Реформы александра 1 и их результаты. Реформы александра i
После переворота 11 марта 1801г. Александр1 отменяет установления, которые вызвали особенно острое недовольство дворян: полностью восстановлены все статьи "Жалованной грамоты" дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия; подтверждена "Жалованная грамота" городам; проведена амнистия 12тыс. заключенных; прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны. Именно Александру принадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян. Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших. В 1803г. был принят указ о "вольных хлебопашцах", позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809). Александр1 в 1809г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи - Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу планов реформатора был положен либеральный принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной - от волости до центра. Однако, в итоге, из всего намеченного царь реализовал лишь немногое - в 1810г. создал Государственный совет, обладавший только законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812г. был арестован и сослан. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры. Вскоре реформы были свернуты. Причинами свертывания реформ явились следующие факторы: в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра; в условиях сохранения крепостничества и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества; страна стояла на пороге войны с Наполеоном, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона; Александр, с одной стороны, стал "заложником" самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, с другой - он все более входил во вкус самодержавного правления. Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю. После наполеоновских войн в политике Александра1 усилились реакционные тенденции. При этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ. В армии была восстановлена палочная дисциплина. В 1821г. подверглись "разгрому" Казанский и Петербургский университеты. В 1822г. последовал указ о запрещении тайных организаций. В 1822г. Александр1 возобновил право помещиков ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторгу. Были предприняты попытки военной реформы, созданы военные поселения. Главными задачами военной реформы были: сокращение огромных затрат на армию; создание новой системы комплектования армии. Александр1 планировал постепенно перевести всю армию на военные поселения. Это давало возможность правительству создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнять любые приказы. При этом в мирное время солдаты могли не отрываться от семей. Практическое создание было поручено царскому фавориту Аракчееву. С 1816г. треть армии была переведена в военные поселения. Прежде всего, это коснулось кавалерийских частей, расквартированных на юге страны, и пехоты - на северо-западе. В военные поселяне были зачислены и государственные крестьяне нескольких волостей. В поселениях все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. В поселениях работали госпитали и школы. Царила воинская дисциплина. Службы, работа и быт - все происходило в казарменном режиме - под барабан и сигнал полковой трубы. В итоге существования военных поселений часть армии стала относительно экономически самостоятельной, что значительно снизило затраты на ее содержание. Но тяжелая жизнь поселян приводили к неоднократным восстаниям. Кроме того, государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения превращались в убыточные и существовали за счет казны. Первый период правления Александра1 (до Отечественной войны 1812г.) был качественно новой ступенью развития политики "просвещенного абсолютизма". Последнее десятилетие царствования Александра - это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который, несмотря на попытки возвращения к либеральной политике, окончательно утвердился к началу 1820-х гг.
Девятнадцатое столетие стало для России веком серьезных потрясений - и глобальных перемен. Бесспорно, главные заслуги на реформаторской стезе принадлежат Александру II и его талантливым министрам. Но вместе с тем ошибочно считать, что реформы никто не пытался провести до него. Еще в начале века император Александр I попробовал изменить существующие реалии в социальном, экономическом и административном строении России.
Какие именно начинания принадлежат этому правителю?
Александр I как реформатор
Российский император получил довольно либеральное для своего времени воспитание, и кроме того, имел перед глазами пример деспотичного и своевольного отца - Павла I - в итоге свергнутого заговорщиками. Именно поэтому Александр не только осознавал необходимость реформ - но и являлся искренним, а не вынужденным их сторонником.
Его реформаторская деятельность заняла чуть больше десяти лет, и за это время были осуществлены перемены в самых разных сферах. В частности:
- В 1803 году крепостные крестьяне получили право выкупать себя у помещиков за деньги вместе с наделами земли.
- В 1816 по 1818 год от закрепощения были освобождены крестьяне Эстонии, Курляндии и Лифляндии - правда, без земельных наделов.
- В 1809 году помещики лишились права продавать своих крестьян, также была упразднена практика ссылки провинившихся в Сибирь.
Александр I уделил внимание образовательной сфере. С 1902 по 1804 год при нем открылось несколько новых университетов, были созданы привилегированные лицеи. Кроме того, было окончательно закреплено право высших учебных заведений на самоуправление, а в 1803 году особое положение отрегулировало длительность обучения в заведениях для разных сословий.
Либерально настроенные слои общества при Александре I часто поднимали вопрос о даровании России Конституции. В определенных рамках император шел им навстречу - например, в 1815 году Конституция действительно появилась в Польше, входившей в то время в состав империи.
Почему при всех своих начинаниях Александр I так и не стал великим реформатором? Дело в том, что слишком сильное давление на императора оказывали две противоборствующие силы - дворяне, желавшие оставить государственную систему в прежнем виде, и либералы, жаждавшие перемен по европейскому образцу. Стараясь угодить тем и другим, Александр I принимал «половинчатые» решения, лишь подготавливая почву для будущих великих реформ.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I
1.1 Учреждение министров
1.2 Указ о вольных хлебопашцах
2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги
2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет
2.2 Министерская реформа, реформа Сената
2.3 Меры в области просвещения
2.4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований
2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры
2.6 Послевоенные реформы
3. Кончина Александра I и оценка его царствования
Заключение
Список литературы
Введение
В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.
По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.
Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.
Вот такова была обстановка в стране. И когда в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.
Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей --Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.
Александр 1 -- одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, -- для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом».
Итак, целью работы является исследование характера реформ Александра I. Задачей: изучение предпосылок, характера и итогов реформ Александра I
1 . Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I
Начать внутренние реформы Александр I желал с издания письменной «декларации прав» и преобразования Сената в орган, который поддерживал бы эти права. Идея такого органа нравилась придворной олигархии. Последний екатерининский фаворит Платон Зубов предложил превратить Сената в независимый законодательный корпус, формируемый из высших чиновников и представителей высшего дворянства. Державин предлагал составлять Сенат из лиц, избираемых в своей среде чиновниками первых четырех классов. Однако Негласный комитет отверг эти проекты, как не имеющие ничего общего с народным представительством.
А. Р. Воронцов предлагал одновременно с коронацией Александра I издать «жалованную грамоту народу», по образцу жалованных грамот Екатерины городам и дворянству, но с распространением на весь народ гарантий свободы граждан, которые во многом повторяли бы английский Habeas corpus act. Воронцов и известный адмирал Мордвинов («либерал, но со взглядами английского тори») советовали также лишить дворян монополии владения недвижимостями и распространить право обладать ими на купцов, мещан и казенных крестьян. Но Негласный комитет Александра I решил, что «при данном состоянии страны» такая грамота несвоевременна. Это ярко иллюстрировало осторожность молодых друзей Александра, которых их враги называли якобинской шайкой. «Старый бюрократ» Воронцов оказался либеральнее их.
«Либерал» Мордвинов считал, что лучшим средством ограничить самодержавную власть будет создание в России независимой аристократии. Для этого, по его мнению, надо было продать или раздать дворянству значительную часть казенных земель. Освобождение крестьян, по его мнению, могло свершиться только по желанию дворянства, а не «царским произволом». Мордвинов стремился создать такой экономический строй, при котором дворянство признало бы невыгодным подневольный труд крепостных и само отказалось бы от него. Он предлагал дать право владеть недвижимостями разночинцам, надеясь, что они создадут фермы с наемным трудом, которые, станут эффективнее крепостного хозяйства и побудят помещиков упразднить крепостничество.
Зубов шёл дальше. Стремясь восстановить старый, более льготный для народа и исторически верный юридический взгляд о крепости крестьян земле, а не лицу помещика , он предлагал запретить продажу крепостных без земли. (Александр действительно запретил Академии наук принимать объявления о такой продаже). Зубов также советовал, чтобы Александр I запретил помещикам владеть дворовыми - людьми, которых дворянство по своему произволу оторвало от земельных участков и обратило в личную домашнюю прислугу. Однако Новосильцев в Негласном комитете категорически выступил против этого, считая нужным «не торопиться» с мерами против крепостничества, чтобы «не раздражать помещиков». Крайне нерешительным оказался и якобинец Лагарп, который советовал «прежде всего распространить в России просвещение». Чарторыйский, напротив, настаивал, что крепостное право есть такая гадость, в борьбе с которой не следует ничего опасаться. Кочубей указывал Александру I, что по мордвиновскому проекту государственные крестьяне получат важное право владеть недвижимостями, а помещичьи крестьяне окажутся обойденными. Строганов убеждал не бояться дворянства, которое политически слабо и не умело защитить себя в царствование Павла. Зато крестьянские надежды, по его мнению, было опасно не оправдать.
Однако эти убеждения не поколебали ни Александра I, ни Новосильцева. Проект Зубова не был принят. Но Александр одобрил идею Мордвинова дать недворянам право покупать ненаселенные земли. Указом 12 дек. 1801 г. купечеству, мещанству и государственным крестьянам было дано право приобретать земельные недвижимости. С другой стороны, помещикам в 1802 было дозволено вести заграничную оптовую торговлю с уплатой гильдейских повинностей. (Позже, в 1812 и крестьянам разрешили торговать от собственного имени, с уплатой требуемых пошлин.) Однако крепостное право Александр I решил упразднять лишь медленно и постепенно, и никаких практических путей к этому Комитет не наметил.
Вопросов развития торговли, промышленности и земледелия Комитет почти не касался. Зато он занялся вопросом преобразования центральных органов управления, которое было крайне необходимым, ибо Екатерина II, переустроив местные учреждения и упразднив почти все коллегии, не успела преобразовать органов центральных. Это создавало сильную путаницу в делах, отчасти поэтому правительство Александра I не имело точных сведений о состоянии страны. 10 февраля 1802 Чарторыйский представил Александру I доклад, где указывал на необходимость строгого разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Он советовал чётко разграничить компетенции Непременного совета и Сената. Сенат, по Чарторыйскому, должен был ведать лишь спорные дела, административные и судебные, а Непременный совет следовало преобразовать в совещательное учреждение для рассмотрения важных дел и проектов законов. Чарторыйский предлагал Александру I поставить во главе каждого из отдельных ведомств высшей администрации единоличного министра, ибо в созданных Петром I коллегиях ни у кого нет личной ответственности ни за что. Таким образом, именно Чарторыйскому принадлежал почин одной из главнейших реформ Александра I - учреждения министерств.
1.1 Учреждение министерств (1802)
Комитет единогласно одобрил идею создания министерств. Манифестом 8 сентября 1802 были учреждены министерства: иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие оставшимся еще в то время коллегиям, и совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции. По инициативе Александра I к ним было добавлено еще министерство коммерции. В петровских коллегиях дела решались по большинству голосов их членов. Министерства же основывались на принципе единоначалия их главы, который и отвечал перед царём за работу своего ведомства. В этом и состояло главное отличие министерств от коллегий. Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь в общие совещания, составлять «комитет министров», в котором часто присутствовал и сам государь. Все министры присутствовали в Сенате. В некоторых министерствах члены Негласного комитета заняли должности министров или товарищей министра (так, граф Кочубей стал министром внутренних дел, а граф Строганов - его товарищем). Учреждение министерств стало единственной, вполне самостоятельной и доведенной до конца работой Негласного комитета Александра I.
1.2 Указ о вольных хлебопашцах (1803)
Александр I всё же предпринял некоторые робкие шаги, призванные показать его сочувствие мысли об освобождении крестьян. 20 февраля 1803 был издан указ о «вольных хлебопашцах» (1803), который давал дворянам право на известных условиях освобождать своих крепостных с обеспечением их собственной землей. Условия, заключенные между помещиками и крестьянами, утверждались правительством, после чего крестьяне входили в особое сословие свободных хлебопашцев, которые уже не считались ни частновладельческими, ни государственными крестьянами. Александр I надеялось, что таким путем добровольного освобождения поселян помещиками постепенно совершится упразднение крепостного права. Но лишь очень немногие дворяне воспользовались этим способом отпуска крестьян на волю. Во все царствование Александра I в свободные хлебопашцы было зачислено менее 50 тыс. человек. Александр I также прекратил дальнейшую раздачу помещикам населенных имений. Положением о крестьянах Лифляндской губернии, утвержденным 20 февраля 1804 г., была облегчена их участь.
2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги
2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет
Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев -- приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.
2.2 Министерская реформа, реформа Сената
реформа государственный политика просвещение
Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и "молодые друзья", что выражало политическое единство дворянских кругов.
Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.
2 .3 Меры в области просвещения
Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет -- в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало -- ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.
Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.
2 .4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований
Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля -- М.М. Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. -- статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М. Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М. Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.
Деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М. Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45-ти томах, "Свод законов Российской империи" в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.
2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры
Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза -- евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.
Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.
Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры -- это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.
2 .6 Послевоенные реформы
Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную сериюреформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России,для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем неменее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.
3. Кончина Александра I и оценка его царствования
Последние годы своей жизни император Александр проводил большей частью в постоянных разъездах по самым отдаленным углам России или же почти в полном уединении в Царском Селе. В это время главным предметом его забот был вопрос греческий. Восстание греков против турок, вызванное в 1821 г. Александром Ипсиланти, состоявшим на русской службе, и возмущение в Морее и на островах Архипелага вызвали протест со стороны императора Александра. Но султан не верил искренности такого протеста, а турки в Константинополе перебили многих христиан. Тогда русский посол, бар. Строганов, оставил Константинополь. Война была неминуема, но, задержанная европейскими дипломатами, разразилась лишь после смерти государя. Император Александр умер 19 ноября 1825 в Таганроге, куда сопровождал супругу свою императрицу Елизавету Алексеевну для поправления ее здоровья.
В отношении императора Александра к греческому вопросу довольно ярко сказались особенности той третьей стадии развития, какую переживала созданная им политическая система в последнее десятилетие его царствования. Система эта первоначально выросла на почве отвлеченного либерализма; последний сменился политическим альтруизмом, который в свою очередь преобразовался в религиозный консерватизм.
Подводя итог 25-летнего правления Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.
Заключение
Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.
Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.
Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.
Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.
Список литературы
1. История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова - М.: Просвещение, 1998. - 609 с.
2. История России: народ и власть. - СПб.: Лань, 2002. - 799 с.
3. История царствования императора Александра I и Россия вего время. Богданович М. И.. СПб., 1869-71. Т. 1-6. - 564 с.
4. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Шильдер Н. К. СПб., 1904-05. Т. 1-4. - 609 с.
5. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. СПб., 1912. Т.1-2. - 656 с.
6. Российское законодательство X -XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. - 1387 с.
7. Хрестоматия по истории государства и права России. Титов Ю. П. - М.: Прогресс, 2004. - 980 с.
8. www.wikipedia.org.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.
курсовая работа , добавлен 28.11.2011
Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Реформы в области народного просвещения. Предпосылки, история создания и функционирования земской реформы. Принципы судоустройства и судопроизводства. Усовершенствование системы военного управления.
презентация , добавлен 16.12.2012
Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.
курсовая работа , добавлен 22.02.2012
Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.
курсовая работа , добавлен 24.10.2005
Предпосылки и основные причины крестьянской реформы 1861 года, содержание изменений правового положения крестьянства. Сущность земской и городской реформ. Формирование принципов буржуазного судопроизводства. Особенности судебной реформы 1864 года.
курсовая работа , добавлен 26.06.2012
Анализ становления и развития конституционной традиции в России. Характеристика проекта М.М. Сперанского "План государственных преобразований". Особенности разделения властей и разделения сословий (высший, низший класс) согласно "конституции" Сперанского.
доклад , добавлен 05.03.2010
Изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного управления в 1889-1904 годах. Вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах в 1904-1905 гг. Оценка результатов проведенных реформ.
курсовая работа , добавлен 16.12.2013
Управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных экономических системах. Проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений. Анализ земельной реформы в России
контрольная работа , добавлен 13.01.2009
Административные реформы Великобритании, Франции, Германии и США. Общие черты административных реформ западных стран. Подготовка административной реформы в современной России. Перспективы современных административных реформ в ведущих странах мира.
курсовая работа , добавлен 31.05.2010
Определение законов государственных и гражданских. Обзор устройства державной власти, судебного и законодательного порядка. Права подданных и разделение сословий. Осуществление реформ и причины неудач проектов М.М. Сперанского. Преобразование финансов.
Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стремились пробудить у будущего императора чувства правды, справедливости, сострадания к ближнему. Первые дни царствования Александра I ознаменовались большими милостями: тысячи людей, подвергшихся гонениям при Павле I, были возвращены из ссылок, многие др.восстановлены в гражданских правах. Ярким явлением начала царствования Александра I стало создание 22 мая 1801г. "Негласного комитета". Члены "Негласного комитета" были людьми образованными, способными оценить свежую мысль, высказать полезные идеи, но систематический труд был не для них. Поэтому в качестве исполнителя общего замысла реформ был привлечён тогда ещё малоизвестный Сперанский М.М., который постепенно стал ключевой фигурой при подготовке проектов. Значение Сперанского М.М. особенно возросло с 1807г, когда распался "Негласный комитет". Впоследствии из членов комитета лишь Кочубей В.П. играл видную государственную роль как при Александре I, так и при Николае I. Придерживаясь либеральных взглядов, Кочубей В.П. проявлял большую государственную мудрость. Неуклонно проводя либеральный курс, он мастерски мог нейтрализовать интриги, сохраняя тем самым себя и близких ему людей для дальнейших действий. При тесном взаимодействии Сперанского М.М. и Кочубея П.В. были проведены почти все реформы первых лет царствования Александра I.
Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809г под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только в н.XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 сентября 1802, но первоначально они мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Следующим шагом в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось 1 января 1810г. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный совет просуществовал до 1917. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти.
Реализация принципа разделения властей не могла не затронуть старейший государственный орган - Сенат. Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов, надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью.
Понимая пагубность для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 февраля 1803г. о вольных хлебопашцах. Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право стать не только свободными, но и собственниками земли. Не случайно поэтому 19 февраля 1861г. в документах об отмене крепостного права делалась ссылка на указ о вольных хлебопашцах. В первой четверти XIX в. были осуществлены ограничения крепостничества: прекратились раздачи имений сановникам, запрещалось делать объявления о продаже крепостных без земли, вводились принудительные меры по отношению к помещикам, жестоко обращавшимся с крестьянами. В Прибалтике было проведено личное освобождение крепостных крестьян, но без земли.
Произошли изменения и в системе образования. В сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища, в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны университеты. 19 октября 1811г. в Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого был Пушкин А.С.
Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации. С участием того же Сперанского М.М. были проведены ревизии ряда губерний и создана новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам протеста и даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе.
В особом положении находились Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными правами. Эти конституции создавали парадоксальную ситуацию: российский самодержец становился в Польше и Финляндии конституционным монархом. В политическом отношении провозглашение конституций имело большое значение. Они порождали в обществе конституционные иллюзии, которыми Александр I умело пользовался.
Вслед за польской конституцией 8 июня 1815г. Александр I сделал публичное заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В 1818г. близкий к Александру I Новосильцев H. Н., служивший в это время в Польше, получил указание составить проект российской конституции. Опираясь на политические сочинения Сперанского М.М., конституцию Царства Польского и дру.европейские конституционные акты, в канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под названием "Государственная уставная грамота русскому народу". В нём развивались принципы политической свободы, народного представительства и правопорядка. Особенностью проекта Новосильцева Н.Н. было стремление ввести политические свободы на местах, не затрагивая самодержавия. В этом он сильно уступал "Введению к уложению..." Сперанского М.М., пытаясь совместить несовместимое. Несмотря на крайне умеренный либерализм "Государственной уставной грамоты...", от российской общественности она скрывалась. Только случай позволил извлечь её на свет. 17 ноября 1830г. вспыхнуло восстание в Польше, и в руках повстанцев оказались имперские документы, в т.ч. и "Государственная уставная грамота...". В результате она была опубликована повстанцами как акция политического сочувствия русскому народу.
Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 и заграничных походов русской армии значение России и лично Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса по инициативе русского императора был создан Священный союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акция воспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.
Последние годы царствования Александра I сильно отличались от первого десятилетия его правления. Прежний план реформ к н.1820-х оказался забыт. К числу нововведений м.б. отнесены действия Аракчеева А. А. по созданию особого военного сословия и военных поселений. Однако эти преобразования носили феодальный характер и никак не укладывались в систему просвещённой монархии.
За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.
Правление Александра 1
В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом - далее.
Реформы Александра 1 - краткое содержание
Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.
Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды - Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется задача которого - обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых - крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене но реальные действия противоречат этим намерениям.
Реформы Александра 1 кратко - таблица
Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии. |
|
Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров. |
|
Касательно Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп. |
|
Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность. Основание пяти университетов - Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский. |
|
Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году - издание цензурного устава либерального характера. |
|
Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения. |
|
Дарование конституции Царству Польскому. |
Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно - привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.
Изменения в образовании
С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты - Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.
Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично - центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.
Военные поселения
В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию - военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро - казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.
Значение реформ
Во время правления были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.
Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом - в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые - они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.
Окончание правления
Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.