Притчи на тему обучения. Короткие мудрые притчи, которые напомнят о самом важном
День учителя – это по-настоящему всенародный праздник. Каждый из нас учился в школе. У каждого (я очень надеюсь!) был любимый учитель (любимая учительница).
Мы вспоминаем сегодня тех, кого уже нет с нами, и чествуем ныне живущих и здравствующих, мечтая, чтобы они жили и здравствовали долгие годы.
Учитель - это огромная ответственность и беспредельная любовь. Думаю, что учитель - это ещё доброта и мудрость. Ну, и, конечно, интеллект. Без него тоже невозможно.
Дорогие нынешние и будущие учителя, педагоги, преподаватели! Коли уж разговор зашёл о доброте и мудрости, сегодня дарю вам не что-нибудь, а притчи…
Притча об учителе и точке
Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка, и спросил: «Что вы видите?»
Первый ученик: «Точку».
Второй: «Черную точку».
Третий: «Жирную точку».
Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!».
Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам.
Caille Leon Emile. The Lesson. 1887 |
Притча об Учителе Хинг Ши
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Tom Lovell. Una escuela en la antigua Mesopotamia |
* * *
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».
На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.
Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» - изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».
«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать
жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет.
Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал Учитель
и улыбнулся. - И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою
главную задачу я пока что выполняю верно…».
Jean-Baptiste-Simeon Chardin.The Young Schoolmistress |
Притча об Учителе
Однажды к Руми пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.
«Я не знаю, что мне делать, Руми, — сказала она. — Я испробовала уже все способы, но ребенок меня не слушается. Он ест слишком много сахара! Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он Вас послушается, потому что очень уважает».
Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: «Приходите через три недели».
Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!
Непонятно... Люди приходили к Руми из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.
Но что делать — она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал: «Приходите еще через три недели».
Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику: «Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».
«Раз Вы мне советуете, — ответил мальчик, — я больше не буду этого делать».
После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто...
И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...
Святой человек, прославившийся своей мудростью и духовной силой, шесть недель отучал себя есть сладкое, чтобы просто иметь право сказать мальчику: «Сынок, не ешь много сахара, это вредно для здоровья».
(Анхель Куатье.
Золотое сечение
).
Притча об учителе и учениках
Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото - это богатство, это власть над людьми. Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения - томата. Попробовав его на вкус и, узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, первый урожай. Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать неизвестный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год я приду и проверю, как вы научились у меня выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и прошёл год, и пришел учитель смотреть на труды своих учеников.
Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.
Где плоды твоего труда? - спросил учитель.
Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.
Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать .
И у второго ученика не было растения.
Слишком рано, учитель, я посеял семечко, замерзло оно.
Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого , - ответил учитель.
И третий ученик оказался нерадивым.
Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.
Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей .
И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:
Забыл я, учитель, посеять семя.
Запомни: что посеешь, то и пожнешь .
И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.
- Все должно иметь свои корни , - сказал учитель.
Вид шестого ученика был печальным.
Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.
Запомни, ничто не может жить без питания .
И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.
Пришел сосед, поглядел, и погибло растение,- сказал ученик учителю.
- Береги впредь свое чадо от дурного глаза .
Нечем было хвастаться и восьмому ученику.
Послушался я, учитель, чужих советов.
- Не слушай тех, кто не знает .
Не мог похвастаться и девятый ученик.
Учитель, слишком поздно я поселял семя.
- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня .
У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.
Забыл я удобрить землю, учитель.
- Не жди плодов без плодородной почвы ,- наставлял учитель.
Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.
Учитель, я выполнил все твои советы.
Ты хороший ученик, я горжусь тобой.
Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.
О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.
Пусть же все содержание
вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики
изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым
.
Alexandre-Évariste Fragonard Part III. The Lesson of Henry IV |
Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
Потому что теряют спокойствие, - сказал один.
Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
Ян Стен. The school teacher |
Лучшая школа
Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
Старший сын пришел из школы расстроенный. — Что случилось, сынок? — спросила мать. Слезы вдруг потекли по щекам мальчика, и он с трудом проговорил: — Учитель сказал, что я не способен к учебе. Я провалил экзамен. Все дети хорошо читают, а я еле-еле. Хотя я так стараюсь. Отец обнял сына и мягко сказал: — Не горюй, тебе поможет один волшебный закон: учить, значит учиться. — А как...
Хинг Ши не был богатым человеком, при том, что у него была процветающая школа, в которой обучались множество юношей, приезжавших к нему со всего Китая. Однажды, один из учеников спросил его: - Учитель, слава твоя гремит по всей стране, ты мог бы быть богатым человеком, не знающим, что такое забота о завтрашнем дне. Почему же ты не стремишься к богатству? - У меня есть всё, что мне нужно для...
Притча для тех, кому трудно Профессор взял стакан с водой, вытянул вперёд руку со стаканом и спросил своих учеников: — Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории оживлённо зашептались. — Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! — стали раздаваться ответы. — Я конечно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это и не нужно. Мой вопрос вот какой: ...
Однажды Чжао Цзэн спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Хинг Ши спросил ученика: - Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но тёплый и надёжный. Что бы ты выбрал? - Я бы предпочёл простой внешне, но удобный внутренне дом. - А если бы дом покупал человек...
Группа выпускников, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе — выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — фарфоровыми, стеклянными, ...
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам...
Один мудрец всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Когда он состарился и уже лежал на смертном одре, собираясь уйти в мир иной, один из его учеников сказал: — Мы поражены вами, Учитель. Почему вы никогда не грустите? Как вам это удается? На что старик ответил: — Когда-то, когда я был молодым, я спросил об этом же у своего мастера. ...
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. (Конкретные слова приводить не буду, если не придумаете сами какой-нибудь жалостливой истории – газетку почитайте. Лучше что-нибудь из «желтой прессы».) Попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются! Учитель молча поднялся и поставил перед...
Притча о школе
Шёл один человек по городу мимо высокого здания с огромной вывеской: “Старая школа”. Смотрит, народ у дверей суетится, шумит. Каждый хочет быстрее внутрь зайти, да очередь движется не быстро. Прохожий и думает: “Что это за школа такая, что люди туда так стремятся?” Огляделся он по сторонам, видит, у входа доска объявлений, а на ней красивыми буквами написано, что “Старая школа” объявляет набор студентов. Далее, мелкими буквами, шёл перечень требований к абитуриентам, наименование дисциплин и перспектива, окончивших данное учебное заведение. Плата за обучение невероятно низкая, договорная: “Ты мне – я тебе!” Интересно стало прохожему. Стал он строчка за строчкой текст читать. Оказалось, что школа эта открыта для всех желающих: кто любит плоть делать опорою своей и умом плотским безрассудно надмеваться, кто к державе власти всеми силами стремиться, а словам своим не верен.
Выбор дисциплин и расписание занятий по желанию, в любое удобное для студентов время.
Предметы в той школе один другого стоят: лицемерие, пустое, ложное благочестие, властолюбие, высокомерие, лихоимство, пустословие, лесть. Есть и музыкальные классы с практическими занятиями по особой ритмике, где каждый сможет настраивать своё сердце подобно меди звенящей или кимвала звучащего. Также существуют классы “лживого языка” и “завистливого ока”.
Во время обучения, студенты обязаны во всём подражать учителям своим. Униформу специальную правильно носить, голосом гордыни говорить, показывать, что истину отстаивают, да только ложное мнение в первую очередь другим навязывать. Речи слабые знанием своим заглушать, ничего против общества авторитетов не говорить, и мнения своего, по возможности, не иметь. Много там было и другого, подобного первому, да что об этом говорить, если будущее у всех дипломированных выпускников будет одно: широкая дорога и незавидное место в области горящих материалов.
Ниже, стояло имя руководителя проекта, правда, затёртое, неразборчивая подпись и призыв: “Спешите! Набор неограниченный!”
Постоял человек у здания, посмотрел на суету и крики толпы у широких резных дверей и пошёл прочь по узкой тропинке, ведущей в правильном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? ...
Притча о двух волках
Притчи помогают ребятам увидеть себя, узнать свои личностные проблемы, а главное - притчи помогают найти решение этих проблем....
План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности...
Суфийская притчаНекто собирался в ученики к суфию, и его предупредили: - Ты должен будешь ответить на вопрос. Если ты дашь правильный ответ, он возьмёт тебя в обучение на три года. Вопрос был задан и ученик, поломав голову, выдал ответ. Представитель учителя удалился и...
Аванс ученика Бурятская притча
У Арбы Алэ неожиданно открылся третий глаз. Он стал видеть дальние страны, миры Небожителей, своё прошлое и своё будущее. И вдруг все эти способности разом у него исчезли. - Что это было, Учитель? - спросил Арба Алэ у Намнаная. - Это был аванс, причём...
Божественная педагогика Притча от Шалвы Амонашвили
Люди обратились к Мудрецу: - Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике. Сказал Мудрец: - Послушайте тогда притчу. Объявил Царь царей конкурс на Божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал...
Брамин и царь Индийская притча
Учёный брамин пришёл однажды к мудрому царю и сказал: - Я хорошо знаю священные книги и потому хотел бы научить тебя истине! Царь отвечал: - Я думаю, что ты сам ещё не достаточно вник в смысл священных книг. Пойди и постарайся достигнуть истинного...
Быть управляющим или быть управляемым? Суфийская притча
Одного дервиша спросили: - Что лучше, быть управляющим или управляемым? Он ответил: - Быть управляемым. Человека, которым управляют, руководитель постоянно информирует, что тот неправ, независимо от того, так это или нет. Это даёт такому человеку шанс...
Взгляд силы Суфийская притча
Дервишу, который учился у ног великого суфийского учителя, было сказано, чтобы он усовершенствовал своё знание в упражнениях по чувствительности. Затем он должен был вернуться к своему Мастеру для дальнейших инструкций. Он удалился в лес и стал...
Внимание и невнимание Суфийская притча
Двое учеников беседовали в суфийской школе. Один сказал: - Я вскоре умру, если наш Учитель будет продолжать игнорировать меня, как он делал последние десять лет. Я пришёл сюда, чтобы учиться, и я чувствую, что мне не позволяют этого делать. Второй был не...
Волшебное копьё Даосская притча
Один из следующих по пути истины, проходя через город, решил дать представление на базарной площади, чтобы заработать себе пропитание на ближайшие несколько лет. Прикрепив к дорожному посоху нож вместо наконечника, странник сделал самодельное копьё и...
Воспитание осознанности Суфийская притча
Прежде чем из Ирака поступит противоядие, Человек, укушенный змеёю, умрёт. (Саади) Дервиш пришёл к суфийскому мастеру и сказал: - О, благородный Путеводитель! Я хотел бы научиться у тебя тому, что я мог бы передать другим. Суфий велел ему отправиться в...
Время, место, люди и метод Суфийская притча
Один царь пригласил во дворец суфийского дервиша и сказал ему: - От начала времён человеческих и по сей день дервишский путь, передаваемый из поколения в поколение непрерывно сменяющими друг друга Мастерами, служит вечным источником света, который лежит...
Вырастешь - узнаешь Притча от Юрия Степанова
Рос у Жирафа Жирафёнок. Как и все дети, он задавал отцу множество вопросов. - Вырастешь - узнаешь, - отвечал отец. Когда жирафёнок уже вырос, он снова спросил у отца: - А почему?.. Но папа перебил его: - Ты уже сам не маленький, пора самому всё знать!
Притча от Александры Лопатиной
Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, - сказал учитель ученикам, окончившим школу. - Учитель, счастье всегда быстро кончается, - возразил кто-то. - Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его, счастлив всю...
Гипноз Христианская притча
Отец с сыном прочитали книгу о гипнозе и внушении и захотели провести эксперимент. Они зашли в детскую, и отец сказал мальчику: - Сынок, ты должен представить в уме кого-нибудь из членов нашей семьи и внушить ему, чтобы он пришёл сюда. - Хорошо, папа, - ...
Голод Притча от Виктора Жирнова
Пришёл человек и попросился в ученики к мудрейшему Учителю: - Я желаю достичь Просветлённости. - Этот Путь очень длинный, - предупредил Учитель. - Моё желание ещё больше, - гордо ответил гость. - Посмотрим, - сказал Учитель. Но не прошло и года, как...
Горбушка Суфийская притча
Одного суфия попросили рассказать сказку о работе учителя и природе ученика, и он рассказал такую: В стародавние времена жил-был человек, обладавший сокровищем и желавший защитить его от грабителя с тем, чтобы разделить его с достойными людьми. Грабитель...
Грамматика Суфийская притча
Маленькая притча о работе и знаниях: У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: — Ты хочешь сто …
Продолжить чтение притчи →Притча: Сколько будет один плюс два?
28.09.2018 . Притчи |
Дзэнская притча о спорах: В одной монастырской школе был очень строгий наставник. Среди прочих учеников были у него два мальчика: работяга Сута и лентяй Бала. Работяга Сута отличался усердием и прилежанием и даже в отведенное для отдыха время подметал монастырский двор, подстригал траву, ходил по воду и чистил платье учителя. Лентяй Бала, напротив, слыл легкомысленным малым. Во время уроков спал, отвечал по подсказке, а когда все принимались за уборку, он норовил спрятаться где-нибудь в укромном …
Продолжить чтение притчи →Притча: До и после просветления
Мудрая притча о знаниях: Однажды Ученик спросил Мастера: - Скажи, учитель, как не ошибиться, отличая истинные знания от ложных? - Когда, идя по пустыне, ты видишь впереди прекрасный оазис, что ты делаешь, чтобы узнать, не мираж ли перед тобой? Подумав, ученик ответил: - Есть только два способа проверить это: либо идти к этому оазису, либо подождать, не рассеется ли мираж. - Если это всё-таки мираж, разве не рассеется ли он и в том, и в …
Продолжить чтение притчи →Притча: Сочный апельсин
Мудрая притча, которая рассказывает о том, к какому богатству нужно стремится: Как-то один из знатных людей обратился к мудрецу с вопросом: — Скажи, уважаемый, раз ты такой умный, почему же ты не богатый? На что мудрец, обратившись к его расшитому золотом дорогому кафтану, ответил: — Видишь ли, уважаемый кафтан, богатство мое внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берет с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото, ни чего-либо другого. …
Продолжить чтение притчи →Притча о учебе: Кремень и огниво
Китайская притча о знаниях Император Китая сидел на помосте под навесом и читал книгу. Внизу мастер-колесник ремонтировал его карету. Император отложил книгу и стал наблюдать за действиями старого мастера, а потом спросил его: – Почему ты такой старый и сам ремонтируешь карету? Неужели у тебя нет помощника? Мастер ответил: – Твоя, правда, государь. Ремеслу то я научил своих сыновей, а вот искусство своё передать им не могу. А здесь работа ответственная, требуется особое искусство. Император …