Ромео и джульетта сад капулетти краткое содержание. У
Ромео и Джульетта Шекспира — это величайшее произведение, которое рассказывает нам об истории любви двух молодых людей. Кто не слышал о Ромео, кто не переживал за Джульетту, кто не верил до конца в счастливый финал? Наверное не найдется такого человека, кто бы ни прочитал или же ни посмотрел пьесу о Ромео и Джульетте, двух героях великой работы Шекспира. Ну а кто еще не успел познакомиться с мировым шедевром, предлагаем вам для читательского дневника произведение Ромео и Джульетта в кратком содержании по актам и сценам.
Ромео и Джульетта очень кратко по актам и сценам
Благодаря нашему пьесы Ромео и Джульетта, вы перенесетесь в итальянский город и проследите за судьбами героев. Познакомитесь с двумя враждующими семействами, чья ненависть приведет к непоправимому. Давайте же начнем знакомство с работой Шекспира по главам, начиная рассматривать пьесу Ромео и Джульетта с самого начала.
1 акт
Сцена 1
Акт первый переносит нас в Верону на торговую площадь. Именно там мы встречаемся со слугами двух враждующих семейств Капулетти и Монтекки. Слуги первых решают раззадорить слуг представителей второго семейства, чтобы начать с ними драку. Но сделать нужно так, чтобы обвинили не настоящих зачинщиков, а как раз слуг Монтекки. И вот драка назрела. Ее увидел Бенволио — племянник Монтекки и лучший друг Ромео. Захотел разнять слуг, но услышал упрек со стороны Тибальта — племянника Капулетти. Тот обвинил, что Беволио дерется со слугами. Теперь уже и племянники двух враждующих родов столкнулись в бою. К ним стали присоединяться все больше приверженцев.
Далее мы видим, как на площади появляются и сами представители двух семейств, где мужчины также пожелали ринуться в бой, но жены их останавливают. Тут является князь Вероны и приказывает всем разойтись. На площади остаются лишь Монтекки, которые пытаются понять причину схватки и выяснить, не принимал ли участие и их сын. В последнее время он на себя не похож. Бенволио обещает выяснить причину поведения друга. Как выяснилось, он влюблен в девушку, которая дала обет безбрачия. Друг советует забыть ее, ведь в округе много прекрасных дам.
Сцена 2
Граф Парис — родственник князя Вероны, влюбился в Джульетту и возжелал жениться на ней. Он просит ее руку у родителей. Те же просят повременить со свадьбой и решают устроить бал, дабы понять отношение дочери к молодому человеку. Сами же надеются, что тот подыщет какую-то другую девушку.
Гости приглашались по списку. Узнал о торжестве и Ромео, который тут же решил посетить его. Парень надеялся там встретиться с Розалиндой, в которую безумно влюбился.
Сцена 3
Третья сцена переносит нас в одну из комнат дома Капулетти, где происходит разговор родителей и дочери. Темой их разговора был Парис. Уважая своих родителей, девушка обещает присмотреться с племяннику графа Вероны.
Сцена 4
И вот Ромео со своими друзьями, нарядившись в маски, проникают на бал Капулетти. Некая тревога не покидает юношу, а тут еще и тревожный сон. Парень не спешит на праздник, чувствуя, что этот вечер изменит его судьбу, где в конце будет ждать его смерть.
Сцена 5
Праздник в разгаре, Капулетти встречают своих гостей и приглашают танцевать. Тибальт слышит среди толпы голос врага и хочет его отыскать, но глава семейства приказывает ему успокоиться. Сам же Ромео одетый в костюм священника, среди толпы присутствующих увидел прекрасную девушку. Сразу же к ней подошел, еще не зная, что это вражеская дочь. Ее красота очаровала его, он даже забыл о своей Розалинде. Джульетта также была очарована парнем.
От кормилицы молодые люди узнают имена и понимают, что они из противоположных враждующих семейств. Юноша уходит с бала, Джульетта поражена и сетует на то, что полюбила по незнанию.
2 акт
Сцена 1
Первая сцена второго акта нашего краткого содержания переносит зрителя и читателя пьесы Уильяма Шекспира к стенам сада Капулетти. Парню хочется увидеть ту, которая поразила сердце. Он перепрыгнул через стену, несмотря на протест друзей. Меркуцио считает, что нет смысла искать того, кто не желает быть найденным.
Сцена 2
Ромео под балконом Джульетты. Туда как раз выходит девушка и начинает в голос размышлять. Она говорила о своей любви к сыну врагов своих родителей, сокрушалась насчет его принадлежности к семейству Монтекки. Юноша все слышал и не смог более сидеть под балконом. Он поднимается на балкон и признается также в своих чувствах. Джульетта не верит, видит в этом подвох, но вскоре убеждается в искренности Ромео. Молодые люди решают вопреки всему пожениться. В конце разговора принимается решение отправить посланника, которому и скажет Ромео дату и время их венчания. Сам же Ромео планирует просить о данном событии своего духовного наставника Лоренцо.
Сцена 3
В это время Лоренцо в своей келье разбирает травы, поражаясь тому, как переплетается доброе начало со злым, как в одном растении сохраняются как целебные свойства, так и ядовитые. Вошел Ромео и начал свой разговор. Монах сразу укоряет юношу, его любовь не постоянная. Недавно любил Розалинду, а теперь просит обвенчать с Джульеттой. Но все же соглашается обвенчать, так как надеется, эта свадьба прекратит вражду семейств.
Сцена 4
Друзья дождались Ромео. Они стали насмехаться над охами и вздохами своего друга. Тут приходит кормилица, которую Меркуцио называет сводницей. Кормилице же парень сообщает время. Это будет полдень. Джульетта должна прийти в церковь, якобы на молитву. Там ее будет ждать жених. Вместе с сообщением кормилице вручают и веревочную лестницу с просьбой спустить ее с балкона ночью, чтобы Ромео мог по ней взобраться к возлюбленной.
Сцена 5
В пятой сцене работы Шекспира происходит разговор девушки и кормилицы. Та все вкратце рассказывает Джульетте то, что услышала от Ромео. Женщина отправляет девушку на исповедь.
Сцена 6
3 акт
Сцена 1
Меркуцио узнает о желании Тибальта убить Ромео. Как раз, когда совершается таинство венчания на площади друг главного героя встречается с Тибальтом Капулетти. Тибальт начинает обзывать Ромео, но Монтекки Меркуцио не желает вступать в драку уже с родственником. Тибальт вынимает шпагу и Меркуцио ничего не остается, как вступить в бой с противником. Этот бой видит герой произведения. Он хочет остановить бойцов, но Тибальт воспользовавшись случаем, из-под руки ранит Меркуцио. Тот умирает. Ромео такого не может простить. Он начинает бой с племянником Капулетти и убивает его.
На площадь сбегаются горожане, приходят представители враждующих семейств, также и князь Вероны Эскал. Независимо от рассказа Бенволио, за самочинство Ромео князь высылает парня из города, а на семейства накладывает штраф.
Сцена 2
А в это время Джульетта ожидает Ромео, но вместо этого получает известие от кормилицы о том, что муж убил Тибальта. Джульетта сразу стала бранить мужа, но тут же перестала, ведь чувства любви пересилили ненависть. Она обрадовалась, что ее возлюбленный жив. Отправляет кормилицу к Ромео, чтобы тот приходил к ней ночью.
Сцена 3
Ромео в келье монаха Лоренцо, который сообщил о решении князя. Юноша в панике, он хочет убить себя, ведь не переживет разлуки с возлюбленной. Но Лоренцо успокаивает парня, предлагает отправиться в соседний город, где тот и дождется примирения семейств, а там уже и раскроют молодые свою тайну брака. Приходит кормилица и говорит, что своего мужа ждет Джульетта этой ночью. Ромео вновь воспрял духом.
Сцена 4
А между тем к родителям Джульетты пришел Парис, который все надеется жениться на девушке. В разговоре принимается решение спустя два дня сыграть свадьбу. Сообщить решение поручили матери.
Сцена 5
Джульетта встретилась со своим избранником. Они прощаются и парень уходит. Кормилица сообщает, что в комнату поднимается мать. Состоялся разговор матери и дочки. Мать рассказала о своем желании отравить Ромео, а также сообщает, что собираются они с отцом выдать замуж Джульетту за Париса. Та отказывается. Этот отказ слышит отец и в ярости говорит, что у дочки два дня на раздумья. Когда родители уходят, кормилица также начинает настаивать на свадьбе с другим и девушка понимает, что в лице кормилицы та потеряла своего союзника. Она решает идти к монаху.
4 акт
Сцена 1
Джульетта в панике просит священника помочь, иначе она готова покончить со своей жизнью, ведь отдана она уже Ромео. Священник предлагает выход. Он дает снадобье, от которого девушка должна уснуть на два дня. Все посчитают ее мертвой и похоронят в склепе с открытым гробом. В это время в склеп прибудут он с Ромео, дождутся, когда проснется Джульетта и те смогут убежать навсегда с города. Джульетта, соглашается на опасный план и забирает бутылку с лекарством.
Сцена 2
В доме Капулетти идет подготовка к будущей свадьбе, ведь отец не покидает надежду уговорить дочь. Тут входит и дочка. Она радостная и говорит о своем положительном решении. Чтобы дочь не передумала, отец сообщает, что свадьба состоится уже завтра.
Сцена 3
Героиня отправляется в комнату и приказывает кормилице оставить ее одну. Она долго не решалась выпить содержимое флакона, боясь, что это яд или думая, что питье не поможет. Но все же выпивает содержимое и засыпает.
Сцена 4
Утром кормилица идет в комнату, чтобы разбудить Джульетту.
Сцена 5
На постели няня застала бездыханное тело девушки. Все сбежались на крики кормилицы. Прибежал и Парис. Священник пытается всех успокоить, говоря о том, что душа Джульетты в раю и говорит о похоронах. Девушку решают похоронить в склепе прямо в платье невесты.
5 акт
Сцена 1
Ромео в другом городе, но долго не получает вестей из Вероны. Это начинает его волновать. Тут еще и сон, где снится его смерть, от которой спасает его Джульетта. Приезжает Балтазар и говорит о смерти Джульетты. Эта новость убивает парня. Он покупает яд и решает ехать в склеп, чтобы умереть рядом.
Сцена 2
Лоренцо заранее послал помощника к Ромео с письмом и объяснениями плана, но тот уже не застал парня и вернулся к Лоренцо с неприятным известием. Лоренцо пишет еще одно письмо, а сам решает идти в склеп, чтобы дождаться пробуждения девушки. Он решает ее спрятать, а потом выдать Ромео.
Сцена 3
Парис идет на кладбище к девушке, чтобы простится с ней. Слуге приказывает охранять вход. Заслышав шаги, слуга сообщает об этом Парису и тот прячется. Видит, как Балтазар с Ромео направились к гробнице. Думая, что Ромео будет осквернять гробницу, Парис выскочил и вызвал на бой, не слыша слов Ромео. В бою парень убивает несостоявшегося жениха своей возлюбленной. Узнав в убитом Париса, он кладет и его в склеп. Сам же выпивает яд и ждет своей смерти. Лоренцо направляется в склеп, но не успевает. Он видит следы крови и два бездыханных тела. Просыпается Джульетта. Лоренцо предлагает ей уйти, но она остается. Она понимает, ее милый мертв, он отравился ядом. Она целует, надеясь также получить яд. Потом видит кинжал и убивает себя.
Завершается трагедия словами о том, что нет печальней повести, как повесть о двух влюбленных Ромео и Джульетте.
Шекспир: «Ромео и Джульетта», краткое содержание
А какую оценку поставите вы?
Краткое содержание Ромео и Джульетта
Действие трагедии охватывает пять дней одной недели и включает череду роковых событий. В первом акте поссорились слуги Монтекки и Капулетти. Всем в Вероне известно, что эти две знатные семьи давно враждовали. Неизвестно, что стало причиной для очередной потасовки, но страсти на площади накалялись. Горожане с трудом разняли дерущихся. Тем временем, появился князь и верховный правитель города, который приказал приостановить это столкновение, угрожая казнью. На площадь пришел Ромео Монтекки . Он уже слышал о произошедшем, но это его мало беспокоило. Его мысли были заняты неприступной Розалиндой. Он, кажется, был всерьез влюбленным, о чем рассказал приятелю Бенволио . Тот лишь посмеялся над другом и советовал перевести внимание на других девушек.
К Капулетти прибывал граф Парис – родственник князя. Он выразил желание жениться на юной Джульетте , которой на момент происходящих событий не исполнилось и четырнадцати. Так как Парис был знатен и богат, отец Джульетты сразу же дал свое согласие. Заодно Капулетти пригласили юношу на ежегодный бал, устраиваемый их семейством. Мать Джульетты поделилась с дочерью этой радостной вестью. Все, включая кормилицу , которая с пеленок растила Джульетту, были несказанно рады. Девушка пока во всем полагалась на выбор родителей. В поисках приключений на бал в масках заявились и Ромео с друзьями. Они отличались горячим нравом и остротой языка, в особенности Меркуцио . Сам Ромео был немного грустен. Его терзали смутные чувства тревоги. Внутренний голос подсказывал ему, что не нужно было приходить на это торжество.
В разгар празднества среди шумной толпы Ромео увидел Джульетту. Когда их взгляды встретились, он понял, что никогда раньше не любил. Все, что было до нее, было не настоящим. Мир для обоих резко изменился и преобразился. Когда он вслух произнес слова восхищения, его по голосу узнал кузен Джульетты, Тибальт . Он сразу же схватился за шпагу, но его вовремя остановили хозяева и попросили не устраивать переполох на празднике. Тем более, всем известно, что Ромео благороден и добр, от него не стоит ждать беды. Тибальт отступил, но обиду в душе затаил. В костюме монаха лица Ромео было не видно. Ему удалось обменяться с Джульеттой парой фраз, после чего она удалилась. Ее искала мать. От кормилицы он узнал, что это дочь хозяев. От нее же Джульетте стало известно, что Ромео – сын их заклятого врага.
Приятели Ромео незаметно удалились с бала, а он спрятался в саду, чтобы тайком взглянуть на Джульетту. По зову сердца он нашел ее балкон. Замирая, он слышал, как она говорила о нем. Он вышел из укрытия и вступил в разговор. Их речь была полна робких восклицаний, а затем они дали клятву в вечной любви и выразили желание немедля соединить свои судьбы. С этого момента они были полностью поглощены любовью друг к другу, действовали уверенно, но с большой осторожностью. В их поведении пропала детская наивность и незаметно появилась зрелость. Их от души поддерживали монах брат Лоренцо , кормилица Джульетты и духовник Ромео. Лоренцо готов был тайно обвенчать молодых в надежде, что благодаря этому воссоединению, их семьи вскоре помирятся. Обряд тайного бракосочетания происходил в его келье. Молодые были безумно счастливы.
Лето в Вероне выдалось чрезвычайно жарким, и в жилах местных жителей быстрее закипала кровь. Как-то Меркуцио коротал время на площади с Бенволио, когда появился грубиян Тибальт со своими сторонниками. Стало понятно, что стычки не избежать, но тут появился миролюбивый и счастливый Ромео. Он старался не отвечать на провокации Тибальта. Ведь теперь он как брат ему, хотя мало кому об этом известно. Тибальту разговоров было недостаточно, он продолжал свои издевки, чтобы спровоцировать конфликт. Тогда за Ромео вступился взбешенный Меркуцио и началась серьезная потасовка. Ромео, пытаясь разнять их, послужил причиной смерти лучшего друга. Тибальт подло из-под его руки заколол Меркуцио. Умирая, юноша проклял оба семейства. Ромео, в отчаянии, обнажил шпагу и в недолгой схватке убил Тибальта. Напуганный Бенволио посоветовал другу бежать из города. Когда Ромео удалился, на площади собралась толпа возмущенных горожан. Бенволио объяснил все верховному правителю, который вынес свой приговор. Отныне Ромео был осужден на изгнание, а если он появится в городе, то его ждет смерть.
Джульетта узнала об этом страшном происшествии от кормилицы. Она была очень огорчена. Ее терзали горечь за смерть брата и страх за жизнь супруга. Брат Лоренцо уговорил Ромео на время скрыться и обещал писать ему регулярные письма. Юношу очень расстроило то, что он должен расстаться с любимой. Это изгнание стало подобно смерти. Ночью он тайком пробрался в комнату любимой, и им удалось недолго пообщаться. На рассвете пришло время расставаться. Когда в комнате появилась леди Капулетти, она застала дочь в слезах, на что Джульетта ответила, что это из-за смерти брата. Мать принесла ей ужасную весть. Граф Парис просил поторопиться с приготовлениями к свадьбе, а отец согласился венчать их на следующий же день.
После ухода леди Капулетти кормилица пыталась утешить ее и просила не расстраиваться так сильно, ведь брак с Парисом может быть даже лучше, чем с Ромео. С этого момента в кормилице она тоже видела врага, и теперь помочь ей мог только брат Лоренцо. Оставшись наедине с монахом, она призналась, что надежд больше нет. Он понимал безвыходное положение девушки и искренне сочувствовал Ромео. Оставался только один выход. Нужно было притвориться, что она согласна выйти за Париса, а накануне свадьбы выпить один сильнодействующий раствор, который погрузит ее в глубокий сон, схожий со смертью, на три дня. За это время ее погребут в фамильном склепе Капулетти. Лоренцо напишет Ромео письмо с просьбой срочно явиться. Он должен будет прибыть в склеп к моменту ее пробуждения, затем они смогут вместе бежать и спрятаться до лучших времен. Джульетта согласилась на этот план. Ведь другого выхода быть с любимым не было.
В доме Капулетти приготовления к свадьбе шли полным ходом. Оставшись одна в своей комнате, Джульетта решилась принять снотворное снадобье, которое ей дал брат Лоренцо. Перед этим она долго сомневалась, не была уверена все ли получится так, как они запланировали, но все же выпила. Наутро ее обнаружила кормилица и подняла истошный крик. Девушка лежала на своей кровати в свадебном наряде, бледная и окоченевшая. Сомнений не оставалось, она была мертва. Парис, как и все родные Джульетты, был подавлен и расстроен этой новостью. Пришел брат Лоренцо, произнес слова сочувствия и сказал, что пора хоронить покойную в семейной усыпальнице. Ромео тем временем скрывался в Мантуе и видел страшный пророческий сон, в котором он был мертв. Он с нетерпением ждал вестей от брата Лоренцо, но вместо этого к нему явился слуга Балтазар со страшной вестью о смерти Джульетты.
В отчаянии он распорядился запрячь лошадей и отправился в путь. По дороге у местного лекаря он купил самый сильный яд. Вслух он дал обещание любимой сегодня же к ней присоединиться. В последней сцене показан склеп рода Капулетти, где похоронен Тибальт. Туда же положили «мертвую» Джульетту. У гроба невесты стоял Парис. В этот момент появился убитый горем Ромео. Парис угрозами преградил ему путь. Ромео, не желая вступать в драку, просил его уйти с миром, но тот отказался. В поединке молодых людей погиб ни в чем неповинный Парис. Ромео, оставшись один, не мог насмотреться на свою возлюбленную. Казалось, она была также прекрасна, как живая. Поцеловав её, он выпил сильнодействующий яд. Лоренцо опоздал и не успел спасти его.
Когда Джульетта проснулась, то увидела монаха. Она уверяла его, что чувствует себя хорошо и бодро, и поинтересовалась, где ее муж. Лоренцо не хотел говорить ей правду и просил поскорее покинуть это место. Но взгляд Джульетты пал на мертвого Ромео и жизнь потеряла всякий смысл. Увидев рядом с его телом кинжал, она взяла его и смело вонзила себе в грудь. Вошедшие в гробницу нашли тела погибших Ромео, Джульетты и Париса. Лоренцо весь в слезах рассказал все, как было. Монтекки и Капулетти долго и безутешно оплакивали своих несчастных детей и решили положить конец многолетней вражде. На их могилах было решено воздвигнуть золотые статуи. С тех пор прошло много времени, но повесть о Ромео и Джульетте остается печальнейшей на свете…
/ / «Ромео и Джульетта»
Дата создания: 1594-1595.
Жанр: трагедия.
Тема: любовь и верность.
Идея: для влюбленных смерть предпочтительнее вечной разлуки.
Проблематика. В кровавой вражде не может быть победителей и побежденных.
Основные герои: Ромео, Джульетта, Тибальт, Парис, брат Лоренцо.
Сюжет. Действие трагедии происходит в итальянском городе Верона в начале XIV века. Уже давно длится непримиримая кровавая вражда между двумя самыми знатными семействами в городе - Монтекки и Капулетти. Управляющий Вероной герцог Эскал пытается пресечь эту борьбу.
Племянник синьоры Капулетти Тибальт настроен очень воинственно. Полную противоположность ему представляет сын главы семейства Монтекки Ромео. Это мечтательный и влюбчивый молодой человек. В начале повествования он сходит с ума по очередной возлюбленной Розалине.
У Капулетти есть единственная дочь - Джульетта. Ей еще не исполнилось четырнадцати лет, но отец Джульетты уже намерен выдать свою дочь замуж за графа Париса. Ее мать благосклонно относится к такому решению. С целью сближения молодых людей родители устраивают праздник.
Ромео с друзьями случайно узнают о списке приглашенных, в числе которых есть и Розалина. Появление в доме заклятых врагов означает по меньшей мере скандал. В худшем случае молодых людей могут просто убить. Ромео, Бенволио и Меркуцио идут на хитрость, надевая маски.
Тибальт узнает Ромео даже в маске. В гневе он собирается обнажить меч. Но глава семейства успокаивает его, заклиная не портить праздник. Ромео видит Джульетту и приглашает ее на танец, во время которого молодые люди целуются. Между детьми непримиримых врагов возникает настоящая любовь.
Эта любовь безнадежна, так как нет никаких шансов на заключение перемирия между Монтекки и Капулетти. В отчаянии Ромео вечером тайно пробирается под балкон Джульетты. Девушка выходит и начинает вслух говорить о своей любви. Ромео все слышит и появляется перед любимой. Происходят взаимные признания, уверения, клятвы.
Ромео рассказывает о своей любви монаху Лоренцо и просит обвенчать себя с Джульеттой. Брат Лоренцо соглашается, он надеется таким путем прекратить многолетнюю вражду. Ромео встречается с Джульеттой в келье брата Лоренцо. Монах проводит обряд венчания.
На улицах города происходит случайная встреча Меркуцио и Бенволио с Тибальтом. После взаимных оскорблений завязывается вооруженная схватка. Подоспевший Ромео пытается разнять противников и бросается между ними. Тибальт пользуется этим и наносит Меркуцио смертельный удар. Ромео в отчаянии. Породнившись с Капулетти, он стал причиной смерти верного друга. В порыве мести Ромео убивает Тибальта и скрывается. На месте убийства появляется герцог Эскал. Выслушав все свидетельства, он приговаривает Ромео к изгнанию из Вероны.
Брат Лоренцо всей душой сочувствует молодому человеку. Он успокаивает его и советует на время укрыться в Мантуе. Перед тем, как отправиться в путь, Ромео в последний раз встречается с Джульеттой. Влюбленные клянутся друг другу хранить верность.
Родители замечает подавленное состояние дочери. Они думают, что оно вызвано смертью брата - Тибальта. Отец сообщает Джульетте, что через три дня состоится ее свадьба с Парисом. На отчаянные возражения он грубо отвечает, что в случае отказа изгонит Джульетту из дома. Такую же позицию занимает ее мать.
Джульетта обращается за помощью к брату Лоренцо. Монаху жаль влюбленных, он разрабатывает план по их спасению. Лоренцо дает Джульетте зелье, которое на два дня погрузит ее в глубокое оцепенение, подобное смерти. К моменту пробуждения девушка уже будет в склепе, откуда ее заберет Ромео.
Поначалу план удается. Все уверены, что Джульетта умерла. Ее тело помещают в фамильный склеп. Но посланник Лоренцо не смог добраться до Ромео. Молодой человек тоже убежден в смерти любимой. В отчаянии он покупает яд и, чтобы последний раз взглянуть на Джульетту, проникает в склеп. В это же время туда направляется Парис с целью возложить цветы. Соперники встречаются, и Ромео убивает Париса. Взглянув на бездыханную Джульетту, он выпивает яд и падает замертво. Девушка приходит в себя и видит мертвого мужа. Поцеловав Ромео, она закалывает себя кинжалом. Лоренцо приходит слишком поздно.
В склеп врываются представители обоих семейств во главе с герцогом. После допроса слуг и монаха Эскал с горечью говорит, что виной всему многолетняя вражда. Главы семейств с опозданием заключают мир.
Отзыв о произведении. Бессмертная трагедия Шекспира до сих пор с успехом идет на лучших сценах мира. Причина ее популярности заключается в разработке актуальной для любой эпохи темы любви и верности, символами которых стали Ромео и Джульетта.
Из 37 драматических произведений Шекспира «Ромео и Джульетта» – первая зрелая трагедия, ставшая акцентом раннего периода творчества, который исследователи называют гуманистическим или оптимистическим. Произведение эпохи Возрождения по праву считается шедевром мировой классической литературы.
Пьеса, которая никого не оставляет равнодушным, повествующая о высокой искренней любви юноши и девушки из двух враждующих кланов, вот уже несколько столетий прочно утвердилась в репертуарах академических и экспериментальных театров всего мира. Актуальностью и глубиной своей проблематики, а также мастерством создания героев произведение пробуждает к творческим свершениям не только театральных созидателей, но и режиссеров кино, которые подарили миру несколько десятков экранизаций известной трагедии.
Произведение написано на основе странствующего сюжета, литературные обработки которого известны в произведениях античных, итальянских, французских и английских авторов. Однако мировое признание получила вариация известного сюжета, принадлежащая перу Шекспира. Вопиющая проблематика, многоплановый сюжет, богатые образы – все это делает пьесу английского классика великим достижением мировой драматургии.
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»: краткое содержание
Уже с первых строк произведения становится понятно, что между благородными семьями Вероны Монтекки и Капулетти давно длится непримиримая вражда, которая не только охватила всех родственников кланов, но и их слуг. Между последними завязывается конфликт, свидетелем которого становится общественность и герцог (в некоторых переводах – князь). Он повелевает прекратить эту бесконечную войну, иначе виновные будут наказаны. Участником конфликта был и Бенволио. Он рассказывает о случившемся своему другу и родственнику Ромео – сыну Монтекки. Однако его все это не тревожит, так как разум его занят тяжелыми мыслями о неразделенной любви к Розалине, без которой он не видит смысла жизни. К молодым людям присоединяется их третий друг – Меркуцио, родственник герцога.
Случайно встретив слугу Капулетти, юноши узнают, что в их доме состоится бал-маскарад. Чтобы развеять друга, ребята решают, облачившись в маски, отправится туда. Перед маскарадом родственник герцога Парис просит у Капулетти руку дочери. Отец, ссылаясь на ее юный возраст – 14 лет, все же не отказывает знатному и богатому юноше.
Перед входом в дом Капулетти, Ромео ощутил предчувствие, будто случится нечто непоправимое, что укоротит его жизнь, и оно зародится на этом балу. На маскараде Ромео и Джульетта видят друг друга, и, словно стрелой, их сердца пронзает любовь. Ромео говорит ей о своем восхищении. По голосу его узнает племянник Капулетти Тибальт и хватается за шпагу. Хозяева останавливают его, не видя ничего страшного в том, что Ромео побывал на их торжестве, но Тибальт все же затаил обиду.
Знакомство и венчание
От кормилицы Джульетты влюбленные по очереди узнают, что они дети заклятых врагов, но и это не влияет на их пылкие чувства. Всю ночь Ромео провел под балконом Джульетты. Под утро они уже клялись друг другу в вечной любви и размышляли о том, как тайно обвенчаться. Помощниками влюбленных стали отец Лоренцо и няня. В тот же вечер молодые обвенчались.
Тем временем Тибальт хочет расквитаться с Ромео, но встречает его друзей, с которыми вступает в горячую перепалку. Приходит Ромео и пытается помешать конфликту, считая Тибальта уже своим братом. Пытаясь защитить честь друга, Меркуцио вступает в бой с Тибальтом, в котором погибает. Перед смертью из уст Меркуцио звучит одна из самых важных фраз произведения: «Чума на оба ваших дома». Снова появляется Тибальт, и разъяренный Ромео убивает его, после чего скрывается в келье отца Лоренцо. На площади появляется герцог, который приговаривает Ромео к изгнанию в город Мантую.
Это известие стало для Ромео равносильно смерти, ведь он будет вынужден расстаться с любимой, которая уже наверно ненавидит его за убийство брата. Его утешает кормилица, сказав, что любовь Джульетты к нему сильнее, чем боль из-за смерти Тибальта. Влюбленные прощаются и изнывают от страданий перед близкой разлукой.
Снова появляется Парис и Капулетти назначает день свадьбы. Джульетта отказывает, отчего родители отрекаются от нее. Она направляется за советом к отцу Лоренцо, который придумал, как спасти ее от повторного брака и помочь любящим сердцам. В ночь перед свадьбой она должна выпить зелье, которое усыпит ее на двое суток. Все решат, что она умерла, и отнесут ее в фамильный склеп. Джульетта сделала все так, как велел святой отец. Семья Капулетти и Парис с горечью провожают ее в последний путь. Тем временем Лоренцо отправляет гонца к Ромео, чтобы он был рядом, когда Джульетта очнется.
Из-за эпидемии холеры гонца не выпустили из города, и он не смог передать послание Ромео, к которому уже успел приехать его слуга Балтазар и сообщить о кончине Джульетты. Новоиспеченный муж не хочет больше жить без своей любимой, и купив яд, направляется в Верону, чтобы разделить с женой последнее пристанище.
В склеп Капулетти приходит Парис, чтобы проститься с невестой, куда является и Ромео. Между ними завязывается поединок, в результате которого Парис погибает. Перед гробом Ромео любуется избранницей, которая красива и свежа, как при жизни. Простившись с любимой, он выпивает яд и умирает. Лоренцо не успевает остановить его. Шум снаружи отвлек святого отца от гроба, в котором проснулась Джульетта. Увидев Ромео мертвым, она целует его, чтобы вкусить яд и, пронзив себя кинжалом, падает возле мужа.
У гробницы собрались семья Капулетти, отец Монтекки, герцог и городское общество, которым Лоренцо рассказал трагичную историю любви. В результате отцы враждующий семей, объединенные горем, пожали друг другу руки, пообещав установить золотые памятники своим детям. А герцог подытожил: несмотря на примирение семей, повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете.
Характеристика персонажей
Система персонажей трагедии достаточно развита. Кроме основных действующих героев, в произведении есть множество второстепенных образов: гонцы, слуги, повара, музыканты, горожане и другие. Всех персонажей Шекспир условно отнес к двум враждующим лагерям Монтекки и Капулетти.
Но есть персонажи, которые не относятся к кланам и несут, пожалуй, важнейшую смысловую нагрузку – отец Лоренцо и герцог. Они справедливы и честны по отношению ко всем. Каждый со своей стороны пытается примирить семьи, но это удается лишь главным героям – Ромео и Джульетте ценой своих жизней. Образы главных персонажей давно стали нарицательными, как символы вечной, искренней и самоотверженной любви. Они готовы положить на алтарь своей любви все: богатство, честь, имя и даже жизнь.
Основные идеи произведения
«Ромео и Джульетта» – олицетворение гуманистических идей автора о свободе выбора человека, его возможности самостоятельно строить свою жизнь. Автор не разделяет меркантильные взгляды отца в желании выдать дочь замуж за богатого и перспективного жениха. Отсюда возникает и социальная проблема в произведении. Неповиновение Джульетты отражает ломку семейных отношений и принципов воспитания эпохи Возрождения, стремления к праву на личное счастье. Отец Лоренцо, нарушая определенные принципы, помогает молодым, чем утверждает еще одну нравственную идею произведения – именно любовь является основой брака.
Действующие лица:
Эскал, князь веронский
Граф Парис, молодой человек, родственник князя
Монтекки
Капулетти - главы двух враждующих домов
Дядя Капулетти
Ромео, сын Монтекки
Меркуцио, родственник князя, друг Ромео
Бенволио, племянник Монтекки, друг Ромео
Тибальт, племянник леди Капулетти
Брат Лоренцо
Брат Джованни - францисканские монахи
Балтазар, слуга Ромео
Самсон
Грегорио - слуги Капулетти
Петр, слуга кормилицы
Абрам, слуга Монтекки
Аптекарь Паж Париса
Леди Монтекки, жена Монтекки
Леди Капулетти, жена Капулетти
Джульетта, дочь Капулетти
Кормилица Джульетты
Место действия - Верона и Мантуя
Входит Хор и объявляет:
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Ho им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Их жизнь, любовь и смерть и, сверх того,
Мир их родителей на их могиле
На два часа составят существо
Разыгрываемой пред вами были.
Акт I
На площади Вероны Самсон и Грегорио, вооруженные мечами и щитами, готовятся «не осрамиться» перед «шавками Монтекки». Завидев Абрама и Балтазара, Самсон и Грегорио начинают задирать их, Самсон демонстративно призывает товарища показать свой «молодецкий удар». Появляется Бенволио. Он приказывает слугам спрятать оружие и разойтись. Однако Тибальт, заметив Бенволио, заявляет, что ему «ненавистен мир и слово “мир”». Бенволио и Тибальт дерутся на шпагах. Приверженцы обоих домов присоединяются к дерущимся. На площадь выходят главы обоих враждующих семейств с женами. Они громогласно оскорбляют друг друга. Вмешивается князь. Он останавливает «изменников, убийц тишины», приказывает «бросить шпаги из бесславных рук» и велит Монтекки и Капулетти явиться к нему для дачи показаний.
Леди Монтекки обеспокоена состоянием сына. Она спрашивает Бенволио, почему Ромео ищет уединения, избегает общения с родителями, не отвечает на вопросы. Бенволио обещает выведать у друга его тайну.
Бенволио узнает от Ромео, что тот безответно влюблен в Розалину. «Красавица, она свой мир красот нетронутым в могилу унесет», потому что дала обет безбрачия. Бенволио советует другу: «Дай волю и простор своим глазам - другими полюбуйся».
Капулетти рассказывает Парису, что князь оштрафовал его и Монтекки. Парис сватается к Джульетте, но пока Капулетти отвечает на его предложение уклончиво: «Ведь дочь моя совсем еще ребенок, ей нет еще четырнадцати лет». Он советует Парису «столковаться» с Джульеттой, и тогда через два года отец объявит ее невестой Париса. Капулетти приглашает Париса вечером к себе на праздник, где будет «богатый съезд, как звезды ночи, блещущих невест». Там молодой человек беспристрастно сможет оценить красоту Джульетты.
Слуга, которому приказано обойти со списком всех гостей Капулетти, случайно встречает на улице Ромео и Бенволио и просит их прочесть ему имена и адреса приглашенных (слуга неграмотен). Ромео видит в списке Розалину и решает во что бы то ни стало проникнуть под чужим именем на бал, чтобы поглядеть на свою возлюбленную. Бенволио разделяет стремления своего друга, но преследует при этом другую цель: «У Капулетти будут на балу виднейшие красавицы Вероны». Стало быть, Ромео сможет сравнить Розалину с другими девушками, и Бенволио уверен, что друг тут же забудет свою печаль.
Леди Капулетти объявляет Джульетте, что за нее посватался молодой Парис. Кормилица и мать в один голос на все лады расхваливают жениха - «не человек, а картинка», «цветок, каких Верона не видала». Мать советует Джульетте как следует присмотреться к Парису на балу, постараться узнать его получше. Джульетта покорно соглашается, чтобы доставить родителям удовольствие.
Ромео, Меркуцио и Бенволио с несколькими ряжеными и факельщиком стоят перед воротами дома Капулетти. Ромео по-прежнему сетует на свою несчастную долю, на то, что «под бременем любви» к Розалине он «подгибается». Ему кажется, что он идет в гости не к добру, так как накануне он видел дурной сон. Меркуцио уверяет друга, что сны - «галиматья... плоды бездёлицы-мечты и спящего досужего созданья». Однако Ромео не по себе:
...Неведомое что-то,
Что спрятано пока еще во тьме,
Ho зародится с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь
Виной каких-то страшных обстоятельств...
Ромео, Бенволио и Меркуцио в масках входят в залу, где танцуют гости Капулетти. Ромео видит среди танцующих Джульетту, не может отвести от нее глаз, спрашивает слугу, кто эта девушка, но слуга не может дать ответ. Ромео не знает, что перед ним - дочь Капулетти, заклятого врага его семейства. Ромео моментально забывает Розалину, забывает свои несчастья и сетования.
Переодетый монахом, Ромео подходит к Джульетте, целует девушку, она целует его в ответ. Ромео узнает у кормилицы, что Джульетта - хозяйка дома. Он потрясен, но не может бороться со страстью, которая охватила его. FoMeo не намерен отступиться от Джульетты только потому, что она - Капулетти. Когда сама Джульетта узнает, кто поцеловал ее на балу и кто так понравился ей, она прекрасно понимает, что в глазах ее родителей - «Ромео не жених».
Акт II
Чувство всепоглощающей любви обуревает молодую пару. И Ромео и Джульетта не могут думать ни о чем, кроме как друг о друге. Ромео, прокравшись в сад Капулетти, ждет, когда Джульетта покажется на балконе своей комнаты, чтобы еще раз взглянуть на ту, что потрясла его воображение.
...Джульетта, ты как день!
Стань у окна, убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною.
Оставь служить богине чистоты.
Плат девственницы жалок и невзрачен.
Он не к лицу тебе. Сними его.
О милая! О жизнь моя! О радость!
Джульетта появляется на балконе. He видя своего возлюбленного, девушка разговаривает вслух сама с собой. Ей жаль, что Ромео косит фамилию Монтекки, она мечтает, чтобы он отрекся от семьи pi л и сделал ее своей женой, чтобы ей не быть больше Капулетти. Ведь имя не главное, главное - сам человек: «Ромео под любым названьем был бы тем верхом совершенств, какой он есть».
Ромео снизу отвечает, что ради любимой он примет новое крещение. Его любовь не остановят ни высокая ограда, ни враждебность родных Джульетты. Для него лучше «смерть от их ударов, чем долгий век без нежности» Джульетты.
Джульетта просит юношу не лгать ей, не давать пустых клятв.
Конечно, я так сильно влюблена,
Что глупою должна тебе казаться,
Ho я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромность...
Прости за пылкость и не принимай
Прямых речей за легкость и доступность...
Мне неподвластно то, чем я владею.
Моя любовь без дна, а доброта -
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Джульетта просит Ромео, если он «решил жениться не шутя», на следующий день сообщить ее служанке, когда и где состоится венчание. Влюбленные долго не могут расстаться. Неоднократно простившись, они вновь и вновь возвращаются друг к другу. Наконец Джульетта, которую настойчиво зовет кормилица, исчезает.
Брат Лоренцо приносит в келью корзину сонной травы, из которой будет готовить целебное зелье. Он рассуждает о том, что на свете все имеет смысл и все необходимо, ибо все создано землею, «праматерью всех пород»:
Какие поразительные силы
Земля в каменья и цветы вложила!
На свете нет такого волокна,
Которым не гордилась бы она,
Как не отыщешь и такой основы,
Где не было бы ничего дурного.
Полезно все, что кстати, а не в срок -
Все блага превращаются в порок...
Так надвое нам душу раскололи
Дух доброты и злого своеволья.
К Лоренцо приходит Ромео, просит монаха как можно быстрее обвенчать его с Джульеттой. Лоренцо подшучивает над тем, как быстро Ромео позабыл о Розалине. Ho у юноши готов ответ: он предпочел Розалине Джульетту, потому что «та злобилась, а эта - доброта». Лоренцо соглашается исполнить просьбу юноши, потому что в браке Ромео и Джульетты ему видится «развязка меж-доусобья» Монтекки и Капулетти.
Ромео встречает Бенволио и Меркуцио. Te недоумевают, куда исчез их друг накануне вечером, когда они договорились после бала у Капулетти уходить вместе. Ромео отвечает уклончиво; он еще не находит сил поведать друзьям обо всем, что с ним произошло за вчерашний вечер.
Появляется кормилица. Ей надо поговорить с Ромео с глазу на глаз по поводу венчания. Ромео передает через нее Джульетте, чтобы та под любым предлогом пришла к полудню на исповедь к монаху Лоренцо, который согласился обвенчать влюбленных.
Джульетта с нетерпением ждет в саду кормилицу. Она считает минуты до прихода няни, ругает ее за медлительность. Кормилица передает ей слова Ромео, рассказывает и о том, что ночью муж придет к Джульетте по веревочной лестнице.
Брат Лоренцо совершает свадебный обряд над Ромео и Джульеттой. Ромео просит Джульетту найти слова, чтобы выразить чувства, которые переполняют его. Джульетта отвечает:
Богатство чувств чуждается прикрас,
Лишь внутренняя бедность многословна.
Любовь моя так страшно разрослась,
Что мне не охватить и половины.
Акт III
По площади идут Меркуцио, Бенволио, паж и слуги. Бенволио уговаривает Меркуцио пойти домой: он предчувствует, что сегодня им не избежать неприятностей, потому что «повсюду Капулетти». Ho пока они препираются, появляется Тибальт. Он цепляется к Меркуцио, задирает его. Вспыхивает ссора. Бенволио изо всех сил старается предотвратить конфликт, предлагает уединиться, обсудить возникшие «вопросы» с «холодною душой» и разойтись.
Ho тут Тибальт видит Ромео. Ни за что на свете он не согласен уйти без драки. Ромео (который теперь родственник Тибальта) спокойно объясняет, что не хочет ругаться с ним, что готов простить его «слепую злобу», предлагает расстаться друзьями. Меркуцио, который пока не в курсе факта женитьбы Ромео, с презрением заявляет, что должен кровью смыть позор Ромео (примиренческие настроения Ромео кажутся Меркуцио позором).
Меркуцио обнажает шпагу и бросается на Тибальта. Ромео всеми способами пытается разнять дерущихся, бросается между ними. Из-под руки Ромео Тибальт ранит Меркуцио и скрывается со своими сообщниками.
«Чума возьми семейства ваши оба!» - восклицает умирающий Меркуцио. Бенволио уводит его прочь. Ромео чувствует свою вину за то, что его друг и родственник князя так опасно ранен из-за него, в то время как сам Ромео «молча снес смертельную обиду» - публичное оскорбление от Тибальта, человека, который час назад стал ему родным.
Бенволио подходит к Ромео и объявляет ему, что Меркуцио скончался. Торжествующий Тибальт возвращается. Ромео бросается на него, чтобы отомстить за умершего друга, убивает Тибальта и бежит прочь.
Вбегают горожане, князь, Монтекки, Капулетти и их ясены. Бенволио рассказывает князю, что произошло. Леди Капулетти рыдает над трупом племянника, требует справедливости и мщения. Князь, чьи родственные чувства тоже пострадали (Меркуцио - его родственник), повелевает немедленно выслать Ромео из города. Рассерженный князь налагает на Монтекки и Капулетти, чей раздор окончательно надоел ему, огромный штраф. Если же Ромео вновь появится в Вероне, князь распоряжается казнить его.
В саду Капулетти Джульетта ждет вечера, когда она вновь увидит Ромео:
Ведь любящие видят все при свете
Волненьем загорающихся лиц.
Любовь и ночь живут чутьем слепого.
Прабабка в черном, чопорная ночь,
Приди и научи меня забаве,
В которой проигравший - в барыше,
А ставка - непорочность двух созданий.
Скрой, как горит стыдом и страхом кровь,
Покамест вдруг она не осмелеет
И не поймет, как чисто все в любви.
Кормилица рассказывает Джульетте, что Тибальт убит, а Ромео изгнан. Вначале Джульетта принимается корить Ромео, «дракона в обворожительном обличье», «ничтожество с чертами божества» за убийство двоюродного брата. Кормилица подхватывает ее причитания:
...В мужчинах нет ни в ком
Ни совести, ни чести. Все притворство
Пустое обольщенье и обман.
Тут Джульетта, словно очнувшись, одергивает себя. Ее любимый «для позора не рожден», он прекрасный человек, чистый, искренний, а бранить мужа - низость со стороны жены. Для нее страшнее всего - не смерть двоюродного брата. Ho если бы что-то плохое случилось с Ромео, жизнь Джульетты омрачилась бы навсегда. Ей нестерпима мысль об изгнании любимого. Кормилица обещает найти Ромео (он скрывается у Лоренцо в монастыре) и привести его к Джульетте.
Брат Лоренцо уговаривает Ромео незаметно уехать из города, переждать, пока гнев князя пройдет. Ho Ромео глух ко всем его убеждениям. Он хочет мчаться к Джульетте, он бредит ею, без нее ему нет жизни.
Кормилица приходит в келью Лоренцо, извещает Ромео о том, что Джульетта жаждет видеть его. Ромео в порыве благородства отрекается от своих родных и выхватывает шпагу, чтобы заколоть себя (потому что он доставил Джульетте столько страданий). Брат Лоренцо останавливает юношу, бранит его за слезливость и слепоту поступков, за то, что Ромео ругает свой род.
Лоренцо напоминает, что Ромео следовало бы бога благодарить за свое счастье. Он не убит Тибальтом, его любит и ждет Джульетта. Брат Лоренцо советует Ромео потихоньку отправиться к Джульетте ночью, а утром, до обхода стражи, вернуться и немедленно отбыть в Мантую, пока не представится удобный случай обнародовать их брак и примирить семьи Монтекки и Капулетти. Лоренцо обещает регулярно посылать Ромео в Мантую известия о Джульетте со своим слугой.
Джульетта все время плачет, потому что Ромео изгнан. Родители же решают, что дочь убивается по покойному Тибальту. Отец полагает, что Джульетту надо чем-то отвлечь от горестных мыслей. Парис, появившись в траурный день (похороны Тибальта) в доме Капулетти, напоминает о своем сватовстве. Сам Капулетти обещает Парису руку Джульетты, назначает свадьбу на ближайший четверг (т. е. через три дня) и распоряжается уведомить о грядущем торжестве дочь.
На рассвете Ромео собирается уходить из комнаты Джульетты. Влюбленные не в силах расстаться. Ромео обещает посылать жене известия с чужбины, призывает ее надеяться на лучшее, уверяет, что муки разлуки послужат им потом воспоминанием. Джульетту терзают недобрые предчувствия. Ромео исчезает.
Леди Капулетти объявляет дочери, что через три дня у нее свадьба с Парисом. Джульетта горько плачет, объясняя свою тоску болью утраты Тибальта. Мать обещает расквитаться с убийцей Тибальта (т. е. с Ромео), через верных людей подмешать ему отраву в пищу. Джульетта вызывается сама составить яд, а за Париса идти замуж отказывается.
Появляется Капулетти. У него не укладывается в голове, как осмелилась дочь ослушаться его, как могло ей быть «не очевидно, во сколько раз жених знатнее», и не гордиться выбором родителей. Отец грубо ругает Джульетту. Его буквально сводит с ума то, что его многолетние хлопоты по поиску для дочки достойного жениха не увенчались благодарностью и неускоснительным послушанием с ее стороны. Капулетти грозит выгнать Джульетту из дома, лишить куска хлеба и дает ей на размышления два дня. Джульетта умоляет мать заступиться за нее и отложить брак хотя бы на месяц, но мать непреклонна. Родители уходят.
Джульетта плачет на руках у кормилицы. Ta советует ей плюнуть на мужа и выйти замуж за Паркса, потому что «новый брак затмит своими выгодами прежний», а «нынешний муж в такой дали, что это - как покойник, та же польза». Сообразив, что кормилица ей больше не союзница, Джульетта посылает ее к родителям: просить, чтобы те отпустили Джульетту к исповеди в келью брата Лоренцо.
Парис является к Лоренцо, назначает свое венчание с Джульеттой на четверг. Лоренцо пытается отговорить молодого графа от поспешного брака под предлогом того, что ему «невестин образ мыслей неведом». У Лоренцо Парис сталкивается с Джульеттой, называет ее супругой. Джульетта, прямо не отказываясь от брака, тем не менее на вопросы Париса не отвечает и всячески избегает общения с ним.
Оставшись наедине с Лоренцо, Джульетта просит его предпринять что угодно, лишь бы отвратить ее от ненавистного брака и помочь воссоединиться с Ромео. Лоренцо велит ей идти домой, дать отцу согласие на свадьбу, а в среду вечером выпить перед, сном склянку снадобья, которое дает ей Лоренцо. Оно погрузит Джульетту в такой глубокий сон, который будет неотличим от смерти. Родные похоронят ее в семейном склепе в гробу без крышки (такова фамильная традиция Капулетти). Тем временем Лоренцо вызовет Ромео и вместе с ним придет в склеп. Через сорок два часа Джульетта проснется, и Лоренцо устроит им с Ромео побег. Джульетта бесстрашно берет склянку и обещает в точности выполнить его инструкции.
Под предлогом, что ей надо как следует помолиться перед свадьбой, вечером в.среду Джульетта уговаривает кормилицу оставить ее на ночь в спальне одну. При мысли о том, что монах мог дать ей выпить настоящий яд, Джульетту «пронизывает легкий холод, и ужас останавливает кровь». Ей мерещится Тибальт, который насаживает Ромео на шпагу. Джульетта пьет яд «за здоровье Ромео» и падает на постель без дыхания.
Утром в доме Капулетти идут активные приготовления к свадьбе. Наконец кормилица отправляется будить юную невесту, ко возвращается в слезах. Весть о смерти Джульетты разносятся по дому. Капулетти в отчаянии. Появляется Лоренцо, который готовился «венчать Джульетту и Париса», ко теперь будет отпевать ее, а праздничный обед «на похоронный церемониал пойдет».
Акт V
Балтазар приносит Ромео в Мантую весть о том, что Джульетта умерла и лежит в фамильном склепе. Лоренцо отдал письмо для Ромео, в котором он объяснял, что Джульетта еще очнется ото сна, брату Джованни, но тому оказалось не с кем отправить письмо в Мантую.
Ромео немедленно собирается в Верону. Жить без Джульетты Ромео не хочет, но стремится увидеть ее перед кончиной, хоть и мертвую. Перед отъездом его посещает аптекарь. Он приносит Ромео по его просьбе яд, один глоток которого убивает человека мгновенно и без мучений.
Лоренцо узнает от брата Джованни, что его письмо к Ромео не было отправлено. Брат Лоренцо поспешно пускается к склепу Капулетти, по-тому что «с минуты на минуту Джульетта может встать». Лоренцо решает укрыть ее у себя в келье, а пока все же написать Ромео и вызвать его из Мантуи. Лоренцо не знает, что Балтазар уже побывал в Мантуе, и Ромео мчится по направлению к Вероне,
К гробнице Капулетти приходит Парис со своим пажем, Парис прощается со своей несостоявшейся супругой, убирает ее гроб цветами. Заслышав шаги, Парис прячется.
Появляются Ромео с Балтазаром. Ромео отсылает Балтазара прочь, объясняя, что хочет снять с пальца жены дорогой перстень. Однако Балтазар на всякий случай прячется в кустах неподалеку, чтобы в случае чего прийти на помощь, поскольку вид Ромео страшен.
Парис останавливает Ромео, арестовывает его (Ромео не имеет права быть в Вероне). Ромео пытается избежать конфликта, объясняет, что «сам готовит над собой расправу». Ho Парис стоит на своем. Они начинают драться, и Ромео убивает Париса. Паж бросается звать караул. Ромео вносит Париса, по его предсмертной просьбе, в склеп Джульетты,
Оставшись наедине с Джульеттой, Ромео рыдает над ее бездыханным телом:
Любовь моя! Жена моя! Конец
Хоть высосал до дна твое дыханье,
He справился с твоею красотой...
Прости меня! Джульетта, для чего
Ты так прекрасна?..
Ромео приникает губами к лицу Джульетты, чтобы «запечатлеть долгим поцелуем со смертью свой бессрочный договор». Ромео пьет яд за свою любовь и умирает.
В гробницу входит брат Лоренцо. Он уже знает от Балтазара, что Ромео приехал в Верону, не получив известий от него. Лоренцо видит у гроба Джульетты Ромео и Париса. Он не сразу находит «ключ к разгадке этой».
Джульетта пробуждается. Лоренцо с горечью объясняет ей, что злая сила предупредила его действия. Он не сдержал своего обещания. Ромео мертв. Лоренцо торопит Джульетту, уговаривает ее покинуть склеп. Он готов помочь несчастной принять монашеский постриг.
Джульетта отказывается выходить из склепа. Лоренцо уходит. Джульетта видит, что склянка, из которой Ромео выпил яд, пуста. Она целует мужа в губы, надеясь, что хоть капля яда осталась на его устах. Джульетта слышит чьи-то голоса. Это подходят к склепу сторожа, вызванные пажом Париса. Джульетта хватает кинжал Ромео и закалывает себя.
К склепу приходят, кроме сторожей, князь и Монтекки с Капулетти. Они устраивают пристрастный допрос Балтазару и Лоренцо.
Лоренцо рассказывает князю, в чем была истинная причина гибели молодых отпрысков семейств Монтекки и Капулетти. Жена Монтекки тоже умерла: она не вынесла разлуки с сыном. Князь с укором обращается к главам враждующих семейств:
Где вы, непримиримые враги,
И спор ваш, Капулетти и Монтекки?
Какой для ненавистников урок,
Что небо убивает вас любовью!
Капулетти и Монтекки на могиле детей пожимают друг другу руки, договариваются, что установят из чистого золота памятник Ромео и Джульетте. Все удаляются, чтобы вместе скорбить. По словам князя, «повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете».