Огневая полоса психологической подготовки пожарных. Огневая полоса психологической подготовки Журнал инструктажа огневой психологической подготовки пожарных
Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.
Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.
Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.
В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.
В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.
В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .
Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.
Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.
Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.
Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.
Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.
Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.
Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.
Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.
Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.
В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.
Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.
В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.
2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.
3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.
4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.
55. Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ФПС в специальной защитной одежде и снаряжении, теплоотражательных костюмах и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.
56. Перед началом тренировок руководителем подразделения ФПС предусматриваются следующие мероприятия:
а) опрос личного состава подразделений ФПС о состоянии здоровья;
б) инструктаж личного состава подразделений ФПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;
в) устанавливается единый сигнал оповещения личного состава подразделений ФПС об опасности;
г) проверка работоспособности и исправности всех элементов полигона и аварийных систем.
Запрещается:
1) проведение тренировок на огневом полигоне в ночное время;
2) допуск на огневой полигон посторонних лиц без сопровождения. Территория, на которой расположен огневой полигон, ограждается.
57. Для имитации опасных факторов пожара разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.
58. Не допускается растекание горючих жидкостей на путях передвижения личного состава подразделения ФПС.
59. Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами производится после их охлаждения.
Розжиг горючих жидкостей производится:
а) на технологическом оборудовании огневого полигона - с использованием дистанционной системы разового или многоразового действия;
б) на снарядах огневой полосы психологической подготовки пожарных - с использованием специальных факелов длиной не менее 1 м.
60. Зоны огня и высокой температуры преодолеваются личным составом подразделений ФПС быстро, в зоне видимости друг друга, без глубоких вдохов. Первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим - наиболее опытный сотрудник из числа личного состава подразделения ФПС, который выбирается командиром звена.
61. При проведении тренировок около снарядов и препятствий с применением открытого огня с целью безопасности выставляются посты на пожарной автоцистерне. От пожарной автоцистерны прокладываются пожарные рукавные линии с ручными пожарными стволами по одной к каждому снаряду и препятствию; при этом пожарные рукавные линии заполняются водой, двигатель и насос пожарной автоцистерны должны работать на холостом ходу.
Учебная башня
62. Учебная башня устанавливается на специально оборудованной площадке дворовой территории или пристраивается к зданию пожарного депо (встраивается в здание). Пристроенная (встроенная) учебная башня должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отдельный вход. При наличии входа в здание дверь выполняется противопожарной соответствующего типа.
63. Отдельно стоящая учебная башня может быть любой степени огнестойкости.
64. Учебные башни отвечают следующим требованиям:
а) вертикальная фасадная сторона учебной башни обшивается строительным материалом, является рабочей и на ней предусматриваются по два и более оконных проема размером 1,10 х 1,87 в каждом этаже (кроме первого);
б) расстояние от окна до обреза стены - не менее 65 см;
в) ширина простенка - не менее 60 см;
г) ширина подоконника - 38-40 см;
д) расстояние до верхней поверхности подоконника от уровня пола - 80±5 см (с учетом применения контактной площадки);
е) высота подоконника второго этажа от поверхности предохранительной подушки - 4,25 м, расстояние между подоконниками 2, 3, 4 этажей - 3,3 м;
ж) подоконники 2, 3, 4 этажей выступают за фасадную плоскость учебной башни на 3 см; к рабочей части по всей ее ширине на уровне подоконников 2, 3, 4 этажей набивается брус (рейка), при этом толщина бруса (рейки) соответствует размеру подоконника;
з) на рабочей стороне учебной башни запрещается наличие отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей. На расстоянии 3 м 20 см от верхней поверхности подоконника второго этажа учебной башни к ее основанию на лицевой стороне нашивается брус размером 6 х 6 см по всей ширине башни (расстояние замеряется до нижней стороны бруса). Под окнами второго этажа до земли на фасадную часть разрешается набивать листовое железо, резину, пластик или фанеру для предохранения личного состава подразделений ФПС от заноз;
и) на каждом этаже учебной башни находятся площадки глубиной (от рабочей стороны) не менее 1,5 м, при этом каждая площадка имеет выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную внутри учебной башни на одной из ее нерабочих сторон;
к) учебная башня оборудуется надежными страхующими приспособлениями или сеткой;
л) перед рабочей стороной учебной башни в грунте размещается предохранительная подушка толщиной не менее 1 м, шириной от фасадной стороны 4 м, выступающая за габариты башни не менее чем на 1 м.
Предохранительная подушка указанной толщины делается из засыпки, состоящей из 50% опилок и 50% песка, которая перемешивается и насыпается слоем на пружинистое основание; толщина основания - 50 см.
Между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из рогожи.
Засыпка в яме выполняется взрыхленной, но на одном уровне с дорожкой разбега. Для отвода воды из приямка делается дренаж или другое устройство, обеспечивающее сток воды. Яма предохранительной подушки может быть оборудована паропроводом для подогревания материалов подушки в холодное время года.
65. Перед проведением тренировок на учебной башне верхний слой предохранительной подушки необходимо взрыхлить. Обновление предохранительной подушки производится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.
66. Перед учебной башней устраивается площадка длиной не менее 35 м.
Ширина площадки составляет:
а) при учебной башне на 2 ряда окон - не менее 5 м;
б) на 3 ряда окон - не менее 7,5 м;
в) на 4 ряда окон - не менее 10 м.
67. Учебная башня оборудуется ставнями с запорами для закрывания окон и щитами для предохранения подушки от попадания влаги.
68. Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета: одно устройство на один ряд окон по вертикали, которые ежегодно испытываются в установленном порядке с оформлением соответствующего акта.
69. Страхующие устройства учебных башен перед использованием подвергаются проверке: замок должен прочно удерживать веревку и после снятия нагрузки на нем должны отсутствовать повреждения и заметная остаточная деформация.
70. При использовании учебной башни для сушки и мойки пожарных рукавов шахта для сушки пожарных рукавов и помещения для мойки пожарных рукавов отделяются от помещений учебной башни сплошной стеной. Выход на верхнюю рабочую площадку шахты для сушки пожарных рукавов и в помещение для мойки пожарных рукавов допускается через помещение учебной башни. Верхняя рабочая площадка шахты для сушки пожарных рукавов оборудуется лебедкой для подъема пожарных рукавов высотой 1,25 м. Шахта для сушки пожарных рукавов оборудуется пусковой аппаратурой, которая размещается внизу и на верхней ее площадке. Башенная сушилка пожарных рукавов имеет калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Пожарные рукава для сушки развешиваются равномерно по всему сечению шахты.
71. Крепление пожарных рукавов обеспечивается приспособлениями, позволяющими простое и быстрое их закрепление и освобождение, а также исключающими самопроизвольное падение пожарных рукавов вниз.
72. Запрещается использовать учебные башни для хранения оборудования и различных предметов, кроме пожарных рукавов, подвешенных для сушки.
Теплодымокамера
73. Система электрооборудования теплодымокамеры включает в себя следующие виды освещения:
а) рабочее (общее и местное) - 220 В;
б) аварийное - 220 В;
в) ремонтное - 36 В.
74. Для подключения имитаторов обстановки на пожаре в задымляемых тренировочных помещениях устанавливаются штепсельные розетки с напряжением питания 36 В.
75. Необходимо предусматривать аварийное освещение задымляемых помещений, включая лестничные клетки, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, улучшающими видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации газодымозащитников. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.
76. Задымление создается только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения пожарных в задымленных помещениях без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
77. В теплодымокамерах запрещается применять нефтепродукты, горючие пленки и полимерные материалы.
78. Для удаления дыма в тренировочных помещениях предусматриваются три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы обеспечивает десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.
79. Помещения для тренировок оснащаются системами контроля за местонахождением пожарных.
80. Площадь помещения для тренировок рассчитывается на одновременную тренировку двух звеньев (не менее 10 м на одного пожарного). Высота помещений дымокамеры составляет не менее 2,5 м.
81. Помещение для тренировок должно иметь не менее двух выходов. Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью "ВЫХОД", включаемые с пульта управления.
82. Перед помещениями, предназначенными для задымления, устраиваются незадымляемые тамбуры для исключения проникновения дыма в другие помещения здания.
83. Пол в дымокамере должен иметь имеет ровное, нескользкое покрытие с уклоном в сторону трапов для стока воды в канализацию. Стены и потолок изготавливаются из материалов, допускающих их мойку водой.
84. Теплокамера состоит из предкамеры и камеры, соединяющихся между собой тамбуром. В стене между ними устаивается смотровое окно размером 1 х 1 м. Предкамера может быть общей как для дымовой, так и тепловой камер.
85. В зависимости от условий тренировки температура воздуха в теплокамере поддерживается в пределах от 20 до 40 (±2)°С.
86. Подогрев воздуха в теплокамере осуществляется от электронагревательных печей или тепловентиляторов.
87. Относительная влажность воздуха в теплокамере составляет 25-30%.
88. Стены, потолок, и полотна дверей теплокамеры должны иметь необходимую теплоизоляцию.
Методический план
проведения занятий с личным составом дежурных смен
на огневой полосе психологической подготовки пожарных
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Пожарно – строевая подготовка
Тема: Тренировка личного состава на огневой полосе психологической подготовки пожарных.
ЗАДАЧА: Провести тренировку личного состава дежурной смены на огневой полосе психологической подготовки пожарных.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1) развитие волевых и морально-психологических качеств; 2) выработка психологической устойчивости, необходимой при работе на пожарах, способности принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; 3) отработка вопросов охраны труда.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: практическое.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: огневая полоса психологической подготовки пожарных.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: макеты и оборудование огневой полосы психологической подготовки пожарных, пожарный инвентарь и аварийно-спасательное оборудование. АЦ-3,0-60(4326) – 1 ед., снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных, рабочая рукавная линия со стволом «КУРС-8», РУПТ-1-0,4, средства имитации (факел, промасленная ветошь, нетоксичные ЛВЖ, ГЖ), медицинская аптечка.
ДАТА: ВРЕМЯ: _____________________
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ: Правила по охране труда в подразделениях ФПС ГПС (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации н)., «Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и её оборудованию» (Москва, 1983г.), «Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке» (Москва, 2005г.).
Развёрнутый план занятия
Вопросы, подлежащие изучению и отработке | Время мин. | Краткие методические указания |
|
1. Подготовительная часть – 40 мин. |
|||
Выезд на огневую полосу психологической подготовки пожарных. | Сбор и выезд личного состава дежурной смены на огневую полосу психологической подготовки пожарных. |
||
Построение, проверка боевой одежды и снаряжения, постановка задач, инструктаж по правилам охраны труда, разминка. | Построение личного состава дежурной смены, объявление темы, целей занятия, инструктаж по правилам охраны труда при проведении занятий на ОППП, проведение разминки. Опрос сотрудников по предыдущей теме занятий. |
||
Требования правил по охране труда при проведении занятия на огневой полосе психологической подготовки. | Необходимые меры по охране труда не должны превращаться в перестраховку, мешать постоянному совершенствованию профессионального мастерства личного состава, формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации. 1. Ответственность за обеспечение требований правил охраны труда личного состава в период занятий на огневой полосе возлагается на руководителя занятий. 2. К занятиям по отработке упражнений на полосе при огневом воздействии допускаются лица, прошедшие курс обучения в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёты. 3. Во всех случаях при проведении занятий на огневой полосе руководитель занятий назначает ответственного за технику безопасности из лиц начальствующего состава. 4. Все виды тренировок личным составом выполняются в боевой одежде и снаряжении, а в отдельных случаях – и в теплоотражательных костюмах. 5. Для имитации пожара в емкостях огневой полосы необходимо применять нетоксичные горючие жидкости и вещества. |
||
7. Для быстрого оповещения людей об опасности руководителем занятий устанавливается единый сигнал. 8. Территория огневой полосы должна быть ограждена. Запрещается допуск посторонних лиц на территорию без сопровождения работников пожарной охраны . 9. Аппараты, насосы, ёмкости, трубопроводы и другое оборудование огневой полосы после занятий необходимо очищать от остатков ЛВЖ, ГЖ и промасленной ветоши. 10. Для розжига горючей жидкости на снарядах изготавливаются специальные факелы длиной не менее 1 метра. 11. Для контроля за обстановкой на этапах следует выставлять посты безопасности (пожарный со стволом), рукавная линия должна быть заполнена водой под рабочим давлением. 12. При преодолении препятствий огневой полосы каждый пожарный должен следить за впереди идущим товарищем и не терять его из вида. 13. Перед началом занятий руководитель обязан проверить исправность каждого снаряда огневой полосы. 14. Следует ограничивать применение ЛВЖ и ГЖ с открытым зеркалом жидкости. Целесообразно применять в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т. п. отходы, пропитанные отработанными маслами. 15. Проведение занятий на огневой полосе в ночное время запрещается. 16. Для оказания первой доврачебной помощи в случае получения пожарными травм или стрессового перенапряжения необходимо иметь аптечки со следующими медикаментами: Настойка йодная (5 %), фуропласт, марганцовокислый калий в кристаллах, бинты стерильные и нестерильные, вата гигроскопическая, бытовая и гигиеническая, пластырь, борная кислота, жгут длиной 100 см (для оказания помощи при травмах); Настойка валерианы, раствор аммиака (10 %), валидол и стаканчик для приёма лекарств (для оказания помощи при обморочном состоянии). |
|||
Разминка. | |||
Разминочный бег и ходьба различными способами. | Бег и ходьба обычным видом, на носках, на пятках. Сочетание ходьбы с прыжками, поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов. |
||
Общеразвивающие упражнения. | Упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, туловища, ног и спины: 1) Упражнения для мышц рук и плечевого пояса – поднимание прямых рук вперёд, вверх, в стороны, назад, одновременно, поочерёдно, последовательно; 2) Упражнения для мышц туловища и шеи – наклоны головы, туловища вперёд, назад, в стороны. Круговые движения головой, туловищем, вправо и влево; 3) Упражнения для мышц ног – сгибание и разгибание ног, выпады, выпрыгивание из упора «присев», пружинящие движения в приседе, прыжки на месте и с продвижением вперёд на одной или двух ногах; 4) Упражнения для мышц спины – движение руками с одновременным наклоном туловища (назад, в сторону), круговые движения туловищем с подниманием рук вперёд, упоры «присев» и «лёжа», различные повороты. |
||
Проверка исправности каждого снаряда (фрагмента), выставление постов безопасности (пожарные со стволами с присоединённой рабочей рукавной линией, заполненной водой или раствором пено-образователя), показ приёмов и способов преодоления каждого снаряда с помощью опытных пожарных; подробное объяснение способов быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма. | В целях обеспечения безопасности личного состава руководитель занятия перед проведением тренировки на огневой полосе психологической подготовки проверяет исправность каждого снаряда (фрагмента), выставляет посты безопасности (пожарные со стволами с присоединённой рабочей рукавной линией, заполненной водой или раствором пенообразователя), с помощью опытных пожарных показывает приёмы и способы преодоления каждого снаряда; подробно останавливается на способах быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма. |
||
2. Основная часть – 60 мин. |
|||
Разделение дежурной смены на две подгруппы: для выполнения упражнений и их обеспечения. | Руководитель занятия разбивает дежурную смену на две подгруппы: первая выполняет упражнения, а вторая – обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведёт наблюдение за обучением), – потом они меняются. |
||
Преодоление огневой полосы каждым пожарным без воздействия огня и дыма. | Руководитель занятия, убедившись в том, что личный состав усвоил приёмы и способы преодоления всех снарядов, работает на этапах уверенно и хладнокровно, переходит к преодолению огневой полосы с воздействием огня и дыма. Порядок прохождения огневой полосы психологической подготовки: 1) лабиринт; 2) фрагмент эстакады с горловиной от ёмкости железнодорожной цистерны; 3) трап над приямком с горящей жидкостью; 4) кабельный коллектор; 5) металлическая площадка эстакады с повреждённым технологическим оборудованием; 6) мишень; 7) масляный трансформатор. |
||
Имитация пожара на снарядах (фрагментах) огневой полосы. | При помощи второй подгруппы руководитель занятия создаёт имитацию пожара на снарядах (фрагментах) огневой полосы – поджигается промасленная ветошь, развешанная на снарядах, поджигается горючая жидкость в емкостях снарядов, лотках и противнях. |
||
Замер частоты сердечных сокращений у личного состава перед преодолением огневой полосы с воздействием огня и дыма. | В период подготовки к выполнению упражнений руководитель занятия и его помощники производят замер частоты сердечных сокращений у личного состава. При этом удовлетворительный уровень адаптации характеризуется увеличением частоты пульса не более чем на 25 % по отношению к физиологической норме (ЧСС в состоянии покоя). |
||
Преодоление огневой полосы каждым сотрудником (в составе отделения) с воздействием огня и дыма. | Преодоление огневой полосы каждым сотрудником (отделением) дежурной смены с воздействием огня и дыма. |
||
Отдых. Замер частоты сердечных сокращений у личного состава. | |||
Преодоление огневой полосы с воздействием огня и дыма целиком, в максимальном темпе на время. | Преодоление огневой полосы личным составом отделений дежурной смены с воздействием огня и дыма целиком, в максимальном темпе на время. Личный состав тренируется без использования СИЗОД. |
||
Отработка технологии работы с ручными пожарными стволами (РУПТ-1-0,4, КУРС – 8, ОРТ-50А) по ликвидации моделируемых очагов пожара. | Тушение моделируемых очагов пожара при помощи ствола РУПТ-1-0,4 и универсального ручного пожарного ствола КУРС – 8, ОРТ-50А. |
||
3. Заключительная часть. |
|||
Уборка пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, приведение в порядок снарядов (фрагменты) огневой полосы психологической подготовки. | Личный состав производит уборку пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, приводит в порядок снаряды (фрагменты) огневой полосы психологической подготовки. |
||
Подведение итогов занятия. | Руководитель занятия объявляет результаты тренировки, оценки каждому пожарному, выдаёт задания для самостоятельной учёбы. |
||
Возвращение дежурной смены в подразделение. |
Оценка удовлетворительного уровня подготовленности пожарных
на маршрутах огневой полосы
Состав снарядов предлагаемого маршрута | Контрольный снаряд | Частота пульса, уд./мин |
Металлический фрагмент трёхэтажного дома, лабиринт, подземная открытая ёмкость с горящей жидкостью, кабельный коллектор | Подземная открытая ёмкость с горящей жидкостью | |
Фрагмент эстакады с горловиной от ёмкости железнодорожной цистерны | ||
Металлический фрагмент трёхэтажного дома, лабиринт, подземная открытая ёмкость с горящей жидкостью, фрагмент эстакады с горловиной от ёмкости железнодорожной цистерны, трап над приямком с горящей жидкостью, кабельный коллектор, металлическая площадка эстакады с повреждённым технологическим оборудованием | Металлическая площадка эстакады с повреждённым технологическим оборудованием |
Примечания.
Замер частоты сердечных сокращений непосредственно на маршруте огневой полосы целесообразно проводить на первых четырёх занятиях. У личного состава, участвовавшего более чем в четырёх тренировках, достаточно производить замер частоты сердечных сокращений перед выходом на огневую полосу. В случае превышения ЧСС, равной 88 уд./мин следует считать, что удовлетворительный уровень адаптации не достигнут.
1. Задание для самостоятельной работы обучаемых:
- характеристики пожарных стволов, приемы работы с пожарными стволами. требования охраны труда при проведении разведки.
На сегодняшний день возгорания происходят в таком количестве зданий различных планировок, площадей и высот, что пожарному просто необходимо уметь работать в самых экстремальных условиях и уметь противостоять огню даже в самых тяжелых ситуациях. Тушение огня только кажется простым процессов, в ряде случаев это настоящая война, огонь и его распространение часто сложно спрогнозировать, а пожарные находятся на передовой, в вечно меняющихся условиях, тушение огня иногда переходит в настоящую борьбу за выживание. Усложняют ситуацию экстремальные температуры, дым, большое количество токсических веществ в воздухе, возможные обрушения и взрывы.
По этой причине очень важно изначально наработать определенные навыки в борьбе с огнем, профессиональный пожарный должен обладать не только большими теоретическими знаниями, но и серьезной практикой тушения пожаров, различной степени сложности. Люди, занимающиеся подготовкой кадров это настоящие профессионалы своего дела, они обладают большим опытом, от их профессионализма зависит жизнь и здоровье подготавливаемых курсантов. Одним из основных инструментов качественной подготовки курсантов является огневая полоса психологической подготовки пожарных , прохождение данного испытания является основным при подготовке новых кадров.
Для чего нужна огневая полоса психологической подготовки пожарных
Именно развитие у будущего профессионального пожарного морально-психологических качеств помогает подготовить курсанта к различным экстремальным ситуациям, а их бывает совсем немало в жизни профессионального пожарного. Каждый профессиональный пожарный знает, человек может быть прекрасно подготовлен теоретически, быть физически развитым и обладать всеми необходимыми навыками для тушения пожара. Однако, вся подготовка, навыки и сила, знания могут сойти на нет, стоит только проявиться страху, растерянности и панике при возникновении чрезвычайной ситуации.
Тогда уже не пожарный владеет пожаром, а наоборот, в такой ситуации человек уже не может грамотно бороться с огнем, его жизнь находиться под угрозой, любое действие и бездействие может привести к опасной ситуации. Паника и растерянность ставят под угрозу не только жизнь самого пожарного, но и его напарников, ведь звенья работают в связке, ошибка одного члена команды может привести к ужасным последствиям для других. Именно по этой причине неотъемлемой частью любого обучения являются тактические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным. Для грамотной подготовки, отработки определенных навыков и действий до автоматизма, постоянного контроля и была придумана огневая полоса психологической подготовки , широко известная как огневая полоса .
Занятие на огневой полосе психологической подготовки
Это специально подготовленная местность, условия нахождения на которой, максимально приближены к реальной ситуации пожара, причем степень возгорания, типы пожаров, горящие материалы на такой площадке различны. Именно на такой площадке курсанты (будущие пожарные) отрабатывают и оттачивают свои навыки борьбы с огнем, проходят практическое обучение и применяют свои теоретические навыки в деле. На сегодняшний день существует определенный список правил, которым должен соответствовать учебных полигон, к ним относятся:
На учебной площадке обязательно должен присутствовать медик, отвечающий за здоровье пожарных.
Перед началом самой подготовки каждый курсант проходит специальный инструктаж, по итогам которого он расписывается за инструктаж по охране труда и соглашает на участие в тренировке.
Курсанты проходят такую подготовку за счет академических часов только в начале обучения (на первом курсе).
На площадке в обязательно порядке располагается пункт командующего, именно из этого пункта подаются распоряжения, и только эти распоряжения выполняют курсанты.
Площадка для тренировки должна быть не менее 150 по длине и 50 метров по ширине. Пожарный должен привыкнуть к этой дистанции ведь именно 150м составляет средний путь пожарного на тушение огня. Площадки могут быть и короче, в таком случае препятствия ставятся не на прямой линии, а устраиваются П-ой и Г-ой формы.
Сама огневая полоса должна быть максимально удалена от жилых построек. Она никоим образом не должна повредить близлежащие промышленные и гражданские здания.
Из чего состоит огневая психологическая полоса
В обязательный список препятствий, которые необходимо преодолеть курсанту входят:
Имитация трехэтажного здания.
Лабиринт с имеющимися внутри препятствиями.
Специальный трап над горящими объектами (курсанту необходимо пройти над пожаром по трапу).
Люк кабельный.
Особая мишень, на которой отрабатывается процесс тушения пожара.
Все курсанты, поступившие в учебные заведения МЧС, проходят такую практику, при этом сам процесс тренировок и обучения осуществляется согласно составленному ректором плану. Количество часов такой практики наращивают плавно в течение года, такие тренировки способствуют закалке характера курсанта, подготавливают будущего пожарного к самым неожиданным ситуациям, все максимально приближено к реальной ситуации. Именно такие мероприятия позволяют руководителю занятий на огневой полосе психологической подготовки точно определить, насколько кадры подготовлены, если курсанты недостаточно наработали навыки, плохо подготовились, им назначаются дополнительные испытания. это мощный и серьезный инструмент оттачивания мастерства, укрепления характера и сплочённой работы будущих пожарных.
Психологическая подготовка требует довольно развитой учебно-материальной базы, которая может включать в себя:
комплекс различных средств наг-
лядности: альбомы, диафильмы, слайды, видеофильмы, магнитофонные записи, схемы, плакаты и т. п.;
специальные тренажеры для психологической подготовки в аудиторных условиях;
учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подготовки (огневые) полосы, тренировочные городки, площадка для эмоционально-волевых упражнений;
учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объекты, их модели или фрагменты.
В настоящее время эта база в гарнизонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизонах, как правило, сооружаются небольшие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны создаются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на которых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (пожары на объектах добычи, транспортировки, переработки и хранения газов, нефтепродуктов, пожары на судах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышленности и т. д.). Необходимо дальнейшее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении различных видов занятий.
Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с использованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испытательных полигонах.
Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами знаний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования умения управлять собой. Психологические знания позволяют пожарному
разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в боевых условиях.
При изучении основ психологии у личного состава начинают формироваться и некоторые умения:
управлять собой.
Задачи психологической подготовки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков - отдельный курс, для всего личного состава 8- 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).
Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслуживают. Создание психологических полос, площадок и полигонов - дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, далеко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них - мало. Все эти трудности могут быть в определенной степени преодолены использованием возможностей учебного кино, видеофильмов, макетов, звукозаписей, фотоальбомов и других технических средств обучения. Их достоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть использованы многократно. При централизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эффективность.
С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно представить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В результате у него формируются зрительные
и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологический эффект их новизны, неожиданности, силы воздействия, когда пожарные столкнутся с ними на самостоятельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить личный состав с редкими и трудно поддающимися моделированию факторами и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождающиеся паникой людей и т. п.).
Для психологической подготовки используются игровые и документальные фильмы. Продолжительность их может быть от 5- 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:
показ реальных факторов и условий без их упрощения;
максимально возможное достижение «эффекта присутствия», силы психологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной записью шумов, сопровождающих кадры, дикторским текстом и т. д.);
формирование правильных представлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверенности в возможности эффективных действий;
показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя людей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.
Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесообразно создать централизованно многократные компоненты фильмов для решения задач психологической подготовки с привлечением специалистов.
На занятиях с успехом могут использоваться и магнитофонные записи (фонограммы) документального характера, они классифицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне
и централизованно, создав целую фонотеку. Записи звуков пожара используются не только для прослушивания и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характерному треску и шипению горящих предметов определить место пожара.
Возможности, которые нельзя недооценивать, содержат учебные фотоальбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно разбить на две группы: ознакомительные и тренирующие.
Ознакомительные учебные фотоальбомы знакомят обучаемых с различными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами действий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбомах следует сериями, в определенной логической последовательности, соответствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Распространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последовательность разрушения конструкций здания, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибытии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целесообразно создавать комплексы учебных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными надписями и методическими рекомендациями по их использованию в целях психологической подготовки.
Тренирующие учебные фотоальбомы представляют собой наборы фотографий, подобранных с целью развития у пожарных профессиональности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их деталей, ситуаций, действий, отличаю-
щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, могут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1-2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотографий может размещаться на одном и разных листах.
Обучаемым предлагают рассматривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько различий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатленных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном приложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограничением времени на решение задачи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с последующим требованием словесно описать увиденное или нарисовать по памяти.
С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафильмов, слайдов, а для их демонстрации использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.
Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получили сейчас занятия на психологической полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведение психологической подготовки только к этим занятиям ошибочно, а переоценка психологического значения их недопустима.
Психологические полосы представляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные психологические задачи в процессе выполнения некоторых профессиональных действий. В ходе регулярных за-
нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:
качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости;
устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;
наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;
некоторые профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.
Формирование этих компонентов психологической подготовленности может быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных позиций (различных снарядов, препятствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологической полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из которых относятся:
воспроизведение наиболее специфичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
обеспечение максимально психологической эффективности, психологической «закалки»;
возможность варьирования последовательности преодоления препятствий и конкретных ситуаций, устранения их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;
возможность последующего разбора действий обучаемых на полосе;
максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.
Вышеперечисленные требования к
психологическим полосам не затрагивают конкретных сторон их планировочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих положений: каково оптимальное количество позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких материалов и конструкций, какие препятствия и ситуации наиболее эффективны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последовательность их расположения на полосе и др. Анализ имеющихся психологических полос в гарнизонах пожарной охраны показывает, что в отдельных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы; включение в ее структуру объектов и препятствий, имеющих значение преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых; увлечение внешними эффектами; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.
Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформулировать такие рекомендации по оборудованию психологических полос.
Основными учебно-планировочными позициями (объектами, препятствиями, моделируемыми ситуациями), заслуживающими включения в состав психологической полосы, являются: горящий и задымленный лабиринт (с меняющимся маршрутом прохождения), мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эстакада с горящими оконными проемами на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, коллекторы разного диаметра, задымленный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.
Возможно включение в состав психологической полосы и других учеб-