Программа по дорожной безопасности в доу. Рабочая программа кружка по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Юный пешеход
Алсу Сисеналеева
Программа по безопасности дорожного движения с учетом ФГОС дошкольного образования для детей старших дошкольников «Пешеходик»
Детский дорожно -транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно -транспортных происшествий с участием детей и подростков .
Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует , что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети .
Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны , 85-99 % из них происходит по вине человека – пешехода или водителя . Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения , получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение.
ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их.
Знание Правил дорожного движения , по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10 % необходимой безопасности . Остальное достигается при помощи умения прогнозировать , то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
К большому сожалению, очень часто пешеходы , особенно дети, не осознают связи между своим поведение, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение : беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.
Научная новизна.
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения . На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД , сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение , мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения , превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников , должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников . Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними, предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной дополнительной образовательной программы построенной на основе современных образовательных технологий , таких как проектная деятельность.
Практическая значимость
Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога с родителями, с детьми, а также сотрудниками ГИБДД в рамках работы ДОУ, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений : сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей , учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей и инспекторов ГИБДД в изучении правил дорожного движения выигрывают все .
Актуальность.
Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах . Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах , рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно -транспортных происшествий бывают дети.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку , которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно -транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний , осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении , и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей .
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров . К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем ДОУ, накоплен определённый опыт профилактики детско-дорожно транспортного травматизма. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений , поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности . Исследования Научно-исследовательского центра проблем МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности . Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге . Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых . К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей . Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл , опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Знакомить , формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения , культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог .
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях . Поэтому изучение Правил дорожного движения , является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения .
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице , я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме планирую не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей . Поэтому было решено создать кружок юного инспектора движения «Пешеходик » , который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения .
Цель программы – формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге .
Основная идея : предупреждение детского дорожно -транспортного травматизма.
Задачи программы :
Обобщить и расширить знания ;
Формировать у детей потребностей в соблюдении ПДД;
Обучение безопасному поведению детей на улицах и дорогах ;
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения .
Главные принципы :
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса ДОУ.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Адресат : дети старшего дошкольного возраста . Количество детей в группе не более 10 человек.
Количество и продолжительность занятий :
Программа рассчитана на 1 год . Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия проводит воспитатель в помещении детского сада, оснащённом соответствующим оборудованием. Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил .
Структура программы : вводная (знакомство с понятиями «улица, пешеход , водитель, пассажир, светофор, перекресток, дорожные знаки », с их особенностями и спецификой, основная (чтение и заучивание произведений, выбор ролей для представления, обыгрывание, показ представления) и заключительная часть (проведение праздника, создание фотоальбома и выступление на конкурсах) .
Структура занятия : вводная (проводится беседа, основная (игры, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов картин, обсуждение) и заключительная (подводится итог) .
Основные методы работы с детьми включают в себя : беседы, викторины, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта и пешеходов , чтение художественной литературы, отгадывания загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры , игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения , показ слайдов (видеороликов, изучение правил на макетах, демонстрация дорожных знаков , технических средств.
Все занятия проходят с использованием широкого спектра наглядных пособий. Игровые технологии, применяемые в программе , дают возможность включиться детям в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах , в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дополнительной формой работы является самостоятельная и коллективная деятельность на заданную тему, где дети рисуют, составляют аппликации, конструируют. Вначале и конце учебного года проводится диагностика уровня знаний детей по данной проблеме .
Предполагаемый результат :
Овладение базовыми правилами поведения на дороге ;
Анализ готовности решать дорожно -транспортные ситуации;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге ;
Развитие творческих способностей;
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебный план «Пешеходик » .
Цель программы : формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге , в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом .
Срок обучения : 36 занятий
Режим занятия : 1 раз в неделю по 30 минут.
Календарно-тематический план программы по безопасности дорожного движения «Пешеходик » .
Сентябрь 1-я «Знакомство с правилами дорожного движения » . Познакомить детей с историей правил дорожного движения , объяснить, почему необходимо их выполнять.
2-я «Как избежать опасностей на улице» Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил .
3-я «Безопасность на дорогах »
Углубление и расширение знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения .
4-я «Безопасность на дороге » (просмотр фильмов)
Закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения .
Октябрь 1-я «Кто есть кто на дороге » .
Расширять знания детей о том , что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода , водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
2-я «Улицы города»
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица» , «тротуар» , «проезжая часть» ; познакомить дошкольником с дорожным знаком «Пешеходный переход » ;
3-я «Что должен знать пешеход ?» Познакомить детей с правилами пешехода .
4-я «Петрушка на улице» .
Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.
1-я «Как устроен светофор» .
Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
2-я «Знаки дорожные помни всегда » Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении.
3-я Подготовка к празднику ««Посвящение в юные пешеходы » . Формирование культуры безопасного поведения на дороге , потребности не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения .
4-я Праздник «Посвящение в юные пешеходы » .
Воспитание чувства ответственности и дисциплинированности.
1-я Знакомство с сюжетом театрализованной постановки «Дорога к теремку » Уточнить знания о дорожных знаках .
2-я Заучивание ролей к постановке Способствовать развитию творческих способностей.
3-я Репетиция показа кукольного спектакля Способствовать развитию творческих способностей.
4-я Показ кукольного спектакля «Уважайте светофор»
Январь 1-я Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» Познакомить детей с уже знакомым произведением со смыслом правил дорожного движения .
2-я Заучивание ролей для сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности.
4-я Показ сказки «Волк и семеро козлят» Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке.
1-я Знакомство со сказкой «Веселые гуси» Познакомить детей с новой для них сказкой по безопасности дорожного движения .
2-я Заучивание ролей для сказки Закрепить умение детей четко произносить слова и согласовывать их с действиями.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать желание детей участвовать в совместных мероприятиях.
4-я Инсценирование сказки «Веселые гуси» Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественном транспорте.
Март 1-я Знакомство с представлением «Правила дорожного движения » Закрепить в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения .
2-я Распределение ролей, заучивание песен, подготовка костюмов к представлению Развивать стремление к изучению правил дорожного движения .
3-я Репетиция песен, сценки, стихов. Развивать стремление к изучению правил дорожного движения .
4-я Показ представления
«Правила дорожного движения » Закрепить знания .
Апрель 1-я Знакомство со сказкой дорожном государстве »
Активизация познавательного интереса детей дошкольного возраста к теме безопасности дорожного движения с использованием совместных с детьми собственных стихотворных текстов.
2-я Заучивание ролей к сказке Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.
3-я Репетиция инсценировки сказки Развивать стремление к изучению правил дорожного движения .
4-я Инсценирование сказки «Вовка в Тридевятом царстве - дорожном государстве » Закрепить знания детей по правилам дорожного движения
Май 1-я Подготовка к викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Формирование дошкольниками первоначальных знаний о правилах дорожного движения .
2-я Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Активизация знаний детей по правилам безопасного поведения на улицах .
3-я Подготовка к празднику «Знать правила дорожные – каждому положено » Воспитать грамотного пешехода .
4-я Праздник «Знать правила дорожные – каждому положено » Обобщить и закрепить знания о правилах дорожного движения .
Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний.
Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице . С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.
Примерные вопросы для бесед с ребенком
Для чего предназначена улица?
На какие части делится улица?
Как называют людей, идущих по улице?
Как называется участок дороги для передвижения пешеходов ?
Где люди могут переходить проезжую часть?
Что означают цвета светофора?
Кто следит за порядком на дороге ?
Какие дорожные знаки ты знаешь ? Что они обозначают?
Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью ?
Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?
Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?
Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?
Ты умеешь плавать? С кем ты купался?
Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?
Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?
Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?
Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?
Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?
Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?
При анализе ответов необходимо обратить внимание на полноту , глубину и обобщенность знаний об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе и в транспорте.
Можно изучить представления детей , предложив им закончить следующие ситуации.
Буратино торопиться в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу , где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?
Буратино и Мальвина едут в театр на автобусе. Перед ними освобождается место. Кто должен его занять? Почему?
Буратино оказался в сказочной стране, где очень много машин и совсем нет светофоров. Где и как ему переходить дорогу ?
Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли поиграть на улицу в мяч. Где они могут играть?
Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил милиционер. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т. п.
С таких ситуаций можно также начинать занятия или беседы с детьми в свободное время.
Методика для детей старшего дошкольного возраста “Продолжи
предложение”.
Цель : выявить знания детей о правилах дорожного движения , умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей : продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться….
Я никогда не нарушаю…
Светофор состоит из….
Я знаю, что знаки бывают….
Я помню случай, когда на дороге… .
Плохо, когда взрослые….
Регулировщик, это человек, который….
Пассажирам автобуса запрещается….
Знать правила дорожного движения нужно для того , чтобы…
Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель : определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция : педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8
Заключение.
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге , научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх , инсценировках, в повседневной жизни. В ходе реализации программы детей развили способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения .
Нами была проведена диагностика детей по безопасности дорожного движения . Диагностика делилась на знания детей по трем разделам : знания о улице, поведения на улице и умения и навыки детей . Сравнительный анализ данных диагностики доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний по правилам дорожного движения .
Надеемся, что данный программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, учителей начальных классов, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения .
Я считаю, что результатом моей работы является отсутствие дорожно -транспортных происшествий с воспитанниками нашего ДОУ.
Список литературы :
1. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения » . М. «Просвещение» 1973 г.
2. Старцева О . «Школа дорожных наук » . М. «Сфера» 2012
3. Шаламова Е. «Правила и » . М. «Скрипторий» 2013
4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » . М. «Просвещение» 1975 г.
5. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.
6. Шорыгина Т. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет » .М. «Сфера» 2013
7. Черепанова С. «Правила дорожного движения дошкольникам » . М. «Скрипторий» 2012
8. Саулина Т. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения ». М. «Мозаика-Синтез» 2013
9. Чермашенцева О. «Основы безопасного поведения дошкольников » . Волгоград «Учитель» 2008
10. Жатин С. «Правила дорожного движения » . Волгоград «Учитель» 2012
11. Скоролупова О. «Правила и безопасность дорожного движения » . М. «Скрипторий» 2005
Методический кабинет в ДОУ
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по правилам безопасного поведения на дороге для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Попова Наталия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ Д/С №12 г.Тамбов
Рабочая программа дополнительного образования «Маленький пешеход» по ПБП на дороге для детей старшего дошкольного возраста (.doc)
Пояснительная записка
Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработанав рамках:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожного движения (с изменениями на 7 мая 2013 года № 92 - ФЗ г. Москва) (редакция, действующая с 5 ноября 2013 года)
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Маленький пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Маленький пешеход» - это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- научить основным правилам дорожного движения;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД) ;
Срок реализации 1 год
Общая характеристика и назначение программы
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. У дошкольников еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Программа «Правила дорожные знать нам всем положено»- это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Образовательная работа по данной программе построена с учетом принципов обучения (гуманизма, дифференциации интегративности системности, поэтапности, доступности ) и определением результатов в конце срока обучения. Разработанные мониторинговые механизмы позволяют оценить эффективность педагогического воздействия по данному направлению.
Способы практического использования
Организация работы по программе осуществляется в виде индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по образовательным областям: «Социализация, безопасность, труд», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество» в соответствии с учебным и перспективно-тематическим планированием. В ходе организации образовательной деятельности используются разнообразные формы взаимодействия с воспитанниками, позволяющие формировать, конкретизировать, закреплять и расширять представления детей о правилах дорожного движения:
1. Пояснительная записка;
2. Цель программы;
3. Задачи;
4. Принципы обучения;
5. Ожидаемые результаты;
6. Формы работы с дошкольниками по программе;
6. Материально-техническое и методическое оснащение процесса обучения;
8. Учебный план;
9. Перспективно-тематический план;
10. Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности;
11. Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка;
13. Литература.
Пояснительная записка
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице.Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. З нания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Программа «- это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, динамично развивающийся положительный характер детско-родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям постепенно усложняются, уточняются и дополняются.
Комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Цель программы
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи
1. Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3. Закрепление знаний о работе светофора.
4. Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
Принципы обучения
- Принцип гуманизма , предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
- Принцип дифференциации , то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
- Принцип интегративности , реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
- Принцип системности , который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
- Принцип поэтапности , то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
- Принцип доступности , который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
Ожидаемые результаты.
Ребенок знает правила дорожного движения:
- переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играет на дороге или около проезжей части;
- переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок умеет:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок имеет представление:
- о работе регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.
Формы работы с дошкольниками по программе
Специально организованные мероприятия познавательного цикла:
Встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов;
Развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление тематического уголка по ПДД, игры-драматизации, театрализованные игры;
Участие в конкурсах, выставках, проводимых в учреждении, на городском и областном уровнях.
Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, настольные и плоскостные макеты, альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор», рабочая тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице»);
Наглядно-дидактический материал (схемы, модели, мнемотаблицы);
Настольно-печатные игры («Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак»);
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули);
Детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения,
Рукописные книги с рассказами детей, отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными («Мы играем в ПДД», «Мой детский сад», «На центральной улице города».)
Консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности;
Презентации.
Знакомство детей с дорожными правилами для пешеходов на занятиях познавательно-речевого цикла, во время прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, во время бесед, при помощи которых спокойно, без нравоучений и назиданий дети входят в мир, который таит в себе столько неожиданностей. Происходит знакомство с правилами перехода дороги, обучение терминам «перекресток», «площадь», в чем их отличие, беседы по вопросам, разучивание стихотворений. Дети узнают о работе регулировщика: в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, что означают жесты «стой», «внимание», «путь открыт». Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме и избежать лишнего морализирования в формировании у них самостоятельности и ответственности, в комплекте с методическими рекомендациями целесообразно использовать рабочую тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», в которой широко представлен наглядный материал, даны увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, разрешая которые дети овладевают новыми для них способами действия.
Как правило, у детей нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Для обеспечения целенаправленности и преемственности, был введен для родителей «Дневник дорожной безопасности», в котором каждый родитель в конце месяца отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.
Вся работа с дошкольниками построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, окружающих условий и среды.
После проведения ознакомительной работы с дошкольниками, возникает потребность в закреплении полученных знаний. Наиболее целесообразный способ – это организация разнообразной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу», «Перекресток», «На автозаправочной станции», дидактические, настольно-печатные, словесные игры), проведение выставок и конкурсов творческих работ детей, детей и родителей, организация досугов, развлечений, праздников, тематических вечеров («Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик»), семинаров-практикумов с участием детей и родителей.
8. Учебный план
В плане представлены фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность фронтальных занятий составляет 25 - 30 минут, подгрупповых и индивидуальных – 8 - 15 минут.
Виды и направленность занятий (образовательные области) |
Количество часов, отведенных на практическую деятельность в неделю |
|
Индивидуальные и подгрупповые занятия |
Фронтальные занятия |
|
Социализация, безопасность, труд (интегрированное) |
||
Познание (ориентировка в пространстве) |
||
Физическая культура (Формирование двигательных навыков, умение двигаться в заданном направлении, ловкость, реакция). |
||
Художественное творчество |
Перспективно-тематический план
Октябрь:
Тема: Знакомимся с улицей .
Цель: Познакомить детей с проспектом Героев-Североморцев, дать представление о том, что наш проспект - это одна из улиц города Мурманска. Познакомить детей с территорией детского сада.
Технологии: Технологии, способствующие . Краеведческий диалог «Я иду в детский сад», «Дом, в котором я живу». Технологии развития речевой активности : словесные игры «Дорога и её элементы», «Кто спешит на помощь»,
Технологии развития ручной умелости : коллаж «Я иду в детский сад», Конструирование из бумаги «Автобус». Технологии двигательной активности: подвижные игры «Цветные автомобили», «Автобусы».
Технология сотрудничества с родителями : «Написание сочинения «Когда я иду по улице с ребенком, то я…». Диагностика уровня знаний детей по ПДД.
Демонстрационный материал: таблицы, фотографии, мнемотаблицы с изображением атрибутов улицы.
Раздаточный материал:
: воспитывается любовь к родному городу, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки детей.
Ноябрь:
Тема: Мой друг - светофор.
Цель: Дать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знания и значения цветов: красный, жёлтый, зелёный. Познакомить с видами светофоров, закрепить знание сигналов светофора.
Технологии: Технологии, способствующие развитию познавательного интереса: наблюдения, рассматривание иллюстраций, экскурсии, видеофильм «Внимание, дорога!».
Технологии развития речевой активности: словесная игра «Доскажи словечко», загадки, стихи. Дидактическая игра «Собери светофор», дидактическая игра «Форма и цвет».
Технологии развития ручной умелости: аппликация "Светофор", лепка "Весёлый светофор".
Технологии развития физических умений: подвижные игры "Трамвай", "Стоп".
Технология сотрудничества с родителями: Анкетирование «Моя семья знает ПДД». Вечер-развлечение: «Мой приятель - Светофор».
Демонстрационный материал: Макет прилегающей территории, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор.
Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты.
Формируется культура поведения в условиях дорожного движения, расширяется кругозор, активизируется внимание.
Декабрь:
Тема: Внимание, дорога!
Цель: Познакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «водитель», «пешеход», «перекрёсток». Закреплять и расширять знания о правилах поведения в определённых местах, находить выход из различных разыгрываемых ситуаций, формируя навыки свободного ориентирования в пределах ближайшего окружения.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса . Встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы. Технологии развития речевой активности : чтение художественной литературы, составление альбомов «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными), «Мы играем в ПДД».
Технологии развития двигательной активности : «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Зебра». Технологии развития ручной умелости: рисование «Моя улица», конструирование из картона и цветной бумаги «Цветные автомобили». Технология сотрудничества с родителями : Игра-занятие для родителей с участием сотрудника отдела ГИБДД.
Демонстрационный материал: таблицы и плакаты по ПДД, макет дороги с разметкой, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор, дорожные знаки на основе декоративного магнита.
Раздаточный материал: цветные карандаши, мелки, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Социально-профилактический опыт : у детей формируется самооценка, самоконтроль и самоорганизация в сфере дорожного движения, совершенствуются физические навыки.
Январь:
Тема: « Знаки дорожные – наши друзья »
Цель: Научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Познакомить с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»), запрещающими («Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»), предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»), информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход»). Разъяснить детям, что обозначает каждый знак, разыграть ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса : чтение художественной детской литературы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмов «Смешарики», тематические экскурсии, прогулки.
Технологии развития речевой активности : словесные игры «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», заучивание стихотворений, пословиц.
Технологии развития двигательных навыков и ориентировки в пространстве : «Грузовики», «Кто первый до флажка».
Технологии развития ручной умелости : конструирование из бумаги «Дорожные знаки», изготовление макета дорожного перекрестка.
Технология сотрудничества с родителями : консультация «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?», раздача памяток «Переходи дорогу правильно!».
Демонстрационный материал: мнемотаблицы, фотографии, дорожные знаки на основе декоративного магнита, цветные кружки.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, фломастеры, картон, ножницы, клей.
Социально-профилактический опыт: активизируется мыслительная деятельность детей путем поиска ответов на поставленные вопросы, сравнения, развивается зрительная память, способность к прогнозированию своих и чужих поступков.
Февраль:
Тема: «Т ранспорт нашего города»
Цель: Закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово; развивать смекалку и сообразительность, воображение в работе; воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок; умение наблюдать.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса . Наблюдение за транспортом, чтение художественной литературы, рассматривание журналов, демонстрация слайдов.
Технологии развития речевой активности : словесные игры «Найди две одинаковые машины», «Специальные машины», «Машины нашего города», загадки, стихи; дидактические игры «Собери автомобиль», «Форма и цвет».
Технологии развития ориентировки на местности : «Глазомер», «Ты - большой, я – маленький».
Технологии развития ручной умелости : конструирование «Автомобиль», изготовление коллажа «Бегут машины в ряд».
Технология сотрудничества с родителями : консультация «Азбука дорожного движения нужна нам как таблица умножения», просмотр семейных видеофильмов «Мы - участники дорожного движения».
Демонстрационный материал: модели автомобилей с магнитными элементами, светофор. Макет дороги, фигурки пешеходов, силуэты домов, светофор, дорожные знаки.
Раздаточный материал: пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты, цветные мелки, упаковочные картонные небольшие коробки. Социально-профилактический опыт: расширяются знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, дети учатся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, развивается интерес к технике.
Март:
Тема: « Перекрёсток. Сигналы и движение».
Цель: Учить детей формированию координации движения и реакции на сигнал; организации и проведению узконаправленных подвижных игр; закрепление цвета и формы предметов и видов транспорта.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса: дидактические игры «Передвижение в заданном направлении», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку художника», «Что говорит жезл регулировщика?».
Технологии развития речевой активности : сюжетно-ролевая игра «Перекрёсток», словесная игра «Дорога и её элементы», моделирование ситуаций на дороге.
Технологии, способствующие развитию внимания , смекалки, формированию координации и реакции на сигнал: подвижные игры «Светофор», «Стоп», развлечение «Юный регулировщик».
Технологии развития ручной умелости : выпуск газеты «Внимание, дорога!», «налеп» из солёного теста «Сказочные автомобили», конструктивная игра «Автомобили и пешеходы».
Технология сотрудничества с родителями : игровой тренинг с участием детей и родителей «Красный, желтый, зеленый».
Демонстрационный материал: схемы жестов регулировщика, жезл, фуражка, таблицы, фланелеграф.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей, наборы конструктора «Лего».
Социально-профилактический опыт : дети учатся наблюдать и правильно оценивать простые дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.
Апрель.
Тема: « Когда мы пассажиры »
Цель: Добиваться того, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир»; получили представление о правилах поведения в общественном транспорте; воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса : целевая экскурсия к остановке общественного транспорта, наблюдение, мультфильм «Смешарики», беседы.
Технологии развития речевой активности : словесные игры, чтение художественной литературы, стихи.
Технологии способствующие развитию двигательных навыков : хороводные и музыкальные игры «Машины, машины…», «Автобус».
Технологии развития ручной умелости : аппликация «Автобус», составление рассказов из личного опыта «В автобусе...».
Технология сотрудничества с родителями : организация выставки макетов, рисунков, поделок по ПДД «Мы любим мастерить».
Демонстрационный материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус», таблицы, фотографии, модели пассажирского транспорта и правил поведения пассажиров.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Социально-профилактический опыт : дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, ответственность за своё поведение, уверенность в действиях.
Тема: « Правила дорожные знать нам всем положено»
Цель: Закрепить знания детей о безопасном поведении на улице, уточнить и дополнить, дать детям чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Технологии: Технологии, способствующие развитию у детей познавательного интереса : экскурсия по проспекту Героев-Североморцев, чтение художественной литературы, загадки, беседы, проблемные ситуации.
Технологии развития речевой активности : игровой тренинг «Правила дорожные знать нам всем положено», интервьюирование «Мы по улице идём». Технологии развития реакции на сигнал : подвижные игры «Светофор», «Мы юные автомобилисты».
Технологии развития ручной умелости: изготовление картотеки «опасных ситуаций», коллаж "Мой город".
Технология сотрудничества с родителями: совместный с родителями досуг по правилам дорожного движения "Мы играем в ПДД".
Мониторинг освоения программы дополнительного образования.
Демонстрационный материал: таблицы, фотографии, модели пассажирского транспорта и правил поведения пассажиров.
Раздаточный материал: трафареты, цветная бумага, картон, ножницы, клей, пластилин.
Социально-профилактический опыт : закрепляются полученные знания и формируется сознательное отношение к соблюдению ПДД. Формируется чувство ответственности – дети понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.
Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за деятельностью ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и осуществления деятельности непосредственно связанной с задачами программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту индивидуальных достижений детей. Анализ диагностических карт развития позволяет оценить эффективность внедрения программы дополнительного образования и рациональность организации образовательного процесса в группе детского сада, определить уровень сформированности конкретных знаний относительно данного программного раздела.
Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка.
Правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:
Планировании непосредственно образовательной и воспитательной работе с детьми;
Отборе и постановке программных образовательных и воспитательных задач;
Использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
В создании предметно-развивающей пространственной среды группы;
В организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
В определении временной нагрузки на каждого ребёнка.
Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, в процессе бесед, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; в результате анализа детских работ.
Графическая запись знаний детьми правил дорожного движения в старшей группе.
Фамилия, имя ребёнка: |
|||
Дата обследования: |
|||
Вопросы по которым проводится опрос и обследование |
Баллы |
||
1 |
2 |
3 |
|
Какие виды транспорта ты знаешь? |
|
|
|
Для чего нужен пассажирский транспорт? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? |
|
|
|
Правила поведения в общественном транспорте. |
|
|
|
Что такое перекрёсток? |
|
|
|
Что такое «зебра»? |
|
|
|
Для чего нужен «Островок безопасности»? |
|
|
|
Кто контролирует движение? |
|
|
|
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД. |
|
|
|
На какие две части делится дорога? |
|
|
|
Правила перехода улицы. |
|
|
|
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? |
|
|
|
Где разрешается ездить на велосипеде? |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход». |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка». |
|
|
|
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение». |
|
|
|
Результаты подсчета |
высокий |
средний |
низкий |
Суммарный диапазон |
38-57 |
29-37 |
19-28 |
Характеристика уровней при оценке знаний детьми
Низкий уровень или пограничный уровень между низким и средним (I)
«1» балл .
Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; знания по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы. Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
Средний уровень (II)
«2» балла.
Проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III)
«3» балла
Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
Литература:
1. Елжова Н.В. ПДД в детском саду, развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. /Под общ. ред. В.А.Федорова. – М: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
3. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издатальство Скрипторий 2003», 2005.
5.Р.Стёркина, Н.Авдеева, О.Князева. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». 6.Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.3-7 лет /Саулина.
7. Авдеева. Безопасность. Мет. Пос. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011
8. Баряева. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ. Издательство: М.: Дрофа, 2008 9.Вдовиченко. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы воспитанников (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.)
Актуальность : при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна:
Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Основная цель : Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Методика : тематические занятия, беседы, практические занятия, конкурсы, на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий: работа кружка «Юный пешеход» рассчитана на 30 часов, 1 раз в неделю. Занятия проходят в группе, с настольными играми, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД
Ожидаемые результаты:
уметь применять знания правила дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; оценивать дорожную ситуацию.
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
знать: безопасный путь из дома до детского сада, дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта; правила поведения в транспорте.
Форма подведения итогов: праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
2.Наш город и его транспорт. Загадки, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению.
3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», презентация (разметка дороги, ролевая игра).
4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД,игра «найди ошибку».
5.Дорога в детский сад. Стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около детского сада).
6.Наша улица. Беседа, стихи
7.Как опасности нас подстерегаютна дорогах. Беседа,дорожные ситуации, практическая работа.
8.Какие бывают автомобили .Игра Собери пазлы
9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10.Сигналы регулирования дорожного движения .Игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
12.Дорожные знаки. Беседа, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, , презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация,
15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”,игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”,игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
28.Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
29.Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
30.Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.
31-32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, презентация, викторина.
33.Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
34- 35. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Учебно-тематический план
Количество часов |
||||
Практика |
||||
Улица полна неожиданностей. | ||||
Наш город и его транспорт | 10 мин. |
|||
Где и как переходить дорогу | ||||
Дорога в детский сад | ||||
Наша улица. | 10 мин |
|||
Как опасности нас подстерегают на дорогах | 10 мин |
|||
Какие бывают автомобили | 10 мин |
|||
Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 10 мин |
|||
Сигналы регулирования дорожного движения | ||||
Игра «Регулировщик» | ||||
Дорожные знаки. | 10 мин |
|||
Светофор | 10 мин |
|||
Три глаза светофора | 10 мин |
|||
Где можно и где нельзя играть | 10 мин |
|||
Опасные ситуации на дорогах | ||||
Пешеходный переход | ||||
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | 10 мин |
|||
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | ||||
Мы- пассажиры | ||||
Пешеходный переход | ||||
Будь внимательным и осторожным | ||||
Я - пешеход. | ||||
Как правильно переходить улицу | ||||
Перекрёсток. | ||||
Маленькие секреты транспорта. | ||||
Дорожный этикет. | ||||
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | 10 мин |
|||
К кому можно обратиться за помощью,если ты потерялся на улице | ||||
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» | ||||
7часов 30 мин | 2 часа 35 мин |
Учебно-методический комплект:
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – 4-е изд., Ипр. И доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2012 г;
3. Сосунова, Е. М., Форштат, М. Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. – СПб: ИД «МиМ», 1998.
4. Нефедова, К. П. Транспорт. Какой он? – М. : Гном и Д, 2005.
5. Денисова, Д. М. Как перейти дорогу. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
6. Бабина, Р. П. Занимательная дорожная азбука: учебное издание. – Назрань: АСТ-ЛТД, 1997.
7. Волков, С. Ю. Про правила дорожного движения. – М. : Омега, 2006.
8. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода. – М.: Малыш, 1989.
9. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1989.
10. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М. : Просвещение, 1973.
11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2005.
12. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград: Перемена, 1998.
13. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979.
14. Я дружу со светофором: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М. : Ансел-М, 1995.
15. В гостях у светофора: познавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – Волгоград: Перемена, 1997.
16. Добрая дорога детства: всероссийская специализированная газета (2005–2006 гг.).