Основные правила поведения и обязанности пешехода на дороге. Права и обязанности пешеходов
Правила поведения пешеходов
1 Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаст помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
2 Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
3 Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4 В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
6 Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
7 При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
8 Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
Предупреждающие знаки
1.1*"Железнодорожный переезд со шлагбаумом"
|
1.2"Железнодорожный переезд
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обозначение необорудованного шлагбаумом переездачерез железную дорогу: 1.3.2 - с двумя путями и более |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Приближение к железнодорожному переезду"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5 |
1.6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7 |
1.8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9 |
1.10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Опасный поворот"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Опасные повороты"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.13 |
1.14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.15 |
1.16 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.17 |
1.18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.17 |
"Сужение дороги"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.21 |
1.22 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.23 |
1.24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.25 |
1.26 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.27 |
1.28 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.29 |
1.30 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.31 |
1.32 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.33 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запрещающие знаки
Горизонтальная разметка Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.
Горизонтальная разметка: 1* - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств; 2(сплошная линия) - обозначает край проезжей части(прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах; 3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более; 4 - обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра; 5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении; 6 (линия приближения - прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) - предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений; 7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) - обозначает полосы движения в пределах перекрестка; 8 (широкая прерывистая линия) - обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное); 9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование; 10 - обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра; 11 - разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону; 12 (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика); 13 - указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге; 14 ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов; 15 - обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть; 16- обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков; 17 - обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси; 18 - указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот; 19 - предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участков, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1 - 1.20.3; 20 - предупреждает о приближении к разметки 1.13; 21 (надпись "СТОП") - предупреждает о приближении к разметки 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5; 22 - указывает номер дороги (маршрута); 23 - обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств; 24- дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними; 25 - обозначает искусственную неровность на проезжей части. Линии 1.1, 1.2.1, 1.3 пересекать запрещается. Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Линии 1.2.2, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 пересекать разрешается с любой стороны. Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается. Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда. В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линией разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки. Вертикальная разметка Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования. Вертикальная разметка:
7 - обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности. |
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
1.1. Общие правила поведения участников дорожного движения
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и
пассажир) обязаны:
—знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра-вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
—помнить, что в нашей стране установлено правосторон-нее движение транспортных средств.
Участникам дорожного движения запрещается:
—повреждать или загрязнять покрытие дорог;
—снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста-навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические
средства организации движения;
—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для
движения.
1.2. Безопасность пешехода на дороге
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход-ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси-педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до-роги.
Вне населенных пунктов при движении по краю проез-жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс-портным средствам.
В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или
мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных
средств.
При следовании по улице пешеход должен стараться об-ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед
Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что-бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион-ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);
При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в
коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки
были свободны от сумок и прочих предметов.
При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании
земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение —
это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.
1.4. Переход проезжей части дороги
Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход-ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или
надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть
можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
В местах, где движение регулируется, для перехода про-езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули-ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све-тофора.
При отсутствии в зоне видимости перехода или пере-крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к
краю проезжей части на участках с разделительной полосой
там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо-дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу-дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть
сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли-зости нет машин.
Нельзя выбегать на дорогу.
Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить
обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све-тофора необходимо осмотреться.
Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед-ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней
другую машину, идущую с большей скоростью.
Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс-
портного средства или другого препятствия, ограничивающе-го видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсут-ствии приближающихся транспортных средств.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос-тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про-тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер-жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
1.5. Безопасность пассажира
Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на
посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
Посадку в транспортное средство начинают только при
полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру-гим пассажирам.
При посадке в трамвай, если трамвайные пути располо-жены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть до-роги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.
Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра-тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто-ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе-циальное устройство.
Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на
нее, так как она в любой момент может открыться.
Передвигаться по салону в общественном транспорте ре-комендуется только при его полной остановке.
1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам,
потребовать остановить транспорт и открыть двери.
При заблокировании дверей для эвакуации из салона
транспортного средства использовать аварийные люки в кры-ше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож-но выбить стекла ногами).
При эвакуации не допускать паники и выполнять указа-ния водителя.
В любом транспортном средстве имеются материалы, ко-торые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо-димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части
могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к
ним лучше не прикасаться.
Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от
транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав-шим.
1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
Велосипед и мопед относятся к транспортным средст вам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз- решается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только
по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как
можно правее.
Допускается движение по обочине, если это не создает
помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м
по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его
управлению;
— двигаться по проезжей части дороги при наличии ря-дом велосипедной дорожки.
Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол-нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею-щих трамвайного движения.
1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов
Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко-вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за-вода-изготовителя.
При движении на дорогах в темное время суток велоси-педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо-рами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — све-товозвращателем оранжевого или красного цвета.
ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА
Главное правило пешехода: подошёл к дороге — остановись, чтобы оценить дорожную обстановку.
И только если нет опасности, можно переходить дорогу.
Надо быть очень внимательным при переходе дороги! Самые безопасные переходы — подземный и надземный. Если их нет, можно перейти по наземному переходу («зебре»). Если на перекрёстке нет светофора и пешеходного перехода, попроси взрослого помочь перейти дорогу.
Переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора. Красный сигнал запрещает движение. Стой! Выходить на дорогу опасно! Жёлтый предупреждает о смене сигнала, но он тоже запрещает переходить дорогу! Но даже при зелёном сигнале никогда не начинай движение сразу, сначала убедись, что машины успели остановиться и путь безопасен.
Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия! Стоящие у тротуара машина, ларёк, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Посмотри внимательно, что там, за... Убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.
Пропусти медленно едущий автомобиль, ведь он может скрывать за собой автомашину, движущуюся с большей скоростью.
Если ты на остановке ждешь автобус, троллейбус или трамвай, будь терпеливым, не бегай, не шали рядом с остановкой и не выглядывай на дорогу, высматривая нужный тебе маршрут. Это опасно.
Входи в общественный транспорт спокойно, не торопись занять место для сидения. Пусть сядут старшие.
Стоя в общественном транспорте, обязательно держись за поручни, чтобы не упасть при торможении.
Вышел из автобуса — остановись. Если на остановке стоит автобус, его нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Найди, где есть пешеходный переход, и переходи там. А если его нет, дождись, когда автобус отъедет, чтобы видеть дорогу в обе стороны, и только тогда переходи.
Кататься на велосипедах, роликах и скейтбордах можно только во дворе или на специальных площадках. Катаясь, надевай шлем, наколенники и налокотники. Они защитят тебя при падении. Выезжать на дороги общего пользования ты сможешь, когда тебе исполнится 14 лет.
Выбегать на дорогу за мячом или собакой опасно! Попроси взрослых помочь тебе!
Садясь в автомашину, напомни взрослым, чтобы они пристегнули тебя в специальном детском удерживающем устройстве (автокресле). А если ты уже достаточно большой и можешь пользоваться штатным ремнём безопасности, обязательно пристёгивайся. Выходи из машины только со стороны тротуара. Это безопаснее. Так ты будешь защищён от проезжающих мимо машин.
Всегда носи светоотражающие элементы — пешеходные «светлячки». Они защитят тебя на дороге в темное время суток.
Ребята, помните!
От вас во многом зависит безопасность на дорогах!
Помните! Только соблюдение правил дорожного движения спасёт нас от бед!
Пешеходы! Будьте бдительны! Берегите и себя, и водителей!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от вас.
Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Находясь на дороге со своими детьми, применяйте некоторые методы, которые помогут вам и вашему ребёнку сформировать навыки безопасного поведения.
Никогда не спешите на проезжей части.
Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми.
Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги.
Не разговаривайте при переходе дороги.
Постоянно обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации на дорогах, указывая на скрытую опасность.
Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы.
Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающегося транспорта для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина сможет доехать до вас.
Обращайте внимание на обманчивость пустых дорог. Они не менее опасны, чем оживлённые автомагистрали.
Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером!
СОБЛЮДАЙ ЗАКОН ДОРОГ -
БУДЕШЬ СЧАСТЛИВ И ЗДОРОВ!
| План проведения занятий на учебный год | Безопасное поведение пассажиров и пешеходов
Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
Урок 13
Безопасное поведение пассажиров и пешеходов
В Правилах дорожного движения сказано, что пешеход - это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производит на ней работу. К пешеходам относятся также люди, которые передвигаются в инвалидной коляске без двигателя, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Поэтому они должны знать и выполнять правила дорожного движения, уметь анализировать и прогнозировать ситуации на дороге, предвидеть возможные опасности.
Прежде всего они должны знать, что существуют дороги, по которым движение пешеходов запрещено. Это:
Двигаясь по другим дорогам, пешеходы должны соблюдать правила безопасности , указанные на схеме.
Особое внимание пешеходы должны обращать на строгое соблюдение правил перехода дороги. Главные правила безопасного пересечения проезжей части пешеходами представлены на схеме.
Если на пешеходном переходе или перекрёстке движение машин и пешеходов регулируется светофорами или регулировщиком, то нужно подчиняться их сигналам.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода или перекрёстка пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Переходить дорогу можно в том случае, если это будет безопасно.
На проезжей части пешеходы не должны задерживаться и останавливаться (если это не связано с обеспечением безопасности). Если они не успели закончить переход, то должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Закончить переход проезжей части они могут, только убедившись в безопасности дальнейшего движения или по сигналу светофора (регулировщика).
Кроме того, следует помнить, что нельзя выходить на проезжую часть, если приближается автомобиль с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Находящиеся на дороге пешеходы обязаны уступить путь этим транспортным средствам и немедленно освободить проезжую часть.
Человека , который совершает поездку в транспортном средстве и не является его водителем, называют пассажиром. Пассажиром считается также тот, кто входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая)
Входить в транспортное средство и выходить из него разрешается только после его полной остановки. В салоне при наличии свободных мест надо сесть и держаться за поручни. Если такой возможности нет, нужно пройти на свободное место и встать так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам, и тоже держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения. Готовиться к выходу следует заранее, уточнив у стоящих впереди пассажиров, будут ли они выходить. Не надо забывать уступать место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.
Правила поведения пассажира легкового автомобиля
Садиться в автомобиль и выходить из него можно только тогда, когда он стоит на месте. Делать это следует со стороны тротуара или обочины. Если такой возможности нет, то посадка и высадка допускаются со стороны проезжей части. При этом выходить на проезжую часть надо, только убедившись в отсутствии опасности.
Перед началом движения пассажиры легкового автомобиля должны пристегнуться ремнями безопасности. Дети, которым ещё не исполнилось 12 лет, на переднем сиденье легкового автомобиля могут ехать только в специальных удерживающих устройствах (детских креслах), которые крепятся к пассажирскому сиденью. Дети в возрасте до 12 лет и на заднем сиденье должны путешествовать с использованием специальных детских удерживающих устройств или других средств, позволяющих пристегнуть их ремнями безопасности. Детские удерживающие устройства должны соответствовать росту и весу детей.
При движении не разрешается отвлекать водителя от управления автомобилем, открывать двери машины во время движения, высовываться из окон, выбрасывать на дорогу мусор.
Правила поведения пассажира мотоцикла
Детям, которым ещё не исполнилось 12 лет, ездить на мотоцикле без коляски запрещено. Им можно ездить только в боковом прицепе мотоцикла, так в Правилах дорожного движения называется коляска.
С 12 лет можно ездить на заднем сиденье мотоцикла. Во всех случаях, прежде чем сесть на мотоцикл, пассажир обязан надеть защитный мотошлем и надёжно застегнуть его.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Кто такой пешеход?
2. По каким дорогам движение пешеходов запрещено?
3. Перечислите основные правила безопасного движения пешеходов по дорогам.
4. Какие пешеходные переходы, по вашему мнению, наиболее безопасны?
5. Как правильно переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет пешеходного перехода и перекрёстка?
6. Как должен поступить пешеход, находящийся на проезжей части, при приближении автомобиля с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?
7. Какого человека следует считать пассажиром?
8. Изложите основные правила поведения пассажиров автобуса (троллейбуса, трамвая).
9. Расскажите, как надо правильно садиться в легковой автомобиль.
10. С какого возраста разрешается ездить на заднем сиденье мотоцикла?
ЗАДАЧА 17.
Вам необходимо перейти на другую сторону улицы по переходу, оснащённому пешеходными светофорами. Ступив на проезжую часть, вы заметили, что замигал зелёный сигнал светофора. Что вы будете делать?
1. Спокойно продолжу переходить проезжую часть.
2. Преодолею проезжую часть бегом.
3. Вернусь с проезжей части на тротуар.
4. Остановлюсь, когда на светофоре будет красный сигнал.
5. Продолжу движение и остановлюсь на разделительной полосе.
С самого раннего детства родители прививают своим детям главные правила поведения на дороге, рассказывают, когда можно переходить проезжую часть, а когда нельзя, говорят о том, что самое важное на дороге - это внимательность, а не суетливость. Изучение правил дорожного движения (далее ПДД) осуществляется порой и в игровой форме: викторины с вопросами в детском саду, обучающие книги и рисунки, даже модели кукольных светофоров - все это помогает малышу запомнить основную информацию, которая, вполне вероятно, сможет спасти ему жизнь.
Хотя в большинстве своем ПДД касаются, скорее, водителя, который находится за рулем автомобиля, без грамотного поведения пешеходов во время пересечения проезжей части эти правила были бы лишены смысла. Их обновления происходят ежегодно (редко - несколько раз в год), поэтому для большей уверенности в своей безопасности их следует мониторить всем участникам дорожного движения.
Кто такие пешеходы?
Правильно будет сказать, что к ним относятся все люди, которые передвигаются пешком. Если человек идет вдоль обочины дороги и толкает рядом с собой велосипед - он пешеход. Если он перестал идти, сел на транспортное средство и поехал - значит, стал уже полноправным участником дорожного движения, в данном случае велосипедистом.
Пешеходами признаются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках или на роликах. А также ведущие рядом с собой мопед. Поэтому всем полезно будет знать права и обязанности пешеходов.
Не имеет значения, есть ли у вас с собой какой-либо вид транспорта - пока вы ходите пешком, вы пешеход. Приведем пример. Даже если выйдет из него, чтобы дойти до ближайшего магазина и купить питьевой воды, то, пока он будет стоять на своих ногах, он будет считаться пешеходом. Что из этого следует? То, что все общие обязанности пешеходов будут относиться и к нему тоже.
Как вести себя на дороге?
Родители должны объяснять своим детям с ранних лет эти основы. Чтобы узнать, как правильно себя вести на проезжей части с другими участниками дорожного движения, необходимо заглянуть в сборник ПДД. Обязанности пешехода там описаны в отдельной главе, с удобным делением на подпункты. Это необходимо для упорядочивания информации и быстрого запоминания. Но многие будут удивлены, начав их читать. На самом деле всю эту информацию большинство знает уже с самого детства.
Если систематизировать обязанности пешехода, кратко и емко их сформулировать, то можно условно разделить их все на следующие группы:
Правила поведения при переходе проезжей части дороги;
Правила поведения с автотранспортом;
В темное время суток.
Что обязан знать пешеход?
Дорожное полотно - не место для игр и легкомысленного поведения. Знание своих обязанностей и их соблюдение позволит пассажиру увереннее вести себя на улице.
Перечислим обязанности пешехода на дороге:
Если нет тротуара или пешеходной дорожки, то двигаться следует по обочине по ходу движения транспорта;
Переходить дорогу человек обязан только по переходу или «зебре», если их нет - проезжую часть разрешено пересекать на перекрестках по линии тротуара или обочины;
Если нет регулируемого перехода, то появляться на дороге пешеход может только после того, как убедится в своей безопасности, в том, что рядом нет быстро движущейся машины и он успеет перейти до того, как подъедет транспортное средство, и так далее.
Как должен вести себя пешеход ночью?
Существуют определенные обязанности пешехода в ночное время суток. Эти знания обычно игнорируют, считая ненужной формальностью. Однако правила движения пешеходов на проезжей части в ночное время составлены не случайно. Большинство дорожно-транспортных происшествий случается как раз ночью. Силуэт пешехода может быть виден нечетко, что, возможно, спровоцирует водителя на совершение роковой ошибки.
Обязанности пешехода при переходе дороги в темное время суток касаются наличия при нем любого предмета со нашивки на куртке, футболке или рубашке, например. Водитель никогда не проглядит такого пешехода, даже если он будет стоять в тени. Сейчас есть множество магазинов, готовых помочь людям в этом вопросе: каких только предметов со там нет в продаже!
Как выходить из общественного транспорта?
Существуют права и обязанности пешеходов при выходе из общественного транспорта. Их обязан знать каждый. Человек, находясь на остановке, тоже должен понимать свои права и обязанности, которые прописаны в ПДД. Обязанности пешехода во время выхода из транспорта состоят в том, чтобы покидать его только при открытии дверей полностью. Не торопиться, не толкаться, не выпрыгивать из средства передвижения, едва двери чуть приоткроются. Не просить водителя сделать остановку в не предназначенном для этого месте. Это важно не только из-за того, что за такую остановку сам водитель может получить штраф. Такие требования объясняются тем, что пассажир может попасть под колеса другого транспорта, водитель которого в данной ситуации совершенно не ждал вашего появления в неположенном месте из автобуса и не успел затормозить.
Как правильно переходить дорогу после выхода из автобуса?
Когда удалось благополучно выйти из транспорта, нужно внимательно отнестись к способу перехода через проезжую часть. Если вы ехали на автобусе или троллейбусе, то переходить дорогу необходимо сзади него, но никак не спереди. Следом едущие автомобили должны видеть ваше намерение перейти дорогу.
Если переходить проезжую часть пешеход будет перед автобусом, водитель следом едущего автомобиля не сможет вовремя его разглядеть и затормозить. Это может привести к аварии.
Также нежелательно скопление людей на остановке. Это касается особенно утренних и вечерних часов, когда большинство отправляется на работу. Существует опасность того, что из-за давки кто-то из пешеходов может быть вытолкнут на проезжую часть. Если водитель транспортного средства не успеет среагировать и перестроиться, то такая ситуация окончится плачевно.
Частые ошибки пешеходов
Довольно часто пешеходы пренебрегают своими обязанностями, создавая тем самым угрозу порядку дорожного движения. Но самое главное - они подвергают собственную жизнь опасности.
Довольно часто люди нарушают один из главных законов ПДД - переход дороги только на зеленый свет. Из-за спешки или просто нежелания стоять на морозе лишнюю минуту, пока светофор не сменит цвет сигнала, они перебегают дорогу, совершенно не замечая при этом, какой свет горит. Это недопустимо.
Вторая, не менее серьезная ошибка, которую допускают пешеходы - переход дороги в неположенном месте. Автомобилям приходится тормозить, пропуская бегущего через проезжую часть человека, но, случись что, и вина за аварию ляжет целиком на пешехода.
Опасности пешеходного перехода
Правила движения пешехода построены таким образом, чтобы и он, и водители автомобилей могли чувствовать себя комфортно. Так как они будут включены в четко отлаженный механизм дорожного движения, где все участники знают свое место и двигаются плавно и уверенно. Но, к сожалению, случается и обратная ситуация, когда происходит нарушение ПДД, и опасность для человека может нести даже специальный переход «зебра».
Во всем мире данная часть дорожного полотна является одной из самых безопасных для пешехода. Но в России это, к сожалению, не так. Большинство аварий и наездов на людей происходит именно на «зебре» из-за неумения водителей и пешеходов разумно себя вести.
Обязанности пешехода состоят в том, чтобы не забывать: «зебра» - часть дороги, по которой едут машины, иногда на высокой скорости. Прежде чем перейти дорожное полотно, нужно посмотреть по сторонам. Ведь может случиться так, что, не заметив быстро мчащийся автомобиль, вы начнете пересечение дороги, а водитель не сумеет затормозить.
Наступив одной ногой на «зебру», пешеходу стоит остановиться. Тем самым он продемонстрирует свое намерение переходить дорогу, и водители автомобилей смогут вовремя затормозить, пропуская его.
Дорожные знаки в помощь пешеходу
Среди множества дорожных знаков существуют те, которые могут значительно облегчить жизнь. Это тоже обязанности пешехода - знать их назубок.
Попав на незнакомый перекресток, любой человек ищет глазами знак пешеходного перехода: человечек идет по «зебре» в белом треугольнике на синем фоне. Он показывает разрешенные для пересечения дороги места.
Перечеркнутый человечек в красном кругу может означать только то, что переход категорически запрещен, так как это может повлечь опасность для жизни (слишком оживленное движение на улице, например).
Знак (человечек спускается по лестнице вниз) - тоже весьма полезный. Если местность незнакомая, но вы видите такой символ, то можно не волноваться о том, как перейти на другую сторону улицы.
Также отмечаются дорожными знаками: автобус, троллейбус или трамвай в синем прямоугольнике. Увидев такой символ, можно останавливаться и ждать ближайшего перевозчика.
Обучение детей ПДД
Как уже упоминалось выше, ребенок получает основные знания о правилах дорожного движения в детском саду или в младших классах. Но и родители своим собственным примером должны показывать малышу навыки правильного перехода через улицу.
Печально видеть, как мама, схватив сына за руку, перебегает дорогу на красный свет светофора. Не нужно забывать о том, что проезжая часть - это не игровая площадка для наших детей. Стоит научить их этому, внушить правила поведения на дороге и запомнить их самим.
Таким образом, основные обязанности пешехода определены в Их нужно соблюдать всем без исключения и помнить, что от этого зависит не только удобство, но порой и жизнь.
Вконтакте
31.03.2018, 18:52 52899 0 Ассамблея Автомобилистов
Автомобильная дорога является повышенным источником опасности для детей по причине малого опыта, невнимательности, незнания и несоблюдения основных правил, недостаточно развитого чувства опасности. Ребенок – самый незащищенный участник дорожного движения. В стране более 10% дорожно-транспортных происшествий связано с детьми. Более 20% ДТП происходят по вине детей, которые выбегали на проезжую часть, переходили улицу в неположенном месте, ездили на велосипедах по дороге. Безопасное поведение детей на дорогах – важнейшая задача для родителей, водителей, прохожих, сотрудников ГИБДД, детских садов и школ. Именно взрослые обеспечивают безопасность детей разными способами и путями.
Правильное поведение детей на дороге начинается с обучения с малых лет. Необходимо обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать дисциплинированность, осторожность, внимательность, предусмотрительность. На помощь приходят разные методы и способы взаимодействия с детьми, включая личный пример. Если взрослые проводят обучение детей безопасному поведению на дорогах, а сами нарушают правила, то результат может быть плачевным. В настоящее время существует и активно применяется целый комплекс мер по профилактике несчастных случаев на дороге с участием детей.
Самый эффективный метод – активная форма обучения, когда дети сами принимают непосредственное участие, разыгрывают различные ситуации, учатся самостоятельно находить правильное решение. Дети должны быть заинтересованы. Только так правила поведения на дороге детей будут успешно усваиваться и применяться в жизни. Передача знаний и опыта должны быть регулярными и систематичными, а если речь идет о семье, то постоянными – изо дня в день родители на своем примере показывают, как можно и как нельзя вести себя на дороге.
Обучение безопасному поведению в образовательных учреждениях
Школы, детские сады, дополнительные образовательные учреждения включают в учебный план ряд занятий и мероприятий, посвященных правилам поведения детей на улице и дорогах. Применяются игровые формы обучения, так как, участвуя в игре, дети лучше запоминают и усваивают необходимые знания. Тема дорожной безопасности будет для детей скучной и неинтересной, если знания будут передаваться сухо, однообразно. Игры и другие формы подбираются с учетом возраста.
Для малышей и младших школьников будут интересны:
- раскраски и яркие книжки по теме;
- карточки с изображением дорожных ситуаций и правил;
- разыгрывание сценок;
- рисование и разучивание стихотворений на тему.
Для детей более старшего возраста на помощь приходит рассматривание проблемных ситуаций в рамках родного города, обсуждение несчастных случаев, что могло бы их предотвратить. Для любого возраста интересны совместные семейные мероприятия, конкурсы по дорожной безопасности, в которых принимают участие дети вместе с родителями.
В образовательных учреждениях организуются мероприятия для родителей: семинары, родительские собрания, круглые столы, консультации и другие, которые дают знания взрослым по безопасному поведению детей на улицах и дорогах, как родители могут в рамках своей семьи обучить ребенка правилам. Практические советы и рекомендации помогают взрослым использовать свой опыт более эффективно. Активная работа образовательных учреждений в данном направлении приносит свои плоды, сокращая число несчастных случаев на дороге с участием детей.
Сотрудничество с ГИБДД
Госавтоинспекция в сотрудничестве со школами и детскими садами также организуют в течение года совместные мероприятия с детьми. Для малышей такие гости в форме и праздники в детском саду запоминаются надолго. Со старшими школьниками инспекторы проводят рейды непосредственно на улицах города. Юные инспекторы дорожного движения таким образом получают бесценный опыт, который будут применять в своей жизни. Подобные мероприятия, организованные совместно с ГИБДД, - отличная помощь и содействие образовательным учреждениям в обучении детей безопасному поведению на дорогах.
Возможности семьи в обучении безопасному поведению детей
Родители – главный пример для подрастающего поколения. Если взрослые члены семьи перебегают дорогу в неположенном месте, нарушают правила, то и дети будут поступать так же, несмотря на обучение правилам поведения на дороге в школе.Родители – главный ориентир для детей. Задача взрослых – соблюдая правила, подавать положительный пример своим детям, тем самым обеспечивая им безопасность в дорожной обстановке, умение принимать правильное решение, быть внимательным и ответственным.
В семейной библиотке должны быть красочные книги, настольные и другие игры по теме дорожной безопасности. Играя вместе с детьми, взрослые могут объяснить и проиграть разные ситуации и то, как правильно себя в них вести. Если ребенок – первоклассник, то первое время необходимо его сопровождать по пути в школу, объясняя все объекты, представляющие опасность на пути, как и где правильно переходить дорогу.
Использование в машине специальных удерживающих устройств, согласно правилам ПДД – важный и незыблемый пункт для каждой семьи. В темное время суток, особенно на плохо освещенных улицах, взрослым и детям необходимо использовать светоотражающие фликеры на одежде, портфеле, обуви. Согласно данным, их использование помогло сократить несчастные случаи с детьми в шесть раз. Стоимость фликера низкая, но он способен сохранить жизнь и здоровье ребенка. Водитель видит пешехода с фликером в темноте с включенными фарами на расстоянии более 300 метров, тогда как без него – всего за 30 метров – иногда этого недостаточно, чтобы успеть вовремя затормозить.
Правила для детей
Чем меньше ребенок, тем хуже у него развито чувство опасности. В возрасте до пяти лет малыш может легко побежать за мячом на проезжую часть, переходить дорогу, даже не посмотрев по сторонам. Задача взрослых с самых малых лет научить детей следующим правилам и постоянно их повторять:
- Ни при каких обстоятельствах нельзя выбегать на дорогу.
- Стоящие машины нужно обходить только сзади.
- Играя, нельзя прятаться за машины.
- Если во дворе едет автомобиль, то нужно отойти в сторону дома, к подъезду.
- Переходить улицу только по «зебре» или на зеленый свет светофора.
- Перебегать дорогу в неположенном месте нельзя.
- При переходе нужно убедиться, что движение безопасно: справа и слева нет приближающихся автомобилей. Причем сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
- Автобусы и другой общественный транспорт опасно обходить и спереди, и сзади. Для этого лучше воспользоваться пешеходным переходом.
- Ездить на велосипеде, кататься на роликах только в безопасных местах: на специально отведенных полосах, по тротуару, в парках, на стадионах, но не по обочине и не на проезжей части.
- Нельзя цепляться к автомобилям и общественному транспорту.
Правила для взрослых
Взрослые пешеходы и водители во избежание несчастных случаев с детьми должны также соблюдать ряд правил:
- Использовать удерживающее устройство при перевозке детей согласно ПДД.
- Зонами повышенной опасности являются территории рядом с образовательными учреждениями, детскими площадками, поэтому вблизи них следует снижать скорость, даже если нет предписывающих знаков, «лежачих полицейских». Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть.
- Особое внимание следует уделять во время движения по дворам жилых массивов. Необходимо выбирать минимальную скорость, притормаживать на поворотах. Начинать движение, внимательно посмотрев по сторонам, чтобы поблизости не было играющих детей и прохожих.
- Святое правило – уступать пешеходам дорогу на светофоре и «зебре». Проезжать, только убедившись, что дорогу никто не перебегает в спешке.
- Если вы пешеход и заметили ребенка или детей, у которых возникли проблемы с переходом улицы или другие, не оставайтесь равнодушными, примите участие, помогите детям в сложной для них ситуации.
Школы, детские сады, ГИБДД, учреждения дополнительного образования, семья – это те институты, на которых лежит ответственность за обучение детей правилам безопасности на улице и дорогах. Взрослые должны передавать знания детям и на собственном примере показывать, как нужно вести себя на дороге.