Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования. Как выразить проблему словами
Инструкция
Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими , которые являются как бы иллюстрацией проблемы.
Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
Социальные: устройство и жизнь общества, создание , соблюдение прав человека.
Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная , взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, ).
Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к , экология культуры, экология языка.
Эстетические: восприятие искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги человека, влияние интернета и телевидения на и подростков.
Выберите способ формулирования проблемы.Во-первых, ее можно сформулировать своими словами: "Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути". Для этой цели можно использовать предложения: "Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?".Во-вторых, можно использовать цитирование: "Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий".В-третьих, можно указать номера предложений из текста , если проблема уже сформулирована автором.
Подберите типовые конструкции. - В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).
Используйте слова-подсказки.Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно .Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять.
Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.
Обратите внимание
Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:
Слово "проблема" ("вопрос", "задача");
- проблема какая? чего?;
- фамилия автора.
Полезный совет
Запомните!
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Отлично подготовленное предложение приводит к заключению долгосрочного контракта. Презентация покажет основные стороны предлагаемой услуги, подробно раскроет темы, которые вы хотите затронуть.
Инструкция
Техника составления делового предложения состоит из двух основных частей. Первая будет включать описание возможностей бизнеса и ваши дальнейшие планы его развития.
Другая часть покажет финансовую сторону в настоящий момент. Презентация не должна быть слишком долгой. Раскройте суть в доступной для правильного восприятия потенциальным партнером форме. Подготовьте схемы и , рассказывающие о путях развития на рынке.
Следует сделать акцент на результаты сотрудничества, поскольку будут покупать методы и только будучи в полной уверенности, что смогут получить желаемые результаты. Можно также привести ряд причин и факторов, отличающих представляемый бизнес от других конкурентов на рынке, подчеркнув ваши опыт и достижения.
Важно при формулировании деловых предложений быть реалистичным, не преувеличивать информацию. Это поможет избежать недовольных клиентов и потерю средств. Иначе в дальнейшем это сможет привести к отказу или наоборот способствовать убеждению стороны . А результатом станет то, что ваше - не что иное, как всего лишь неосуществимый план.
Дайте понять, что совместное сотрудничество принесет существенные выгоды. Хорошо сформулированное предложение может играть решающую роль для проекта, в то время как плохо составленный бизнес-план может привести к неудаче, даже если ваша деятельность идет отлично. Именно такой подход более эффективен в с потенциальным .
Видео по теме
Главная функция языка – коммуникативная, но помимо нее есть еще множество других задач, которые выполняет это удивительное явление в жизни человека. Роль языка для людей и общества невозможно переоценить: некоторые ученые считают его главной причиной возникновения разума.
Что такое язык?
Язык – это сложная система, состоящая из знаков, с помощью которых можно передать определенную информацию. В общем смысле это понятие включает в себя как естественные, так и , в том числе языки программирования, языки животных, жестовые и другие.
Но естественный человеческий язык, возникший в ходе эволюции людей несколько сотен тысяч лет назад, это одно из самых сложных, необычных и удивительных явлений. Происхождение его до сих пор неизвестно, существует множество гипотез, но ни одна из них пока не получила официального подтверждения. Одно известно точно – роль языка в жизни человека и общества огромна, возможно, это один из инструментов, позволивших человеку как биологическому виду завоевать главенствующее положение среди всех животных и стать разумным.
Функции языка
Первая и главная функция, язык в жизни человека, это коммуникативная. В первую очередь это явление служит для передачи информации от одних людей к другим. Без этого была бы невозможна любая совместная деятельность, начиная от строительства дома и заканчивая созданием адронных коллайдеров. Волюнтативная функция – одна из проявлений коммуникативной, она означает, что с помощью языка можно воздействовать на другого человека.
С этой функцией тесно связана другая – аккумулятивная. Это значит, что язык позволяет передавать информацию не только среди индивидов, живущих в одном обществе в одно время, но и от поколения к поколению. В результате знания накапливаются, их могут использовать люди через любые промежутки времени. Технологический прогресс и развитие науки были бы невозможны без языка.
Лингвисты выделяют эмоционально-экспрессивную функцию языка: она кажется не такой значимой в жизни человека, как другие, но на самом деле имеет огромное значение. Человек является социальным существом, которому важно не только взаимодействовать с другими людьми, но и иметь с ними сложные отношения: дружественные, родственные, любовные и другие. Жесты, поведение, мимика тоже выполняют эту функцию, но только можно как можно полнее выразить свои эмоции.
Конструктивная функция определяет воздействие языка на мышление человека: эти два понятия, как доказано учеными, тесно взаимосвязаны. Именно язык помогает в восприятии, позволяет оперировать понятиями, выстраивать мыслительные цепочки, фиксировать и анализировать свои мысли. С помощью языка мышление структурируется, приобретает четкие формы, мысли становятся понятыми и логичными.
Видео по теме
Книга – это один из первых учителей в жизни человека. Дети, которым не показали весь красочный мир выдуманных историй, очень многое теряют в развитии. Существует огромное количество разнообразной детской литературы, с красочными рисунками, музыкальными эффектами. Главное – выбрать книгу по возрасту и привить любовь к литературе с самого раннего возраста.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(задание 25 ЕГЭ)
Тема урока : Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Тип урока : урок-практикум.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Оборудование : тексты для работы; памятки для учащихся; презентация
Ход урока .
Мотивационный момент
Вступительное слово учителя:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!
Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»
- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?
(Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).
В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.
Презентация
Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания 25 .(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.
Определение понятия ‘проблема’.
Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .
Слово учителя . Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем :
- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Работа с текстом.
Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.
(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.
(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.
(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.
(По А.И. Солженицыну)
Слово учителя . Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:
Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)
Этот вопрос и является формулировкой проблемы.
Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.
Слово учителя . Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) ( Р.п .: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)
В тексте
ставится
излагается
выдвигается
исследуется
поднимается
рассматривается
затрагивается
анализируется
формулируется
проблема (чего?) (родит. падеж):
подвига
нравственного выбора
интеллигентности и т.д.
Задание : Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.
Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:
1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.
2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.
Слово учителя . Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?
(часть памятки 1)
Основная проблема – это та,
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается;
по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Обратимся к ТЕКСТУ 2.
Задание : Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)
(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?
(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.
(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», - был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.
(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.
(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.
(По С. Соловейчику)
Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.
Проблемы, рассматриваемые в тексте:
Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.
С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.
Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.
В этом тексте анализируется проблема необходимости интеллигентности в современном обществе.
Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.
Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.
Слово учителя . На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Самостоятельное чтение текста.
ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф. Кривин)
Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.
Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.
Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.
Запишем выводы в виде таблицы:
Публицистический стиль
Художественный стиль
Проблема выражается
Тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
Проблема
выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.
Домашнее задание:
Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:
Человек и общество
Проблема несправедливости социального устройства общества.
В чем заключается смысл жизни человека?
Проблема воспитания.
Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности.
Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Значимость труда в жизни человека.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.
Человек и природа
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
Человек и человек
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.
Человек и культура/искусство
Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты.
Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека?
Проблема духовности в искусстве.
Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?
Человек и язык/речь
Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита.
В чем опасность штампов в нашей речи?
Человек и нравственные ценности
Проблема подлинных и мнимых ценностей.
Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?
Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство?
Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?
Помочь грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции :
Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.
Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это…
Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.
Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.
Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.
Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.
Как показывает опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием :
2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующаяпроблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему
человеку необходимо знать историю?
Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:
- . У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, ипроблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишемо первой)
- . Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическаяошибка - нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека. )
- . Главная проблема этого текста - это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты.
- . Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему… )
- . Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемыформулируется позиция автора.)
- . В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема - это не одно ито же.)
- . Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях».
Люди сталкиваются с проблемами в личной, профессиональной и общественной жизни. Любая из них может выбить из колеи, но попытка сформулировать суть часто помогает найти решение. Для начала соберите информацию о проблеме. Далее попытайтесь выразить суть проблемы словами. Наконец, проанализируйте формулировку, чтобы найти возможные решения.
Шаги
Часть 1
Как собрать информацию о проблеме-
Задавайтесь вопросом “Почему? ”, чтобы добраться до сути. Вопрос “Почему?” поможет глубже понять суть проблемы. Продолжайте задаваться таким вопросом, пока не будет больше нечего добавить. Такой подход работает при групповых обсуждениях, но одиночный “мозговой штурм” тоже должен принести результат.
- Например, если вы ищете новую квартиру, то нужно начать с вопроса: “Почему мне требуется новая квартира? Причина в том, что мой сосед уезжает, я не могут найти нового соседа и не могу позволить себе такую квартиру самостоятельно”.
- Для поиска информации о голодающих детях можно следовать такому ходу мыслей: “Почему дети голодают? Причина в том, что к концу месяца у родителей заканчиваются деньги. Почему у них заканчиваются деньги? Поскольку свою небольшую зарплату они получают в начале месяца”.
-
Определите, что вам уже известно о проблеме. Запишите всю доступную информацию. Если вы работаете в группе, то все должны выполнить этот пункт. Можно составить план в виде короткого списка или в полных предложениях.
- Например, если вам требуется новая квартира, то запишите конкретные детали вроде времени заезда, максимально допустимой суммы оплаты в месяц и подходящего района.
- Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем городе, можно составить список с примерным количеством детей, перечислить районы проживания и школы, в которые ходят такие дети.
-
Определите другие необходимые сведения. Составьте перечень известных фактов и подумайте о том, что вам пока неизвестно. Это важный аспект, который поможет всесторонне сформулировать суть проблемы и найти решение. Если вы работаете не одни, тогда обсудите с участниками группы недостающую информацию.
- Например, если вы ищете новую квартиру, то недостающая информация может касаться цены за аренду, которая вам по карману, местных предложений аренды, стоимости коммунальных услуг без соседа по комнате.
- Если вы пытаетесь очертить проблему детского голода в вашем районе, тогда вам не помешает узнать, сколько еды не хватает семьям, какие имеются социальные программы и какие другие источники пищи доступны детям.
-
Проведите исследование, чтобы заполнить пробелы. Попытайтесь найти необходимые сведения в интернете. Если поиск не принес результата, то потребуется совершить телефонные звонки или провести опросы и поговорить с экспертами по данному вопросу.
- Например, если вы хотите найти квартиру в конкретном районе и ценовом диапазоне, то можно изучить объявления в интернете или газетах, а также позвонить в риелторскую компанию.
- В случае с проблемой детского голода можно поговорить с работниками школ или создать бланк опроса для родителей.
Часть 2
Как выразить проблему словами-
Опишите проблему своими словами. Попробуйте описать суть проблемы своими словами. Важно вдаваться в подробности и придерживаться максимальной конкретики.
- Например, если вам нужно найти новую квартиру из-за отъезда соседа, то напишите: “Мне нужно найти новую квартиру, поскольку мне не по карману снимать двухкомнатную квартиру и я не могу найти нового соседа”.
- Еще один пример: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца”.
-
Дополните изначальную формулировку новыми подробностями. Попробуйте расширить описание проблемы с помощью собранной информации. Используйте в таком описании как можно больше деталей.
- Например, если вы в поисках новой квартиры, то возможна такая формулировка: “Мне требуется найти новую квартиру до конца месяца, так как я больше не могу себе позволить нынешнее жилье. Нужна однокомнатная квартира или студия в этом же районе стоимостью не более 30000 рублей в месяц”.
- Формулировка проблемы детского голода может выглядеть так: “Некоторые дети нашего района часто голодают ближе к концу месяца, так как у родителей заканчиваются деньги и они не знают о социальных программах”.
-
Рассмотрите возможность улучшить формулировку. Групповое обсуждение изложения проблемы позволяет понять, что вы упустили. Проведите открытое обсуждение. Стремитесь улучшить такую формулировку и четче изложить проблему.
- Задайте участникам группы такие вопросы: “Чего не хватает в формулировке? Какие аспекты можно улучшить?”. Старайтесь найти недостающие детали совместными усилиями.
-
Определите ключевые понятия формулировки. Если вам нужно представить свою формулировку группе людей, то приложите определения ключевых терминов. Это необходимо выполнить даже в том случае, если формулировка кажется вам понятной.
- Например, нужно пояснить, что подразумевается под “социальными программами” в изложении проблемы детского голода в вашем районе.
Часть 3
Как найти решение-
Ищите закономерности в описании проблемы другими людьми. Поговорите с людьми, которых затронула данная проблема. Читайте статьи и мнения о проблеме. Все это поможет вам лучше понять причину и найти возможное решение.
- Например, если причиной поиска квартиры стала цена аренды, то вы можете заметить, что эта проблема коснулась многих людей. Наблюдение поможет вам понять, что корнем проблемы стала высокая стоимость аренды жилья в данной районе.
- Если вы пытаетесь установить причины детского голода, то читайте статьи и мнения по теме. Может оказаться, что главной проблемой является недостаточное информирование населения о социальных программах.
-
Уточните возможные причины проблемы. Причины проблем не всегда находятся на поверхности. Уделите время на поиски ответов. Причин может оказаться несколько. Об этом важно узнать еще до начала поисков решения.
- Например, если высокая стоимость аренды обусловлена расположением района и достаточно развитой инфраструктурой, то подобные аспекты могут оправдывать дополнительные траты. Так, можно попытаться снизить расходы на развлечения и другие аспекты, чтобы иметь возможность снимать квартиру в таком районе.
- Если вы пытаетесь сформулировать проблему детского голода, то возможной причиной могут оказаться высокие цены на продукты и низкий уровень зарплат.
-
Определите возможные последствия проблемы. Нежелание искать решение проблемы может привести к увеличению масштаба проблем в будущем. Обдумайте все возможные последствия такой проблемы. Составьте список аргументов за и против поиска решения проблемы, чтобы не допустить отрицательных последствий. Иногда попытки решить проблему могут породить более опасные последствия, чем наблюдение.
- Например, если попытаться прожить в слишком дорогой квартире, то со временем вы рискуете оказаться в еще более трудном финансовом положении.
- Если не решить проблему детского голода, то дети могут страдать от недоедания и получить психологическую травму, что отразится на всей их последующей жизни.
-
Определите аспекты, которые можно изменить. Иногда нет возможности решить всю проблему целиком, если некоторые нюансы находятся вне вашего контроля. На какие аспекты проблемы вы действительно способны повлиять?
- Например, если у вас не хватает денег на аренду квартиры, то вы не можете контролировать цену. При этом в ваших силах грамотно тратить деньги или найти подработку.
- Если вы пытаетесь решить проблему детского голода в своем районе, то вы не в состоянии повлиять на семьи, но способны донести информацию о различных социальных программах.
Для тех, кому совсем худо - 2
Л. С. Соколова, С. П. Белокурова учителя русского языка и литературы, Санкт-Петербург
1. Как сформулировать проблему?
Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.
Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
2. Как прокомментировать текст?
Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.
Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.
Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:
1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
- От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?
2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
- Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?
Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.