Передача персональных данных сотрудников по запросу полиции. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться Полиция запросила персональные данные
Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.
Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.
Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.
В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.
Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.
При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Наличие возбужденного уголовного дела.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации
Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.
Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере
от 100 до 300 рублей на граждан;
от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;
от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.
Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:
на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.
Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.
Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.
Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей
Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:
- Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
- Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
- Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
- Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.
Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.
После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.
Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :
При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.
Кому можно предоставлять личные сведения?
Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:
- Фонд социального страхования РФ.
- Налоговые органы.
- Федеральная инспекция труда.
- Пенсионный фонд РФ.
- Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.
В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.
Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?
В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .
Адвокаты
Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:
- Справки от уполномоченных лиц.
- Сведения о деятельности гражданина.
- Характеристики.
Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:
- Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
- Нарушены требования по форме запроса.
- Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).
Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.
Сотрудники полиции
В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.
Следователи прокуратуры
В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.
Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :
- ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
- Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
- Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.
Составление документа выполняется по следующему алгоритму:
- Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
- Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
- Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
- Подпись и печать отправляющего органа.
Ответное обращение
В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:
- Название органа, от которого поступил запрос.
- Наименование и адрес оператора.
- Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
- ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
- Занимаемая должность.
- Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).
Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.
Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
Полиция запросила у нашей организации сведения по трем работникам: 1.Приказы о приеме на работу 2.Табеля учета рабочего времени 3.Лицевые счета сотрудников. Предоставить в течение 3-х дней! Вопрос: Должны ли мы предоставлять такие данные полиции? т.к. они являются (например зарплата) персональными данными сотрудников. Причем в запросе написано -"В ходе возникшей служебной необходимости.." По закону о защите персональных данных должны ли мы по такому письму без разрешения работников предоставлять такую информацию? в своем запросе они ссылаются на закон о полиции от 07.02.2011. А как же закон о защите персональных данных?
Ответ
Да, должны.
Закон о защите персональных данных устанавливает исключения по запрету на передачу этих сведений третьим лицам - контролирующим органам, в частности, полиции, они должны предоставляться по запросу, и получать согласие сотрудников на такую передачу не нужно (пп. 7 п. 2 ст. 10 Закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Как оформить Положение о работе с персональными данными сотрудников
Случаи обработки данных без согласия сотрудника
Также не нужно получать согласие человека на обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка предусмотрена законодательством. К таким случаям относится передача сведений в следующие органы:
- Пенсионный фонд РФ ();
- налоговую инспекцию ();
- ФФОМС, ФСС России ();
- военные комиссариаты ();
- иные органы (например, суды, прокуратуру, трудовую инспекцию и т. п.).*
Также не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета, а также данных, переданные в архивную организацию.
Кроме того, не требуйте согласия сотрудника для передачи персональных данных банку при открытии и обслуживании платежной карты для начисления зарплаты:
- если договор на выпуск банковской карты заключен напрямую с сотрудником, а в договоре предусмотрена передача персональных данных работника банку;
- если организация оформила доверенность на представление интересов сотрудника при заключении договора с кредитной организацией на выпуск банковской карты и ее последующем обслуживании;
- если соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре организации.
Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в части 1 статьи 6, статьи 10 и статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.
Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);*
Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.*
Статья 10. Специальные категории персональных данных
1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:*
1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";
2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации;
3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;*
8) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством;
9) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственными органами, муниципальными органами или организациями в целях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
10) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.
3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка, если иное не установлено федеральным законом».
В ходе проведения оперативно-следственных мероприятий правоохранительные органы вправе направлять организациям запросы «О предоставлении документации». Получение такого запроса само по себе еще не говорит о реальной угрозе, нависшей над бизнесом, однако может явиться ее первой весточкой.
Запрос от органов МВД РФ может быть связан с расследованием преступлений или находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также с проведением доследственной проверки заявления о совершении преступления, административного правонарушения, происшествия.
В рамках расследования дела или проведения доследственной проверки сотрудники полиции вправе получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Такое право установлено п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
Запрос должен быть исполнен в обязательном порядке в срок, который указывается непосредственно в нем, а при отсутствии указания в срок, не превышающий один месяц. Ответственность за неисполнение запроса в срок установлена ст. 19.7 КОАП РФ и выражается в предупреждении или наложении административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Тем не менее, перед исполнением запроса следует внимательно его изучить.
Запрос полиции, как и любой правоприменительный акт, должен быть законным и обоснованным. Соответственно, в запросе должно быть указано в рамках какого дела или проверки он направляется, а также фактические обстоятельства, из которых следует, что запрашиваемая информация и документы действительно необходимы для следствия. Запрос может называться по-разному, в том числе "требование" или "предписание», он также может быть сформулирован в письме подразделения МВД. Наличие печати на запросе необязательно, поскольку это не предусмотрено Инструкцией по делопроизводству в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 20.06.2012 N 615. Суды подтверждают такой вывод.
На практике запрос редко содержит в себе полное обоснование, как правило, мотивировочная часть ограничивается указанием номера принятого заявления по КУСП и указанием правого основания п.4 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 6 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Статьей 6 ФЗ «Об ОРД» предусмотрен такой вид оперативно-розыскной деятельности, как «наведение справок». Именно на него ссылаются сотрудники полиции при направлении запросов компаниям. Между тем, «наведение справок» не предусматривает получение копий документов, а кроме того ст. 7 ФЗ «Об ОРД» также предусматривает в качестве оснований для проведения ОРД наличие возбужденного уголовного дела или поступление сведений о готовящемся/совершаемом или совершенном преступлении.
Понятие «мотивированный запрос» не определяется законодательно , в связи с чем, зачастую суды признают законность направления запроса, основываясь на формальном подходе. Тем не менее, при отсутствии в запросе подробной мотивировки – в частности указания, в рамках какого мероприятия направляется запрос, а также как с этим мероприятия связана компания, в которую он направлен, все эти сведения можно и нужно уточнить в ответе на него. И только после уточнения предоставлять запрашиваемую информацию.
Если полиция откажется предоставить мотивировку запроса, его можно обжаловать в суд. Редко, но исключения в практике все же встречаются:
«Истребование письменным запросом руководителя оперативного подразделения системы МВД России, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, учредительных, бухгалтерских и финансовых документов организации не отнесено законодателем к оперативно-розыскным мероприятиям, исчерпывающий перечень которых предусмотрен указанной нормой Закона. (Определение Красноярского краевого суда от 21 августа 2014 г. по делу N 4г-1647/2014)
В указанном определении речь идет о направлении запроса на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД».
Истребование документов, содержащих коммерческую тайну
В отличие от ФЗ «О полиции» Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» раскрывает понятие «мотивированного требования», в частности оно должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание затребования информации (ч.1 ст.6).
Соответственно, если цель затребования информации не указана в запросе, компания может не предоставлять сведения, составляющие коммерческую тайну. В этом случае такая информация может быть запрошена правоохранительным органом в судебном порядке.
Важно: сослаться на нормы ФЗ «О коммерческой тайне можно будет только в том случае, если компания предпринимает меры к охране такой информации и содержащей ее документов. Т.е. внутренними документами компании должны быть приняты следующие меры:
- определен перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- произведен учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- урегулированы отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- урегулирован порядок нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
При наличии указанных мер отказ от предоставления таких документов без судебного разрешения будет правомерным и не образует состав правонарушения ст. 19.7 КоАП РФ. Однако при их отсутствии отказ на основании охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, будет признан несостоятельным, а компания - привлечена к ответственности за неисполнение запроса.
Подводя итог, можно отметить, что судебная практика в основном исходит из того, что запрос полиции о предоставлении информации и документов даже без надлежащей мотивировки должен исполняться в обязательном порядке. Тем не менее, закон не содержит запрет на уточнение мотивов запроса лицом, его получившим. При наличии сомнений в законности и обоснованности предъявленных требований запрос следует обжаловать в суд.
Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем. Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи. Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!
Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО "ЮСБ "СПЕКТО" на сайт или напрямую в ООО "ЮСБ" СПЕКТО" www.specto.ru
Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала сайт
(Портал профессиональных юридических услуг)
Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя
Многие компании и предприниматели сталкиваются с запросами из полиции о предоставлении документации и информации. Как вести себя в такой ситуации? Нужно ли предоставлять истребуемую документацию? Законны ли требования сотрудников полиции? Давайте вместе разберемся в этом.
В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее - Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».
Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.
Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.
Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».
Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).
При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:
- 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
- 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
- 4. ст. 7 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:
1. Закон «О полиции»
Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».
Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»
В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций , должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии),иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.
Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу. Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.
Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»
Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы , необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.
Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права - в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.
II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года
При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:
- Опрос.
- Наведение справок.
- Сбор образцов для сравнительного исследования.
- Проверочная закупка.
- Исследование предметов и документов.
- Наблюдение.
- Отождествление личности.
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
- Прослушивание телефонных переговоров.
- Снятие информации с технических каналов связи.
- Оперативное внедрение.
- Контролируемая поставка.
- Оперативный эксперимент.
Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.
Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.
III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ - за непредставление сведений (информации). Данной нормой установлена ответственность - для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».
В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:
- получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
- получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).
При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.
В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.
Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7. КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех до пяти тысяч рублей.
IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года
На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.
Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.
Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.
Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.
Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.
V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)
Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.
Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.
Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.
Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки - Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.
Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.