Развитие системы защиты прав ребенка в рф. Законодательное закрепление защиты прав и интересов ребенка в российской федерации и реальные примеры из жизни
УДК 347.63
О. К. Царапкина
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена конституционно-правовой защите прав ребенка, что на сегодняшний день является актуальной проблемой в Российской Федерации. В настоящее время в стране уделяется много внимания вопросам правовой защиты ребенка, как со стороны Правительства, так и со стороны заинтересованных лиц (родители, усыновители, воспитательные органы, органы опеки). И в то же время наблюдается большое количество случаев нарушений прав несовершеннолетних. СМИ часто сообщают о подобных случаях из разных регионов. В данной статье проводится анализ системы правовой защиты детей в РФ, выявляются ее плюсы и минусы в сравнении с другими странами, а также пробелы, требующие пристального внимания и доработки. Раскрывается важность такого понятия как детство, указывает на серьезные вопросы в области суррогатного материнства, законности абортов в стране, поддержки детей-инвалидов.
Ключевые слова: несовершеннолетний, детство, государство, права ребенка, правовая защита несовершеннолетних, новорожденный.
O. K. Tsarapkina
Penza State University, Penza, the Russian Federation
CONSTITUTIONAL LEGAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. Article is devoted to an urgent problem in the Russian Federation. Now in the country it is paid much attention to questions of legal protection of the child both from the Government, and from interested persons (parents, adoptive parents, educational bodies, bodies of guardianship). And at the same time a large number of cases of violations of the rights of minors are observed. Mass media often report similar cases from different regions. In this article the analysis of system of legal protection of children is carried out to the Russian Federation, its pluses and minuses in comparison with other countries, and also the gaps requiring close attention and completion come to light. Article discloses importance of such concept as the childhood, indicates serious questions in the field of surrogacy, legality of abortions in the country, supports of disabled children.
Key words: minor, childhood, state, rights of the child, legal protection of minors, newborn.
Согласно международному и государственному законодательству, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет .
Детство является важнейшим этапом в жизни каждого человека, государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к жизни в современном обществе, развития у них активности, воспитания в них высоких нравственных качеств и патриотизма. Поэтому защита прав детей является одной из важнейших обязанностей современного государства и общества. Однако защита прав детей не может быть реализована самостоятельно самими детьми в силу их недееспособности. Поэтому защита интересов и прав детей возлагается на родителей и государство. То есть государство должно выступать гарантом прав и свобод ребенка, а родители или их представители должны обеспечивать защиту этих прав.
В настоящее время в нашей стране уделяется достаточно пристальное внимание данному вопросу. О положительных результатах проделанной работы в данном направлении говорит Президент РФ в своем последнем послании Федеральному Собранию: «Знаете, не могу не сказать два слова о том, что реально происходит, что у нас здесь есть, чего мы добились. Естественный прирост населения продолжается. В 2013 году - у демографов есть такое понятие «коэффициент рождаемости» - он в России составил 1,7, это выше, чем в большинстве европейских стран. Для примера скажу: Португалия - 1,2, в Испании, Греции - 1,3, Австрия, Германия, Италия - 1,4, в Чешской Республике - 1,5. Это данные за 2013 год. В 2015 году суммарный коэффициент рождаемости в России будет ещё больше, чуть-чуть, но всё-таки больше - 1,78... Хорошо помню, как в своё время обсуждали с коллегами проекты развития высокотехнологичной медицинской помощи, а также сети перинатальных центров, которых у нас и не было совсем. Их, в 2018 году, в России уже будет 94. И сегодня наши врачи спасают новорождённых в самых трудных случаях. И по этим показателям мы также вышли на позиции передовых стран мира. По итогам ещё 2015 года показатели младенческой смертности составили в России 6,5 на тысячу родившихся живыми, а в европейском регионе Всемирной организации здравоохранения показатель 6,6, то есть у нас уже был чуть получше. По итогам 10 месяцев 2016 года Россия вышла на уровень 5,9.» Т.е. право на жизнь и на бесплатную квалифицированную помощь новорожденных реализуется максимально. Также Президент говорит о создании комфортных и удобных условий для получения качественного образования детьми: «Уважаемые коллеги! Везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим программу реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств.
Необходимо, наконец, решить проблему третьих смен, а дальше и вторых. И конечно, нужно направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей. Вы знаете, что с 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных организациях. Эта программа рассчитана на 20162025 годы, по 25 миллиардов рублей предусматривается» .
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
Федеральный закон «Об образовании»;
Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Федеральный закон об опеке и попечительстве.
Также такие отрасли законодательства, как гражданское, уголовное, административное, содержат нормы о защите прав ребенка.
Несомненно, большим прорывом в области защиты прав ребенка является введение института Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ (Указ Президента РФ об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка от 01.09.2009 г.) Уполномоченный по правам ребенка непосредственно занимается защитой прав детей-граждан РФ, как на территории РФ, так и за ее пределами, наделен полномочиями, позволяющими оперативно получать необходимую информацию и принимать решения в отношении конкретной сложившейся ситуации .
За последнее десятилетие Россия сделала большой шаг вперед в развитии направления защиты прав детей и в отношении многих стран она ушла далеко
вперед. К примеру, в развивающихся странах до сих пор распространена торговля детьми. В Китае высокий уровень детской преступности. В настоящее время из-за того, что в Китае огромное количество населения, у большинства населения, живущих в провинциях и городах, низкий уровень дохода, а также низкий уровень культурного воспитания родителей, государство ограничило возможность семьи как инструмент социального контроля и влияния на несовершеннолетних лиц. В Китае проводятся широкие пропагандистские методы по воспитанию несовершеннолетних лиц и возрастанию у них авторитета по отношению к взрослому населению. Данная политика, по мнению государственных органов, должна привести к сокращению преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами в Китайской Народной Республике .
Но есть и страны, которым Россия уступает в данном направлении. В Великобритании, к примеру, в отличие от России, существует такое понятие как «Фостерный воспитатель». Статья 23 Закона о детях дала определение понятию «Фостерный родитель», которым и руководствуются органы местного управления: человек, который не является родителем ребенка, но несет за него родительскую ответственность. Тот, кто заботится и воспитывает ребенка, помещенного в его семью решением органов местной власти.
Проблемы, которые существуют у нас в России, не знакомы британцам: многотысячные очереди в детские дошкольные учреждения, реализация права детей-инвалидов на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях. В настоящее время возможности местных властей Великобритании в этой области значительно расширены (Children Act, 1989). Они оказывают услуги детям, которые нуждаются в помощи, консультируют общественные организации, а также координируют работу местных департаментов и служб по защите детей .
В США защита прав ребенка начинается еще в утробе матери. 21 октября 2003 года Сенат США (US Senate) утвердил запрет на так называемый «частичный аборт» на поздних сроках беременности. Несмотря на яростные протесты, в ноябре 2003 года президент Буш подписал этот законопроект и, тем самым, превратил его в полноценный закон.
Права детей серьезно учитываются также во время процесса усыновления (удочерения). Если ребенок находится под опекой какой-то семьи и проходит через процесс усыновления, то в этом процессе семья, которая опекала его на протяжении всего времени, в большинстве случаев, получает преимущество, так как ребенок уже привык к этому окружению и очагу. В случаях, когда права родителей конфликтуют с правами ребенка, то предпочтение отдается правам ребенка. При этом в США в некоторых штатах разрешено усыновлять детей однополым парам.
Права детей защищены также в американских школах. Главной правовой нормой считается право ребенка на интеллектуальное развитие и обучение, вне зависимости от его способностей. Эта норма дает неопровержимые права детям-инвалидам, особенно умственно отсталым. Дети-инвалиды в возрасте от 3 до 21 года имеют право на бесплатное образование. Каждый подобный ребенок должен обучаться по особой, индивидуально составленной программе. Более того, во время периода, который больной ребенок проводит в школе, образовательное учреждение, учителя и директор обязаны обеспечивать максимальный уход за ним и гарантировать его безопасность. Например, дети, больные диабетом, должны регулярно получать инъекции инсулина, а школьные власти должны особо следить за их питанием .
Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские
функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку.
Система защиты прав ребенка включает два компонента, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей, одна из которых - работа по профилактике, реализуемая в рамках так называемой «организационной защиты», когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая - защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой «правовой защиты», когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.
Службы, находящиеся в подчинении председателя Генерального совета, специально занимаются вопросами охраны прав детей:
Служба социальной помощи детям (играет главную и стержневую роль на службе семей);
Служба по охране материнства и детства;
Социальная служба в масштабе секторов;
Служба пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школ и школьная социальная служба;
Служба психиатрической помощи детям и подросткам.
Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение «Мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса .
Но и среди ведущих стран мира Россия имеет ряд преимуществ. В Великобритании, например, не существует детских врачей в медицинских центрах, как в России. Детей принимает врач общей практики. В России несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности.
Разрешение в некоторых штатах США на усыновление детей однополыми браками можно отнести к нарушению прав и свобод ребенка, согласно статье 17 Конституции РФ, т.к. ребенок может быть подвержен в будущем оскорблениям и насмешкам со стороны окружающих, что существенно повлияет на его психическое здоровье.
Итак, анализируя плюсы и минусы Российской системы защиты прав несовершеннолетних, учитывая нынешнюю ситуацию в стране, можно определить основные моменты, вызывающие большие сложности в реализации системы защиты прав детей и которые необходимо совершенствовать.
Один из таких вопросов - суррогатное материнство. Достаточно серьезной проблемой является то, что часто встречаются случаи, когда суррогатная мать отказывается отдавать ребенка биологическим родителям или наоборот, биологические родители не хотят забирать ребенка после его рождения. И в том и другом случае страдает ребенок. Таким образом, возникает необходимость принятия специального закона о суррогатном материнстве, в котором должен содержаться раздел о правовом регулировании договора о суррогатном материнстве и условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора суррогатного материнства.
Еще одним из спорных вопросов в Российской Федерации является защита еще не родившегося ребенка. Здесь большой проблемой выступают практикующиеся аборты на поздних сроках, когда плод считается уже жизнеспособным, т.е. в некотором смысле нарушается право человека на жизнь. Статья 20 Конституции РФ говорит: «Каждый имеет право на жизнь» . По критериям, установленным Министерством Здравоохранения, живорождением считается полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента, причем плод после такого отделения:
Дышит, или
Имеет сердцебиение, или
Пульсацию пуповины, или
Произвольные движения мускулатуры .
Для установления живорожденности достаточно наличия одного признака. С одним из указанных признаков плод может родиться на любом сроке беременности. Значит и аборт можно рассматривать как посягательство на жизнь, а, следовательно, и как нарушение статьи 20 Конституции РФ. Поэтому отсутствие ответственности за подобные операции медицинскими учреждениями, а также неосознанность женщины за подобный поступок, что практически происходит убийство еще не родившегося ребенка, заставляет рассмотреть вопрос о расширении перечня признаков незаконности аборта.
Серьезным вопросом является защита новорожденных детей во время нахождения в родильном доме. Страшная трагедия в Туле с новорожденным мальчиком Матвеем, произошедшая из-за халатности персонала в 2015 году, заставляет пересмотреть уровень ответственности и медицинского персонала, и персонала детских учреждений, где находятся такие малыши. Нарушены статьи 38, 39,41 Конституции РФ. Сложные судебные тяжбы в борьбе за усыновление ребенка впоследствии принесли ребенку еще больший вред, что заставляет изменить подход к данной проблеме, внести дополнения и изменения в действующую правовую систему страны.
Имеет свои недостатки и вопрос по реализации прав на образование детей-инвалидов и детей с дефектами в развитии. К примеру, в Пензе нет специализированных школ или классов на базе стандартных школ для детей с задержкой развития речи. Т.е. это дети, имеющие физическую возможность посещать школу, но проблемы с речью создают серьезные препятствия в получении качественного образования. Нарушены статья 43 Конституции РФ, статьи 5, 34 Федерального Закона об образовании РФ, согласно которым каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья .
Еще одна проблема защиты детей - это рождение ребенка несовершеннолетними. Здесь проблема носит двоякий характер. С одной стороны, необходимо рассматривать вопросы защиты несовершеннолетних родителей, т.к. они сами подпадают под категорию детей, так и родившегося ребенка. Основной задачей в регулировании данного вопроса является сведение к минимуму подобных случаев. Несовершеннолетние не в состоянии дать полноценное воспитание своему ребенку ни в финансовом отношении, ни в моральном и культурном отношении, т.к. сами родители еще нуждаются в подобном воспитании. Девочка до 18 лет не в
состоянии выносить и родить физически здорового ребенка, т.к. сама еще не сформирована как детородная женщина. Поэтому необходимо усиливать мероприятия по сексуальному воспитанию детей, прививать несовершеннолетним культуру половых отношений. Усилить контроль за досугом молодежи.
С другой стороны, необходимо уделять пристальное внимание новорожденному ребенку, если такой случай произошел. Согласно статье 62 Семейного кодекса Российской Федерации, до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка . Государство должно оказывать необходимую помощь в воспитании родившегося ребенка: обеспечение финансовой поддержки, т.к. несовершеннолетние не могут заработать необходимые средства в силу отсутствия профильного образования и трудового опыта, должна работать служба социальных работников, в состав которых могут входить психологи, педагоги, педиатры, дающие возможность молодым родителям полноценно воспитывать ребенка. Также молодые родители должны иметь право на льготы в получении профильного образования.
Итак, подводя итоги всего перечисленного, можно сделать вывод о том, что система защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации вполне сформирована, имеет ряд своих преимуществ, но нуждается в дальнейшем совершенствовании и требует особого внимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозерова И.И. Защита прав несовершеннолетних в Китайской народной республике. Уголовно-правовые и процессуальные аспекты / И.И. Белозерова, А.С. Кирилов // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 5. - С. 95-96.
2. Зарубежная практика защиты прав ребенка. Справка / Дело россиянки Завго-родней в Финляндии и судьба ее детей (52) // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html 17.03.2010 (дата обращения: 23.11.2016).
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
4. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 64 с.
5. Мартынова А.В. Права ребенка в России и Великобритании / А.В. Мартынова// Сборник материалов VIII всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая», отв. редактор О.В. Тайлаков. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2016. - С. 755.
6. О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи: Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н (ред. от 02.09.2013) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения 21.11.2016).
7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения 22.11.2016).
9. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 20.11.2016).
11. Семейный кодекс от 29.12.1995 г. / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.11.2016).
1. Belozerova I.I., Kirilov A.S. Protection of the Minors in СЫпа. Criminally-legal and Procedural Aspects. Evraziiskii iuridicheskii zhurnal = Eurasian law journal, 2015, no. 5, pp. 95-96 (in Russian).
2. Zarubezhnaia praktika zashchity prav rebenka. Spravka. Delo rossiianki Zavgorodnei v Finliandii i sud"ba ee detei (52) . Available at: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html (accessed 23.11.2016)
3. Konventsiia o pravakh rebenka (odobrena General"noi Assambleei OON 20 noiabria 1989 g.). Ratifitsirovana Postanovleniem VS SSSR 13 iiunia 1990 g. № 1559-1 . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 21.11.2016).
4. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii . Moscow, Airis-press Publ., 2016, 64 p.
5. Martynova A.V. The Rights of the Child in Russia and Great Britain. Sbornik materi-alov VIII vserossiiskoi, nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh s mezhdunarod-nym uchastiem «Rossiia molodaia» = The collection of materials VIII of the All-Russian, scientific and practical conference of young scientists with the international participation «Young Russia», Kemerovo, Kuzbasskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. T.F. Gorbacheva, 2016, p. 755.
6. O meditsinskikh kriteriiakh rozhdeniia, forme dokumenta o rozhdenii i poriadke ego vydachi: Prikaz Minzdravsotsrazvitiia Rossii ot 27.12.2011 № 1687n (red. ot 02.09.2013) . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 21.11.2016).
7. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal"nyi zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.11.2016).
8. Ob osnovnykh garantiiakh prav rebenka v Rossiiskoi Federatsii: federal"nyi zakon ot 24.07.1998 g. № 124-FZ . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 22.11.2016).
9. Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po pravam rebenka: Ukaz Prezidenta RF ot 01.09.2009 g. № 986 . ]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.11.2016).
10. Poslanie Prezidenta RF Federal"nomu Sobraniiu ot 01.12.2016. . Available at: http: //kremlin.ru/events/president/news/53379 (accessed 20.11.2016).
11. Semeinyi kodeks ot 29.12.1995 g. . Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (accessed 24.11.2016).
Царапкина Ольга Константиновна - магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Tsarapkina Ol"ga Konstantinovna - Master student, Penza State University, 40 Krasna-ya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Царапкина О. К. Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации / О.К. Царапкина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. - Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Tsarapkina O. K. Constitutional legal protection of the rights of the child in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).
Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.
Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.
Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.
Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.
Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.
При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.
При расторжении брака родителей несовершеннолетние дети получают право на получение алиментных выплат для обеспечения условий для развития и получения образования. Ущемление прав детей недопустимо также, если оба родителя лишаются своих прав в отношении ребёнка. В этом случае государство берёт на себя ответственность за их развитие, воспитание и образование.
Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.
Дети, имеющие хронические и трудноизлечимые заболевания, должны получать бесплатные лекарства по утверждённым спискам.
К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.
Третья группа оговаривает права детей на получение образования, как обычного среднего, так и дополнительного. Ребёнок вправе заниматься культурной деятельностью, искусством, принимать участие в деятельности любых кружков, спортивных секций. Наряду с этим законодательно закреплено право детей на отдых и проведение досуга по собственному усмотрению.
Четвёртая группа включает личные права ребёнка. С определённого возраста дети не только имеют право на своё собственное мнение, но могут его высказывать. Например, с десятилетнего возраста ребёнка родители должны учитывать его мнение при принятии некоторых решений, касающихся его самого.
Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.
Пятая группа объединяет экономические права ребёнка. Никто не вправе лишить ребёнка его собственности до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При разводе родителей и размене недвижимости обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетними.
Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.
Шестая группа прав помогает защитить несовершеннолетних детей от любых видов информации, способных навредить их развитию, как физическому, так и нравственному. Сюда относится запрет на рекламу алкоголя и сигарет, наркотиков, порнографии и так далее.
Для защиты прав детей используются возможности Административного и Уголовного Кодексов. Как правило, любые нарушения их прав, преследуются строже, чем в отношении других граждан Российской Федерации.
Задачей федеральных органов государственной власти является не просто принятие политических программ в сфере защиты прав ребенка, но и обеспечение управляемости, стабильности развития общественно-государственных институтов, защиты государственных интересов, правовых принципов и в целом всего того, что именуется совершенствованием системы государственного управления. Следовательно, можно констатировать: управлять в Российской Федерации надо, исполняя закон, и исполнять закон, грамотно управляя. При этом следует, конечно, пояснить, что государственная деятельность осуществляется не ради исполнения определенных государственных программ и стратегий, а для целей общественного, государственного развития и развития нации, то есть таких целей, которые закреплены в Конституции РФ Смирнов В.Б. Административная реформа как метод повышения эффективности правовой системы Российской Федерации // Материалы «Круглого стола» «Административная реформа и реформа местного самоуправления: проблемы и перспективы». Иваново, 2006. С. 3..
Именно с совершенствованием деятельности органов государственной власти в сфере защиты прав ребенка будет связан успех или неуспех административной реформы в Российской Федерации. Закрепленная в Конституции 1993 г. доктрина разделения властей привела к строгому отделению исполнительных органов от законодательных. И это послужило новым фундаментом деятельности первых, как органов, предназначенных для исполнения законов. Управленческий аспект стал менее заметен. Более того, чрезмерное дистанцирование названных структур побуждает думать о необходимости тесного их взаимодействия, о том, что в рамках Совета Европы именуется субсидиарным управлением.
В настоящее время в России создан механизм формирования и реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей. По мнению С.В. Широ данный механизм представляет собой следующую разветвленную сеть государственный структур, общественных и неправительственных организаций Широ С.В. Права ребёнка: необходимость внедрения новых механизмов защиты: Монография. Мурманск, 2009.С. 17..
Под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Другими словами, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка. А средства социальной защиты - это система социальных факторов, создающих условия для реализации прав и обеспечивающие защиту прав. Под средствами же правовой защиты (защищенность прав юридическими средствами) понимаются меры материально-правового и процессуально-правового характера: правовые нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, правоприменительные акты, правозащитная деятельность государственных органов, общественных организаций, юридических и физических лиц, а также самозащита. Все эти средства осуществляются различными субъектами в разных формах и на разных ступенях и уровнях защиты (международном, уровне региональных и международных сообществ, внутригосударственном федеральном, региональном и муниципальном). И отметим еще, что государственно-правовой механизм защиты прав ребенка - это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения защиты прав и интересов ребенка, которое использует Государство в лице своих органов, а также осуществляя свою политику.
Единая система определяется совокупностью государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, общественных объединений, осуществляющих социальную и правовую защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Многие из них напрямую осуществляют функции охраны в этой области, используя при этом свои структурные возможности. Но эффективная социальная и правовая защита возможна лишь при согласованной деятельности всех участвующих в ее осуществлении субъектов.
Сегодня механизм защиты прав ребенка подставляет собой многоуровневую систему, которая при оптимальном сочетании и взаимодействии защищает несовершеннолетнего, его права и свободы.
Нельзя не согласиться с тем, что в Российской Федерации на всех уровнях существуют органы, занимающиеся проблемами семьи и детей.
На федеральном уровне:
Президентские механизмы защиты прав ребенка, к которым, в первую очередь, следует отнести Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам человека в Российской Федерации Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // "Собрание законодательства РФ", 07.09.2009, N 36, ст. 4312. .
На протяжении многих десятилетий в Российской Федерации и в зарубежных странах вырабатывается дополнительный механизм, который позволял бы обеспечивать целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка. В международном праве общепринято следующее определение института омбудсмана (уполномоченного по правам человека или специализированного уполномоченного по правам ребенка): «Служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады» Кулаженкова И.В.. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации: содержание деятельности. // Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 1-2.. Накопленный опыт по защите прав и законных интересов детей обусловил учреждение должности Уполномоченного по правам ребенка в России, который непосредственно занимался бы защитой прав и интересов того или иного конкретного ребенка, который бы добивался более справедливого отношения к детям.
Главная задача Уполномоченного по правам ребенка - это осуществление независимого контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, детских учреждений по обеспечению и защите прав детей;- защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений; - восстановление нарушенных прав ребенка Куприянова Е.И. О работе Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации. // Институт Уполномоченного по правам ребенка в России/Сост. и общ. ред. Г.В. Сабитова. - М., 2005..
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав детей Новикова Т.Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив. // Юридический мир. 2009. № 12. . Каждый ребенок может в случае необходимости самостоятельно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка за защитой своих прав. Поэтому Уполномоченный по правам ребенка может эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением фактов нарушения прав, оперативным реагированием и квалифицированной помощью Сборник материалов по организации деятельности Уполномоченной службы по правам ребенка в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Общ.ред. А.И. Головань, Т.Н. Алексеева. - М., 2008..
Координационный совет при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 10.09.2012 N 1274 (ред. от 24.11.2014) "О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // "Собрание законодательства РФ", 17.09.2012, N 38, ст. 5067.. Он является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Задачами Координационного совета являются: а) определение способов, форм и этапов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы; б) обсуждение практики реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы; в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в интересах детей.
Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи женщин и детей. В соответствии с Регламентом комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в его ведении находятся вопросы, связанные с совершенствованием законодательства, а том числе: Семейного кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в части опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних); Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; иных федеральных законов, по которым Совет Государственной Думы назначает Комитет ответственным за их подготовку к рассмотрению Государственной Думой.
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как координационный орган, образованный для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Основными задачами Комиссии являются: а) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав; б) выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав; в) выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, а также организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере; г) организация проведения на федеральном уровне межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с защитой их прав; д) информирование Правительства Российской Федерации о деятельности Комиссии Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 (ред. от 15.10.2014) "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2093. .
Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 30.06.2014) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2013, N 23, ст. 2923..
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей Постановление Правительства РФ от 10.03.2005 N 123 (ред. от 04.11.2006) "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" // "Собрание законодательства РФ", 14.03.2005, N 11, ст. 950. .
В структуре Минобрнауки России учрежден Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей, который обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере: опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав; образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно опасным) поведением; профилактики асоциального поведения обучающихся, воспитанников образовательных организаций Приказ Минобрнауки России от 04.10.2013 N 1118 (ред. от 14.03.2014) "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации // Документ опубликован не был. СПС «Консультант +»..
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по делам молодежи, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 (ред. от 02.11.2013) "О Федеральном агентстве по делам молодежи" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2008, N 22, ст. 2586..
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также социального обслуживания населения (в том числе, детей) Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 02.09.2014) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3528. .
В структуре Минтруда России есть соответствующий Департамент демографической политики и социальной защиты населения, который обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии и гендерного равенства, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения. К ведению Департамента относятся вопросы социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, поддержки социально незащищенных групп населения Приказ Минтруда России от 17.10.2012 N 323 "Об утверждении Положения о Департаменте демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" // Документ опубликован не был. СПС «Консультант +»..
Также Минтруд России является учредителем Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 10.10.2014) "О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" // "Собрание законодательства РФ", 31.03.2008, N 13, ст. 1254., средства которого расходуются на финансирование реализации ежегодного комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включающего мероприятия, по профилактике жестокого обращения с детьми, семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальной поддержке семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовке к самостоятельной жизни и интеграции в общество; социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактике безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной; - организации работы по социальной поддержке детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, с применением современных информационных технологий; мероприятия по обеспечению деятельности общероссийского детского телефона доверия; мероприятия по выявлению, обобщению и распространению новых технологий и методик, направленных на сокращение детского и семейного неблагополучия, оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации; мероприятия, направленные на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающие расширение доступа граждан к информации об этой категории граждан; мероприятия по проведению общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Приказ Минтруда России от 12.02.2014 N 98н "Об утверждении Правил предоставления в 2014 году из федерального бюджета субсидий Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" // "Российская газета", N 71, 28.03.2014. .
Фонд совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняет программы по профилактике социального сиротства, по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, по социальной поддержке детей, имеющих инвалидность и их семей, по профилактике безнадзорности, а также правонарушений несовершеннолетних и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.
Новизна деятельности Фонда заключается в усердном продвижении и развитии программно-целевого подхода для решения обозначенных проблем, а также в объединении на эти цели денежных ресурсов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, благотворительных средств, внедрении качественно новых социальных услуг и технологий, позволяющих не только решать наиболее актуальные социальные проблемы детей, но и предупреждать новые риски детского и семейного неблагополучия, тем самым, сокращать масштабы социального сиротства.
Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе, в отношении детей Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 06.09.2014) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3526..
В структуре Министерства создан Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения по вопросам охраны здоровья женщин, детей и репродуктивного здоровья населения, включая вопросы разработки и реализации программ по снижению материнской, младенческой и детской смертности, организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), курортного дела, формированию здорового образа жизни, а также по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения в целях охраны материнства, детства и репродуктивного здоровья населения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставление услуг в области курортного дела Приказ Минздрава России от 31.08.2012 N 112 "Об утверждении Положения о Департаменте медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации" // Документ опубликован не был. СПС «Консультант +»..
Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 13.11.2014) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2011, N 10, ст. 1334.. Вместе с тем, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (в ред. от 14 октября 2014 г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177. .
В структуре органов внутренних дел создаются подразделения по делам несовершеннолетних, которые проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством и др. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11, 17.03.2014.
Реализация прав и свобод несовершеннолетних, а также защита детей от насилия, жестокого обращения, как в семье, так и за ее пределами является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами первоочередное внимание уделяется предупреждению и раннему выявлению семейного неблагополучия, как одному из основных факторов, способствующих снижению уровня защищенности детей. Своевременность и эффективность принятия мер воздействия к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, проведения мероприятий, необходимых для исправления ситуации в семьях, во многом зависит от степени семейного неблагополучия на момент его выявления.
В целях недопущения семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми системно проводятся различные мероприятия по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, также проводится проверка мест возможного скопления групп несовершеннолетних девиантной направленности и мест, представляющих возможную угрозу для несовершеннолетних. При выявлении неблагополучные семьи ставятся на профилактические учеты в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Серебрякова А.А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. N 3. С. 20 - 22..
Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются ОВД во взаимодействии с другими субъектами системы профилактики. В ряде субъектов Российской Федерации нарабатывается опыт взаимодействия ОВД с органами и учреждениями здравоохранения, например, женскими консультациями, детскими поликлиниками, травматологическими пунктами, учреждениями социальной защиты населения, образовательными учреждениями. Создаются межведомственные службы, способные в быстром режиме оказать помощь семьям и детям, попавшим в трудной жизненной ситуации Буторина Л.С. Принудительные меры административного предупреждения, применяемые к несовершеннолетним: их виды и место в системе административного принуждения // Административное право и процесс. 2013. N 9. С. 54 - 56..
Органы внутренних дел принуждают исполнять решения, связанные с отобранием ребенка, а также в поиске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей Данилян М.А. Практика принудительного исполнения судебных решений, связанных с воспитанием несовершеннолетних, и направления совершенствования российского института алиментирования детей // Практика исполнительного производства. 2013. N 3. С. 12 - 21..
Применительно к построению и деятельности исполнительных органов предстоит решать ряд важных задач. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945. ввел трехзвенную систему федеральных органов - Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, а также находящиеся в ведении министерств службы и агентства. Необходимо продолжить совершенствование системы этих органов с учетом четкого определения предметов ведения согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ, критериев построения по уровням, сферам (отраслям) и целям.
Видоизмененное отраслевое и функциональное управление следует лучше сочетать с территориальными началами и адекватной перестройкой органов субъектов РФ. Пока федеральные округа с их структурами не вполне оформились, и их упорядочение не должно нарушать таких принципов науки управления, как эффективность и оперативность. Только тогда удается избежать усложнения управленческих связей и дублирования в принятии и исполнении решений и совершении действий.
Несомненно, требуется обновить классификацию исполнительных органов, выделяя, кроме традиционных органов общей, отраслевой и функциональной компетенции, программные органы разных видов (в рамках федеральных целевых программ), и контрольные органы, координационные структуры.
Нельзя не согласиться с тем, что предстоит улучшить способы определения компетенции органов исполнительной власти, имея в виду их цели и задачи, предметы ведения как объекты воздействия и полномочия. Своего рода персонификацию компетенции, означающую правовую меру самостоятельности органа и обеспеченность его компетенции ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми, информационными), надо сочетать с четким регулированием взаимоотношений с другими структурами. Связи по горизонтали и вертикали оправданно закреплять с помощью административных процедур, в регламентах и функциональных соглашениях. Необходимо урегулировать механизмы делегирования полномочий или осуществления их части (ст. 78 Конституции РФ).
Важным показателем рационального использования управленческого потенциала в организации государственной или общественной жизни является механизм управления. В словаре русского языка термин «механизм» трактуется как система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1975. С. 321.. На сегодняшний день различными авторами сущность механизма управления трактуется далеко не однозначно. Как следствие, из-за расхождений в понимании сущности до сих пор не удается выработать приемлемую дефиницию данной категории, что в значительной степени затрудняет формирование научной основы теории механизма социального управления. Необходимо отметить, что любой правовой механизм - это комплекс юридических средств, последовательно организованных и действующих поэтапно по определенной нормативно заданной схеме. Все элементы правового механизма находятся в логической взаимосвязи Шундиков К.В. Правовые механизмы: постановка проблемы // Проблемы теории государства и права. 2002. № 3.С. 83.. Выделяют нормативно-правовой и организационно-правовой механизмы взаимодействия Хижняк B.C. Конституционный механизм взаимодействия национального и международного права // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4. С. 35..
Как свидетельствует практика, в силу целого ряда причин управленческий ресурс российского общества пока находится в замороженном состоянии, что говорит о крайне несовершенном механизме прежде всего государственного управления Алиуллов P.P. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. № 3. С. 97.. Вместе с тем, при всей емкости и многогранности понятия «механизм управления» оно во всех случаях призвано показать системно-динамический, функционально-структурный срез управленческой действительности, архитектонику управленческого воздействия, и этот важный аспект нельзя упускать из вида.
Таким образом, механизм управления - это, прежде всего, совокупность управленческих средств, посредством которой осуществляется принятие научно-обоснованного управленческого решения и достигается эффективная его реализация. При таком подходе сущность механизма становится ясной. Она состоит в том, что, интегрируя основные элементы управления, он выступает в качестве организационного средства, своеобразного управленческого инструмента принятия и реализации управленческого решения.
В целях создания реального механизма правовой защиты несовершеннолетних просто необходимы на практическом уровне упорядочение и оптимизация существующей на федеральном и региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних,
По мнению А.В. Гришина «одним из наиболее эффективных способов защиты прав и интересов несовершеннолетних является гарантируемая Конституцией Российской Федерации судебная защита, в осуществлении которой немалая роль отводится прокурору как особому представителю государства, надзирающему за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории Российской Федерации». Он полагает, что «…именно в ходе рассмотрения и разрешения в гражданском судопроизводстве дел о защите прав и интересов несовершеннолетних органы прокуратуры имеют возможность в полной мере реализовывать свою потенциальную функцию»Гришин А.В. Прокурор в исполнительном производстве по делам о защите прав и интересов несовершеннолетних // Юридическая библиотека. - Юристлиб, 2008. www.juristlib.ru/book_6728.html. .
Приведенный перечень государственных органов, занимающихся защитой прав детей вряд ли можно считать окончательным, так как в регионах участие в защите прав детей могут принимать государственные учреждения и организации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» в Российской Федерации создана система социальных служб помощи семье и семьям с детьми, основанная на принципах индивидуального подхода к каждому, нуждающемуся в такой помощи, а также комплексного решения проблемы, соблюдая Конвенцию о правах ребенка.
Основу системы образуют учреждения социального обслуживания семьи и детей - центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисные центры.
Также в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации есть возможность несовершеннолетним самостоятельно отстаивать свои права, если их нарушают родители или лица их заменяющие. В таких случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Это и будет являться правом ребенка на самозащиту.
Не стоит забывать, что помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с Конституции Российской Федерации частью правовой системы Российской Федерации. Более того, Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Подведя небольшой итог, можно констатировать следующее.
- 1. Все государственные механизмы защиты прав ребенка хотя бы на федеральном уровне должны образовывать единую систему субъектов по защите прав ребенка. В систему органов, призванных защищать права ребенка, входят уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, иные органы, учрежденные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации для координации деятельности в сфере защиты прав детей, суд, федеральные органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также другие органы и учреждения и общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту прав несовершеннолетних. У всех указанных органов, на наш взгляд, есть один общий недостаток: они, как правило, разобщены в своей деятельности и, следовательно, не могут обеспечить комплексное решение проблемы.
- 2. Проведенный анализ законодательства о статусе федеральных органов государственной власти показывает отсутствие юридически закрепленных взаимосвязей между федеральными механизмами защиты прав ребенка. Отсутствует и единый координирующий защиту прав детей государственный орган, поскольку Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ сконцентрировал свою деятельность лишь на защите прав конкретных детей от наиболее грубых и явных правонарушений, Координационный совет при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы лишь осуществляет мониторинг реализации соответствующей федеральной целевой программы, а Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанную с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
- 3. Представляется, что «центром» государственных механизмов защиты прав ребенка на федеральном уровне может стать Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, деятельность которого не должна сводиться лишь к восстановлению прав конкретных детей. Он может и обязан осуществлять мониторинг состояния прав ребенка Российской Федерации, в том числе, по аналогии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации - готовить ежегодный доклад о своей деятельности, в котором выявлять наиболее общие проблемы в сфере защиты прав детей и предлагать направления их решения. Для этого следует закрепить статус Уполномоченного по правам ребенка соответствующим федеральным законом.
Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция . Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях:
- - что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность;
- - что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.
Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. Сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем России в области защиты прав детей.
Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу. Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.
Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
В соответствии со ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом .
Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).
Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст. 56 СК РФ).
При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.
В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства, защищая права детей в семье:
- - предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;
- - выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;
- - дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;
- - дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
Прокурор , защищая права детей, использует следующие способы:
- - предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;
- - предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;
- - непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;
- - внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;
- - опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу:
с семьями, в которых нарушаются права ребенка;
с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей;
участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;
в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В их обязанности входит:
предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (число которых постоянно растет):
Центры социальной помощи семье и детям,
Центры психолого-педагогической помощи населению,
Центры экстренной психологической помощи по телефону,
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,
Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка) являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ.
Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека . Дела такого рода против России уже подаются. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.
Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения, которые должны соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.
Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ,
а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.
Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи; образование; здравоохранение; труд; социальное обеспечение; досуг; профилактику правонарушений и др.
Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ, которая в юридическом статусе ювенальной юстиции могла бы обеспечивать права и законные интересы ребенка более эффективно.
Согласно проекту Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14 февраля 2005 г. под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
Основным элементом ювенальной юстиции должен являться ювенальный суд. Проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации» также разработан, но до настоящего времени не принят.
В настоящее время в России под ювенальным судом подразумевается уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, также под ним могут понимать суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела по обеспечению прав, свобод и ответственности несовершеннолетних.
Отсутствие в Российской Федерации соответствующей законодательной базы не позволяет рассматривать ювенальную юстицию и ювенальный суд в качестве полноправных субъектов, пока они являются предметом для экспериментальной деятельности, обсуждений в научных кругах, законодательных органах и средствах массовой информации.
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О прокуратуре РФ»). Целью деятельности прокуратуры РФ является обеспечение:
Верховенства закона;
Единства и укрепления законности;
Защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.
В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе и законодательства, защищающего права ребенка).
В п. 4 ст. 27 «Полномочия прокурора» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В данном случае возраст пострадавших признается основанием для участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. Вп.2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.
Формирование ювенальной юстиции предполагает повышение значимости квалифицированной юридической помощи в сфере защиты прав ребенка. Создание специализированных ювенальных адвокатур позволит поднять деятельность по юридической помощи в охране прав детей на новую качественную ступень, и такие шаги в России уже предпринимаются: в Екатеринбурге создана ювенальная адвокатура, специализирующаяся на делах с участием несовершеннолетних; в Ростове-на-Дону созданы адвокатское бюро «Ювенал» и Центр бесплатной правовой помощи молодежи.
Необходимость организации качественной защиты прав ребенка требует создания в России системы ювенальной юстиции, ювенальных судов, ювенальных прокуратур и ювенальных адвокатур в качестве обязательных компонентов юстиции, позволяющих комплексно решать указанную проблему.
Важную роль в обеспечении защиты детей может сыграть институт уполномоченного по правам ребенка.
Впервые в мире уполномоченный по правам ребенка появился в начале XX в. в Швеции, в дальнейшем такая должность была введена в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.
В России в 1998 г. уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской, Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. В настоящее время уполномоченные по правам ребенка есть в Москве, Ленинградской области, Самарской области и вводятся еще в целом ряде регионов РФ на основе регионального законодательства. Основная функция уполномоченного по правам ребенка- служить гарантом соблюдения прав ребенка.
На федеральном уровне только планируется введение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России и обсуждаются возможные кандидатуры.
Актуальность создания института уполномоченного по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн детей-инвалидов, 5 млн наркозависимых детей, 2 млн неграмотных детей, каждый пятый ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных.