Ограничения закупок товаров иностранного происхождения. Национальный режим при осуществлении закупок: перечень товаров
В целях поддержки российского производства законодателем определены особые условия допуска групп товаров иностранного производства, а также установлены запреты на приобретение некоторых товаров иностранного производства в целом.
Вместе с тем, нормативные акты, определяющие условия закупки упомянутых товаров написаны достаточно сложно и вызывают ряд затруднений при применении, как у Заказчиков, так и у участников закупок.
Законодательно определены перечни категорий товаров, на поставку которых установлены ограничения.
Товары в сфере медицины
Одним из наиболее часто применяемых документов, ограничивающих поставку иностранных товаров, является Постановление №102, которое содержит перечень медицинских изделий с указанием кодов ОКПД и , при закупке которых Заказчиком должно быть установлено ограничение допуска.
Аналогичные условия установлены Правительством при закупке ряда лекарственных препаратов иностранного производства, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших.
Прежде всего, стоит отметить, что закупать товары, входящие в перечень и не входящие в него одним лотом прямо запрещено законодательством.
Суть самого ограничения заключается в следующем. Если на участие в закупке подано хотя бы две заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров,не иностранного производства. Кроме того производители товаров, предлагаемых в заявках не должны быть аналогичными друг другу.
Если это условие соблюдено, то все заявки, содержащие предложение о поставке иностранных товаров отклоняются, и организации не принимают участия в торгах.
При этом, страна производства товаров должна быть не просто указана в заявке, но и подтверждена сертификатами о происхождении. Заметим, что данный документ не является обязательным в составе заявки, и прикладывается участником, только если он сам желает обезопасить себя от рисков, связанных с отклонением заявки.
Разумеется, что в случае подписания контракта с участником, который победил в закупке, в том числе благодаря применению постановления, товар, поставляемый по контракту, не может быть заменен на товар иностранного производства.
Радиоэлектронная продукция
Закупка этого вида продукции, точнее, ограничения и условия допуска регламентированы Постановлением Правительства РФ № 968. В основной своей части принцип действия ограничения аналогичен постановлению, касающемуся медицинских изделий.
Основная разница состоит в перечне документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Помимо сертификата СТ-1 подтверждающими документами будут являться инвестиционные контракты, уведомления и подтверждения Министерства промышленности и торговли РФ.
Пищевые продукты
Условия допуска товаров пищевой промышленности, перечень товаров, на которые распространяются ограничения, определены Постановлением Правительства РФ № 832.
Сохраняя тот же подход к условиям допуска, что и в предыдущих рассмотренных случаях, постановление несколько упрощает способ подтверждения страны происхождения товаров. В данном случае участнику необходимо только продекларировать, то есть попросту указать страну происхождения товара в составе заявки. Разумеется, что при поставке товаров эти сведения должны соответствовать заявленным.
Товары легкой промышленности и машиностроения
Согласно Постановлению №791 закупка товаров легкой промышленности, определенных перечнем для государственных и муниципальных нужд запрещена вовсе. Исключение составляют те случаи, когда закупаемые товары не производятся в России или на территории стран Евразийского союза.
При этом подтверждением отсутствия такого производства является соответствующий документ Министерства промышленности и торговли, который в обязательном порядке должен быть получен Заказчиком при осуществлении закупки.
Относительно товаров сферы машиностроения, условия и ограничения допуска установлены Постановлением № 656. При этом, Правительством аналогичным образом запрещаются к закупке товары иностранного производства, входящие в перечень.
В настоящее время огромное количество иностранных производителей стремятся выйти на российский рынок. По своей инвестиционной привлекательности Россия занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге стран. Экономика Российской Федерации открыта международным инвестициям и предложениям. При этом Россия как страна, которая в первую очередь защищает своих граждан и интересы отечественного производителя, ввела ряд определённых ограничений по импорту товаров и услуг иностранного происхождения. Особенно строго регламентировано законом участие в государственных закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд отдельных товаров и услуг, происходящих из других государств. С целью обеспечения безопасности страны и поддержания её оборонной способности, для защиты основ конституционного строя, для стимулирования развития внутреннего рынка и поддержания национальной экономики и российских товаропроизводителей был разработан и внедрён так называемый национальный режим проведения государственных закупок. В рамках данного режима постановлениями Правительства РФ регулируются правила допуска иностранных товаров к госзаказам по обеспечению государственных и муниципальных нужд или их полный запрет в отдельных отраслях экономики. Если предприниматель хочет стать участником государственной закупки с привлечением иностранного товара, он должен подробно изучить все условия допуска таких товаров, знать свои возможности и имеющиеся ограничения. Это позволит избежать неприятных ситуаций и возможных финансовых потерь. Положения, раскрывающие суть данного национального режима и его особенности прописаны в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в отдельных постановлениях Правительства РФ.
На первый взгляд может показаться, что национальный режим подразумевает сплошные ограничения на производящиеся в других государствах товары в рамках системы госзаказов. Многие в этом убеждены и предпочитают свернуть с намеченного пути. Но целеустремлённые предприниматели видят в постановлениях Правительства и в отдельных нормативных актах правовые решения по выходу из ограничительных ситуаций.
Так, отдельными Постановлениями Правительства РФ введены строгие ограничения по допуску товаров, работ, услуг иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства (Постановление Правительства от 14 января 2017 г. № 9), в отношении программного обеспечения (Постановление Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236), товаров лёгкой промышленности и услуг по их прокату (Постановление Правительства от 11 августа 2014 г. № 791), а также отдельных видов товаров машиностроения (Постановление Правительства от 14 июля 2014 г. № 656). Однако, не все проинформированы о том, что если Заказчику госзаказа удастся обосновать невозможность применения того или иного запрета, то в отдельных случаях, предусмотренных соответствующими Постановлениями Правительства, подобные товары, услуги и работы могут быть допущены к закупке. Это в очередной раз доказывает тот факт, что для успешного решения каждого конкретного случая необходим индивидуальный подход и грамотное юридическое сопровождение.
Также в закупках для государственных и муниципальных нужд ограничения по допуску некоторых видов товаров, работ, услуг иностранного происхождения устанавливаются определёнными нормативными актами, которые, в свою очередь, также оговаривают и условия возможности допуска таких товаров.
К примеру, с 30 сентября 2016 г. для обеспечения государственных нужд ограничен допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств. Перечень этой продукции содержится в приложении к Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (например, портативные компьютеры, принтеры, интегральные микросхемы, машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных и прочее). Ограничения устанавливаются и в отношении отдельных видов пищевых продуктов (Постановление Правительства от 22 августа 2016 г. № 832), лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление Правительства от 30 ноября 2015 г. N 1289) и отдельных видов медицинских изделий (Постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102). В большинстве случаев, если в заявках указан товар иностранного происхождения, в отношении которого установлен данный запрет или введены ограничения, то данная заявка будет отклонена Заказчиком. Однако, участники должны знать и помнить и об определённых возможностях допуска товаров данной категории. А именно:
Специальный инвестиционный проект;
Соответствие требованиям Постановления Правительства РФ № 719 «О продукции не имеющей аналогов, произведенных в РФ»;
Статус продукции РФ, присвоенный Минпромторгом;
Предоставление таможенным органом страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1;
Проведение закупки для обеспечения государственных нужд на территории иностранного государства.
В любой из представленных выше ситуаций иностранный товар может быть допущен к госзаказу. Также допускается поставка иностранных товаров, произведённых в странах-членах ЕАЭС, и им предоставляется особая преференция в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок её предоставления зависит от способа осуществления закупки и предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.
Стоит обратить внимание участников государственных закупок на тот факт, что даже если удастся добиться разрешения допуска заявки с предложением поставки иностранного товара, то при осуществлении закупок товаров, работ, услуг будет установлен приоритет продукции российского производства. И выбор Исполнителя контракта будет осуществлён путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки. Под исключение попадают только закупки у единственного поставщика.
Приоритет товаров отечественного производителя может выражаться в следующих формах:
При закупке на конкурсе заявки с товаром отечественного производства оцениваются и сопоставляются с другими за вычетом 15 % от указанной в них цены.
При закупке на аукционе, если победила заявка с товарами, происходящими из иностранного государства, то договор с победителем оформляется за вычетом 15 % от победившей цены.
При закупке на аукционе на право заключить договор (Участник платит Заказчику), когда победила заявка с товарами, происходящими из другого государства, договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15 % от победившей цены.
Таким образом, участникам тендеров по государственным и муниципальным нуждам, товары, работы и услуги которого имеют иностранное происхождение, до участия в закупке следует первоначально проверить возможность допуска его заявки для участия в соответствующей закупке. И при обнаружении полного запрета либо частичных ограничений допуска подобной продукции, детально перепроверить имеющиеся постановления и нормативные акты на предмет правовых возможностей допуска к госзаказу. Приложив дополнительные усилия по изысканию таких возможностей, участник выиграет гораздо больше.
В отличие от давно действующих ограничениях для иностранных поставщиков в контрактной системе, в закупках по 223-ФЗ новые правила появились лишь в начале этого года, до этого не было никаких ограничений. С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». Постановление не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры поддержки отечественных поставщиков. Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются. При выработке механизмов поддержки отечественных производителей была введена лишь 15-% ценовая преференция, т.о. иностранный поставщик может участвовать в любых торгах, но для победы должен быть готов существенно уступить в цене.
Важно отметить, что ФАС РФ видит огромную пользу для российского рынка в присутствии на нем поставщиков иностранного происхождения. И заключается она не только и не столько в расширении предложения для потребителей, но, в первую очередь, в том, что это единственный серьезный стимул для развития отечественных компаний. Для того чтобы российские поставщики росли и были конкурентоспособными на международном рынке, в конкурентной борьбе на внутреннем рынке обязательно должна сохраняться конкуренция с иностранными компаниями. Рынок госзакупок и закупок госкомпаний не исключение отметил эксперт ФАС РФ.
Актуальные торги
Наименование и номер
Заказчик
Прием заявок
Цена, руб.
Прием заявок:
до 12.09.2019 г., 14:00
Цена не указана
Москва Город
Прием заявок:
до 12.09.2019 г., 14:00
Цена не указана
Москва Город
Прием заявок:
до 12.09.2019 г., 14:00
Цена не указана
Москва Город
Другие новости
Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.
Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия
В России могут ввести обязательное лабораторное исследование продуктов питания при госзакупках
Госкомпании не будут учитывать закупку строительства морских судов при расчете годового объема закупок у МСП
Объем госзакупок в сфере информационной безопасности в первом полугодии 2019 г. снизился
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГРАЖДАНСКИЙ РЫНОК ЗАКУПОК
При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).
Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).
Последние изменения в национальном режиме по 44-ФЗ комментирует Роман Чибисов, ведущий вебинара «Национальный режим в закупках. Запреты, ограничения, преференции в контрактной системе »
Преференции отечественным производителям в рамках национального режима
Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.
В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:
- Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
- Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.
Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.
Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.
Запреты на закупки иностранных товаров
В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:
- оборудование для нужд обороны и безопасности;
- продукты питания;
- товары машиностроения;
- товары лёгкой промышленности;
- медицинские изделия и лекарственные средства;
- программное обеспечение.
- Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
- Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
- Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.
Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств
В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Запрет на закупки товаров легкой промышленности
На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:
- Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
- Ковры и ковровые изделия
- Канаты, веревки, шпагат и сети
- Кожа и изделия из неё, меха
- Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
- Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
- Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
- Обувь
- Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
- Изделия пластмассовые прочие
- Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
- Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви
Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.
Запрет на закупки товаров машиностроения
Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 . Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.
Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства
Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:
- в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
- ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.
Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг
- Опубликовано в Авторские статьи
- Прочитано 61415 раз
Вопрос удовлетворения государственных нужд имеет одни и те же истоки, что и сам институт государства. Удовлетворение государственных нужд, выражающих общественные потребности, является одним из наиболее важных вопросов жизни общества.
Государственный заказ на отечественные товары способствует развитию экономики страны, позволяет задать вектор развития промышленного производства, строительства и сферы услуг. Законодательство о государственных закупках оказывает поддержку и субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческим организациям. Этим во время сложной экономической ситуации государство дает возможность развиться и закрепиться на рынке вновь созданным мобильным и социально значимым организациям.
Государственный заказ является действенным инструментом экономического регулирования и воздействия, причем не только на национальном уровне, но и в макроэкономическом секторе. Изменение экономико-политической обстановки нашло свое отражение в нормативно-правовых документах, вводящих запреты и ограничения на проведение государственных и муниципальных закупок определенных иностранных товаров и поставщиков/исполнителей некоторых государств.
Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок
Правовой основой применения запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является положения контрактной системы о национальном режиме.В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
На федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ возложена обязанность размещения перечня иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ установлены:
- запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами;
- ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.
Вопрос отнесения товаров к стране происхождения решается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена Таможенного союза, определяется согласно законодательству такого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.
В развитие данных положений и с целью устранения технических неточностей Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, внесены изменения, в части понятий «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения». Начиная с 01.01.2015 заявки на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе должны содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.
Кроме того, Федеральным законом № 498-ФЗ с 15.09.2015 расширен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок, приведенный в ч. 3 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ. С указанной даты в данный перечень входят и документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.
Министерством экономического развития РФ в разъяснение положений о национальном режиме подготовлен ряд писем. Согласно «О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены меры, направленные на защиту интересов отечественных производителей. В «О применении ОКПД и ОКПД2 при формировании плана-графика на 2016 г. и размещении извещения о закупках для целей соблюдения запрета, условий и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами» разъяснено, что при размещении извещения на официальном сайте в 2016 году соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), содержащиеся в нормативных правовых актах, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, регулирующих выбор способа осуществления закупки, установление преимуществ и ограничений, а также дополнительных требований при проведении закупки, следует указывать как дополнительную информацию
Кроме того, Минэкономразвития России в «О распространении действия ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на случаи защиты национальных интересов РФ путем введения запрета либо ограничений на ввоз отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» разъяснило, что положения о запретах и ограничениях, установленных ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
1. Запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами
Запрет товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства
(ред. от 29.12.2015) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224) установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров указанных в приложении к Постановлению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.Кроме этого установлено, что запрет на допуск указанных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.
В отношении запрета на товары, происходящие из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено «Об осуществлении для нужд обороны страны и безопасности государства закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе входящих в Перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102» согласно которому к закупкам для обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся закупки, осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа.
В развитие данного запрета Минэкономразвития разъяснило, что согласно пункта 2 Постановления Ф № 1224 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России в установленном порядке. Данная позиция была отражена в
Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров
«Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств – членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Необходимо отметить, что данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа. Указанное постановление утверждает два списка товаров. Первый список устанавливает запрет на закупку товаров при осуществлении закупок для федеральных нужд, а второй - при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств - членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства участник должен подтвердить заключением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
К участникам закупки товаров и услуг, поименованных в указанных перечнях, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления № 791.
В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления № 791.
Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения
(ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 656) запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня).
В разъяснение указанных положений Министерством экономического развития подготовлены «О документальном подтверждении страны происхождения товара при закупке отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств» и «О документах, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара (работы, услуги) условиям допуска, запретам и ограничениям, установленным законодательством РФ в сфере закупок», согласно которым разъясняется, что для подтверждения соответствия товара, предлагаемого участником конкурса или аукциона, запретам, установленным заказчиком в соответствии с постановлением № 656, заявка участника должна содержать сертификат происхождения товара.
По данному вопросу так же имеются «О документах, представляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе на закупку товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», согласно которому при проведении электронного аукциона на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, заявки участников аукциона, которые не содержат во второй части указанного сертификата о происхождении товара, отклоняются в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ
Вопрос возможности распространения запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ разъяснен в письмах Минэкономразвития и . Согласно смысла указанных писем Постановление № 656 распространяется исключительно на заказчиков, указанных в статье 3 Закона № 44-ФЗ, и не распространяет свое действие на Закон № 223-ФЗ.
Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;
товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Ограничения в закупках
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;
отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;
отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Предоставление преференций
Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ