его вы поймете, почему это так.
Детство и юность
Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.
Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец.
Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г.
В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими.
Годы творчества
Спустя некоторое время выходит первый сборник его стихов под названием «Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как «Преображение», «Октоих» и «Инония».
Портрет Есенина
В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Имажинизм – это литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
В 1919 - 1921 много путешествовал. Он ездил на Соловки, в Мурманск, с восторгом посещал Кавказ (который в свое время сыграл большую роль в ) и Крым. Параллельно Есенин работал над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 г. отправился в Оренбургские степи и добрался до Ташкента.
В 1922 - 1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США.
В 1924 - 1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину» и «Персидские мотивы».
Октябрьская революция серьезно повлияла на Есенина, впоследствии сыграв, возможно, роковую роль в его биографии. Отношение к ней он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.
Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде.
Трагическая смерть Есенина
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).
Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.
Наверное, мы никогда не узнаем точной причины смерти выдающегося русского поэта. Однако его творчество живо до сих пор, и оказывает огромное влияние на формирование личности русского человека.
Его стихи просты и изящны, как все гениальное.
Последний стих Есенина
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Если вам нравится жизнь замечательных людей вообще, и их краткие биографии в частности, - добро пожаловать на . Подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. Развивайтесь с нами!
Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:
Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:
Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.
Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:
Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!
В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...
Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...
28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.
В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Творчество Сергея Александровича Есенина
, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:
Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...
Одним из наиболее интересных и своеобразных поэтов Серебряного века в русской литературе можно по праву считать Сергея Есенина. Его жизнь и творчество - это череда ярких, нестандартных, а порой и трагических событий. Давайте поближе познакомимся с этим неординарным представителем так называемой «крестьянской поэзии», нового течения в русской и советской литературе XX века.
родился 21 сентября (3 октября) 1895г. в селе Константинове Рязанской области, в семье простого крестьянина. С 1904г. по 1909г. обучался в местном земском училище. Потом родители отдали его в церковно?учительскую школу, находившуюся в тридцати км от Константинова, в селе Спас-Клепики. Часть выпускников этой школы успешно сдавали экзамен и становились учителями церковноприходской школы, некоторым удавалось поступить в средние учебные заведения, большинство же уходили в город и становились рабочими.
Закончив в 1912 году школу, Есенин переезжает в Москву к своему отцу А.Н. Есенину, который работал приказчиком в магазине купца Крылова. Но вскоре начинающий своенравный поэт уволился с работы. Повздорив на этой почве с отцом и оставшись без работы и не имея средств на жизнь, он вынужден был временно вернуться к себе в деревню. Но уже в марте 1913г. юноша возвращается в Москву, поступает работать в типографию И.Д. Сытина помощником корректора, как тогда называли «подчитчиком». В это же время С. Есенин учится в народном университете Шанявского, на историко-философском факультете. К тому времени это был единственный в России бесплатный университет культуры, где читали лекции прогрессивно настроенные профессора.
И уже в 1914 году впервые юный поэт публикует в детском журнале «Мирок» свои стихи. Но те журналы, в которых издавались стихотворения Есенина, не удовлетворяли его, не позволяли войти в первые ряды литераторов. Поэтому он переезжает в Петроград, где за достаточно короткое время смог завоевать себе шумную славу и стал модным поэтом. Здесь он знакомится с А. Блоком, который оказал заметное влияние на молодого Есенина. И в 1916г. увидел свет сборник стихов «Радуница», принесший известность поэту. В это время происходит становление и совершенствование поэта.
В 1918г. С. Есенин снова возвращается в Москву. В 1919г. становится членом небольшого литературного объединения поэтов-имажинистов. Это была группа декадентского характера. Имажинисты организовывали поэтические выступления, издавали свои книги. Они открыли литературное кафе («Стойло Пегаса» на ул. Тверской), что помогало добывать средства на жизнь. В этот период Есенин опубликовал такие сборники: «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста» и др.
В 1921г. Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, женится на ней и уезжает в 1922г. за границу. Они путешествовали по Германии, Италии, Франции, Бельгии, побывали в США. Но поэт, попав за границу и не зная иностранных языков, чувствовал себя одиноким. Поэтому в августе 1923г. он снова вернулся в Москву. Позже он совершил поездку на Кавказ, что нашло отражение в сборнике стихов «Персидские мотивы», одном из лучших произведений поэта.
В это время наблюдаются и упадочные мотивы в творчестве поэта. Он пишет сборник «Москва кабацкая» в 1924г. Есенина обвиняют в хулиганстве, непристойном поведении и кураже, пьянстве, скандалах. Летом 1925г. Есенин пытается как-то наладить жизнь, создать семью. Но его брак с внучкой Льва Толстого, Софьей оказывается недолгим. И 28 декабря 1925г. в ленинградской гостинице «Англетер» в состоянии депрессии, Сергей Есенин покончил с собой.
«Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть.
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.
Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь».
Стихотворение Анны Ахматовой «Памяти Сергея Есенина»
Биография
Биография Сергея Есенина - противоречивая история жизни великого русского поэта. Сложно найти еще одного человека, который бы с такой любовью и одновременно болью писал о России. Непростой характер поэта, его бунтарство, неприкаянность, склонность к эпатажу и конфликтам создавала в жизни Есенина немалые трудности. Но даже после своего трагического ухода «уличный повеса», «озорной гуляка» и «скандалист» Есенин, как он сам себя называл, смог навсегда остаться в сердцах тех, кто однажды услышал его поэзию и полюбил ее.
Сергей Есенин родился в Рязанской области в простой крестьянской семье. Еще будучи ребенком полюбил читать, особенные чувства испытывая к русскому фольклору, сказкам, былинам, частушкам и к русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Кольцов были любимыми писателями Есенина. Юношей он переехал в Москву, где работал в типографии, а вскоре был принят в литературно-музыкальные круги столицы и начал публиковать свои стихи. Сначала Москва, а затем и Петроград встретили Есенина с распростертыми объятиями, его считали «посланцем русской деревни». Большую роль сыграла и личность Есенина - он читал свои стихи с таким пылом, с такой экспрессией и искренностью, что все - от простых людей до именитых литераторов - влюблялись в златокудрого крестьянского поэта.
Приход власти рабочих и крестьян Есенин встретил с воодушевлением. Но со временем восторг сменился разочарованием, страхом, негодованием. Из-за своей прямоты поэт нередко становился объектом наблюдения властей, особенно во время отношений Сергея Есенина с Айседорой Дункан, американской танцовщицей. Когда, наконец, Есенин в открытую высказал свое резкое осуждение действий советских властей в поэме «Страна негодяев», началась настоящая травля поэта. И без того вспыльчивого и пристрастившегося к алкоголю поэта нередко провоцировали. Каждый скандальный эпизод его биографии описывался в газетах. Есенин был вынужден скрываться - жил на Кавказе, в Ленинграде, в Константиново, где родился. Последняя жена Есенина, Софья Толстая, в попытках спасти мужа от алкогольной зависимости и преследования госпитализировала его в неврологическую клинику. Которую Есенин тайно покинул, якобы в попытках уйти от властей, и уехал в Ленинград, где остановился в гостинице «Англетер». Спустя пять дней в номере «Англетера» было найдено его тело. Причиной смерти Есенина стало самоубийство - поэт покончил с собой, повесившись на трубе. Его последними словами было стихотворение, написанное вместо чернил - кровью:
«До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».
Похороны Есенина состоялись в последний день 1925 года — 31 декабря. Ни одного русского поэта не провожали с такими почестями и размахом - на похороны Есенина пришло около двухсот тысяч человек. Смерть Есенина стала для России огромной потерей и потрясением.
Линия жизни
3 октября 1895 г.
Дата рождения Сергея Александровича Есенина.
1904 г.
Поступление в земское училище в Константиново.
1909 г.
Окончание училища, поступление в церковно-учительскую школу.
1912 г.
Окончание школы с дипломом учителя грамоты, переезд в Москву.
1913 г.
Брак с Анной Изрядновой.
1914 г.
Рождение сына Сергея Есенина, Юрия.
1915 г.
Знакомство с Александром Блоком, поступление на службу в санитарный поезд.
1916 г.
Выпуск первого сборника стихотворений «Радуница».
1917 г.
Брак с Зинаидой Райх.
1918 г.
Рождение дочери Татьяны.
1920 г.
Рождение сына Константина.
1921 г.
Развод с Зинаидой Райх, знакомство с Айседорой Дункан, выпуск сборников «Трерядница», «Исповедь хулигана».
2 мая 1922 г.
Брак с Айседорой Дункан.
1923 г.
Выпуск сборника «Стихи скандалиста».
1924 г.
Развод с Айседорой Дункан, выход поэмы «Пугачев», сборника «Москва кабацкая», рождение внебрачного сына от переводчицы и поэтессы Надежды Вольпин.
18 сентября 1925 г.
Брак с Софьей Толстой.
28 декабря 1925 г.
Дата смерти Есенина.
31 декабря 1925 г.
Похороны Есенина.
Памятные места
1. Село Константиново, где родился Есенин и где сегодня находится музей-заповедник Есенина.
2. Музей Есенина (бывшая церковно-учительская школа, которую окончил Есенин) в Спас-Клепиках.
3. Царское Село, где квартировался полк Есенина и где поэт выступал перед императрицей Александрой.
4. Дом Есенина и Дункан в Москве, в котором жили супруги и где находилась танцевальная школа Айседоры.
5. Московский государственный музей С. А. Есенина.
6. Дом Есенина в Мардакяне (ныне мемориальный дом-музей на территории дендрария), где поэт жил в 1924-1925 гг.
7. Дом-музей Сергея Есенина в Ташкенте, где он гостил в 1921 году.
8. Памятник Есенину в Москве на Есенинском бульваре.
9. Памятник Есенину в Москве на Тверском бульваре.
10. Гостиница «Англетер», где было найдено тело Есенина.
11. Ваганьковское кладбище, где похоронен Есенин.
Эпизоды жизни
Несмотря на то, что последние годы жизни Есенин злоупотреблял алкоголем, он не писал стихи нетрезвым. Об этом же говорят и мемуаристы поэта. Однажды Есенин признался своему приятелю: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».
Танцовщица Дункан влюбилась в Есенина чуть ли не с первого взгляда. Он тоже сильно ей увлекся, несмотря на ощутимую разницу в возрасте. Айседора мечтала прославить своего русского мужа и взяла его с собой в турне - по Европе и в Америку. Свое скандальное поведение во время поездки Есенин объяснял в свойственной ему манере: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения - это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан!» На самом деле Есенин быстро понял, что за границей он для всех лишь «муж Дункан», разорвал отношения с танцовщицей и вернулся домой.
Предположения о том, что смерть Сергея Есенина была насильственной, появились спустя много лет после гибели поэта. Автором версии убийства и ее популяризации стал московский следователь Эдуард Хлысталов - его точка зрения на произошедшее с поэтом показана в многосерийном фильме «Есенин». Другие исследователи признали ее малоубедительной.
Завет
«В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжелых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство».
Сюжет из цикла «Исторические хроники», посвященный Сергею Есенину
Соболезнования
«Не будем винить только его. Все мы - его современники - виноваты более или менее. Это был драгоценный человек. Надо было крепче биться за него. Надо было более по-братски помочь ему».
Анатолий Луначарский, революционер, государственный деятель
«Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом».
Владимир Маяковский, поэт
«Он страшно жил и страшно умер».
Анна Ахматова, поэтесса