Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Как писать сочинение по русскому языку
Часто можно увидеть на улице пару, в которой кто-то из партнёров не очень красив. Порой мы задумываемся о том, что же в таких людях необыкновенного, если они непривлекательны, а их избранники смотрят на них влюблёнными глазами? Возможно, мы чего-то не понимаем, ведь понятия о красоте человека у всех разные. И тогда возникает вопрос: а чем же именно представления о красоте у влюблённых отличаются от обычных людей? Над этими вопросами размышляет В. В. Вересаев.
В данном тексте автор описывает случай, который произошёл между известным художником и его учеником. Они хотели участвовать в состязании на лучшую картину, которая должна изображать «высшую Красоту, запечатлённую в женском образе». У каждого героя было своё представление о красоте девушек и женщин. И в качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, автор приводит мнение художника, который «искал деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту». И он нашёл такую. Девушка была очень привлекательна, на состязании зрители не могли отвести глаз от её портрета. Таким образом, становится ясно, что истинная красота в представлении художника – это внешняя привлекательность. Но у его ученика было другое мнение: он считал настоящей красавицей свою возлюбленную Зорьку, хотя его учитель не согласился с ним, ведь, по его мнению, Зорька – «обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки». Но в день состязания все увидели, что эта девушка на самом деле настоящая красавица. Её лицо светилось от счастья и любви, и каждый человек на площади вспомнил лучшие мгновения своей любви. Например, старик-погонщик иначе взглянул на свою старуху, в глазах которой он увидел отблески света, который шёл от Зорьки, а также любовь и нежность. Таким образом, автор делает вывод о том, что для любящего человека его избранник всегда красив, какой бы его внешность ужасной ни была.
По мнению писателя, представления о красоте у человека, который влюблён, отличаются от мнений обычных людей, потому что такое высокое чувство, как любовь, делает весь окружающий мир прекраснее, чем он есть на самом деле. Влюблённый человек не смотрит на внешнюю красоту, ему важно, какой его избранник на самом деле.
Я согласна с позицией автора. Действительно, человек, который находится под властью любви к другому, видит красоту совершенно иначе, как говорится, «через розовые очки». Любовь дарит людям счастье и радость от того, что они рядом со своими возлюбленными. Такие люди принимают избранника такими, какой он есть, не обращая внимания на какие-то внешние недостатки. И ведь эти люди являются по-настоящему счастливыми.
В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего тот факт, что влюблённому человеку не важна внешность его избранника, можно привести произведение Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Главная героиня, молодая девушка по имени Джейн, была очень некрасива. Героиня работала гувернанткой в доме богатого джентльмена, мистера Эдварда Рочестера, который полюбил девушку, несмотря на то что она не была красавицей. Он оценил доброту, честность и искренность Джейн, в его глазах она всё равно оставалась самой привлекательной, хоть она, по мнению других людей, была гораздо хуже внешне, чем гордая и холодная красавица Бланш Ингрэм. Таким образом, хочется заметить, что для влюблённого человека все внешние изъяны его избранника становятся незаметными, потому что любовь открывает ему всё в новом свете.
Другим примером из литературы является произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассмотрим образы двух персонажей: Николая Ростова и Марьи Болконской. Княжна Болконская, как описывает её Толстой, была настоящей дурнушкой, даже её собственный отец так считал. А Николай Ростов, наоборот, был очень привлекательным. Казалось, бы, как эти двое могли быть вместе? Как говорится, любовь творит чудеса. Хоть княжна была некрасива внешне, Ростов полюбил её за доброту, искренность и нежность, которые делали её по-настоящему прекрасной. И опять хочется отметить то, что даже очень некрасивый человек в глазах того, кто его любит, может выглядеть красивым.
В заключение хочется сказать, что по-настоящему привлекательным человек будет для того, кто его искренно любит. Если людям нравится только внешность их избранников, то это нельзя называть истинной любовью. Поэтому я призываю: любите и принимайте друг друга такими, какие вы есть. Только тогда вы будете счастливы. А чем больше таких людей, тем радостнее и светлее кажется нам наш мир.
- Сочинение 2.
В мире существует огромное количество художественных произведений. Каждый автор хочет донести до читателя, зрителя что-то своё. Кто-то восхищается прелестью природы, иные – внешностью людей. Но какое произведение обладает настоящей красотой? Именно этот вопрос волнует В.В. Вересаева.
В данном тексте автор рассказывает о состязании между учителем и учеником. Им надо было изобразить на картинах «высшую Красоту». Сначала писатель показывает, как публика отнеслась к произведению художника. Он пишет: «Никто никогда ещё не видал в мире такой красоты». Картина, безусловно, была прелестна, но она заставила людей взглянуть на мир вокруг иначе, и тогда они заметили в нём кучу недостатков. Тем самым В.В. Вересаев хочет донести до читателя, что настоящая красота должна озарять всё светом, а не угнетать. Кроме того, автор описывает восприятие публикой картины ученика. Сначала по площади прошёл ропот и недоумение, но позже люди разглядели истинную красоту: «Вспомнились каждому лучшие минуты его любви». Таким образом, В.В. Вересаев показывает, как радостный свет от картины озарил всё кругом, а это и является настоящей красотой.
Позиция автора предельно ясна. Он считает, что произведение, в которое вложена душа, обладает истинной красотой. Именно оно поможет пробудить в людях лучшие чувства, поможет увидеть прелесть в том, что мы имеем, ведь без него наша жизнь становится серою и безрадостною.
С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, настоящая красота зависит от души, которую вложил автор в своё произведение. Ведь если человек работает ради прибыли, то он даже не старается передать хоть какие-то личные эмоции и переживания.
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение «Портрет» Н.В. Гоголя. В нём автор пишет о молодом художнике Чарткове, который любил творить и вкладывал всю душу в свои произведения. Но однажды в его руках оказалась крупная сумма денег. Сначала он хотел купить всё необходимое для творчества, запереться в мастерской и творить. Но потом желание славы и выгоды взяли над ним верх. Со временем Чартков стал модным живописцем и утратил свой талант. Как-то раз его позвали на выставку художника, приехавшего из Италии. Когда Чартков увидел его картину, он захотел нарисовать нечто подобное, но у него ничего не вышло. Тем самым Н.В. Гоголь показывает, как в погоне за выгодой человек перестаёт вкладывать душу в свои произведения, а вследствие чего теряет свой талант.
В качестве ещё одного примера из литературы приведу произведение Р. Брэдбери «Улыбка». Автор пишет о людях, которые собрались на площади, чтобы уничтожить ещё одно художественное произведение. Когда публике представили картину, все, кроме Тома, начали в неё плевать и бросать камни. Мальчик увидел в ней что-то красивое. Вдруг кто-то бросил его через раму, и он вырвал кусочек полотна. Но, не смотря на других людей, которые это всё рвали и топтали, он положил его в карман. Возможно, именно Том сможет вернуть людям цивилизацию. Таким образом, Р. Брэдбери показывает, как люди без искусства становятся злыми и не могут разглядеть настоящую красоту.
В заключение хочется сказать о том, что люди должны стараться прочувствовать произведение автора, понять, что он хотел им сказать. Только тогда они смогут его по-настоящему оценить и познать истинную красоту.
Сочинение. Информационная обработка текста.
Видео урок для успешного написания сочинения
Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся:
Критерии и нормативы оценки задания С
К-1. | Выявлена ли проблема текста | (0-1) |
К-2. | Комментарий по поводу проблемы | (0-2) |
К-3. | Позиция автора | (0-1) |
К-4. | Изложение собственного мнения и его аргументация | (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного) |
К-5. | Смысловая целостность и композиционная стройность | (0-2) |
К-6. | Точность, богатство и выразительность речи | (0-2) |
К-7. | Соблюдение орфографических норм | (0-2; от 2 ошибок – 0) |
К-8. | Соблюдение пунктуационных норм | (0-2; от 2 ошибок – 0) |
К-9. | Соблюдение языковых норм | (0-2; от 2 ошибок – 0) |
К-10. | Соблюдение речевых норм | (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок) |
К-11. | Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т.д.) | (0-1) |
К-12. | Фактические ошибки | (0-1) |
Максимальное количество – 21 баллов. |
Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе посмотреть следующие материалы сайт: шаблоны к сочинениям ЕГЭ , план сочинения ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5:
МОДЕЛЬ 1 | МОДЕЛЬ 2 | МОДЕЛЬ 3 |
1 абзац:
- проблема; - комментарий по проблеме; 3 абзац: - аргумент №1; 4 абзац: - аргумент №2; 5 абзац: - заключение. |
1 абзац:
- проблема; - комментарий по проблеме; 3 абзац: - аргумент №1; 4 абзац: - аргумент №2; 4 абзац: - заключение. |
1 абзац:
- проблема; - комментарий по проблеме; - аргумент №1; - аргумент №2; 3 абзац: - заключение. |
Используется, если вы подробно излагаете позицию автора и аргументы большие по объему! | Используется, если аргументы большие по объему! | Используется, если аргументы небольшие по объему! |
Критерий К6 , с одной стороны, включает использование в сочинении (или, как некоторые называют его, эссе) синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т.д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз). Поэтому список этих клише ты встретишь ниже.
Подсказка.
С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления.
В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении авторской позиции , или темы текста , или его идеи вам поможет задание А28 . Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п.
Задание А29 поможет тебе определении стиля и типа речи , а задание В8 подскажет, какие средства были использованы.
Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение!
Правила.
1. Не начинай свое сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».
2. Следи за логикой изложения.
3. Следи за речью.
Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).
4. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.
5. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.
6. Избегай в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;
7. Не показывай свое невежество, изменяя имя или отчество писателя: Кто не знает Федора Николаевича Достоевского?.. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват» заставляют читателей сопереживать героям… Тогда ты потеряешь балл в критерии К12.
8. Не навязывай свою точку зрения, а доказывай ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;
9. Не утверждай: Автор хотел этим сказать.., Именно это автор имел в виду… Лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности:Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…
10. Не искажай цитаты, взятые из текста.
Принципы написания сочинения. Речевые клише.
Проблема.
Что такое проблема? Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно сформулировать двумя способами:
а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием.
проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды
б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием.
Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?
Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?
А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная
Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная
а) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф.И.О.) в своем тексте.
б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.
в) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность) .
Комментарий по проблеме (актуальность).
В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:
2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?
3. Что делает ее жизнеспособной?
4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?
6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?
7. Как они предлагали ее решить?
В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:
1) пересказа исходного текста или любой его части
2) рассуждений по поводу всех проблем текста
3) комментариев о действиях героев текста
4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)
а) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.
б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.
«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.
Обратите внимание!
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!
Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.)
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
К немалому удивлению, узнал, что…
Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…
Аргументы.
Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения. Полезная ссылка: Очень много аргументов .
Аргументы из художественного произведения:
Проблема | Аргументы |
Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка | Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык. |
Положительные процессы, связанные с изменением языка. | 1)
И. Абелева в книге «Речь о речи».
В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень». |
Духовное совершенствование человека | 1)
Л.Н. Толстой «Война и мир».
В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).
2) Достоевский «Преступление и наказание» . Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении. |
Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека | Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению. |
Низкое качество современной литературы | Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков. |
Проблема духовности в современном мире | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» . Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности. |
Проблема нравственной прочности человека, совести | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. |
Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!». |
Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме | Л.Н. Толстой «Война и мир».
Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение. М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть. |
Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) | В. Астафьев в повести «Царь-рыба»
говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно. |
Проблема памяти о детстве | Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность », где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности. |
Взаимоотношения человека и природы, красота природы | Ф.И. Тютчев, лирика
. Человек у него – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.
С.Есенин, лирика . Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы. |
Проблема понимания красоты | Солженицын «Матренин двор».
Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.
Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно возродить мир. |
Современное телевидение | Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают “виртуальную реальность”… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством “расчеловечивания человека”. Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и “пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна”. |
Проблема дружбы | 1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова
.
2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети »). 3) А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям») . Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: Друзья мои, прекрасен наш союз! Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг. |
Проблема любви | Ф.И. Тютчев, лирик
. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.
Достоевский «Преступление и наказание ». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне. А.А. Ахматова, поэма «Реквием» , в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви. Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье») . Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил. |
Проблема ревности | Вильям Шекспир «Отелло ». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни. |
Проблема выбора жизненного пути | 1. И.А. Гончаров, роман «Обломов
». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.
2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин ». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. |
Проблема героизма предательства | В. Кондратьев, повесть «Сашка
». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.
В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка ». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой. |
Проблема отцов и детей, современной молодежи | 1) А.Н. Островский, драма «Гроза
». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара).
2) И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети» . Базаров – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно. |
Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий | А.Н. Островский (драма «Гроза»).
Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям.
Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль ». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме. |
Проблема интеллигентности | Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго».
Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.
Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах. |
Человек и война | Л.Н. Толстой «Война и мир».
Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается. |
Проблема одиночества человека в современной мире. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени ». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. |
Вторым аргументом ты можешь привести следующее:
2) имена исторических деятелей
4) свидетельства очевидцев
5) названия событий
7) собственные наблюдения и выводы
8) положения официальных документов
9) различные общественные законы
10) законы природы
11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)
12) статистические или научные данные
13) примеры из научно-популярной, исторической литературы
14) примеры из жизни окружающих.
Заключение.
Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид.
Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.
Примеры сочинений по исходному тексту
Сочинение–рассуждение по тексту А. Чехова
Исходный текст:
(1) У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2) Стерегли её два пастуха. (3) Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4) Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды.
(6) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7) Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.
(8) Вдруг старый пастух прервал молчание:
– (9) Санька, спишь, что ли?
– (10) Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.
– (11) В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12) По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.
(13) Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14) Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица. (15) Он напряжённо слушал.
– (16) И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17) А клад – это ж и есть счастье человеку! (18) Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19) Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.
– (20) Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.
– (21) Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22) Заговорённый… (23) Талисман надо.
(24) Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25) Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26) При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.
(27) Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28) Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:
– (29) Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто?
(30) Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31) А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32) Да не видит его ни одна душа!
– (33) Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?
– (34) Я-то? – усмехнулся старик. – (35) Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36) Гм!.. (37) Знаю, что делать.
(38) И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39) За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.
(40) Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце.
(41) Вокруг быстро светлело. (42) Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43) Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.
(44) Старик и Санька разошлись по краям отары. (45) Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46) Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47) Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.
(По А. П. Чехову)
Сочинение по тексту А. Чехова:
Передо мной текст А.П. Чехова, в котором, на мой взгляд, писатель размышляет над вопросом о разном понимании счастья.
Проблема, обозначенная писателем, стара как мир. Она не потеряет своей актуальности, потому что каждый человек понимает счастье по-своему. Для кого-то счастье - это богатство, слава, успешная карьера, стремление к подвигу, удовлетворение каких-то личных интересов и амбиций. Для других счастье – это уважение, любовь, взаимопонимание в семье, надёжные друзья. А.П. Чехов в своём рассказе противопоставляет двух героев – восьмидесятилетнего старика и молодого парня Саньку. Старый пастух «с увлечением» рассказывает Саньке о том, что в земле зарыты клады. «Рядом счастье-то, а что с него толку…» - сожалея, говорит старик. Молодого парня не удивляет история старика о кладах, он думает лишь о «фантастичности и несбыточности человеческого счастья».
Сопоставляя двух героев, А.П. Чехов убеждает нас, своих читателей, в том, что счастье каждый понимает по-разному. Но писателю ближе, скорее всего, представление о счастье молодого парня. Именно он смотрит не в землю, а на небо, а значит, открыт для всего нового, неизведанного. Счастье везде, счастье вокруг, счастье разлито в этом мире, не надо выкапывать счастье из земли. Именно эту мысль пытается внушить нам писатель, включая в повествование яркие пейзажи.
Невозможно не согласиться с мнением А.П. Чехова. У всех людей разное представление о смысле жизни, о любви, о семье и других понятиях, такое же разное представление у них и о счастье. В погоне за счастьем люди часто не видят, что оно рядом, надо только протянуть к нему руку. Банальный курортный роман для Дмитрия Гурова, героя рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой», оборачивается настоящей, большой любовью, которая очеловечивает его, пробуждает в нём духовное богатство. Кажется, вот оно, счастье. Но Дмитрий и Анна Сергеевна не борются за свою любовь, а продолжают искать решение, мечтать о «новой, прекрасной жизни».
Часто бывает, что представление о счастье меняется у людей под влиянием каких-то жизненных обстоятельств. Например, князь Андрей Болконский мечтает о славе Наполеона, стремится совершить подвиг, и только после Аустрелицкого сражения, когда он на волосок от смерти, к нему приходит понимание, что жить надо для близких и родных людей. И слишком поздно открывается ему ещё одна истина: счастье – это когда ты можешь любить и прощать.
Каждый хочет быть счастливым по-своему, это естественная потребность человека, но путь к счастью сложен и тернист, полон серьёзных испытаний, побед и поражений. Каким бы ни было разным наше представление о счастье, следует помнить, что путь к его достижению надо пройти достойно, уметь ценить мгновения счастья, жить ими.
Сочинение по тексту А.И. Куприна
Исходный текст:
(1) – До моего сведения дошло, что вы не только написали, но и отдали в печать какое-то там Сочинение и читали его вчера юнкерам. (2) Правда ли это?
(3) – Так точно, господин капитан.
(4) – Потрудитесь сейчас же принести мне это произведение вашего искусства.
(5) Александров побежал к своему шкафчику.
(6) – Пожалуйте, господин капитан, – сказал юнкер, подавая листки.
(7) Дрозд сухо приказал:
(8) – Сейчас же отправляйтесь в карцер на трое суток. (9) А журналишко ваш я разорву на мелкие части и выброшу.
(10) И вот Александров в одиночном карцере – изнывающий от скуки, безделья и унижения. (11) Вчера ещё триумфатор, гордость училища, молодой, блестяще начинающий писатель, он нынче только наказанный жалкий первокурсник.
(12) Иногда, ложась на деревянные нары и глядя в высокий потолок, Александров пробовал восстановить по памяти слово за словом текст своей прекрасной сюиты. (13) И вдруг ему приходило в голову ядовитое сомнение. (14) Чем более он теперь вчитывался мысленно в рассказ, тем более находил в нём тусклые места, натяжки, ученическое напряжение, невыразительные фразы.
(15) «Но ведь в редакциях не пропускают вещей неудовлетворительных, – пробовал он себя утешить. (16) – Вот принесут какую-нибудь чужую книжку, и я отдохну, отвлекусь, и опять всё будет хорошо».
(17) Вечером сторож постучался в дверь карцера.
(18) – Вам, господин юнкер, книжку принесли.
(19) Эта книга, сильно потрёпанная, была совершенно незнакома Александрову.
(20) "Казаки". (21) Сочинение графа Толстого» – стояло на обложке.
(22) Начал он читать эту повесть в шесть вечера, читал всю ночь не отрываясь, а кончил уже тогда, когда утренний свет проник сквозь решётчатую дверь карцера.
(23) – Что же это такое? – шептал он, потрясённый и очарованный. (24) – Господи, что же это за великое чудо? (25) Обыкновенный человек, даже ещё и с титулом графа… и вдруг самыми простыми словами, без всяких следов выдумки взял и рассказал о том, что видел, и у него выросла несравненная, недосягаемая и совершенно простая повесть.
(26) И тут вдруг оборвался молитвенный восторг Александрова. (27) «А я-то, я. (28) Как я мог осмелиться взяться за перо, ничего в жизни не видя и не умея… (29) К чёрту! (30) Конец баловству!»
(31) Дрозд продержал Александрова вместо трёх суток только двое. (32) На третий день он сам пришёл в карцер и выпустил арестованного.
(33) – Вы знаете, – спросил он, – за что были арестованы?
(34) – Знаю, господин капитан. (35) За то, что написал самое глупое и пошлое Сочинение, которое когда-либо появлялось на свет Божий.
(36) – Не согласен, – возразил Дрозд с мягкой интонацией. (37) – Но вы должны были доложить о рукописи по уставу. (38) А теперь идите в роту и, кстати, возьмите с собою ваш журнальчик. (39) Нельзя сказать, чтобы очень уж плохо было написано.
(По А.И. Куприну).
Сочинение по тексту А.И. Куприна:
Каждый человек в своей жизни видит для себя определённую цель и дело, которому он бы посвятил свою жизнь. Но человек, как существо социальное, зависит от другого человека. И часто люди принимают за идеалы чужие ценности, которые несут в себе, как положительный, так и отрицательный характер.
Одна из главных тем, затрагивающаяся в тексте – это проблема истинных и ложных ценностей. На протяжении многих времён высокая цель и служение идеалам позволяли человеку раскрыть заложенные в нем силы. А служить делу жизни, не поддаваясь внешним негативным воздействиям - вот главная цель человека.
Автор убеждён, что любой человек, который любит и знает своё дело, может создать абсолютно недосягаемую и одновременно настолько простую и жизненную вещь. А.И.. Куприн подтверждает это, вводя в свой текст Сочинение графа Толстого «Казаки», которое позволило Александрову взглянуть на мир совершено по-другому. Я полностью солидарна с мнением автора, ведь многие вещи, окружающие нас и кажущиеся нам слишком сложными, на самом деле оказываются неимоверно простыми и понятными. Ведь единственное, что нужно – это понять смысл, раскрыть идею, а потом и последовать за ней.
Идею верности своим ценностям можно увидеть в поступке Жанны Д’Арк. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда¬валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто¬вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран¬цузы, наконец, смогли победить захватчиков.
Примером человека, хранившим верность своему призванию, поистине является итальянский поэт и философ Д. Бру¬но. Восемь лет он провел в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от¬рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Джордано Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.
Когда размышляешь над этими фактами, то понимаешь как важно, чтобы человеком руководила цель. И именно ценности являются фундаментом, опорой для дальнейшего продвижения.
Сочинение по тексту Н. Галя
Исходный текст:
Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
– Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. Но нет, несолидно!
Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт...
Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...
В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
Кто, если не мы?
(по Н. Галю)..
Сочинение по тексту Н. Галя:
Сочинение по тексту Д.С. Лихачева
Исходный текст:
(1) Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого.
(2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично часть 2кладок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.
(5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6) А что говорить о генетической памяти памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(7) При этом память вовсе не механична. (8) Это важнейший творческий процесс. (9) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.
(10) Память противостоит уничтожающей силе времени.
(11) Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(12) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13) Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(14) Память преодоление времени, преодоление смерти.
(15) В этом величайшее нравственное значение памяти. (16) Беспамятный это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
(17) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (18) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (19) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
(20) Совесть это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (21) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (22) Без памяти нет совести.
(23) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
(По Д.С. Лихачеву).
Сочинение по тексту Д.С. Лихачева:
Д.С. Лихачев говорит нам о том, что память творческий процесс, с ее помощью человечество преодолевает время и смерть, совесть и память тесно взаимосвязанные понятия.
Память чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души. Человек, который утратил ее, теряется в этом мире. Это, прежде всего, потеря ориентации душевной, морально-нравственной. С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею потребность чем-то заполнить ее вновь. Для такого человека беспамятство мука.
Автор рассуждает и о другом беспамятстве неблагодарности, неспособности ответить добром на добро или испытать чувство искренней признательности другому человеку. Например, тем, кто когда-то жертвовал своей жизнью во имя светлого будущего своих потомков, своей Родины, своей веры. К сожалению, среди современников существуют люди-варвары, которые, пускаясь в бесчинства, бесчестят святыни могилы павших на войне. Не для того сложили свои головы солдаты-патриоты, чтобы абсолютно беспамятные потомки предали их имена забвению! Сражаясь за каждую пять своего Отечества, ратники защищали свободу, честь, доброе имя своих отцов и дедов. Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих детей продолжателей их рода, но отнюдь не беспамятных потомков.
Без памяти нет совести, уверен Д.С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен. Только культура, опирающаяся на многовековые традиции, позволяет развивать богатый внутренний мир человека, не дать образоваться той пустоте души, которая проявляется в безнравственных поступках. На мой взгляд, религия как часть культуры в этом случае также могла бы сыграть важную роль. Любая традиционная религия богата своими обычаями, законами, которые помогают личности достойно нести в себе генетическую память о культурном развитии всего человечества. По мысли Д.С. Лихачева, этой же генетической памятью мироздания во многом обладают окружающие человека предметы, растения, камни, вода, стекло, лист бумаги и т.д.
Сочинение по тексту И. Гонцова
Исходный текст:
Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
Но больше всего беспокоит реакция подростков. У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. Они-то всё принимают за чистую монету. Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, - это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. Подросток не просто воспринимает информацию, он её активно преобразовывает. Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.
На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? Посмотрите: я «свой», такой же, как все. Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак», и надменное самолюбование. Но вот передача закончилась. Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? Кого он сделал лучше? Кого он направил на путь творческого созидания? Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» ярко проявляется гражданская незрелость, человеческая «недообразованностъ». А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.
Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры? (По И. Гонцову).
Сочинение по тексту И. Гонцова:
Формирование личности происходит под воздействием разных факторов, одним из которых является влияние авторитетных людей: родителей, учителей, актёров, звезд эстрады. Их жизненный опыт, взгляды, как справедливо замечает И. Гонцов, - становятся основой для жизненной программы многих молодых людей. И очень важно порой, в каком направлении осуществляется это влияние.
Размышляя над этим вопросом, автор текста затрагивает проблему нравственной ответственности человека перед обществом. Нельзя не заметить, что многие артисты современной эстрады в поисках популярности используют разные средства, предлагая своим поклонникам весьма сомнительную информацию о себе, не только вводит людей в заблуждение, но и негативно сказывается на образе жизни наиболее доверчивых. Это, безусловно, вызывает у автора тревогу и желание заставить многих задуматься над этим.
Автора тревожит тот факт, что современные артисты всё меньше осознают свою миссию деятеля культуры. По мнению Н. Гонцова, искусство призвано духовно и эстетически насыщать и воспитывать людей, а не только развлекать.
С позицией автора трудно не согласиться, ведь безнравственно и опасно строить сценический образ на пренебрежение незыблемыми ценностями общества.
Очень трудно определить ту грань, где слова, поступки и даже предметы становятся вульгарными, опошляются. Должно быть нравственное чутьё, сформировать которое может искусство, в частности, литература.
Тема обывательства, пошлости была заявлена наиболее сильно в русской классике. Достаточно вспомнить "величественного пошляка" Чичикова, ловкого афериста и подлеца из поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души".
Многие люди, идя на поводу у моды и времени, ставят перед собой неверные цели, порой, даже преступают закон ради их достижения. И. Бунин в рассказе "Господин из Сан-Франциско" показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Каждый человек оказывает влияние на других, и крайне важно, что он оставляет в их душах. Люди должны понимать, что безнравственность и пренебрежение незыблемыми ценностями не могут привнести в наши умы и души ничего, что помогло бы нам развиваться как личностям!
ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.
Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).
Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.
Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).
На работу дается 210 минут - 3,5 часа.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Тип заданий |
1 часть | 24 | 33 | Краткий ответ |
2 часть | 1 | 24 | Развернутый ответ |
Итого | 25 | 57 |
Разбалловка по заданиям
Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.
За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.
За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку неизменно вызывает у школьников печаль и тоску хотя бы потому, что от сдачи обязательного экзамена никуда не уйти. Не так пугает тестовая часть, как сочинение. Однако практика показывает, что любой, даже не самый креативный ученик, способен написать достойную работу, потому что творческого полета мысли здесь никто не ждет, нужно просто следовать структуре и соблюдать канон. План следует запомнить и постоянно иметь перед глазами для подготовки к сочинению. Также поможет создание собственного банка аргументов по проблемам, предлагаемым в экзаменационных КИМах. В этот банк записываются подходящие литературные произведения с кратким содержанием по данному вопросу или случаи из общественной жизни. В написании аргументов важна точность: указывается автор (режиссер), название произведения, имена героев. И помните: чем больше вы напишите разных сочинений, тем легче вам будет на экзамене.
- Первое и самое главное при написании сочинения – внимательно прочитать текст и найти его тему.
- Далее необходимо отыскать проблемы, которые поднял автор. Именно по одной из них предстоит писать сочинения. Однако в тексте обычно не одна, а несколько проблем, из которых нужно выбрать наиболее подходящую для себя. Стоит внимательно читать исходник, ведь автор сам аргументирует поставленную им тему, его пример идет до или после искомого конфликтного вопроса. Подходящей можно считать наиболее понятную проблему, к которой есть наиболее убедительные аргументы.
- Чтобы получить за них высший балл, нужно привести либо два литературных примера, либо один литературный и один жизненный. Не рекомендуется приводить два аргумента из жизни, оценка снижается, какими бы гениальными они не были.
- Писать сочинение, даже если опыт в этом деле приобретен уже солидный, стоит сначала на черновике. После того, как поставлена последняя точка, рекомендуется ненадолго отвлечься, потом перечитать (если возможно, то вслух) и исправить написанное, при таком способе ошибки гораздо легче заметить.
- После правки работа переписывается набело и вновь перечитывается. При чистовом переписывании на экзамене следует постараться, ведь проверяют сочинения пока все же люди, которым будет приятнее читать аккуратно написанный текст без помарок.
План сочинения
Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку проста и состоит из шести элементов. Каждый из них оснащается фразами-клише и вашими мыслями, вот и готовое эссе. Чтобы упростить себе нелегкую и нервную процедуру экзамена, выучите назубок план написания. Когда придет час-икс, будет гораздо легче сосредоточиться, если руководство к действию будет в голове, а не на шпаргалке.
- Вступление – проще всего сразу поставить в нем проблему, но можно написать пару фраз об авторе, произведении или теме (но не нужно затягивать, длинное вступление или заключение – минус к сочинению, объем должен набираться за счет аргументов).
- Комментарий к проблеме – необходимо объяснить, как найденная проблема выражена в тексте. Существует два вида комментариев: текстуальный и контекстуальный. Текстуальный комментарий опирается на текст, нужно проследить аргументацию проблемы самим автором, увидеть факты, явления, цитаты, подтверждающие его точку зрения. Контекстуальный комментарий предполагает интерпретацию проблемы: какого она типа, насколько актуальна, почему автор обратился именно к ней.
- Авторская позиция – мнение писателя о поставленной им в тексте проблеме.
- Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора. Ориентируясь на свою позицию, нужно подбирать аргументы. С автором можно не соглашаться, однако это требует еще более убедительных примеров, потому что в экзаменационных текстах используют общеизвестные и общепризнанные мнения.
- Аргументы – хотя бы один из них должен черпаться из литературных произведений. Второй может быть из жизни (фильмы, сериалы, песни, фольклорные произведения, события в СМИ и общественной жизни, личный опыт). Если литературные произведения никак не вспоминаются, придется использовать два примера из жизни, потому что вспомнить (или сочинить) несколько фактов из своего опыта можно всегда.
- Заключение – в нем подводится итог сказанному, здесь можно сказать, что текст заставляет задуматься о важной и актуальной проблеме и путях ее решения. Заключение – это вступление другими словами.
Шаблоны и клише
Пункт плана | Клише |
Вступление | Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»). На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора) Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о… В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема … Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и…. |
Комментарий к проблеме | Контекстуальный: Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что… Проблема… относится к типу…, актуальных для многих |
Позиция автора | Автор так относится к поднятому вопросу:… Позиция автора однозначна…. |
Собственное мнение | Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…
Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что… С позицией автора трудно не согласиться, потому что… |
Аргумент 1 | В качестве первого аргумента можно привести… Первым аргументом может послужить… В литературе эта проблема широко представлена, например, в… В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу… Наиболее полно проблема раскрывается в… |
Аргумент 2 | В качестве второго аргумента можно использовать… Вторым аргументом может послужить… Приведу еще один литературный аргумент… В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного Следующий аргумент взят мной из личного опыта Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой |
Заключение | В заключении хочу сказать…
Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что… |
Проблемы
- Взаимоотношения отцов и детей.
- Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
- Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Сложность и противоречивость человеческих поступков.
- Человеческое благородство.
- Честь и человеческое достоинство.
- Отношения человека с другими людьми.
- Восприятие человеком окружающего мира.
- Одиночество человека.
- Человек и искусство.
- Отношение человека к миру природы.
- Бережное отношение человека к языку.
- Человек и власть, которой он наделён.
- Сострадание окружающим.
- Отношение человека к войне.
Пример сочинения
Образец сочинения на ЕГЭ 2018 по русскому языку написан по тексту из демонстрационной версии КИМа по русскому языку.
Серенады, томные вздохи, роскошные подарки и страстные слова – это ли настоящая любовь? Или она проявляется в чем-то менее очевидном и более глубинном? Именно к проблеме истинной любви обращается Ф.Сологуб.
Этот вопрос с давних пор актуален для каждого, ведь так часто мы находимся в заблуждении, принимая собственные иллюзии за настоящие чувства. В экстремальных ситуациях все эмоции ярче и честнее, человек показывает самое сокровенное, поэтому в условиях войны сразу понятны приоритеты в отношениях людей. Так, Пауль Сепп готов оставить привычную жизнь, идти на фронт ради защиты Родины, дома, любимой. Лиза, возлюбленная героя, наконец, оценила поклонника, полюбила и тоже готова защищать его, сопровождая на фронт.
В литературе эта проблема широко представлена, например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воспевается всепобеждающая любовь главных героев. Маргарита ради любимого готова продать душу дьяволу, провести бал Сатаны, отправиться в ад, лишь бы быть вместе, лишь бы Мастер обрел долгожданный покой. Такие чувства приносят счастье и гармонию, преодолевая все препятствия.
Примером ложных иллюзий в любви могут послужить отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Если она его совсем не любила, а руководствовалась выгодой, то герой принимал за любовь чувственное влечение к блестящей и доступной женщине. Вот почему Пьер был несчастлив в своем первом супружестве, ложные чувства быстро заменяются раздражением и скукой.
Таким образом, проблема истинной любви действительно важна и актуальна до сих пор. Каждый, у кого она есть, должен всеми силами удержать это чувство, ведь настоящая любовь может больше не повториться.
Если у вас на примете есть тема, которая вызывает затруднения, то напишите