Окончание имен прилагательных по падежам. План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Определение падежа имен прилагательных
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе
16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?
17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.
Овощной суп, ночное небо, земная кора.
18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.
Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.
- Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
- Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.
Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.
19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.
Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).
20. Прочитайте.
- Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
- Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.
На севере диком
стоит одиноко
На голой
вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М. Лермонтов)
21. Прочитайте.
Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.
Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.
Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.
(. Долгополов)
- Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
- Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
- Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?
22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».
- Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
- Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.
Цель:
*
*
*
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по русский язык в 4-д классе в рамках классно-обобщающего контроля.
Подготовила: Прищепа Марина Павловна
Тема : Определение падежа имен прилагательных
Цель:
* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;
* познакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе;
* повторить морфологические признаки имени прилагательного, его роли и значения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падеж имен прилагательных единственного числа; развивают устную и письменную речь.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ресурсы: таблица «Склонение имен прилагательных», компьютер, проектор, экран, учебник, мет. пособие,карточки.
Ход урока
- Мотивация.
Создание хорошего настроя, подготовка детей к уроку.
- Актуализация знаний.
Запись под диктовку.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит.
А.Фет.
Задание: найдите в стихотворении имена существительные. Определите их падеж. Волнистой линией подчеркните имена прилагательные.
- Постановка учебной задачи.
Как думаете, как можно определить падеж имени прилагательного?
Какие задачи мы поставим сегодня на уроке?
Задачи.
- Вспомним значение и роль имени прилагательного.
- Повторим морфологические признаки имени прилагательного.
- Научимся определять падеж имени прилагательного.
Прослушайте отрывок из комедии «Недоросль».
Госпожа Простакова хочет показать, как умён её сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Дверь? Котора дверь?
Вот эта.
Эта? Прилагательна.
Почему же?
Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не повешена: так та покамест существительна.
Ребята, а как вы ответите на вопрос, ч то такое имя прилагательное?
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ ЧЕЙ? И обозначает признак предмета.
Для чего нужны имена прилагательные?
Они придают речи яркость, выразительность, образность. С их помощью можно описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки существительного.
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запах а, ни вкуса.
Но, если к нам их ПРИЛОЖИТЬ
Им веселее станет жить.
Вспомним, как узнать род и число имен прилагательных?
Род и число имен прилагательных определяется по имени существительному, связанного с этим прилагательным по смыслу.
- Взаимопроверка.
Работа по учебнику. Стр. упр. (В предложениях нужно выписывать словосочетания с именами прилагательными и определять род, число). Вспомним, в каком случае не определяется род у имен прилагательных. (во мн.ч)
Как же определить падеж имен прилагательных?
Также, по имени существительному.
Работа в группах.
Определите род и число имен прилагательных в стихотворении Всеволода Рождественского:
О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге и ясной погоде,
О яблонях в наших садах!
О шумной пшеницы, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз!
Запишем словосочетания в таблицу.
V. Физкультминутка.
- Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.
Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.
VI. Продолжение работы.
А теперь просклоняйте данные словосочетания в ед.ч.
как ой ? как ое ? как ая ?
Им.п. глубок ий пруд глубок ое озеро глубок ая нора
Как ого ? как ого ? как ой ?
Р.п. глубок ого пруда глубок ого озера глубок ой норы
Как ому ? как ому ? как ой ?
Д.п. глубок ому пруду глубок ому озеру глубок ой норе
Как ой ? как ое ? как ую ?
В.п. глубок ий пруд глубок ое озеро глубок ую нору
Как им ? как им ? как ой ?
Т.п . глубок им прудом глубок им озером глубок ой норой
О как ом ? о как ом ? о как ой ?
П.п . о глубок ом пруде о глубок ом озере о глубок ой норе
Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)
Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание – ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.)
Значит, имя прилагательное с существительным согласуется в роде, числе и падеже.
- Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику: упр. – работа в парах (каждый сделает самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и проверяют, самооценка).
Просклонять словосочетания новый дом, новое слово,. (Проверка, самооценка).
- Проверочная работа.
Работа по карточкам. Просклонять словосочетание новая книга
- Рефлексия.
Что нового узнали на этом уроке?
Как определить падеж имени прилагательного?
Как вы оцениваете свою деятельность на этом уроке? (Самооценка)
Оценивание учителем.
- Домашнее задание: Уч. стр. 9 упр. 13 – списать текст, определить падеж имени прилагательного.
Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .
Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .
Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий
Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее
Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП
Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .
Сережа позвал своего любимого щенка → позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП
Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .
Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП
Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .
Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП
Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .
Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП
Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .
Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП
В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .
Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .
Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП
Трудно вообразить живой разговор без ярких эпитетов, отражающих чувства человека – восхищение, ликование, радость, досаду, негодование. В основном эти необычные слова, делающие нашу речь насыщеннее – прилагательные, которые обозначают качество предмета и отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Определения просты в произношении, но не только школьники, но и взрослые, путаются в их написании. Чтобы избежать ошибок при письме, нужно правильно определять падеж этих колоритных слов.
Как определить падеж прилагательного по существительному
Обычно прилагательное согласуется в падеже с соподчиненным существительным. Рассмотрим простенькое предложение: “Узкая тропинка бежала через ельник, петляя и извиваясь, пока, наконец, не исчезла в непроходимой чащобе”.
- Ищите прилагательные, поставив вопросы – какая? какой? Выходит, что 2 слова – узкая и непроходимой – прилагательные.
- Найдите существительное связанное с первым эпитетом, спросив – что? Ответ – тропинка, которая стоит в именительном падеже, выходит, и узкая – такого же падежа.
Запомните: если существительное является подлежащим – это И.п., если второстепенным членом – В.п.
- Второе существительное – в чащобе, оно отвечает на вопрос – в чем? где? и имеет предложный падеж, поэтому и прилагательное – в непроходимой, стоит в П.п.
Как определить падеж прилагательного женского рода
Для каждого рода прилагательных свои правила определения падежей. Разберем склонение женского рода.
Именительный падеж обладает окончанием – ая, -яя, родительный, дательный, творительный и предложный – ой, -ей. Винительный – ую, -юю. Подробнее – в примере.
Как видите, окончания в разных падежных формах одинаковые, поэтому в случае затруднения, перепроверьте правописание по зависимому существительному, воспользовавшись подсказкой из 1-го пункта.
Как определить падеж прилагательного мужского рода
Чтобы определить падеж прилагательные мужского рода задайте к нему вопрос и ориентируйтесь по окончаниям:
И.п. – окончания – ой, -ый, -ий;
Р.п. – ого, -его;
Д.п. – ому,-ему;
В.п. – если предмет неодушевленный окончания будут – ой, -ый, -ий, живой объект – ого, -его;
Т.п. – ым, -им;
П.п – ом, -ем.
Как определить падеж прилагательного среднего рода
В именительном и винительном падеже прилагательные среднего рода единственного числа оканчиваются на – ое, -ее. Далее идет без повторов – родительный падеж – ого, -его, дательный – ому, -ему, творительный – ым, -им, предложный – ом, -ем.
Как определить падеж прилагательного множественного числа
Эти словоформы отвечают на вопрос – какие?, совпадают в числе с зависимым существительным и имеют такие падежные окончания:
И.п. – ые, -ие;
Р.п. и П.п. – ых, -их;
Д.п. – ым, -им;
В.п. – одушевленные предметы по Р.п., неодушевленные – по И.п.;
Т.п. – ыми, -ими.
Итак, вы узнали, как определять падеж имени прилагательного, пора закрепить результат. Распечатайте схемы-подсказки и пользуйтесь ими по мере надобности, чтобы писать правильно любое сложное прилагательное.
Что вам необходимо найти предметы (явления), которые характеризуются найденными прилагательными. В данном случае это слова "заря" и "городом".
Определите падеж найденных . Вспомните, что именительный падеж отвечает на вопросы "кто?"("что?"), - на вопросы "кого?"("чего?"), дательный - на вопросы "кому?"("чему?"), винительный - на вопросы "кого?"("что?"), творительный - на вопросы "кем?"("чем?"), предложный - на вопросы "о ком?"("о чем?"). Итак, "заря" , а существительное "городом" творительного падежа.
Обратите внимание
Именительный и винительный падежи легко спутать, так как неодушевленные существительные в этих падежах отвечают на один вопрос. Для того, чтобы различать их, нужно помнить, что существительное в именительном падеже всегда является подлежащим в предложении, а существительное в винительном падеже - второстепенным членом предложения. Например, "Ленивый кот видел сладкий сон". Здесь подлежащим является слово "кот". Следовательно, словосочетание "ленивый кот" именительного падежа, а словосочетание "сладкий сон" винительного падежа.
Источники:
- как правильно определить падеж существительных
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает человека или предмет и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Существительные изменяются по падежам , которых в русском языке шесть. Чтобы падежи не путались между собой, существует строгая система правил и различий между ними. Чтобы уметь правильно и быстро определить винительный падеж, необходимо знать его вопросы, и для чего он применяется.
Инструкция
Чтобы никогда не ошибиться с падежом существительного, помните, что каждый из них имеет определенные для него уникальные вопросы, задав которые, вы получите соответствующий . Вопросы винительного падежа – это вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу что?» для неодушевленных существительных.
Кроме этого, выучите определения винительного падежа русского языка, а, точнее, случаи, когда он употребляется. Итак, винительный падеж обозначает передачу временных и пространственных отношений ( неделю, пройти километр); переход действия полностью на предмет (вести автомобиль, листать книгу). Очень редко винительный падеж в качестве зависимости от (обидно за друга).
Однако даже по правилам или окончаниям иногда очень трудно определить падеж, поэтому всегда пользуйтесь специальными вопросами. По своим вопросам винительный падеж частично совпадает с родительным и именительным. Чтобы не путать их, сделайте следующее: если перед вами , и оно отвечает на вопрос «кого?», который совпадает с , подставьте вместо него и задайте вопрос к нему. Если слово отвечает на вопрос «вижу что?», тогда перед вами винительный падеж.
Помните также, что есть некоторые , которые во всех падежах выглядят одинаково: метро, кино, пальто, кафе и др. Чтобы определить их падеж, задайте вопрос к ключевому слову. Например, в предложении «Вчера мне купили дорогое пальто», слово «пальто» стоит в винительном падеже, поскольку на вопрос «вижу что?» можно ответить «красивое пальто». К тому же, замените здесь слово «пальто» на изменяемое, например, «украшение». Тогда принадлежность к винительному падежу сразу становится более очевидной.
Видео по теме
Полезный совет
При определении падежа любого существительного всегда применяйте все правила и методы, которые вы знаете, тогда вам будет гораздо легче убедиться в принадлежности слова к тому или иному падежу.
В отличие от финского и венгерского языков, в которых насчитывается полтора-два десятка падежей , в русской грамматике их выделяют всего шесть. Окончания слов, стоящих в разных падежах, могу совпадать, поэтому для определения падежа необходимо задать к проверяемому слову правильный вопрос.
Инструкция
Чтобы определить падеж имени существительного, внимательно прочитайте фразу, в состав которой оно входит. Найдите слово, к которому относится проверяемое вами существительное, - именно от этого слова вы будете задавать вопрос. Например, вам дана фраза «Я люблю собак», и нужно определить падеж существительного «собак». Слово «собак» в этом предложении подчиняется слову «люблю». Следовательно, задавать падежный вопрос вы будете следующим образом: «люблю кого?»
Каждому из шести падежей соответствует свой особый вопрос. Так, в именительном падеже отвечают на вопрос «кто?» или «что?». К этому падежу можно подставить вспомогательное слово «есть». Например, есть (кто?) . Вопрос родительного падежа – «кого?» или «чего?». К существительному в этом падеже можно подставить вспомогательное слово «нет». Дательный на вопрос «кому?/чему?» и сочетается со вспомогательным словом «давать». Вопрос винительного падежа – «кого?» или «что?», а его вспомогательное слово – «винить». Существительные в творительном падеже отвечают на вопрос «кем?/чем?» и сочетаются со словами «сотворён» и «доволен». Наконец, следующими вопросами: «о ком?/о чем?», «в ком?/в чем?». Одним из вспомогательных слов этого падежа является слово «думаю».
Чтобы определить падеж , для начала нужно найти то существительное или местоимение, к которому оно относится. Определив падеж этого главного слова, вы узнаете и падеж прилагательного, так как всегда согласуются в роде, числе и падеже с теми существительными (), от которых они зависят. Например, «Коля съел большую грушу» существительное «грушу» употреблено в винительном падеже, поэтому падеж относящегося к нему прилагательного «большую» тоже является винительным.
Именительный падеж – это начальная словарная форма имен существительных, противопоставленная всем остальным формам косвенных падежей: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного. Слово в именительном падеже никогда не используется с предлогом и в предложении обычно выполняет синтаксическую функцию подлежащего или именной части составного сказуемого.
Инструкция
Для именительного падеж а главными являются субъектное и определительное значения. В первом случае эта форма обозначает деятеля, выполняющего действие, или предмет, на который оно направлено. Сравните:«Мать любит сына». Слово «мать» обозначает деятеля.«Сын любим матерью». Слово «сын» обозначает предмет, на который направлено действие.
Определяйте субъектное значение формы именительного падеж а по синтаксической роли подлежащего в двусоставном предложении («Сын – студент, но при этом работает») или подлежащего в односоставном назывном («Шепот, дыханье, трели соловья…»).
Определительное значение формы именительного падеж а в составном именном сказуемом или в синтаксической конструкции приложения.«Новое – это фабрика». Слово «фабрика» является именной частью сказуемого, которое отвечает на вопрос « новое здание?».«Женщина-врач пригласила меня в кабинет». Слово «врач», отвечающее на вопрос «кто?», − это приложение, выполняющее синтаксическую функцию определения.Обратите внимание, что именительный падеж , употребляющийся в определительном значении, дает другое наименование предмету по свойству, качеству, признаку, а значения ему не свойственны.
Дополнительными значениями именительного падеж а имени существительного являются: - оценочное значение, выраженное в именной части сказуемого («Он был добряк»);- выражение временного признака, отнесенного к прошлому («В то время был еще жених ее супруг»);- значение информативно восполняющей формы, употребляемой как при имени собственном («Ее назвали Оля»), так и нарицательном («Он числится как сторож»). Чаще всего именительный падеж употребляется в этом значении при географических названиях («Потом стал называться Петроград»).
Обратите внимание
Кроме имен существительных, категорию падежа имеют склоняемые части речи: прилагательное, числительное, причастие и местоимение. Определяйте именительный падеж прилагательных и причастий по вопросам «какой? какая? какое? какие?», задаваемым от определяемого имени существительного, «сколько?» − для количественных числительных, «какой по счету?» − для порядковых. Местоимения в зависимости от разряда могут отвечать в именительном падеже на вопросы «кто? что?» (я, тот), «какой? чей?» (некоторый, свой), «сколько?» (столько).