Нарушение сроков исполнения контракта по 44 фз. Расторжение госконтракта по соглашению сторон
В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ, каковы последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.
Помните, если у вас возникла спорная ситуация с заказчиком по поводу сроков исполнения госконтракта, последствия могут быть весьма неприятными. Именно для этих целей мы разработали для наших клиентов специальную услугу — .
Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта
В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика. Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.
Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта
Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.
Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.
Об уменьшении сроков поставки как меры по ограничению конкуренции в государственных закупках мы подробно говорили в другой статье .
Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту
Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования. Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.
Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.
Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.
Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта
В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.
Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта
Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.
Существенные условия нарушения государственного контракта
Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют .
Судебная практика по просрочке государственных контрактов
Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ. Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.
Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать. Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области. Специалисты нашей компании помогут Вам , и .
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф. Если наряду с невыполнением работ в установленный срок контрагент допустил иные нарушения обязательств по контракту (например, не выполнил работы на момент прекращения контракта, выполнил их не в полном объеме, нарушил требования к качеству работ и т.д.), ему должно быть предъявлено требование об уплате как пеней, так и штрафа.
Обоснование позиции:
Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями ( ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Указанный Закон основан в том числе на нормах РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Поэтому ко всем заключаемым в соответствии с ним договорам (контрактам) применяются нормы ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом N 44-ФЗ.
Согласно Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также - контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заметим, что, хотя в этой норме, как и в ГК РФ, упоминается о "неустойке (штрафе, пене)" без разграничения этих понятий, на практике существует устоявшееся понимание о штрафах и о пенях, как о видах неустойки. Такое разграничение прямо проведено в иных нормах N 44-ФЗ, которые непосредственно определяют и различные основания взыскания, различные нарушения условий контракта, за которые взыскиваются эти виды неустойки.
Так, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства ( Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, далее - Правила). Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения. Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).
Из этих критериев в спорных ситуациях исходят и суды. Так, АС Поволжского округа в от 12.10.2017 N Ф06-24639/17 указал, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства и иные нарушения поставщиком обязательств, устанавливая специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.11.2015 N 13АП-22758/15 применительно к рассмотренной им ситуации пришел к выводу, что возложение двойной ответственности за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а именно: пеней за каждый день просрочки обязательства и штрафа в виде фиксированной суммы за тоже нарушение, противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, исключающей просрочку исполнения обязательств из числа нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. В АС Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-9187/16 отмечается, что, поскольку подрядчик фактически совершил одно нарушение - нарушил срок выполнения работ по контракту, с него должны быть взысканы пени, но не штраф.
Таким образом, взимание штрафа за нарушение срока выполнения работ по контракту противоречит правилам N 44-ФЗ, которые предусматривают ответственность за это нарушение только в виде пеней (смотрите также АС Волго-Вятского округа от 05.12.2016 N Ф01-5271/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 N , Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 N 15АП-7180/17).
Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ. Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством. При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения. Именно такого подхода придерживаются и суды.
В частности, в судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения обязательства, явившийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, смотрите также Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 N 19АП-3329/16).
К аналогичному выводу суды приходят в ситуациях, когда контракт исполнен частично или с нарушением требований к качеству работ ( АС Московского округа от 17.10.2016 N Ф05-14602/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 N , Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 N 02АП-4666/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 N 05АП-3944/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 09АП-57682/16).
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации нарушение контракта со стороны подрядчика заключается только в том, что результат работ не сдан заказчику в установленный контрактом срок, иные нарушения обязательств по контракту допущены не были (работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, хотя и с просрочкой), с подрядчика должны быть истребованы только пени, но не штраф. Если же наряду с просрочкой в сдаче результата работ подрядчик допустил иные нарушения условий контракта, наряду с пенями он обязан уплатить заказчику штраф в размере, определяемом в соответствии с Правилами.
Отметим также, что в спорной ситуации вопрос о правомерности одновременного применения к подрядчику двух видов санкций за допущенное нарушение (пеней и штрафа) может быть решен судом исходя из фактических обстоятельств и анализа условий контракта ( ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
В последнее время в связи с усовершенствованием института государственных закупок и потребности в выполнении работ (услуг), продаже товаров для государства возрастает количество заключаемых контрактов. Однако победители закупочной процедуры не всегда добросовестно выполняют обязательства по госконтракту, из-за чего возникает необходимость применять штрафные санкции и иные меры, направленные на обязание исполнителя осуществить исполнение контракта или наказание виновных лиц.
Меры ответственности поставщиков, не выполнивших обязанности по контракту, можно условно разделить на 2 группы:
- Материальные;
- Административно-правовые.
Материальные меры ответственности предполагают взыскание убытков, неустойки, штрафов за невыполнение обязательств по контракту.
Административно-правовые меры состоят в обязании выполнить контракт (по решению суда), расторжении госконтракта по инициативе заказчика, внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
Чаще поставщики (подрядчики) не реализуют обязательства по контракту в части выполнения работ (услуг), поставки товаров полностью или частично.
В случае такого неисполнения заказчик обладает полным арсеналом мер защиты собственного права: от взыскания неустойки до расторжения контракта. И такие меры иногда используются комплексно.
Важно! При неисполнении контракта заказчики принимают решение о расторжении госконтракта по собственной инициативе.
Процедура такого расторжения четко расписана законом. При принятии такого решения в пределах трех дней заказчик обязан разместить информацию о расторжении на официальном сайте и направить стороне контракта по почте заказным письмом с уведомлением. Решение госзаказчика о расторжении вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.
Закон устанавливает обязанность заказчика отменить принятое решение, если в течение указанного срока поставщик устранит в полном объеме нарушения контракта.
Если контракт с поставщиком расторгнут в одностороннем порядке, то сведения о нём заносятся в реестр недобросовестных поставщиков в предусмотренном законом порядке.
Другим неблагоприятным последствием невыполнения обязательств по контракту поставщиком признаётся вероятность взыскания неустойки за несвоевременное исполнение таких обязательств либо штрафа за неисполнение обязательств.
Важно! Размер штрафа ставится в зависимость от цены госконтракта и выражается в процентном соотношении в зависимости от цены контракта: чем выше цена госконтракта, тем ниже процент штрафа.
Важно! Неустойка высчитывается по специальной формуле, указанной в постановлении правительства, и ставится в зависимость от цены контракта, суммы фактически исполненных обязательств и периода просрочки.
Получается, чем выше цена контракта и больше период просрочки, тем больше сумма неустойки.
В случае неисполнения контракта поставщиком госзаказчик вправе принять решение о направлении в суд иска о взыскании с поставщика убытков, причиненных неисполнением (ненадлежащим выполнением) контракта. Такими убытками считается разница между предложенной поставщиком ценой контракта и ценой по которой контракт фактически выполнен другим лицом. Убытки иногда равняются стоимости испорченного подрядчиком (поставщиком) имущества, которое, согласно договору, заказчик передает для выполнения работы. В каждом конкретном случае убытки определяются самостоятельно, исходя из существа ситуации.
На практике госзаказчики при неисполнении контракта поставщиком приходят к решению о расторжении контракта, подают информацию о таком поставщике в территориальное УФАС, и взыскивают сумму штрафа и убытков за неисполнение обязательств по контракту.
Важно! Страшным» последствием для поставщика считается включение в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в следующие два года поставщик не сможет полноценно участвовать в государственных закупках, поскольку многие заказчики устанавливают требования к поставщикам в виде отсутствия в указанном реестре.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.
Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.
Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).
Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.
Ответственность заказчика
Пеня
Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ).
Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту
Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.
Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)
Пеня
Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом ():
П = (Ц – В) x С ,
Ц – цена контракта;
В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);
С – размер ставки.
И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С ) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста ():
С = С ЦБ x ДП ,
С ЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К ;
ДП – количество дней просрочки.
Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно ():
К = (ДП / ДК) x 100% ,
ДП – количество дней просрочки;
ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К ), чтобы получить С ЦБ ():
Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)
Величина коэффициента К | Размер ставки рефинансирования (С ЦБ) |
0-50% | 0,01 ставки рефинансирования |
50-100% | 0,02 ставки рефинансирования |
100% и более | 0,03 ставки рефинансирования |
Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.
Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.
- ПРИМЕР 1
Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.
Сначала определим коэффициент К :
К = (9 / 30) x 100% = 30%
Поскольку это значение попадает в диапазон "0-50%", то в формуле расчета ставки С мы будем использовать С ЦБ , равный 0,01 значения (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):
С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425
(или 0,74%)
Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):
П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.
Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:
П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.
- ПРИМЕР 2
Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К :
К = (18 / 30) x 100% = 60%
Автоматически меняется значение коэффициента К , который надо учитывать: он попадает в диапазон "50-100%", а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:
С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)
Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:
П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.
- ПРИМЕР 3
Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:
К = (42 / 30) x 100% = 140%
Снова изменился диапазон значений коэффициента К , теперь он составляет "100% и более" – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:
С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)
Соответственно, итоговый размер пени будет равен:
П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.
Штраф
Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.
Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)
Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного "дешевле" будет исполнить контракт с просрочкой.
К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на , ни .
Совсем-совсем недобросовестно
Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.
При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в , только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ " "). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований , – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.
Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков ().
Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на "неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту".
В условиях неопределенности
Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.
Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.". Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.
Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.
Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте () – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения .
Исключение из правил
В заключение напомним, что в соответствии с заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:
- на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ();
- на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия ();
- если предметом закупки являются лекарственные препараты ().
Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Одним из них является вопрос о том, как определять размер штрафа для заказчика в случае нарушения условий контракта.
Почему заказчик несет ответственность за нарушение условий контракта?
Согласно ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках в контракт обязательно должен быть включен пункт, предусматривающий ответственность и для заказчика, и для исполнителя. Ответственность наступает, если стороны контракта нарушили свои обязательства по контракту.
Обратите внимание! Должностное лицо заказчика может быть привлечено к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, если в проекте контракта будет отсутствовать условие об ответственности заказчика за нарушение его условий. В этом случае с должностного лица взыскивается штраф в размер 3000 рублей.
Закон о госзакупках (ч. 5 ст. 34) предусматривает право исполнителя требовать уплаты неустойки или штрафа, если заказчик:
- просрочит исполнение своих обязательств;
- исполнит их ненадлежащим образом;
- не исполнит их совсем.
Как рассчитать пени за просрочку исполнения обязательств заказчиком?
Исполнитель может требовать уплаты пени , если заказчик просрочит исполнение своих обязательств по оплате суммы контракта.
Размер пени определяется в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от той суммы, которая не оплачена в срок. Ставка рефинансирования с 03.03.2014 года установлена в размере 7%.
Пеня будет начисляться на следующий день после того, как обязательство по оплате контракта должно было быть исполнено. При этом начисляться она будет каждый день до момента исполнения обязательства.
Пример:
Контракт был заключен на сумму 100 000 рублей с датой оплаты 12.03.2014 года. Заказчик на 30.03.2014 года не выполнил свои обязательства по оплате. Оплата просрочена на 18 дней. Пеня в этом случае будет рассчитываться следующим образом:
(1/300*7%)*100 000= 23 рубля 33 копейки - размер пени за один день
23,33*18 дней=419 рублей 94 копейки
Как рассчитать штраф за нарушение обязательств заказчиком?
В случае нарушения заказчиком своих обязательств исполнитель может с него взыскать штраф. Взыскание штрафа происходит за нарушение тех обязательств, которые не связаны с просрочкой исполнения обязательств. В последнем случае, как было указано выше, взыскивается пеня.
Размер штрафа необходимо прописывать в контракте в виде определенной суммы. Порядок определения размера штрафа указывается в Постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1063. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2014 года.
Сумма штрафа зависит от цены контракта и определяется следующим образом:
Пример:
Контракт заключен на сумму 15 миллионов рублей. В этом случае штрафные санкции для заказчика в контракте устанавливаются в следующем размере:
2%*15 000 000 рублей = 300 000 рублей.
Нужно ли вносить изменения о штрафах в контракт, заключенный до вступления в силу Постановления Правительства?
Закон 44-ФЗ не предусматривает такого основания для внесения изменения в контракт. Положения данного закона предусматривают изменение контракта на основании соглашения между заказчиком и исполнителем, например, по вопросам цены, сроков исполнения, объема работ.
Вместе с тем, изменение размера штрафных санкций фактически не зависит от воли сторон, а вызвано вступлением в силу нормативного акта, регулирующего данный вопрос. Поэтому внесение изменений в контракт по данному вопросу скорее будет чисто техническим, нежели связанным с волеизъявлением сторон.
Кроме того, размеры штрафа определены в нормативном акте, который подлежит обязательному исполнению, и не могут быть изменены соглашением сторон. Учитывая это, положения о неустойке, предусмотренные в постановлении, будут применяться независимо от того, включены они в контракт или нет.
В каких случаях можно не прописывать ответственность в контракте?
Заказчик может и не включать в контракт сведения о штрафах и неустойках, когда контракт заключается с единственным поставщиком. Данное правило применимо для следующих случаев:
- цена контракта не больше 100 тысяч рублей;
- контракт заключается на посещение зоопарка, театра и т.п.;
- по контракту закупаются лекарства.
В каких случаях заказчик может быть освобожден от ответственности?
Заказчик может быть освобожден от ответственности, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было вызвано непреодолимой силой или произошло по вине исполнителя.
Сам закон 44-ФЗ не содержит разъяснений относительно того, что стоит понимать под непреодолимой силой. Но судебная практика характеризует данные обстоятельства как чрезвычайные и непредотвратимые явления, которые влияют на отношения контрагентов извне и не могут зависеть от субъективных факторов. К таким обстоятельствам можно отнести, в том числе:
- наводнения;
- стихийные бедствия;
- землетрясения;
- ураганы;
- и другие подобные обстоятельства.
Для того чтобы неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта в связи с данными обстоятельствами считалось правомерным, необходимо соблюсти следующие условия.