Пожарная каланча: история в деталях. Московские пожарные каланчи Пожарная каланча в городе
November 11th, 2017
В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.
Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.
Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.
Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184
«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.
Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.
Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426
В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.
По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.
К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».
Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254
В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.
Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089
Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722
Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:
«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.
На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.
Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.
Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.
В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.
Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.
Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.
Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.
Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.
На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.
При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.
В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».
Удивительное по своей оригинальности и красоте здание похоже скорее на античный театр, чем на столь значимый объект. Вот уже почти двести лет оно украшает город и до недавнего времени служило по прямому назначению. Лишь в 2005 году власти приняли решение передать уникальное здание местному музею. Пожарная каланча (Кострома) находится на Сусанинской площади, ранее именовавшейся Екатеринославской. Гуляя по древнему городу, сложно пройти мимо этого необычного строения.
Как пожарная каланча появилась в городе Костроме?
История Костромы напрямую связана с пожарами. За свою многовековую историю город выгорал полностью 14 раз. Местным жителям приходилось отстраивать его заново. Именно поэтому возникла острая необходимость возвести в городе такое строение, как пожарная каланча. Кострома должна была противостоять огню.
Каланчу строили по приказу губернатора К. И. Баумгартена с 1823 по 1825 год. Автором проекта стал губернский архитектор Фурсов, который творчески подошел к заданию начальства и предложил такой оригинальный проект. Сам губернатор пожелал, чтобы каланча была не только полезным объектом, способным противостоять разрушительным пожарам, но и украшать главную площадь города.
Уникальное строение
Здание пожарной каланчи выполнено в стиле позднего классицизма. Его украшает фронтон с шестью белыми колоннами. В его центр помещен двуглавый орел. Над четырехугольным зданием надстроена восьмигранная башня, в которой находится наблюдательная площадка, где должен был нести службу зоркий пожарный и наблюдать, не появилась ли где-нибудь струйка дыма. Чтобы у служащего был полный обзор, вокруг «караульни» был сооружен балкон.
Только отстроенное здание сразу стало местной достопримечательностью. Когда в 1834 году император Николай Первый прибыл в Кострому с деловым визитом, он восхитился зданием пожарной вышки. Монарх произнес: «Такой у меня в Петербурге нет!». Тогда пожарная вышка в Костроме получила статус лучшей провинциальной каланчи.
Из истории пожарной каланчи
В 1860 году основное здание было дополнено двумя крыльями. В них размещались пожарного депо, жилые комнаты для персонала и помещения, в которых содержался гужевой транспорт. Также там хранились запасы воды и оборудования.
В 80-х годах XIX века здание претерпело некоторые архитектурные изменения. Была существенно упрощена караульная вышка. Однако уже в середине XX века была произведена реконструкция, и прежний облик здания был восстановлен. Пожарная каланча в Костроме, старые фото которой теперь стали достоянием местного музея-заповедника, снова приобрела первоначальный вид, задуманный архитектором Фурсовым. В ее здании до начала XXI века находилась действующая пожарная часть.
Памятник-музей
Сегодня пожарная каланча (Кострома) относится к одному из пяти зданий головного комплекса Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также входит в состав 16 филиалов областного музея. Здесь можно получить информацию об экскурсиях и выставках, проходящих в городе.
Желающие заказать экскурсию по городу или области, а также купить билеты на любую выставку, проходящую в музее, могут зайти сюда за билетами. Пожарная каланча (Кострома) теперь является экскурсионным отделом. А еще здесь находится интересный и уникальный музей. Аналогов ему не найти ни в одном уголке планеты.
Музей Пожарного дела
В городе, много раз сгоравшем до основания и отстроенном заново, находится музей Пожарного дела. Зданием, в котором он разместился, стала в 2005 году пожарная каланча (Кострома). Музей открыт для всех желающих. Сюда приходят и взрослые, и дети, приезжают огнеборцы со всей страны и даже из-за рубежа.
Сотрудники оборудовали здесь обширную экспозицию из накопленных в депо артефактов. В музее можно увидеть пожарные машины разных лет, которые в свое время выезжали на вызов. Интересна экспозиция, представляющая костюмы борцов с огнем разных эпох. Можно проследить эволюцию от самых первых костюмов до современных. В музее Пожарного дела у каждого желающего есть возможность посмотреть на старинные огнетушители и водяные насосы, помогавшие пожарным некогда тушить огонь. Здесь также представлены диорамы, на которых воссозданы картины пожаров. Глядя на них, чувствуешь, будто ходишь по пепелищу только что сгоревшего дома. Оригинальным украшением музея являются детские рисунки и поделки на пожарную тематику.
О чем можно узнать, отправившись на экскурсию?
Экскурсоводы знакомят посетителей с историческими фактами о городских пожарах, которых в истории Костромы было 14, историей возведения каланчи, рассказывают о том, как появилась и развивалась благородная профессия пожарных в России, о том, как вести себя при пожаре, чтобы сохранить свою жизнь и помочь тем, кто попал в подобную ситуацию.
Сюда непременно стоит заглянуть, чтобы узнать, чем славится старинный город Кострома. Пожарная каланча (на фото ниже можно увидеть, как она выглядит сейчас) станет, бесспорно, интересным местом и для детей, и для взрослых. Пожарная вышка уже много лет является символом Костромы. Ее изображение печатают на сувенирной продукции наряду с другими достопримечательностями города. Итак, когда же можно посетить это удивительное место?
Пожарная каланча (Кострома): режим работы
Пожарная каланча открыта с 11 до 19 часов каждый день. Касса закрывается в 18 часов 30 минут. Цена билета символическая - 70 рублей. Дети до 7 лет могут войти бесплатно. За фотосъемку необходимо доплатить еще 30 рублей.
Продолжаем нашу серию статей «Пожарные каланчи России».
Здание знаменитой пожарной каланчи, расположенное в Сокольниках и прославившееся своей красотой далеко за пределами города Москвы без преувеличения можно назвать символом этого района. Это строение представляет собой не только большую историческую и архитектурную ценность, но и на протяжении более 130 лет выполняет очень важную функцию – именно здесь размещается пожарно-спасательная часть № 12 и именно здесь несут службу те, кто всегда первыми приходят на помощь, а ради спасения человеческой жизни, готовы каждый день рисковать собственной.
В далеком XIX веке , когда все постройки были деревянными, пожары были далеко не редкостью, и зачастую приобретали небывалые масштабы, уничтожая по несколько дворов за раз. В селе Сокольники на тот момент собственной не было, поэтому 14 мая 1863 года жители обратились к обер-полицмейстеру с просьбой дать разрешение на постройку здания пожарной части. Просьба жителей была передана в городскую думу, и после процедуры рассмотрения одобрение было получено. На то, чтобы собрать деньги у жителей села ушло долгих 18 лет. После того как необходимая на строительство сумма в размере двадцати тысяч рублей была собрана, объявили тендер на проект здания пожарной части с каланчой. Лучшим был признан проект, который представил архитектор Максим Геппенер . На строительство здания из красного кирпича – по тем временам редкого и дорогостоящего материала ушло 3 года. В 1884 году пожарная часть с каланчой, увенчанной обходной галереей на которой постоянно находился дозорный, стало возвышаться над Сокольниками. Так началась история пожарной каланчи в Сокольниках.
Старые фото пожарной каланчи в Сокольниках
Внутри новой постройки разместился полицейский участок и пожарная часть, в которой несли службу 40 человек личного состава. Срок службы по тем временам составлял 25 лет, поэтому пожарные жили в части вместе с семьями. На вооружении у Сокольнической пожарной команды в конце XIX века – начале XX века было 30 лошадей, линейка, рукавный возок, 2 бочки и пр. приспособления. На обходной галерее постоянно дежурил пожарный-дозорный, который при пожаре вывешивал шар, флаг или фонарь и давал звуковой сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей. Первая паровая машина мощностью 40 лошадиных сил, механическая лестница и другие, инновационные по тем временам, технические средства появились на вооружении только в конце 1910 года .
Профессия пожарных неизменно связана с риском для жизни и в 12 ПСЧ, к сожалению, не обошлось без потерь. 7 мая 2001 года во время ликвидации пожара на складе Бабаевской фабрики при исполнении служебного долга трагически погиб начальник караула капитан внутренней службы Андрей Валентинович Малышев. Награжден орденом «Мужества» посмертно. С тех пор он навечно в строю и, так же как и при жизни, остается примером для молодого поколения бойцов.
Сейчас личный состав 12 ПСЧ, помимо выполнения своих непосредственных обязанностей – тушения пожаров и спасения людей, активно участвует в спортивных соревнованиях, которые регулярно проводятся среди пожарно-спасательных подразделений, и занимает почетные призовые места. Также оказывает большую помощь в работе, которая проводится с взрослым населением и подрастающим поколением – в 12 ПСЧ проходят экскурсии для всех желающих, на которых пожарные рассказывают о том, как проходит служба в МЧС, показывают как устроен быт в пожарно-спасательной части и демонстрируют пожарно-спасательную технику и боевую одежду. Праздничные мероприятия на территории Восточного округа столицы и масштабные пожарно-тактические учения тоже не обходятся без участия огнеборцев 12 ПСЧ – как правило, профессионализм и оперативность, которую бойцы демонстрируют во время ликвидации условного пожара и отработке действий по спасению так называемых «пострадавших» приводят зрителей в восторг.
;Одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади . Архитектор П. И. Фурсов .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
Пожарная каланча в Костроме - год основания, высота, история
Пожарная каланча - Прогулки по улицам Костромы (37 выпуск)
Кострома.Вид на город с пожарной каланчи / Kostroma. View of the city from the Fire Tower: 1960
Субтитры
История
Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:
«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »
Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.
В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.
В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .
Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.
Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны . В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.
Архитектура
Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком , состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.
После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.
Многие ли обращали внимание на эту необычную башню? Нет, конечно, те, кто проходил мимо шедевров этого жанра, конечно обращали. И наверное догадывались о смысле этого как бы строения. Ясное дело, его смысл - наблюдать. Но многим ли удалось пройти мимо? А если удалось пройти, удалось ли заметить? А ведь они, каланчи, того стоят...
Для начала чуть истории...
Сайт "Во Москве" например пишет , что возводить башни-каланчи над зданиями пожарных частей в Москве начали с конца XVIII века. В других российских городах - попозже (в Европе само-собой еще раньше). Кстати в прежнее время в Москве, а в некоторых странах и посейчас пожарные части располагались при полицейских частях.
Интернет нам также расскажет, что слово "каланча" имеет татарское происхождение и в переводе с татарского обозначает дозорную вышку. Он же в другом каком своем месте может нам сообщить, что каланчами в русском языке первоначально называли турецкие оборонительные башни а впоследствии и кавказские дозорные башни.
Однако наши пожарные каланчи служат (ну служили, не придирайтесь, я сейчас все расскажу по порядку) не только для пожарного дозора. Они еще и для, так сказать, тревоги. То есть сигнализации. Пожарные дозорные, которые круглосуточно дежурили на открытых галереях на верхушках, после обнаружения пожара и извещения своего начальства еще и вывешивали специальные сигналы - шар, флаг или фонарь, в зависимости от особенностей наблюдаемого пожара.
Активному строительству каланчей (извините, рука не поднимается написать "пожарных каланч") придал импульс указ Александра I от 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». Их постройке в те времена придавалось огромное значение. На разработку проектов объявлялся архитектурный конкурс. Есть и среди них шедевры (любознательные увидят их позже). Но пришло время, дома поднялись настолько, что 20-40 метров стало не хватать. И к 1930-м годам в Москве и других крупных городах строить каланчи перестали. Но там, где урбанизм не достиг уровня мегаполиса, каланчи исправно несут свою службу и по наше время.
Еще одна функция пожарных каланчей, не видная снаружи - сушка пожарных рукавов. Согласитесь, пожары могут и не случаться каждый час. А инвентарь надо беречь, нехорошо, когда в нем застаивается вода. Длина самого короткого стандартного рукава 10,5 м. Вот их и подвешивают после пожаров внутри каланчей, конечно там где они есть, чтобы вода стекла а рукава просохли.
А теперь, тех, кто мужественно (ну не женственно же...) добрался до этого место а не сдрызнул по дороге по причине "да ну, фигня какая-то", я поздравляю. У вас есть шанс посетить эксклюзивный музей, какого вы нигде больше не найдете.
Музей Пожарных Каланчей.
Открывает музей - жемчужина коллекции. Каланча вКостроме.Вот, что говорит по ее поводу Интернет. ТочнееВикипедия...
Пожарная каланча в Костроме - выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из достопримечательностейгорода, главное украшение центральной Сусанинской площади. Архитектор П.И. Фурсов. Строительство каланчи велосьв 1824-25 годах. Отделочные работы выполнены в 1825-27 годах.
В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой уменя в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российскойпровинции. (Как человек, повидавший их немало, замечу - и не провинции тоже...).
Обширные боковые крылья были пристроены к зданию для размещения в них пожарного депо в 1860-х. В 1880-хгодах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид. Его значительно упростили. Однаков 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.
Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокогофронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями.
Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и дажедо недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны. В 2005 году каланча былапередана Костромскому музею-заповеднику.
Еще один шедевр, по моему не хуже Костромского, только вот стоит не так удачно, и цвета не такогопривлекательного, каланча в Москве, на Русаковской улице, в доме 26, возле метро «Сокольники».
Но она уже построена в более позднем архитектурном стиле. Не знаю как он точно называется, я называю егопромдизайн.
Незаменимый Интернет сообщает.Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по временипостройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Здание полицейской-пожарной части в Сокольниках спожарной каланчой и смотровой площадкой было выстроено в 1881-1884 гг. в самом начале улицы Стромынка, наСтромынской площади. Архитектор М.К. Геппенер. Здание Сокольнической полицейской части было перестроено в началеXX века. Реконструировано в 1999 году. Сейчас в здании бывшей полицейской части размещается УправлениеГосударственной противопожарной службы Восточного административного округа и пожарная часть (рота) № 12.
Поскольку в предыдущем рассказе речь шла и Сущевской каланче, самое времярассказать о ней. Она, как понятно из предыдущего рассказа старшая из сохранившихся в Москве. Их таких осталось только две вместе с Сокольнической.
Устроена традиционно.
Совместно с полицейской частью.
Интернет про нее рассказывает, что эта, самая старая пожарная каланча Москвы венчает собой здание бывшей Сущёвской полицейской части (дом 11 по Селезневской улице). Здание является памятником архитектуры XIX века и охраняется государством (добавлю от себя, совсем не потому, что в 1909 году в часть был заключен Владимир Маяковский)
.
Сущевская полицейская часть, одно из колоритнейших строений города,
как учреждение функционировала с 1786 г., но на современном месте была помещена около 1818 г, когда действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой земельный участок. Основное здание с пожарной каланчой построили только в начале 1850-х годов, по проекту архитектора М.Д.Быковского.
Каланча была восстановлена в недавнее время. Архитектура здания в целом характерна для второй четверти XIX в. Реставрация здания произведена в 1970-1980 г.г. Сейчас в здании помещается музей МВД.
Рогожская каланча на Николо-Ямской улице, 54 - новодел. Ее восстановили на здании бывшего полицейского дома в 1990 году.
Дом относится к эпохе застройки Москвы времён строгого классицизма. Сначала это был просто жилой дом - городской особняк XVIII-XIX в.в., позже перестроенный для нужд полиции. С 1818 здесь помещалась Рогожская полицейская часть. В 1830 во дворе выстроен большой 2-этажный служебный корпус, несколько позже - типовой арестный дом - узкое 2-этажное здание с цилиндрическими сводами. На крыше построили деревянную пожарную башню-каланчу. В середине 1990х по заказу фирмы-арендатора была произведена реконструкция здания.
/http://wikimapia.org/6128731/ru/Бывший-Рогожский-полицейский-дом-с-пожарной-каланчой
/
Раз уж зашла речь о Москве, посмотрим все что собрано в первопрестольной. Сайт Во Москве сообщает нам, что в Москве сохранилось (видимо имеется в виду - с того периода в 30-х годах, когда их строительство "было признано нецелесообразным") 6 каланчей. Из них две - новоделы. (Совсем недавно зданию бывшего Хамовнического полицейского дома на Комсомольском проспекте, д.16/2вернули давно разрушеннуюкаланчу...
И про каланчу Рогожского полицейского дома на Николо-Ямской ул., д. 54 уже написано).
Среди тех каланчей, которые сохранились, две построены перед 30-ми годами в модном тогда архитектурном стиле конструктивизма (кстати является достоянием русской культуры). Я. честно говоря, им не восхищаюсь, хотя отдаю должное. На мой взгляд он какой-то безликий. Мне он кажется предвестником стиля эпохи панельных пяти- и девятиэтажек и все его сооружения представляются похожими. Но из песни слов не выкинешь. Поэтому к следующей каланче идем на Сокол.Она стоит возле одного из выходов из метро..
Про нашу каланчу Интернет рассказал, что она была построена в 1927-1929 годах в селе Всехсвятское (по имени своего главного храма) по проекту архитектора Александра Куровского. Село это находилось в районе нынешних станций метро "Аэропорт" и "Сокол" и вошло в территорию Москвы в 1917 году. В середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является соседствующий храм. Пожарная часть с каланчей и здание метро отгораживают от Леннградки храм Всех Святых. Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма. Вот вид каланчи с протвоположной стороны, от храма.
До второй каланчи в конструктивистском стиле, на шоссе Энтузиастов, дом 11, возле метро "Авиамоторная" я с камерой я добрался только недавно. Хотя помню ее, сколько себя помню. Видно, что от этой, что на Соколе она отличается мало. Цветом разве что. И тем, что ее не собирались сносить и соответственно не потребовался храм для ее сохранения.
Нашлась однако в Москве каланча, про которую Инет ничего не знает. Она уже собственно и не действует. И на сегодня даже не скажу жива ли. Но она тоже по своему интересна. Находится в Черкизове, на маленькой улочке Хромова, среди домов с номерами 9, гигантов по сравнению с ней.
На этом фото мы видим явно пожарную часть. Хоть и бывшую, полуразрушенную и заброшенную. Но на правом фасаде остались следы от 4 выездов. Это немало. Немного современных частей имеют столько. Малые размеры здания и выездов намекают, что пожарные машины были небольшими. В сочетании с более-менее вычурной по нашим временам архитектурой стиля промдизайн (я намекаю в основном на отделку верхушки каланчи) можно предположить время основания по меньшей мере довоенное. А может даже дореволюционное. Судите сами. В 1930-е годы, как мы видели строили конструктивистские здания. После 30-х годов каланчи уже вряд ли строили. Да и высота у этой явно не для Москвы после 30-х. А в 20-е каланчи тоже вряд ли строили. Гражданка, однако... Так что учитывая, что Сущевская каланча вполне может оказаться новоделом (и-нет же сказал что каланча была восстановлена в недавнее время ), эта каланча может быть второй по возрасту в Москве. Ну и бревенчатый 2-й этаж части придает ей неповторимое очарование. Жаль будет, если ее снесли. Надо выбрать время года через два и наведаться проверить.
На этом с Москвой можно расстаться. Более ничего интересного из объектов с богатой историей тут я пока не нашел.
А что у нашей второй столицы и первой культурной, в Питере? Есть экземпляры вполне достойные места в культурно-архитектурно-исторической иерархии и звания достопримечательности.
Мне больше всех нравится каланча на здании и само здание Санкт-Петербургского университета МВД России. Если не знать, что башня над домом 201м между Калинкиными мостами у слияния канала Грибоедова с Фонтанкой когда-то была построена для поиска пожаров, можно подумать, что и башня и здание построены по мотивам флорентийского Палаццо Веккио, так она напоминает итальянскую романскую архитектуру. Даже часть окон сохранила итальянский облик. Но нет. Перед нами бывший съезжий дом Коломенской части. Она же 4-я Адмиралтейская. Здание было построено по проекту архитекторов Р.А. Желязевича и Р.Б. Бернгарда в 1849-1851 годах.
На второе место я бы поставил каланчу пожарной части № 9 в доме № 73 по Большому проспекту Васильевского острова. Комплекс зданий для пожарных и полицейских, в который входит и здание с каланчой был построен в течение 1882-1884 годов по проекту В.Г. Шаламова.
Ее архитектура, это уже явно промышленный дизайн второй половины 19-го века, но она очень гармонична, ухожена, а здешнее начальство любовно поддерживает исторический статус объекта, что видно например по сигнальным фигурам, вывешенным на шпиле.
Про башню-каланчу на Невском, возле гостинного двора я долго думал, на какое же место в личном рейтинге ее поместить.
Вроде и самая старая в России. Начали строить как говорят, в 1799 году. И архитектор итальянец. Говорят Джакомо Феррари. И архитектура нравится. Ренессанс все же... Но вот что-то не то. Может место не совсем подходящее. Все таки такие шедевры кругом, да и улица (проспект) отвлекает многолюдностью и шумностью. Может тем, что этой каланче не сопутствует пожарное депо (как известно эта башня входит в комплекс зданий городской думы Питера, который в нынешнем виде появился в в 1847—1852 годах). А может тем, что назначена она специалистами быть одной из доминант Невского... Но скорее всего и тем, и другим, и третьим. Поэтому упомяну я ее вне рейтинга. Пусть стоит так. Она заслужила.
Есть в Питере еще одна каланча своеобразной архитектуры, достойная высокого места в Питерском не коротком рейтинге. Находится она на здании пожарной части №2, дом58Б по Садовой
(бывший съезжий дом Спасской части). Но когда у меня было время на эту фотосессию, каланча была на реконструкции. Так что с ее фото придется повременить.
Еще пара каланчей весьма своеобразной архитектуры, которые впрочем мне не доставили большого эстетического удовольствия. Обе хоть и 19-го века, но довольно поздние.
Каланча на здании здание 8-й (она же Сергиевская, она же Литейная) пожарной части построена в 1870 г. по проекту архитектора М.М.Лаговского по адресу улица Чайковского, дом № 49 м .
Здание, хотя и сильно запущено, но по-прежнему используется по назначению. Идет ремонт. Так может быть ее внешность, сейчас сильно обезображенная разными антенами, и исправится.
Каланча Охтинской пожарной части на доме 3 по
Большеохтинскому
проспекту
пристроили к более старому зданию Пригородной управы
в 1898 г. когда в него перевели пожарную команду. Сегодня эта каланча 12-й пожарной части хорошо ухожена и является одним из символов Большой Охты.
Фигура на наблюдательной площадке, это муляж. Для приманки...
Не обошлось в Питере и без каланчей в стиле конструктивизма. Вот такой объект, жизнерадостно изумрудного цвета, почти никак не отраженный на просторах Интернета, принадлежавший в 1925 (когда был построен по проекту архитектора Д.П. Бурышкина) нашелся на Московском проспекте, 116
. Как пишут источники, в Питере эта часть была первой, построенной для автомобилей.
Вообще в Питере каланчей оказалось как ни странно больше, чем в Москве. Пожилые здесь, если не представлены, то перечислены все. А из молодых хотелось бы отметить не совсем обычный объект у 18-й пожарной часть восьмого отряда на улице Остоумова Васильевского острова, дом № 27/76. Часть похоже занимает два здания. Одно, с пожарным депо, довольно красивое (1906 г., стиль - модерн архитектор Корзухин В.Ф.). Башенка над левым выездом очень похожа на стилизованную каланчу, в духе современных...
Но на Российских просторах есть еще, что посмотреть, помимо двух столиц и Костромы.
Продолжим с Углича.Здание пожарной части с каланчой было построено на Ярославской улице недалеко от Успенской площади и Присутственных мест в 1828-1831 гг. Стиль - классицизм. Прежде оно было известно как Фурманный дом и Городническое правление. Первое (от немецкого слова Fuhrman - извозчик) означало, что тут помещалась пожарная часть, были конюшни, трубные, комнаты пожарной команды, хранилось необходимое оборудование.
Второе, что здание было местом полицейской администрации. Тут работал угличский городничий. Как мы помним, тогда было принято, совмещать полицейский участок с пожарной частью. Между прочим, в некоторых странах, например в США такое практикуется по сию пору.
Пожарная часть по-прежнему, как и почти два столетия назад, выполняет свои функции.
(по материалам http://amtg-rus.ru/uglich/sightseeing/obj_524.html)
Переберемся в славный город Ярославль.
Сто лет назад эта тридцатиметровая постройка была самой высокой в Ярославле. Каменную башню построили в 1911 году на месте старой деревянной колокольни, на Красной площади. Не правда ли стиль модерн чувствуется? В здании с каланчой, помимо пожарной части располагается Ярославкое областное пожарное управление. И я в нем был (лет 30 назад), мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало...
Кстати о деревянных каланчах. Конечно в России они есть. Ну и в моей коллекции естественно.
Например в Суздале.
Первые упоминания о пожарной дружине в Суздале относятся к 1864 году. Тогда пожарные располагались в бывшем здании конюшни на нынешней ул. Лебедева. Пожарная каланча была построена в 1890 году. Постепенно старое пожарное депо пришло в негодность и 2004 году его снесли и построили новое здание. За основу взяли проект более чем столетней давности, который хранился в архиве Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Каланча естетвенно новая. и отделана явно не досками а сайдингом. Но смотрится вполне аутентично. К сожалению про судьбу единственной настоящей деревянной каланчи, которую я когда-либо видел. я не знаю. Дожила ли она до наших дней. Но к счастью в нашей памяти она осталась. Благодаря моему другу, Николаю Сотникову, большому энтузиасту истории своего родного города Галича, что в Костромской области. И мы его подарком воспользуемся.
Итак, деревянная каланча из города Галича.
Двухэтажное здание пожарной части было построено в 1899 году. Тогда же здание было увенчано деревянной каланчой, высота которой составляла около четырех метров.
Еще один замечательный город Золотого кольца - Ростов великий. Кто там был, знает сколько там исторических, архитектурных и культурных памятников. Но мало кто знает, что в здании бывшей колокольни устроена самая настоящая пожарная каланча.
Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1689 году, была снесена 1930-х годах. От нее уцелела только высокая четырехъярусная колокольня, которую и переоборудовали под пожарную каланчу. а на месте бывшей церквипостроили пожарную часть.
Замечательно с каланчами в городах Золотого кольца. Но и далеко от Москвы и старого центра России есть, что посмотреть.
Например в Омске.
28 августа 2015 года ей исполнилось 100 лет. Ее высота, вместе с выкованным флагштоком и флюгером около 32 метров. Ей предшествовала деревянная, построенная в 1870 году на улице Александровской Бутырского форштадта (ныне ул. Интернациональная). Согласно архивным документам, автором проекта новой каланчи был инженер И. Г. Хворинов. Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики. В нем сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля они доминируют в образном впечатлении от каланчи, которое усилено цветовым решением, восходящем к прообразам русской архитектуры XVII в., - сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами. На втором этаже здания пожарной части располагалась квартира брандмейстера - начальника пожарной охраны города.Сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е годы её чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Но слава Богу, пронесло. Хотя с того времени и вплоть до середины 70-х годов XX века в омских СМИ неоднократно появлялись сообщения с утверждениями, что «каланча портит интерьер современного города», выдвигались предложения её сноса.В 60-е годы было еще одно покушение на каланчу. В связи со строительством здания Управления пожарной охраны и Главпочтамта, которое по проекту должно было стоять как раз на её месте. На снос уже были получены все согласования. Против был только тогдашний первый секретарь райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота — снесем и каланчу. На новый проект нет средств». Он не сдержался: «-Если Тарские ворота снёс старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!». И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека.
В годы перестройки и расцвета кооперативного движения над каланчой опять сгустились тучи. В ней предлагали разместить ресторан, пирожковую или сапожную мастерскую. Горожане опять отстояли свою достопримечательность.
Свою роль пожарная каланча исполняла до 40-х годов XX века, а решением омского облисполкома от 26.06.80 г. поставлена на государственный учёт, как памятник архитектуры местного значения.
21 марта 2002 года на смотровой площадке появился «дозорный» — дядя Кузьма (Кузьмич).
Это манекен, одетый в каску и боевую одежду пожарного. Снаряжение не боится ни перепада температур, ни дождя, ни снега. Ортопеды сделали гибкие «руки», чтобы манекен мог менять позу.
Сегодня пожарная каланча является архитектурным памятником и украшает фасад здания Главного управления МЧС России по Омской области.
Каланча в г. Балаково, Саратовской области (ул. 20 лет ВЛКСМ, 52) построена в 1913 году по проекту неизвестного архитектора. Но это не мешает ей встать в один рад с другими шедеврами по этой части.
(Фото Максима Кустова)
Самарская каланча, своим промдизайном похожа на Балаковскую и Питерскую Василеостровскую. Здание полицейской части с каланчой построено в 1898 году (архитектор А.А. Щербачев), после после того как в 1877 год сильный пожар уничтожил многие деревянные сооружения, в том числе и предществовавшую этой, деревянную каланчу. Пожарные однако заехали в новое здание только в 1904 году.Сарапульская каланча, хотя примерно того же периода постройки (1887 год) - отличается. Сарапульский сайт определяет ее архитектурный стиль как византийский. Но я бы отнес его скорее к ренсансному.
Елабужская каланча тоже постройки 2-й половины 19-го века заслуживает внимания. Отделка листами кровельного железа видимо сделана в советское время и видимо для защиты обветшалых поверхностей.
Прерасные провинциальные каланчи сохранились и функционируют в Павловском Посаде Московской области, где пожарное депо с восьмиугольной каланчой было построено в 1870 году
и в Судогде, Владимирской области...где каланчу для городского пожарного депо начали строить в 1912-м году на бывшем одноэтажном здании винного склада, которое дума Судогодского уезда решила надстроить также вторым этажом.
В сельской глубинке можно встретить очаровательные экземпляры. Вот например депо с каланчой в небольшом селе Фоминки, что стоитна дороге из Гороховца в Муром.Сто тысяч штук кирпича, 300 сосновых бревен, полторы тысячи пудов извести - согласно архивным документам, именно такой объем стройматериалов потребовался для возведения каланчи в Фоминках. В июле 1898 года по инициативе крестьян Чекуновых и купца Бахтова была организована Фоминская вольная пожарная дружина. Один из крестьян Чекуновых - Иван Афанасьевич - интереснейший тип! Он, по словам автора фото, изображён на знаменитой картине Серова "Ходоки у Ленина".
Замечательные каланчи есть еще в Волгограде, Коврове, Рыбинске, Калуге, Тутаеве. К сожалению мне не довелось лично их повидать и сфотографировать. Но я надеюсь...
А пока продолжим путешествовать по России. Исторические каланчи я уже исчерпал. Но из песни слова не выкинешь. А в провинции, видимо по причине малоэтажности каланчи строили чуть ли не до конца 20-го века.
В последнее время в России снова стали строить пожарные части с каланчами. В том числе и в Москве. Правда функцию наблюдения они конечно же не могут выполнять по понятным причинам. Но и за стилизацию спасибо архитекторам.
Вот одна такая часть с каланчой, которая находится в Москве в Басманной слободе, на пересечении улицы Фридриха Энгельса с ТТК.
А эта каланча в городе Солнечногорске, Московской области. Вполне себе даже приспособленная для наблюдений. И эстетика ей не чужда.
Каланча в городе Далматове, Курганской области
Две свежие каланчи декоративного типа.
Одна в Уфе.Вторая в Балашихе, Московской области, на территории института противопожарной обороны.
Как оказалось российская глубинка весьма богата на каланчи, хоть и не модерновые, но построенные в сравнительно недавнее советское время. Про Питерскую каланчу у Московских ворот я уже рассказывал. Еще одна функциональная каланча, хоть уже и бывшая, в городе Новочеркасске, Ростовской области, расположенная у пожарной части одного из химических заводов. Завода уже практически нет. Пожарную часть ливидировали еще раньше. Но каланча еще служит. Хотя и не тому, для чего строилась.
Каланча в Чебоксарах. Близко подойти не удалось, Но похоже функционирует по назначению.
Каланча в промзоне под Питером. Тоже бывшая. Ее уже судя по всему даже приспособили под офис.
Про каланчу на Георгиевской улице во Владимире ничего пока не удалось узнать. Но ее принадлежность к конструктивистскому стилю очевидна. А стало быть и период постройки 30-е годы 20-го века
На этом мы Российскую часть коллекции заканчиваем и перемещаемся за границу.
Очень симпатичная, хотя и малофунциональная каланча в Чешской деревушке, в окрестностях города Либерец.
Еще одна свежая (по дате находки) чешская каланча в деревне СтедловицеВполне себе функциональная каланча в Чешском городе Хомутов.
Судя по оконным проемам, используется в том числе для тренировок по штурмовке.
Каланча в небольшом Австрийском городке Леонсдорф
Еще одна австрийская каланча. В городе Ройтте.
Эта уже скорее не для наблюдений, а для связи. Но выглядит симпатично.
Еще более симпатичная каланча в Шведском городке Охус.
Депо наверняка функционирует. А вот каланча явно для декорации.
Еще одна шведская каланча. В окрестностях города Лаган.
Явно уже приспособили под какую-то торговлишку. Но аккуратненькая.
Ну и напоследок, зарубежная жемчужина моей коллекции - деревянная каланча в городе Берген, Норвегия.
Сейчас это историческая достопримечательность. Но когда-то очень даже полезное здание. Тем более, что лучше места для наблюдения в Бергене не найти. Пожарная часть с каланчой расположена высоко над городом, на склоне горы Ульрикен. Хотя и расположена довольно высоко, но в одном из исторических районов города, который норвежцы тщательно охраняют. Практически все здания в этих районах выглядят как это. Ну разве что некоторые покрашены в не белый цвет. Дерево - настоящее. Подтверждаю.