Право на информацию одной из. Право граждан на информацию
Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения маршрутных транспортных средств и т.д.).
Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона самой Конституцией Российской Федерации прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).
Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативно-правовых акта – Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» – имеют основополагающее значение.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.
К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.
По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами (статья 3 Федерального закона «Об информации…»). Развивая это правило, законодатель говорит о том, что любой гражданин вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (статья 8 Федерального закона «Об информации…»). Отказ в предоставлении такой информации, при условии соблюдения гражданином порядка обращения за получением информации, является неправомерным и может быть оспорен гражданином в суде.
В отношении нижеперечисленной информации какие-либо ограничения доступа установлены быть не могут:
нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;
информация о состоянии окружающей среды;
информация о деятельности государственных и муниципальных органов, об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.
Закон гарантирует бесплатность предоставления информации в следующих случаях:
если информация о деятельности государственных и муниципальных органов размещается такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях (Интернет);
если информация затрагивает права и обязанности заинтересованного лица.
Установление государственным органом, либо органом местного самоуправления, их должностными лицами платы за предоставление информации возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральным законом.
Следует отметить, что действующее законодательство об информации предоставляет широкие полномочия обладателю информации – он вправе, в частности, разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа. При этом данное право обладателя информации не может нарушать прямо предусмотренное федеральным законом право гражданина на доступ к той или иной информации. Это означает, что установление произвольных ограничений, запретов на доступ к информации неправомерно (часть 4 статьи 29, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П). Так, не может быть признана коммерческой тайной такая социально значимая информация , как:
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о численности и составе работников предприятия, о системе оплаты и об условиях труда, об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;
о загрязнении предприятием окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (и т.д. статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»).
Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей – соблюдение конфиденциальности такой информации (она не может быть передана третьим лицам).
Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация (статья 3 Федерального закона «О персональных данных»).
Такая информация, по общему правилу, должна оставаться конфиденциальной для третьих лиц (ст. 7 Федерального закона «О персональных данных»), за исключением случаев, когда:
1) сам гражданин – субъект персональных данных – дает согласие на ее разглашение, в том числе для определенных (ограниченных) целей использования (например, включение данных о сотрудниках организации в общедоступные справочники);
2) законом установлены обязательные требования для предоставления персональных данных (например, обнародование государственными служащими сведений о своих доходах и имуществе);
3) информация о гражданине обезличивается, то есть не позволяет достоверно установить его и, по существу, теряет характер персональных данных (например, гражданин Б., сотрудник коммерческой фирмы).
Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Часть. 2 ст. 10 устанавливает исключения из этого правила, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности и т.д.
Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
" |
С философской точки зрения понятие «информация» определил Н. Вингер: информация - это не энергия и не материя . Простое и понятное каждому определение информации дал С. Ожегов. Это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сведения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь .
До середины 20-х годов ХХ века под информацией действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. С серединным ХХ века информация превращается в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация); это одно из основных понятий кибернетики.
При рассмотрении информации в качества предмета правоотношений в правовой системе, предмета отношений государства, юридических и физических лиц, информацией являются сообщения и сведения. Это объясняется тем, что при движении информации в процессе ее создания, распространения, преобразования и потребления подавляющее большинство общественных отношений возникает именно по поводу информации как сведений или сообщений.
Анализируя информацию как предмет правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, неконкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом .
На сегодняшний день нормативное определение термина «информация» содержится Законе Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон «Об информации, информатизации и защите информации»): информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления . Указанный нормативный правовой акт регулирует общественные отношения, возникающие при поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией.
Право на информацию - самостоятельное конституционное право, позволяющее человеку свободно получать, хранить, распространять информацию любым законным способом.
Фундаментом законодательства Республики Беларусь об информации и информатизации является Конституция Республики Беларусь. Статья 34 Основного Закона раскрывает право на информацию следующим образом:
«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение, распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав» .
Согласно требованиям данной статьи Конституции деятельность государственных органов, общественных объединений должна протекать публично. Они обязаны в соответствии с их компетенцией давать полную, достоверную и своевременную информацию о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
В этих целях и в Конституции, и других актах предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так, Конституция предписывает, что Президент как Глава государства обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития .
О заседаниях органов государственной власти граждане регулярно информируются через телевидение, радио, другие средства массовой информации.
Принципиально важным и с точки зрения информирования в деятельности органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прав и обязанностей является требование Конституции и актов текущего законодательства о публикации или доведении до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» - первый нормативный правовой акт, содержащий основополагающие идеи, начала информационных отношений. Правовое регулирование информационных отношений осуществляется на основе следующих принципов:
· свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией;
· установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь;
· своевременности предоставления, объективности, полноты и достоверности информации;
· защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных;
· обеспечения безопасности личности, общества и государства при пользовании информацией и применении информационных технологий;
· обязательности применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации информационных систем и информационных сетей в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь .
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Право на информацию не может быть использовано для пропаганды войны или экстремистской деятельности, а также для совершения иных противоправных деяний .
Следует подчеркнуть, что вышеуказанный законодательный акт расширяет, по сравнению с Конституцией Республики Беларусь, круг субъектов информационных правоотношений :
а) Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь;
б) государственные органы, другие государственные организации;
в) иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами;
г) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
д) иностранные государства, международные организации .
На сегодняшний день разграничены понятия «предоставления» и «распространения» информации:
- предоставление информации - действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц;
- распространение информации - действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц.
Предоставление общедоступной информации может осуществляться по запросу заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица. Запросы о получении общедоступной информации могут быть адресованы ее обладателям в форме:
ь устного запроса;
ь письменного запроса.
Предоставление заинтересованному государственному органу, физическому или юридическому лицу общедоступной информации по запросу может осуществляться посредством:
устного изложения содержания запрашиваемой информации;
ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию;
предоставления копии документа, содержащего запрашиваемую информацию, или выписок из него;
предоставления письменного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию .
Распространение и (или) предоставление общедоступной информации о деятельности государственных органов могут осуществляться посредством:
Ш распространения в средствах массовой информации;
Ш размещения в государственном органе в общедоступных местах;
Ш размещения в информационных сетях;
Ш предоставления на основании запросов заинтересованных государственных органов, физических и юридических лиц;
Ш распространения и (или) предоставления иными способами.
Распространение и (или) предоставление общедоступной информации о деятельности государственных органов осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь .
Отметим, что Закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что одним из способов реализации рассматриваемого права является направление запроса обладателю интересующей информации. Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь на сегодняшний день не содержит норм, устанавливающих:
Правовой статус данного вида документа (его содержание, возможность рассмотрения анонимного запроса и т.д.);
Сроки направления, а также порядок и сроки рассмотрения запроса;
Ответственность за нарушение порядка предоставления информации по запросу субъектов информационных правоотношений.
Целесообразно определить запрос как документ, содержащий требование субъекта информационных правоотношений о предоставлении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах к лицу, обладающему такой информацией и имеющему полномочия на ее предоставление и распространение.
При этом установить, что отправитель запроса - это субъект информационных правоотношений, желающий реализовать право на информацию путем направления запроса обладателю информации; адресат запроса - субъект информационных правоотношений, которому адресован запрос о предоставлении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.
Письменный запрос должно содержать:
1. Необходимые сведения об адресате запроса;
2. Данные об отправителе запроса (для физических лиц- фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и (или) места учебы (работы); иных субъектов информационных правоотношений - наименование лица, юридический адрес);
3. Изложение сути запроса (какую информацию желает получить лицо и для каких целей);
4. Личную подпись отправителя запроса или его представителя.
Направление запросов сроком не ограничено. Обладатель информации вправе отказать в предоставлении информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. Запрос подлежат обязательному рассмотрению адресатом, к компетенции которого относится предоставление информации, изложенной в запросе. Запрос, направленный в адресату, к компетенции которого не относится предоставление такого рода информации, в пятидневный срок направляются к соответствующему обладателю с уведомлением об этом отправителя запроса либо по данному запросу отправителю в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, к компетенции какого субъекта информационных отношений относится предоставление информации по данному запросу.
Запрос должен быть рассмотрен не позднее десяти дней со дня его регистрации у адресата, а запросы, требующие дополнительного поиска информации, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь.
Говоря о закреплении права на информацию на конституционном уровне, следует отметить, что из части 1 статьи 34 Основного закона следует, что круг субъектов, которым гарантируется право на информацию в Республике Беларусь, ограничен гражданами государства и в него не входят иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем, статья 19 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, что «каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ» . Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года уточняет предоставленное право следующими положениями:
1. Право на информацию может быть реализовано: устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.
2. Пользование предусмотренным правом налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения .
Сравнивая законодательное закрепление права на информацию с Российской Федерацией, следует отметить, что Конституция Российской Федерации в пункте 4 статьи 29 устанавливает: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Статья 24 Основного закона России данное положение дополняет правилом о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются . Из вышеуказанного следует, что Российская Федерация гарантирует каждому право на информацию на конституционном уровне, как гражданам, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также закрепляет случаи ограничения права на информацию.
Подводя определенный итог, следует констатировать: законодательство Российской Федерации по данному вопросу видится более демократичным тем, что российское право расширяет круг субъектов, которым предоставляется право на информацию. Закрепление на конституционном уровне предоставления права на информацию физическим лицам (то есть «каждому») соответствует нормам международного права.
Вместе с тем, с точки зрения теории права, право на информацию является политическим правом, которое подразумевает возможность его предоставления только гражданам в силу их принадлежности к государству. Возможно, что российский законодатель трактует данное политическое право расширительно. Согласно статье 6 Федерального Закона от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование . Аналогичное положение закреплено в Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации». На наш взгляд, толкование данного положения о праве граждан (физических лиц) как обладателей информации может быть следующим: право на информацию принадлежит гражданам, а в случаях, когда информация является общедоступной и не затрагивает интересы других лиц и государства, она может быть предоставлена любому физическому лицу (в том числе и иностранцу).
Следует отметить важные позитивные положения, закрепленные в Основном Законе Республики Беларусь. Так, Конституция Республики Беларусь гарантирует получение полной, достоверной и своевременной информации. Данная гарантия является важной и необходимой, так как наличие недостоверной, несвоевременной и неполной информации равносильно её отсутствию. Кроме того, Конституция, помимо права на получения информации, устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц дать ответ по существу в определенный законом срок.
Таким образом, полагаем, что необходимо в части 1 статьи 34 Конституции Республики Беларусь слово «гражданам» заменить словом «каждому», и с учетом изложенного изложить вышеуказанную норму в следующей редакции: «Каждому гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды». Предложенная редакция статьи 34 Конституции, предоставляющая право на информацию также иностранным гражданам и лицам без гражданства, сохраняет право государства на ограничение права на информацию в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Данное положение закреплено в статьи 23 Конституции Республики Беларусь.
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским
47. Право граждан Российской Федерации на информацию и права средств массовой информации.
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).
Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.
Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них - общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.
К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.
Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.
Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако, свобода слова не безгранична. В соответствии с Конституцией не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Свобода слова означает также и недопустимость принуждения к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Гарантии названных в ст. 29 Конституции прав и свобод конкретизируются в Законе "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями <*>, в котором предусматривается, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.
Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом обеспечено и нормами Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" <*> (1995 г.). В данном Законе предусмотрено, что граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд. Закон предусматривает виды информации с ограниченным доступом (отнесенную к государственной тайне; конфиденциальную).
48. Право граждан Российской Федерации на объединение.
Право на объединение получило свое закрепление в ст. 30 Конституции РФ. Оно включает в себя:1) право на добровольной основе создавать общественные объединения;2) право вступать в уже существующие общественные объединения;3) право воздерживаться от вступления в какое-либо общественное объединение;4) право свободного выхода из общественных объединений.
Право на объединение имеют как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические общественные объединения, право на создание и участие в которых принадлежит только гражданам Российской Федерации.
Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, содержащихся в ч. 5 ст. 13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона).
Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения государственного органа или органа местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица - общественные объединения.
Общественное объединение считается созданным с момента принятия на съезде (конференции, общем собрании) общественного объединения решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Однако, если общественное объединение желает приобрести статус юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Общественные объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах (в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности), что соответствует разнообразию целей, для которых они создаются. Отличительной чертой общественной организации является наличие членства, которое оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или иными документами. В остальных организационно-правовых формах членство не предусмотрено и состоящие в них лица именуются участниками.
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
Особое место в системе общественных объединений занимают политические общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ст. 12 1 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В.В. АРХИПОВ
Архипов В.В., соискатель степени кандидата юридических наук кафедры трудового права АТиСО.
Право граждан
на получение информации гарантировано ст. 24
и 29 российской Конституции. Наиболее
существенная для граждан
правоустанавливающая норма содержится в п.
4 ст. 29, которая гарантирует, что "каждый
имеет право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом.
Перечень сведений, составляющих
государственную тайну, определяется
федеральным законом".
В целях
правильной ориентации граждан в своих
правах им следует знать, что правила
реализации конституционных гарантий в
данной сфере их взаимоотношений с
представителями власти регулирует
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ
"Об информации, информатизации и защите
информации" (далее - Закон N 24-ФЗ). А кроме
того, надо помнить о юридических различиях,
подразделяющих получение информации
согласно их устным запросам и на основании
письменного обращения в органы власти.
Рассмотрим наиболее широко
распространенные трудности, которые
приходится преодолевать гражданам при
получении информации по устным запросам.
Для примера возьмем получение справок о
регистрации в структурном подразделении
какого-либо федерального или
муниципального органа самоуправления, а
конкретнее - получение справки о нахождении
(ненахождении) на учете в центре занятости
населения или какой-либо справки из ДЭЗа.
Прежде всего, часто приходится
сталкиваться с ситуацией, когда справки
выдаются только в определенные дни. Такое
условие вполне правомерно, поскольку
регулирующий этот спектр общественных
отношений названный Закон позволяет это
делать. Так, в силу п. 3 ст. 12 "порядок
получения пользователем информации
(указание места, времени, ответственных
должностных лиц, необходимых процедур)
определяет собственник или владелец
информационных ресурсов с соблюдением
требований, установленных настоящим
Федеральным законом".
К сожалению,
данный Закон, да и иные сопряженные с этой
проблемой законы, не содержит
ориентировочных нормативов о допустимом
месте и надлежащем времени получения
необходимой информации. В Законе
содержится лишь общая декларативная норма,
согласно которой органы государственной
власти и организации, ответственные за
формирование и использование
информационных ресурсов, обеспечивают
условия для оперативного и полного
предоставления пользователю
документированной информации в
соответствии с обязанностями,
установленными уставами (положениями) этих
органов и организаций. Поэтому, например, по
сроку целесообразно ориентироваться на
общегражданский подход, т.е. на разумный
срок выполнения обязательств (ч. 1 п. 2 ст. 314
ГК РФ). Это предполагает отсчет срока со дня
обращения гражданина. Если же
обязательство по предоставлению
информации не исполнено в разумный срок,
владелец информации обязан исполнить его
(т.е. предоставить информацию) в семидневный
срок с момента предъявления требования об
исполнении. Такой порядок действует, если
обязанность исполнения в другой срок не
вытекает из закона, иных правовых актов,
условий обязательства, обычаев делового
оборота или существа обязательства (ч. 2 п. 2
ст. 314 ГК РФ).
Нередко чиновники требуют
при выдаче справки объяснить причины ее
получения и указать место ее предъявления,
обусловливая это необходимостью внесения
соответствующей записи в справку и в книгу
регистрации выдачи справок. Вот это
требование п. 1 ст. 12 Закона N 24-ФЗ,
устанавливающее, что "пользователи -
граждане, органы государственной власти,
органы местного самоуправления,
организации и общественные объединения -
обладают равными правами на доступ к
государственным информационным ресурсам и
не обязаны обосновывать перед владельцами
этих ресурсов необходимость получения
запрашиваемой ими информации. Исключение
составляет информация с ограниченным
доступом". Но в нашем случае информация с
ограниченным доступом, которая определена
в соответствующих законах и подзаконных
актах, например о коммерческой и
конфиденциальной информации, никакого
отношения к рассматриваемой информации не
имеет.
То же правило применимо и к
требованию чиновника о выдаче информации
только при предъявлении запроса от
какого-либо другого органа власти. Кроме
того, такое требование не соответствует
правилам ст. 14 указанного Закона, в силу
которой:
- граждане и организации имеют
право на доступ к документированной
информации о них, на уточнение этой
информации в целях обеспечения ее полноты и
достоверности, имеют право знать, кто и в
каких целях использует или использовал эту
информацию;
- ограничение доступа
граждан и организаций к информации о них
допустимо лишь на основаниях,
предусмотренных федеральными законами;
- владелец документированной информации о
гражданах обязан предоставить (обратим
внимание: не преДСТавить для ознакомления,
а именно преДОСТавить, т.е. по Ожегову С.И. -
отдать в распоряжение, пользование)
информацию бесплатно по требованию тех лиц,
которых она касается. Ограничения возможны
лишь в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
- отказ владельца информационных
ресурсов субъекту в доступе к информации о
нем может быть обжалован в судебном
порядке.
Обобщая все перечисленные
незаконные требования, необходимо
отметить, что санкциональное
законодательство содержит малоприменимую
(в аспекте массового правонарушения прав
граждан) разнообразную ответственность за
нарушение норм, связанных с информационным
обеспечением граждан. Право граждан на
привлечение к ответственности лиц,
произвольно применяющих нормы о
гарантированном доступе к информации,
закреплено Законом N 24-ФЗ, в соответствии со
ст. 13 которого органы государственной
власти и органы местного самоуправления
обязаны создать доступные для каждого
информационные ресурсы по вопросам
деятельности этих органов и
подведомственных им организаций, а также в
пределах своей компетенции осуществлять
массовое информационное обеспечение
пользователей по вопросам прав, свобод и
обязанностей граждан, их безопасности и
другим вопросам, представляющим
общественный интерес. Отказ в доступе к
перечисленным информационным ресурсам
может быть обжалован в суд.
Гражданам
надлежит знать еще одно обстоятельство.
Перечень информационных услуг,
предоставляемых пользователям из
государственных информационных ресурсов
бесплатно или за плату, не возмещающую в
полном размере расходы на услуги,
устанавливает Правительство Российской
Федерации. Но пока такого акта (касающегося
выдачи справок в рассматриваемых органах)
не принято, следовательно, вся подобная
информация должна предоставляться
бесплатно. Расходы на указанные услуги
компенсируются из средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации.
На основании ст. 15 Закона N
24-ФЗ владелец информационных ресурсов
обязан обеспечить соблюдение режима
обработки и правил предоставления
информации пользователю, установленных
российским законодательством или
собственником этих информационных
ресурсов в соответствии с
законодательством. Владелец
информационных ресурсов несет юридическую
ответственность за нарушение правил работы
с информацией в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Закона отказ в доступе к
открытой информации или предоставление
пользователям заведомо недостоверной
информации могут быть обжалованы в
судебном порядке. Во всех случаях лица,
которым отказано в доступе к информации или
получившие недостоверную информацию, имеют
право на возмещение понесенного ими ущерба.
Суд рассматривает споры о необоснованном
отнесении информации к категории
информации с ограниченным доступом, иски о
возмещении ущерба в случаях
необоснованного отказа в предоставлении
информации пользователям или в результате
иных нарушений прав пользователей.
Руководители и другие служащие органов
государственной власти, организаций,
виновные в незаконном ограничении доступа
к информации и нарушении режима защиты
информации, несут ответственность в
соответствии с уголовным, гражданским
законодательством и законодательством об
административных правонарушениях.
Уголовная ответственность непосредственно
за нарушение Закона N 24-ФЗ (кроме иной
сопряженной с этим нарушением, как,
например, за злоупотребление должностными
полномочиями (ст. 285 УК РФ) или за халатность
(ст. 293 УК РФ)), предусмотрена в ст. 140 УК РФ. В
соответствии с ней неправомерный отказ
должностного лица в предоставлении
собранных в установленном порядке
документов и материалов, непосредственно
затрагивающих права и свободы гражданина,
либо предоставление гражданину неполной
или заведомо ложной информации, если эти
деяния причинили вред правам и законным
интересам граждан, - наказываются штрафом в
размере до 200 тыс. руб. или в размере
заработной платы, или иного дохода
осужденного за период до 18 месяцев либо
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Административная ответственность
предусмотрена в ст. 5.39 КоАП, в силу которой
неправомерный отказ в предоставлении
гражданину собранных в установленном
порядке документов, материалов,
непосредственно затрагивающих права и
свободы гражданина, либо несвоевременное
предоставление таких документов и
материалов, непредоставление иной
информации в случаях, предусмотренных
законом, либо предоставление гражданину
неполной или заведомо недостоверной
информации - влечет наложение
административного штрафа на должностных
лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
Гражданская
(деликтная) ответственность в случае
нанесения гражданину имущественного вреда
предусмотрена в ст. 1064 ГК РФ, а ее нюансы, в
зависимости от статуса правонарушителя,
регулируются ст. 1068 - 1071. Причем в случаях,
предусмотренных законом, возможна, кроме
того, компенсация причиненного морального
вреда на основании общих норм ст. 151 ГК РФ.