Презентация на тему Чтобы путь был счастливым (3 класс). Чтобы путь был счастливым (3 класс) Переходя улицу, надо сначала посмотреть…
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Проект урока окружающего мира
в 3 классе
с использованием современных
Тема: «Чтобы путь был счастливым»
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
Работу выполнила:
Никанорова Екатерина Николаевна ,
учитель начальных классов
стаж работы – 8 лет, образование высшее
2014-2015 учебный год
ТЕМА УРОКА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»
Цели:
Образовательные:
научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах;
формировать представления учащихся о разнообразии видов общественного транспорта, о правилах пользования общественным транспортом;
учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
Развивающие:
развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
развивать умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя;
совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции;
развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;
развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения;
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.
Структура урока (45 мин.):
Организационный момент. Эмоциональный настрой. – 1 мин.
Сообщение темы и целей урока. – 4 мин.
Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 4 мин.
Изучение новой темы. – 30 мин.
Закрепление полученных знаний. – 3 мин.
Подведение итогов урока. – 2 мин.
Сообщение домашнего задания. – 1 мин.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ .
Учитель: Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому я желаю вам успехов на уроке.
Учитель: Прочитайте девиз, под которым будет проходить наша работа.
СЛАЙД 1. Дети читают сначала про себя, а потом все вместе девиз:«Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе».
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Учитель: Послушайте стихотворение и объясните. Почему оно называется «Скверная история».
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.
Учитель: - Какая беда могла случиться?
Дети: Петя мог попасть под машину.
Учитель: Чего Петя не знал?
Дети: Правил ДД .
Учитель: Как поступил мальчик Петя?
Дети: Безответственно, плохо.
Учитель: О чём говорится в стихотворении?
Дети: варианты ответов детей.
Учитель: Почему стихотворение называется «Скверная история»?
Дети: варианты ответов детей.
Учитель: Что такое правила дорожного движения, и для чего они нужны?
СЛАЙД 2. Ответы детей.
СЛАЙД 3. Учитель: О правилах дорожного движения вы говорили в 1 и во 2 классе, и сегодня мы продолжим разговор о них.
Учитель: Как вы уже догадались, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: Правила дорожного движения.
Учитель: Правильно, тема урока посвящена правилам дорожного движения и называется «Чтобы путь был счастливым».
СЛАЙД 4. Учитель: Сегодня будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками.
3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения? Найдите утверждения, в которых допущены ошибки:
СЛАЙД 5: Дети читают утверждения и исправляют ошибки объясняя (ответы по поднятой руке).
Ходить разрешается по проезжей части.
Переходить только на желтый сигнал светофора.
Можно кататься там, где ездят автомобили.
Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.
Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Вводная беседа (сообщение).
Учитель: Вам интересно узнать о мире на улицах и дорогах?
Дети: Да.
Учитель : Я желаю вам быть внимательными, старательными и послушать сообщение о мире на улицах и дорогах.
Текст сообщения наизусть читает заранее подготовленный ученик.
СЛАЙД 6.
Ученик: Сообщение по теме: «Мир на улицах и дорогах».
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.
Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.
Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.
Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах, посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели.
Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог.
Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
Учитель : Какой вывод из сообщения можно сделать?
Дети: Правила дорожного движения обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
Введение сказочного героя.
Учитель: Ребята, к нам пожаловал сегодня гость. Кто же это, узнайте? (На доске п оявляется рисунок Незнайки).
Дети: Незнайка!
Учитель: Попав в большой и шумный город,
Он потерялся и пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути…
Признаться честно – и не знал он,
Где ему дорогу перейти.
Учитель: Ребята, поможем Незнайке изучить правила дорожного движения?
Дети: Да!
Учитель: Незнайка попал к нам из сказки. Но ведь транспорт тоже бывает сказочный. Давайте поиграем в игру «Виды транспорта». Я буду задавать вопросы, а вы по поднятой руке отвечать на них.
Вопросы учителя:
1) На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке).
2) Любимый вид транспорта кота Леопольда?(двухколёсный велосипед).
3) Чем смазывал свой моторчик Карлсон, живущий на крыше? (вареньем).
4) Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед).
5) Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету).
6) На чём летал Старик–Хоттабыч? (на ковре-самолёте).
7) Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа).
8) На чём катался Кай из сказки «Снежная королева»? (на санках).
9) Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики… (на воздушном шарике).
Учитель: Ребята, а давайте предложим Незнайке остаться у нас на уроке и узнать много нового и интересного.
Дети оставляют Незнайку у себя на уроке.
Новый материал.
Учитель: Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда – это много или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда – вещь серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.
Учитель: Как называется человек, совершающий движение по улице?
Дети: Пешеход . СЛАЙД 7.
Учитель: Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов?
Дети: тротуар. СЛАЙД 8.
Учитель: Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги?
Дети: Проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.
Учитель: Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход? СЛАЙД 9.
Твердо знайте вы, ребята:
Где дорога полосата,
Там по ней идет народ,
Потому что – переход.
Учитель: Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте?
Дети: Зебра.
Учитель: СЛАЙД 10. «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.
Учитель: Также дорогу переходят по знаку светофора и по подземному переходу. СЛАЙД 11.
Учитель: Эти случаи применимы в городе. А как вы будете переходить дорогу у нас, в деревне?
Дети: Просто нужно посмотреть налево, а затем направо и только потом переходить дорогу.
Учитель: СЛАЙД 12. Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.
Учитель: А почему нужно сначала посмотреть налево, а потом направо?
Дети: В нашей стране - правостороннее движение.
Учитель: А теперь внимание на экран. СЛАЙД 13. Давайте рассмотрим картинку и попробуем ответить, ребенок под каким номером не соблюдает правила и почему?
Дети: Дети выбирают и объясняют свой выбор. (1, 2, 4, 7)
Физкультминутка. СЛАЙД 14.
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Учитель: А кто знает, как нужно идти по загородной дороге?
Дети: По загородной дороге нужно идти по обочине навстречу двигающемуся транспорту. СЛАЙД 15.
Учитель: Где можно кататься на велосипеде?
Дети: Ответы детей. СЛАЙД 16.
Учитель: СЛАЙД 17. Прочитайте стихотворение и запомните его.
Один ученик читает вслух.
Есть у меня велосипед,
Но нет четырнадцати лет.
Пока катаюсь во дворе,
Где безопасно детворе.
И даже в дом соседний к деду
Я через улицу не еду.
А на зелёный свет иду,
Велосипед за руль веду.
Учитель: СЛАЙД 18. Запомните, для велосипедиста существуют специальные правила:
Ездить на велосипеде можно с 14-летнего возраста.
Кататься можно во дворах, парках, стадионах.
Запрещается ездить, держась за руль одной рукой или «без рук».
Запрещается катать на раме или багажнике людей.
Учитель: Послушайте внимательно загадку. СЛАЙД 19.
Читает 1 ребёнок:
Есть у нас дружок хороший
С великаном добрым схожий!
Знай: три глаза у него-
Не боятся никого.
Утром, днём, в ночную тьму
Все горят по одному.
И у каждого - свой цвет,
Чтоб в пути нам дать совет.
Дети: Светофор.
Учитель: А знаете ли вы, когда и где появился первый светофор?
Дети: Нет.
Учитель: СЛАЙД 20. Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне. Знаете ли вы, что означает слово «светофор». Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).
Учитель: Он несет свет трех цветов. Каких цветов?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Учитель: Что означают эти сигналы?
Дети: Стойте, внимание, идите.
Учитель: Прочитайте стихотворение про цвета светофора. СЛАЙД 21.
Дети: Дети сначала читают про себя, а потом все вместе.
Вот зажегся красный свет –
Всем известно – хода нет.
С вами так условимся:
Желтый – приготовимся,
А зеленый говорит:
Путь открыт! Совсем открыт!»
Учитель: Знаете ли вы, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Красный цвет – тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машины? (аварийная машина, пожарная)
Желтый цвет – предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!» машины, которые работают прямо на дорогах, - желтого цвета. Что это за машины? (краны, бульдозеры, катки). Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди. СЛАЙД 22.
Зеленый цвет – спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.
Учитель: Ребята, давайте подведём итог. Что же такое светофор?
Дети: Светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.
Учитель : Люди делят светофоры на два вида: транспортные и переходные. СЛАЙД 23.
Учитель: А вы действительно умеете правильно переходить дорогу?
Сейчас проверю! Представьте, что я – Светофор, а вы должны быть внимательны:
если загорится красный, сиди тихо – путь опасный;
жёлтый если загорится, надо хлопать, не лениться;
свет зелёный говорит: «Можно топать – путь открыт!».
Итак, кому не понятно задание? Тогда начинаем!
Игра “Будь внимателен!” Учитель показывает поочерёдно круги 3 разных цветов, дети выполняют движения в соответствии с заданием.
Учитель: Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер».
Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами. В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел – «Обязанности пассажиров».
Все мы: и взрослые, и дети, являемся и пешеходами, и пассажирами.
Прочитайте внимательно правила для пассажиров: СЛАЙД 24.
Дети читают правила по цепочке.
1. При поездке на транспорте, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;
2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
4. Нельзя открывать двери машины во время движения;
6. Нельзя прислоняться к дверям.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель: Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы запомнили правила дорожного движения. Я предлагаю вам тест. Если вы правильно ответите на все вопросы, то отгадаете слово. СЛАЙД 25.
Дети отвечают по поднятой руке.
Вопросы теста:
1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?
З) правой.
2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует он …
Н) пассажир;
М) водитель.
3. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется …
А) тротуар;
4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;
Д) красный треугольник с изображением человека.
5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть …
А) направо;
О) налево.
6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
Г) с 10 лет;
К) с 14 лет.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель: Молодцы, теперь я вижу, что вы настоящие ЗНАТОКИ правил дорожного движения.
Ребята, сегодня вы получили новые знания о правилах дорожного движения. Я надеюсь, что они будут вам помогать в жизни. Помните о них всегда.
Я надеюсь, что Незнайке очень помогут все знания, которые он получил сегодня у нас на уроке. И он больше никогда не попадёт в такую неприятную ситуацию, как в начале урока.
Ещё раз вспомним, для чего надо знать правила дорожного движения, прочитав стихотворение. СЛАЙД 26.
1 ученик читает вслух стихотворение:
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим.
7. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Ответить на вопросы (стр. 12);
Выполнить задание на стр. 13 №1.
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
с и г н а л 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. а в а р и я з е б р а в о д и т е л ь п е ш е х о д а с ф а л ь т о б о ч и н а п е р е х о д Вопрос 1: Знак, подаваемый транспортным средством или светофором. Вопрос 3: Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход. Вопрос 4: Лицо, управляющее транспортным средством. Вопрос 5: Человек, идущий пешком. Вопрос 6: Твердое и гладкое покрытие дороги. Вопрос 7: Боковая часть, край дороги. Вопрос 2: Повреждение транспортного средства во время движения. Вопрос 8: Место, предназначенное и специально устроенное для передвижения с одной стороны улицы на другую.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Что такое светофор?
Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении.
Для чего светофор устанавливают?
Светофоры служат для регулирования дорожного движения.
Где устанавливают светофор?
Светофоры устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.
Какие виды светофоров вам известны?
Светофоры бывают транспортные и пешеходные.
Что обозначают сигналы светофора?
красный – стой жёлтый – внимание зелёный – иди
Какой перекресток называется регулируемым?
Перекресток называют регулируемым, где стоит светофор или регулировщик.
Что нужно делать, если ты подошёл к дороге, а зелёный сигнал светофора начал моргать?
Если ты подходишь к дороге, а зелёный сигнал начал моргать, подожди, когда включится немигающий зелёный сигнал.
Как вы будете переходить дорогу, если светофора нет?
Если на участке дороги нет светофора, то переходить на другую сторону необходимо только в определённом месте – по пешеходному переходу. Прежде чем ступить на дорогу – осмотрись. Посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
Как регулировщик управляет движением?
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора. 2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал. 3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
Т.П. Рындина
с. Верхние Поляны, Пензенская область
Урок окружающего мира
А.А. Плешаков
Чтобы быть счастливым.
Цель: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
Оборудование: дорожные знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», запрещающий знак «Запрещён пешеходный переход».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2 Введение в тему.
Отгадайте загадку:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти (светофор).
Тема нашего урока: «Чтобы путь был счастливым». Сегодня мы будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками.
А сейчас давайте посмотрим, что вы знаете уже о правилах дорожного движения?
Дети получают карточки, где записаны утверждения по изученной теме, среди которых есть как верные, так и неверные.
Где допущены ошибки? Найдите их:
Ходить разрешается по проезжей части.
Переходить улицу только там, где положено.
Переходить только на жёлтый сигнал светофора.
Можно кататься там, где ездят автомобили.
Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.
Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.
Дети выбирают верные утверждения (работа ведётся в группах), ищут ошибки. Таким образом выясняется степень готовности детей к достижению целей урока.
Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик».
Говорит беспечный Петя:
Мне опасность не грозит.
Как шофёр меня заметит –
В тот же миг и тормозит.
Что же может тут случиться?
Ведь на улице пока
Грузовик меня боится,
А не я – грузовика!
Он смеётся:
Не пойму,
Отчего и почему
Должен путь ученик
Уступать грузовику,
Если может грузовик
Уступать ученику?
Каждый, кто машиной правит
Скажет вам наверняка,
Что, конечно, не задавит
Ученик грузовика.
Но, добавим мы серьёзно,
Что растяпа – ученик
Может рано или поздно
Сам попасть под грузовик.
Вот поэтому, всегда,
Чтобы не случилась беда,
Должен путь ученик
Уступать грузовику,
На дороге каждый миг
Должен быть на чеку!
3. Работа с учебником.
Читаем текст в учебнике «Если ты пешеход» страница 8.
Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным).
Вам нужно составить торжественное обещание пешехода, которое вы дадите своим родным.
Торжественное обещание :
Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зелёный свет светофора и никогда не ходить на красный.
Задание учебника страница 12 : продолжи историю про Асю и Нину.
Что значит быть собранным? (уверенность в себе, способность за секунды найти верное решение).
Задание 1 страница 12. раздел «Подумай »
Что значит: быть в пути собранным, внимательным, осторожным?
Ученики рецензируют ответы друг друга, дополняют их.
4.Самостоятельная работа.
Чтение статьи «Если ты велосипедист, страница 10.
Назовите правила для велосипедистов.
1.Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипедах.
2. По тротуарам разрешается ездить только совсем маленьким детям на детских велосипедах.
3. Не катай никого на раме или багажнике своего велосипеда.
Чтение статьи «Если ты пассажир», страница 11.
Назовите правила пассажира.
1.Садится в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.
2. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.
3. Не высовывай голову или руку из транспорта.
5. Нельзя прислоняться к дверям.
5. Проверка знаний.
1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?
з) правой.
2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует
н) пассажир;
м) водитель.
3. Место, отведённое для ходьбы пешеходов, называется…
а) тротуар;
4 Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;
д) красный треугольник с изображением человека.
5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть….
а) направо;
о) налево.
6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
г) с 10 лет;
к) с 14 лет.
У нас получилось слово «Знаток».
Цель урока: учить применять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи урока:
- учить работать с книгой, слушать выступления товарищей и дополнять их;
- формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах; о правилах пользования общественным транспортом;
- развивать у детей умение работать сообща и дружно с одноклассниками; развивать коммуникативные способности детей; умение следовать заданному алгоритму действий.
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь, умение работать в группах и индивидуально.
Оборудование: памятка “Знай правила движения как таблицу умножения!”, карточки с заданиями, ПК, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова издательство “Просвещение”, учебный диск по ОБЖ “Правила поведения в общественном транспорте”, светофоры с сигналами, ребусы, набор цифр от 1 до 6, удостоверения грамотного пассажира, “Рабочая тетрадь к учебнику “Мир вокруг нас” 2-я часть. Класс делится на три группы.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
(2 мин)– Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
1. - Вспомним материал предыдущего урока. С какой темой знакомились на предыдущем уроке? (“Огонь, вода и газ”) Какие важные правила безопасности вы запомнили?
– Назовите номер телефона, на который вы позвоните в случае пожара? В случае утечки газа? Аварии водопровода?
III. Введение в новую тему урока (7 мин)1. Загадка:
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…
(Модель светофора прикрепляется на доску )
2. Разгадывание в группах ребусов (ответы: дорога, трамвай, переход, стоянка)
3.– Когда человек собирается куда-то идти или ехать, что желают ему друзья или родственники? (Счастливого пути)
– Объясните, как вы понимаете смысл этих слов?
– О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
– Что бы вы хотели узнать, какие сведения интересуют вас по этой теме?
– На нашем уроке мы будем знакомиться с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками, быть может, случится так, что кто-то из вас уже знаком с ними.
– Посмотрим, что вы знаете о современных правилах дорожного движения?
– У каждой группы на парте лежат цифры от 1 до 6, по количеству утверждений. Вы определяете номер правильного утверждения и цифрой обозначаете его. (Интерактивная доска, материал был подготовлен и закрыт) (Слайд 2)
1) Ходить разрешается по проезжей
части.
2) Переходить улицу только там, где положено.
3) Переходить улицу только на жёлтый сигнал
светофора.
4) Можно кататься на велосипеде там, где ездят
автомобили.
5) Садиться в автомобиль и выходить из него нужно
со стороны тротуара.
6) Держись за поручень в автобусе, троллейбусе. Не
ходи по проходу движущегося транспорта.
(Учащиеся выбирают правильные утверждения и цифрами указывают на них)
На слайде показаны правильные утверждения, учащиеся сверяют со своими ответами. (Слайд 3 )
Ф И З М И Н У Т К А
Игра на внимание: говорите только да и при этом встаньте, нет -похлопайте в ладоши и помотайте головой. Слушайте внимательно!
– Что хотите – говорите, в море
сладкая вода? (Нет)
– Что хотите – говорите, красный свет – проезда
нет? (Да)
– Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой,
играем мы на мостовой? (Нет)
– Что хотите – говорите, но если очень вы
спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
– Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед
только там, где переход? (Да)
– Что хотите – говорите, мы бежим вперед так
скоро, что не видим светофора? (Нет)
IV. Знакомство с новым материалом.
– Мы будем изучать новый материал, что-то, возможно, покажется вам уже знакомым, какие-то сведения будут для вас новыми. (Слайд №4)
1. Просмотр нового материала на учебном диске. Выполнить задания. (4 мин)
2. – Дальше мы совершим познавательное путешествие вместе с нашими друзьями Юлей и Ромой. (Учебный диск по ОБЖ, фрагменты “Как вести себя в общественном транспорте”. “Как вести себя на улице”) (5 мин)
– Ребята, можете ли вы быть уверенными, что всё знаете о правилах поведения на улице, в общественном транспорте?
– А где можно ещё почерпнуть новые знания?
3. Работа с учебником. Тетрадь. Работа в группах. (13-15 мин)
– Поработав в группах вы должны ответить на главный вопрос “Как избежать опасности, если ты пешеход, если ты велосипедист, если ты пассажир?” (На доске крепятся таблички: БЕЗОПАСНОСТЬ, ПЕШЕХОД, ВЕЛОСИПЕДИСТ, ПАССАЖИР) (Слайд 5)
I группа – ПЕШЕХОД , читают материал учебника с. 8-9, выполняют задание в тетради на с. 5 №1.
II группа – ВЕЛОСИПЕДИСТ , читают материал учебника с. 10, выполняют задание в тетради на с. 6-7 №3
III группа – ПАССАЖИРЫ , читают материал учебника с. 11, выполняют задание в тетради на с. 8 №5 (Слайд 6, 7 )
Ф И З М И Н У Т К А (электронная для глаз …..)
4. Взаимопроверка тетрадей (Ошибки: 1, 2, 3?)
V. Закрепление знаний (6 мин)1. Работа с презентацией. Группы отчитываются по заданию.
– Продолжите: “Пешеход – это…. Чтобы путь был счастливым пешеход должен….” (Слайд 8)
– Велосипедист – это…. Чтобы путь был счастливым велосипедист должен…. (Слайд 9)
– Пассажир – это…. Чтобы путь был счастливым пассажир должен…(Слайд 10)
– Спасибо, ребята. Вы хорошо поработали.
2. Интерактивная игра (диск)
1). Раздел “Транспорт”, вопрос №3
– Кто из вас любит кататься на велосипеде?
– У многих из вас есть личный транспорт. А знаете ли вы, какие правила вы должны выполнять, если у вас есть велосипед?
– Давайте убедимся, насколько вы грамотные велосипедисты
Продолжение игры, раздел “Велосипед”.
VI. Рефлексия (Слайд 11) (2 мин)– На этом уроке я узнал…
– На этом уроке я похвалил бы себя за…
– После урока мне захотелось…
– Оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой – наклейте на светофор, который находится на доске, зелёный кружок, если нет – наклейте красный. Если затрудняетесь ответить на этот вопрос – наклейте жёлтый.
– Дорогие ребята! Если мы будем внимательны на дорогах, если будем соблюдать правила дорожного движения, если будут уважать друг друга пешеход и водитель, то несчастных случаев на дорогах станет значительно меньше. А это значит, радостных дней в году у нас будет гораздо больше.
VII. Итог урока (1-2 мин) (Слайд 12)– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какое задание было трудно выполнять?
– Сегодня вы все старались, узнали новое и вспомнили уже знакомые вам правила безопасности. Надеюсь, что в повседневной жизни вы будете грамотными и дисциплинированными участниками дорожного движения и пассажирами.
Всем вручаются удостоверения грамотного пассажира.
– Спасибо, дети, за урок. (Слайд 13)