Основные причины аварий при работе автокранов. Несчастных случаев при производстве работ кранами
Машина грузоподъемная- Техн-ое устр-во цикличного действия для подъема и перемещения груза.
ТИПЫ КРАНОВ:
Кран грузоподъемный- Грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами.
Классификация грузоподъемных кранов по конструкции:
Кран мостового типа(кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающимся по мосту)
кран стрелового типа(кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле)
Классификация кранов по виду грузозахватного органа:
кран крюковой, кран грейферный, кран магнитный, кран штыревой, кран литейный, кран посадочный, кран ковочный, кран для раздевания слитков (стрипперный), кран колодцевый, кран с траверсой.
Причины аварий и травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин.
На уровень аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации подъемных сооружений существенное влияние оказывает количество находящихся в эксплуатации подъемных сооруженийДве трети аварий подъемных сооружений произошло по техническим причинам, в основном из-за неисправности технических устройств или неисправности (отсутствия) приборов безопасности, такое же число аварий - из-за неэффективности производственного контроля. Среди основных организационных причин возникновения аварий - нарушение технологической и трудовой дисциплины, неправильные или несогласованные действия обслуживающего персонала и неправильная организация производства работ.
Причины аварии: подъем и перемещение груза двумя кранами в отсутствии проекта или технологической карты, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза, в том числе в части распределения допустимых нагрузок, приходящихся на каждый кран, участвующий в процессе подъема, и скорости перемещения груза в течении всего процесса подъема; эксплуатация неисправного крана СТ 2-2-40, (зав. № 32), выразившаяся в принудительном отключении (блокировке) его ограничителя грузоподъемности, вследствие чего был допущен перегруз крана; нарушение производственной дисциплины машинистом крана СТ 2-2-40 (зав. № 32).
Следует отметить, что 10 % аварий (3 из 30 аварий) произошли в условиях воздействия природных факторов (ураган, шквалистый ветер, обильный снегопад.
Причинами группового несчастного случая стали нарушения технологического процесса (перемещение труб без применения роликовых опор и электрических лебедок, как указано в ППРк, нарушение схем строповки крупногабаритных и длинномерных грузов, осуществление работ по монтажу трубопровода на участке, где не завершены работы по закреплению основных балок); неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ повышенной опасности, на которые не разработаны схемы строповки, допуск к строповке не обученных и не аттестованных работников, осуществление работ по монтажу трубопровода с использованием дополнения к ППРк, не прошедшего экспертизу промышленной безопасности, нарушение должностных и производственных инструкций).
Почти 90 % несчастных случаев со смертельным исходом произошло по организационным причинам, в основном, из-за неэффективности осуществления производственного контроля и неправильной организации производства работ. Основной технической причиной смертельного травматизма на подъемных сооружениях является неудовлетворительное состояние технических устройств, приборов и устройств безопасности.
Статистика показывает, что в основном гибнут работники, непосредственно не связанные с работой грузоподъемных кранов - ремонтный персонал, бетонщики, плотники, каменщики, сварщики и т.п.
Также анализ причин травматизма на подъемных сооружениях показал, что 2 работника, погибших при эксплуатации подъемных сооружений (4 % от общего числа погибших), находились в состоянии алкогольного опьянения.
Билет № 2. Требования безопасности к устройству грузоподъемных кранов: приборы безопасности; установка; конструкции и материалы.
Грузоподъемная машина – подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа.
ППР- проектом производства работ
ПС- подъемные сооружения
Требования настоящих ФНП ПРИКАЗ от 12 ноября 2013 года N 533 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО грузоподъемных кранов всех типов;
Техническое оснащение:
Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.
Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации в процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, эксплуатационных документов входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь:
а) комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по контролю технического состояния ПС до и после выполнения работ. б) комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы. Используемые технологии сварки должны быть аттестованы в установленном порядке;
в) контрольно-измерительные приборы, позволяющие выполнять наладочные работы, оценивать работоспособность, выполнять ремонт либо регулировку ограничителей, указателей, регистраторов, а также систем управления ПС;
г) контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать работоспособность и регулировку оборудования ПС;
д) оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и рихтовку рельсовых путей (для ПС, передвигающимся по рельсам);
е) комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта металлоконструкций монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС;
ж) программы-методики испытания, проведения технических освидетельствований монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС и организовывать проведение их испытаний по завершении выполненных работ;
з) необходимое оборудование для выполнения монтажных (демонтажных) работ (такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы);
и) вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ;
к) документацию на ПС, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, реконструкция или модернизация которого осуществляются.
Средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы), используемые в процессе испытания ПС, должны быть поверены в установленном порядке.
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.
Приведенные выше примеры и статистика характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников свидетельствуют о том, что основными причинами этих чрезвычайных ситуаций являются:
- неправильный подбор и привязка кранов и подъемников;
- неправильное определение границ опасных зон работы кранов и подъемников;
- недостаточное обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников;
- отсутствие или недостаточная разработка мероприятий по ограничению, при необходимости, опасной зоны работы крана;
- нарушение правил установки кранов вблизи линий электропередачи и вблизи выемок;
- нарушение правил складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования на строительной площадке;
- нарушение правил проведения погрузо-разгрузочных работ.
В связи с этим, методически неверно говорить о безопасной установке и работе кранов и подъемников, т.к. эти производственные процессы изначально, в силу своей специфики, являются опасными.
Методически правильной является постановка и формулировка задачи о необходимости обеспечения безопасности труда при проведении производственных процессов повышенной опасности, связанной с использованием кранов и подъемников.
Для работодателей, специалистов, руководителей и рабочих возникает проблема обеспечения безопасных условий труда в условиях производственных процессов, характеризуемых повышенной опасностью.
Решение этой проблемы обеспечивается с помощью системы специальных мер по предупреждению и защите от опасных и вредных факторов, имеющих место при установке и работе кранов и подъемников.
Об этой системе мер по обеспечению безопасности труда при проведении рассматриваемых опасных производственных процессов и пойдет речь в следующих разделах данной работы.
Меры безопасности при работе грузоподъемных кранов
Каковы основные причины несчастных случаев и аварий при работе грузоподъемных кранов?
При работе грузоподъемных кранов основными причинами несчастных случаев и аварий, как правило, являются: – незнание или несоблюдение «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правил техники безопасности и производственных инструкций, а также нарушение трудовой дисциплины; – невыполнение требований проекта производства работ; – отсутствие или пренебрежительное отношение со стороны обслуживающего персонала к знаковой сигнализации, применяемой при перемещении грузов кранами; – несвоевременный или некачественный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; – отсутствие исправных и своевременно испытанных электрозащитных средств и заземлительных устройств; – несвоевременное или некачественное проведение технических осмотров, ремонтов, технических освидетельствований грузоподъемных кранов;
применение неисправных или неиспытанных грузозахватных приспособлений и др.
Поэтому для предотвращения несчастных случаев и аварий при работе и обслуживании грузоподъемных кранов крановщики, помощники крановщиков, слесари, электрики, стропальщики и инженерно-технические работники, связанные с работой крана, должны: – хорошо знать и точно выполнять «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и правила техники безопасности в части эксплуатации и производства работ грузоподъемными кранами, а также требования производственных и должностных инструкций; – ни при каких обстоятельствах не допускать нарушений производственной и трудовой дисциплины при работе и ремонте грузоподъемных кранов;
тщательно выполнять требования проекта производства работ; – строго следить за установками электрозащитяых устройств и заземлением;
своевременно и качественно проводить технический осмотр, ремонт и техническое освидетельствование грузоподъемных кранов; – систематически вести технический надзор за состоянием механизмов крана, яодкрановых путей и строго выполнять заводскую инструкцию по эксплуатации крана; – не допускать производство ремонтных работ неисправным инструментом, без защитных и предохранительных средств; – своевременно и качественно проводить инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; – строго выполнять указания имеющейся знаковой сигнализации.
Кроме того, обслуживающий персонал грузоподъемных кранов должен: – не включать механизмы крана, не убедившись в том, что все механизмы, детали и узлы крана исправны; – не снимать ограждения с вращающихся частей двигателей, насосов, вентиляторов и других механизмов; – не снимать ограждения с муфт, валов, шестеренчатых и других передач; – не чистить и не смазывать подшипники н другие детали во время работы -крана; – не работать на кране, если он неисправен; не работать на кране, если неисправны крановые пути; – не работать на кране, если не работают приборы безопасности; – не работать на кране при частом срабатывании максимальнотоковой и тепловой защиты; – не работать на кране, если неисправны грузовые или стреловые или вантовые канаты или стропы или тара; – не работать на кране, если не освещена площадка в темное время суток; – не работать на кране при сильном дожде, сильном снегопаде или сильном ветре (когда скорость ветра превышает допустимые паспортные нормы); – не цеплять на крюк крана груз, если крюк неисправен; – не поднимать людей в таре или на грузе. Кроме того, при работе крана категорически запрещается: – освобождать краном зажатые грузом чалочные канаты или цепи; – отрывать крюком крана грузы, засыпанные землей, заложенные другим грузом, залитые бетоном, привернутые болтами к другому грузу, примерзшие к.земле, находящиеся под водой и т. д.; – резко разворачивать стрелу с грузом; укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы, а также на краю откоса или канавы, если уложенный груз может сползти или опрокинуться; – выводить из действия приборы безопасности и тормоза, а также работать при неисправных тормозах; – опускать стрелу до вылета, при котором грузоподъемность крана меньше массы поднимаемого груза; – поднимать груз в таре, если тара заполнена выше бортов; – подвешивать груз на один рог двурогого крюка; допускать к зацепке или строповке необученных и неаттестованных стропальщиков; – работать на кране, если он своевременно не прошел технического освидетельствования.
Чем достигается безопасность труда при работе и обслуживании электроустановок грузоподъемных кранов?
Безопасность труда при работе и обслуживании электроустановок грузоподъемных кранов достигается точным выполнением правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и производственной инструкции.
Какое напряжение электрического тока опасно для жизни человека?
В нормальных производственных помещениях для жизни человека опасно напряжение электрического тока выше 36 В; в сырых и особо влажных помещениях, а также в металлических котлах и резервуарах опасным считается напряжение выше 12 В. На стреловых, козловых и других кранах, работающих на открытом воздухе, опасным считается напряжение выше 12 В. Крановщик должен помнить, что при ремонте и осмотре указанных кранов применять переносные лампы напряжением выше 12 В категорически запрещается.
Ток какой силы опасен для жизни человека?
Весьма опасен для жизни человека ток силой 0,04 А, а ток силой 0,05 А обязательно приведет к тяжелым последствиям.
Что поражает человека - сила электрического тока или его напряжение?
Поражает человека сила электрического тока, а его напряжение способствует пробиванию кожного покрова.
Когда возникает опасность попадания под напряжение электрооборудования?
Опасность попадания под напряжение электрооборудования грузоподъемных кранов может возникнуть в результате прикосновения к токоведущим его частям, а также из-за повреждения изоляции токоведу- щих частей или замыкания оголенных частей с корпусом. Причем под напряжением крановщики, слесари, электромонтеры и стропальщики могут оказаться при непосредственном прикосновении к токоведущим или другим частям электрооборудования или вследствие шагового напряжения.
Что называется шаговым напряжением?
Напряжение между двумя точками на поверхности земли, г отстоящими друг от друга на расстоянии шага человека (0,8 м), в зоне растекания токов замыкания
в радиусе до 20 м при пробое изоляции на землю в электрической установке или при падении на землю оборванного электрического провода называется шаговым напряжением. Наибольшую величину шаговое напряжение будет иметь при подходе человека к упавшему проводу, а наименьшее - на расстоянии 20 м и более от него. Величина шагового напряжения зависит также и от ширины шага человека. Чем шире шаг, тем большее напряжение испытывает человек, так как при этом увеличивается разность потенциалов между двумя точками, на которых находятся в данный момент ноги человека. Чтобы избежать поражения электрическим током, человек должен из зоны растекания токов замыкания выходить так, чтобы его шаги были минимальными или прыжками на одной ноге, тогда он будет испытывать наименьшее воздействие тока.
Что называется напряжением прикосновения?
Напряжением прикосновения называется разность потенциалов между опорными точками под ногами человека, стоящего на земле, и руками, которыми он касается корпуса электроустановки, находящейся под напряжением.
В зависимости от того, как человек попадает под напряжение, различают однофазное (однополюсное) прикосновение, т. е. прикосновение к одной фазе сети, и двухфазное, т. е. прикосновение к двум фазам сети. При однофазном прикосновении человек попадает под действие одной фазы, напряжение которой в 1,73 раза меньше междуфазного (линейного).
Однофазным будет прикосновение и при одновременном прикосновении к фазному и нулевому проводу, но в этом случае возможность поражения током увеличивается ввиду уменьшения сопротивления (ток будет проходить через обе руки, минуя обувь), которое состоит из сопротивления только одного человеческого тела (от руки к руке).
Двухфазное прикосновение более опасно, так как человек в этом случае попадает под ток двух различных фаз, т. е. оказывается включенным на полное линейное напряжение.
Какие требования обязаны выполнять крановщики, слесари, электромонтеры и стропальщики, чтобы исключить возможность попадания под напряжение элек- трооборудования грузоподъемных кранов?
Чтобы исключить возможность попадания иод напряжение электрооборудования грузоподъемных кранов, крановщики, слесари, электромонтеры и стропальщики должны:
не прикасаться к токоведущим частям на кране, если даже они изолированы, так как их внешний вид не гарантирует отсутствия поврежденной изоляции;
не заменять плавкие вставки и другие предохранители, не чистить кулачки и барабаны контроллеров. В случае перегорания плавких вставок или порчи электрооборудования крановщик должен вызвать дежурного электромонтера;
не проверять напряжение в сети пальцами; для проверки нужно пользоваться сигнальной лампой, вольтметром и другими приборами;
не прикасаться к проводам или изоляторам каким-либо инструментом, ручки которого не изолированы;
не работать на кране, если неисправен токоведу- щий кабель;
не работать на кране, если не ограждены защитными кожухами все оголенные токоведущие части электрооборудования (контакторы, рубильники, предохранители, выключатели, ящики сопротивления й т. д.), расположенные в местах, где возможно случайное прикосновение к ним. Все электрические аппараты крана, находящиеся в местах, доступных для случайного прикосновения к их токоведущим частям, должны иметь кожухи;
не выполнять работы, связанные с проверкой напряжения тока и регулированием электроаппаратов без защитных средств. Работать можно в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем основании или в диэлектрических галошах;
не снимать кожухи для осмотра и ремонта электрооборудования или для смены плавких вставок, если не отключено электрооборудование крана. При этом на отключающих рубильниках должен быть вывешен плакат «Не включать, работают люди»;
не работать на кране, если его металлоконструкция находится под напряжением;
не работать на кране, если кран и его крановые пути не заземлены в соответствии с правилами техники безопасности.
Что называется защитным заземлением?
Преднамеренное металлическое соединение корпусов электродвигателей, кожухов рубильников, магнитных пускателей, каркасов шинных сборок, каркасов защитных панелей, металлоконструкции кранов и т. д. с заземляющим устройством называется защитным заземлением.
Для чего заземляют корпуса электродвигателей, кожухи рубильников, магнитных пускателей, каркасов шинных сборок и защитных панелей, металлоконструкции кранов, крановых путей и т. д.?
Для защиты обслуживающего персонала грузоподъемных кранов от поражения электрическим током. Электрооборудование, аппараты и металлоконструкции кранов в нормальных условиях не находятся под напряжением, но при повреждении изоляции то- коведущих частей электрооборудования они могут оказаться под напряжением, и тогда, если электрооборудование, аппараты и металлоконструкции не будут заземлены, при случайном прикосновении к ним человека он может оказаться под напряжением. Чтобы этого не случилось, корпуса всех электродвигателей, кожухи рубильников, магнитных пускателей, каркасы защитных панелей, кожухи контроллеров, каркасы шинных сборок, металлоконструкции кранов, крановые пути, нужно обязательно заземлять.
Как выполняется заземление в зависимости от режима нейтрали сети?
В зависимости от режима нейтрали электрической сети заземление выполняется по схеме с глухозазем- ленной или изолированной нейтралью трансформаторов (генераторов).
Каким образом выполняется заземление в сетях с глу- хозаземленной нейтралью?
Заземление в сетях с глухозаземленной нейтралью выполняется при помощи металлического соединения корпусов электродвигателей и кожухов рубильников и т. п. с заземленным нулевым проводом, благодаря чему происходит автоматическое отключение электроустановки от электросети при замыкании ее на корпус или кожух.
Разрешается ли в электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью применять местное заземляющее устройство?
В электроустановках напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью применение местного заземляющего устройства, не связанного с нулевым проводом сети, запрещается, так как это не обеспечивает безопасность работающих. Эти электротехнические установки должны быть заземлены обязательно через нулевой провод.
Следует ли повторно заземлять нулевой провод?
Нулевой провод следует обязательно повторно заземлять через каждые 250 м и на концах воздушных линий, а также на ответвлениях длиной более 200 м.
Каким образом выполняется заземление в сетях с изолированной нейтралью?
В сетях с изолированной нейтралью заземление выполняется следующим образом: корпус каждого электродвигателя, кожух рубильника, магнитного пускателя, кнопочного поста, каркас шинной сборки и т. п. присоединяются к заземляющей магистрали самостоятельным проводником.
Каковы сроки периодических испытаний электрозащитных средств на напряжение до 1000 В и предохранительных поясов?
Перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев; инструмент с изолированными ручками - один раз в год; галоши резиновые диэлектрические - один рае в год; боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года; предохранительные пояса - один раз в 6 месяцев.
Перед каждым использованием защитного средства крановщики, электрики и др. обязаны:
проверить его исправность и отсутствие внешних повреждений, очистить и обтереть от пыли, а резиновые диэлектрические перчатки проверить на отсутствие проколов;
проверить по штампу, не истек ли срок периодического испытания защитного средства.
Пользоваться неисправными защитными средствами, а также такими, срок испытания которых истек, категорически запрещается.
Какие противопожарные мероприятия должен соблюдать обслуживающий персонал грузоподъемных кранов?
Обслуживающий персонал грузоподъемных кранов обязан соблюдать следующие противопожарные мероприятия: – не пользоваться переносными лампами с неисправной изоляцией токоведущего провода или кабеля; – не допускать курения при заправке масляных ба- ков и баков для горючих материалов; – не допускать применения открытого огня для подогрева двигателя Дизеля;
следить, чтобы при работе крана из редукторов и подшипников не вытекало масло, а из баков с горючим - топливо; – не допускать хранения на кране бензина, керосина и других легковоспламеняющихся материалов; – не оставлять на кране промасленный обтирочный материал. Использованный обтирочный материал следует собирать вне крана в специальный плотно закрытый ящик; – не допускать на кране голых токоведущих элементов, способствующих возникновению пожара.
По данным Ростехнадзора, в 2006 году при эксплуатации подъемных сооружений смертельно травмированы 96 человек. Подавляющее большинство несчастных случаев на подъемных сооружениях (80 из 96) произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов (83,3 %), 7 – при эксплуатации подъемников (вышек) (7,3 %) и 9 – при пользовании лифтами (9,4 %). Сегодня инспекторы Ростехнадзора анализируют обстоятельства и причины некоторых аварий, происшедших при эксплуатации грузоподъемных машин, в в ОАО «Пензаводмелиорация» Пензенской области, на производственной базе ООО «ГиГ-Мет» в пос. Мошково Новосибирской области и в ООО «Гидропромжилстрой» (Республика Башкортостан).
В 2006 г. при эксплуатации подъемных сооружений смертельно травмированы 96 человек (на 2 человека меньше, чем в 2005 г.).
Значительно увеличилось число несчастных случаев со смертельным исходом в УТЭН1 по Республике Татарстан (+3), Тюменской (+3), Рязанской (+2), Белгородской (+2), Кировской (+2), Пензенской (+3) областям, а также в УТЭН по Ямало-Ненецкому автономному округу (+2); снизилось – в УТЭН по Челябинской (–4), Ивановской (–2), Саратовской (–2) областям, Республике Марий Эл (–2), МТУ2 по Уральскому федеральному округу (–2), а также в Пермском (–3) и Алтайском (–2) межрегиональных УТЭН и др.
Подавляющее большинство несчастных случаев на подъемных сооружениях (80 из 96) произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов (83,3 %), 7 – при эксплуатации подъемников (вышек) (7,3 %) и 9 – при пользовании лифтами (9,4 %).
Анализ несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов позволяет сделать вывод о том, что остался высоким травматизм со смертельным исходом при эксплуатации автомобильных (32,5 %) и башенных (23,75 %) кранов; с 1 до 4 увеличилось количество несчастных случаев при эксплуатации железнодорожных кранов, с 1 до 3 – кранов-трубоукладчиков. Почти не изменился травматизм при эксплуатации пневмоколесных и гусеничных кранов; на 35 % (с 20 до 13 случаев) снизился травматизм со смертельным исходом на мостовых кранах, в 2 раза (с 4 до 2) уменьшилось число несчастных случаев при эксплуатации портальных кранов.
В 2006 г. при эксплуатации подъемных сооружений произошло 11 групповых несчастных случаев (8 из них – при авариях), в которых пострадали 24 человека, 13 из них погибли (в 2005 г. в 11 групповых несчастных случаях, 5 из которых произошли в результате аварий, травмированы 24 человека, 9 из них погибли).
Обстоятельства и причины аварий, происшедших при эксплуатации грузоподъемных машин.
16.02.06 Авария (падение стрелы) автомобильного крана КС-3577-3 и несчастный случай со смертельным исходом в ОАО «Пензаводмелиорация» (УТЭН по Пензенской области).
Место аварии – площадка карьера для разработки глины ОАО «Сердобский кирпичный завод». В середине карьера размером 200×150 м находился выведенный из эксплуатации экскаватор ЭО 10011, принадлежащий крестьянскому хозяйству (КХ) «Аромат». Экскаватор разобран: разрезаны и отсоединены стрела с ковшом, узел подъема экскаватора, лебедочная муфта, ходовая часть и пр. Рядом с экскаватором, на расстоянии 3 м, на выносных опорах установлен автомобильный кран КС 3577-3 грузоподъемностью 14 т, изготовленный Ивановском крановым заводом и принадлежащий ООО «Мелиоводстрой». В соответствии с договором от 10.11.05 кран арендован Сердобским филиалом ОАО «Пензаводмелиорация». В УТЭН по Пензенской области кран не зарегистрирован, его технический паспорт отсутствует. Автомобильный кран отработал нормативный срок службы (13 лет). Экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводилось.
В день аварии директор КХ «Аромат» обратился с письменной просьбой к директору Сердобского филиала ОАО «Пензаводмелиорация» выделить ему автокран для погрузочно-разгрузочных работ, указав, что ответственным за безопасное производство работ с использованием автокрана назначается работник КХ «Аромат». Однако в путевом листе на кран ответственный за безопасное производство работ краном и стропальщик не были указаны.
В 15 ч в разработанный карьер прибыла автомашина КамАЗ с полуприцепом и автокран с работником КХ «Аромат». Крановщик, осмотрев груз и место производства работ, установил автокран и, несмотря на отсутствие схемы строповки, в отсутствие стропальщика попросил находившихся рядом газорезчиков Сердобского цеха ООО «МашСталь» помочь застропить части экскаватора для погрузки. Погрузив один узел в полуприцеп автомашины КамАЗ, рабочие застропили лебедочную муфту экскаватора, и около 15 ч З0 мин крановщик приступил к подъему груза, во время которого произошел излом неподвижной секции стрелы по всему периметру на расстоянии 400 мм от оси крепления, и стрела стала падать с разворотом в левую сторону примерно на 45° со стороны кабины автокрана. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы образовался сплошной разрыв. Из-за разворота стрелы зона ее падения увеличилась.
Услышав треск и увидев, что стрела падает, все находившиеся на месте погрузочных работ, стали отбегать в сторону от нее. Но оголовок падающей стрелы задел газорезчика, находившегося возле газорезательного оборудования, и травмировал его. Стрела при падении также деформировала кабину машиниста автокрана (рис. 1).
Оголовок стрелы автокрана упал на землю в 5 м от лебедочной муфты зла подъема экскаватора. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы имелся сплошной разрыв. Большая часть стрелы после падения оказалась на платформе автомобиля и кабине машиниста автокрана.
Работник КХ «Аромат» сообщил о случившемся директору Сердобского филиала ОАО «Пензаводмелиорация», который тут же прибыл на место происшествия и вызвал машину скорой помощи, на которой пострадавшего доставили в Сердобскую центральную районную больницу, где в 17 ч 5 мин он скончался.
Причины аварии и несчастного случая со смертельным исходом:
- направление на погрузочно-разгрузочные работы неисправного автомобильного крана (с дефектом стрелы, ремонт которой произведен с нарушением правил безопасности);
- по заключению экспертной организации, разрушению стрелы крана предшествовала длительная эксплуатация, в процессе которой в ее металлоконструкциях образовались трещины. Ремонтные работы по устранению дефектов проводились с многочисленными нарушениями:
- не выполнены все необходимые и предписанные правилами действия для устранения трещин;
- нарушалась технология сварочных работ;
- для ремонта выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов в данной климатической зоне;
- находился в эксплуатации автомобильный кран, отработавший нормативный срок службы, без экспертного обследования;
- неудовлетворительно организованы погрузочные работы - в опасной зоне на месте работ находились люди, отсутствовали схемы строповки, а также обученное лицо, ответственное за безопасное производство работ краном, и стропальщик;
- не организован производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов, а именно, директор Сердобского филиала ОАО «Пензаводмелиорация» не обеспечил надлежащее освидетельствование, осмотр, ремонт, надзор и обслуживание и, кроме того, не установил порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты.
Рис. 1. Последствия аварии автомобильного крана КС-3577-3
04.03.06 Авария пневмоколесного крана КС-4361А и несчастный случай со смертельным исходом на производственной базе ООО «ГиГ-Мет» в пос. Мошково Новосибирской обл. (УТЭН по Новосибирской области).
База представляет собой открытую огороженную охраняемую площадку размером 200×200 м для складирования металлического лома, расположенную между железной дорогой РЖД1 и автодорогой пос. Мошково. Базу пересекает внутриплощадочная автомобильная грунтовая дорога шириной 4 м с утрамбованным снежным покрытием, по обе стороны которой находится лом металла различных конфигурации и размеров. ООО «ГиГ-Мет», занимающееся заготовкой, переработкой и реализацией лома черных металлов, имеет два пневмоколесных крана типа КС-4361А. Грузоподъемный кран КС-4361А, рег. № 12074, выпуска 1992 г., отработал нормативный cpoк, и 15.06.05 организация АНО НЭЦ «Кран» провела его обследование.
Переработка металлолома заключалась в подъеме его краном, находившемся на внутриплощадочной дороге, и подаче к рабочему месту газорезчика для резки на более мелкие фрагменты. При этом Технологическая карта безопасного производства работ при складировании металлолома, утвержденная 12.07.05 директором ООО «ГиГ-Мет», не соответствовала производимым на базе работам. Кроме того, она не была представлена на место работ, и с ней не ознакомлены (под расписку) специалисты, стропальщики и крановщики.
В день аварии крановщик попросил рабочего (грузчика), занимавшегося очисткой снега на базе и железнодорожных подъездных путях, произвести зацепку 4-ветвевым стропом платформы неопределенного самоходного устройства на колесном ходу массой 4,8 т из кучи металлолома. Расстояние от центра платформы до оси поворотной части крана, стоявшего на внутриплощадочной дороге, составляло 9 м. Рабочий зацепил груз и напомнил крановщику, что у крана не выставлены опоры. Крановщик ответил, что он об этом знает, но не поставил кран на все выдвижные опоры и не ввел в действие режим «работа крана без опор», что требуется согласно паспортной характеристике крана. Таким образом, грузоподъемный кран со стрелой 15,5 м стоял на внутриплощадочной дороге базы без выставленных выносных опор, без ввернутых до упора винтов балансирной подвески, с ограничителем грузоподъемности, включенным в положение «работа на опорах» и табличкой указателя вылета стрелы 10,5 м.
При подъеме указанного груза на вылете стрелы 9 м (перегруз по грузоподъемности составил 2,2 т) произошло опрокидывание крана. Выпавший в открытую дверь (или пытавшийся выпрыгнуть из кабины) крановщик был смертельно травмирован падающим краном. Падение крана видел вышедший из гаража базы начальник участка, который вместе с грузчиком подбежал к месту несчастного случая, и вместе они освободили пострадавшего.При падении кран перевернулся на левую сторону по направлению к железной дороге (на кабину машиниста) (рис. 2). Под краном со стороны противовеса - раздавленный баллон с газом (пропаном), на расстоянии 0,3 м от него - кислородный баллон, залитый вытекавшим из крана моторным маслом. Стрела с деформированной корневой частью упала на грунт под углом примерно 90° к внутриплощадочной дороге.
Причины аварии крана и несчастного случая со смертельным исходом:
кран установлен и пущен в работу с многочисленными нарушениями правил безопасности, технологии производства работ, руководства по эксплуатации крана, должностных и производственных инструкций специалистами и персоналом, обслуживающим кран;
кран не поставлен на все выдвижные опоры, ограничитель грузоподъемности не введен в действие согласно паспортной характеристике при работе крана без опор;
- таблица указателя вылета крана не соответствует установленному на грузоподъемный кран стреловому оборудованию;
- подъем и перемещение автомобильным краном груза, на 95 % превышающего его грузоподъемность при паспортной характеристке «без опор» на вылете 9 м;
- отсутствие или неэффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в том числе формальная проверка работы опасного производственного объекта (не проверяется наличие производственных инструкций, выполнение обслуживающим персоналом технологических карт переработки металлолома с использованием грузоподъемных кранов, исправность действия приборов и устройств безопасности).
- инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов в ООО «ГиГ-Мет» не проверил наличие производственных инструкций и их выполнение при производстве работ обслуживающим персоналом (нарушение Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в ООО «ГиГ-Мет»);
- руководитель ООО «ГиГ-Мет» не назначил лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами на базе металлолома, и обученных стропальщиков, не обеспечил ведение работ грузоподъемным краном в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 19-382-00);
Рис. 2. Последствия аварии пневмоколесного крана КС-4361А
20.08.06 Авария автомобильного крана КС-3571-1 с групповым несчастным случаем в ООО «Гидропромжилстрой» (УТЭН по Республике Башкортостан).
Место аварии крана – бетонная площадка, покрытая небольшим слоем грунта и щебня, на незаконченном строителями участке дороги к причальным сооружениям Юмагузинского гидроузла. С северной стороны от места происшествия находится скала, с восточной – бетонированная дорога, с западной, напротив козлового крана, заканчивалось асфальтирование площадки.
Автокран КС-3571-1, изготовленный 22.12.82 на предприятии п/я А-7209 (г. Иваново), передан владельцем крана (ОАО «Строймеханизация») по договору во временное владение и пользование ООО «Трест Строймехани-зация-2» (срок действия договора аренды не истек). Последняя экспертиза промышленной безопасности проведена экспертной организацией ООО «Кранэкс». Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности от 10.05.05 срок эксплуатации крана установлен до апреля 2007 г.
В день аварии начато перекрытие кабельного канала возле здания Юмагузинской ГЭС с применением автокрана. Примерно в 11 ч 30 мин на место работ подъехал инженер-технолог ГУП «Управление строительства Юмагузинского водохранилища» и передал заместителю начальника СПК-1 указание главного инженера ГУП «УС ЮВ» о необходимости убрать с дороги металлические будки и компрессорную станцию, которые мешали асфальтировать оставшийся участок дороги. Приняли решение поставить будки и компрессорную станцию на уже забетонированный участок дороги, со стороны скалы.
Примерно в 13 ч 30 мин крановщик и заместитель начальника СПК-1 приехали на автокране к причальным сооружениям. Зам. начальника дал задание бетонщику передвинуть будки и компрессорную станцию и спросил, кто будет заниматься этой работой. Не обученный в качестве стропальщика рабочий ответил, что этой работой будет заниматься он и бетонщик, который, хотя и не аттестован в качестве стропальщика, но давно работает и имеет такой опыт. После этого зам. начальника, несмотря на то, что масса подлежащих перемещению будок была неизвестна, пошел на другой объект, где велась гидроизоляция перекрытия кабельного канала.
Автокран установили вплотную к компрессорной станции (металлическая будка, в которой находились компрессор и отдельно воздушный ресивер). Бетонщик руководил работой крана, рабочий занимался строповкой груза. После того, как будка электриков и сварочный пост были установлены со стороны кабины автокрана, бетонщик поднялся на компрессорную станцию и зацепил ветви стропа за четыре петли на ее крыше. Такая строповка приводит к асимметричному расположению центра тяжести груза (из-за отдельно стоящего на раме ресивера).
Первоначально ресивер располагался со стороны кабины автокрана, но было принято решение передвинуть станцию назад, чтобы, развернув ее, создать наибольшую устойчивость автокрана.
Бетонщик, зацепив ветви стропа станции, остался стоять на ее крыше, хотя рабочие требовали, чтобы он спустился вниз. Компрессорная станция с находившимся на ней бетонщиком была поднята краном, перемещена на минимальном вылете и повернута так, что ресивер стал находиться с правой стороны автокрана. Затем крановщик, включив механизм подъема крана, поднял компрессорную станцию, включил механизм поворота и стал поворачивать груз в сторону водохранилища. В положении наименьшей устойчивости кран опрокинулся на железобетонный парапет дороги, и компрессорная станция упала на площадку замещения скалы правого борта подводного канала паводкового водосброса, находившуюся на 4 м ниже уровня дороги (рис. 6, а и б).
Подбежавший к месту аварии автокрана рабочий увидел сидевшего на краю крыши компрессорной станции бетонщика, левая нога которого находилась под стрелой крана, одной рукой он держался за стропы и раскачивался, пытаясь вытащить ногу.
Рабочий крикнул бетонщику, чтобы он не двигался во избежание падения в воду канала. В это время на площадку спиной вниз из кабины выпал крановщик, цеплявшийся при падении за металлоконструкции кабины управления и раму крана.
Рабочий поднялся на компрессорную станцию, оттащил пострадавшего бетонщика и стал кричать, чтобы вызвали машину скорой помощи. Пострадавших на машинах скорой помощи доставили в больницу с. Юмагузино. После осмотра приняли решение срочно отвезти пострадавшего бетонщика в Центральную районную больницу. По дороге в больницу он скончался от полученных травм.
Крановщика перевезли в Центральную районную больницу г. Кумер-тау, где ему поставили диагноз: компрессионный нестабильный перелом
Опыт и практика - Уникальные возможности освоения запасов тяжелой нефти в Татарстане.
Опыт и практика - Нефтегазовый комплекс: одежда для жизни.
Основными причинами аварий грузоподъемных кранов являются: неправильная установка кранов; превышение паспортной грузоподъемности (перегруз) машин; использование неисправных грузозахватных приспособлений; неправильный выбор скорости движения; нарушение правил техники безопасности при эксплуатации кранов. Основные виды аварий грузоподъемных кранов, возникающих в процессе их эксплуатации - потеря устойчивости (опрокидывание) и деформация рабочего оборудования.
Башенные, козловые, железнодорожные и портальные краны работают на рельсовых путях, автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны - на грунтовых площадках. От качества устройства путей и подготовки площадки зависит надежность и безопасность работы кранов.
Правила устройства и эксплуатации рельсовых путей регламентируются специальной инструкцией. Грунтовые дороги и площадки должны быть спланированы и уплотнены. При эксплуатации машин должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра на больших уклонах пути или рабочей площадки. Стреловые краны рассчитываются на устойчивость при работе с уклоном не более 3°, причем уклон зависит от длины стрелы. Так, для гусеничных кранов грузоподъемностью 40 т допускаемый уклон рабочей площадки составляет при длине стрелы 15 м -3°, при стреле 25 м -2° и при
стреле длиной свыше 25 м - 1°.
Установка, перемещение и работа монтажных кранов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только на расстоянии, установленном проектом производства работ. Особенно тяжелые условия для обеспечения устойчивости и проходимости стреловых кранов к месту монтажа конструкций возникают в осенний и весенний времена года, когда несущая способность влажных грунтов резко понижается. В этих случаях устраивают колейные или сплошные дороги из песка или шлака или временные инвентарные колейные дороги и рабочие площадки из железобетонных плит или деревянных шпал.
Для безаварийной эксплуатации каждый кран обеспечивается приборами безопасности: ограничителями грузоподъемности, высоты подъема стрелы и крюка крана, поворота крана; указателями грузоподъемности, вылета крюка, наклона крана, силы ветра, противоугонными устройствами (рельсовыми захватами), а также звуковой сигнализацией при выходе стрелы из рабочей зоны крана (при работе на выносных опорах).
Перед началом эксплуатации крана, после каждой установки его на новом месте ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами проверяет правильность установки кранов и в журнале или путевом листе делает запись о разрешении производства работ. Здесь же указываются фамилии стропальщиков и номера их удостоверений. Безопасность и надежность работы кранов в значительной степени зависит от исправного состояния и работоспособности стропов и захватов. В кабине крана и на месте производства работ вывешивают список перемещаемых грузов с указанием их массы, а крановщикам и стропальщикам такие списки выдают на руки.
Для строповки грузов следует применять стропы, соответствующие массе поднимаемых конструкций с учетом числа ветвей и угла их наклона к вертикали. Груз, по весу близкий к разрешенной грузоподъемности крана, необходимо предварительно поднять на высоту 20...30 см от уровня земли и проверить надежность строповки и тормозных устройств.
Наиболее распространенной причиной аварий является перегрузка кранов. Это происходит, когда масса поднимаемого груза превышает грузоподъемность крана при данном вылете крюка, при увеличении вылета крюка с поднятым грузом путем опускания стрелы или перемещения грузовой каретки; при увеличении вылета крюка крана с
поднятым грузом путем раскачивания или оттягивания грузового полиспаста от вертикали; при подъеме примерзших или заваленных другими изделиями конструкций.
Более жесткие требования безопасности предъявляются при работе строительных кранов в осенне-зимний период. Движение кранов с грузом на крюке не допускается.