Положительные и отрицательные внешние эффекты. Внешние эффекты и внешние издержки
Известно, что рыночная экономика способна обеспечить эффективность распределения ресурсов, когда отсутствуют препятствия для того, чтобы рыночная цена несла адекватную информацию о спросе и предложении на рынке. Поскольку в реальной жизни идеальная модель свободного рынка не существует, встречаются ситуации неэффективного распределения ресурсов. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блага и о его альтернативных издержках. В последнем случае существует «скрытая» цена (shadow price), которая не улавливается рынком, в результате чего ресурсы распределяются неэффективно. Такая ситуация характерна для общественных благ и внешних эффектов (экстерналий).
Традиционно рыночные сделки заключаются добровольно и их результаты касаются издержек и выигрышей лишь их непосредственных участников. Но иногда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних лиц, которые в одних случаях несут непредвиденные издержки, а в других – получают некомпенсируемые выгоды, но это не отражается в рыночной цене. Следовательно, действительные издержки или выгоды здесь всегда превышают те, о которых информирует рыночная цена. В результате соответствующие товары производятся либо в недостаточном, либо в избыточном количестве по сравнению с эффективным уровнем выпуска, а значит, ресурсы общества распределяются неэффективно. Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних субъектов, называется внешним эффектом, или экстерналией.
С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.
Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду без соответствующей компенсации, и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара или услуги не полностью отражается в рыночной цене, то связанные с положительными внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.
Отрицательный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и сопровождается разрывом между общественными и частными издержками. Выпуск товаров, связанных с отрицательными внешними эффектами, осуществляется в объеме, превышающем эффективный уровень, из-за отсутствия полной информации об издержках в рыночной цене.
По способу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты – это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки воздействия на третьи лица. Именно они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Пекуниарные внешние эффекты находят соответствующее ценовое выражение и не ведут к нарушению эффективности.
В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:
потребительские , которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств, но не оказывает влияния на производственную сферу экономики;
производственные , при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или более фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств;
производственно-потребительские , при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.
Механизм внешнего эффекта можно рассмотреть при помощи микроэкономических моделей. Рассмотрим модель отрицательного внешнего эффекта.
Предположим, фирма производит экологически неблагоприятную продукцию, объем выпуска которой представлен на оси абсцисс. Предложение этой продукции характеризует кривая S, одновременно являющаяся кривой частных предельных издержек данной фирмы PMC (private marginal cost). Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается внешним эффектом. С учетом этого общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) представляют собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба, т. е. SMC = РМС + MD.
Эффективным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пересечения кривой общественных предельных издержек и кривой спроса на данный товар D. Реальный выпуск Q 0 определяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Очевидно, что Q 0 > Q*, т. е. реальный выпуск превышает эффективный.
Положительный внешний эффект представляет собой неоплаченные выгоды.
Предельные общественные выгоды (MSB) равны сумме предельных частных выгод (MPB) и предельных внешних выгод (MEB). Эффективный объем продукции соответствует равенству предельных общественных выгод и предельных издержек. Однако, фактический объем производства соответствует равенству предельных издержек и предельных частных выгод.
11.2 Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии
Движение от реального уровня выпуска к эффективному, т. е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта, т. е. трансформации издержек или выигрышей посторонних субъектов в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект. При этом считается, что условия оптимальности по Парето требуют полного отсутствия внешних эффектов.
В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации: А. Пигу и Р. Коуза.
Подход А. Пигу основан на признании разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, который служит причиной неэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, а положительные – с помощью субсидии. При этом налог должен в точности равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – их предельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требует участия правительства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования.
Налог Пигу (Pigovean tax) стал одним из популярных инструментов экологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссии загрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицы продукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.
Интернализацию отрицательного внешнего эффекта по Пигу можно рассмотреть на примере кислотных дождей, которые вызваны производственной деятельностью сталелитейной фирмы, выбрасывающей в атмосферу SО 2 и NО х. Эти дожди негативно влияют на производственные результаты бригады рыбаков, поскольку из-за загрязнения поверхности водоема вредными веществами снижается количество и качество добытой рыбы.
На рис. 3, на горизонтальной оси представлен объем выпуска фирмы, а на вертикальной – цена стали. Предложение стали описывается кривой S, совпадающей с кривой частных предельных издержек PMC. Спрос на продукцию сталелитейной фирмы характеризует кривая D с отрицательным наклоном. Кривая общественных предельных издержек SMC представляет собой сумму кривых частных предельных издержек и предельного ущерба. Иначе, предельный ущерб равен вертикальному расстоянию между кривыми SMC и PMC для любого объема выпуска.
Без учета ущерба, наносимого рыбакам, фирма выпускает сталь в количестве, равном Q0, в то время как эффективный выпуск равен Q*. Очевидно, что Q0 > Q*. Для того, чтобы вынудить фирму сократить свой выпуск до эффективного уровня, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t, равный предельному ущербу рыбаков. Интернализация внешнего эффекта заключается в том, что производителю адресуются издержки посторонних субъектов, потерпевших ущерб по его вине. Одновременно государство получает налоговые поступления в объеме t Q*, а общество выигрывает от движения к эффективному выпуску в объеме, равном площади заштрихованного треугольника.
Однако практическое применение налога Пигу сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего необходимо знать точный размер предельного ущерба. Для этого требуется выяснить:
Какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемы загрязнений, обусловленных конкретными производственными процессами. При этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т. п.;
Какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб. Это требует длительных контрольных измерений и экспериментов;
Какова денежная оценка ущерба.
Все эти измерения мо гут быть лишь приблизительными, и поэтому адекватно измерить и оценить предельный ущерб невозможно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получить индивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будет назначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническим причинам и связано с высокими издержками.
Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, налогообложение в соответствии с подходом А. Пигу остается распространенным инструментом экологической политики.
На территории Российской Федерации. Рынок - это особенная сфера деятельности, где строятся товарные взаимоотношения между продавцами и покупателями. Внешние эффекты в рыночной экономике играют немаловажную роль. Взаимосвязь между производителями и конечными потребителями основана на децентрализованном механизме ценового сигнала.
Что собой представляют внешние эффекты?
Экономика - это совокупность отношений, которые складываются в производственной, распределительной и потребительской системах. Внешние эффекты в экономике - это влияние деятельности конкретного агента, который беспокоится о благосостоянии жителей России, поэтому контролирует деятельность производителей. Все товары должны быть экологически чистыми и произведены в соответствии с государственными стандартами.
При отрицательных внешних эффектах третье лицо, которое не было вовлечено в сделку, будет нести определенные убытки. Сюда не относятся продавцы и покупатели. Положительные внешние эффекты - это получение выгоды третьими лицами. Цена и рыночная стоимость являются наилучшими носителями информации в области рыночной экономики. Таким образом, участники рыночных отношений смогут получить релевантный сигнал, а также провести координированные усилия. При наличии негативного эффекта от товара или предоставления услуг торговая деятельность не будет приносить ожидаемого дохода, а их общая стоимость не отразит интересы каждого участника. В таком случае не будет оптимальным.
Действия отрицательных и положительных внешних эффектов
Чтобы максимально правильно оценить влияния внешнего эффекта на текущее рыночное равновесие, необходимо составить точный график спроса и предложений. Спрос - это готовность покупателя оплачивать стоимость товара или услуги. Он может выбирать из разнообразных вариантов, чтобы удовлетворить свой потребительский интерес. Таким образом, отображаются все частные предельные выгоды.
Благодаря товарообороту продавцы имеют возможность отразить все издержки для анализа производственного процесса. Внешние эффекты в рыночной экономике способствуют определению неучтенных интересов третьих лиц, которых принято называть экстернами.
Роль отрицательных внешних эффектов на производстве
Вредно для здоровья людей. И в первую очередь отмечено влияние такой отрасли, как экономика. Отрицательный внешний эффект заключается в том, что большинство крупных промышленных заводов грешит сливом сточной воды в ближайшие реки. Происходит выброс в атмосферу такого как диоксид углерода. Он попадает в окружающую среду и негативно влияет на самочувствие людей. Вследствие этих явлений значительно ущемляются их интересы. Жители мегаполисов и небольших поселков не могут купаться в речной воде или дышать чистым воздухом. Земляные участки заражаются, а рыба гибнет в воде. Все перечисленные факторы и эффекты не учитываются в окончательной цене продукции, которую выпускают заводы.
Именно поэтому необходимо позаботиться не только о качестве изготавливаемой продукции, но и следить за чистотой окружающей среды. Выброс вредных веществ в атмосферу и воду влечет за собой серьезные последствия.
Понятие внешних эффектов в современном мире
Сегодня в рыночных отношениях можно наблюдать прямые и неопосредованные связи, которые подразумевают воздействие одного агента на результат деятельности другого. Это и есть внешние эффекты в экономике. Стоит отметить, что такое влияние может быть благоприятным или неблагоприятным.
Стали принимать во внимание потому, что каждый человек хочет жить в чистой окружающей среде. Граждане Российской Федерации хотят, чтобы за производителями и крупными фабриками был установлен контроль, потому что выбросы могут оказывать негативное влияние на общее состояние других людей.
Внешние эффекты в экономике могут развиваться между потребителями и производителями товаров. Пример положительного эффекта - это внешняя отделка зданий, чтобы они имели ухоженный и привлекательный вид. Прохожие люди смогут любоваться фасадом и не волноваться, что он находится в аварийном состоянии. Негативные эффекты заключаются в том, что во время производственного процесса товаров происходит загрязнение окружающей среды.
Регулирование внешних эффектов
В некоторых случаях существующие рыночные механизмы не предоставляют необходимых ресурсов для человека, чтобы были рационально покрыты все потребности. Возникают ситуации между продавцом, покупателем и производителем, которые считаются провальными или несостоятельными. В таком случае рынок не может справиться со всеми возложенными на него функциями. Именно по этой причине в полном объеме не обеспечиваются производственные блага. Внешние эффекты в экономике и их регулирование осуществляется при помощи тщательного анализа.
Специалистами рассматриваются воздействия изменения цен на все рыночные сферы деятельности. Например, увеличение показателей производимого объема кирпича может значительно сказаться на изготовлении и товарообороте бетона. Именно по этой причине необходимо постоянно контролировать последствия собственной деятельности. Субъект хозяйствования не должен наносить ущерб другим фирмам и потребителям.
Плата за внешние эффекты
Снижение прибыли на рынке может наступать в том случае, когда отсутствует плата за внешние эффекты. Плата не производится, если на рынке отсутствуют конкретные ресурсы или блага, которые стали причиной реализации внешнего ресурса.
Огромную и немаловажную роль играет плата за внешние эффекты в экономике. Примеры можно привести разные, в зависимости от ситуации. Если фабрика по производству бумаги использует неограниченное количество чистой речной воды, то руководителям не приходится покупать ее. В конечном результате не производится плата за использованный ресурс. В то же время местные жители города, рыболовы или купальщики не имеют возможности использовать реку для своих целей. В таком случае речная вода становится ограниченной для пользования, потому что у нее нет собственника и она должна иметь свободный доступ для всех. Но во время производственного процесса фабрика по изготовлению бумаги не берет во внимание все возникающие внешние эффекты и занимается выпуском товаров в неэффективном объеме.
Теорема Коуза
Проблема внешних эффектов в экономике имеет традиционный подход для дальнейшего решения. Американский экономист и деятель Рональд Коуз в 1991 году получил звание нобелевского лауреата. Он написал статью под названием «Проблема социальных издержек». В ней были четко обозначены проблемы внешних эффектов, которые касаются и потребителей, и производителей.
Отрицательный внешний эффект в большинстве случаев проявляется во время развития конкуренции между участниками, которые используют природные ресурсы. Особенно это касается тех случаев, когда у каждого субъекта отсутствуют права на использование природного источника. Нобелевский лауреат и экономист сделал вывод, что любые внешние эффекты можно интернализовать при помощи закрепления прав собственности на конкретные объекты. Процесс обмена владения правами может осуществляться в том случае, когда они не повлекут за собой большие трансакционные издержки. Благодаря такому механизму задействуются все стороны взаимоотношений, чтобы найти эффективное решение.
Аспекты теоремы Коуза
Можно выделить несколько основных положений:
- Стоимость договора между участниками должна быть невысокой. То есть установленная сумма не становится главным препятствием для достижения конкретной цели соглашения. Эти отрицательные эффекты, которые подразумевают появление загрязнения атмосферы, влияют на общее самочувствие и здоровье жителей. Именно поэтому участникам важно договориться между собой и решить все проблемы.
- Привести в действие теорему Коуза можно в том случае, когда каждый владелец предприятия имеет возможность идентифицировать все источники нанесенного ими ущерба для окружающих людей. Предприниматель должен самостоятельно и легально устранить ущерб, а также все последствия. Когда права на чистый воздух были законодательно оформлены, становится трудно определить, чья производственная деятельность нарушает соглашение. Внешние эффекты в российской экономике помогут предпринимателям избежать возникновения озоновой дыры и в атмосфере.
Интернализация внешнего эффекта
Чтобы заставить предпринимателей и субъектов хозяйственной деятельности следить за всеми выбросами в атмосферу, необходимо интернализовать все внешние эффекты. Интернализация представляет собой полное объединение абсолютно всех субъектов деятельности.
Сегодня существует и другой распространенный способ, который поможет предпринимателю следить за чистотой окружающей среды. Действующим государством могут быть внесены поправки в законодательные акты, чтобы фирмы и компании оплачивали все затраты, которые требуются на восстановление чистоты окружающей природы.
Корректирующий налог возлагается на каждую партию выпуска товара, который позволяет уравнять все предельные частные общественные затраты. Таким образом, можно заставить предпринимателя правильно относиться ко всем внешним затратам.
Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.
Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.
Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.
Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.
Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.
Корректирующие налоги и субсидии . Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.
Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).
Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .
Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .
Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).
Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:
МРС + МЕС = MSC = MSB
Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .
Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.
Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:
MEB + MPB = MSB = MSC ,
где MPB - предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .
Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия.
Сопоставим действие налогов и штрафов.
1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны
MPC + MEC = MSC ,
что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.
2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.
Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.
3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.
По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.
Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого «разбирательства»?
Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта, согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, может быть, наоборот, виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?
Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.
Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод «Емельян Пугачев» использует для производства пива воду из реки.
Выше по течению расположено химическое предприятие «Красный квадрат», сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции «Красного квадрата». Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива «Емельян Пугачев».
«Красный квадрат» будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства «Емельяна Пугачева». Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для «торговли» уровнем выбросов и его приведения к эффективному.
Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль «Красного квадрата» является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб «Емельяна Пугачева» (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.
Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения
Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .
Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.
1. Разрешительный законодательный режим . «Красный квадрат» имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в этом помешать.
В этом случае «Красный квадрат» выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.
В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить «Красному квадрату» сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. «Емельян Пугачев» при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.
2. Запретительный законодательный режим . «Красный квадрат» не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а «Емельян Пугачев» имеет право запретить любые выбросы.
В этом случае «Емельян Пугачев» будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль «Красного квадрата» сведена на нет.
В этом случае «Красному квадрату» будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . «Красный квадрат» при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.
Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме - прибыль пивоваренного завода на a .
Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав «делать что-либо, имеющее вредные последствия». В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.
Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
1. . Воздействие может быть отрицательным , если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте , а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.
Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.
2. Положительные внешние эффекты . Воздействие может быть положительным , если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте , а прирост полезности или выпуска считаютвнешними выгодами данного вида деятельности.
Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.
Отрицательные внешние эффекты - негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в необходимости дополнительного использования ресурсов. Для потребителя - это неудобства, которые никем не компенсируются. В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект)
Интернализацией называется экономическая стратегия, направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние.
Теорема Коуза - теорема, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.
Интернализация внешних эффектов
Это перевод внешних эффектов во внутренние. Она достигается путем корректирования MPC таким образом, чтобы они отражали действительные MSC.
Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект и снижению объемов спроса.
Интернализация положительного внешнего эффекта должны привести к росту потребления.
Для интернализации внешних эффектов используются корректирующие налоги и корректирующие субсидии.
1) Корректирующий налог (Т) – это налог на выпуск товара или услуги, который поднимает MPC до уровня MSC.
Налог устанавливается на уровне MEC = T. Этим интернализируется внешний отрицательный эффект. MSC=MPC+T
Цена продаваемого товара растет до тех пор, пока не станет равной MSC производства данного товара (т.В), но по закону рынка объем спроса снижается.
Установившаяся цена P 2 приводит к падению объема спроса. После уплаты налога MEC производители получают выручку в объеме MPC (P 3).
Налоговый сбор в объеме MEC∙Q 2 = (P 2 - P 3)∙ Q 2 возмещает ущерб, причиняемый третьим лицам.
Внешний эффект интернализирован (заложен во внутренние издержки участников сделки).
Корректирующие субсидии (S) – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект (на рисунке цены сместить ниже на одну позицию)
Субсидия предназначена для интернализации внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, который увеличивает объем его выпуска до эффективного уровня. Субсидия вызовет сдвиг кривой спроса на образование (как MPB, которую получает персонально каждый студент от образования). MSB = MPB + MEB(S).Чистый выигрыш от увеличения контингента представлен площадью АВС.
Итак, отрицательные внешние эффекты возникают в результате конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из вариантов не закреплены.
При наличии отрицательных внешних эффектов возникает вопрос, имеют ли право продавцы и покупатели (участники сделки) перекладывать издержки на третьих лиц, например, сбрасывать отходы в реку без уплаты за приобретение этого права. Проблема в том, что водные ресурсы никому не принадлежат. Поскольку права собственности на реку не установлены, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно.
Теорема Ройнальда Коуза (проф. Чикагского университета)
Устанавливает связь между внешними эффектами и правами собственности.
- Для интернализации внешних эффектов (перевода во внутренние) важно четко определить права собственности.
- Операционные издержки при установлении прав собственности и их продаже должны быть незначительны (затяжные споры об использовании ресурсов, о правах собственности снижают общую эффективность).
По теории Коуза при ничтожно малом уровне операционных издержек внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права.
Не важно, кому передаются эти права собственности. При свободном обмене правами итоговое распределение ресурсов будет одним и тем же.
Значение теории Коуза
Внешние эффекты (экстерналии, загрязнения) возникают при разногласиях отношений относительно прав собственности. Когда ясно, кто обладает правами собственности, и кто кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены путем переговоров. В общем, проведение переговоров возможно, когда число участников невелико. Здесь вмешательство государства не требуется. Издержки, связанные с ведением переговоров должны быть малы, внешние эффекты легко устраняются. Функция государства заключается только в установлении прав. Как только эти права установлены, люди могут их продать, что дает возможность интернализовать внешние эффекты.
Но теорема Коуза не применима, если затраты на проведение переговоров высоки настолько, что превышают выгоды от этих переговоров. Автомобилисты паркуются (ездят) возле дома, вы страдаете от загрязнения воздуха. С кем вы будете вести переговоры? Автомобилистов слишком много.
Возникают трудности возмещения отрицательного внешнего эффекта. Внешние эффекты являются трудноустранимыми, поскольку источников отрицательного эффекта множество. Частные переговоры не помогут.
Глава 17. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ.
"…загрязнение - это издержки, связанные с
осуществлением производственной
деятельности. Однако эти издержки имеют
один отличительный признак: их груз падает
на людей, которые не давали на это
согласия. Короче говоря, загрязнением
называются издержки, навязываемые другим
без их согласия". (Пол Хейне)
Изучаемые вопросы
Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные затраты. Микроэкономический анализ внешних эффектов. Интернализация внешнего эффекта. Экономический подход к экологии. Транзакционные издержки.Теорема Коуза. Проблемы регулирования внешних эффектов, в том числе загрязнения окружающей среды. Меры государственного регулирования внешних эффектов: административно-командные, судебные, штрафные санкции, лицензирование сброса отходов.
====================================================================
Внешний эффект имеет место, когда действия на отдельном рынке некоторого домашнего хозяйства или какой-либо фирмы непосредственно увеличивают издержки (отрицательный внешний эффект ) или выгоды (положительный внешний эффект ) каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах. Еще переводят этот термин как экстерналии , точнее это не перевод, а просто калька с английского оригинала (externalities).
Внешний эффект – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки или выгоды некоторых третьих лиц, не участвующих в самой сделке.
Иными словами внешний эффект – это воздействие рынка на третьих лиц в виде уменьшения или увеличения их доходов, которое не компенсируется за счет изменения цен на этом рынке.Производил один, покупал другой, а пострадал третий - такова суть отрицательного внешнего эффекта. Внешние эффекты - это пример несостоятельности рынка, когда рыночное ценообразование и мотив прибыли не обеспечивают рационального использования ресурсов общества. При наличии внешних эффектов рынок не способен обеспечить передачу информации о редкости в форме цен.
Общественные и частные затраты. В случае отрицательного внешнего эффекта общество несет дополнительные затраты (так называемые экстернальные затраты ) по сравнению с частными затратами производителя товара. Поэтому общественные затраты превышают частные. В случае положительного внешнего эффекта общество получает дополнительные выгоды (так называемые экстернальные выгоды ). Тем самым общественные затраты меньше частных на величину денежной оценки этих выгод.
Загрязнение окружающей среды является наиболее важным примером отрицательного внешнего эффекта. Действительно, сброс загрязнений часто выгоден производителю, так как уменьшает его издержки по сравнению с ситуацией, при которой очистка отходов обязательна. Но загрязнение негативно сказывается на населении и на некоторых фирмах. Экономисты говорят, что в таких случаях общественные затраты могут быть выше цены. Поэтому фирма, загрязняющая окружающую среду, получает прибыли за счет убытков всего общества. Общественные затраты включают помимо затрат фирмы еще и затраты на очистку.
ПРИМЕР 17-1. ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ВЫПЛАВКИ СТАЛИ.
Допустим, что затраты на топливо, производственное оборудование и труд составляют 100 долларов на каждую тонну стали. Эти затраты называются частными затратами , поскольку они покрываются самим сталелитейным заводом. Для того чтобы продолжать заниматься бизнесом, сталелитейный завод должен получить, по крайней мере, по 100 долларов за тонну стали.
Однако частные затраты не являются единственными затратами на производство стали. В процессе сжигания каменного угля завод выбрасывает в атмосферу облака двуокиси серы, сажи и других загрязняющих веществ. Это загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность, усиливает коррозию металлоконструкций вблизи завода. Все это относится к экстернальным затратам на производство стали, поскольку покрываются эти затраты третьими лицами - людьми, не являющимися ни продавцами, ни покупателями как стали, так и каких-либо исходных компонентов, необходимых для ее производства. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты также являются частью затрат на производство стали.
Предположим, что ущерб от загрязнения всех видов равен 20 долларов на каждую тонну произведенной стали. Сложив 100 долларов внутренних затрат и 20 долларов внешних затрат, мы получим общую величину альтернативной стоимости стали, равную 120 долларам за тонну. Эта цифра отражает стоимость факторов производства, использованных непосредственно заводом, плюс стоимость факторов, уничтоженных загрязнением или отвлеченных от других способов использования.
Если цена стали будет устанавливаться на основе предложения и спроса, то ее равновесное значение на этом весьма конкурентном рынке в долгосрочном периоде будет близко к 100 долларам за тонну, что как раз покрывает частные затраты, к которым экономическая теория относит и нормальную прибыль. В результате потребители стали получат ложный сигнал: цена сообщает им, что производство одной тонны стали оборачивается значительно меньшими затратами факторов производства национальной экономики, чем это происходит в действительности. В итоге потребители стали будут использовать больше стали, чем следует. Они будут менее склонны искать заменители стали, использовать вторичное сырье, конструировать продукты с таким расчетом, чтобы в них было использовано меньше стали и т.д. Короче говоря, рынок не справится с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены послали потребителям ложную информацию. .
Внешние эффекты весьма разнообразны. Например, это ухудшение качества жизни в микрорайоне в результате строительства новых 16-и этажных домов или увеличение зарплаты воспитателей в детских садах по причине ввода в действие новой текстильной фабрики. Примером положительного внешнего эффекта может служить ремонт фасада своего дома. Все ваши соседи выиграют от этого, в том числе, и чисто экономически, так как стоимость их домов возрастет, хотя вы, возможно, не принимали в расчет такие последствия. Важно понимать, что и положительные внешние эффекты не обеспечивают рационального использования ресурсов.
ПРИМЕР 17-2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ ПЧЕЛОВОДСТВА.
Штат Мэн, середина 1980-х годов. Урожай ягод огромен. В этом заслуга миллионов трудолюбивых маленьких созданий, доставляемых аж из Флориды. Сборы черники, клюквы, ежевики и многого другого не были бы так обильны, если бы не медоносные пчелы, которые опыляют эти культуры. Здешние крупные ранчо и фермы зависят от пчеловодов. Они привозят пчел, чтобы поддержать работу местных маленьких трудяг и тем самым способствовать урожаю.
Это может быть очень выгодным бизнесом. Один пенсильванский пчеловод получит прибыль в 60 000 долларов в год за доставку 1500 ульев для опыления черники в штате Мэн и яблонь в Пенсильвании. И он сохраняет весь мед, что, в сущности, удваивает его прибыль. В прошлом году по стране владельцы пчелиных семей получили более 40 млн. долларов за то, что доставили фермам 1 млн. ульев. Медоносные пчелы на самом деле очень ценны. Недавнее исследование, проведенное в Корнелльском Университете по просьбе Национального Комитета Пчеловодства, делает вывод, что каждый доллар, потраченный на опыление, возвращает по крайней мере 60 долларов в виде дополнительной продукции.
Без такого рынка услуг опыления пчеловоды ограничили бы количество ульев до величины, при которой предельные затраты просто равнялись бы предельному доходу от продажи меда. Внешняя выгода для производителей фруктов не входила бы в подобные расчеты. Когда владельцы пчел получают возможность иметь дополнительный доход от продажи услуг по опылению, они увеличивают количество ульев. Это выгодно не только пчеловодам и садоводам, но и потребителям, которые получают больше и меда, и фруктов.
Обратите внимание, что увеличение использования пчел для повышения выигрыша от положительного внешнего эффекта было достигнуто без участия государства.
Образование, культура, здравоохранение и фундаментальная наука не производят чистых общественных благ, но дают обществу в целом и каждому его члену большие положительные внешние эффекты. Здравоохранение, наука, культура и образование обладают большим потенциалом положительного внешнего эффекта: чем выше уровень вашего образования и здоровья, чем выше уровень науки и культуры, тем лучше всем нам. Именно поэтому государство во всех развитых странах финансирует и стимулирует развитие этих сфер. Там, где рынки в этих сферах недопроизводят услуги, государство должно тратить средства на поддержку социальной сферы при условии, что рост доходов, вызванный дополнительным внешним эффектом, будет больше расходов. К сожалению, у государства не всегда есть эти средства и в большинстве случаев затруднительно оценить дополнительный внешний эффект.
Микроэкономический анализ внешних эффектов . Рассмотрим пример. На берегу прекрасного уникального Плещеева озера в Переяславле-Залесском находится химический комбинат, производящий, в частности, кинопленку "Свема". Отрицательные внешние воздействия имеют место тогда, когда комбинат сбрасывает сточные воды. Отрицательный эффект возникает потому, что у химического комбината при принятии производственных решений нет стимулов учитывать внешние дополнительные издержки, которые вызываются убытками рыбаков и туристических фирм, потребителей воды и любителей природы, увеличением заболеваний и снижением продолжительности жизни. С общественных позиций использование ресурсов исходя только из интересов комбината характеризуется как неэффективное. Чтобы уяснить это рассмотрим кривые спроса и предложения кинопленки "Свема". Поскольку производитель кинопленки "Свема" является, скорее всего, ценоискателем, то эта кривая спроса имеет отрицательный наклон. Хотя наши выводы не изменились бы и для фирмы - ценополучателя.
Предположим, что общественные затраты, связанные с изменениями окружающей среды возрастают с выпуском пленки. Покажем на рис. 17-1 соответствующую кривую предельных экстернальных затрат как MEC (от англ. Мarginal Еxternality Сost). Кривая предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции, как вам уже известно, представляет собой кривую предельных издержек (MC). Эти издержки можно суммировать, получая тем самым кривую общественных издержек: MSC = MC + MEC. Новая точка равновесия показывает, что комбинат с общественных позиций производит слишком много продукции (Q’ e < Q e) и продает пленку по цене ниже необходимой для возмещения общественных издержек (P’ e < P e). Поэтому производство пленки считается неэффективным.
MSC = MС + MEC |
Рис.17-1. Типичная интернализация отрицательного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные издержки (MSC), с учетом отрицательного внешнего эффекта, а именно экстернальных затрат (MEC). Рыночное равновесие без интернализации внешнего эффекта (Е P) и с его интернализацией (Е S).
Переход из точки E в точку E S называется интернализацией внешнего эффекта . При интернализации все затраты учитываются в цене продукции. О чем свидетельствует целесообразность повышения цен на пленку и снижения объемов ее производства? О том, что расплачиваться за очистку озера должны не все налогоплательщики, а только потребители пленки. Действительно, почему вы должны за это платить, если не имеете отношения к кинопленке. Хотя если вы смотрите фильмы, то, в конечном счете, платить придется вам. Трудно учесть все последствия загрязнений даже государству. Тем не менее, налоги на загрязнения может ввести только оно. Поэтому государственного вмешательства не избежать.
Интернализация внешнего эффекта заключается в изменении цены и объема продаж на рынке таким образом, чтобы максимизировать общественное богатство.
Тот же эффект сокращения загрязнений в принципе можно достичь с помощью снижения спроса. Но затраты на это могут быть намного выше. Поэтому назовем этот способ интернализации нетипичным. Именно этим способом «зеленые» добились сокращения потребления меховых изделий.
E MSC = MC – MEB |
Рис.17-2. Интернализация положительного внешнего эффекта. Частные (MC) и общественные затраты (MSC), с учетом положительного внешнего эффекта, а именно экстернальных выгод (MEB).
В случае положительного внешнего эффекта общественные затраты должны быть уменьшены на сумму выгод третьих лиц (см. рис.17-2).
Без государственного или иного вмешательства на рынках, порождающих отрицательные внешние эффекты, при неизменном спросе с точки зрения всего общества производится слишком много продукции по слишком низкой цене, а на рынках, вызывающих положительные внешние эффекты, производится слишком мало продукции по слишком высокой цене.
С точки зрения получателей выгод от положительного внешнего эффекта важно добиться большего объема производства. Это можно сделать не только за счет сдвига кривой предложения, но и за счет роста спроса. Аналогично получатели убытков от отрицательного внешнего эффекта могут добиться уменьшения своих убытков за счет уменьшения спроса на рынке, генерирующем отрицательный внешний эффект.
На практике точного решения достичь практически невозможно. Например, в случае загрязнения окружающей среды кривая MEC зависит от того, насколько точно мы оцениваем потери от сброса сточных вод. И здесь без экологических данных не обойтись. Но эти данные постоянно уточняются и с развитие науки, и с установлением экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, и с меняющимися взглядами науки и общества на то, что является загрязнением, а что нет.
Некоторые потери, связанные с загрязнением окружающей среды, рынок позволяет оценить и делает он это очень наглядно. Недвижимость в экологически неблагополучных зонах дешевеет. Допустим на берегу Плещеева озера жила бабушка в просторной избе. В!960-е годы до строительства химического комбината ей предлагали большие деньги за этот дом. В 1990-е годы она решает продать свой дом. С учетом инфляции бабушка рассчитывает получить миллионов сто, а предлагают не более 10-и. Кому нужен дом на берегу грязного озера?
Экономический подход к экологии. Экономисты считают, что все можно оценить деньгами. Экологи утверждают, что природа бесценна. И тот, и другой подход имеют свои резоны. Денежная оценка охраны окружающей среды помогает экономистам лучше использовать ограниченные ресурсы для охраны окружающей среды. Тем не менее, и экологи, и экономисты исходят из того, не все поддается оценке, по крайней мере, достаточно точной.
Хотя было бы неплохо вернуть окружающую среду в изначально чистое состояние, очистительные работы стоят дорого. Деньги, расходуемые на эти работы, могли бы быть использованы как-нибудь иначе. В таком случае, видимо должно быть установлено некоторое равновесие между нежелательным загрязнением окружающей среды и ее дорогостоящим очищением. Эту проблему, как и многие другие, теоретически решают на основе маржинального анализа.
С каждой дополнительно очищенной единицей загрязнения окружающей среды обычно маржинальная (предельная) общественная выгода имеет тенденцию к уменьшению. Это следствие закона уменьшения предельной отдачи (производительности) факторов. В то же время, предельные затраты на очищение окружающей среды имеют тенденцию к росту. Если общество располагает точной информацией о суммарной общей выгоде и о затратах на сохранение окружающей среды, оно может приблизиться к оптимальному уровню экологической активности, при котором маржинальная общественная выгода равна маржинальным общественным затратам.
Теорема Коуза (1960 г.) Внешние эффекты в принципе всегда могут быть компенсированы соответствующими налогами и государственными выплатами, призванными покрыть разрыв между предельными частными и предельными общественными издержками. В последние годы утверждение Пигу, что государственное вмешательство в форме налогов и субсидий требуется всякий раз, когда частный и общественный продукт расходятся, оспаривалось Рональдом Коузом и его последователями.
Возможен и другой механизм сокращения неэффективности, вызванной загрязнением окружающей среды или иными отрицательными внешними эффектами. На первый взгляд, предложенный Коузом подход парадоксален. Рассмотрим пример. Допустим, что предельный общественный продукт Ярославского шинного завода меньше, чем его предельный частный продукт. Страдают в первую очередь люди, попавшие в зону загрязнения. Тем не менее, ни одна ярославская семья не заинтересована в том, чтобы заплатить заводу, дабы он переместилась в другое место, где общественный продукт был бы выше за счет сокращения вредного воздействия загрязнений, поскольку частные издержки превысили бы частные выгоды. Однако, вполне возможно, что все живущие в зоне загрязнения смогли бы все вместе заплатить за перенос шинного производства из Ярославля в другое место. Заметим, что в этом вполне абстрактном примере пришлось бы платить не только владельцам завода, но и тем, кто живет в предполагаемом месте размещения завода. Это может быть сделано, если выгоды от перемещения для жителей, страдающих сейчас от выбросов Ярославского шинного завода, превзошли бы издержки. Если эти жители не смогут перенести завод, то за них это может сделать государство, обложив налогом заинтересованных жителей (понятно теперь, что не всех). Таким образом, возможен не только государственный путь решения проблем внешних эффектов, но и негосударственный, рыночный, договорной путь. Каковы его возможности? В чем его плюсы и минусы?
ЭКОНОМИКА В ЛИЦАХ: РОНАЛЬД КОУЗ
"В дни моей молодости говаривали, что, если глупость
слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, ее
можно спеть. В современной же экономической теории
ее можно облечь в математическую форму".
(Рональд Коуз )
Экономистов иногда обвиняют в том, что они зачастую выражают свои модели в абстрактных математических или графических формах и теряют связи с реальным миром экономических институтов. О Рональде Коузе этого сказать нельзя. В своих оригинальных работах и редактируемом им журнале "Право и экономика" Коуз установил живую связь между реальными и аналитическими экономическими институтами. В подходе Р. Коуза выбирается какой-либо экономический институт и ищется ответ на два связанных вопроса:
1. Каково влияние данного экономического института на распределение средств и ресурсов?
2. Какова эволюция данного экономического института с точки зрения его воздействия на распределение средств?
Рональд Коуз родился в 1910 г. в Лондоне, где и получил образование. С самого начала своей карьеры занимался проблемами экономических институтов. Его статья о природе фирм была опубликована в 1937 г. и принесла ему международное признание. Он переехал в США и преподавал в Университетах Буффало, Вирджинии и Чикаго. В 1961 г. в журнале "Право и экономика" появилась его известная статья "Проблемы социальной стоимости". Изучение права и экономики в то время еще едва ли существовало как независимая специализация в рамках каждого из этих направлений, а журнал "Право и экономика" только появился на свет.
Пробный анализ Коуза сути правовых норм и законов как экономического института возбудил большой интерес к проблеме, как среди экономистов, так и юристов. Экономический анализ юридических актов вскоре стал отдельно существующей областью исследования. В последующие десятилетия все ведущие юридические школы ввели в свой штат экономистов и предлагали своим слушателям курсы лекций по этому направлению научных исследований.
В 1991 г. Р. Коузу была присуждена Нобелевская премия за исследования по проблемам транзакционных издержек и прав собственности.
Рональд Коуз утверждает, что обычно существует возможность торговли между теми, кому выгодны внешние издержки и теми, кто несет дополнительные внешние потери. В качестве примера он приводит известный пример Пигу с железной дорогой, которая вредит окрестным полям. Аргумент Коуза состоит в том, что если бы владельцы железной дороги могли бы торговаться с фермерами, собственность которых граничит с железнодорожной полосой, то фермеры могли бы заплатить сумму достаточную для того, чтобы закрытие этой ветки было бы для ее владельцев приемлемым. Для этого данная сумма должна быть меньше, чем приобретаемые фермерами выгоды. При этом издержки заключения сделки не принимаются в расчет. Но рыночный механизм и не работает по Коузу потому, что эти издержки, названные транзакционными (см. главу 9), часто слишком высоки. Объем взаимовыгодного обмена, который происходит в обществе, ограничен транзакционными издержками.
Теорема Коуза заключается в том, что если эти издержки малы, то стороны могут договориться вне зависимости от распределения прав собственности, лишь бы эти права были четко определены.
При незначительных транзакционных издержках сами агенты будут иметь мотивы вступать в добровольные соглашения для того, чтобы переложить издержки загрязнений и других отрицательных внешних эффектов с жертв на виновников. В результате величина национального продукта не зависит от того, кто и как будет отвечать за загрязнение в результате частных переговоров. Если издержки заключения сделки столь велики, что теорема Коуза неприменима, то нет оснований утверждать, что правительственное вмешательство поправит дело. "Несостоятельность правительства" следует сопоставить с "несостоятельностью рынка". Необходимость четкого разграничения прав собственности глубоко проникла в сознание экономистов. Идеи Коуза "завоевали экономический мир" и везде, включая Россию, идет интенсивное институциональное строительство, принимающее во внимание взгляды Коуза и других выдающихся экономистов ХХ века.
ПРИМЕР 17-3. ТЕОРЕМА КОУЗА.
Рассмотрим, каким образом с помощью добровольного соглашения можно справиться с проблемой загрязнения окружающей среды в идеальном мире без транзакционных издержек. В таком мире полная информация о причинах и последствиях загрязнения доступна всем бесплатно. люди честно делятся информацией о том, насколько они страдают от загрязнения или насколько им выгодно устранение его последствий. Они добровольно соблюдают любые соглашения, которые они заключают.
Предположим, что в нашем идеальном мире есть озеро, которым владеет Озеров, а на берегу озера расположен химический завод, принадлежащий Заводчикову. Сточные воды завода губительно действуют на рыбу. Для простоты предположим, что никто больше не страдает от загрязнения. Что делать?
Необходимо определить поточнее права собственности. Допустим, что владение озером включает право получать возмещение потерь от загрязнения. Поэтому Озеров информирует Заводчикова об ущербе, который причиняет рыбе загрязнение воды. Заводчиков признает обязательства что-то делать. После обсуждения проблемы они приходят к одному из нескольких возможных соглашений:
1. Заводчиков соглашается прекратить загрязнение. Для этого он либо установит очистные сооружения, либо закроет завод. Смотря какой из способов потребует меньше расходов.
2. Заводчиков соглашается компенсировать Озерову стоимость рыб, погибших от загрязнения. Для обеих сторон такой выход будет предпочтительнее снижения уровня загрязнения если стоимость погибших рыб меньше, чем затраты на борьбу с загрязнением.
3. Заводчиков соглашается купить рыбу за цену, приемлемую для Озерова. После этого он управляет объединенным «рыбным и химическим» предприятием таким образом, чтобы получить максимум прибыли, устанавливая очистные сооружения или нет.
Предположим иное распределение прав. Владение заводом включает право выливать отходы в воду озера. И если Озеров обратится к Заводчикову с просьбой о возмещении ущерба от загрязнения, то Заводчиков не обязан что-то предпринимать. При этом возникает другой набор возможных результатов их переговоров:
1. Озеров уплачивает Заводчикову согласованную сумму, чтобы прекратить загрязнение, либо установив очистные сооружения, либо закрыв завод, то есть сделать то, что требует меньше расходов.
2. Озеров покупает завод за цену, приемлемую для Заводчикова, а затем управляет объединенным предприятием так, чтобы получить максимум прибыли.
3. Обе стороны соглашаются, что стоимость рыб, погибших от загрязнения, меньше чем затраты на борьбу с загрязнением. В таком случае никаких действий не предпринимается.
Таким образом, "загрязнение устраняется не путем устранения ущерба окружающей среде, что невозможно в принципе, а путем разрешения разногласий относительно прав собственности". (Пол Хейне)При этом, переговоры между обеими сторонами всегда приводят к оптимальной величине загрязнения, которая не обязательно будет сведена на нет. Это достигаются вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права на собственность. Например, если выгодно установить на заводе очистные сооружения, то изначальное определение прав собственности укажет кому - Озерову или Заводчикову - нести расходы на покупку оборудования, но в любом случае оно будет установлено.
Проблемы интернализации внешних эффектов. При каких условиях, если такие существуют, добровольное рыночное соглашение приведет к эффективному контролю за загрязнениями окружающей среды? В реальном мире транзакционные затраты никогда не равны нулю. Однако иногда они достаточно малы, чтобы позволить решить проблемы внешних эффектов посредством свободного обмена.