Окончание серебряного века. Поэзия «серебряного века» (общий обзор)
Что такое Серебряный век? Каковы его хронологические рамки? Модернизм и особенности модернистских течений начала 20 века. Самые яркие представители акмеизма, футуризма и символизма. Литературные объединения рубежа веков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
На рубеже 19-20 веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась в это время поэзия. Позднее этот период развития литературы назовут термином «Серебряный век». Это словосочетание возникло по аналогии с «Золотым веком», обозначавшим пушкинский период русской литературы.
Понятие «Серебряный век» характеризует не только литературу этого периода, но и философию и искусство (рубежа 19-20 веков) Строго не обозначены хронологические рамки этого периода. Начало «С.В.» - 90 годы 19 века,когда появились первые представители модернистских течений в России (предтечи символизма).
Окончание серебряного века: 1917-1919 – начало Гражданской войны и революции. 1921 – смерть А. Блока и расстрел Н. Гумилева 1920-1930 – начало репрессий и первая полна русской эмиграции.
Серебряный век характеризуется разнообразием поэтических течений, ведущее место среди которых занимают представители нового (новейшего) направления в литературе – модернизма. Модернистские течения: СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ
Модернистские течения СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ sumbol - знак акме – острие копья, высшая точка развития … futuro - будущее
СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Течение пришло в Россию из Франции Течение зародилось и развивалось в России Течение пришло в Россию из Италии изображали потусторонний мир изображали реальный мир Изображали мир будущего Мистика -серебро Гармония - золото Переворот- алюминий
СИМВОЛИЗМ Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский… Центральное место в поэзии отводится символу. Открытие многозначности слова Приглашение читателя к сотворчеству Изображение мира теней, снов, грез, фантазий Герой – пассивный созерцатель
РЕАЛЬНЫЙ МИР ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ МИР СИМВОЛ
СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕ МЛАДОСИМВОЛИСТЫ
Старшие символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов
« Младосимволисты» А. Белый, А. Блок
АКМЕИЗМ Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова… Искусство ради искусства, красота ради самой красоты Стремление говорить простым языком, вернуть слову его первоначальный смысл Поэзия в бытовых деталях Тоска по мировой культуре Герой – устроитель земной красоты…
Акмеисты А.Ахматова и Н.Гумилев
Поэты акмеисты О.Мандельштам и М.Кузьмин
ФУТУРИЗМ Братья Бурлюк, Велимир Хлебников, Игорь Серевянин, Владимир Маяковский … Творческая задача –создание искусства будущего Стремление разложить мир на составные части, на атомы. Отказ от традиций мировой культуры и литературы Ввод многоэтажных метафор, стихосложение лесенкой, неологизмы Скандальность, эпатажность
ФУТУРИСТЫ КУБОФУТУРИСТЫ ЭГОФУТУРИСТЫ
Футуристы И. Северянин и В. Маяковский
Представители различные литературных течений модернистской направленности устраивали многочисленные творческие вечера, выбирая местом для своих встреч квартиры коллег, кабаре, небольшие ресторанчики, музеи, аудитории университетов. Постепенно из этих кружков и компаний по интересам складываются полноценные литературные объединения со своими уставами и программами.
Литературные объединения «БАШНЯ» «БРОДЯЧАЯ СОБАКА» «ГИЛЕЯ» «ЦЕХ ПОЭТОВ» «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» «ПОЭТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» «ЦЕНТРИФУГА»
Подготовить сообщения о литературных объединениях начала 20 века (по схеме). Название объединения. Место встреч. Участники объединения Программа объединения. Манифесты. Сборники
На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX вв. называют «серебряным веком », русским поэтическим ренессансом.
Идейным основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на рубеже XIX-ХХ вв. Новая философия предстает как кригична реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии. К основным ее представителям принадлежат М. Федоров, Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. Лосский, С. Франк и другие, среди которых не самым непосредственное влияние на формирование идейной основы русского поэтического модернизма оказал выдающийся русский мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев. Его философские идеи и художественные образы стоят у истоков русского поэтического символизма.
За «серебряного века» в русской поэзии ярко проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтивське (которое родилось в 60-е и начале 70-х годов XIX в.), Блоковское (около 1880-го года), гумилевской (около 1886 года) и поколения 90-х годов, представлено именами Г. Иванова, Г. Адамовича, М. Цветаевой, Р. Ивнева, С. Есенина, В. Маяковского, М. Оцупа, В. Шершеневича и многих других. Значительное количество русских писателей была вынуждена эмигрировать за границу (К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Саша Черный и многие другие). Разгром русской культуры и поэзии «серебряного века» был окончательно завершен осенью 1922 г. принудительным высылкой из советской России за границу 160 известных ученых, писателей, философов, журналистов, общественных деятелей, что положило начало формированию мощной эмиграционной ветви русской литературы и культуры.
Русская поэзия «серебряного века» стала своеобразным подведением итогов двухсотлетнего развития новой русской поэзии. Она подхватила и продолжила лучшие традиции предыдущих исторических этапов развития русской поэзии и одновременно обратилась к существенной переоценке ценностей художественных и культурологических приоритетов, которые направили ее развитие.
В истории развития русской поэзии «серебряного века» наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Отдельное место в российском поэтическом модернизме начала XX вв. занимают так называемые «новые крестьянские» поэты, а также поэты, творчество которых четко не соотносится с определенным художественным направлением.
Символизм. Первым из новых направлений появился символизм, который и положил начало «серебряному веку» русской поэзии. Символизм (греч. зутЬоИоп — условный знак, примета) — литературное направление конца XIX — начала XX века, основной чертой которого является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Символизм рождается во Франции и как сформирован литературное направление начинает свою историю с 1880 года, когда Стефан Малларме начинает литературный салон (так называемые «вторники» Малларме), в котором принимают участие молодые поэты. Программные символистские акции проходят в 1886 году, когда печатаются «Сонеты к Вагнеру» во-
сьмы поэтов (Верлен, Малларме, Пль, Дюжарден и т.п.), «Трактат о Слове» Р. Гиля и статья Ж. Мореаса «Литературный манифест. Символизм ».
С символизмом связывают свое творчество выдающиеся писатели и за пределами Франции. В 1880-е годы начинают свою деятельность бельгийские символисты — поэт Эмиль Верхарн и драматург Морис Метерлинк. На рубеже веков выступили выдающиеся австрийские художники, связанные с символизмом — Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке. К символистов принадлежал также польский поэт Болеслав Лесьмяна, с художественными принципами символизма соотносятся отдельные произведения немецкого драматурга Гергарта Гауптмана, английского писателя Оскара Уайльда, позднего Генрика Ибсена. В украинскую поэзию символизм вошел с творчеством М. Вороного, О. Олеся, П. Кар-Манского, В. Пачевского, М. Яцкива и других. Школу символизма прошли такие выдающиеся украинские поэты, как М. Рыльский и Тычина, «Солнечные кларнеты» которого составляют вершину украинского символизма.
Символизм противопоставил свои эстетические принципы и поэтику реализму и натурализму, направлениям, которые он решительно отрицал. Символисты не заинтересованы в воссоздании реальной действительности, конкретного и предметного мира, в простом изображении фактов повседневности, как это делали натуралисты. Именно в своей оторванности от реальности художники-символисты и видели свое превосходство над представителями других направлений. Символ является фундаментом всего направления. Символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирами.
Точкой отсчета русского символизма стала деятельность двух литературных кружков, возникших почти одновременно в Москве и Петербурге на почве общего интереса философией Шопенгауэра, Ницше, а также творчеством европейских символистов. В конце 90-х годов XIX в. обе группы символистов объединились, создав таким образом единый литературное направление символизма. Тогда же в Москве возникает и издательство «Скорпион» (1899-1916), вокруг которого группируются русские символисты. Русских символистов принято разделять на старших и младших (согласно времени их вступления в литературу и некоторое различие в теоретических позициях). В старших символистов, которые пришли в литературу в 1890-е гг, принадлежат Дмитрий Мережковский (их главный идеолог), Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и другие. Идейную основу своих взглядов старшие символисты выводили преимущественно из установок французского символизма, на который главным образом и ориентировались, хотя полностью не отбрасывали и достижений русской идеалистической мысли. Младшие символисты, вступали в литературу уже в начале XX ст. (Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов и другие), больше ориентировались на философские поиски собственно русской идеалистической мысли и традиции национальной поэзии, называя своими предтечами поэзию В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Фета.
Свою деятельность поэты-символисты сравнивали с теургией (жречеством), а своим стихам часто старались придать признаков ритуально-магического текста, похожего на заклинания. Содержание символических образов в первую очередь рассчитан на то, чтобы возбуждать в воображении слушателя сложную игру ассоциаций, связанных с соответствующим эмоциональным настроем и лишенных четко очерченной предметной основы. Особое значение символисты придавали звучанию стиха, его мелодике и звукописи, а также редкое поэтической лексике. Звукопись стиха они сравнивали с музыкой, а эта последняя ассоциировалась для них с вершиной искусства и оптимальным средством для выражения определенного символического содержания. Символизм сыграл чрезвычайно важную роль в развитии русской поэзии «серебряного века». Он, во-первых, вернул поэзии ту значимость и тот авторитет, которые она потеряла в литературе реализма, сориентированной на прозу, и, во-вторых, заложил традиции, на которых выросли (воспринимая или отталкиваясь от них) другие направления развития русской поэзии начале XX в. и прежде акмеизм и футуризм.
Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX — начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век — это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл.
Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.
Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, — З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» — А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов — Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.
В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).
Валерий Брюсов в начале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты». Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру».
Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы». Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».
Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда». В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:
Я хочу изведать тайны Жизни мудрой и простой. Все пути необычайны, Путь труда, как путь иной.
Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.
Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.
Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.
Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него — символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал: Материал с сайта
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры. В едином взоре, Я властелин…
В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.
Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:
И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- кратко о серебряном веке
- русская литература конца 19 века
- тема свободы в поэзии
- русская литература начало 19 века краткое содержание
- краткая характеристика серебряного века
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока : дать толкование понятия “Серебряный век”; сделать обзор поэзии серебряного века, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи; актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.
Оборудование: презентация Power Point, тесты стихотворений, учебник, рабочие тетради
Ход урока
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А.А.Ахматова
Оргмомент. Целевая установка.
слайд 2 .
Какова история развития литературы XX века?
(Судьба литературы XX века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули родину Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Цветаева, Северянин и др. В годы “красного террора” и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев. Покончили самоубийством Есенин, Цветаева, Маяковский. Многие имена на долгие годы были преданы забвению. И только в 90-е годы стали возвращаться читателю их произведения.)
Настроения многих творческих людей начала 20 века отразились в стихотворении А.Блока из цикла “Возмездие”:
Двадцатый век... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот некоторые исследователи связывают с именем Н. Бердяева, другие Николая Оцупа.
Серебряный век русской поэзии (в основном с поэзией связан термин в литературе) – единственный век в истории, который длился чуть больше 20 лет. 1892 – 1921 гг.?
Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. (Эпиграф) слайд 4 (1)
Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ. Слайд 5
Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.
На доске – таблица (учащиеся заполняют ее в ходе лекции)
символизм | акмеизм | футуризм | |
Отношение к миру | Интуитивное постижение мира | Мир познаваем | Мир надо переделать |
Роль поэта | Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова | Поэт возвращает слову ясность, простоту | Поэт разрушает старое |
Отношение к слову | Слово и многозначно, и символично | Четкая определенность слова | Свобода в обращении со словом |
Особенности формы | Намеки, иносказания | Конкретная образность | Обилие неологизмов, искажение слов |
Слайд 6. Представители символизма: В. Брюсов, К.Бальмонт. Д.Мережковский, З.Гиппиус (старшие), А.Белый, А.Блок (младшие).
Слайд 7. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.
Мы знакомы со стихотворениями поэтов-символистов с 5 класса. – Чтение наизусть и анализ стих-я А.Блока.(д/з)
Слайд 8. Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам. Акмеизм – Слайд 9. отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Увлечение красочными, экзотическими деталями в поиске ярких эпитетов было характерно поэтам –акмеистам.
Чтение и анализ А.Ахматовой. (д/з)
Слайд 10. Представители футуризма: В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Маяковский.
Слайд 11. Футуризм – отрицали художественное и нравственное наследие, провозглашали разрушение форм и условностей искусства. Ф. ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.
Слайд 12. Имажинизм – С.Есенин.Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство – метафора. Для творчества имажинистов характерен эпатаж. Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.
Чтение и анализ стих-я С.Есенина
Слайд 13. Поэты вне направлений: И.Бунин, М.Цветаева.
Слайд 14. Что объединяет все литературные направления? Работа с таблицей.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)
О чем это стихотворение?
Каким размером написано стихотворение? Что это дает? (трехсложный анапест – неторопливое движение)
Чем похожи строки? Какой прием использует поэт? (повтор) Какова его роль? Какие чувства вызывает прием? На что похоже? (гипноз, ворожба)
Что вы увидели в стих-ии? Какие картины предстали перед вами? (Башня, винтовая лестница, дорога вертикальная, отрывается от земли, но не уходит, находится в пределах видимости. Людей нет. ОДИН – Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ)
Можете ли определить время действия в произведении? Историческое время? (переходное время суток, не более. Нет быта, бытовых условий. Не можем сказать, когда это происходит. Лирический герой находится в особом условном мире, возможно, в идеальном).
Найдите слова, определяющие внутренне состояние героя (нет, кроме мечтою )
Какие действия совершает лирический герой (работа с глаголами движения по строфам)?
Сравните 1 строку 1 строфы и 1 строку последней строфы. Чем они похожи и чем отличаются? (процесс познания и момент познания)
Кольцевая композиция – возвращение к началу пути (путь духовного познания бесконечен)
Как вы думаете, какова идея стих-я? (познавая себя, познаешь мир)
Слайд 18, 19. Итоги урока.
Что такое Cеребряный век? Назовите основные модернистские течения серебряного века. Каковы их особенности?
Серебряный век – это не просто научный термин, это эпоха, подарившая миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности, отличающиеся беспокойством мысли и изысканностью форм.
Д/З: Сообщение о жизни и творчестве А.Блока. Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений по выбору.
Серебряный век русской поэзии - период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:
Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная чёрта модернизма - субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.
Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции - уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения. Кризис символизма.
Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.
Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность. Цель творчества - побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве - таковы установки футуризма. Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.