Перечень наиболее распространенных грехов и страстей. Грехи в православии
ВОПРОС: летом мне часто приходится уезжать куда-нибудь на выходные, не имея возможности участвовать в Святой Мессе. Является ли это тяжким грехом?
ОТВЕТ: предписание участвовать в Святой Мессе в воскресные и праздничные дни является строгим, то есть его неисполнение – тяжкий грех, не которого невозможно в дальнейшем приступать к Святому Причастию.
Неоднократно упоминая об обязанности верующих участвовать в Мессе по воскресеньям и предписанным праздникам, Катехизис Католической Церкви утверждает: «Верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник не снял с них обязательство» (ККЦ 2181). Далее говорится: «Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех».
В христианстве почитание воскресного дня и предписанных праздников всегда считалось одной из главных потребностей христианской жизни. Воскресная Литургия – это участие в жизни общины и свидетельство веры в воскресшего Господа.
Св. Игнатий Антиохийский, живший во II столетии, писал: «Кто не появляется в (церковном собрании), тем овладела гордыня, и он уже сам себя осудил».
Поместный Эльвирский собор, прошедший в IV веке, гласил: «Кто проживает в городе и не приходит в Церковь в течение трех воскресений, должен быть отлучен на некоторое время, дабы было заметно порицание» (правило 21 Эльвирского собора).
То же самое предписывают правила Сардикийского и Агдского соборов (соответственно в IV и VI веках).
В одном из посланий, посвященных воскресному дню, - “Dies domini” - Папа Иоанн Павел II писал: «Эти постановления поместных Соборов привели к повсеместному обычаю, обязательный характер которого воспринимался как нечто вполне естественное (…) Это законоположение обычно понималось как налагающее весьма серьезную обязанность: таково учение Катехизиса Католической Церкви – и нетрудно понять, почему, если мы учитываем, сколь жизненно важно воскресенье для христианской жизни” (47).
Безусловно, нельзя сказать, что нарушение автором вопроса заповеди о почитании воскресного дня объясняется презрением к предписаниям Церкви или ленью. Тем не менее это признак того, что Господь не находится на первом месте в жизни, что мы не любим Его всем сердцем и всеми силами.
Речь идет о пересмотре шкалы ценностей.
Приведем в пример нашего почти современника – блаженного Пьера Джорджо Фрассати. Он был увлечен походами в горы. Читаем в одном из его писем: «Каждый день, который проходит, я страстно влюбляюсь в горы, они меня очаровывают»; «Я хотел бы проводить в горах целые дни, созерцая в их чистом воздухе величие Творца». Любовь Пьера Джорджо Фрассати к горам действительно колоссальна. Но если походы в горы не гарантировали ему возможности участия в Святой Мессе, он отказывался от этих прогулок. Причащение Господа Иисуса Христа было его жизненной потребностью, он не мог без этого жить.
Если есть возможность, то было бы прекрасно сочетать воскресные прогулки и походы со Святой Мессой. Конечно, такая возможность есть далеко не у всех и не всегда. Но человек, для которого действительно любовь к Богу находится на первом месте, найдет способ провести выходные так, чтобы не лишать себя Евхаристии.
Заметим, что автор вопроса говорит именно о «выходных», а не о воскресенье. Между этими двумя понятиями есть большая разница. «Выходные» - это дни, свободные от работы и учебы, предназначенные для отдыха, укрепления сил. Воскресенье же – это день Господень, освященный Им Самим и посвященный Ему. Это должно стать ориентиром для жизни христианина.
Наше стремление провести побольше времени с семьей, посвятить его ближним, никоим образом не может противоречить основному смыслу дня Господня. Конечно, бывают ситуации, когда наши близкие не разделяют нашей веры и не участвуют вместе с нами в Евхаристии. Каждый случай сугубо индивидуален, но любовь Бога стоит определенных жертв. Наоборот, наше участие в воскресной Мессе, наше причащение Христовых тайн преобразит не только нас, но и наши отношения с самыми близкими людьми, даже если они не полностью или совсем не разделяют нашу веру.
В конце концов, можно организовать семейный отдых так, чтобы иметь возможность участвовать в Святой Мессе в субботу вечером или в воскресенье вечером – в заключение двухдневного уикенда.
Подводя итог, нужно все же отметить еще раз, что когда католик не участвует в Святой Мессе воскресенья и предписанных праздников, он совершает тяжкий грех. Если мы уезжаем на выходные, зная, что это будет препятствовать участию в Евхаристии, этот грех совершается сознательно. Его нужно исповедовать, и имея его на душе, нельзя приступать к Причастию. Разумеется, бывают случаи, когда мы планируем участвовать в воскресной Мессе в месте отдыха, но вопреки нашим ожиданиям оказывается, что такой возможности там нет. В таком случае, хотя речь идет о тяжкой материи, мы не несем ответственности за нарушение заповеди и можем приступать к Святому Причастию на следующей Мессе.
Грехи в христианстве
(Согласно христианскому вероучению)
Существует ряд деяний, которые именуются - грех
и недостойными истинного христианина. Классификация деяний по этому признаку основывается на библейских текстах, в особенности на десяти заповедях Закона Божиего и евангельских заповедях.
Ниже мы приводим список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.
По христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (то есть, осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым.
Всего смертных грехов семь:
(в этом термине имеется в виду не физическая смерть, но смерть духовная)
1. Гордыня (безмерная гордость, почитание себя совершенным и безгреховным, гордость до самообожания, то есть, готовая на небо взыти и уподобиться Всевышнему.
2. Зависть (тщеславие, ревность), доводящие до всякого возможного злодеяния ближнему.
3. Гнев (месть) непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
4. Уныние (леность в деяниях, праздность, отчаяние, беспечность). Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
5. Алчность (жадность, скупость, сребролюбие). Любовь к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
6. Чревоугодие (обжорство, чревонеистовство) не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло» (Лк., 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.
7. Сладострастие (блуд – половая жизнь до вступления в брак, прелюбодеяние – супружеская измена. Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.)
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф., 5, 27–28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».
Грехи против Господа Бога
1. Гордыня
2. Неисполнение святой воли Божией;
3. Нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;
4. Неверие и маловерие;
5. Отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;
6. Чрезмерное упование на милость Божию;
7. Лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;
8. Отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния – и даже за ниспосланные скорби и болезни;
9. Обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;
10. Занятие «черной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства;
11. Хуление и роптание на Господа в душе и на словах;
12. Неисполнение обетов, данных Богу;
13. Призывание имени Божиего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;
14. Кощунственное отношение к Священному Писанию;
15. Стыд и боязнь исповедовать веру;
16. Нечтение Священного Писания;
17. Хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения;
18. Непочитание праздников Божиих;
19. Размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;
20. Сексуальная безнравственность как прелюбодеяния, блуд, мужеложство, садомазохизм и т.д.
Грехи против ближнего
1. Неимение любви к ближним;
2. Неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;
3. Неумение прощать, воздаяние злом за зло;
4. Отсутствие почтительности к старшим и начальствующим, к родителям, огорчение и обижание родителей;
5. Неисполнение обещанного, неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;
6. Избиение, покушение на чужую жизнь;
7. Убиение младенцев во чреве (аборты), советы делать аборты ближним;
8. Ограбление, вымогательство;
9. Мздоимство;
10. Отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;
11. Леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность;
12. Плохое воспитание детей – вне христианской веры;
13. Проклинание детей;
14. Отсутствие милосердия, скупость;
15. Нежелание посещать больных;
16. Немоление за наставников, родных, врагов;
17. Жестокосердие, жестокость к животным, птицам;
18. Уничтожение деревьев без нужды;
19. Прекословие, неуступление ближним, споры;
20. Клевета, осуждение, злословие;
21 Сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров;
22. Оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка;
23. Лицемерие;
24. Гнев;
25. Подозрение ближних в неблаговидных поступках;
26. Обман;
27. Лжесвидетельство;
28. Соблазнительное поведение, желание прельстить;
29. Ревность;
30. Рассказывание неприличных анекдотов, развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);
31. Дружба из корысти и измена.
Грехи против самого себя
1. Тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;
2. Ложь, зависть;
3. Празднословие, смехословие;
4. Сквернословие;
5. Раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение;
6. Уныние, тоска, печаль;
7. Делание добрых дел напоказ;
8. Леность, провождение времени в праздности, многоспание;
9. Объедение, чревоугодие;
10. Любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;
11. Пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;
12. Излишнее внимание к плоти;
13. Стремление к земным почестям и славе;
14. Излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;
15. Употребление наркотиков, пьянство;
16. Игра в карты, азартные игры;
17. Занятие сводничеством, проституцией;
18. Исполнение непристойных песен, танцев;
19. Просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
20. Принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;
21. Осквернение во сне, блуд (секс вне брака);
22. Прелюбодеяние (измена при браке);
23. Допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;
24. Рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жен и юношей;
25. Мужеложство;
26. Скотоложство;
27. Умаление своих грехов, обвинение ближних, а не себя осуждение.
Грехи вопиющие к небу:
1. Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
2. Содомский грех.
3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
4. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
6. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.
Грехи хулы на Духа Святаго:
1. Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
2. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
3. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
5897 просмотровГрех в переводе с греческого означает «промах, непопадание в цель». А цель у человека одна — путь к духовному росту и прозрению, к высшим духовным ценностям, стремление к Божьему совершенству. Что такое грех в Православии? Все мы грешны, уже такими являемся миру, только потому что прародители наши были грешны, принимая грех своих сородичей, мы добавляем свои и передаём их потомству. Без греха трудно прожить и день, мы все слабые существа, своими мыслями, словами, поступками отдаляемся от божьей сути.
Что вообще есть грех, какие из них сильнее, какие прощаются и какие относятся к смертным грехам?
«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно) » (Иоанн Дамаскин).
Всё то, что есть отступление от — это грех.
Семь смертных грехов в Православии
В целом, строгой иерархии грехов в православии не существует, нельзя сказать какой грех страшней какой проще, какой в начале списке, какой в конце. Выделены лишь самые основные часто присущие всем нам людям.
- Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
- Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
- Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
- Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе, преходящее в хвастовство.
- Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
- Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти. Мы все погрязли в этом грехе. Пост — великое спасение!
- Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Не значит что плохо стремиться к материальным благам, важно чтобы материальное не затмевало духовное…
Как видим из схемы, (для увеличения кликайте по картинке) все чувства, что мы проявляем в избытке — есть грех. И только любви к своему ближнему и врагу своему, и только добра, света и тепла много не бывает. Какой из всех грехов страшней, сказать трудно, всё зависит от обстоятельств.
Самый страшный грех в Православии — суицид
Православие строго для своих пастырей, призывая их к строгому послушанию, соблюдая не только десять основных божьих заповедей, не допускать излишества в мирской жизни. Все грехи могут быть прощены, если человек их осознает и вымолит прощения через причащение исповедь и молитвы.
Не грех быть грешным, а грех не каяться — так трактуется народом вся их земная жизнь. Бог простит всех, кто придёт к нему с покаянием!
Какой же грех считается самым всё- таки самым страшным? Лишь один грех не прощается человеку — это грех самоубийства . Почему именно оно?
- Убивая себя человек нарушает библейскую заповедь: Не убий!
- Человек не сможет замалить свои грехи, уходя добровольно из жизни.
Известно, что у каждого из нас своё предназначение на земле. С этим мы приходим в этот мир. После рождения мы приобретаем природу Духа Христа, в котором нам надлежит жить. Тот же, кто по доброй воле обрывает эту нить, плюёт в лицо Всевышнего. Самый страшный грех — добровольно уйти из жизни.
Иисус отдал за наше спасение свою жизнь, вот почему вся жизнь любого человека — бесценный дар. Мы должны ценить её, беречь и как бы ни было трудно нести свой крест до конца дней своих.
Почему грех убийства может быть прощён Богом, а самоубийство нет? Неужели, жизнь одного человека для Бога дороже жизни другого? Нет, это понимать надо чуть по-иному. Убийца, прервавший жизнь другого, часто безвинного человека, может раскаяться, совершить благое, а самоубийца лишив себя собственной жизни — нет.
После смерти у человека больше нет возможности совершить в этом мире добрые, светлые благонадёжные дела. Получается, что вся жизнь такого человека, покончившего с собой, была бессмысленна, как и бессмысленна великая божья задумка.
Все грехи прощаются Богом через покаяния, причащения, в надежде очищения и спасения души.
Вот почему в старину самоубийц не только не отпевали в церкви, но даже хоронили за оградой кладбища. Не проводились и по сей день не проводятся в церкви по покойному никакие обряды и поминовения. Уже только одно это и то, как тяжело будет близким, должно остановить самоубийцу. Но, к сожалению, это не так и число жертв — суицидов не уменьшается.
Россия занимает четвёртое место в мире в этой печальной статистике после Индии, Китая и США и количество добровольного ухода из жизни за год составляет более 25000 человек. Миллионы людей во всём мире добровольно уходят из жизни. Страшно!!!
Все иные грехи наш Бог простит нам, при условии, что мы не только в них раскаялись, но и исправили своими благими деяниями.
И помните, что нет грехов малых и больших, даже самый малый грех, может убить душу нашу, он — как крохотный порез на теле, способный вызвать гангрену и привести к смерти.
Если верующий раскаялся в грехе, осознал, прошёл через исповедь, можно надеяться, что грех прощён. Так видит Православная церковь, так учит Библия. Но важно понимать, что каждый наш поступок, наши слова мысли, всё имеет свой вес и откладывается в нашей карме. Так что будем уже сейчас, каждый день жить, так, чтобы не пришлось их отмаливать, когда придёт время расплаты…
Молитвы за самоубиенных
Можно ли молиться за людей, совершивших суицид. Да, есть такие молитвы, позволящие делать это.
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молитва за совершивших самый страшный грех(самоубийц)
Дарована Оптинским старцем Львом Оптинским
«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»
Берегите себя и своих близких!
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на важные для меня вопросы: 1. Обязан ли православный христианин посещать вечернее богослужение в субботу в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Не будет ли пропуск субботнего Всенощного бдения грехом? 2. Обязан ли православный христианин посещать Вечерню, Утреню в воскресенье в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Является ли грехом пропуск Вечерни в воскресенье? 3. Возможно ли, чтобы в храме в воскресенье вечером вместо Вечерни читали акафист? 4. Не является ли совершение в воскресный день двух Литургий (ранней и поздней) нарушением правила, согласно которому в храме на одном престоле можно совершать только одну Литургию в течение дня? Заранее спасибо! Наталья.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Наталья!
Для начала стоит определиться в понятии, что есть грех. Прежде всего грех – это нарушение Божьих заповедей. Это удаленность от Бога и Его царства (в этом плане мы все грешники без исключения, кто больше, кто меньше).
Кроме заповедей, все остальные случаи, касающиеся церковной дисциплины, не абсолютны, а относительны. И точки зрения на то, что есть грех и что нет, могут быть разными. Так что на ваши вопросы 1, 2 и 3 возможны самые разные ответы, и многое зависит еще от того, у кого какие возможности и кому что дано. На мой взгляд, здесь нужно ставить вопрос вообще не об обязанности и не о законе, нарушение которого непременно влечет какие-то санкции! Не нужно из христианства делать религию закона с жесткими правилами – мы законами и правилами не спасаемся! В некоторых приходах вообще не служат вечерние службы накануне, а только литургии. Но содержание праздника, как и воскресного дня, раскрывается именно на вечернем богослужении, так что периодически его желательно
посещать. Чтение акафистов в воскресенье вечером – практика довольно распространенная (акафисты у нас многие любят потому, что они написаны более простым и понятным языком, чем другие церковные песнопения, которые на слух по-церковнославянски разобрать очень трудно). Но это служба вообще факультативная и, разумеется, гораздо важнее воскресная всенощная и литургия, чем вечерня на исходе воскресного дня, которая уже относится к наступающему понедельнику. На ваш последний вопрос есть только один ответ: две литургии в одном храме совершаются только на разных престолах, а если функционирует только один придел, то в любом случае там есть приставной престол, на котором служится, скажем, первая (ранняя) литургия.
С уважением, священник Филипп Парфенов.
Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи. Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.
Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.
Смертные грехи в православии
Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.
А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.
Смертные грехи в православии. Список.
- Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
- Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
- Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
- Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
- Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
- Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
- Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.
Перечень грехов для исповеди в православии
Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.
Обязательно к прочтению: Проскомидия о здравии — что это
Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.
Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.
Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу. Вот краткий перечень грехов для исповеди:
- Обида на Бога.
- Забота только о мирской жизни.
- Нарушение Закона Божия.
- Осуждение священнослужителей.
- Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
- Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
- Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
- Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
- Отсутствие христианской любви.
- Непосещение или редкое посещение храма.
- Зависть, злоба, ненависть.
- Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
- Ложь, обман.
- Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
- Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
- Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
- Соблазн на любой грех.
- Расточительность.
- Суеверие.
- Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
- Вступление в прямое общение с нечистой силой.
- Блуд.
- Азартные игры.
- Развод.
- Самооправдание.
- Лень, печаль, чревоугодие, уныние.
Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.
Самый страшный грех в православии
Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.
Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.
Обязательно к прочтению: Крещенская вода и её свойства
Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили. Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству. Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.
Содомский грех в православии
Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.
В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.
Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.
Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».
Господь всегда с Вами!
Смертный грех
– это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Интересуясь данной темой, многие люди задают вопрос, сколько смертных грехов в православии. Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.
Если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим (прп. Антоний Великий, 88, 17).
Семь смертных грехов, список
СРЕБРОЛЮБИЕ
ГОРДОСТЬ
БЛУД
ЗАВИСТЬ
ЧРЕВОУГОДИЕ (Обжорство)
ГНЕВ
УНЫНИЕ
История появления перечня семи грешных поступков или 7 смертных грехов
Деяния, считающиеся смертными, в православной вере отличает степень тяжести, и возможности их искупления. Говоря о грешных деяниях, особенно больше внимания необходимо уделить семи деяниям, которые считаются смертными. Про это слышали многие, но не каждый знает, какие из грешных деяний окажутся в этом перечне, и что их будет отличать. Грех называется смертным не из головы, ведь в христиане считают, что при совершении этих грехов людские души могут погибнуть.
Стоит заметить, что семь смертных грехов , хотя мнение общества не имеет в этом уверенности, не описывает Библия, потому что их направление концепции появилось позднее, чем началось составление Священного письма. Считают, что в качестве основы смогли послужить монашеские труды, имя которому Евгарий Понтийский. Им был составлен перечень, в который вошли сначла восемь грехов человека. Позднее был сокращен его до семи позиций.
Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи
Почему грехи были такими
Понятно, эти грешные деяния или семь смертных грехов в православии не такие страшные, как считали теологи. Они не являются такими, что не поддаются искуплению, их можно исповедовать, просто их совершение может способствовать тому, что люди становятся более плохими, все дальше отдаляясь от Бога. Если приложить больше усилий, можно жить таким образом, чтобы не нарушать ни одну заповедь из десяти, но жить таким способом, чтобы не совершить ни одно из семи грешных деяний, тяжело. По существу, грешные деяния и смертные грехи в православии в количестве тени заложила в людей мать — природа.
При стечении конкретных обстоятельств люди способны выживать, переча учению о грешных деяниях, но, не обращая внимания на это, считают, что этим нельзя достичь хороших плодов. Когда ничего не приходилось слышать насчет того, что подразумевается под семью смертными грехами, перечень, имеющий короткие объяснения, который представлен ниже, может раскрыть этот вопрос.
Семь смертных грехов в православии
Человеку характерно хотеть много денег, прилагая все усилия для получения материальных ценностей. При этом он не думает, нужны ли они в целом. Эти несчастные вслепую занимаются сбором драгоценностей, денег, имущества. Они пробуют заполучить нечто большее, чем у них есть, не имея понятия о пределе, даже без наличия желания её знать. Этот грех называют сребролюбием.
Чувство собственного достоинства, самоуважения. Много кто может выполнять что-либо, пробуя оказаться более высоко, чем другие. Более часто действия, которые совершаются, непременно для этого им и необходимы. Они восхищают общество, и в тех, кто подвержен чувству гордости, происходит зарождение огня, который сжигает все чувства, считающиеся лучшими, имеющимися внутри души. Спустя некоторый промежуток времени, человек неустанно думает лишь о себе любимом.
3. Блуд.
(То есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности
осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию.
Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём»
(Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».
4. Зависть. Чувство зависти не всегда может быть белого цвета. Нередко оно может стать причиной, способствующие появлению разлада и преступности. Не всякий может легко воспринять наличие того факта, что кто-то смог достичь лучших условий для проживания. История приводит много примеров, когда чувство зависти приводило к убийству.
5. Чревоугодие. Люди, которые много едят, обжираясь при этом, не могут вызвать ничего приятного. Пища необходима для того, чтобы поддерживать жизнь, чтобы обладать возможностью совершать значимые действия по отношению к прекрасному. Но тот, кто подвергается грешному деянию в чревоугодии, полагают, что их родили непременно для тех целей, чтобы они ели.
6. Гнев
. Вспыльчивость, раздраженность, принятие гневных помыслов: мечтание отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный
крик, спор, жестокие, бранные и колкие слова. Оклеветание, памятозлобие, возмущение и обида ближнего, ненависть, вражда, мщение, осуждение. К сожалению не всегда нам удается удерживать себя, свой гнев, когда волна с эмоциями переполняет. В первую очередь, рубится с плеча, а затем лишь наблюдается за тем, что последствия необратимы. Нужно бороться со своими страстями!
7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Борьба с грехом
Нужно бороться со своими страстями, укрощать эмоции, потому что это приводит к плачевному концу! С грехом нужно бороться на начальном этапе его зарождения! Ведь чем глубже грех входит в наше сознание, нашу душу, тем тяжелее становится с ним бороться. Сами посудите, в любом деле, болезни, образовании, работе, чем на дольше откладываешь работу, тем труднее наверстать упущенное!
А главное простите помощи Божье! Ведь человеку самому очень сложно побороть грех! Дьявол строит козни, пытаясь загубить Вашу душу, всячески толкая ее на грех. Эти 7 смертных грехов не так уж и сложно не совершать, если Вы просите Господа о помощи в борьбе с ними! Стоит только сделать шаг на встречу Спасителю и Он тут же придет на помощь! Бог милостив и ни кого не оставляет!
СТЬ 1. ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Восемь смертных грехов и борьба с ними
«Лествица» преподобного Иоанна Лествичника
В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?».
Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику. На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называетсяаскетика . Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. – Авт. ) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).
Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание – клятву – защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения – падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».
Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи
Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе». Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.
Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.
Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.
Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?».
Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост – все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи».
То есть цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей – это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия – нирваны.
Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.
Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.
Страсти и страдания
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.
Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).
Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.
Самые яркие примеры страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков – это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!
Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.
Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе.
Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее.
Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.
Слово «страсть» имеет два значения.
Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.
Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.
Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:
1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость.
Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.
Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока. Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).
Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.
Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.
Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть. От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие. Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.
Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие. Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18–20). Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.
И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.
Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.
Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.
Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример – аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре. До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение – таково было сопротивление музейных работников…
Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо».
Надеемся, вам понравилось читать статью про смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! Источник информации для статьи взят с