Поколения прав человека. Три поколения прав человека Три поколения прав человека
Права человека – это объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные права, принадлежащие человеку в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу.
Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы индивида, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.
Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и социально необходимых условиях (правах и свободах) жизни человека. Идея естественного права сформирована античными мыслителями, называвшими естественными те права, которые следуют из природы человека: право на жизнь, собственность, личную неприкосновенность, свободу передвижения и др. Они считали эти права врожденными естественными правами, вечными и неотчуждаемыми от человеческой личности.
Права человека являются непосредственно социальными в том смысле, что они фиксируются и могут существовать вне каких-либо внешних форм социального опосредствования. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана постановка вопроса о естественных, непосредственно-социальных обязанностях человека перед обществом (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).
Еще С. Пуфендорф (1632–1694) – представитель естественной школы права в Германии написал книгу иод названием "Об обязанностях человека и гражданина согласно естественного права" (1673).
Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (пародов, наций, различных ассоциаций и др.).
Несмотря на возможность констатации и фиксации нрав человека как таковых, т.е. объективно существующих явлений, механизм их воплощения в жизнь, механизм выхода на поведенческий уровень достаточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность реализации прав человека зависит от их нормативного оформления, включения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества.
Итак, права человека – это естественные, социально оправданные притязания индивида, которые имеют прирожденный, неотчуждаемый характер и присущи человеку в силу самой его природы.
Поколения прав человека
В связи с процессом развития прав человека, различным временем появления тех или иных прав выделяют несколько поколений прав человека.
Поколения прав человека – это особые по своей природе совокупности прав человека, сформировавшиеся на определенных этапах развития общества.
Первое поколение – права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу: право на свободу слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.
Особенность прав человека первого поколения состоит в том, что они в основном реализуют так называемую негативную свободу, обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы действия указанных прав.
Второе поколение – это так называемые позитивные права, для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства. Они сформировались в процессе борьбы различных классов и сословий за улучшение своего экономического положения, за расширение правового статуса.
В конце XIX – начале XX в. в связи с резкой поляризацией буржуазного общества была выдвинута идея его социального реформирования, которое призвано было смягчить противостояние бедных и богатых в обществе. Такая идея неизбежно была связана с возникновением социальных, экономических и культурных прав – права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества и др.
Права второго поколения по своей природе отличаются от прав первого поколения. Для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и своей деятельностью обеспечивать их реализацию.
Третье поколение – коллективные права (стали формироваться после Второй мировой войны): право на мир, здоровую окружающую среду, ядерную безопасность и др. Основная особенность этих прав состоит в том, что они осуществляются не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять прав и свобод индивида.
Итак, права человека первого поколения – это права, обеспечивающие индивидуальную свободу индивида, ее защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и со стороны государства.
Права человека второго поколения – это социальные права индивида, которые заставляют государство вести активную созидательную работу по их обеспечению, гарантировать реализацию этих нрав.
Права человека третьего поколения – это коллективные права, которые осуществляются не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией.
Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в международно-юридической литературе название «концепции трех поколений прав человека».
Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII–XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и, прежде всего, отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.
Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно характеризовалось широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны, в первую очередь, гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, то есть трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности.
Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового освобождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности развивающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осознанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации. Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т. д.
Гражданские права
Гражданские, или личные, права - это тот круг присущих человеку от рождения прав, которые конституируют его автономность и индивидуальность, достоинство и самобытность, предохраняют его от посягательств и произвола власти.
Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье № 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».
Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций. Все это обострило проблему, поставило под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех.
Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Так, в Статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.
Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответствии с Пактом «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей».
Право на свободу убеждений и совести. Свобода совести - это право самостоятельно решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них.
Право на честь и достоинство. Достоинство - реальная нравственная ценность, то, что возвышает человека, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности - это не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.
К гражданским (личным) правам, кроме основных, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела.
Политические права
Политические права и свободы - права, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти.
Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают, по сути дела, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.
Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права важную роль играют выборы и избирательное право.
Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными, составляющими структуру политических свобод, сейчас являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.
Свобода слова. Речь в данном случае идет о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, собственное убеждение, излагать и отстаивать их. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно. То есть с тем, что называется свобода прессы. Реализация свободы слова также предполагает доступность средств массовой информации для представителей всех политических направлений, слоев общества, замешанных в конфликте противоположных сторон на условиях равенства.
Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: «каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их, что включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи». В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) также признано право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации. Ядро этих свобод - право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах.
Постепенное развитие знания о правах человека, их закрепление в национальных законодательствах и международно-правовых нормах, привели к выводу о наличии исторически последовательных прав и свобод. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их подразделяют на поколения. Этот фактор – историческое время «появления» прав является еще одним из оснований классификации. Принято выделять три поколения прав.
К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнанных правчеловека поколение. Оно выросло из европейской и американской философии и политико-правовой практики XVIII века.
Затем эти права нашли свое подтверждение в документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в региональных соглашениях – в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
Это так называемые «негативные права», для осуществления которых гос-ва должны воздерживаться от вмешательства в личную сферу и не препятствовать участию граждан в политической жизни общества.
Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их возникновение в первой четверти XX века связано с «социалистическими» революциями вследствие развития наемного труда и борьбы народа за улучшение экономического уровня. Настало осознание того, что полноценное развитие и реализация потенциала человека может осуществляться только в достойных условиях существования.
В конституции СССР 1936г. был закреплен широкий перечень социально – экономических прав. Данное поколение прав включает в себя право на труд и отдых, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграждение равную оплату за труд, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на достойный жизненный уровень, мед.уход, соц.обслуживание, образование и участие в культурной жизни общества.
К третьему поколению относят коллективные права –
их еще называют правами солидарности. Это права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие. В 70-80-е годы прошлого столетия ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, принимались региональные международные нормы, свой вклад внес Хельсинкский процесс. Следует заметить, что часть исследователей и практиков не относит коллективные права – права народов, наций, меньшинств – к правам человека, поскольку субъектом, носителем «прав человека» является индивид.
В настоящее время существует мнение о возникновении четвертого поколения прав – так называемых «новых прав», связанных с обострением глобальных проблем человечества и научно техническим прогрессом.
10. Гражданские(личные) права и свободы.
Личные права и свободы: право на жизнь, право на уважение человеческого достоинства, право на личную свободу и равенство, право на защиту чести и репутации, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на неприкосновенность жилища, право на свободу слова, право на свободу совести, религии и т.д. Личные права и свободы человека иногда именуют гражданскими. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.
К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21 Конституции).
Уважение достоинства личности - Это качество чел-ка равнозначно право на уважение и обязанности уважать других. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Права на свободу и личную неприкосновенность . Данное право означает запрет насильственного ограничения свободы человека, т.е. возможности совершать любые не противоправные поступки.
Неприкосновенность частной жизни. Право быть предоставленным самому себе.
Неприкосновенность жилища. Никто не имеет право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как случаях, предусмотренных законом.
Свобода передвижений и места жительства. – свободно передвигаться, выбирать место жительства.
Свобода совести и вероисповедания.
Право на справедливое судебное разбирательство- вкл.ряд гарантий необ-хчел-у для защиты своих прав.
Свобода мысли и слова.
11. Политические права и свободы человека
Политические права позволяют человеку получать информацию о делах общества, в котором он живет, и участвовать в решениях, принимаемых этим обществом, путем объединения, голосования на выборах, возможности быть избранными.
К политическим правам и свободам относят:
Свобода печати и информации : является одним из элементов свободы мысли и слова и относится прежде всего к свободе массовой информации.
Право на объединение – (означает свобода союзов и ассоциаций, т.е. образовать любой сою для реализации и защиты своих интересов в рамках требований закон-ва)
Право на мирные собрания и публичные манифесты – представляет собой одну их форм публичного выражения мнения и означает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги.
Право участвовать в управлении делами государства. Для участия в управлении делами государства граждане наделяются активным и пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным.
Равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей граждан и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам при поступлении на гос.службу.
Право обращений и петиций. Означает обращаться лично.
12. Конституционное право на жилище.
Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п.
Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Так, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого". Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. СМ.Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается". В-третьих, высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:
Стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;
Содействие государства в улучшении жилищных условий;
Обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды
Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Право на жилище согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.
Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции Российской Федерации о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.
13, 15. Права индивида и коллективные права
Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.
Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида - это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества.
Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.
Например, право на развитие , осуществление которого народами, освободившиеся от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении ограничении индивидуальных интересов.
Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на международное общение.
14. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах
В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники.
Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13),
К первому поколению относятся права личные и политические, а также часть экономических (право на частную собственность, которое в раннелиберальной теории рассматривалось не только как естественная возможность распоряжаться плодами своего труда и предприимчивости, но и как гарантия личной свободы; свободы экономической деятельности и свободы контракта). Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их "родословная" прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям).
Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма .
Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.
В роли главного "агента принуждения" в данном случае безусловно выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).
Функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).
Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".
Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.
Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.
Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему.
С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).
В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".
Права, относимые к третьему поколению , весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН , Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).
С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.
Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.
Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира ", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы.
Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию".
Итог .
Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности - потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав…
Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое "поколение" приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты "новых" прав со "старыми", в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав.
Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на "экстенсивное" развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение "холодной войны" не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.
Права человека охватывают разные сферы жизнедеятельности: личную, политическую, экономическую, культурную. Так как эти права различаются не только по содержанию, но и по времени законодательного закрепления, говорят о поколениях прав человека.
Поколения прав человека – это исторический этап в эволюции представлений о правах человека, определенный хронологическими границами, дополненными нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права человека.
В результате научной систематизации прав человека в историческом рассмотрении появилась теория трех поколений прав человека. Первое поколение прав человека – неотъемлемые личные (гражданские) и политические. Это право человека на свободу мысли, совести и религии, на участие в совершении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасности лица, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а затем в актах международного права. Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и классифицируется как система негативных прав, которые обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферы урегулирования этими правами. Первые акты английского конституционализма, которые закрепляют права человека, - Петиция о правах (1628г.), Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности лица) (1679) и Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Виржинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.
Второе поколение прав человека – углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и другие) – сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышения культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных нужд граждан. Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализовываться без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение. Каталог естественных и гражданских прав и свобод пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций ХХ века (Мексиканские соединенные штаты 1917г. и Итальянская республика 1947г.), во внесенных дополнениях и поправках к старым конституциям. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное отражение в Общей декларации прав человека 1948г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г.
Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества – правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие, как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах лица, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам лица отведено главное место (право на солидарность, на международное общение и др.). Становление третьего поколения прав человека (права человека – часть прав человечества) связано с национально освободительным движением стран, которые развиваются, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении образования сообщества правовых государств. Между двумя первыми и третьим поколениями существует взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы человека.
Таким образом, мы можем выделить следующие виды прав человека:
Личные гражданские (на жизнь, свободу мысли и слова, неприкосновенность лица и жилья, тайну переписки, на свободу выбора места проживания, на свободу вероисповедания и др.);
Политические – гарантированные государством возможности лица принимать участие в государственной и гражданской жизни (право на участие в политической жизни, на свободу объединений в политические партии, на участие в управлении государственными делами, на проведение мирных демонстраций и собраний и др.);
Экономические (право на труд и выбор профессиональной деятельности, на страйк, на частную собственность, на предпринимательскую деятельность и др.);
Социальные (право на отдых и досуг, на достойный уровень жизни, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилье, на материальное обеспечение в старости) и др.);
Культурные (духовные) права (право на образование, на свободу творчества, на возможность доступа к духовным достижениям и др.);
Экологические права (на безопасную для жизни и здоровья среду, на компенсацию причиненную нарушением этого права вреда, право доступа к информации о состоянии окружающей среды).
3. Суть отношений между человеком и государством.
Осуществление основных прав человека может обеспечить только государство, так как лишь оно может предоставить юридическое обязательство тех условий, которые необходимы для использования каждым человеком своих основных прав. Если государство реализует это признание в своей практической деятельности, то такое государство считается государством прав человека, или правовым государством.
Правовое государство – это государство, в котором юридическими способами реально обеспечено максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека.
В правовом государстве:
1. На первом месте должны стоять права человека, так как они возникают раньше и государство должно быть ограничено этими правами, особенно в законодательстве.
2. Главное назначение правового государства – обеспечение осуществления, охраны и защиты основных прав и свобод человека.
3. Понятие правового государства зависит от разных условий (экономического строя, социальной структуры общества, политики государства, исторических, национальных, культурных традиций, международной ситуации).
4. Правовое государство должно иметь определенные юридические процедуры воплощения в жизнь защиты прав человека.
5. Правовое государство закрепляет права человека в законодательстве.
6. В правовом государстве господствуют правовые законы.
7. Человеку должно быть разрешено совершать все, что не запрещено законом.
8. Должна существовать юридическая, особенно судебная, защита человека.
9. Правосудие должно быть обязательной нормой нормальной жизни.
10. Государство должно отвечать перед человеком за свою деятельность.