Нил гейман американские боги. От хтонических чудовищ до богов технологий: кто же населяет Америку Нила Геймана
.
Заря-Зареница, Зоря - в славянской мифологии, упоминаемая в русских заговорах
антропоморфная богиня утра. Представлялась в виде молодой девушки. Сестра
Купальницы ,
Полудницы
и Вечерки. Наиболее известный из заговоров
на Заряницу против бессоницы.
"Заря заряница, красная девица, возьми
безсонницу, безугомонницу, а дай мне сон - угомон"
Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение
проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась
особая сила.
Заря олицетворялась
у славян в образе богини и называлась сестрою Солнца ,
как это видно из песенного к ней обращения:
Зоря ль, моя Зоринька, Зоря, солнцева сестрица!
В заговорах, которые обыкновенно
произносятся на восток - при восходе солнца, ее называют красною девицею:
«Зоря-Зоряница, красная девица, полунощница» (т. е. рано пробуждающаяся,
предшествующая дневному рассвету). Подобно богине-Солнцу, она восседает
на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтоб она покрыла
своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений.
Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую
силу мрака, ночи; так верили, что богиня Заря может прогнать всякое зло,
и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким
выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая,
плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Крестьяне
выставляют семена (хлеб, назначенный для посева) на три утренние зори,
чтобы они дали хороший урожай. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся
указанием природы, миф знает двух божественных сестер - Зарю Утреннюю и
Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером
на покой и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня
и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней,
а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневнойпоезд, скрывается
на западе. В Каринтии утреннюю зорю называют дъжница - слово, тождественное
с именем звезды денницы или утренницы и родственное с древним названием
солнца Дажьбогом (от dah - гореть).
В сербских песнях звезда Денница
слывет сестрою Солнца, как у нас Зоря; в областных наречиях деннице дают
название зарница (в малорос. зоря означает вообще звезду), а у литовцев
она носит имя Auszrine (= прилагательное «утренняя», заставляющее предполагать
при себе существительное «звезда») - одного происхождения с санскр. Ushas
(зоря, бессмертная и блаженная дочь неба), греч. Т-kix; и латин. Aurora
, от ush - гореть, светить, блистать. Итак, названия зари образовались
от тех же корней, от которых произошли слова, означающие день и утро. Немцы
говорят: der Morgen tagt (tagen) - рассветать: сравни санскр. ahan - день
и ahana - заря.
В гимнах Вед и в
мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то
супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представлялась потому, что
всегда предшествует восходу солнца, выводит его вслед за собою и таким
образом как бы рождает его каждое утро. По исследованиям Макса Мюллера,
простое, естественное явление, что при восходе солнца заря гаснет, скрывается,
- на метафорическом языке ариев превращалось в поэтическое сказание: прекрасная
дева Заря бежит от восходящего Солнца и умирает от лучезарных объятий и
жаркого дыхания этого пламенного любовника. Так юная Дафна
убегает от влюбленного Аполлона
и умирает в его объятиях, т. е. лучах, ибо в числе других уподоблений лучи
солнечные назывались также золотыми руками. Тот же смысл заключается и
в следующих метафорических выражениях: «солнце опрокинуло колесницу зори»,
«стыдливая зоря скрывает свое лице при виде обнаженного супруга - Солнца».
Ярко сияющее солнце казалось обнаженным, в противоположность другой метафоре,
которая о солнце, закрытом темными облаками, говорила, как о божестве,
накинувшем на себя одежды (облачение, покрывало). Покинутое Утренней Зарею,
одинокое Солнце совершало свое шествие по небу, напрасно отыскивая свою
подругу, и только приближаясь к пределам своей дневной жизни, готовое погаснуть
(= умереть) на западе, оно снова, на краткие мгновения, обретало Зарю,
блиставшую дивной красотою в вечернем сумраке.
30 апреля телеканал Starz выпускает главную премьеру сезона — сериал по роману Нила Геймана «Американские боги». Синемафия рассказывает, кто есть кто в этом романе (и сериале).
16 лет назад прославленный беллетрист Нил Гейман взял за основу книги идею о «плавильном котле», добавил налёт фантастики и пригоршню мифологии. Получилось отменное и захватывающее варево-книга, которое крайне неудобно возить с собой в метро из-за большого размера. В 2013 романом заинтересовались HBO, которые планировали расширить повествование и довести его до 6 сезонов, из которых только первые два были бы экранизацией одноимённого литературного источника. Но дело застопорилось по неизвестным причинам, проект перешел к Starz, где его с радостью приняли сценаристы Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин («Логан»). Первая серия на фестивале SXSW зашла на ура, фанаты одобрили и надлежащую атмосферу, и подходящий актёрский состав. А мы, простые смертные, смиренно ждём последнее воскресенье апреля.
В одном мире с людьми обитают боги. Люди из разных стран, переезжая в Америку, увозили с собой и своих богов, поклонялись им на новой земле, призывали их в помощь. Но сейчас уже никто не приносит жертвы, и, когда-то чтимые, сейчас древние боги вынуждены изворачиваться как могут. А пока временем и умами людей завладевают иные идолы — человечество поклоняется технологиям, и боги транспорта, медиа и телевидения процветают. Грядёт битва.
Чтобы понять, кто есть кто в этом современном перепутанном мире, предлагаем краткий обзор-экскурс в историю Американских Богов.
Тень Мун
Разобраться в таком мире с непривычки довольно непросто не только рядовому зрителю/читателю. Так что главный герой нам в помощь. Тень Мун отсидел за драку три года, но в тюрьме познакомился с приятными личностями, подтянул свои знания истории и научился всевозможным фокусам с монетами. Его отпускают за пару дней до окончания срока в силу не очень приятных обстоятельств — его жена Лора погибла в автокатастрофе. В пути на похороны он встречает Мистера Среду, который предлагает Тени работу. Делать тому особенно нечего, так что он соглашается. Апатичного и не страдающего от слишком большого объёма информации Тень сложно удивить, и он легко принимает новые тайны.
Мистер Среда
Он же Один, он же путешественник, он же Высокий, он же Мудрец, он же повелитель всего. Бог-отец и отец богов и людей, бог войны и поэзии.
Откуда прибыл? Древняя Скандинавия.
Как попал в Америку? Вряд ли на своём восьминогом коне Слейпнире. Скорее всего, очутился на берегах Винланда в драккаре Лейфа Эрикссона или его брата Торвальда, а, может, и их предшественников, моливших верховного бога о появлении на горизонте заветной земли. Так или иначе, одноглазый мудрец (а глаз он обменял на право глотнуть из источника мудрости) и его пара воронов-мнемоников к концу десятого века не только увидели вулканы Исландии, заселенной викингами столетием ранее, но и перезимовали в тогда еще оправдывавшей название Гренландии, открытой отцом Лейфа Эрикссона Эриком Рыжим. Один — авантюрист, жаждет нового и не боится жертвовать многим (однажды провисел девять дней, приколотый собственным копьём к дереву), а потому не исключено, что именно он нашептал жителям Севера идеи рискованных предприятий.
Бешеный Суини
Лепрекон. Не добрый и не злой. Типичный ирландец. Рыж, охоч до драки и выпивки. Любит фокусы с монетами.
Откуда прибыл? Эйрин, Изумрудный остров, Ирландия.
Как попал в Америку? Ещё до того, как ирландцы стали ревностными католиками, многие безумцы отправлялись попытать счастья в поисках Островов Блаженства. Среди них легендарные Майль Дуйн и Бран, на утлых судёнышках из ивовых прутьев и кожи — куррахах (и, надо полагать, с изрядным запасом виски) — пересекавшие океан за десять веков до Колумба (если, конечно, верить всем легендам из манускриптов и байкам из пабов).
Ананси
Темнокожий бог племени ашанти. Создатель всего живого и всего, что есть. Любит проделки и мастерски рассказывает о своих похождениях, которые, как правило, не слишком удачны и служат нравоучениями. В большей части сказок выступает в образе паука. В одной из баек, собрав в горшок мудрость, Ананси попытался влезть на дерево, но уронил и разбил его, а подоспевший ливень смыл остатки мудрости, так что на земле её осталась самая малость.
Откуда прибыл? Западное побережье Африки.
Как попал в Америку? В трюмах невольничьих кораблей, шедших к берегам Америки. Транзитом через острова Карибского моря. На паутине уголков карт и в песнях угнетенных тогда еще не афроамериканцев, а просто «черного товара».
Анубис и Тот
Древние боги загробного мира. Анубис — не то волк, не то шакал, повелитель душ умерших, судья, оценивающий человеческие поступки на своих весах с пером. Тот — прототип всех чинуш, изобретатель письменности; существо с головой ибиса, констатирующее факты и фиксирующее их у себя.
Откуда прибыли? Из того Египта, где все поклонялись солнцу и Нилу. Из мира фараонов и портретов в профиль.
Как попали в Америку? Если верить Туру Хейердалу, папирусная лодка способна пересечь океан (пусть и не с первой попытки).
Чернобог
Собирательный образ восточнославянских божеств и стереотипов о плохих русских парнях. Машет кувалдой как Перун, пьёт как Борис Ельцин. По некоторым данным, породил Змея Горыныча и Вия.
Откуда прибыл? Из языческой Руси с домовым, лешим и прочими кикиморами.
Как попал в Америку? С помощью чура и какой-то матери. А может, под суперобложкой книг славистов с «Философского парохода».
Локи
На самом деле, он даже не бог, но допущен Одином в круг избранных за невероятную хитрость и изворотливость. Локи — типичный трикстер, он — воплощение бесконечной игры и хождения по краю. Создаёт проблемы и сам же их мастерски исправляет. Похищает яблоки вечной молодости и спасает их из рук великанов. Проигрывает спор, ставкой в котором была его голова, но выкручивается, заявив, что шея остается его собственностью.
Откуда прибыл? Из тех же краёв, что и Один.
Как попал в Америку? Верно поставил паруса на кораблях викингов, а потом украл у них память о пути домой.
Билкис
Она же царица Савская, она же Ялмака. В книге её роль сведена к минимуму, ей посвящена совсем небольшая, но затягивающая история. В Ветхом Завете она богатая и умная правительница, щедро одарившая царя Соломона, разгадавшего все её загадки. А вот в эфиопских легендах, которыми скорее всего и вдохновлялся Нил Гейман, Билкис дала начало роду Соломонидов — династии эфиопских королей, правивших до X века (а по убеждению последнего эфиопского императора — и до 1936 года).
Откуда прибыла? Откуда-то с Востока Африки или с Синайского полуострова
Как попала в Америку ? Прибыла под обложкой одной из многочисленных Тор.
Зори
Зори Вечерняя, Утренняя и Полуночная — три дамы, воплощения норн aka мойр, богинь, вершивших судьбы мира, к которым Один обращался за советом. Встречаются во многих религиях, но в интерпретации романа пришли вместе с Чернобогом.
Откуда прибыли? Из Европы.
Как попали в Америку? В суевериях старообрядцев.
4 883
Заря-Зареница — упоминаемая в русских заговорах антропоморфная богиня утра. Представлялась в виде молодой девушки. Сестра Купальницы, Полудницы и Вечерки. Наиболее известный из заговоров на Заряницу против бессонницы.
Заря заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, а дай мне сон — угомон
Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась особая сила.
В заговорах, которые обыкновенно произносятся на восток — при восходе солнца, ее называют красною девицею: «Зоря-Зоряница, красная девица, полунощница» (т. е. рано пробуждающаяся, предшествующая дневному рассвету). Подобно богине-Солнцу, она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтоб она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений.
Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи; так верили, что богиня Заря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Крестьяне выставляют семена (хлеб, назначенный для посева) на три утренние зори, чтобы они дали хороший урожай. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы, миф знает двух божественных сестер — Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе. В Каринтии утреннюю зорю называют дъжница — слово, тождественное с именем звезды денницы или утренницы и родственное с древним названием солнца Дажьбогом (от dah — гореть).
В сербских песнях звезда Денница слывет сестрою Солнца, как у нас Зоря; в областных наречиях деннице дают название зарница (в малорос. зоря означает вообще звезду), а у литовцев она носит имя Auszrine (= прилагательное «утренняя», заставляющее предполагать при себе существительное «звезда») — одного происхождения с санскр. Ushas (зоря, бессмертная и блаженная дочь неба), греч. Т-kix; и латин. Aurora , от ush — гореть, светить, блистать. Итак, названия зари образовались от тех же корней, от которых произошли слова, означающие день и утро. Немцы говорят: der Morgen tagt (tagen) — рассветать: сравни санскр. ahan — день и ahana — заря.
В гимнах Вед и в мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представлялась потому, что всегда предшествует восходу солнца, выводит его вслед за собою и таким образом как бы рождает его каждое утро. По исследованиям Макса Мюллера, простое, естественное явление, что при восходе солнца заря гаснет, скрывается, — на метафорическом языке ариев превращалось в поэтическое сказание: прекрасная дева Заря бежит от восходящего Солнца и умирает от лучезарных объятий и жаркого дыхания этого пламенного любовника. Так юная Дафна убегает от влюбленного Аполлона и умирает в его объятиях, т. е. лучах, ибо в числе других уподоблений лучи солнечные назывались также золотыми руками. Тот же смысл заключается и в следующих метафорических выражениях: «солнце опрокинуло колесницу зори», «стыдливая зоря скрывает свое лице при виде обнаженного супруга — Солнца». Ярко сияющее солнце казалось обнаженным, в противоположность другой метафоре, которая о солнце, закрытом темными облаками, говорила, как о божестве, накинувшем на себя одежды (облачение, покрывало). Покинутое Утренней Зарею, одинокое Солнце совершало свое шествие по небу, напрасно отыскивая свою подругу, и только приближаясь к пределам своей дневной жизни, готовое погаснуть (= умереть) на западе, оно снова, на краткие мгновения, обретало Зарю, блиставшую дивной красотою в вечернем сумраке.
Смуглый молчаливый гигант по имени Тень выходит из тюрьмы, чтобы узнать о смерти любимой жены и ввязаться в странное приключение. Мистер Среда, пожилой щеголеватый плут со стеклянным глазом, невозмутимо пьет виски во время взлета самолета, не расплескивая ни капли. Рыжий долговязый лепрекон затевает очередную драку в придорожном баре. В Лос-Анджелесе в комнате с темно-красными стенами темноволосая Билкис торгует своим телом, заставляя покупателей поклоняться ей во время соития. В Чикаго три сестры - Зоря Вечерняя, Зоря Утренняя и Зоря Полуночная - предсказывают людям судьбу с разным успехом, но с одинаково сильным восточноевропейским акцентом. В своих снах Тень идет по залам, полным неведомых божеств, сохранившихся лишь как пыль в ткани полузабытых мифов. Таков мир романа «Американские боги» - и снятого по нему сериала, который вышел на экраны этой весной.
Нилу Гейману не приходится жаловаться на плохие продажи, большинство его книг сразу становятся бестселлерами. Но «Американские боги» (2001) занимают особое место как одно из самых значительных произведений писателя. Автор изначально не видел его в виде фильма - только в формате сериала, он не хотел, чтобы терялись важные детали сюжета. Правда, с сериалом дела с самого начала шли не слишком хорошо. Экранизировать роман первым собирался знаменитый канал HBO , переговоры и работа над набросками пилотной серии продолжались годами, но безрезультатно. Затем эстафета перешла к другому каналу - Starz , известному зрелищными, хотя и менее интеллектуальными сериалами. В проект пришли создатель «Ганнибала» Брайан Фуллер и Майкл Грин («Короли», «Зеленый фонарь», «Бегущий по лезвию 2049»). Нил Гейман активно сотрудничал с ними как консультант - после трех лет работы «Американские боги» все-таки увидели свет.
В Чикаго три сестры - Зоря Вечерняя, Зоря Утренняя и Зоря Полуночная - предсказывают людям судьбу с разным успехом, но с одинаково сильным восточноевропейским акцентом.
Несмотря на дешевую компьютерную графику, сериал получился красивым. Он захватывает внимание уже психоделической заставкой, немного аляповатой, но по-своему чарующей. Видеоряд действительно радует глаз - чего стоит пробуждение Тени на старом диване в комнате, полной охристых теней. Актеры подобраны тщательно и чаще всего близки к образам героев романа. Особенно удачен Мистер Среда в исполнении Иэна Макшейна - обаятельный мошенник, излучающий властную и ироничную уверенность в себе, способный любого заставить плясать под свою дудку.
Не обходится, конечно, без забавных моментов: актеры, например, не способны справиться со славянскими словами, превращая имя «Зоря Вечерняя» в «Зорайа Вечернайая». Тень (Рики Уиттл) выходит из тюрьмы в безупречном и явно дорогом костюме. Бог-трикстер Ананси (Орландо Джонс) вместо сморщенного задорного старика оказывается на экране эдаким молодым Пушкиным-эфиопом. Но все это не слишком портит впечатление от сериала. Хуже обстоит с попытками сценаристов улучшить Геймана.
Гейман, британец, поселившийся в США, написал свой роман о непростой судьбе полузабытых богов в Новом Свете 16 лет назад. Задолго до того, как президент Трамп стал главной темой всего и вся в Америке - от карикатур и выступлений стендап-комиков до мультсериалов. И сериал здесь встречают так: «“Американские боги” как никогда уместны в сочетании с Дональдом Трампом в Белом доме и Брекситом на горизонте». Это заголовок The Independent .
«Книга Нила Геймана... как нельзя более подходит для эпохи Трампа. Быть может, великий роман об Америке Трампа уже написан», - вторит The Guardian .
«“Американские боги” нашего любимого автора - теперь и телесериал - сейчас имеют больше отношения к политике, чем когда-либо. И это его пугает», - сообщает Vulture .
Сам Гейман осторожно относится к заявлениям об острой злободневности его романа, то соглашаясь с ними, то уверяя, что это стало для него неожиданностью. По его словам, роман был написан об Америке как стране иммигрантов, вольных или невольных, а главный герой, Тень, и сам может считаться настоящим плавильным котлом по своему расовому происхождению. Но когда роман писался, «это не казалось чем-то особенно проблематичным, трудным или даже заслуживающим похвалы» .
Бог-трикстер Ананси вместо сморщенного задорного старика оказывается на экране эдаким молодым Пушкиным-эфиопом.
Сценаристы тоже утверждают, что не ожидали такой актуальности, но они как раз явно пытались эту актуальность акцентировать. Однако, как ни странно, именно в этих актуализированных сценаристами моментах «Американские боги» выглядят наиболее одномерно и беспомощно по сравнению с книгой.
Это особенно заметно в начале второй серии. Ананси, трикстер-паук из африканских сказок, произносит под джазовые рулады пылкую речь о расовом неравноправии, которое ждет потомков чернокожих рабов на берегах нового континента. А потом снимает с них кандалы и призывает уничтожить корабль вместе с голландскими торговцами живым товаром: «Жгите сукиных детей!»
Такой сцены в книге нет. Зато там есть подробная и действительно трагическая история проданных в рабство собственным дядей близнецов Агасу и Вутуту. В рассказе о близнецах говорится: «Рабство в тех краях было частью культуры в течение тысячелетий. Последние великие королевства Восточной Африки уничтожили арабские работорговцы; народы Западной Африки взяли эту работу на себя и сами принялись уничтожать друг друга». В программном выступлении Ананси от этого не осталось ни слова.
FremantleMedia North America
Изменен и эпизод с прибытием в Америку скандинавских богов. Когда северные мореплаватели высаживаются на берег, незваных гостей останавливает ливень стрел, не давая им углубиться в лес, - видимо, на прибрежных скалах Винланда денно и нощно дежурило не меньше сотни автохтонных воинов с луками наготове. Застрявшие на песчаном берегу в ожидании ветра викинги развлекаются как могут: косплеят Одина, выкалывая себе глаза, сжигают своего товарища живьем, бьются стенка на стенку так, что чья-то отрубленная рука вылетает из кадра, все еще сжимая меч. Наконец довольное божество посылает им ветер, и те, кто уцелел после этих забав, быстро уплывают домой. Все это снято ярко, азартно, с фонтанами густо-вишневой крови, которую любят телеканал Starz и Брайан Фуллер, - и оставляет после себя ощущение милого, но бестолкового балагана.
В романе же приключения викингов описаны неспешно, в духе исландской саги. Воины не встречают никого на берегу, возносят хвалу Всеотцу-Одину, основывают поселение. В день Всеотца они впервые встречают краснокожего аборигена-скрэлинга, поят его крепким медом и приносят в жертву Одину. Спустя месяцы зимней ночью индейцы захватывают отряд из 30 чужаков и убивают их в течение недели тридцатью разными способами. Мореходы исчезают, но привезенные ими северные божества остаются на новых берегах. Сериал полностью переделывает эту историю. Не могли же, в самом деле, сценаристы сохранить в современном сериале сцену, где белые мореходы приносят в жертву коренного жителя Америки.
FremantleMedia North America
Невозможно, да и не нужно снимать сериалы, следуя каждой букве первоисточника. Но почему-то британский «Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл» как экранизация фэнтези вызывает куда больше симпатии, чем «Американские боги», которые то пытаются точно воспроизвести текст Геймана, то удивляют совершенно новыми вставками. В оригинале много говорится и о расизме, и о работорговле, и о дискриминации, но сделано это куда более тонко и менее навязчиво. Попытки добавить остроты пряному, вневременному разносолью «Американских богов» оставляют странное послевкусие, а с новыми сериями это может и набить оскомину. Политическая злободневность способна свести игру воображения к плоскому лозунгу, что хорошему фэнтези не на пользу. Это ставит «Американских богов» в один ряд с такими сериалами-антиутопиями, как «Человек в высоком замке» или «Рассказ служанки» .
Но если в начале история развивается неровно, рывками, нащупывая почву, то уже с третьей серии «Американские боги» предстают во всей красе. К счастью, несмотря на заманчивые аналогии с Америкой Трампа, сериал остается историей о вещах более важных и вечных, чем сегодняшняя политическая повестка. «Американские боги» рассказывают о смешении сотен разных культур внутри одной страны, по-прежнему ищущей свою идентичность. О столкновении исчезающих традиций с безжалостной глобализацией. И о том, как вера в невозможное помогает творить чудеса вопреки науке и здравому смыслу - например, устроить снежную бурю, всего лишь посмотрев на маленький сугроб из маршмэллоу в бумажном стаканчике.
Нет времени на весь текст?
ЧИТАЙТЕ
Если вам, как и некоторым из нас, после просмотра первой серии «Американских богов» сразу захотелось узнать, кто есть кто и зачем здесь все собрались, то читайте нашу мини-энциклопедию (ПРО СПОЙЛЕРЫ МЫ ПРЕДУПРЕДИЛИ!)
Знакомство предлагаем начать с двух человеческих (ну почти) персонажей.
Тень Мун (Рики Уиттл)
Спасибо, Тень, что ты есть! Именно это хочется сказать читателям и зрителям , потому что так они не чувствуют себя одинокими и недалекими, ведь есть еще кто-то, кто ничего не понимает во всем происходящем.
Тень выходит из тюрьмы за несколько дней до окончания срока из-за смерти горячо любимой жены Лоры. По дороге домой он встречает непонятного старика по прозвищу мистер Среда, который предлагает ему работу, узнает о смерти своего друга Робби, а на похоронах выясняется, что Лора умерла, . Ничего себе начало истории, да? Терять Тени уже точно нечего, поэтому он и (нехотя) соглашается стать помощником мистера Среды.
Никаких суперспособностей у Тени нет (и как тут жить среди богов?), но в тюрьме он научился различным трюкам с монетами. Фокусы занимают героя на протяжении всей книги, а монеты порой обладают гораздо большей силой и приносят гораздо больше проблем, чем можно ожидать…
Знаете, я, пожалуй, предпочитаю быть человеком, а не богом. Нам не нужен никто, кто верил бы в нас. Что бы ни случилось, для нас жизнь продолжается.
Лора Мун (Эмили Браунинг)
Если вам показалось, что Лора – та еще стерва, то вполне вероятно, что это ощущение не оставит вас на протяжении всего сериала. «Она не настолько мертва, как ей следовало бы», – говорит Тень мистеру Среде. Воскреснет ли Лора из мертвых? Или будет являться мужу в виде призрака? Или станет зомби? А может вампиром? Или она не умирала, и все это была уловка, чтобы заманить Тень в ловушку?
Мне претила сама мысль, что я застаиваюсь. Я просто гнила там, где была. И потому отправилась в путь без машины и кредитных карточек. Решила полагаться на доброту незнакомых людей.
Старые боги
Прибыли в Америку вместе с многочисленными переселенцами из самых разных земель. Когда-то люди почитали их и обращались за помощью, но со временем совсем позабыли и стали поклоняться новым богам – богам технологий. Однако, кажется, не все готовы мириться с таким положением вещей…
Мистер Среда (Йен Макшейн)
Нил Гейман, а вслед за ним и создатели сериала, вообще-то создают ореол таинственность вокруг мистера Среды, и читатели/зрители вместе с Тенью лишь со временем должны узнать о его истинной сущности. Намеки о том, что это за герой, появляются уже в первой серии, но если вы еще не догадались, то мы сейчас испортим интригу и расскажем всю правду.
В начальной сцене с викингами (которой вообще-то не было в книге, но которая отлично отражает идею) стоит обратить внимание на статую Одина, которая отнюдь не случайно напоминает Йена Макшейна. Да и сам Мистер Среда не скрывает от Тени свое настоящее имя. «Какой сегодня день?» – «Среда» – «Значит сегодня мой день». Если вы немного знакомы со скандинавкой мифологией, то уже догадались, что мистер Среда – это верховный бог Один. Английское название Wednesday является видоизмененным написанием Wodensday, что буквально и значит «день Одина».
Он является богом войны, мудрости, поэзии и магии. Один вообще-то никогда не был хитрецом и мошенником, но отчаянные времена требуют отчаянным мер. Именно мистер Среда, или Один, недоволен нынешним положением старых богов и решает начать войну с новыми, куда и втягивает Тень…
Жил-был один бог, который прибыл сюда из далекой страны. Он был великий и могучий бог, но его сила убывала по мере того, как тускнела вера в него. Это был бог, который черпал силу в жертвоприношениях, в смерти и в особенности в войне. Смерти всех, кто пал в битве, посвящались ему – в Старом Свете целые поля битв кормили его и поили мощью. Время шло, и наш бог состарился...
Сумасшедший Суини (Пабло Шрайбер)
Рыжие волосы, пристрастие к алкоголю, любовь к золоту и дракам так и кричат о происхождении этого героя. Сумасшедший Суини представляется лепреконом, и это не шутка. Свою жизнь он начал как хранитель священной скалы на маленькой полянке в Ирландии, более трех тысяч лет назад, а в Америку его привезла молодая девушка из Бэнтри, которая мечтала заработать денег и перевести в Штаты всю свою бедную семью.
Прототипом персонажа послужил герой классической ирландской поэмы «Бешенство Суини» об ирландском короле, который был проклят епископом Ронаном Финном в 637 году и сошел с ума. Резкие звуки вгоняли беднягу в безумие, он обращался в птицу и летал по всей Ирландии.
Интересный факт, что изначально роль Суини должен был исполнить Шон Харрис, но актер отказался от участия в проекте по личным причинам, и лепреконом стал канадец Пабло Шрайбер. Ирландского акцента у него, конечно, нет, как, впрочем, и у его персонажа. «Я пробыл здесь слишком долго», – в книге объясняет лепрекон этот факт Тени.
– Эй, Суини, – выдохнул Тень, – а зачем мы деремся?
– Ради удовольствия, – отозвался протрезвевший или, во всяком случае, уже не пьяный с виду Суини. – Ради настоящего, безбожного, чертовского удовольствия. Разве ты не чувствуешь, как радость поднимается в тебе, словно сок в деревьях весной?
Билкис (Йетиде Бадаки)
Если сцена из сериала показалась вам безумной, то это вы еще книгу не читали. Там все описано в еще более ярких красках. Согласно эфиопским легендам, Билкис была богиней любви и мудрой правительницей, но в современной Америке она стала проституткой (нечему удивляться). В книге у Билкис была не слишком большая роль, но создатели сериала намеривались уделить героине больше внимания. Об этом свидетельствует уже то, что она участвует уже в первой серии, хотя в книге впервые появляется лишь в середине истории.
Да, у нее есть сила, но это магия голода, магия похоти. Она помогла ей выжить в этой стране, но в остальном ей нужно полагаться на острые глаза и острый быстрый ум, на свой рост и свою выдержку.
Больше ни с кем из старых богов в первой серии мы не встречаемся, но давайте уж подготовимся заранее.
Чернобог (Петер Стормаре)
Без родных славянских богов в истории тоже не обошлось. Чернобог – герой из Древней Руси, этакий традиционный русский мужик: невысокий, коренастый мужчина со стальной сединой и резкими чертами лица. Чернобог считается покровителем тьмы, приносящим несчастье. У него есть брат Белобог, с которым у них крайне сложные отношения и вечное противостояние. Именно к брату Чернобог изначально и посылает мистера Среду: мол, моя хата с краю, ничего не знаю, ни во что ввязываться не собираюсь (не зря ж с русской земли приехал!).
Орудие Чернобога – огромный молот, которым после переезда в Америку он забивал коров на скотобойне, но мы-то с вами понимаем, что на самом деле предназначение у оружия куда более важное.
Все наши соотечественники едут в Нью-Йорк. Потом мы перебрались вот сюда, в Чикаго. Все стало совсем худо. Даже дома обо мне почти позабыли. Здесь же я просто дурное воспоминание.
Зори (Клорис Личмен, Марта Келли, Эрика Каар)
Чернобог живет с тремя сестрами – Утренней, Вечерней и Полуночной Зарей. Они существуют в мифах многих славянских народов, но в истории Геймана перебрались в Америку вместе с Чернобогом. Поскольку в сериале все они разного возраста, так и хочется предположить, что богини не сестры, а внучка, мама и бабушка, как минимум. Каждая из Зорь активничает в отведенное ей время суток, пока другие спят.
Давным-давно Зори должны были стеречь Симаргла, «нечто подобное богу, прикованное среди звезд». «И если оно вырвется на волю, настанет конец всему. И есть три сестры, которые должны наблюдать за небом день и ночь напролет. И если существо среди звезд вырвется, миру придет конец – «фррр», и все», – объясняет Зоря Полуночная Тени.
Мистер Нанси (Орландо Джонс)
Герой африканского фольклора. В отличие от мистера Среды (Одина), мистер Нанси, или как его называли раньше – Ананси, традиционно изображался как хитрец и плут, который любит подшучивать над людьми, особенно если они еще и сами повод дают. В Америку он, скорее всего, попал на суднах работорговцев. Ананси буквально переводится как «паук», и это одно из обличий божества, в котором он появляется в большинстве сказок и легенд.
Он смотрел на мистера Нанси, старого негра с тоненькими усиками, в спортивном клетчатом пиджаке и лимонно-желтых перчатках, скачущего на льве с карусели, который то поднимался, то опускался и в то же время на том же месте он видел расцвеченного драгоценностями паука ростом с лошадь, с глазами, похожими на изумрудные туманности, и, пристально глядя на него, паук важно поднял длинную ногу; одновременно Тень глядел на исключительно высокого человека с кожей цвета тикового дерева и тремя парами рук, в тиаре из страусовых перьев, с лицом, раскрашенным красными полосами, и скакал этот человек на рассерженном золотом льве, двумя руками вцепившись в черную гриву зверя; он видел и чернокожего мальчишку в лохмотьях, левая нога у которого распухла и в ране ползали черные мухи; и за всеми этими личинами Тень видел крохотного коричневого паучка, притаившегося под пожухлым желтоватым листом.
Пасха (Кристин Ченоуэт )
«Тебя звали Белая, Иштар, Эостере, а потом еще Пасха», – говорит девушке мистер Среда. В оригинале богиню зовут Easter, что можно не только перевести буквально, но и транслитерировать как Остара. Изначально она была древнегерманской богиней весны и пробуждения природы. Многие ученые пытались связать культ Остары с христианскими традициями, но однозначного мнения так и не сложилось. По книге Пасха, или Белая, была вынуждена не раз приспосабливаться к меняющейся жизни – сначала подстраиваться под христианские традиции, а теперь наблюдать за тем, как люди массово скупают шоколадные яйца и зайчиков.
– Вот мы тут с другом разошлись во мнениях, что, собственно, значит слово «Пасха»? Вы, случайно, не знаете?
– Не знаю я ничего о рождественских штучках. Я язычница.
Новые боги
В современном мире господствуют не герои древних поверий, управлявшие силами природы, а боги технологий.
Техномальчик (Брюс Лэнгли)
Техномальчик – бог интернета и компьютеров, поэтому он буквально вездесущ (как и положено богу, собственно). Он самый юный из всех героев в истории, но гонора у него хватит на всех остальных богов.
В оригинальном романе Техномальчик описан как «жирный мальчишка с лимузином», на щеках у него угревая сыпь, а попивает он диетическую колу. Когда 16 лет назад Гейман писал свой роман, компьютерных гиков представляли именно так. В сериале образ претерпел изменения: герой знатно похудел и превратился в типичного миллениала-хипстера-мажора. Реальность доказала, что Техномальчик может не сомневаться в своей силе. Страшно?
Я хочу, чтобы мир был чист. Я хочу, чтобы завтра принадлежало мне. Я хочу эволюции, делегации полномочий, революции. Я хочу, чтобы мои люди вышли из зоны пониженного давления на высокое плато господствующих тенденций. Мы должны сиять в свете прожекторов. Софиты спереди и сзади.