Почему стоит работать гейм-дизайнером? Кто такой гейм-дизайнер.
Колонка гендиректора Crystal Clear Soft
В закладки
Михаил Харьковский, генеральный директор компании Crystal Clear Soft , поделился с сайт советами, как начать карьеру геймдизайнера.
Эта статья написана для тех, кто хочет ворваться в мир геймдизайна, но не знает, с чего начать и что вообще для этого нужно: школьники, студенты и не только они.
Недавно мы в нашей компании решили упростить жизнь главному геймдизайнеру и другим геймдизайнерам, наняв им помощника-джуниора, который снял бы с них рутинные задачи и другую мелочёвку.
После нескольких десятков резюме и такого же количества собеседований стало понятно, что называть себя геймдизайнером может любой, кто только захочет, даже не имея базовых знаний. Радует только то, что на рынке сейчас довольно большой выбор: буквально лет пять назад геймдизайнера днём с огнем было не найти. Зато сейчас их стало довольно много, пусть даже среди них почти нет реальных профессионалов.
После этого и появилась идея написать статью. Как же стать хотя бы джуниором-геймдизайнером, чтобы в дальнейшем можно было пойти работать в компанию, набраться опыта и стать уже полноценным специалистом?
Ещё раз напомню, что статья рассчитана на людей с нулевым опытом, поэтому, если некоторые вещи кажутся вам очевидными, не стоит писать это в комментариях.
1. Геймдизайн - это, в первую очередь, тяжёлый рутинный труд и только отчасти креатив. Поэтому, если вы думаете, что будете целыми днями весело играть в классные игры и творить что-то великое, - сразу забудьте. Рынком сейчас правит f2p, а он не про великое и не про творчество - он про деньги и только про них. Да, это жестоко, но это реалии рынка.
2. Нужен значительный игровой опыт в различных типах и жанрах игр - а не только в тех, что вам нравятся. Вы должны выбрать как минимум по десять игр каждого жанра и поиграть в них для ознакомления, даже если вам эти жанры неинтересны.
Вы должны быть знакомы с лучшими проектами на всех основных платформах: PC, мобайл, консоли, социальные сети, желательно даже для платформ виртуальной реальности. Чем больше и разнообразнее ваш игровой багаж, тем лучше. Вы же не знаете, что будете делать на будущей работе: может, это будет match-3 для социальных сетей, а может, и клиентский MMO shooter.
3. У вас должен быть хороший вкус . Наработать его можно, не только играя в качественные игры, но и просматривая качественные фильмы, сериалы, аниме, читая хорошие книги. Нужно обращать внимание на построение сюжета, на то, как устроен мир, как поданы и раскрыты персонажи, и вообще понимать, почему одно произведение качественное и интересное, а другое унылое и бездарное.
В будущем вам это пригодится для написания сюжета игры, создания персонажей, глобальных креативных идей.
4. Учите английский : он точно пригодится. У многих в резюме написано, что английский присутствует, но на деле он очень слабый.
5. В работе геймдизайнера вам придётся писать много текста . Различная документация, описание задач в таск-трекере, пояснения программистам и другим специалистам. Примеры готовой документации можно найти в интернете, в портфолио или LinkedIn-аккаунтах уже опытных геймдизайнеров. Но нужно быть готовым к тому, что обычно у каждой компании свои стандарты оформления документации (хотя есть и общепринятые).
Что очень важно, так это орфография и вообще правильность написания текста, доступность его для понимания. Да, текстовые редакторы вроде Word исправляют ошибки - но не грамотность и правильность построения предложений. Иногда читаешь текст - и хочется побить человека, который его написал. За корявые предложения, в которых к середине полностью теряется суть. За незнание орфографии и элементарных правил диалектики.
Вторая очень и очень нужная способность - это умение кратко и лаконично пояснить суть. Многие начинающие геймдизайнеры думают, что чем больше и подробнее они напишут, тем лучше - и растягивают на десять страниц пояснение, которое можно уместить на странице. Они не понимают, что крадут время программистов и других людей, которые будут работать по этим документам, - а вместе и своё рабочее время, понижают пользу от своей работы.
Чем лаконичнее и точнее вы сможете писать, тем лучше. Для этого нужно уметь анализировать написанное, структурировать его. Вообще, структурность мышления для геймдизайнера - это главное его достоинство и одновременно главный недостаток. Она помогает грамотно описывать, но разрушает креативность - поэтому тут важен баланс.
Иногда вместо слов полезно использовать схемы, сравнительные таблицы, скриншоты - любые визуальные пояснения.
6. Очень важно умение хорошо говорить и чётко выражать свои мысли . Иногда человек хорошо выполняет тестовое задание, но на собеседовании не может три слова связать воедино.
Вы должны понимать, что работа геймдизайнера напрямую связана с постоянным тесным общением в команде и созданием задач и комментариев, поэтому без навыка коммуникации не обойтись. В интернете множество развивающих уроков на эту тему. Если с общением проблемы, нужно просто начать их решать, и всё получится.
7. Читайте как можно больше статей на тему геймдизайна на русскоязычных и иностранных порталах: это будет весьма полезно для общего понимания работы и повышения уровня ваших знаний. Да и вообще читайте всё, что касается геймдева в целом.
8. Важно следить за новостями игровой индустрии , чтобы понимать общую ситуацию на рынке, быть в тренде индустрии и всех её новостей. К примеру, если вы не знаете, кто такой Маркус Перссон, то на собеседования пока лучше не ходить.
9. Весьма полезно, если кроме геймдизайна у вас есть дополнительные навыки . Например, программирование на каком-то из языков, навыки художника, владение различными редакторами (Unity3D, Unreal и так далее), хотя бы базовые навыки работы в Photoshop, в редакторах для макетирования.
Это позволит вам лучше понимать коллег-девелоперов или, например, накидывать скетчи персонажей для дизайнеров. Тут всё зависит от врожденных способностей. Если есть талант художника, но душа просит стать геймдизайнером, то почему бы не использовать рисование в геймдизайне? Это сделает вас только лучше.
10. В работе геймдизайнера очень важно умение анализировать и разбирать на мелкие составляющие - декомпозировать. Почти в любой компании анализируют работу конкурентов и выдвигают предложения, как улучшить продукт по сравнению с тем, что есть у них. Это обязательная составляющая работы.
Сам навык придёт с опытом - тут главное практика и ещё раз практика. Главное, если вы выбрали эту профессию, то обязательно тщательно проанализируйте все свои любимые игры и поймите, почему они вам так нравятся. Старайтесь фиксировать и записывать все свои идеи.
11. Где взять опыт, когда без опыта вас никуда не берут? Это весьма важный вопрос для человека, который решил стать гуру геймдизайна. Сейчас в СНГ поднялось инди-движение, начали проводить разные конкурсы и мини-конференции. Даже на больших конференциях часть внимания уделяется инди-разработчикам - можно присоединиться к нескольким инди-командам и набираться опыта там.
Но тут есть минусы.
- Скорее всего, в инди-команде не будет людей, у которых можно перенять опыт.
- Большинство инди-команд - это лодыри, которые что-то делают только на словах, им больше нравится тусить и трепать языком, чем работать над проектом. Поэтому важно не стать таким же тусовщиком, а найти ребят, которые реально трудятся.
- Опыт в инди-командах в серьёзных компаниях не очень ценят, особенно если вы не доведёте свою игру до релиза и вам нечего будет показать. Так часто бывает в инди-разработке.
- В инди не платят зарплаты.
12. Так где же взять опыт? Мой личный совет: идите в тестировщики игр. К тестерам требования гораздо ниже, чем к геймдизайнерам, поэтому попасть на работу джуниором более реально, даже без опыта.
В этом варианте целый ряд плюсов.
- Вы будете получать зарплату. Пусть небольшую, но это всё же лучше, чем ноль в инди-разработке.
- Вы будете вариться в настоящей кухне разработки игр.
- Вы будете работать с профессиональными геймдизайнерами на коммерческих проектах и получать уже реальный опыт.
- По ходу тестирования проектов вы сможете максимально глубоко изучать различные игры (их механики, монетизацию, иные ключевые составляющие) и стремительно расширять своё понимание геймдев-индустрии.
- С позиции бета-тестировщика вы сможете перейти на позицию геймдизайнера внутри компании.
Если вы будете обладать навыками и знаниями, описанными выше, и сумеете получить нужный опыт, то сможете претендовать на работу джуниор-геймдизайнера. А в будущем, чтобы считать себя полноценным геймдизайнером, вам нужно будет создать коммерчески успешные проекты. Именно наличие успешных проектов - главное мерило профессионализма в геймдеве в целом и в геймдизайне в частности.
Начиная серию статей о гейм-дизайне, в первую очередь стоит выяснить, что же это такое и кто такие эти гейм-дизайнеры?
Гейм-дизайн – это набор решений, которые определяют какой должна быть игра. Принимать эти решения придётся вам, и касаться они могут чего угодно.
Что же нужно, чтобы начать придумывать свою игру? Вы можете предположить, что это навыки использования движков, таких как Unreal Engine или Unity, может быть знания языков программирования и скриптинга или годы опыта?
Нет, просто подойдите к зеркалу и вы увидите всё, что вам нужно – голова и руки! С помощью первого вы сможете придумать любую идею и рассказать о ней другим людям, а с помощью второго записать свои мысли. Удержать в голове всё сразу сложно, так что обязательно записывайте каждую мелочь, что приходит вам в голову, а уже после начинайте работать с этим. Также это поможет вам высказать в правильном ключе другим людям о своих концепциях.
А как же технические навыки, спросите вы? Многие игры могут быть созданы и подавно без них: карточные игры, настольные игры, текстовые приключения! Не обязательно начинать свой путь с создания Minecraft, главное – это начать. Но, даже создавая игру на такие платформы, как PC или iOS, вам не требуется знать каждой мельчайшей детали. Чтобы принимать верные решения, главное – представлять о каждой области в целом. Ведь гейм-дизайнер – самая многогранная профессия в игровой индустрии. Придётся узнать обо всём понемногу.
Кто-то думает, что гейм-дизайнер – это тот, кто придумывает историю для игры. Нет, это не так. Мы с вами должны придумать не только историю, хотя иногда и её тоже, а каждую деталь: правила, задания, как игра выглядит, как она чувствуется, темп геймплея, награды, наказания и всё остальное, с чем игроку придётся столкнуться во время своего приключения.
Т.е. гейм-дизайнер должен всё это придумать, записать и радоваться результату? К сожалению, это никогда не работает так просто. Наша область – самая непредсказуемая из всех возможных. Никто не может вообразить, как будет выглядеть та или иная идея в финальном её виде. Как она впишется в игру? Что игрок будет чувствовать? Как изменится баланс? Есть десятки вещей, которые могут пойти не так, как вы ожидали, вам придётся изменять свою идею, адаптировать её под игру или даже адаптировать всю игру под одну единственную идею!
Конечно, чем опытнее вы будете становиться, тем проще предсказать, что получится в итоге. Но даже те, у кого за плечами многие годы работы, также могут ошибаться и будут ошибаться, чтобы, благодаря ошибкам, придумать что-то ещё более лучшее и интересное. Таким образом, скучать вам не придётся. Даже когда всё, казалось бы, уже будет готово, нужно это «всё» сбалансировать и собрать воедино, создав непрерывные и захватывающие впечатления для игрока.
Когда продукт окажется на рынке, работа всё ещё не закончена, ведь нужно анализировать, как ваша игра ведёт себя, может быть что-то можно исправить и дополнить? Почему игроки уходят из неё? Почему они покупают эту вещь, но не покупают другую? Ответить на эти вопросы придётся нам с вами, а после локализовать и исправить все найденные проблемы.
Как же вы можете стать гейм-дизайнером? Ведь вы только окончили университет, а может быть, всё ещё учитесь? Первое, что поможет вам – это анализ других игр. Нужно понимать на подсознательном уровне, что работает хорошо и делает ваше творение лучше, а что может повредить.
Итак, допустим вы играли в неисчислимое количество игр и понимаете, как всё работает? Тогда немедленно попробуйте создать что-нибудь своё! Прежде, чем искать работу, нужно ведь хотя бы попытаться. Перед вами безграничные просторы:
- Читайте книжки про гейм-дизайн – правда, для этого могут понадобиться знания английского, ибо вся хорошая литература именно на нём
- Пишите концепты, показывайте своим друзьям, выкладывайте на сайты, слушайте чужое мнение
- Подумайте над тем, как можно улучшить существующие игры, пишите об этом на форумах, общайтесь с комьюнити
- Создавайте моды для популярных игр, пишите истории и воплощайте их в жизнь. Skyrim вам поможет здесь в первую очередь
- Попытайтесь разобраться в любом движке и сделать на нём простейшую игру, хотя это задача не из лёгких и не всем она под силу. Не отчаивайтесь, кому-то лучше удаётся теоретический дизайн – это в порядке вещей
- Примеры сложных движков, но на них в основном работают в компаниях: Unity, Unreal Engine, Cry Engine
- Примеры более простых движков для одиночек: RPG maker, Game Maker Studio
- Попробуйте создать своё текстовое приключение, к примеру, на движке Quest5 или ADRIFT
- Создавайте настольные и карточные игры, играйте в них с друзьями
- Создавайте системы баланса несуществующих игр в Excel, может быть, баланс – это ваше призвание? В любом случае, эти навыки определённо пригодятся!
- Да хотя бы сходите на ту же Конференцию Разработчиков Игр и послушайте различных докладчиков, для начинающих информация может оказаться полезной
Помимо развития навыков, всё, что вы можете показать другим, определённо поможет вам при устройстве на работу. Даже картонная настольная игра. Как же найти работу? Ведь вы хотите делать игры? Устраивайтесь кем угодно! Тестером, комьюнити-менеджером, младшим гейм-дизайнером, главное попасть в индустрию и развиваться.
Чем, вы думаете, занимаются младшие гейм-дизайнеры? Как правило, это рутинная работа по добавлению информации в конфиги или базы данных, правки ошибок, простейший левел-дизайн и многая другая не самая увлекательная работа. Однако, это старт. А главное – начать.
Какие навыки могут понадобиться гейм-дизайнеру при создании игры?
- Анимация – вы должны представлять, что ожидаете от персонажей, как они должны двигаться, как ваш дизайн может использовать эти возможности
- Аудитория – вы должны представлять, кто будет играть в вашу игру и что они от неё ожидают, самое главное это оправдать эти ожидания
- Архитектура – да, да, создавая целые города и миры, вам придётся вдохновляться мировой архитектурой, чтобы ваши локации выглядели настоящими и живыми
- “Brainstorm” – сложно перевести это выражения (МОЗГ БУРЯ), по сути вам придётся создавать десятки и сотни идей, нужно уметь это делать, не ограничивая себя рамками
- Бизнес – большинство игр делается ради денег и, чтобы эти деньги заработать, нужно представлять какую игру стоит сделать, особенно в наше “Free to Play” время
- Кинематографичность – во многих присутствует особенное поведение камеры и кат-сцены, вы должны представлять, как с помощью этих элементов улучшить ощущения игрока
- Коммуникативность – это, наверное, главное ваше орудие. Вам придётся говорить с людьми каждый день, каждый час, каждую минуту. Правильно объяснить свои мысли всей команде – это очень важно
- Сценарий – не на всех проектах существуют сценаристы и, зачастую, гейм-дизайнер выполняет эту роль
- Экономика – во многих современных играх очень сложная ресурсная экономика и вам придётся рассчитывать её и создавать системы баланса
- История – зачастую игры рассказывают о тех или иных периодах в истории человечества, и знание разных эпох могут сильно вам помочь
- Менеджмент – чтобы команда достигала хороших результатов, ей всегда требуется хорошее управление. Дизайнеры могут преуспеть и в этой области, помогая организовать работу
- Математика – чтобы сбалансировать любую игру, потребуются те или иные знания математики. Чем лучше вы чувствуете себя в этой области, тем проще вам будет
- Музыка, звук – хороший саундтрек и звуковое сопровождение могут сделать даже не самую лучшую игру – шедевром, создавая атмосферу и погружая игрока в происходящие вокруг события
- Психология – вам нужно сделать людей счастливыми, а для этого нужно понимать как они мыслят и что желают
- Публичные выступления – да, не все любят выступать перед обществом, но гейм-дизайнеру нередко приходится это делать: рассказать о новых идеях, представить концепт, объяснить инженерам как работает та или иная вещь
- Техническая документация – умение создавать точные инструкции для программистов и художников очень помогут вам. Ведь допустив малейшее недопонимание, вы можете получить совершенно другой результат
Ну и, конечно, главное умение – это умение слушать. Вам придётся слушать многих: вашу команду, аудиторию, игру, самого себя.
- Вряд ли вы обладаете всеми навыками, перечисленными выше. Однако, ваша команда, скорее всего, имеет их все. Умение слушать своих коллег и принимать верные решения сильно вам поможет
- Аудитория – это те люди, кто будут играть в вашу игру. Если они недовольны, значит, вы провалились. Вы должны знать лучше, чем они сами, что же они хотят
- Игру – только внимательно следя за процессом развития игры, вы поймёте, что пошло не так, и сможете исправить это в нужный момент
- Слушайте самого себя – зачастую, когда ты разрабатываешь игру в ограниченные сроки, не успеваешь прислушаться к собственному внутреннему голосу, а когда понимаешь, что что-то сделано не так, то бывает слишком поздно
Вот мы и выяснили, как должен выглядеть хороший гейм-дизайнер. У кого-то это получается легко, кому-то придётся потрудиться, но труды всегда вознаграждаются, и если вы будете стараться и развиваться, то у вас всё получится. Ждите продолжения!
«Даже лучшее качество кода и арта не может дать игрокам маяк-цель в игре, ради которой они будут играть и платить свои деньги. Свет этого маяка может зажечь только геймдизайнер» Дмитрий Табаков , креативный продюсер Mail.Ru Group, преподаватель геймдизайна Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.
Что это за профессия геймдизайнера?
Каждый настоящий геймер рано или поздно задумывается о том, кто же делает игры. У многих эта мысль весьма краткосрочна и тут же вылетает из головы, но есть и такие игроки, которые не только найдут всю необходимую информацию во всемирной паутине, но и захотят примерить эту профессию на себя. Если вы читаете этот текст, то высока вероятность того, что вы именно тот пытливый ум, который планирует связать свою дальнейшую профессиональную жизнь с разработкой игр.
Если вы уже все знаете о том, кто такие геймдизайнеры (Game designer) и зачем они нужны в игровой индустрии, если вы твердо намерены стать одним из них или уже им являетесь, то для вас открыта возможность принять участие в уникальной образовательной программе подготовки кадров для игровой индустрии. Узнать подробности про обучение геймдизайну и пройти геймдизайнер курсы можно уже сейчас по этой ссылке .
Ну а тем, кто еще не определился, будет полезно узнать о том, что же на самом деле представляет из себя профессия геймдизайнер. Существуют ли курсы геймдизайна? Есть ли определенные правила геймдизайна? Где можно пройти гейм дизайн уроки?
Основные обязанности геймдизайнера
Профессия геймдизайнер ближе всего к понятию «тот, кто делает игру». Разработать игровой процесс, поставить технические задания исполнителям, участвовать во всех этапах разработки проекта от написания основного видения игрового мира до создания патч-ноутов, рассчитать экономику, сбалансировать бои, проработать монетизацию, проанализировать поведение юзеров, добавить нужный игрокам элемент в игровую вселенную - все это может сделать геймдизайнер.
Страшные аббревиатуры MAU, DAU, CCU, ARPPU, Retention для геймдизайнера (gamedesigner) всего лишь отсылка к определенным показателям. Игровой дизайнер всегда может донести свое креативное видение проекта до команды разработчиков, а также рассчитать математические модели экономической составляющей игры, разработать функционал клановой системы, проработать игровые фичи и поставить техническое задание исполнителям, а еще обработать фидбек от пользователей и принять решение на уровне геймдизайна игры.
Что еще должен уметь геймдизайнер?
Работа геймдизайнера предполагает знание и точных наук. Математика и теория вероятности являются одним из инструментариев специалиста. Несомненным плюсом для игрового дизайнера является знание основ программирования и алгоритмики, знание иностранных языков. Помимо этого геймдизайнер умеет работать с проектной документацией, с графическими редакторами и дизайнерскими приложениями, знает психологию игрока, изучает различные системы таскооборота для синхронной работы всей команды проекта и активно изучает проекты конкурентов.
Из личных качеств следует выделить коммуникабельность, умение грамотно формулировать свою мысль как устно, так и на бумаге, любовь к видеоиграм.
Примеры обязанностей к «живым» вакансиям геймдизайнера (геймдизайнер вакансии), опубликованных на портале Dtf:
- Проектирование и выпуск обновлений для уже выпущенных проектов
- Составление и ведение проектной документации в заданной форме и объеме
- Работа с админ-панелью – заливка, проверка и правка контента через админку
- Проработка гейм-дизайна игры
- Написание технического задания другим специалистам
- Написание игровых текстов
- Проработка игрового баланса
- Контроль исполнения и качества поставленных задач на своем проекте
- Проектирование фич на проекте
- Богатый игровой опыт в MMORPG
- Широкий кругозор и эрудиция в области компьютерных игр
- Владение техническим иностранным языком
- Грамотный русский язык
- Навыки работы в команде
- Гибкость ума, прагматичность и здоровый перфекционизм
Плюсы и минусы профессии
- Никогда не будет скучно. Без работы геймдизайнеру сидеть не придется.
- Различные творческие задачи
- Возможность получить разнообразный опыт в создании игрового мира
- Приобрести максимальную славу и популярность в игровой и околоигровой среде. Именно геймдизайнеры в игрострое являются публичными лицами проекта, а судьба игровой вселенной зачастую зависит от решения игрового дизайнера.
- Очень много работы, которая требует немедленной реакции
- Скептическое отношение коллег. Программисты и художники впрочем, как и руководство, не всегда понимают, чем именно занимается игровой специалист в текущий момент.
Где учиться на геймдизайнера?
Образование геймдизайну в России начиналось с частных непрофильных курсов, организованных на базе школ Scream School и RealTime School. Кроме того существует практика обмена опытом и знаниями на профильных конференциях и выставках, а также посредством изучения статей по теме на популярных ресурсах геймдева, таких как: Dtf, Gamedev, Gcup, VC, Хабрхабр, App2top, Apptractor, Gameisart и другие.
Впервые возможность получить профессиональное образование в области геймдизайна, подтвержденное дипломом Высшей Школы Экономики, была реализована ВШБИ НИУ ВШЭ в 2014 году программой профессиональной переподготовки "Менеджмент игровых интернет-проектов" .
Перспективы и карьерный рост
Есть два направления развития профессионального геймдизайнера:
- Вертикальное, предполагающее карьерный рост с изменением должности. Обычно геймдизайнеры вырастают в креативных продюсеров, креативных литературных редакторов, руководителей направлений, руководителей студий.
- Горизонтальное, которое предполагает повышение авторитета и расширение зоны ответственности геймдизайнера. Рост до старшего или ведущего гейм-дизайнера. Становление как эксперта, а не как руководителя.
Сколько зарабатывает геймдизайнер?
Уровень заработной платы зависит от уровня квалификации специалиста и региона. Зарплата гейм-дизайнера в Москве находится начинается от 40 тысяч рублей для молодого специалиста без опыта работы и может достигать 200+ тысяч рублей для ведущих геймдизайнеров страны.
Куда пойти работать?
Работать геймдизайнером (game design) можно в игровых компаниях России и СНГ (Mail.ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, 101xp, Crytek, Nival, Destiny Development, RJ Games, Nikita Online, 2RealLife, Syncopate и многие другие). А со знанием языков для соискателя открыт весь мир.(Blizzard Entertainment, Electronic Arts, Rockstar Games, Valve, Ubisoft и прочие гиганты игровой индустрии)
Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта. Профессия гейм-дизайнера находится на стыке творческих идей и технического документирования. Это человек, который отвечает за разработку дизайна компьютерной игры, а также за правила, содержание, игровой процесс, целостное видение игры.
Гейм-дизайнер — ключевой специалист в создании любой игры. Он придумывает и концептуально развивает содержание, логику и механику игры, становится связующим звеном между разработчиками, игроками, продюсерами и инвесторами. Гейм-дизайн находится на стыке искусства и программирования и, судя по постоянно развивающейся гейм-индустрии и всеобщей геймификации, будет оставаться актуальной и востребованной профессией в будущем.
Гейм-дизайнер - это человек-волшебник, который складывает картинки, мозаики игры в своей голове в единое целое. Это единое целое нужно описать так, чтобы было понятно всем остальным людям, которые работают над проектом игры. Идеи нужно превратить в технические задания, распределить их по специалистам. Гейм-дизайнер создает мир, в который будут потом играть миллионы. Он должен на 100% знать каким должен получиться финальный проект, при написании ТЗ учесть мельчайшие подробности будущей игры и донести это до команды разработчиков. В этой профессии нужен и талант, и вдохновение, и огромное количество знаний практически во всех областях.
Поделился с vc.ru советами, как начать карьеру геймдизайнера.
Эта статья написана для тех, кто хочет ворваться в мир геймдизайна, но не знает, с чего начать и что вообще для этого нужно: школьники, студенты и не только они.
Недавно мы в нашей компании решили упростить жизнь главному геймдизайнеру и другим геймдизайнерам, наняв им помощника-джуниора, который снял бы с них рутинные задачи и другую мелочёвку.
После нескольких десятков резюме и такого же количества собеседований стало понятно, что называть себя геймдизайнером может любой, кто только захочет, даже не имея базовых знаний. Радует только то, что на рынке сейчас довольно большой выбор: буквально лет пять назад геймдизайнера днём с огнем было не найти. Зато сейчас их стало довольно много, пусть даже среди них почти нет реальных профессионалов.
После этого и появилась идея написать статью. Как же стать хотя бы джуниором-геймдизайнером, чтобы в дальнейшем можно было пойти работать в компанию, набраться опыта и стать уже полноценным специалистом?
Ещё раз напомню, что статья рассчитана на людей с нулевым опытом, поэтому, если некоторые вещи кажутся вам очевидными, не стоит писать это в комментариях.
1. Геймдизайн - это, в первую очередь, тяжёлый рутинный труд и только отчасти креатив. Поэтому, если вы думаете, что будете целыми днями весело играть в классные игры и творить что-то великое, - сразу забудьте. Рынком сейчас правит f2p, а он не про великое и не про творчество - он про деньги и только про них. Да, это жестоко, но это реалии рынка.
2. Нужен значительный игровой опыт в различных типах и жанрах игр - а не только в тех, что вам нравятся. Вы должны выбрать как минимум по десять игр каждого жанра и поиграть в них для ознакомления, даже если вам эти жанры неинтересны.
Вы должны быть знакомы с лучшими проектами на всех основных платформах: PC, мобайл, консоли, социальные сети, желательно даже для платформ виртуальной реальности. Чем больше и разнообразнее ваш игровой багаж, тем лучше. Вы же не знаете, что будете делать на будущей работе: может, это будет match-3 для социальных сетей, а может, и клиентский MMO shooter.
3. У вас должен быть хороший вкус . Наработать его можно, не только играя в качественные игры, но и просматривая качественные фильмы, сериалы, аниме, читая хорошие книги. Нужно обращать внимание на построение сюжета, на то, как устроен мир, как поданы и раскрыты персонажи, и вообще понимать, почему одно произведение качественное и интересное, а другое унылое и бездарное.
В будущем вам это пригодится для написания сюжета игры, создания персонажей, глобальных креативных идей.
4. Учите английский : он точно пригодится. У многих в резюме написано, что английский присутствует, но на деле он очень слабый.
5. В работе геймдизайнера вам придётся писать много текста . Различная документация, описание задач в таск-трекере, пояснения программистам и другим специалистам. Примеры готовой документации можно найти в интернете, в портфолио или LinkedIn-аккаунтах уже опытных геймдизайнеров. Но нужно быть готовым к тому, что обычно у каждой компании свои стандарты оформления документации (хотя есть и общепринятые).
Что очень важно, так это орфография и вообще правильность написания текста, доступность его для понимания. Да, текстовые редакторы вроде Word исправляют ошибки - но не грамотность и правильность построения предложений. Иногда читаешь текст - и хочется побить человека, который его написал. За корявые предложения, в которых к середине полностью теряется суть. За незнание орфографии и элементарных правил диалектики.
Вторая очень и очень нужная способность - это умение кратко и лаконично пояснить суть. Многие начинающие геймдизайнеры думают, что чем больше и подробнее они напишут, тем лучше - и растягивают на десять страниц пояснение, которое можно уместить на странице. Они не понимают, что крадут время программистов и других людей, которые будут работать по этим документам, - а вместе и своё рабочее время, понижают пользу от своей работы.
Чем лаконичнее и точнее вы сможете писать, тем лучше. Для этого нужно уметь анализировать написанное, структурировать его. Вообще, структурность мышления для геймдизайнера - это главное его достоинство и одновременно главный недостаток. Она помогает грамотно описывать, но разрушает креативность - поэтому тут важен баланс.
Иногда вместо слов полезно использовать схемы, сравнительные таблицы, скриншоты - любые визуальные пояснения.
6. Очень важно умение хорошо говорить и чётко выражать свои мысли . Иногда человек хорошо выполняет тестовое задание, но на собеседовании не может три слова связать воедино.
Вы должны понимать, что работа геймдизайнера напрямую связана с постоянным тесным общением в команде и созданием задач и комментариев, поэтому без навыка коммуникации не обойтись. В интернете множество развивающих уроков на эту тему. Если с общением проблемы, нужно просто начать их решать, и всё получится.
7. Читайте как можно больше статей на тему геймдизайна на русскоязычных и иностранных порталах: это будет весьма полезно для общего понимания работы и повышения уровня ваших знаний. Да и вообще читайте всё, что касается геймдева в целом.
8. Важно следить за новостями игровой индустрии , чтобы понимать общую ситуацию на рынке, быть в тренде индустрии и всех её новостей. К примеру, если вы не знаете, кто такой Маркус Перссон, то на собеседования пока лучше не ходить.
9. Весьма полезно, если кроме геймдизайна у вас есть дополнительные навыки . Например, программирование на каком-то из языков, навыки художника, владение различными редакторами (Unity3D, Unreal и так далее), хотя бы базовые навыки работы в Photoshop, в редакторах для макетирования.
Это позволит вам лучше понимать коллег-девелоперов или, например, накидывать скетчи персонажей для дизайнеров. Тут всё зависит от врожденных способностей. Если есть талант художника, но душа просит стать геймдизайнером, то почему бы не использовать рисование в геймдизайне? Это сделает вас только лучше.
10. В работе геймдизайнера очень важно умение анализировать и разбирать на мелкие составляющие - декомпозировать. Почти в любой компании анализируют работу конкурентов и выдвигают предложения, как улучшить продукт по сравнению с тем, что есть у них. Это обязательная составляющая работы.
Сам навык придёт с опытом - тут главное практика и ещё раз практика. Главное, если вы выбрали эту профессию, то обязательно тщательно проанализируйте все свои любимые игры и поймите, почему они вам так нравятся. Старайтесь фиксировать и записывать все свои идеи.
11. Где взять опыт, когда без опыта вас никуда не берут? Это весьма важный вопрос для человека, который решил стать гуру геймдизайна. Сейчас в СНГ поднялось инди-движение, начали проводить разные конкурсы и мини-конференции. Даже на больших конференциях часть внимания уделяется инди-разработчикам - можно присоединиться к нескольким инди-командам и набираться опыта там.
Но тут есть минусы.
- Скорее всего, в инди-команде не будет людей, у которых можно перенять опыт.
- Большинство инди-команд - это лодыри, которые что-то делают только на словах, им больше нравится тусить и трепать языком, чем работать над проектом. Поэтому важно не стать таким же тусовщиком, а найти ребят, которые реально трудятся.
- Опыт в инди-командах в серьёзных компаниях не очень ценят, особенно если вы не доведёте свою игру до релиза и вам нечего будет показать. Так часто бывает в инди-разработке.
- В инди не платят зарплаты.
12. Так где же взять опыт? Мой личный совет: идите в тестировщики игр. К тестерам требования гораздо ниже, чем к геймдизайнерам, поэтому попасть на работу джуниором более реально, даже без опыта.
В этом варианте целый ряд плюсов.
- Вы будете получать зарплату. Пусть небольшую, но это всё же лучше, чем ноль в инди-разработке.
- Вы будете вариться в настоящей кухне разработки игр.
- Вы будете работать с профессиональными геймдизайнерами на коммерческих проектах и получать уже реальный опыт.
- По ходу тестирования проектов вы сможете максимально глубоко изучать различные игры (их механики, монетизацию, иные ключевые составляющие) и стремительно расширять своё понимание геймдев-индустрии.
- С позиции бета-тестировщика вы сможете перейти на позицию геймдизайнера внутри компании.
Если вы будете обладать навыками и знаниями, описанными выше, и сумеете получить нужный опыт, то сможете претендовать на работу джуниор-геймдизайнера. А в будущем, чтобы считать себя полноценным геймдизайнером, вам нужно будет создать коммерчески успешные проекты. Именно наличие успешных проектов - главное мерило профессионализма в геймдеве в целом и в геймдизайне в частности.
Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на [email protected] .