Основные идеи зороастризма. Общая характеристика зороастризма
Зороастр учил, что вернейшую охрану от дэвов даёт человеку чистота мыслей, слов и дел; ставил обязанностями человека трудолюбивую жизнь, воздержание от пороков, особенно от лжи, душевное благочестие, добродетель. О грехах он говорил, что они должны искупаться раскаянием. Зороастрийские жрецы истолковали понятие о чистоте в смысле внешней чистоты, и придумали множество заповедей для её сохранения, множество обрядов для восстановления её, если она чем-нибудь нарушена. Эти чрезвычайно точные и подробные правила очищения, и такие же подробные правила относительно жертвоприношений, молитв, богослужебных обрядов превратили религию служения свету в раболепное исполнение мелочных постановлений, в подавляющую формалистику, исказили нравственное учение Зороастра. Он хотел возбуждать к усердному возделыванию земли, к заботе об укреплении нравственных сил, к энергичному труду и к развитию душевного благородства. Зороастрийские жрецы заменили это казуистической системой правил о том, какими делами покаяния и какими обрядами очищаются разные прегрешения, состоящие главным образом в прикосновении к нечистым предметам. Нечистым было в особенности все мертвое, потому что Ормуздом создано живое, а не мертвое. Авеста дает подробнейшие правила предосторожностей и очищений от осквернения, когда в доме кто-нибудь умер и когда хоронят труп. Приверженцы зороастризма не погребали трупы в земле и не сжигали. Их относили на особенные места, приготовленный для того, и оставляли там на съедение собакам и птицам. Иранцы заботливо остерегались, подходить к этим местам.
Если зороастриец осквернился, то чистоту свою он может восстановить только раскаянием и перенесением наказания по уставу благого закона. «Благой закон, – говорится в Вендидаде, – отъемлет все грехи, совершаемые человеком: обман, убийство, погребение мертвых, непростительные дела, множество высоко нагромоздившихся грехов; он отъемлет все дурные мысли, слова и дела чистого человека, как сильный быстрый ветер с правой стороны очищает небо; благой закон совершенно отсекает всякое наказание». Покаяние и очищение состоят у приверженцев зороастризма главным образом в молитвах и заклинаниях, произносимых по определенным временам дня с точным соблюдением предписанных для этого обрядов, и в омовениях мочой коровы или быка и водой. Самое могущественное очищение, снимающее с зороастрийца все скверны, «девятиночное очищение », –чрезвычайно многосложный обряд, который может совершаться только чистым, хорошо знающим закон человеком и имеет силу только в том случае, если этот очиститель грешника получит такое вознаграждение, какого сам хочет. Эти и другие такие же заповеди и обычаи наложили на жизнь зороастрийцев цепи, отнимавшие у него всякую свободу движений, наполнявшие его сердце тоскливым опасением оскверниться. Для каждой поры дня, для каждого дела, каждого шага, для каждого житейского случая были установлены молитвы и обряды, правила освящения. Вся жизнь была подведена под иго служения тягостной зороастрийской формалистике.
Жертвоприношения в зороастризме
О жертвоприношениях у зороастрийцев Геродот рассказывает следующие подробности (I, 131). «У персов нет обычая строить храмы и алтари; они даже считают глупыми тех, кто делает это потому что не думают, как эллины, что боги имеют человеческий вид. Когда они хотят принести жертву, то не воздвигают алтаря, не зажигают огня и не возливают вина; нет у них при жертвоприношениях ни свирелей, ни венков, ни поджаренного ячменя. Когда перс хочет принести жертву, он ведет жертвенное животное на чистое место, молится богу, обыкновенно оплетает тиару миртовыми ветвями. Приносящий жертву не может просить милости у бога себе одному, он должен также молиться за всех персов и за царя. Разрезав жертвенное животное на части и сварив мясо, он устилает землю самою нежною травою обыкновенно клевером, и кладет на эту подстилку все мясо. Когда он сделал это, подходит маг и начинает петь гимн о рождении богов, – так называется у них заклинание. Без мага персы не могут совершать жертвоприношений. После того принесший жертву берет мясо и поступает с ним, как хочет».
У Страбона находим следующие подробности о зороастрийских жертвоприношениях: «У персов есть замечательные здания, называющаяся пиретиями; посредине пиретия стоит алтарь, на котором много пепла, и маги поддерживают на нем вечный огонь. Днём они входят в это здание и молятся с час времени, держа перед огнем связку палок; на головах у них войлочные тиары, спускающиеся по обеим щекам и закрывающие губы и подбородок. – Жертвы приносят они на чистом месте, помолившись и положив венок на животное, приносимое в жертву. Маг, совершив жертву, раздает мясо; каждый берет свой кусок и уходит, не оставляя богам ничего, потому что богу нужна только душа жертвы; но по словам некоторых, они бросают в огонь кусок сальниковой перепонки. Когда они приносят жертву воде, они идут к пруду, реке или ручью, роют яму и режут жертву над нею, принимая предосторожности, чтобы кровь не падала в воду и не осквернила ее. Потом кладут куски мяса на миртовые или лавровые ветви, зажигают костер тоненькими палочками и поют заклинания, возливая масло, смешанное с молоком и медом, но не в огонь и не в воду, а на землю. Заклинания поют они длинные, и при этом держат в руке пучок сухих миртовых палочек».
История священных книг зороастризма
До нас дошли следующие предания о судьбах священных книг зороастризма. Денкард, зороастрийское сочинение, которое парсы считают написанным во времена Сасанидов , говорит, что царь Висташпа повелел собрать все книги, написанные на языке магов, чтобы вера поклонников Ахурамазды имела твердую опору. Книга Арда-Вираф Наме, которая считается написанной тоже еще во времена Сасанидов, говорит, что религия, полученная от бога благочестивым Зороастром, сохранялась триста лет в чистоте. Но после того Ахриман возбудил Искандера Руми (Александра Македонского), и он завоевал и опустошил Иран и убил иранского царя. Он сжег Авесту, которая была написана на коровьих кожах золотыми буквами и хранилась в Персеполе, убил многих зороастрийских жрецов и судей, бывших опорами веры, внес в иранский народ раздор, вражду и смятение. Иранцы не имели теперь ни царя, ни наставника и верховного жреца, знающего религию. Они исполнились сомнений... и у них возникли разные религии. И были у них разные веры, до того времени, когда родился святой Адербат Магресфант, на грудь которого лили расплавленный металл.
Книга Денкард говорит, что уцелевшие отрывки Авесты были собраны еще при парфянских Аршакидах . Затем сасанидский царь Артакшатр (Ардашир ) призвал в свою столицу гербада Тосара, принесшего священные книги зороастризма, которые были прежде того рассеяны. Царь повелел, чтоб они были законом веры. Сын его, Шапур I (238 – 269 по Р. X.) повелел собрать и снова присоединить к Авесте медицинские, астрономические и другие книги, которые были рассеяны по Хиндустану, Руму (Малой Азии) и другим странам. Наконец, при Шапуре II (308 – 380) Адербат Магресфант очистил от прибавок изречения Зороастра и перенумеровал нашки (главы) священных книг.
Зороастрийские боги Ахурамазда (справа) и Митра (слева) вручают знаки царской власти сасанидскому шаху Шапуру II. Рельеф IV века по Р. Х. в Так-е-Бостане
Из этих легенд ясно, что:
1) Зороастр дал священный закон при царе Густаспе (Висташпе). Одно время полагали, что этот Густасп – Гистасп, отец Дария I , и потому думали, что Зороастр жил в середине VI века до Р. X.; это по-видимому подтверждалось другими свидетельствами; а если так, то Зороастр был современником Будды . Кое-кто даже полагал, что в буддизме находятся учения Зороастра. Но исследователи XIX столетия (Шпигель и другие) пришли к выводу, что Висташпа Авесты не Гистасп, отец Дария, а бактрийский царь, живший гораздо раньше, тот Густасп, которым кончается первый цикл иранских преданий, пересказываемых в первых отделах Шахнаме Фирдоуси , и поэтому Зороастр, подобно этому Густаспу или Висташпе, должен быть относим к доисторическому времени. Но это вовсе не значит, что книги, приписываемые ему, принадлежат времени, очень древнему. Они – сборники, мало-помалу составленные зороастрийскими жрецами, одни раньше, другие позже.
2) Предания говорят, что зороастрийские книги были сожжены Александром, что он убивал верующих и подавлял религию. По другим рассказам, он велел перевести на греческий язык книги об астрономии и медицине, а все другие сжечь, и потом эти сожженные книги были восстановлены по памяти (как книги китайские). Эти сказания неправдоподобны; во-первых, они совершенно противоречат политике Александра, старавшегося приобретать расположение азиатов, а не оскорблять их; во-вторых, известия греческих и римских писателей ясно показывают, что священные книги персов продолжали существовать при Селевкидах и парфянах . Но военные бури, разразившиеся над Персией после смерти Александра, и в продолжение многих столетий разрушавшие все в Иране, были, по всей вероятности, очень вредны для зороастризма и его священных книг. Еще гибельнее для этих верований и книг было влияние греческой образованности, которую распространяли повсюду в Иране основанные во всех его областях греческие города. Религия Зороастра была, вероятно, вытеснена более высокой греческой культурой и некоторые из священных книг её утратились в это время. Они тем легче могли погибнуть, что язык, на котором они написаны, был уже непонятен народу. Вероятно, это и послужило поводом к возникновению предания о том, что зороастрийские священные книги были сожжены Александром.
3) Предания говорят, что зороастрийская религия была восстановлена и вновь сделана господствующей в Иране при сасанидских царях Ардашире и Шапуре. Это известие подтверждается историей. Основанием власти низвергшей парфян в III веке нашей эры династии Сасанидов было восстановление староперсидских учреждений и, в частности, национальной религии. В своей борьбе с греко-римским миром, грозившим совершенно поглотить Иран, Сасаниды опирались на то, что они – восстановители староперсидских законов, обычаев и верований. Они называли себя именами староперсидских царей и божеств; восстановили старинное устройство войска, созвали многочисленный собор зороастрийских магов, велели разыскивать священные книги, которые уцелели где-нибудь, учредили сан великого мага для заведывания духовенством, получившим иерархическое устройство.
Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме
Древний «зендский» язык был уже непонятен народу. Не знало его и большинство жрецов; потому Сасаниды велели перевести священные книги на тогдашний народный язык западного Ирана, пехлевийский или гузварешский , – тот язык, на котором сделаны надписи первых времён Сасанидской династии. Этот пехлевийский перевод зороастрийских книг скоро получил каноническое значение. В нем сделано разделение текста на главы и стихи. Было написано множество богословско-филологических комментариев к нему. Очень может, что прославляемые в парсийских преданиях знатоки священного зороастрийского писания, Арда Вираф и Адербат Магресфант участвовали в этом переводе. Но смысл текста священных книг, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений, отчасти, вероятно, потому, что некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, отчасти потому, что древний закон уже не охватывал всех общественных отношений современной жизни, и приходилось дополнять его переделками и вставками. Из богословских исследований того времени произошёл трактат, излагающий результаты ученых изысканий о космогонии и других догматах религии Зороастра – Бундехеш . Он написан на пехлевийском языке, и пользуется у парсов большим уважением.
Цари и народ очень строго держались восстановленной зороастрийской религии, цветущим периодом которой были времена первых Сасанидов. Христиане, не хотевшие принять вероучение Зороастра, подверглись кровавому преследованию; и евреи, хотя пользовались большею терпимостью, были много стесняемы в исполнении правил своей веры. Пророк Мани, сделавший попытку соединить в своём манихействе христианское учение с учением Зороастра, был предан мучительной смерти. Войны византийцев с Сасанидами ухудшали положение христиан в Персии, потому что персы предполагали в своих христианах сочувствие к единоверцам; впоследствии, они по политическому расчету покровительствовали несторианам и другим еретикам, отлученным от православной византийской церкви.
Царство Сасанидов пало с гибелью в борьбе с арабами последнего шаха династии, Йездегерда , и по Персии распространился ислам . Но пять столетий прошло прежде, чем совершенно исчезло в ней поклонение огню. Зороастризм так упорно боролся против мухаммеданского владычества, что еще и в X веке были восстания с целью восстановить престол Сасанидов и снова сделать вероучение Зороастра государственной религией. Когда древнее вероучение зороастризма было совершенно побеждено, персидские жрецы и ученые сделались наставниками своих победителей во всех науках; персидские понятия приобрели сильное влияние на развитие мухаммеданской образованности. Небольшая парсийская община держалась некоторое время в горах. Когда преследование достигло и до этого её убежища, она переселилась в Индию и, испытав там много невзгод, нашла себе наконец прочный приют на Гуджаратском полуострове. Там уцелела она доныне, и остается верна древнему учению Зороастра, заповедям и обрядам Авесты. Вендидад и некоторые другие части пехлевийского перевода Авесты, принесенные в Индию этими переселенцами, были тут в XIV веке нашей эры переведены с пехлеви на санскрит и на народное наречие.
Религия
Политеистическая, национальная
Зороастризм – традиционная религия персов. Это самая маленькая на сегодня религия по числу последователей. По всему миру насчитывается не более 130 тысяч его последователей. Многие европейцы вообще никогда не слышали об этой религии. В то же время, имя ее легендарного основателя – пророка Заратуштры (Заратустры или Зороастра ) известно гораздо более широко. Своей известностью древний иранский пророк обязан в основном творчеству знаменитого философа Фридриха Ницше, автора книги "Так говорил Заратустра".
Название
Зороастризм имеет множество названий. Основное, наиболее часто встречающееся в литературе, которое используем и мы, происходит от имени Заратустры в его греческой транскрипции. Другое – "маздеизм " связано с именем Ахура-Мазды, верховного божества зороастрийцев. Третье название – "авестизм " эта религия получила по названию своей священной книги Авесты. Современный зороастризм также часто называют парсизмом, т. к. абсолютное большинство его последователей происходят из областей бывшей Персии. Наконец, зороастрийцев называют просто “огнепоклонниками " из-за особой роли культа священного огня в этой религии.
История возникновения и развития
Зороастризм имеет те же самые корни, что и ведическая религия древних ариев. Древнейшие пласты этой религии восходят к общим верованиям прото-ариев, из которых позднее произошли индоиранцы и индоевропейцы. Разделение приблизительно в III тысячелетии до Р. Х. некогда единой общности на две ветви и породило в последствии две модификации одной древней религии: индуизм и зороастризм. Это отчетливо видно на примере того, что одинаковые названия добрых духов и демонов сохранились в обеих религиях. Разница однако состоит в том, что иранцы стали считать дэвов злыми духами, а ахуров – добрыми, а индийцы, наоборот, почитали добрых дэвов и опасались злых асуров. Строгие нормы соблюдения ритуальной чистоты и связанные с этим обряды, являющиеся основой зороастрийского культа, также весьма характерны для ведического периода индуизма. Общим для обеих религий осталось и ритуальное употребление опьяняющего напитка сомы (в зороастризме – хаомы ).
Племена древних индоиранцев населяли южно-русские степи и земли к юго-востоку от Волги. Они вели кочевой образ жизни и занимались преимущественно скотоводством и грабежом своих оседлых соседей. Постепенно их влияние распространилось далеко на юг и запад. От индоиранских племен произошли такие народы как персы, скифы, сарматы и др. В русском языке сохранились весьма древние слова иранского происхождения, например, "топор".
Наиболее древний пласт верований индоиранских племен – это почитание духов природных стихий: огня, воды, земли и небосвода. Особенным почитанием пользовался огонь (Атар ) – единственное спасение от холода в степях, где зимой температуры достигают очень низких отметок, а также от голодных хищников. В то же время огонь был страшным явлением во время степных пожаров. Большим почитанием пользовалась также вода в облике богини Анахиты-Ардвисуры и солнце – Митра. Древние иранцы поклонялись и богу войны и побед Варуне. Почитались также два вида духов или божеств: ахуры и дэвы . Ахуры были более абстрактными божествами. Они как правило, олицетворяли этические категории: справедливость, порядок и пр. Наиболее почитаемыми среди них были Мазда (Мудрость, Правда) и Митра (Договор, Союз). Дэвы в большей степени являлись олицетворением сил природы. Среди древних верований сохранялись и пережитки тотемизма. Священными животными считались корова, собака и петух, что роднило древнеиранские представления с традицией Древней Индии. Существовал и культ душ умерших предков – фраваши (фервер). Постепенно в древнеиранской религии. сложился и слой наследственных жрецов – "магу " или магов. (Именно оттуда это слово попало в наш язык). Предположительно, свое происхождение они вели от одной из мидийских племенных групп, поэтому расцвет их влияния приходится на Мидийский период (612 – 550 гг. до Р.Х.).
В дальнейшем эта религия (в этот период ее правильнее было бы называть "маздеизм", по имени верховного божества) получает распространение в связи с возникновением и усилением Персидского царства. В период правления династии Ахеменидов (VI – IV вв. до Р. Х.) наиболее почитаемым богом становится Ахура-Мазда, который был объявлен творцом всего доброго и носителем блага. Появляются многочисленные изображения этого божества При Дарии I его стали изображать в виде царя с распростертыми крыльями, на манер ассирийского бога Ашшура. В древней столице персов Персеполе (близ современного Шираза в Иране) было высечено каменное изображение Ахура-Мазды с солнечным диском вокруг головы, в короне, увенчанной шаром со звездой. Мидийские маги в этот период вытесняются персидскими жрецами – атраваками, на которых опирались Ахеменидские цари. Известно, что именно маги возглавляли крупнейшее восстание против Ахеменидов в 523 г. до Р.Х.
В противоборстве со жречеством оформляется и собственно зороастризм, учение последователей пророка Заратуштры зародившееся предположительно в первой половине I тыс. до Р.Х. Историчность личности Заратуштры оспаривается так же как и достоверность существования основателя любой другой религии. Сегодня большинства исследователей соглашаются признать Заратуштру исторической личностью. Предание самих зороастрийцев относит жизнь Заратуштры к середине II тысячелетия до Р. Х., между 1500 и 1200 гг. Вероятнее всего однако предположить, что в действительности Заратуштра жил и проповедовал около 700 г. до Р.Х. Некоторые исследователи называют и более позднее время его жизни – IV в. до Р.Х. Исследуя составленные им гимны "гаты", ученые пришли к выводу, что Заратуштра жил в степях к востоку от Волги.
Согласно легенде, он происходил из небогатой семьи из рода Спитама и был наследственным профессиональным жрецом. Его отца звали Пурушаспа, а мать – Дугдова. У самого пророка была жена и две дочери. В 30 лет он был "осенен". Легенда гласит, что однажды на рассвете, Заратуштра отправился к реке за водой для приготовления хаомы. На обратном пути у него возникло видение: перед ним предстал сияющий Воху-Мана (Благой Мысли), который велел ему поклоняться богу-творцу Ахура-Мазде. С этого времени Заратуштра начал распространять свое учение. Проповедь Заратуштры, пытавшегося смягчить нравы местного населения и более глубоко осмыслить религиозную традицию, встретила резкое сопротивление жрецов. Он был вынужден бежать и нашел пристанище у правителя Виштаспы, который принял его веру.
Учение Заратуштры вкратце сводилось к следующему: В мире существуют два начала – доброе и злое. Доброе олицетворяет творец Ахура-Мазда (ахура означает "владыка"). В греческой транскрипции имя этого божества изестно как Ормузд или Гормузд. Он возглавляет "семь святых" – добрых богов своего окружения. С Ахура-Маздой связано наличие в мире божественного порядка и справедливости (Аша ). Злое начало представляет Анхра-Майнью (Ахриман). Оба божества в равной мере признаются творцами Вселенной. Заратуштра учил, что Ахура-Мазда сотворил все чистое, светлое, доброе и полезное для человека: плодородную землю, домашних животных и чистые стихии: воздух (небо), землю, воду и особенно огонь, являющийся символом очищения. Анхра-Майнью, напротив, создал все злое и нечистое: пустыню, диких зверей, хищных птиц, гадов, насекомых, болезни, смерть, бесплодие. Обоих верховных богов сопровождает равное количество божеств низшего ранга и всевозможных духов. Постоянная борьба противоположностей в мире отражает сверхъестественную борьбу Ахура-Мазды и Анхра-Майнью. В этой борьбе участвуют и люди. Учение пророка Заратуштры как раз и призывало людей полностью встать на сторону Ахура-Мазды, отказаться от почитания дэвов, имевшее место в народе с древности и обявить настоящую ритуа льную войну злым духам и всему, что ими порождено.
В более поздний период возвышается культ богини воды Анахиты, ставшей также и богиней плодородия у оседлых иранских племен. Царь Артаксеркс II (405 – 362) приказал воздвигнуть ее статуи в крупных центрах персидской державы: городах Сузы, Экбатаны и Бактра. Этот же монарх официально узаконил культ Митры, до этого времени существовавший в основном среди простого народа.
С начала новой эры зороастризм начал постепенно приобретать свой законченный вид, формируясь в борьбе и взаимовлиянии с эллинистическим язычеством, иудаизмом и буддизмом махаяны. Влияние иранских культов, в частности, культа Митры проникло далеко на Запад. Эти культы были весьма популярны в языческом Риме. В то же время, определенное влияние на становление зороастризма несомненно оказало раннее христианство.
С возвышением династии Сасанидов (III в.) становление зороастризма было завершено. Он был объявлен государственной религией и фактически стал восприниматься как национальная религия персов. В этот период по всей стране были воздвигнуты храмы и алтари огня. Тогда же приобрела свой окончательный вид Авеста – священная книга зороастризма. Учение зороастризма оказало значительное влияние на многочисленные гностические ереси первых веков христианства, в частности, на манихейство.
В VII в. Сасанидский Иран был завоеван арабами-мусульманами, включившими его территорию в состав Арабского Халифата. С IX в. аббасидские халифы начали тотальную насильственную исламизацию населения. Изменилась вся культура Ирана, включая язык (новым языком стал фарси, заменивший собой среднеперсидский язык Авесты).
В Х в. часть уцелевших зороастрийцев бежала в Индию, в Гуджарат, где их колония сохранилась и по сей день. По преданию, около 100 лет они скрывались в горах, а затем поселились в местечке Санджан на острове Диу. Там был построен храм огня Атеш Бахрам, в течение 800 лет остававшийся единственным в Гуджарате. Несмотря на то, что парсы (как их стали называть в Индии) жили особняком, они постепенно ассимилировались местным населением: забыли свой язык и многие обычаи. Традиционная одежда сохранилась только в виде поясных нитей и ритуальных белых одежд жрецов. Согласно традиции, первоначально существовало 5 центров поселений парсов: Ванковер, Броч, Варнав, Анклесар и Навсари. Позднее центром парсизма стал Сурат, а после его перехода во владение Англии – Бомбей. В настоящее время парсы потеряли обосбленность и сплоченность общины. Многие из них растворились в многоликом населении Индии.
В Иране зороастрийцы были объявлены неверными ("гебрами" или "джабрами"). Большинство их было перебито или обращено в ислам. В XI – XII вв. их общины сохранялись в городах Йезде и Кермане, а также в районах Туркабада и Шерифабада. Однако в XVII в шахи Сефевидской династии выселили их из большинства этих районов. Кроме того, зороастрийцам было запрещено заниматься целым рядом ремесел. После исламской революции в Иране и принятия в 1979 г. исламской конституции зороастрийцы были официально признаны религиозным меньшинством. В настоящее время, несмотря на существование многих ограничений в политической жизни, община в целом не подвергается преследованиям.
Священные тексты
Священной книгой зороастризма является Авеста . Как и авторитетные книги других религий, Авеста формировалась на протяжении тысячелетий. Это не однородное произведение, а сборник состоящий из многих книг, различных по стилю и содержанию. Согласно преданию, Авеста состояла из 21 книги, однако достоверно это установить невозможно, т.к. большинство книг было утрачено. Существует также комментарий к священным текстам Авесты – Зенд. В настоящее время более широко ивестна т. н. "Малая Авеста", представляющая собой извлечение из основного текста, состоящее из молитв.
Дошедший до нас текст Авесты состоит из трех основных книг: Ясна, Яшта и Видевдат . Наиболее древней частью Авесты являются Гаты, считающиеся гимнами самого Заратуштры. Они включены в основную книгу Авесты – Ясну и, по всей видимости, частично восходят к устным преданиям II тыс. до Р.Х. Ясна представляет собой книгу гимнов и молитв. Она состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты. Гаты записаны на древнеперсидском языке, называемом также "зендским" или "языком Авесты". Этот язык весьма близок древнеиндийскому языку, на котором написаны Веды. Однако, по мнению исследователей, Гаты передавались в устной традиции и были записаны не раньше III в. н. э.
Позднейшие части Авесты были написаны на среднеперсидском (пехлевийском), который был распространен в эпоху Сасанидов IV – VII вв. К позднейшим священным текстам зороастрийцев относятся Видевдат (ритуальный кодекс иранских жрецов) и Яшта (молитвы). Наиболее поздняя часть Авесты – Бундегет заключает в себе историю Заратуштры и пророчество о конце мира. Самому Заратуштре приписывается составление окончательной редакции Авесты.
Вероучение
Отличительными особенностями зороастризма, выделяющими его среди других религий являются:
- Резко дуалистическое учение, признающее существование в мире двух равноправных начал: доброго и злого.
- Культ огня, которому ни в одной другой языческой религии не уделяется такого внимания.
- Пристальное внимание к вопросам ритуальной чистоты.
Пантеон зороастризма, как и большинства других языческих религий весьма многообразен. Показательно, в частности то, что каждый день зороастрийского года имеет собственного бога-покровителя. Между тем, основных божеств, одинаково почитаемых всеми зороастрийцами не много. Венчает пантеон Ахура-Мазда. В его свите находятся "шесть святых", которые вместе с самим Ахура-Маздой составляют верховную семерку божеств:
- Ахура-Мазда (Гормузд) – Творец;
- Воху-Мана (Бахман) – Благая Мысль, покровитель скота;
- Аша-Вахишта (Ордибехешт) – Лучшая Правда, покровитель огня;
- Хшатра-Варья (Шахривар) – Избранная Власть, покровитель металла;
- Спента-Армати – Благочестие, покровитель земли;
- Хаурватат (Хордад) – Целостность, покровитель воды;
- Амертат – Бессмертие, покровитель растений.
Кроме них спутниками Ахура-Мазды являлись Митра, Апам-Напати (Варун) богиня судьбы Аши. Все эти божества были созданы самим Ахура-Маздой при помощи Спента-Майнью – Духа или Божественной Силы.
По представлениям зороастрийцев, мир будет существовать в течение 12 тыс. лет. Мировая история условно делится на 4 периода по 3 тыс. лет каждый. Первый период – время "предсуществования" вещей и явлений. В этот период Ахура-Мазда создает мир абстрактных понятий, перекликающийся с "миром идей" Платона. (Возможно, именно зороастризм оказал влияние на философию Платона). В первый период появляются прообразы того, что в последствии будет существовать на земле. Это состояние мира называется менок , т. е. "невидимый" или "духовный".
Второй период является временем становления видимого мира, "мира вещей", "населенного тварями". Первыми Ахура-Мазда создает небо, звезды, луну и солнце. За сферой солнца находится обиталище самого "творца". Позднее появляется и первый человек Гайомарт. Одновременно с Ахура-Маздой начинает действовать и Анхра-Майнью. Он загрязняет воду, создает "нечистых" животных и насылает смерть на первочеловека. Однако последний рождает мужчину и женщину (две половины одного существа) и тем самым дает начало человеческому роду. Борьба Ахура-Мазды и Анхра-Майнью приводит мир в движение. Столкновение белого и черного, холодного и горячего, правого и левого определяют течение жизни. (До гегелевской диалектики не хватает лишь одного шага – единства противоположностей).
Третий период продолжается с начала бытия тварного мира до прихода пророка Заратуштры. Это время действия множества легендарных персонажей Авесты. В это же время с ущес твовал "золотой век", когда не существовало "ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти – творения дэвов". В это время правил царь Йима Сияющий, который в последствии спас людей от всемирного потопа, построив для них специальное убежище.
Последний, четвертый период будет длиться также три тысячилетия, в течение каждого из которых миру явится по одному "спасителю". Все они считаются сыновьями Заратуштры.
Последний спаситель Саошьянт должен будет победить Анхра-Майнью и воскресить мертвых. После этого мир будет очищен "потоком расплавленного металла", и все, что останется после этого, останется существовать вечно. Интересно, что этот сын Заратуштры (по другой версии – его ново воплощение) должен родиться от Девы. Учение о конце мира разработано в зороастризме довольно подробно. Оно содержится в одной из поздних книг Авесты – Букдегете. Таким образом, как и в других мировых религиях, в Зороастризме присутствует мотив ожидания грядущего Мессии. Это также может косвенно свидетельствовать о влиянии идей иудаизма на складывавшуюся достаточно поздно эсхатологию зороастризма.
Представления о загробной жизни в зороастризме также выражены вполне отчетливо. В них ярко присутствует идея посмертного воздаяния: посмертная участь человека зависит от того как он провел свою земную жизнь. Все, кто почитал Ахура-Мазду и сохранил ритуальную чистоту окажутся в светлом месте, подобии рая, где смогут созерцать весы и золотой трон Ахура-Мазды. Все остальные будут навсегда уничтожены вместе с Анхра-Майнью в конце времен. Учение древних зороастрийцев о загробной жизни стали яснее для исследователей после расшифровки фрагментов надписи, сделанной в Накше-Рустаме в эпоху Сасанидов главным жрецом Картиром. Жрец описал путешествие своей души в потусторонний мир, совершенное во время транса. Согласно надписям, душа после смерти отправляется к вершине "Горы Справедливости" (Харе) и должна перейти через мост Чинват, имеющий сверхъестественные свойства. Когда к мосту приближается праведник, он расширяется и становится доступным для прохода по нему. Когда по мосту пытается пройти ритуально нечистый, грешный человек, мост сужается до толщины лезвия меча и грешник падает в бездну. С представлениями о загробной жизни связан культ фравашей – крылатых женских существ, олицетворяющих души умерших праведников. Вероятно этот культ является пережитком традиционного для первобытной религии культа предков. Фраваши сопровождают человека всю жизнь, помогая ему в быту, и оказывают достойным покровительство после смерти. За это во время праздников зороастрийцы выставляют фравашам пищу и одежду, так как, согласно их верованиям, души умерших способны испытывать голод. Дуалистической картиной мира и идеей посмертного воздаяния определяется этика зороастризма. Сами божества пантеона олицетворяют более этические качества нежели природные стихии. Поклонение им уже является добрым поступком. Наиболее добродетельные деяния праведного человека – труд землепашца и насаждение растений. Все пороки связаны с нарушением ритуальной чистоты. Самыми тяжелыми грехами считаются сожжение трупа (осквернение огня), употребление в пищу падали и противоестественные половые пороки. За них грешника ожидает вечная смерть. Судьба каждого человека заранее определена роком, но от него самого зависит его будущее за гробом. Моральные предписания Авесты не конкретны: надлежит быть праведным, делать добро, говорить правду, не нарушать договоров и т.п. Основой добродетели считается триада: добрая мысль, доброе слово, доброе деяние.
В то же время необходимо отметить, что представления зороастрийцев о добре и зле весьма относительны. В частности, весьма тяжелые условия, создаваемые для рожениц и новорожденных детей ради соблюдения ритуальной чистоты считаются добром, в то время как приводят к увеличению смертности. То же можно сказать и об отношении к "нечистым" больным – страдающим кровотечениями и желудочными расстройствами.
Культ
Как уже отмечалось, наиболее важным в зороастризме считается культ огня. Огонь (Атар ) является символом Ахура-Мазды. Огонь имеет жесткую классификацию. Он делится на небесный огонь, огонь молнии, огонь добываемый человеком и высший священный огонь, зажигающийся в храмах. Храмы огня в виде башен существовали в Мидии уже в VIII – VII до Р.Х. Внутри храма имелось треугольное святилище, в центре которого, слева от единственного входа находился четырехступенчатоый алтарь огня высотой около двух метров. По лестнице огонь доставлялся на крышу храма, откуда был виден издалека. В эпоху Сасанидов храмы и алтари огня были построены по всей Персидской державе. Они строились по единому плану. Убранство храмов огня было скромным. Они строились из камня и необожженной глины, а стены внутри штукатурили. Храм представлял собой куполообразный зал с глубокой нишей, где в огромной латунной чаше на каменном алтаре-постаменте поддерживался священный огонь. Огонь поддерживался специальными жрецами, которые помешивали его специальными щипцами, чтобы пламя горело ровно и подкладывали дрова из сандалового дерева и других ценных пород, испускавших ароматный дым. Зал был отгорожен от других помещений так, чтобы огонь не был виден непосвященным. Храмы огня имели свою иерархию. Каждый властелин владел собственным огнем, зажигавшимся в дни его царствования. Наибольшим почитанием пользовался огонь Варахрама (Аташ-Бахрам, "Огонь Победы") – символ праведности, от которого зажигались священные огни провинций (сатрапий) и крупных городов Персии. От них зажигались огни второй и третьей степени в городах, а от них в свою очередь – огни в селах и на домашних алтарях в жилищах простых зороастрийцев. Огонь Варахрама состоял из 16 видов огня, взятых от представителей разных сословий: жрецов, воинов, писцов, торговцев, ремесленников и т.д. Одним из этих огней был огонь молнии, которого приходилось ждать годами. Через определенное время огни всех алтарей обновлялись, что сопровождалось детально разработанным ритуалом. Золу собирали и складывали в специальные коробочки, которые зарывали в землю. Прикасаться к огню мог только специальный жрец, одетый во все белое: халат, шапку и перчатки.
На протяжении жизни зороастрийца сопровождет огромное количество всевозможных обрядов. Ежедневно он обязан произносить молитву, причем, указания как именно надо совершать молитву в тот или иной день разработаны с особой тщательностью. Молитва совершается не реже пяти раз в день. При упоминании имени Ахура-Мазды необходимо прилагать к нему хвалебные эпитеты. Зороастрийцы в Иране молятся, обратясь лицом на юг, а парсы в Индии – на Север. Во время молитвы жрецы (мобеды) и верующие сидят на полу или на корточках. Они воздевают руки, подобно мусульманам, но никогда не касаются при поклонах земли или пола. Существует и обряд жертвоприношения. Сегодня он носит символический характер. На алтарь кладется кусочек мяса, а жрецу приносят дары и деньги. В огонь также выливается капля жира. Впрочем до сих пор в окрестностях городов Йезда и Кермана сохраняются кровавые жертвоприношения – принесение в жертву старых животных. Особенно утомительным является регулярный обряд ритуального очищения. Для жрецов он может затягиваться на несколько недель. Обряд включает в себя ежедневное шестикратное омовение водой, песком и специальным составом, в состав которого входит моча, а также многократное произнесение клятв в присутствии собаки – символа правды. Мучительные ритуалы очищения обязана проходить каждая женщина в течение 40 дней после родов. Она, как и новорожденный младенец, считается ритуально нечистой, поэтому не может греться у огня и принимать какую-либо помощь от родственников. Это обстоятельство увеличивает смертность женщин после родов, особенно если роды проходят в зимнее время. В возрасте 7 – 15 лет зороастрийцы совершают обряд инициации – посвящения во взрослую жизнь. При этом на тело надевается нитяной пояс, который члены зороастрийской общины носят в течение всей жизни.
Погребальный обряд зороастрийцев особенно необычен. При умирающем должны нахо диться д ва жреца, один из которых читает молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой приготовляет хаому или гранатовый сок. Рядом должна также находиться собака (символ правды и очищения). По традиции, когда собака съедала кусочек хлеба, положенный на груди умирающего, родственники объявляли о смерти. Мертвый человек считается нечистым, т. к. смерть есть зло, поэтому даже самым близким родственникам запрещено подходить к телу. Уход за телом осуществляют специальные служители – насассалары (мойщики трупов), которых сторонятся другие зороастрийцы. Человек, умерший зимой, остается в помещении до весны. Рядом с ним постоянно горит очищающий огонь, отгороженный от тела виноградной лозой, чтобы пламя не осквернялось. Когда наступает соответствующее время, насассалары выносят умершего из дома на специальных носилках из железа с деревянным настилом и несут его к месту погребения. По верованиям зороастрийцев, душа покойного отделяется от тела на четвертый день после смерти, поэтому тело выносится из дома на 4 день с восходом солнца. Процессия из родственников и друзей покойного следует за насассаларами на значительном удалении.
Умершего приносят к месту захоронения, которое называется астодан или "башня молчания". Это башня высотой 4,5 метра без крыши. Каменный пол представляет собой ступенчатую площадку (дакму ), разделенную на зоны концентрической разметкой: ближе к центру располагалась зона для положения умерших детей, в центре – женщин, у стены – мужчин. В самом центре находится колодец, облицованный камнем. Он закрывается решеткой. Тело закрепляют, чтобы птицы-падальщики не разбросали кости по земле и тем самым не осквернили ее. После того как хищники, солнце и ветер очистят кости от плоти, останки сбрасывают в колодец, находящийся посередине башни. После похорон совершаются поминки, перед которыми все проходят обряд ритуального омовения (рук, лица, шеи) и надевают чистую одежду. Поминки устраиваются также на десятый, тридцатый день и через год. Во время поминок люди едят, пью, а жрецы читают молитвы и гимны и готовят хаому. Во время молитвы жрецы держат в руках ветку тамариска или ивы. В доме тщательно моют полы и через месяц (зимой – через десять дней) вносят обновленный огонь. На огонь капают жир – символ жертвоприношения.
Праздники
Праздники зороастрийцев в основном связаны периодами календарного года: празднуются начало весны, лета, осени, середина зимы и преддверие весны, когда почитаются души предков. Особой популярность пользуется Ноуруз – Новый год, празднуемый и в мусульманских странах, где когда-то был распространен зороастризм. Существуют и праздники, посвященные зороастрийским божествам: 7 праздников в честь Ахура-Мазды и 6 в честь духа Амеша-Спента.
Календарь
Календарь зороастрийцев был подобен египетскому солнечному календарю. Зороастрийский год в древности был короче астрономического на 6 часов. Таким образом, каждые четыре года начало нового года отодвигалось на один день. За 120 лет разница составила ровно месяц – 30 дней. Позднее, чтобы устранить неточность, к последнему месяцу года стали добавлять 5 дней, а через каждые четыре года – еще один. Сегодня по зороастрийскому календарю год состоит из 360 дней и делится на 12 месяцев, по 30 дней в каждом. К последнему месяцу (февраль – март) прибавляются 5 дней, которые считаются преддверием нового года. Дни месяцев не имеют чисел, а называются именами зороастрийских божеств. Каждый день и месяц имеет свое божество-покровителя.
Распространение
Зороастризм в настоящее время является национальной религией небольшой группы т. н. "зороастрийцев-бехдинов", выходцев из Ирана. В Индии их называют парсами , в Иране – гебрами (дословно – "неверными").
Как уже отмечалось, в мире сегодня насчитывается не более 130 тыс. последователей зороастризма. Большинство из них проживает в Индии (80 – 100 тыс.). Часть образует замкнутую этно-религиозную группу в Иране (12 – 50 тыс.) Небольшая колония парсов находится в Пакистане (5 – 10 тыс.). В англоязычных странах проживает около 3 тыс. зороастрийцев, в Шри-Ланке – около 500 человек.
В то же время, по мере возрастания в Европе и Америке интереса к экзотическим восточным учениям, начавшегося с конца XIX в., последователи зороастризма появились и среди европейцев. Хорошо известно, что увлечение зороастризмом и особенно культом огня, было характерно для идеологов гитлеровской Германии. В частности, факельные шествия колонн, идущих в форме свастики (являющейся, кстати, также и символом огня), несомненно, были ярким выражением симпатии к зороастризму. Идеология нацизма, разделившая мир на "своих" и "чужих", и резко негативно относившаяся к больным и калекам, возможно также почерпнула некоторые элементы из учения Заратуштры.
Сегодня в России интерес к зороастризму также проявляется весьма активно. В одной из студенческих работ, в частности, сказано: "Из всего многообразия верований и религий древних, о которых мне что-то довелось узнать, ни одно вероучение не показалось мне столь глубоким и гуманным, как зороастризм". В Петербурге Управлением Юстиции была зарегистрирована "Зороастрийская община Санкт-Петербурга", распространяющая свою деятельность на Санкт-Петербург и Ленинградскую Область. Адрес этой организации: 192286 СПб., Бухарестская ул., 116.
Учение зороастризма сегодня активно используется для нападок на христианство. В частности, некоторые утверждают, что идея рождения Спасителя от Девы и Страшного Суда заимствована христианами из зороастризма, что якобы подтверждает земное, а не сверхъестественное происхождение христианства. Разумеется, данные утверждения не являются вескими аргументами, поскольку в христианстве эти идеи появились из традиции Ветхого Завета, а не из зороастризма. Представления о рождении от девы как о сверхъестественном знаке встречаются в верованиях самых разных народов, что вовсе не говорит о заимствовании. То же можно сказать и о Страшном Суде. Скорее речь идет о "предчувствии" Откровения – в языческих религиях в виде отдельных элементов присутствует истина, которая в своей полноте была позднее явлена в христианстве.
Необходимо также отметить, что становление гностицизма первых веков христианства происходило под непосредственным влиянием зороастризма, и это также вызывает определенные опасения в связи с возрождением интереса к зороастризму. Как известно, современный "New Age", который на сегодняшний день с полным основанием можно считать наиболее опасным врагом христианства, своими корнями уходит в древние гностические ереси, и таким образом, оказывается связанным с зороастризмом.
Исходя из сказанного, следует отметить актуальность исследования зороастризма для миссионерской работы, как в России и Европейских странах, так и в Азии.
Библиография
- Бойс Мэри "Зороастрийцы. Верования и обычаи" СПб., Центр "Петербург востоковедение", 1994;
- Гуриев Т. А . "Из жемчужин Востока: Авеста" СОГУ, Владикавказ, 1993;
- Дорошенко Е. А. "Зороастрийцы в Иране: историко-этнографический очерк", "Наука", М., 1982;
- Мейтарчиян М. Б. "Погребальный обряд зороастрийцев", М., ИВ РАН, 1999;
- Терапиано Ю. "Маздеизм: Современные последователи Зороастра", М., "Сферв" 1993;
- Gnoli Gherardo "Zoroaster"s time and homeland: a study of the origins of mazdeism and related problems". Naples, 1980.
Зороастризм-древнейшая из мировых религий откровения - была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н. э. по VII в. н. э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока.
Носители религии называют ее бехдин (beh-din - лучшая вера). После завоевания Ирана арабами в VII в. и насильственного обращения зороастрийцев в ислам они приобрели статус зиммиев. Группу зоро- астрийцев, переселившихся в X-XI вв. в Западную Индию, принято называть парсами, а зороастрийцев Ирана - гебрами.
Большое количество языковых, религиозных и исторических свидетельств позволяет говорить, что когда-то носители древнеиндийской и древнеиранской культур составляли единое целое. Древнеиндийская культура нашла свое выражение в «Ригведе», иранская - в дошедших до нас частях иранской «Авесты», священной книги зороастрийцев. Зороастризм восходит к индоарийской религии. Учение протоиндо- иранцев включало в себя почитание вод рек и водоемов как богинь (Апас), которым молились и совершали возлияния (авест. заотра), а также почитание огня (Атар; др.-инд. Агни). Огню, так же как и воде, ежедневно совершались приношения (называемые индоарийцами яджна, иранцами - ясна), состоящие из трех элементов. Религиозные приношения огню состояли из сухих дров, благовоний и небольшого количества животного жира; воде - из молока и сока, выжатого из веток растения хаомы (др.-инд. сомы).
Наряду с божествами Атар, Апас, Хаома и Гэуш-Урван («Душа быка»), которым поклонялись индоиранцы, было много богов, связанных с теми или иными природными явлениями, например боги неба (Асман) и земли (Зам), солнца (Хвар) и луны (Мах), два божества ветра (Вата и Вайу), олицетворение мифической реки (Харахвати-Арэд-ви- Сура; др.-инд. Сарасвати - Обладательница вод). Глубоко почитали дух договора Митру, впоследствии ассоциировавшегося с огнем и солнцем, и Апам-Напат (Внук вод), получившего звание асура, или по-авестийски ахура. Вокруг Митры группировались меньшие «абстрактные» божества, например такие, как Арштат (Справедливость), Хамварэти
(Доблесть), Сраоша (Послушание) и др. Верховным божеством, стоящим выше Митры и Апам-Напат и управляющим их действиями, был Ахура-Мазда (Господь мудрости). Порядок всего существующего мира, как считалось, поддерживается законом природы, называемым индоа- рийцами рта и соответствующим ему в авестийском языке словом аша, имеющим также и этический смысл. Противопоставлением Аша является ложь (авест. друг; санскр. друх).
Иранцы верили, что мир разделен на семь областей - каршваров, расположенная в центре и самая большая из которых - Хванирата - населена людьми. В центре Хванираты возвышается вершина высокой горы Хары, с нее стекает мифическая река Харахвати, текущая в большое море, которое по-авестийски называется Воурукаша.
Индоиранцы называли своих богов «Бессмертный» (авестийское Амэша, ведическое Амрта) и «Сияющий» (авестийское Даэва, ведическое Дэви). Иранцы также употребляли еще одно название - Бага. Считается, что Заратуштра применял название «даэва» только к божествам, которых он считал разрушительными силами, противоборствующими нравственным ахурам, однако в Индии, так же как и у части иранских племен, они остались богами. В дальнейшем в зороастризме был восстановлен культ некоторых отвергнутых Заратуштрой божеств, например Митры, Хаомы, Анахиты.
Существовала вера в жизнь после смерти, где душа (урван), которая, задерживаясь на земле на три дня после смерти, спускалась в подземное царство мертвых, в котором правил Йима (др.-инд. Яма). Верили в существование моста - Чинвато-пэрэто (Переход-разлучи- тель), по которому должна была переправиться душа.
Место возникновения зороастризма до сих пор точно не установлено (Бактрия, Хорезм, Мидия). Считается, что пророк Заратуштра (греч. Зороастр) происходил из рода Спитама, был сыном Поурушаспы и Дугдовы. Даты жизни Заратуштры точно установить невозможно, однако большинство ученых предполагают, что пророк жил между X/ XI и VI вв. до н. э. С рождением пророка связано много легенд. Одна из книг повествует о том, что Заратуштра был единственным ребенком, который, появившись на свет, не заплакал, но засмеялся. Он получил откровение в возрасте 30 лет. Это событие описывается в религиозных текстах следующим образом: однажды на рассвете Заратуштра отправился к берегу реки за водой для приготовления хаомы в связи с весенним празднеством. Когда он набрал воды и возвратился на берег, ему явилось сияющее существо - Boxy-Мана (Благой помысел), который привел Заратуштру к Ахура-Мазде и пяти другим сияющим существам (Амэша-Спента), от которых он и получил свое откровение. Заратуштра не только поклонялся Ахура-Мазде (так как тот считался величайшим из трех ахур), но и провозгласил его Творцом всего благого, единственным несотворенным Богом, существующим вечно. Ахура- Мазда изначально добрый и совершенный. Учение Заратуштры называют дуалистическим в связи с тем, что в зороастризме признается противопоставление двух исконных начал - Добра и Зла: весь мир, как духовный, так и материальный, подразделяется на доброе и злое начало. Силы Добра возглавляет Ахура Мазда (позже Охрмазд), а силы Зла - его близнец Ангра-Маинйу (Злой Дух, позже Ахриман). Человеку в зороастризме отводится крайне важное место, поскольку именно человек - единственное создание, способное на моральный выбор. Каждый человек в этой жизни обязан сделать основной выбор между Добром и Злом. Основными средствами в борьбе со Злом являются добрая мысль (хумат), доброе слово (хухт) и доброе деяние (хуваршт). Когда Зло будет побеждено, динамический мир придет к концу и преобразуется в статическое и идеальное состояние. В Конце Времен появится Спаситель, и усопшие будут физически воскрешены. Зороастрий- ские представления о небесах, аде и конечном мире, преобразование которого будет осуществлено Спасителем и будет сопровождаться Воскрешением, вероятно, повлияли на более поздние религии, такие как христианство и ислам.
Ахура-Мазда заменяет собой ряд арийских божеств, а их функции выступают как абстрактные выражения его сущности. Согласно зороа- стрийскому учению, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта Маинйу) шесть более низких божеств, которых Заратуштра видел во время откровения. Вместе с Ахура-Маздой они составляют семь божеств, именуемых Амэша-Спэнта (Бессмертный Святой), названия которых впервые встречаются в Ясне Хаптангхаити (Ясна 39.3). Остальные меньшие божества именуются язата. В древней иранской религии существовала тенденция связывать абстрактные божества с явлениями природы так тесно, что иногда соответствующее явление рассматривалось как олицетворение самого божества (например, в случае с Митрой или Апам-Напатом). Так, семь Амэша-Спэнта считаются покровителями и защитниками семи добрых творений, а именно: неба, воды, земли, растений, скота, человека и огня. Вера в создание Богом семи архангелов, впоследствии ответственных за мир и также связанных с элементами, является отличительной чертой и йезидизма. Бессмертным святым, указывающим путь к другим и первым явившимся Заратуштре, является Boxy-Мана (Благой помысел), покровитель «кроткой, милосердной коровы», его союзник Аша-Вахишта (Лучшая праведность) - покровитель огня. Затем Спэнта-Армаити (Святое благочестие), связанный с землей, Хшатра-Ваирйа (Желанная власть) - владыка небес, Хаурватат (Целостность) - покровитель воды, и Амэрэ- тат (Бессмертие) - растений. Им молились и почитали как отдельных богов.
Авеста - корпус дошедших до нас священных канонических текстов зороастризма. Полный свод религиозных текстов, согласно одной из версий, был записан в I тысячелетии до н. э. на золотых досках, по другой версии, был записан золотыми буквами на бычьих кожах. По преданию, Авесту сжег Александр Македонский. Язык, на котором записана Авеста, уже в первой половине I тысячелетия до н. э. употреблялся только для чтения молитв и проведения ритуалов. До письменной фиксации текст передавался изустно; устная передача религиозных гимнов и основ вероучения является праиндоевропей- ской. Авеста состоит из пяти книг: «Вендидад» (ср.-перс. «Видевдад», авест. «Ви даэво датам» - «Кодекс против дэвов»), состоит из 22 глав и содержит подробные ритуальные предписания, а также элементы мифологии. Другая книга, состоящая из 24 глав и содержащая молитвенные песнопения, называется «Висперед» (авест. «Виспе ратаво» - «Все владыки»). Одной из главных книг Авесты является уже упомянутая «Ясна» («Моление», «Ритуал», от авест. йаз - почитать), состоящая из 72 глав (авест. хаити, хатай). В нее входят 17 глав - «Гаты» («Песнопения»), великие гимны, сочиненные самим Заратуштрой, самая древняя по языку часть Авесты. В отличие от остальных частей Гаты метри- зованы и отличаются особой сложностью изложения, очень богаты намеками, эпитетами, имеют древнюю поэтическую форму и сложный стиль. Многие из них посвящены Ахура-Мазде. Другие книги, входящие в Авесту - «Яшт» («Почитание»), гимны отдельным божествам, и «Малая Авеста» (ср.-перс. «Хвартак Апастак», новопер. «Хорда Авеста»), включающая краткие молитвенные тексты. Зороастрийскими религиозными текстами считаются также некоторые сочинения, изложенные на пехлеви, например, Бундахишн, Дадестани Меноги Храд, Арда Вираз Намаг, Задспрам и др.
История мира, согласно зороастрийскому учению, делится на три эры, или три периода, первый из которых представляет собой акт творения, называемый на пехлеви Бундахишн (Сотворение основы). Ахура-Мазда сотворил мир в два этапа. Сначала все было сотворено в духовном состоянии (пехл. меног), когда Ангра-Маинйу безуспешно попытался атаковать. Затем Ахура-Мазда придал всему материальный вид (гетиг), который оказался, в отличие от духовного, уязвимым для сил зла. Тогда Ангра-Маинйу атакует мир и портит все семь благих творений, созданных Ахура-Маздой. Миф повествует о том, как Ангра-Маинйу врывается в мир через нижнюю сферу каменного неба, выныривает из воды, которая становится соленой. Потом он ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Потом Злой Дух погубил растение, быка и первого человека. Огонь он испортил дымом. Однако Амэша-Спэнта объединяются и обращают злодеяния Ангра-Маинйу на благо. Так, из семени быка и человека, которые были очищены Луной и Солнцем, появились животные и люди.
Период, когда Ангра-Маинйу атаковал мир, знаменует начало второй эры, а именно эры Гумезишн (Смешения) - смешения Добра и Зла. Ангра-Маинйу создал армию сил зла и тьмы, которые помогали ему бороться с благими божествами. В эре Смешения, в которой мы сейчас живем, человек должен помогать божествам в борьбе со Злом путем почитания Ахура-Мазды, шести Амэша-Спэнта, следования морально-этических норм - благой мысли, благого слова и благого дела и т. д. Миг, когда Зло будет побеждено, называется Фрашокэрэти (пехл. Фрашегирд), после чего начнется третья эра - Визаришн (Разделение). Добро вновь будет отделено от Зла, а мир вернется в совершенное состояние.
В ахеменидскую эпоху сформировалось учение о спасителях мира, которых будет трое. Это, во-первых, два брата: Ухшйат-Эрэта (Растящий праведность) и Ухшйат-Нэма (Растящий почитание). А когда конец мира приблизится, в некоем озере, в воде которого чудесным образом сохраняется семя пророка, искупается девушка, зачнет от пророка, и родит мальчика по имени Астват-Эрэта (Саошйант), который и поведет людей на последнюю решающую битву со Злом.
Считается, что Заратуштра учил, что душа человека, расставшись с телом, будет судима за деяния, совершенные ею при жизни. Вера в «Мост-разлучитель» в его учении приобрела значение места, у которого будет происходить суд над душой, и каждый человек может надеяться на существование в раю, куда она сможет попасть в зависимости от ее нравственных достоинств, а не от количества жертвоприношений. Суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого восседают Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. Если добрые деяния при жизни человека перевешивают на весах и душа заслуживает рая, то ее встречает прекрасная девушка (совесть человека) и помогает ей переправиться через мост. Если же злые дела перевешивают, то душу встречает на мосту отвратительная ведьма, мост становится узким, как лезвие клинка, и сталкивает душу с моста в ад. Если же деяния человека уравновешиваются, то душа отправляется в место, которое называется Мисван-гату (Место смешанных), где их существование лишено радости и печали. Однако полного блаженства души праведников достигнут только после Фрашегирд, когда вновь обретут свое тело. За всеобщим воскресением наступит Последний Суд, после которого все праведники и грешники будут окончательно отделены друг от друга. Божество Аирйаман вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, который потечет на землю раскаленной рекой. Все люди должны будут переправиться через эту реку, но для грешников она покажется расплавленным металлом, а для праведников - парным молоком. После этого река из расплавленного металла потечет в ад, где уничтожит Ангра-Маинйу и все Зло. Потом Ахура-Мазда и Амэша- Спэнта совершат последнее богослужение и жертвоприношение. Все люди, испив мистический напиток - «белую хаому», станут такими же, как и Бессмертные Святые. А Вечное блаженство настанет в этом мире, а не в отдаленном раю.
Символ веры зороастрийцев (Ясна 12) называется Фраваране и произносится верующим ежедневно. Начинается Символ веры следующими словами: «Признаю себя поклонником Мазды, последователем Заратуштры. Отрекаюсь от демонов-даэва, принимаю веру Ахуры. Поклоняюсь Амэша-Спэнта, молюсь Амэша-Спэнта». В дозороастрийском Иране молитва совершалась три раза в день, а в зороастризме уже принята пятикратная молитва.
Солнечный календарь зороастрийцев включает 360 дней; Ахеме- ниды заимствовали его, добавив 5 дней. В зороастризме существуют шесть основных пятидневных празднеств, благодаря которым, отчасти, и была сохранена древнейшая религия откровения в мире. Новый год - один из главных праздников - символизирует воскрешение мира. Первоначальный осенний Новый год восточных иранцев продолжил существовать как зороастрийский праздник Мехраган, который имеет аналог в йезидизме (Джажна Джемайе). Эти праздники вместе с Новым годом возникли в честь семи творений и покровительствующих им Амэша-Спэнта. Позднее они стали известны как гахамбары. Их названия сохранились в младоавестийских формах: Маидйой-зарэ- майа (Середина весны) отмечался в честь Хшатра-Ваирйа и в честь сотворения неба; Маидйой-шема (Середина лета) - праздник в честь воды; Паитишахйа (Уборка зерна) - в честь земли; Айатрима (Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ) - в честь растений; Маидйаирйа (Середина года) - в честь животных; Хамаспатмаэ- дайа - в честь создания первого человека, праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия. «Новый день» следовал непосредственно за ним. Посвящался праздник Ахура-Мазде и его созданию - человеку, с изъявлением особого почитания фраваши - душам умерших праведников, которые «сражались за истину-аша».
В зороастризме человек должен поддерживать чистоту не только окружающего мира, в особенности огня, земли и воды, но также заботиться о своей внутренней и внешней чистоте, в результате чего возникло множество законов и средств очищения. Самым нечистым и злым считалось мертвое тело, вокруг которого, по представлениям зороастрийцев, собирались злые силы. Поэтому к телу приближались только особые люди - носильщики трупов (насассалары), которые, по возможности, относили тело на особое место в первый же день смерти. Поскольку для зороастрийцев земля, вода, огонь и растения считаются священными элементами, чистоту которых надо поддерживать, то, начиная со времен Средневековья, трупы оставляли на специальных дахмах, называемых также «башнями молчания». Мертвое тело оставляли на съедение птиц и диких зверей, а очищенные на солнце и ветру кости собирали и хоронили в земле (поскольку в День Суда люди приобретут свое тело). Сейчас зороастрийцы стали использовать кладбища. Существовало жреческое сословие, которое выполняло как сложные обряды очищения, так и обряды посвящения, свадебные и похоронные обряды. Жреческое звание являлось наследственным. Должность верховного жреца магупати появилась еще при Ахеменидах. Звание мобадан мобад (верховный жрец) возникло во время Сасани- дов. Был также жрец-наставник (хербад).
В раннем зороастризме, по-видимому, не было священных зданий и алтарей, а празднества отмечались на открытом воздухе.
Почитание огня является особенной чертой зороастризма. Различается пять видов огня: во всех вещах, в телах людей и животных, в растениях, в пламени и в молнии. Уже при Ахеменидах (особенно при Сасанидах) получили распространение храмы с алтарями огня.
Три великих священных огня - Адур-Фарнбаг в Парсе (жрецы), Адур-Гушнасп в Мидии (воины) и Адур-Бурзэн-Михр в Парфии (пастухи и земледельцы).
Символом зороастрийцев является священный пояс авйанхана, или кусти (пояс, который сплетают из шерстяных нитей числом 72, по количеству глав Ясны), который повязывается поверх белой нижней рубашки - стахр пайсанха (расписанная звездами), или чаще называемой судра. Кусти - священный защитный пояс, соединяющий человека с Творцом - оборачивают три раза вокруг талии поверх рубашки. По-видимому, с самого начала три его витка означали трехчастную этику зороастризма: благая мысль, благое слово, благое дело. Очевидно, обычай надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную общину является еще индоиранским.
Считается, что при жизни пророка зороастризм не получил широкого распространения. В Западном Иране, в Мидии проповедники зороастризма встретились с жреческим племенем магов, из которого происходили священнослужители не только у мидян, но и у персов. Исследователи полагают, что новые взгляды встретили со стороны магов противодействие. В 549 г. до н. э. под предводительством Ахеменида Кира II (Великого) (559-530) восстали персы и произошло завоевание Мидии и основание Персидской державы. Из Бехистунской надписи известно, что при Дарии I (522-486) Ахура-Мазда официально утверждается верховным божеством. При Сасанидах (ок. 224) зороастризм стал государственной религией.
В настоящее время, по приблизительным подсчетам, зороастрийцев во всем мире около 200 тысяч. Большинство приверженцев этой религии живут в Индии, в Иране и Пакистане, небольшие зороастрийские общины живут на Цейлоне (Шри-Ланка), в Великобритании, Канаде, США, в Австралии, Гонконге и Сингапуре. Несмотря на то что число зороастрийцев с каждым годом уменьшается в связи с их некомпактным проживанием, заключением браков вне общины, а также отходом верующих от религии, они активно создают зороастрийские ассоциации, проводят конференции и всемирные конгрессы, направленные на установление контактов между общинами, обсуждение и решение религиозных проблем и сохранение древнего вероучения. В Иране, Таджикистане и России стали создаваться новые зороастрийские общины, не имеющие отношения к настоящему зороастризму, однако некоторые зороастрийцы склонны признавать их, чтобы воспрепятствовать упадку своей религии.
Вопросы для повторения
- 1. Каковы основные принципы зороастрийского учения?
- 2. Каковы особенности зороастрийского культа?
- 3. Каковы основные символы зороастризма?
Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примем., справочный раздел И. В. Рака. Изд. 2-е, испр. СПб., 1998.
БойсМ. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ, и прим. И. М. Сте- блин-Каменского. 4-е изд., испр. и доп. СПб., 2003.
Зороастризм как вечное противостояние Добра и Зла.
Основателем зороастризма является Заратуштра. Он до недавнего времени являлся лицом мифологическим и считалось, что на самом деле он никогда не жил. Но в последнее время, после проведения исследований было доказано, что Заратуштра - это реальный человек, который родился на северо-западе Ирана. Касаемо времени его жизни, кратко говоря, факты расходятся: одни считают, что он жил в 7-6 вв. до н.э., другие - в 6 тысячелетии до н.э. Официально признанная дата возникновения зороастризма - VII-VI вв. до н.э., хотя произведенные исследования доказывают, что священная книга Авеста писалась примерно в 6 тысячелетии до н.э.
Заратуштра являлся жрецом, приносящим жертвы древнеиранским богам и совершающим ритуалы. В возрасте, примерно, 30 лет он получил откровение от бога Ахурамазды. После чего начал проповедовать новую религию. В течение 10 лет он проповедовал религию среди простого населения, но в 618 году до н.э. он обратил в зороастризм царя Виштаспу, его родственников и ближайшее окружение. Немного позже в эту религию было обращено все население Ирана. Но 583 год до н.э. стал трагическим. Заратуштра был убит кочевниками из Бактрии, воевавшими против Виштаспы.
Исходя из вероучения зороастризма, вначале был Совершенный мир, не наполненный ничем, кроме Света. Затем в этом мире возник Ахурамазда. После этого верховное божество населило мир Духовными созданиями, в том числе по Закону Полярности были созданы отрицательные персонажи. Высшим из них был Анхраманью, являющийся духом Тьмы. По мировоззрению зороастризма процесс Творения длился 12 тысяч лет:
- "Творение". Данный период длился 6000 лет. Вначале существовали Совершенные Духовные создания. Но дух Тьмы совершал нападения на мир Света, однако Тьма потерпела сокрушительное поражение, а дух был скован Ахурамаздой на 3000 лет. С этого времени начался период 9000 лет, после его окончания зло полностью потеряет силы и исчезнет. В последние 3 тысячи лет этого периода Ахурамаздой был спроектирован Духовный вариант созданий, на его основе он создал материальных существ, совершенных по своей природе;
- "Смешение". Этот период, также, как и предыдущий продолжался 6000 лет. В первые 3 тысячи лет Анхраманью вновь производит нападение на мир Света, вследствие чего ему удается захватить семь материальных существ. После этого начинается время беспорядка и хаоса, по его окончании в мире появляется пророк Заратуштра и начинается 3000-летний период противоречий и борьбы Добра со Злом. Именно в этом и состоит главная суть Зороастризма. После окончания этих 3000 лет должен родиться Спаситель. После чего будет устроен Последний Суд, затем Воскресение, а в конце всего Рождение обновленного бессмертного тела и получение Бессмертия существами, признанными праведными. Касаемо же Зла - оно будет уничтожено навсегда.
В завершение всего время исчезнет - прекратит существование, а все создания обретут первоначальный совершенный вид и духовное состояние.
Ахурамазда является верховным богом в зороастризме. Его имя состоит из двух частей: Ахура, означает "Владыка", а Мазда отождествляет его "Всезнающим". Именно он является создателем всего живого и неживого во всем Космосе. Он создал Законы, по которым существует жизнь и не вмешивается в процессы, происходящие на основах этих Законов. Ахурамазду нет возможности обмануть, он знает все мысли людей, уже свершившихся и только возникающих в головах у людей. В то же время он является добрым и всепрощающим богом. Если человек ведет праведную и справедливую жизнь, то он ему всячески помогает в делах.
Человек в зороастризме признан самым совершенным материальным существом. Он был создан для того, чтобы управлять всеми остальными творениями Ахурамазды, а также выполнять Божественную Миссию. Именно при активном действии человека будет совершено Воскресение. Исходя из своего предназначения человек был создан из 9 компонентов: три из них являются физическими, три полудуховными и еще три духовными.
Суть зороастризма дуальна: в нем все происходит в неразрывной связи Зла и Добра, причем самое деятельное участие в этом процессе принимает человек. Поэтому в жизни человека огромное значение играет очищение и чистота. Трупы зороастрицы никогда не хоронили, потому как земля являлась священной. Тела умерших сжигались - огонь имел большую очистительную силу. Немногим позже стали строить пустые башни. В них трупы зороастрицев сбрасывались, причем эту функции выполняли не зороастрийцы. Плоть поедалась грифами, а солнце иссушало кости. После заполнения башни, она заливалась асфальтом и покидалась.
Наверное, немногие знают об очень древней религии Зороастризме, и поэтому мы попробуем разобраться в главных идеях, сути, принципах и философии зороастризма, как ранее очень популярного греческо-иранского течения религиозной мысли.
Как переводиться зороастризм?
В переводе с персидского зороастризм переводиться как «Благая Вера» — и понятно, что данная религия берет свое начало от пророка Спитамы Заратустры , наставления по которой он получил от Бога Ахуры Мазды .А свое название зороастризм получил из-за греческого произношения имени пророка Зороастр .
История Зороастризма
Возникновение зороастризма связывают с жизнью великого пророка Заратустры 754 год до нашей эры и полученных откровений от бога Ахуры Мазды. А вот уже точного места рождения Заратустры ученые определить не могут: Иран, Афганистан или Пакистан.
Вообще все перечисленные места некоторыми учеными считаются и местом Шамбалы в прошлом, и местом рождения некоторых мастеров Тантры.
Если брать саму жизнь пророка Заратустры, то, как и жизнь многих пророков, она складывалась непросто, пройдя и через этапы унижения и изгнания.
Главные идеи Зороастризма
В основе главных идей зороастризма лежит вера в единого Бога и Создателя – Ахура Мазду (Мудрого Бога) , а также вера в Заратустру, как единого пророка, который лично общался с Мудрым Богом и получившим от него учение.
Так же признается Вселенский закон гармонии, установленный Ахурой Маздой. Рано или поздно согласно зороастризму на земле наступит время полной победы Ахура Мазды и зло навсегда покинет планету.
Суть учения Зороастризма
Для того чтобы, достичь праведности в своей жизни зороастризм учит поклоняться единому богу Ахуре Мазде, давшему основы праведной жизни через своего пророка. Причем, учение Заратустры, как и многие другие религии учит личной ответственности за совершенное в этой жизни.
Так, за исполнение благой жизни, а также слов, мыслей и дел человека ожидает Рай и даже больше – рождение в месте, где пребывает сам Бог, это место «Бесконечного Сияния или Света».А за неправедную жизнь человека в соответствии с философией зороастризма ожидает Ад, где его ждут ужасные муки и саморазрушение.
Существует также идея так называемого «Моста Чинвад» , который проложен между Адом и Раем. Если идет праведник по Мосту, то он становится широким и удобным, а если грешник, то острым, как лезвие и с него он падает в Адскую пропасть.
Принципы Зороастризма
В основе традиции и принципов зороастризма заложена абсолютная вера в Ахуру Мазду и праведность, когда благими делами приближается человек к единому Богу .
Причем учение Заратустра поможет людям победить в последней битве с силой зла, и тем самым разрушить Ад.
Священная книга Зороастризма
Суть учения зороастризма также заложено в определенной святой книге. Авесте – книге или священных текстах, где в разных разделах говорится о почитании Ахуры Мазды, молитвах и способах борьбы с неправедностью.В зороастрийских храмах постоянно горит огонь – это символ зороастризма и вечной веры в Ахуру Мазду. В учении зороастризма нет монастырей и безбрачия. Главным, как считается – это накопление благих дел и избегать грехов.
Интересными являются и некоторые положения в зороастризме, согласно которым добродетелью считается также здоровый образ жизни и профилактика болезней .
Однако существует и особый принцип в зороастризме, хотя также не противоречащий другим религиям: «СЧАСТЬЕ ТОМУ, КТО ЖЕЛАЕТ СЧАСТЬЯ ДРУГИМ».
Философия Заратустры
Изначально философия зороастризма строилась на самом пророке Заратустре. Можно сказать, его религиозная мысль взлетала ввысь, туда, где ждет каждого необъятное и немыслимое, но такое родное каждому.
Заратустра говорил, что не призывает любить ближнего, потому что, если человек идет к ближнему, значит он бежит от себя . А если человек идет Богу, значит, он хочет потерять себя и обрести Бога внутри . А обычный неразумный человек стремится к внешним вещам и к другим людям из-за страха одиночества, вот и все.
Потому Заратустра своей философией учит божественной неудовлетворенности и стремлению к звездам. Согласно его философии человек уходит к ближнему не от любви, а от собственной пустоты, а заодно, он еще не хочет и боится познать свою внутреннюю пустоту и слиться с Богом внутри.
Мы делаем все лишь бы не оставаться в тишине и не услышать себя
Так обычно человек идет к соседу так как ему нужны друзья и развлечения, и он хочет жениться или выходит замуж, так как ему нужны отношения и дети. В общем лишь бы занять себя чем-то, не понимая, чем и самое главное зачем, и эта занятость – для того, чтобы убежать от себя самого, а не чтобы соприкоснуться с собой.
И обычно каждый только и занимается чем угодно кроме размышления о самом себе и своей жизни, он идет в кино, на работу, в ресторан или цирк. А затем еще и во сне что-то делает.
А поворот к себе — это уже не быть занятым, ведь по сути 90 процентов, а то и больше из каждодневной деятельности бесполезно и не нужно. Это просто потеря жизни напрасно. Заратустра утверждает дальше, что вы уходите к ближнему от самого себя и хотите сделать бескорыстие или даже свою святость из этого.
Учение зороастризма о награде
Но все же вас любят или уважают, или награждают и это уже не бескорыстие, если уже вас здесь наградили, то зачем вас еще и на небесах награждать? То есть, наградит ли вас Бог за эти дела. Заратустра говорит: «Я советую вам бежать от ближних, чтобы любить дальних».
Смысл в том, что ближний аналогичен вам, он также хитер или гневный, как и вы, и такой же жадный и ревнивый. Это бесконечная игра – ты хвалишь кого-то, а тот тебя в свою очередь. Призыв пророка – это призыв к далекой любви, что значит найти себя.
Далее пророк Заратустра говорит, что если и нужны вам в этом мире люди, то не ближние, а именно друзья, и такие друзья, которые хоть и любят, но не вмешиваются и не ставят условий и оставляют вас независимым.
Философия зороастризма о познании себя
Философия Заратустры очень тонка, он говорит: «Брат мой, ты хочешь уединения? Тогда путь к себе, это созидание – когда вы идете прочь от массы» . Художник одинок в своем творении, и танцор тоже.
Когда одного известного танцора спросили, волнуется ли он перед аудиторией, то он ответил, что когда начинает танцевать, не только другие исчезают, но порой и сам исчезает и остается только танец. Иногда люди замечали, что он взлетает очень высоко в танце, несмотря на гравитацию, а приземлялся очень мягко, как пушинка.
Как обрести просветление в зороастризме
Одним из важнейших утверждений в философии Заратустры, является то, что человеческая жизнь хочет превзойти саму себя и здесь возникает страх, страх одиночества, ведь новое может возникнуть лишь, когда старое умрет, и у человека возникает мысль «а кто знает, может новое и не придет, когда расстанусь со старым».Когда человек остается один ему придется посмотреть вовнутрь себя и возникнет желание подняться и взлететь ввысь. И это желание взлететь существует в каждом человеке.
Заратустра о святых
Иногда в своих изречениях Заратустра упоминает о святых и праведниках. Он говорит, что это смешно, что у них есть идея Дьявола и они боятся его. Это потому, что у них есть идея Бога.
Это смешно говорит Заратустра, они боятся фикции и порой обычные люди выглядят более зрелыми, чем так называемые святые. Так некогда жил король древней Британии Низам, он был очень свят, читал Коран, и многие мусульмане почитали его за святость.
Однако он очень боялся привидений и потому, чтобы уберечься от них он каждый день перед сном (а известно, что они нападают по ночам, когда спишь) засовывал ногу в мешок с солью, это считалось, может уберечь от привидения, они боятся соли.
Однако это был божий человек. Но если Бог не спасет от привидений, как же может тогда соль спасти? И далее утверждает, что человек пробужденный, уже не будет в своем уме ни бояться Дьявола, ни поклонятся Богу, поскольку стоит на равных с ним.
Заратустра говорит, что многое познал в уединении, пустоте и тишине, но обычные люди не могут его понять. Вот таким был пророк и великий мистик Заратустра, который по сути верил практически в те же истины, которые объясняют и все остальные мировые религии, но о всем так сказать Божественном замысле мы поговорим уже в следующий раз.
Вывод
Учение зороастризма, да и других религий может быть понято по-настоящему, лишь, когда постигаются самые глубины. И кто из нас может шагнуть в эту самую глубину? Однако, наверное, эта самая суть мистических учений, та суть, которая и является определяющей и ведущей по дороге к Богу и спасению от суетности этого мира.До встречи в этой самой глубине мистических учений, в том числе и философии и сути зороастризма, где каждый давно знает другого.
Естественно на нашем портале Обучения и саморазвития мы еще будем писать о многих других религиях, Просветленных людях и священных писаниях, так что добро пожаловать в этот огромный мир путей, ведущих вверх к Богу.
И в следующей статье мы поговорим , как также одного из мудрых религиозных учений среднего востока, а далее вас ждет даже , так сказать большого божественного плана и понимания зачем они были созданы, такими похожими, но такими разными.