Полиция рф понятие назначение правовая основа деятельности. Правовая основа деятельности полиции
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Комментарий к статье 3
1. Где бы на территории Российской Федерации полиция ни осуществляла свои функции, руководствоваться в своей деятельности она должна правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (соглашениями и др.), федеральными конституционными законами, комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.
2. Данное положение распространяется также на сотрудников полиции, находящихся за пределами нашего государства.
3. К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся: Конституция РФ (ст. ст. 21 - 25, 31, 39 и др.), УПК РФ (ст. ст. 40, 40.1, 151 и др.), КоАП РФ (ст. ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13, 23.3 и др.), ГК РФ (ст. ст. 227 - 230, 1084 и др.), Федеральные законы: от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <20> (ст. ст. 8, 9 и др.), от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" <21> (ст. 6 и др.), от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <22> (ст. 2), от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <23> (ст. ст. 17, 18 и 20), от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <24> (ст. 32), от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" <25> (ст. 28 и др.), от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <26>; Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <27> (ч. 3 ст. 30) и некоторые другие законы.
<20> См.: Собр. законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
<21> См.: Собр. законодательства РФ. 2008. N 24. Ст. 2789.
<22> См.: Собр. законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
<23> См.: Собр. законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<24> См.: Собр. законодательства РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.
<25> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.
<26> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.
<27> См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.
4. Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ:
- от 14 августа 1992 года N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации" <28>;
Сноски и комментарии по данному §:
<28> См.: Собр. законодательства РФ. 1992. N 8. Ст. 507.
От 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" <29>;
Сноски и комментарии по данному §:
<29> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
От 25 апреля 1995 года N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" <30> и др.
Сноски и комментарии по данному §:
<30> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1681.
5. Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего:
- Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях <31>;
Сноски и комментарии по данному §:
<31> См.: Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД РФ от 4 мая 2010 г. N 333 // Рос. газета. 2010. 25 июня (далее для краткости - Инструкция).
Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений <32>;
Сноски и комментарии по данному §:
<32> См.: О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 // Справочная система "КонсультантПлюс".
Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации <33>;
Сноски и комментарии по данному §:
<33> См.: Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 октября 2009 г. N 775 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее - БНА). 2009. N 51. Справочная система "КонсультантПлюс".
Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне <34>;
Сноски и комментарии по данному §:
<34> См.: Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне: Приказ МВД РФ от 20 августа 2010 г. N 600 // БНА. 2010. N 47. Справочная система "КонсультантПлюс".
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <35> и некоторые другие нормативные правовые акты.
Сноски и комментарии по данному §:
<35> См.: Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: Приказ МВД РФ от 30 марта 2010 г. N 249 // Рос. газета. 2010. 7 июля.
6. Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <36> по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания Генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, признаются органами дознания.
Сноски и комментарии по данному §:
<36> См.: Собр. законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
7. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
8. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации <37>.
Сноски и комментарии по данному §:
<37> Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (см.: Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам / Составитель и автор комментария А.П. Рыжаков. М.: НОРМА (НОРМА - ИНФРА-М), 2001. С. 182).
9. Если законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия (решения), допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 УПК РФ законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования <38>, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста (ст. 191 УПК РФ), рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.
Сноски и комментарии по данному §:
<38> О протоколе-требовании в УПК РФ не упоминается. Однако в литературе обоснована необходимость оформления протокола истребования при фиксации факта истребования на стадии возбуждения уголовного дела (см.: Николюк В.В., Кальницкий В.В., Шаламов В.Г. Истребование предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела: Учеб. пособие. Омск: ВШМ МВД СССР, 1990. С. 25 - 30; и др.). Подробнее о протоколе-требовании см.: Рыжаков А.П. Порядок рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлении. Комментарий к ст. 144 УПК РФ // Справочная система "КонсультантПлюс".
10. О понятиях "общественный порядок" и "общественная безопасность" см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.
11. См. также комментарий к ст. ст. 3, 5, 10 настоящего Федерального закона.
Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы .
Пифагор
Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации
Органы внутренних дел - это специализированная система органов исполнительной власти, осуществляющая правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц; прав и законных интересов юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной целостности и охраны правопорядка в целом .
Органы внутренних дел осуществляют на основе принципа централизации и единства системы органов внутренних дел, с учетом федерального устройства и административно-территориального деления государства.
Правовой основой организации и деятельности системы органов МВД России являются:
- 1) Конституция РФ;
- 2) федеральные конституционные законы;
- 3) общепризнанные принципы и нормы, междугородные договора РФ - ратифицированные ФЗ;
- 4) ФЗ «О полиции»;
- 5) ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
- 6) ФЗ о ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов; ФЗ о контроле за соответствием расходов и др.;
- 7) Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и др.;
- 8) правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в объеме их компетенции.
В Указе Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» отмечено, что в целях повышения эффективности деятельности МВД России по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием ФЗ «О полиции» утверждены:
- а) Положение о МВД России;
- б) структура центрального аппарата МВД России.
Положением о МВД России определены территориальные органы:
- а) на окружном уровне - главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
- б) на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;
- г) на районном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байконур».
Подчиненность территориальных органов определяется МВД России.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются МВД России в подразделениях территориальных орга нов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ и Положением о МВД России.
Основными задачами МВД России являются:
- 1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
- 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
- 3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
- 4) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
- 5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей и иных лиц.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через ОВД и органы управления внутренними войсками.
МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.
При МВД России действует общественный совет, который формируется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.
МВД России является уполномоченным ФОИВ в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.
МВД России осуществляет следующие полномочия:
- 1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
- 2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
- 3) разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ;
- 4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов в сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования законодательства и иных НПА;
- 5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
- 6) обобщает практику применения законодательства РФ в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в своей сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
- 7) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- 8) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах;
- 9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
- 10) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества;
- 11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
- 12) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями);
- 13) принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности;
- 14) организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;
- 15) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль в области оборота оружия;
- 16) организует и осуществляет контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, контроль деятельности ведомственной охраны;
- 17) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий и др.;
- 18) организует производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
- 19) организует в соответствии с федеральным законом проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
- 20) обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности;
- 21) участвует в организации территориальной обороны РФ, а также в совместных действиях с Вооруженными Силами РФ, другими войсками по обеспечению обороны РФ;
- 22) обеспечивает по решению Президента РФ участие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (Эта функция для Министерства внутренних дел РФ является правовой новеллой и по цели напоминает «осуществление мировой революции» для марксистско-ленинской власти. - Прим, авт.);
- 23) обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России и др.
Министерство внутренних дел РФ в целях осуществления своих полномочий имеет право:
- 1) запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправле ния, общественных объединений документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений в сфере внутренних дел;
- 2) приостанавливать или ограничивать во время чрезвычайных ситуаций использование любых сетей связи и средств связи, а также реализовывать право на приоритетное использование этих сетей связи и средств связи;
- 3) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, научные и иные организации, общественные объединения, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
- 4) организовывать и проводить общественную экспертизу проектов ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
- 5) формировать и вести в соответствии с законодательством РФ федеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации;
- 6) образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел;
- 7) применять в порядке, установленном законодательством РФ, электронные формы приема и регистрации документов и др.
В единую централизованную систему МВД России входят: ОВД, включающие: полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
МВД России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД России, и за реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Количество заместителей Министра устанавливается Президентом РФ.
Назначение сотрудников органов внутренних дел на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и освобождение от этих должностей, а также продление им срока службы осуществляет Президент РФ по представлению Министра, если иное не предусмотрено ФЗ.
Структура центрального аппарата МВД России.
- 1. Министр внутренних дел РФ.
- 2. Первый заместитель министра МВД России.
- 3. Заместители министра МВД России.
- 4. Статс-секретарь - заместитель министра МВД России.
- 5. Заместитель министра МВД России - главнокомандующий внутренними войсками МВД России.
- 6. Главное командование внутренних войск.
- 7. Следственный департамент.
- 8. Главное управление вневедомственной охраны.
- 9. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
- 10. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
- 11. Главное управление по противодействию экстремизму.
- 12. Главное управление собственной безопасности.
- 13. Главное управление на транспорте.
- 14. Главное управление уголовного розыска.
- 15. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
- 16. Департамент государственной службы и кадров.
- 17. Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.
- 18. Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.
- 19. Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.
- 20. Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.
- 21. Договорно-правовой департамент.
- 22. Организационно-аналитический департамент.
- 23. Национальное центральное бюро Интерпола.
- 24. Контрольно-ревизионное управление.
- 25. Оперативное управление.
- 26. Организационно-штатное управление.
- 27. Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации.
- 28. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
- 29. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
- 30. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
- 31. Управление оперативно-розыскной информации.
- 32. Управление по организации дознания.
Примечание. Подразделения, указанные в п. 8-15, 23, 25, 28-32 настоящей структуры, являются подразделениями полиции, т.е. 15 подразделений полиции из 32 подразделений МВД России.
- Однако в конституционном законодательстве, к сожалению, не нашли дальнейшегозаконодательного развития такие основные понятия нравов нашего народа, как «верав добро и справедливость», «ответственность за свою Родину» (в Преамбуле),«нравственность» (ч. 3. ст. 55 Конституции РФ), при этом уместно сослаться навысказывание В.Д. Зорькина (Указ. соч. С. 30): «...право без понятий бессмысленно».
- Федерального закона об органах внутренних дел у нас нет, хотя в соответствии сп. «г» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ он должен быть. Федеральные законы осоставных частях МВД России есть (ФЗ «О полиции», «О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации»), а ФЗ о единой системе ОВДили МВД России нет. В зарубежной практике в значительном большинстве стран такой закон имеется.
Концепция - это не только провозглашение стратегических целей и задач, но и достаточно продуманный механизм их достижения.
Приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 утверждена Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 г. (далее – Концепция).
Номер, присвоенный данному документу, весьма символично отражает важность и значимость задач МВД России по реализации одной из основных своих функций – нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Разработка Концепции была обусловлена потребностью обновления подходов к стратегическим целям, задачам, принципам и механизмам дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в условиях предъявления к органам внутренних дел Российской Федерации новых требований по эффективному решению возложенных на них задач защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, осуществления федерального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».
Положения Концепции сформулированы с учетом исторического опыта становления и развития юридической службы МВД СССР и МВД России, сложившихся традиций, результатов реализации Концепции по совершенствованию правового обеспечения деятельности системы МВД России 1992 г. и Концепции с аналогичным названием 1999 г.
Глубокому анализу были подвергнуты итоги выполнения Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007–2017 гг., утвержденных приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5.
Изучены прогнозы развития органов внутренних дел, в основе которых лежат научно-обоснованные выводы о формировании криминальной ситуации в России на предстоящий период и выраженной потребности общества в укреплении правопорядка, социальных ожиданиях, связанных с реализацией заложенных в Федеральном законе «О полиции» принципов деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Сегодня можно констатировать, что за 10-летний период реализации Основных направлений правовое обеспечение достигло качественно нового уровня, соответствующего потребностям общества, созданы надежные правовые условия для реализации возложенных на МВД России задач и функций. Кардинально изменилось отношение к правовой работе, которая из средства обеспечения целей системы МВД России превратилась в регулятора ее деятельности на всех уровнях и во всех ее структурных элементах.
За 2007–2016 гг. при непосредственном участии МВД России разработано и издано 725 федеральных законов, 183 акта Президента Российской Федерации, 583 акта Правительства Российской Федерации, 5 996 нормативных правовых актов МВД России, из которых 950 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.
Получили дальнейшее развитие и качественно изменили содержание деятельности органов внутренних дел правовые основы противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков, а также профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения, применения мер административного воздействия, оперативно-разыскной деятельности.
При непосредственном участии МВД России были разработаны и приняты важнейшие федеральные законы, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
Обеспечена правовая регламентация вопросов безопасности спортивных мероприятий в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также предстоящих Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.
Заложенные в Основных направлениях положения позволили эффективно использовать созданный правовой механизм в процессе реформирования системы МВД России, в ходе которого была создана принципиально новая законодательная база, регламентирующая деятельность обновленного правоохранительного института.
Принятые федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – оформили современную систему специального законодательства органов внутренних дел, обеспечили соответствующие изменения подзаконной нормативно-правовой базы и послужили основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Регламентированы вопросы управленческой деятельности, оптимизации структурного построения органов внутренних дел, закрепления правового положения отделов (отделений, пунктов) полиции, прохождения службы, обеспечения социальных гарантий, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Проводимый на постоянной основе правовой контроль создал условия, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование системы МВД России, не допустить многочисленных нормотворческих инициатив, способных принести прямой или опосредованный вред деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан и организаций от преступных или иных противоправных посягательств.
Технологический и качественный скачок произошел в механизмах выявления потребности в правовой регламентации с внедрением в МВД России с 2008 г. многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы «Мониторинг», позволяющей оперативно, без увеличения документооборота получать в электронном виде информацию с мест о выявленных проблемах в правовом регулировании и заключения по ним экспертов подразделений центрального аппарата МВД России.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и актами Правительства Российской Федерации, изданными в его развитие, в МВД России внедрены такие механизмы нормотворческого процесса, как общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.
Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.
В связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечено юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.
За период, прошедший с начала реализации Основных направлений, правовыми подразделениями системы МВД России для бюджета Российской Федерации при осуществлении судебно-исковой работы сохранено более 4 трлн рублей, возвращено в бюджет Российской Федерации по искам, инициативно внесенным МВД России, около 12 млрд рублей. Изменена судебная практика по многим видам споров, имеющих массовый характер.
Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.
В систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой внедрена правовая подготовка.
Очевидной данностью стало использование личным составом органов, организаций и подразделений системы МВД России не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион» (акты территориальных органов), АИС «Иск» (судебные акты), АИС «Мониторинг», АИПС «Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ».
В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, в целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, поддержания традиции безусловного уважения к закону и правопорядку, а также преодоления правового нигилизма в обществе осуществлены мероприятия по правовой пропаганде, правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи. Обеспечен доступ граждан Российской Федерации к правовой информации, затрагивающей сферу внутренних дел.
Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел – территориальных органах МВД России на районном уровне.
Организована система профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений системы МВД России в ведомственных образовательных организациях, в рамках которой ежегодно обеспечивается повышение квалификации руководителей и сотрудников правовых подразделений территориальных органов МВД России, образовательных и иных организаций Министерства, а также обучение специалистов для правовых подразделений МВД России на базе федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Гражданско-правовая»).
В целом позитивно оценивая придание качественно нового уровня правовой работе в органах внутренних дел, которая за рассматриваемый период вышла из сугубо обеспечительных рамок и стала воздействовать через разработку и изменение правовых актов и предложения руководителям по корректированию исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов на все элементы и уровни системы органов внутренних дел (правовое регулирование), следует признать и наличие ряда проблемных вопросов, требующих выработки стратегии их решения.
Еще имеет место достаточно большое количество несистематизированного нормативного материала, регламентирующего сферу внутренних дел, наличие в нормах отдельных противоречий, вызывающих трудности в надлежащем правоприменении. Остались вопросы в части дальнейшей правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом по системе МВД России, а также на региональном и районном уровнях.
С учетом произошедших структурных изменений в системе правоохранительных органов Российской Федерации требуют должного разрешения вопросы правового регулирования взаимодействия МВД России с иными правоохранительными органами, а также исключения несвойственных функций и передачи их другим федеральным органам исполнительной власти.
Не завершена работа по созданию правовых основ реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, должного взаимодействия территориальных органов МВД России с законодательными органами субъектов Российской Федерации по вопросам нормотворческой деятельности.
Следует признать недопустимо высоким материальный и имиджевый вред, причиненный в результате удовлетворения судами исков о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов и организаций системы МВД России, а также их должностных лиц, недостаточность использования имеющихся резервов в работе по предупреждению таких исков.
Имеются проблемы в правовом регулировании вопросов разграничения компетенции подразделений, являющихся участниками договорно-правовых отношений.
Еще не достигнут требуемый уровень юридического сопровождения деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне. Не обеспечен полный охват сотрудников органов внутренних дел доступом к актуальному нормативному материалу.
Сохраняется потребность в совершенствовании системы повышения профессионального уровня специалистов для правовых подразделений органов внутренних дел.
Осознание наличия ряда проблемных вопросов и стремление поднять правовую работу в органах внутренних дел на качественно новый уровень потребовали решить задачу выработки и закрепления концептуальных основ дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.
Разработанная ДПД МВД России Концепция основана на требованиях Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепции общественной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685), постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Концепцию можно без преувеличения назвать результатом коллективного творчества. В ней учтены многочисленные предложения руководителей правовых подразделений системы МВД России, ветеранов юридической службы, ученых системы МВД России. Проект Концепции активно обсуждался в правовых подразделениях территориальных органов, стал предметом рассмотрения на заседаниях Общественного совета при МВД России, Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.
Концепция ставит своей целью достижение более совершенного, основанного на использовании высоких технологий уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, позволяющего эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел.
Концепция определяет сущность, принципы правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.
Согласно Концепции, правовое регулирование деятельности МВД России заключается в создании и поддержании надлежащих правовых условий для решения органами, организациями и подразделениями МВД России возложенных на них задач и выполнения функций по их реализации.
Важнейшей составляющей правового регулирования является правотворчество (нормотворчество). Этот элемент, хотя и является доминирующим, но отнюдь не исключительным в процессе создания и поддержания надлежащих правовых условий функционирования любой социальной системы, включая систему органов внутренних дел. К ним, помимо актуальной нормативной правовой основы, можно отнести наличие, эффективных механизмов обеспечения режима законности в правоприменении и правового контроля, защиты и восстановления нарушенных прав, формирования правовой культуры и правосознания, своевременного правового информирования субъектов правоотношений.
Юридическое сопровождение деятельности МВД России есть не что иное, как правовое обеспечение различных направлений оперативно-служебной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России в целях эффективного решения возложенных на них задач, непрерывно осуществляемое правовыми подразделениями (помощниками начальников по правовой работе). Основными элементами юридического сопровождения в данном случае выступают правовой контроль, договорно-правовая, судебно-исковая, информационно-правовая, международно-правовая и организационно-правовая работа.
В качестве приоритетных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2017–2021 гг. в Концепции закреплены:
Совершенствование нормотворческой деятельности на основе современных практик выявления потребностей в правовом регулировании;
Повышение эффективности правового контроля как средства укрепления законности в МВД России и правомерности управленческих решений, выраженных в правовых актах;
Повышение уровня договорно-правовой работы в хозяйственной сфере деятельности МВД России;
Повышение эффективности судебно-исковой работы;
Совершенствование информационно-правовой деятельности;
Совершенствование международно-правовой основы взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и миграционными органами иностранных государств и международными организациями;
Совершенствование ведомственной организации правовой работы как необходимой составляющей правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.
Важно, что Концепция это не только провозглашение стратегических целей и задач повышения уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, но и достаточно продуманный механизм их достижения.
Реализация настоящей Концепции обеспечивается разработкой и осуществлением комплекса правовых и организационных мер, которые должны найти свое отражение в перспективном комплексном плане мероприятий по реализации Концепции и документах планирования МВД России, территориальных органов, организаций и подразделений системы МВД России.
В соответствии с приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 ответственность за реализацию Концепции возлагается в пределах компетенции на руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России. Головным подразделением, ответственным за выполнение перспективного комплексного плана мероприятий по реализации Концепции, является Договорно-правовой департамент МВД России, на который возложено осуществление текущего мониторинга, организационно-методического обеспечения и координации деятельности органов, организаций и подразделений МВД России по реализации Концепции.
19.03.2017Параносенков Павел Михайлович, главный инспектор инспекции штаба УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, капитан полиции.
На современном этапе реформирования органов внутренних дел Российской Федерации основной и первоначальной целью является выведение системы МВД России на новый, более качественный уровень развития, так как взаимоотношения, основанные на контроле и приоритете государственного принуждения, себя исчерпали.
Ключевые слова: полиция, реформирование, государственное принуждение, управление, общепризнанные принципы, нормативные правовые акты.
Legal fundamentals of activities of police of the Russian Federation
P.M. Paranosenkov
At the contemporary stage of reform of agencies of internal affairs of the Russian Federation the fundamental and primary purpose is bringing of the system of the Ministry of Internal Affairs to the new more qualitative level of development as interrelations based on control and priority of state suppression exhausted themselves.
Key words: police, reforming, state suppression, government, generally recognized principles, normative legal acts.
В рамках проводимой реформы МВД России должен быть реализован комплекс мер по реорганизации и оптимизации структуры управления, кадрового и материально-технического обеспечения, а также по решению наиболее острых социальных проблем органов внутренних дел.
Современное российское общество требует высокопрофессионального подхода к защите жизни, здоровья, имущества, а также прав и свобод граждан и их близких. В целях решения накопившихся вопросов и проблем в правовом регулировании сферы деятельности милиции был выбран путь не очередного внесения поправок в имеющееся законодательство Российской Федерации, а разработки и издания Федерального закона "О полиции".
Данным нормативным документом устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для гражданского общества. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования.
Создаваемый правоохранительный институт должен иметь прочную законодательную основу. Федеральный закон "О полиции" создает законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями, он предусматривает комплексное решение задач по устранению пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции. Полиция на современном этапе должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с существующими стандартами.
В первую очередь полиция Российской Федерации в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О полиции", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.
К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус, либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и некоторые другие законы.
Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" и др.
Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий.
Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, признаются органами дознания.
Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности милиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, ФСБ России, Федеральной службе налоговой полиции РФ и определяют всем этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.
Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют как федеральные законы, иные нормативные правовые акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.
Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 этого же нормативного документа, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.
Принятие Федерального закона "О полиции" обусловило необходимость разработки значительного числа новых нормативных правовых актов, а также приведения действующих нормативных правовых актов в соответствии с ним.
Предшествовавшая принятию Закона "О полиции" нормативная правовая база, регулировавшая общественные отношения, связанные с деятельностью российской милиции, носила характер сложной и многоплановой системы законодательных и иных нормативных правовых актов. В той или иной степени вопросы организации и деятельности милиции затрагивали на федеральном уровне более одной тысячи законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также около десяти тысяч ведомственных актов.
Федеральный закон "О полиции" ситуацию с правовым регулированием деятельности полиции как основного органа правоохраны качественно изменил. Но тем не менее более чем шестьсот ведомственных нормативных правовых актов нуждаются в первоочередной переработке, а четыре с половиной тысячи - в корректировке.
Это большая работа, которая должна быть осуществлена в сжатые сроки. Для организации этой работы на плановой основе в МВД России подписаны Приказы от 28 февраля 2011 г. N 92 "О первоочередных мерах по реализации Федерального закона "О полиции" и от 21 марта 2011 г. N 129 "Об утверждении Плана-графика подготовки первоочередных проектов нормативных правовых актов Российской Федерации".
Рассматривая вопрос о правовой основе деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее служб, подразделений и учреждений столь многогранна, что ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права: и профилирующим, и специальным, и комплексным, поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции - выпускники образовательных учреждений МВД России, должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.
Правовая основа деятельности полиции - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д.
Отличительная черта правового регулирования деятельности полиции - множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач .
- 1. Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел, а также основные охраняемые государством права и свободы человека и гражданина. Конституция как Основной закон Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
- 2. Международные договоры Российской Федерации - также элемент правовой основы деятельности полиции.
Международный договор - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования .
В настоящее время вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственного, межправительственного, межведомственного.
К числу наиболее значимых международных договоров Российской Федерации с точки зрения правового регулирования деятельности полиции следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.
Кроме того, по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран.
3. Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся: принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Общепризнанная норма международного права - это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного .
В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и социального совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.
- 4. Элементом правовой основы деятельности полиции является федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это, например, ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении», поскольку полиция обязана участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
- 5. Составная часть правовой основы деятельности полиции - это федеральные законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.
6. Правовая основа деятельности полиции - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Нормотворческие полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному главой государства распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. В связи с этим указами Президента РФ урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции. Указом Президента РФ утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции . Указом Президента РФ также установлен порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава .
К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» , от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и другие.
Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. Соответственно постановления Правительства РФ регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.
7. В качестве правовой основы деятельности полиции выступают нормативные правовые акты МВД России , поскольку полиция - часть системы МВД России.
Нормотворческая деятельность МВД России достаточно масштабна. Только за 2010 г. на федеральном уровне принято свыше 90 нормативных правовых актов Российской Федерации, подписано 18 международных договоров, разработанных с участием министерства. Издано 380 нормативных приказов МВД России. Региональная правовая база деятельности ОВД пополнилась 850 законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации .
8. В качестве правовой основы деятельности полиции выступают также законы субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ предусматривает совместное ведение Федерации и ее субъектов по целому ряду направлений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, поэтому работа полиции не может строиться вне положений законов, которые принимают субъекты Российской Федерации по этим вопросам. Выход полиции из регионального правового поля создал бы практические трудности в вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
- Лврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
- См.: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «Оприменении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.