Отчет тсн перед собственниками в письменной форме. Как заставить УК отчитаться перед жителями за потраченные деньги? Проделанная работа: отчет управляющей компании перед собственниками
Третий день второй итоговой онлайн-конференции для УО и ТСЖ был посвящён составлению годового отчёта. Борис Валит дал рекомендации по актуализации условий договора управления МКД, объяснил, как избежать самых частых ошибок при заполнении годового отчёта и самое главное - в какой форме составить годовой отчёт за 2018 год.
О форме годового отчёта
Узнайте, какие темы мы успели обсудить в третий день онлайн-конференции, - посмотрите этот короткий ролик.
Форма годового отчёта не установлена законодательством. Если она согласована в договоре управления МКД, то управляющей организации, чтобы представить собственникам отчёт за 2018 год, нужно использовать её.
Если форма годового отчёта не согласована в договоре управления, то у управляющей организации есть два варианта:
- Можно использовать форму 2.8, установленную приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр .
- Разработать свою форму, применяя рекомендации . В этом случае советуем согласовать форму годового отчёта с собственниками, путём внесения изменений в договор управления МКД.
Годовой отчёт, составленный по приказу Минстроя РФ № 411/пр
О годовом отчёте по форме 2.8, установленной приказом Минстроя РФ № 882/пр , мы рассказывали . Объясним, что должен содержать отчёт, составленный по рекомендациям из приказа Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр .
Отчёт, составленный по этой форме, может содержать информацию о соответствии в течение отчётного периода перечня, объёмов и качества работ и услуг по управлению, СиР общего имущества требованиям жилищного законодательства и техническим регламентам.
В отчёт включаются данные о видах и характеристиках фактически выполненных работ или оказанных услуг по договору управления МКД, отмечается дата, когда работы или услуги были выполнены. Если в течение отчётного периода нарушались условия договора управления МКД, такие случаи нужно упомянуть в годовом отчёте.
Перечисляются виды коммунальных услуг, которые в течение отчётного периода предоставляла управляющая организация. Указывается информация о произведённых расчётах с РСО за ресурсы, поставленные по заключенным договорам энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и поставки газа.
В годовом отчёте, который составляется по рекомендациям из приказа № 411/пр , перечисляются случаи нарушения периодичности и качества предоставления КУ, в том числе по вине УО. Это следующая информация:
- число нарушений,
- даты,
- количество связанных с нарушениями случаев снижения платы за содержание жилого помещения.
Перечисляются все взыскания, штрафы и иные санкции к управляющей организации со стороны ГЖИ, судебные иски, в которых истцом или ответчиком выступает УО.
Отдельный блок в годовом отчёте касается рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, поступивших в управляющую организацию. Здесь указывается количество таких обращений, дата поступления, сведения о принятых мерах.
Прописываются данные о числе выявленных по результатам рассмотрения обращений собственников фактов причинения ущерба общему имуществу со стороны УО. Организация отчитывается о том, возместила ли она такой ущерб и устранила ли порчу общего имущества.
Что ещё можно отметить управляющей организации в годовом отчёте, если он составляется по рекомендациям из приказа № 411/пр :
- использовались ли средства из резервов, предназначенных на проведение ремонтных работ;
- случаи превышения стоимости таких работ над суммами созданных резервов;
- менялись ли перечень работ, услуг по надлежащему СиР ОИ в МКД, перечень работ (услуг) по управлению МКД;
- суммы, полученные УО по заключенным от имени собственников договорам об использовании общего имущества;
- направление расходования таких сумм;
- результаты сверки расчётов за выполненные работы или оказанные услуги;
- поступившие в отчётном периоде суммы взносов на капремонт, размер фонда капремонта на дату составления отчёта, суммы использованных средств фонда капремонта по назначениям.
Что ещё может быть в годовом отчёте
В рамках третьего дня онлайн-конференции Борис Валит рассказал о планируемых изменениях
Отчет управляющей компании перед собственниками считается обязательным подтверждением проделанной работы.
В Жилищном кодексе говорится о том, что ТСЖ жилья, УК, товарищества собственников обязаны каждый год отчитываться перед ними. По закону такой отчет должен предоставляться по свободной форме ЖКХ на протяжении 1-го квартала текущего года.
Предоставление информации компанией должно выполняться в УК МКД по выполнению пунктов, которые прописаны в соглашениях с владельцами жилья. Информация предоставляется за прошлый год, если в соглашении не оговорены иные условия составления отчетности.
Нормативные документы
Если задумываетесь над тем, как организовать управляющую компанию, то стоит вспомнить и об отчетности. Законодательство обязывает организацию отчитываться раз в год. При этом нужно учитывать важный момент, — отчетность должна предоставляться раньше в том случае, если соглашение перестает действовать.
Стоит разобраться, как именно документы регулируют работу, обязанности УК, в частности это:
- Жилищный кодекс,
- Правила, которые регулируют управление многоквартирным домом,
- Правила, которые определяют содержание общественного имущества, при этом нужно учитывать, что с 2017 года действуют новые правила,
- Правила, которые обозначают особенности предоставления коммунальных услуг,
- Приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411.
В последнем приказе отмечается, что обязанность предоставлять информацию собственникам должна производиться по свободной форме. Форма является примерной, рекомендательной, это не означает, что отчетность должна составляться по определенному образцу, можно использовать его только в качестве примера. Но нужно учитывать и стандарты, четкие требования, которые предъявляются к отчетности.
ВНИМАНИЕ! Нормативные документы регулярно меняются, это важно учитывать в работе.
Сроки
Если задаетесь вопросом о том, обязана ли управляющая компания отчитываться жильцами, то ответ будет положительным. Годовой отчет по закону создается именно для собственников . Жильцы являются заинтересованными лицами, также отчетность интересует контролирующие государственных инстанции.
Так пользователи жилья могут изучить проведенные работы, предоставленные услуги. Если обращаться к правилам содержания общедомового имущества, то данная особенность прописывается в пункте 40. Установлены нормы постановления Правительства России № 491 от 13 августа 2006 г.
При необходимости можно потребовать от УК предоставить отчетность в течение 5-и дней . При этом на руки предоставляются полноценные отчеты, в которых отражаются разнообразные качественные и количественные показатели, сроки выполнения работ. Должен составляться соответствующий протокол отчетного собрания.
При этом люди могут высказывать свое недовольство, требовать корректировку качества предоставляемых услуг, устранения дефектов. Жильцы имеют полное право на то, чтобы проверить качество работ. Важно понимать, что сам по себе отчет представляет собой систематизированную информацию, он создается на основании имеющихся у организации данных .
Что должно быть?
Думая, кто проверяет работу, стоит отметить, что контролирующие органы имеют полное право изучать данную отчетность. В частности в отчетности указываются следующие данные:
- Общие данные об УК, имеются в виду название, руководитель, адрес, информация о финансах.
- Информация по текущему ремонту многоквартирного дома.
- Данные по разнообразным сетям, которые используются в здании, через которые и предоставляются коммунальные услуги. Должно прописываться их настоящее состояние.
- Данные о самом доме, в частности это техническая информация, этажность, год постройки, число квартир.
- Уровень благоустройства здания.
- Полный список работ, которые были произведены за прошедший год. При этом должны указываться организации, которые выполняли роль подрядчиков.
- Список коммунальных услуг, которые предоставляются пользователям. Также должны указываться организации, которые предоставляют данные услуги.
- Информация о том, собирались ли средства на осуществление капитального ремонта. Данные о его проведении, если таковой проводился.
- Данные о земельном участке, на котором стоит здание.
- Информация о том, как используется общедомовое имущество.
Также стоит сказать о том, что в отчете должны отображаться сведенья о том, привлекались ли работники организации к административной ответственности . Это касается нарушения правил управления домом, при этом должны прилагаться копии о взыскании.
Выгода
Имея перед глазами подобную отчетность, жильцы могут принимать решения о том, стоит ли продолжать сотрудничество с данной организацией или нет. Пользователи услугами так получают реальное представление о ведении работы, могут понять, что происходит с домом .
Выяснив, когда должна предоставляться такая отчетность, будете знать точные данные за прошедший год. Регистрация может проводиться независимо от отчетности. Отчетность должна составляться каждый год, сами жильцы не имеют права сдвигать сроки отчетности.
Также такого права не имеет и директор, возглавляющий управляющую. Организации часто затягивают сроки, потому не всегда жильцы получают данные вовремя.
Состояние общего имущества
В отчетности, где посмотреть можно и данные о состоянии общедомового имущества, отмечают различные помещения и оборудование. Имеются в виду помещения и оборудование, которые используются более чем одной квартирой. В отчете должно прописываться состояние имущества, степень изношенности, необходимость замены . Примерный перечень такого имущества:
- крыша,
- полы,
- фундамент,
- стены,
- отделка,
- различное оборудование, это приборы, счетчики, сети, бойлеры,
- лифты,
- перекрытия.
В каждом случае перечень может быть разным, нужно учитывать, что именно в доме считается общим имуществом.
Работы и услуги
Если рассматривать правила содержания имущества, то стоит отметить, что там приводится примерный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК. За счет этого проверка финансово хозяйственной деятельности будет более эффективной.
Перед тем, как подписать соглашение об использовании услуг организации, стоит сравнить условия услуг с прописанными с правилами. В соглашении должна прописываться очередность услуг, объем работ.
Согласно правилам, четкого перечня не установлено, но он может стать рекомендательным при подписании соглашения с УК. В случае невыполнения условия, несоответствии данных о балансе, расходах стоит писать претензии в жилищную инспекцию .
ВНИМАНИЕ! Будьте последовательны при подаче жалоб, следите за ходом разбирательств.
В отчете должны иметься акты выполненных работ, обыкновенно составляются специальные таблицы. В них приводится перечень услуг, которые оказывались организацией на протяжении всего года. Также прописываются затраты на данные услуги. В большинстве случае создаются 3 таблицы :
- по управлению домом,
- коммунальные услуги,
- услуги по содержанию общедомового имущества.
Также может составляться таблица по иным услугам, если они оказывались. Везде должна отображаться финансовая составляющая. Это позволяет жильцам видеть, за что именно они платят деньги. В отчете должно отмечаться и качество выполняемых работ.
Смета
Смета сама по себе представляет собой обобщенный документ, в котором прописываются услуги, объемы, средства.
Для того чтобы отобразить каждую предоставленную услугу, используется отдельная строчка. При этом в отчете отмечаются суммы, которые потрачены за каждый квартал, за каждый год.
В смете также должна отображаться финансовая составляющая:
- субсидии, выделенные местным бюджетом;
- платежи, которые были совершены жильцами;
- платежи за аренду общего имущества.
ИНТЕРЕСНО! Статистика показывает, что примерно 70 процентов домов имеют договорные отношения с управляющими. Если возникают какие-либо конфликты, спорные ситуации, то приходится обращаться в судебные органы. В таких ситуациях суд руководствуется заключенным соглашением.
Специалисты говорят о том, что нужно предельно внимательно относиться к подписанию соглашения об использовании услуг. Тщательно должны прописываться условия предоставления услуг, выполнения работ, а также составления отчетности. В том случае, если в соглашении не прописываются особенности отчетности, то организация может составлять отчетность в ходе оказания услуг или же по окончанию действия договора.
В любом случае отчет является обязательной формой, которая должна предъявляться собственникам. В противном случае отмечается нарушение прав пользователей, то есть можно обратиться в контролирующие органы, которые следят за работой УК.
Полезное видео
Порядок действий в случае непредоставления отчета УК на примере Алтайского края.
Где управляющая организация должна разместить годовой отчёт за 2017 год, какие изменения произошли в нашей отрасли в этом году и какие произойдут в следующем, мы обсудили 19, 20 и 22 декабря на большой итоговой конференции для управляющих организаций.
Подготовили для вас конспект онлайн-конференции. Читайте, как управляющим организациям подготовиться к работе в 2018 году.
Размещаем годовой отчёт за 2017 год в ГИС ЖКХ
Отчёт за 2016 год заполнялся по Стандарту раскрытия информации и размещался на Реформе ЖКХ. Прошёл год, законодательство изменилось. Вступила в силу ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ - с 1 июля появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ. Такая же обязанность, но по Реформе ЖКХ, действует до 1 января 2018 года.
Встаёт вопрос: где нужно размещать годовой отчёт за 2017 год. 19 декабря об этом подробно рассказал Борис Валит, исполнительный директор интернет-службы «РосКвартал».
Прошло шесть дней и законопроект приняли и опубликовали. Теперь это Федеральный закон от 20.12.2017 № 399-ФЗ , он вступил в силу 20 декабря..
Проверяем, хорошо ли усвоили перемены 2017 года
По данным Гринпис самая важная экологическая проблема - отходы. Вещи служат недолго, а покупаем мы их всё больше. В России перерабатывается менее 5% отходов, в то время как в некоторых странах - 70%. Неправильное захоронение отходов приводит к росту онкологических заболеваний.
Для ликвидации несанкционированных свалок и предотвращения экологической катастрофы, деятельность по обращению с отходами решили в корне изменить. Введёно понятие регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Теперь между региональным оператором и субъектом РФ будет заключаться концессионное соглашение, по которому региональный оператор будет обеспечивать сбор, транспортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение ТКО.
О переходе на новую систему обращения с ТКО мы говорили на третьем дне итоговой конференции с Еленой Шерешовец, практикующим юристом, директором НП СРО УН «КИТ», членом Экспертного совета Комитета по энергетике ГД РФ.
Обращение с ТКО будет входить в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, изменится порядок оплаты такой услуги, на неё будут установлены новые тарифы и нормативы.
До перехода на новую систему по обращению с ТКО регулирование деятельности по обращению с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ . Договоры, заключённые с собственниками ранее, действуют до заключения договора субъектом РФ с региональным оператором.
Но всё же главной темой третьего дня конференции стал порядок расчёта платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД. Порядок расчёта платы за КР на содержание ОИ в МКД в 2017 году менялся три раза.
1 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 . Оно затронуло отношения управляющих организаций с РСО и потребителями коммунальных услуг и утвердило изменения в нормативно-правовых актах, касающихся порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД.
Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 внесло изменения в «мусорную» реформу, которое установило порядок расчёта платы за вывоз бытовых отходов.
Федеральный Закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ уточнил порядок определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в МКД. Изменения в законодательстве, внесённые этим документом, работают в пользу потребителя, поэтому управляющим организациям стоит обратить на него особое внимание.
Мы обсудили формулы расчёта платы за коммунальные ресурсы, нормативы потребления коммунальных ресурсов на содержание ОИ МКД, порядок произведения перерасчёта.
Переход на прямые договоры - горячая тема для управляющих организаций. Поэтому в заключение третьего дня конференции Елена Шерешовец рассказала, как УО заключить договор с РСО с минимальными для себя рисками.
Мы обсудили, как правильно применять законодательство при заключении договора с РСО, какой пакет документов собрать, нюансы поставки коммунальных ресурсов в жилые и нежилые помещения.
Если вам небезразлична эта тема и вы боитесь упустить один из нюансов при заключении договора, советы Елены Шерешовец помогут вам разобраться во всех тонкостях законодательства и не допустить ошибок.
Управляющая организация хочет обязать собственника помещения заключить договор управления МКД
Управляющей организации отказали во включении в реестр лицензий сведений о многоквартирном доме
Управляющей организации предписано прекратить управление многоквартирным домом
Управляющая организация хочет взыскать задолженность с собственника помещения, не оплатившего жилищно-коммунальные услуги
Собственник помещения хочет расторгнуть договор управления МКД
См. все ситуации, связанные со ст. 162 ЖК РФ
1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
(см. текст в предыдущей редакции)
6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке , предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и настоящего Кодекса.
10. Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.