Порядок постановки учет по месту жительства. Порядок осуществления регистрационного учета
3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.
Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.
Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:
– обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;
– учет населения;
– упорядочение его передвижения;
– охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.
Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:
– обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;
– обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
– упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;
– организация учета граждан Российской Федерации;
– обеспечение рационального размещения населения по территории России;
– осуществление мер по борьбе с преступностью;
– укрепление государственной и общественной безопасности.
Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:
– регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;
– в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;
– регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.
– решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.
Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.
В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.
Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.
Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.
Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).
Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).
Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.
В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит
предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.
В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.
При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.
Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.
Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.
При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:
– с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;
– с собственниками жилых помещений;
– с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.
В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).
Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.
Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.
Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:
а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;
б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.
Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.
Принятое решение может быть оформлено двумя способами:
а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;
б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.
Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.
После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.
В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.
Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.
Граждане, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Это требует законодательство.
В России существует два типа регистрации: по месту жительства — постоянная и по месту пребывания — временная, оформляется на определенный срок.
При переезде на новое постоянное место жительства граждане должны сняться с регистрационного учета по старому адресу — говоря по-простому выписаться и прописаться на новом месте. Процедура выписки-прописки несложная, осуществляется бесплатно. Предусмотрено два варианта снятия с регистрационного учета, нюансы которых рассмотрим далее в этой статье.
По собственной воле гражданин РФ может сняться с регистрационного учета 2 способами:
- по личному обращению в уполномоченный орган;
- автоматически при регистрации по новому месту жительства;
Оба способа прописаны в административном регламенте проведения учетный действий согласно приказу ФМС РФ от 11 сентября 2012 года номер 288.
Снятие по личному обращению гражданина
Данный вариант подразумевает, что гражданин должен прийти в паспортный стол или МФЦ по прежнему месту жительства и написать заявление о снятии его с регистрационного учета. Это делается до переезда по новому адресу. По окончанию процедуры гражданин получает штамп в паспорте о снятии его с регистрационного учета и листок убытия. После этого выписка состоялась.
Снятие автоматически
Используя этот вариант, гражданин сразу отправляется в паспортный стол или МФЦ по новому месту жительства и оформляет там постоянную регистрацию. Снятие его с регистрационного учета по старому адресу происходит автоматически — путем отправления отрывного талона из старого паспортного стола.
Второй способ удобнее, так как обратиться в уполномоченный орган придётся только один раз — по новому месту жительства. Однако снятие с учета по старому адресу задержится — в среднем на несколько недель, т.к. запрос туда будет отправлен почтой России. Поэтому если требуется быстрое снятие с регистрационного учета, нужно выбирать первый способ. Обычно это может понадобиться в случае сделки купли-продажи квартиры, когда новый собственник просит выписаться из жилого помещения перед сделкой. Но если сделка происходит между родственниками, обычно выбирают второй способ, так как он проще и торопиться некуда.
Где осуществляется
Подать документы на снятие или регистрацию по месту жительства можно:
- в отделениях ГУВМ МВД РФ;
- в многофункциональных центрах МФЦ;
- в паспортных столах ЕИРЦ;
- через портал Госуслуги.
Обычно жители выбирают для подачи единый информационно-расчетный центр ЕИРЦ по месту жительства или МФЦ из-за удобства их работы. Далее уже эти документы передаются в главное управление по вопросам миграции ГУВМ МВД РФ — орган, ведущий регистрационный учет граждан.
Необходимые документы
Для снятия гражданина с учета по месту жительства необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- документ удостоверяющий личность — паспорт РФ оригинал;
- адресный листок убытия.
Что касается заявления, оно может быть двух видов, в зависимости от того, человек снимается с регистрационного учета до регистрации по новому месту жительства или после. В первом случае заявление подается в произвольной форме, во втором — заполненная форма №6, которая одновременно прописывает гражданина по новому месту жительства и выписывает со старого. Нижняя часть формы — так называемый отрывной талон отправляется почтой в паспортный стол по прежнему месту жительства.
Бланк данной формы вы можете получить в паспортном столе, МФЦ или отделении ГУВМ. Адресный листок убытия потребуется только в первом случае, а при сдаче формы №6 он уже не нужен.
Через портал Госуслуги
Несколько лет назад у россиян появилась возможность регистрироваться или сниматься с регистрационного учета дистанционно — через портал Госуслуги. Чтобы воспользоваться данным способом, необходимо наличие на портале подтвержденного аккаунта. Если на Госуслугах еще не имеете аккаунта, придется сначала пройти процедуру регистрации или воспользоваться иным способом. Верификация аккаунта не моментальная — проводится при личном посещении верификационного центра с паспортом РФ или через получение кода через почту РФ. Более подробно с процедурой активации аккаунта можете ознакомиться здесь.
Пошаговый план
- Авторизуйтесь на портале с помощью логина и пароля, а также кода из SMS в случае включенной двойной авторизации,
- Перейдите в каталог услуг, выбрать регистрацию граждан, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства,
- Выберите тип получения услуги — электронным способом или при личном посещении ведомства.
- При выборе электронного способа, необходимо заполнить онлайн заявление и отправить его на проверку в подразделение ГУВМ.
- После успешной проверки вы получите оповещение через e-mail или SMS. Также вам назначат время, когда будет необходимо принести оригиналы документов в подразделение ГУВМ.
- После посещения отделения произойдёт снятие с учета.
Срок предоставления данной услуги через портал Госуслуги составляет в среднем около 3 дней.
Сколько времени занимает снятие гражданина с учета
Срок снятия гражданина с регистрационного учета зависит от того, каким способом происходит процедура. В случае если гражданин не снимается сам, а просто регистрируется по новому адресу, снятие обычно затягивается на несколько недель. Это происходит потому что первый паспортный стол отправляет во второй отрывной талон почтой РФ. Даже если паспортные столы находятся в пределах одного города, сроки доставки писем могут составить две-три недели.
В случае если гражданин снимается сам, процедура завершается быстро — обычно за два-три дня.
Сколько стоит
Снятие с регистрационного учета осуществляется бесплатно — госпошлина не взимается.
Без личного присутствия самого гражданина
Возможны два варианта:
- Первый — когда гражданин сам согласен выписаться, но не имеет возможности обратиться в паспортный стол или МФЦ (например, при проживании за границей).
- Второй — когда он теряет право пользования жилым помещением, но при этом не желает выписываться.
Снятие с учета «удаленно»
Заявление на регистрацию/снятие с регистрационного учета личного характера и по доверенности не подается. Человек должен лично прийти в отделение ГУВМ или МФЦ по месту прописки. Однако в законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила. Например, если человек постоянно проживает за границей, но остался прописанным в РФ, он может заверить заявление на снятие с учета в своем консульстве и отправить в орган по месту прописки в России. Такой документ примут и снимут с учета.
Снятие с учета в судебном порядке
В случае, если человек не желает сам выписываться из квартиры, придётся обращаться в суд.
Выписка в этом случае возможна только в судебном порядке. Если гражданин действительно незаконно занимает жилое помещение и истец это докажет, суд вынесет решение в его пользу и человека выпишут принудительно.
Для суда понадобятся следующие документы:
- Исковое заявление
- Паспорт истца
- Документы на квартиру
- Квитанция на оплату госпошлины
Зачастую принудительная выписка осуществляется:
- после развода, если бывшие члены семьи не хотят уезжать с квартиры добровольно;
- после купли-продажи квартиры, если в жилом помещении не выписались люди жильцы после сделки;
- если происходит длительная задержка с оплатой коммунальных услуг в муниципальной квартире;
- длительное отсутствие жильца (в этом случае для выписки отсутствующего необходимо признать умершим в судебном порядке).
Каждый случай имеет множество нюансов. Если вам нужна юридическая помощь, советуем обращаться к профессионалам. На нашем сайте можете получить консультацию по интересующим вас вопросам.
Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.
Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.
Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:
- предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
- регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
- от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
- от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .
Органы регистрационного учета
Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.
Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.
Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:
- ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
- собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.
Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства
Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.
Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства
Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.
Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:
- Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
- Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
- Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
- Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
- При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .
В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.
Список документов
Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:
- Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
- Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
- Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
- Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
- Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.
Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства
Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .
Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.
Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.
- за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
- за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
- за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .
Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.
Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства
Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.
Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.
Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.
В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.
Заключение
В заключение можно сделать несколько выводов:
- Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
- Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
- Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
- В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
- Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
- Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
- Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
- Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
- Срок для получения постоянной регистрации – 7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
- При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
- Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
- Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
- Срок давности правонарушения составляет два месяца.
2. Регистрационный учет граждан
Регистрационный учет граждан (правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ).
В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом (осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации).
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Место пребывания – место, где гражданин временно проживает.
Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (контроль за соблюдением возлагается на органы внутренних дел).
Документы, удостоверяющие личность граждан РФ , необходимые для осуществления регистрационного учета (паспорт гражданина РФ; паспорт гражданина СССР (до замены его на паспорт гражданина РФ); свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ)).
Регистрация граждан в пограничной зоне , закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ.
Регистрация граждан по месту пребывания.
Граждане, прибывшие для временного проживания на срок свыше 90 дней , обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для временного проживания) (регистрация осуществляется на срок, определенный по соглашению с нанимателями; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов).
, которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания (регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства).
Регистрация граждан по месту жительства.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение).
Документы в 3-дневный срок передаются в органы регистрационного учета , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина).
Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства.
Регистрация военнослужащих осуществляется (по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания – при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения).
Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
Регистрация по месту пребывания вынужденных переселенцев производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность законных представителей, или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении (регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства).
Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания , по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае (изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления решением суда умершим; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации).
Органы регистрационного учета снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства на в 3-дневный срок основании полученных документов (в паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства).
Билет 20